корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕГИОНАХ
РОССИИ ш
Целью настоящей статьи является обоснование направлений совершенствования государственного регулирования в сфере природопользования и экологии, опирающихся на выделение объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, что должно повысить эффективность исполнения установленных функций органов государственного контроля и надзора в сфере природопользования. Авторами выполнен анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность; предложено определение экологически опасных объектов и обоснованы критерии их выделения. Результаты исследования представлены в виде апробации на материалах экологического мониторинга регионов России, с выделением трех групп объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в разрезе видов деятельности, по субъектам Федерации и федеральным округам. Сформулированы принципы осуществления контроля и надзора применительно к экологически опасным объектам.
The aim of this article is proving directions of improving state regulation in the sphere of natural resource use and ecology being based on highlighting objects having significant negative impact on environment that should raise effectiveness of carrying out functions set of organs of state control and supervision in the sphere of natural resource use. Authors carried out the analysis of existing regulatory framework settling control-supervision activity; proposed the definition of ecologically dangerous objects and proved criteria of those emphasizing. The results of research are presented in the form of testing on materials of ecological monitoring of Russian regions, with highlighting three groups of objects having negative impact on environment from the point of view of kinds of activity, by subjects of Federation and federal districts. The principles of carrying out control and supervision of ecologically dangerous objects are formulated.
Шеломенцев А. Г., Беляев В. Н.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Ключевые слова: природные ресурсы, органы государственного контроля и надзора в сфере природопользования, экологически опасный объект, государственное регулирование, окружающая среда.
Key words: natural resources, organs of state control and supervision in the sphere of natural resources use, ecologically dangerous objects, state regulating, environment.
Увеличение загрязнения окружающей среды и ухудшение экологической ситуации в регионах, истощение природных ресурсов происходит и по причине отсутствия действенной системы контроля за соблюдением требований и правил в сфере природопользования, низкой степени охвата государственным контролем и надзором объектов природопользования. Дальнейшее развитие системы государственного регулирования требует разработки соответствующей теоретико-методологической, методической и нормативно-правовой базы, особенно в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что должно способствовать эффективному исполнению установленных функций органов государственного контроля и надзора.
В настоящее время, по оценкам специалистов, общее количество объектов контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды в целом по Российской Федерации составляет несколько миллионов единиц [1].
На земельные ресурсы приходится наибольший объем в общем количестве объектов контроля и надзора - более 43 млн ед. Однако в сфере компетенции Росприроднадзора находятся только земли особо охраняемых и других охранных территорий. Общая площадь земель особо охраняемых территорий составила 34,4 млн га.
Вторые по количеству - объекты водного контроля. Россия омывается водами 12 морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковым Каспийским морем. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и других объектов водного фонда. Количество объектов водного контроля и надзора составляет более 5,8 млн ед.
Достаточно многочисленны лесные объекты и ресурсы. Лесной фонд Российской Федерации занимает около 70% территории суши. Количество объектов контроля и надзора составляет более 1,3 млн ед. Основной объем контрольных функций передан сейчас органам власти субъектов
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Федерации. Росприроднадзор осуществляет контроль за лесами на особо охраняемых территориях, контроль и надзор за исполнением органами власти субъектов Федерации переданных им функций.
Большое значение имеет такая сфера, как недропользование, т. е. объекты геологического контроля. Объектами геологического контроля и надзора, осуществляемых Росприроднадзором, являются участки недр, скважины и др. - около 0,3 млн ед.Наибольшее негативное воздействие на окружающую среду оказывают угольные разрезы, при эксплуатации которых добыча угля ведется открытым способом.
Животный и растительный мир России отличается большим разнообразием. Многие его представители попадают в категорию «охраняемых объектов животного и растительного мира». По данным Росприроднадзора России на территории Российской Федерации представлено 320 видов млекопитающих, 789 - птиц, 75 - рептилий, около 30 - амфибий, 343 вида рыб пресных вод, 9 -круглоротых и около 1500 видов морских рыб.
Большое значение имеет контрольно-надзорная деятельность по такой категории объектов, как особо охраняемые природные территории. Всего в Российской Федерации насчитывается около 12 тысяч особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых составляет 207,3 млн га, или 11,5% от площади России.
Наибольшие опасения с точки зрения экологической безопасности и охраны окружающей среды вызывает хозяйственная деятельность юридических и физических лиц.
По объемам выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников на первом месте располагаются «обрабатывающие производства» (третья часть суммарного объема по России) за счет металлургического производства. Значительные объемы выбросов в атмосферу характерны для предприятий, связанных с производством, передачей и распределением электроэнергии, а также с транспортированием по трубопроводам газа и продуктов его переработки. Одним из основных источников негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения является автомобильный транспорт, на долю которого приходится более 40% суммарного выброса загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.
Крупнейшими загрязнителями являются сточные воды. Из общего объема загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты России, 55% приходится на «производство и распределение
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
электроэнергии, газа и воды», 18% - на «обрабатывающие производства», 12% - на "предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг".
В результате низкой степени вторичного использования и обезвреживания отходов значительное количество накопленных отходов находится, как правило, на промышленных площадках предприятий, занимая огромные площади.
В Постановлении Правительства РФ от 31 марта 2009 г. №285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» утвержден перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. При этом, из миллиона российских предприятий плательщиками за наносимый вред окружающей среде являются около 300 тыс.[2].
Проблемы рационального природопользования и сохранения окружающей среды связаны в первую очередь с несовершенством законодательства в сфере охраны окружающей среды, в части нормирования негативного воздействия на окружающую среду, а также отсутствие законодательных механизмов по обязательному экологическому страхованию, экологическому аудиту, нормированию качества окружающей среды, внедрению наилучших экологически безопасных технологий.
В целях снижения административных барьеров, восстановления государственной экологической экспертизы Министерством природных ресурсов и экологии РФ было предложено в рамках дальнейшего совершенствования существующей системы нормирования разделить предприятия на три группы по степени воздействия на окружающую среду:
- незначительно воздействующие на окружающую среду, к которым будут применяться декларативные принципы при расчете выплат за негативное воздействие;
- умеренно воздействующие, по которым утверждаются нормативы по технологически обоснованным объемам воздействия;
- экологически особо опасные, оказывающие 99% всего негативного воздействия на окружающую среду, которым будет предлагаться переход на наилучшие доступные технологии
(НДТ) [2].
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
В связи с этим становится актуальным дать определение объектов, относящихся к последней группе экологически опасных.
Конвенцией Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая была принята 25 февраля 1991 года в г. Эспо (Финляндия) и вступила в силу 10 сентября 1997 года (Конвенцию подписали 42 страны), был определен класс экологически опасных объектов, к которым отнесены виды деятельности, оказывающие вредное трансграничное воздействие.
В России по аналогии с Конвенцией были разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок выделения объектов и предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Так, в Инструкции о порядке проведения экологической экспертизы воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям ПНД 1-94 Минприроды РФ, введенной в действие письмом ДГЭК Минприроды РФ № 11-02/02-594 от 25.12.1995 в рамках реализации положений Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г№ 174- ФЗ, был определен перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, оценка воздействия которых на окружающую среду производится в обязательном порядке.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011)[4] отсутствует понятие «экологически опасных объектов», однако в статье 3 закрепляется принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, то есть к экологически опасным объектам отнесены объекты хозяйственной и иной деятельности. В ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены общие требования, касающиеся предупреждения или предотвращения возникновения экологической опасности, порождаемой хозяйственной деятельностью.
Анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта позволили сформулировать следующее определение экологически опасного объекта, отражающего современные подходы к определению объектов государственного экологического контроля и надзора.
Экологически опасный объект - это объект настоящей и/или прошлой хозяйственной или иной деятельности, характеризующийся значительными уровнями и продолжительностью совокупного
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
вредного воздействия на окружающую среду, масштабными для данного вида деятельности объемами выпуска продукции (услуг), а также содержанием в выбросах, сбросах, отходах производства и потребления веществ, представляющих реальную или потенциальную угрозу для окружающей среды и здоровья населения.
При этом основными критериями экологически опасных объектов авторами настоящей статьи предлагаются следующие.
Первое: виды объектов текущей хозяйственной и иной деятельности, оказывающие существенное негативное влияние на окружающую среду (производства, гидротехнические сооружения и т.п.), а также ее масштабы.
Критерии содержатся в Конвенции Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая была принята 25 февраля 1991 года в г. Эспо (Финляндия) и вступила в силу 10 сентября 1997 года (Конвенцию подписали 42 страны). В данном документе определен перечень видов деятельности, а также масштабы производства, которые могут оказывать вредное трансграничное воздействие. Для определения потенциальных трансграничных загрязнителей (предприятий и объектов) предложено пользоваться следующими четырьмя критериями: потенциально опасный вид деятельности, масштаб деятельности (объемы производства), район размещения объекта относительно границ и виды деятельности, оказывающие особенно сложное и потенциально вредное воздействие.
«Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» определен перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке.
В Инструкции о порядке проведения экологической экспертизы воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям ПНД 1-94 Минприроды РФ, введенной в действие письмом ДГЭК Минприроды РФ N 11-02/02-594 от 25.12.1995 в рамках реализации положений Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г N 174- ФЗ, был впервые определен перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, оценка воздействия которых на окружающую среду производится в обязательном порядке. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
окружающую среду проводится в обязательном порядке, полностью повторяет перечень, содержащийся в Конвенции Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
Второе: отходы производства и потребления; виды объектов прошлой хозяйственной деятельности (отвалы, отходы, свалки), которые могут не находиться (быть бесхозными) на балансе конкретных организаций, при этом масштабы и степень негативного влияния которых представляют значительную угрозу человеку и окружающей среде.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» установлены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, которые разработаны в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"[5].
Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее -Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее -отходы) и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
Класс опасности отходов установлен по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с критериями. При этом к экологически опасным объектам предлагается отнести отходы 1 -2 классов опасности.
Первый и второй классы - чрезвычайно опасные отходы - характеризуются очень высокой и высокой степенью вредного воздействия на окружающую природную среду в условиях, когда экологическая система необратимо или сильно нарушена, а период восстановления отсутствует или превышает 30 лет до полного устранения источника вредного воздействия[3].
Третье: ограничение хозяйственной деятельности на особо охраняемых территориях, в том
числе на Байкальской природной территории.
Номер 1, 2013
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Федеральным законом от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено ограничение размещения на особо охраняемых природных территориях любой деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам.
Статьей 18 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об охране озера Байкал» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011) установлено, что ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов на Байкальской природной территории осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Четвертое: класс опасности загрязняющих веществ, уровень воздействия на окружающую среду, виды деятельности (проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного Министерством природных ресурсов и экологии РФ, в части изменений и дополнений в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Кроме того, проведенный анализ и обобщение нормативно-правовой базы с учетом тенденций развития природоохранного законодательства в области государственного экологического контроля позволяет сделать вывод, что при определении перечня экологически опасных объектов необходимо учитывать:
- виды и масштабы воздействия объектов и видов экономической деятельности на окружающую среду;
- расположение объектов на особо чувствительных территориях, а также в непосредственной близости от них;
- класс опасности веществ, загрязняющих окружающую среду.
Основные критерии определения экологически опасных объектов и их правовое основание представлены в табл. 1.
Таблица 1
Законодательное и нормативно-правовое обоснование критериев определения экологически опасных
объектов
Нормативно- правовые акты Конвенция Европейской экономической комиссии ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», от Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^к^и.ги
25.02.1991. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 № 174- ФЗ Приказ МПР России от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный МПР России Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
Критерии потенциально опасный вид деятельности; масштаб деятельности (объемы производства); район размещения объекта относительно границ; виды объектов, оказывающие особенно сложное и потенциально вредное воздействие 1-11 класс опасности отходов класс опасности загрязняющих веществ; уровень воздействия на окружающую среду; виды деятельности факт размещения хозяйственных объектов на территории ООПТ
В соответствии с предложенными критериями выделения экологически опасных объектов были проведены экспертные оценки объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. №285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».
Общее количество проанализированных объектов в целом по России составило около 81 тысячи, в том числе по федеральным округам: Центральный ФО - 23,9 тыс., Северо-Западный ФО -5,7 тыс., Южный ФО - 8,2 тыс., Северо-Кавказский ФО - 10,6 тыс., Приволжский ФО - 16,8
тыс., Уральский ФО - 3,8 тыс.,Сибирский ФО - 7,4 тыс., Дальневосточный ФО - 4,7 тыс.
Исходная информация по анализируемым объектам, расположенным на территории субъектов Федерации, была принята на основе утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии РФ перечней объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Экспертные оценки позволили установить круг экологически опасных объектов по всем субъектам Федерации, количество и качественный состав которых объективно отражает характер и масштабы негативного экологического воздействия на окружающую среду конкретных регионов.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Выполненный комплекс работ позволил сформулировать требования к материалам, представляемым на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории Российской Федерации.
Проведенная предварительная экспертная оценка показала, что в целом по России количество экологически опасных объектов может составить 11 986 или 14,8% от общего числа объектов, утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии РФ в качестве объектов федерального государственного экологического контроля и надзора. Объекты умеренного экологического воздействия составляют 69 007, или 85,2%, из проанализированных.
По федеральным округам соотношение между экологически опасными объектами и объектами умеренного воздействия на окружающую среду различно и составляет:
Центральный федеральный округ - экологически опасные объекты составляют 2 402 из 23 864 объектах, или 10,1%, умеренного негативного воздействия - 89,9%;
Северо-Западный федеральный округ - экологически опасные объекты составляют 1 334 из 5 732 объектах, или 23,3%, умеренного негативного воздействия - 76,0%;
Южный федеральный округ - экологически опасные объекты составляют 1 161 из 8 152 объектов, или 14,2%, умеренного негативного воздействия - 85,8%;
Северо-Кавказский федеральный округ - экологически опасные объекты составляют 905 из 10 550 объектов, или 8,62%, умеренного негативного воздействия - 91,4%;
Приволжский федеральный округ - экологически опасные объекты составляют 2 741 из 16 769 объектов, или 16,3%, умеренного негативного воздействия - 83,7%;
Уральский федеральный округ - экологически опасные объекты составляют 564 из 3 795 объектов, или 14,9%, умеренного негативного воздействия - 85,1%;
Сибирский федеральный округ - экологически опасные объекты составляют 1 696 из 7 400 объектов, или 22,9%, умеренного негативного воздействия - 77,1%;
Дальневосточный федеральный округ - экологически опасные объекты составляют 1 183 из 4 731 объектов, или 25%, умеренного негативного воздействия - 75%
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра ц ^ 207 Я
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р ,
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^к^и.ги
Включение подконтрольных объектов в ту или иную группу должно осуществляться центральным аппаратом Росприроднадзора по представлению его территориальных органов и утверждаться Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Корректировка перечня объектов должна осуществляться ежегодно.
По каждому субъекту Федерации целесообразно, по мнению авторов работы, разрабатывать карты экологически опасных объектов и вести их мониторинг.Авторами предложен вариант таких карт по субъектам Уральского федерального округа.
Для разработки карты экологически опасные объекты были разбиты на группы по отраслям: сельское хозяйство, добыча твердых полезных ископаемых, добыча жидких и газообразных полезных ископаемых, производство энергии, газа и воды, обрабатывающие производства, транспорт, строительство, складирование отходов, порты, трубопроводы.
Каждой отрасли было придано условное обозначение. Затем объекты были нанесены на карту в соответствии с местом их расположения.
Из перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю и надзору, согласно Постановлению Правительства РФ №285, в соответствии с принятыми критериями были выделены экологически опасные объекты по субъектам Уральского федерального округа (табл. 2). Экологически опасные объекты сгруппированы по основным отраслям и производствам. При этом более 55% из них занимают горнодобывающие предприятия, в том числе крупнейшие в России: ОАО «Качканарский ГОК», ОАО «Севуралбокситруда», ОО «Ураласбест» и другие.
Таблица 2
Число экологически опасных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю на
территории Уральского федерального округа
Территории УрФО
№ Тюменская
п/п Отрасли Курганская область Свердловская область область (без округов) ХМАО ЯНАО Челябинская область Всего
1. Сельское хозяйство 18 7 13 0 0 0 38
(животноводство)
2. Добыча и разведка
полезных 3 59 2 11 7 29 111
ископаемых
Вестник Научно-исследовательского центра ц ^ 207 Я
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р ,
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
3. Добыча и хранение жидких и газообразных полезных ископаемых 6 2 21 111 62 0 202
4. Производство электроэнергии, газа и воды 1 13 5 8 10 0 37
5. Обрабатывающие производства 5 57 4 7 8 17 98
6. Транспорт 1 5 1 6 1 1 15
7. Строительство 0 0 3 10 13 0 26
8. Складирование отходов 1 0 0 2 2 0 5
9. Порты 0 0 3 5 4 0 12
10. Трубопроводы 4 2 1 8 6 0 21
Всего 39 145 53 168 113 47 565
Деятельность по контролю и надзору применительно к экологически опасным объектам должна основываться, по нашему мнению, на следующих принципах:
- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению совокупности мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к субъектам хозяйственной и иной деятельности;
- выделение категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую
среду;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- соответствие международным соглашениям и конвенциям в области охраны окружающей
среды.
Предложенный авторами подход к выделению экологически опасных объектов хозяйственной деятельности будет способствовать совершенствованию системы государственного регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Список литературы:
1. Алпатов А.А. Природопользование и охрана окружающей среды: создание системы государственного контроля и надзора. М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2007. 128 с.
2. Доклад «Реформирование законодательства в сфере охраны окружающей среды Российской Федерации» Ю.П. Трутнева на Президиуме Госсовета по экологии (27 мая 2010 года, г. Элиста). [Электронный ресурс]. URL: http://www.vipstd.ru/iournal/content/view/408/39/.
3. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденные Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды». [Электронный ресурс]. URL:http://www.dioxin.ru/doc/prikaz511.htm.
4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=117343.
5. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред.28.07.2012). [Электронный ресурс]. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131656
1. Alpatov A. A. And protecting the environment: creating sys-tem of state control and supervision. Moscow: ACDI "Business and Life", 2007. 128 p.
2. Report on "Reforming the law on the protection of the environment of the Russian Federation," J. P. Trutnev at the Presidium of the State Council on the Environment (May 27, 2010, in Elista). [Electronic resource]. URL: http://www.vipstd.ru/journal/content/view/408/39/.
Literature:
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
3. Criteria for classifying hazardous waste classified as dangerous for the environment of natural environment, approved by the Order of the Russian Ministry of Natural Resources June 15, 2001 № 511 "On approval of the criteria for classifying hazardous waste classified as dangerous for the environment." [Electronic resource]. URL: http://www.dioxin.ru/doc/prikaz511.htm.
4. Federal Law of 10.01.2002 № 7-FZ (as amended on 18.07.2011) "On protection of the environment" (with rev. And enlarged. Coming into force from 01.08.2011). [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=117,343.
5. Federal Law of June 24, 1998 № 89-FZ "On waste production and consumption-va" (red.28.07.2012). [Electronic resource]. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131,656
[11 Статья подготовлена при поддержке проекта фундаментальных исследований, выполняемого совместно с организациями СО и ДВО РАН, государственных академий наук России, национальных академий наук стран СНГ и отраслевых академий « Факторы и механизмы акселерации социально-экономического развития регионов России» (№12-С-7-1007) и гранта РФФИ «Формирование инновационной модели освоения минерально-сырьевой базы регионов России» (РФФИ 11-06-00290а)