Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
844
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / GOVERNMENT PROCUREMENT / FINANCIAL CONTROL / CONTRACT SYSTEM / RISK-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капитонова Татьяна Сергеевна

В статье рассмотрены основные направления совершенствования финансового контроля в сфере государственных закупок как основного элемента закупочного процесса. Сфера государственных закупок активно развивается на сегодняшний день, поэтому необходимо анализировать эффективность финансового контроля с целью повышения эффективности использования бюджетных средств. В результате проведенного исследования определены такие направления совершенствования, как повышение прозрачности контроля, расширение взаимодействия контрольных органов, совершенствование нормативно-правового обеспечения, автоматизация контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING FINANCIAL CONTROL IN THE FIELD OF PUBLIC PROCUREMENT

The article considers the main directions of improving financial control in the field of public procurement as the main element of the procurement process. The public procurement sector is actively developing today, so it is necessary to analyze the effectiveness of financial control in order to increase the efficiency of use of budget funds. As a result of the study, such areas of improvement as increasing transparency of control, expanding the interaction of control bodies, improving regulatory support, automation of control were identified.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»

УДК 316.034

DOI 10.23672/t5107-1475-9447-r

Капитонова Татьяна Сергеевна

студентка 4 курса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации tanyakapitonova@inbox.ru

Tatyana S. Kapitonova

Student 4 courses, Financial University at the Government Russian Federation tanyakapitonova@inbox.ru

Направления

совершенствования финансового контроля в сфере государственных закупок

Directions for improving

financial control in the field of public procurement

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления совершенствования финансового контроля в сфере государственных закупок как основного элемента закупочного процесса. Сфера государственных закупок активно развивается на сегодняшний день, поэтому необходимо анализировать эффективность финансового контроля с целью повышения эффективности использования бюджетных средств. В результате проведенного исследования определены такие направления совершенствования, как повышение прозрачности контроля, расширение взаимодействия контрольных органов, совершенствование нормативно-правового обеспечения, автоматизация контроля.

Ключевые слова: государственные закупки, финансовый контроль, контрактная система, риск-ориентированный подход.

Annotation. The article considers the main directions of improving financial control in the field of public procurement as the main element of the procurement process. The public procurement sector is actively developing today, so it is necessary to analyze the effectiveness of financial control in order to increase the efficiency of use of budget funds. As a result of the study, such areas of improvement as increasing transparency of control, expanding the interaction of control bodies, improving regulatory support, automation of control were identified.

Keywords: government procurement, financial control, contract system, risk-based approach.

В рамках развития финансовой системы Российской Федерации необходимо постоянно оптимизировать процесс государственных расходов, в том числе, расходов на государственных нужды. В связи с этим, особую актуальность приобретает государственный финансовый контроль за осуществлением закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

На сегодняшний день государственный финансовый контроль призван обеспечивать интересы государства в рамках реализации его финансовой политики и поддержания стабильной и устойчивой финансовой системы. Известно, что сфера государственных закупок имеет коррупционную составляющую. Это подтверждает необходимость осуществления государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль в сфере закупок осуществляется специально созданными органами государственной власти. Так, различают внутренний и внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль [1]. Цель двух видов контроля одинакова и установлена бюджетным законодательством: обеспечение соблюдения правовых актов, регулирующих

бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, а также соблюдение условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета [4, с. 106].

Таким образом, в соответствии с установленной целью государственного финансового контроля, необходимо непрерывно контролировать бюджетные средства, направляемые на обеспечение государственных контрактов.

Финансовый контроль в сфере государственных закупок является основным элементом контрактной системы. Такое положение закреплено в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В рамках развития современной системы финансового контроля можно выделить некоторые направления совершенствования финансового контроля в сфере государственных закупок, в том

числе, направления, которые активно развиваются на сегодняшний день.

1. Повышение прозрачности осуществления государственных закупок.

Существует большое количество источников информации об осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Так, Единая информационная система в сфере закупок позволяет пользователям отслеживать закупочный процесс любого субъекта, анализировать контракты, знакомиться с различными реестрами. В свою очередь, такая системы с момента создания стала использоваться при проведении государственного финансового контроля в сфере закупок. На Федеральное казначейство как орган внутреннего государственного финансового контроля, возложены полномочия по ведению и обслуживанию ЕИС в сфере закупок.

Развитие информационного поля повышает открытость осуществления государственных закупок, тем самым сокращая риски коррупции. Как следствие, изменяются методы и применяются новые подходы к проведению финансового контроля государственных закупок.

Одним из способов повышения прозрачности в настоящее время является осуществление всех форм проведения закупок в электронной форме. Отмечается, что осуществление закупок в электронной форме направлено на то, чтобы «повысить прозрачность и скорость процессов, обеспечить экономический рост» [3, с. 30].

2. Расширение взаимодействия органов государственного финансового контроля в сфере государственных закупок.

На сегодняшний день Федеральное казначейство и Счетная палата активно взаимодействуют по вопросам осуществления контроля и аудита в сфере закупок. Это необходимо для информационного обмена, в том числе, для обмена опытом проведения контрольных мероприятий. Такое взаимодействие позволяет согласовывать контрольную деятельность и использовать наработанный опыт по итогам осуществления аудита и контроля.

Кроме того, органы внешнего и внутреннего государственного финансового контроля уполномочены проводить совместные мероприятия, что позволяет сокращать рабочую нагрузку на сотрудников и эффективно аккумулировать ресурсы.

Межведомственное взаимодействие необходимо также с другими органами. Такой подход позволяет расширить информационную базу финансового контроля, а, следовательно, влияет на его качество.

Таким образом, на сегодняшний день выстроена качественная система взаимодействия Федерального казначейства с различными органами, которая дает положительные результаты. Перспективным направлением в будущем является поиск путей по усилению и расширению такого взаимодействия.

3. Совершенствование нормативно-правового обеспечения финансового контроля.

На сегодняшний день сложилась устойчивая система правового обеспечения финансового контроля в сфере государственных закупок. Существует большое количество нормативных правовых актов, регулирующих как внешний, так и внутренний государственный финансовый контроль.

Стоит отметить, что, если в рамках внешнего государственного финансового контроля принят Стандарт Счетной палаты Российской Федерации СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)», для внутреннего контроля соответствующий методический документ отсутствует.

Таким образом, принятие соответствующего документа позволит выделить контроль в сфере государственных закупок как особо важный элемент и закрепит соответствующие полномочия Федерального казначейства по контролю в сфере государственных закупок.

Кроме того, необходимо постоянное расширение полномочий контрольных органов вместе с развитием и расширением законодательства в сфере закупок. Так, ведомственные нормативные акты должны постоянно изменяться и приводиться в актуальную форму в соответствии с изменениями в основном законодательстве.

При применении новых технологий органам контроля необходимо закреплять полномочия по использованию информационных и аналитических платформ, а также изменять или расширять свою организационную структуру, в том числе определять ответственных должностных лиц и наделять соответствующими полномочиями определенные структурные подразделения.

4. Автоматизация контроля при осуществлении государственных закупок.

В рамках развития информационных систем становится проще отслеживать некоторые процессы при осуществлении государственных закупок. На сегодняшний день современные технологии во многом оптимизируют закупочные процессы, позволяя избежать некоторых ошибок, возникающих под воздействием человеческого фактора.

Формализуются некоторые этапы закупочного процесса, тем самым упрощая проведение контроля за государственными закупками. За счет этого сокращаются издержки на финансовый контроль, а также повышается его эффективность.

Однако следует отметить, что полная автоматизация финансового контроля государственных закупок невозможна на сегодняшний день, так как эффективность контроля в большей степени зависит от профессионализма должностных лиц контролирующего органа. Автоматизированная система позволяет человеку анализировать наличие или отсутствие нарушений при осуществлении той или иной государственной закупки.

5. Расширение возможностей применения риск-ориентированного подхода в рамках контроля за государственными закупками.

Применение риск-ориентированного подхода достаточно развито, и в рамках его совершенствования становится возможным постоянное снижение затрат на проведения финансового контроля со стороны соответствующих государственных органов.

И Счетная палата, и Федеральное казначейство активно используют риск-ориентированный подход при проведении контрольных мероприятий, предварительно определяя и устанавливая наиболее рискоемкие объекты и факторы.

Применение такой концепции позволяет учитывать особенности различных объектов контроля, осуществляющих государственные закупки, а также определять те объекты, которые более склонны к нарушениям при осуществлении государственных закупок на основе предыдущего опыта.

Кроме того, риск-ориентированный подход позволяет снизить издержки на проведение финансового контроля за счет отказа от контрольных мероприятий на объектах с низким уровнем риска.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Восканян Р.О. Противодействие коррупции в сфере госзакупок: европейский опыт и российская практика / Р.О. Восканян, В.Ю. Дроздов // Вестник Сургутского государственного университета. 2019. № 4. С. 28-33.

4. Федорова И.Ю. Взаимодействие государства и институтов гражданского общества в развитии финансового механизма государственных и муниципальных закупок // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2017. Т. 16. №. 2. С. 102.

5. Цыбульская В.И. Особенности применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля закупок в рамках системы антимонопольного комплаенса // Финансы и управление. 2018. № 1. С. 1-7.

Тем самым повышается качество контрольной деятельности.

Основываясь на положениях риск-ориентированного подхода, сами хозяйствующие субъекты имеют возможность корректировать свою деятельность в направлениях, позволяющих избежать пристального внимания контролирующих органов. Таким образом, снижается нагрузка на добросовестные объекты контроля и увеличивается эффективность контроля в сфере государственных закупок. [5, с. 4]

Таким образом, были рассмотрены основные направления совершенствования контроля в сфере государственных закупок - основного элемента закупочной деятельности. Сфера государственных закупок постоянно совершенствуется, разрабатываются новые подходы и методы к их осуществлению. Все это требует непрерывного контроля за эффективностью использования бюджетных средств на государственных закупки.

Повышение качества финансового контроля является приоритетной задачей на сегодняшний день. Это позволяет сокращать издержки на его проведение и становится возможным за счет рассмотренных направлений.

Literature:

1. Budget code of the Russian Federation of 31.07.1998. № 145-FZ.

2. Federal law of 05.04.2013 № 44-FZ «On the contract system for the procurement of goods, works and services for state and municipal needs».

3. Voskanyan R.O. Anti-corruption in the sphere of public procurement: european experience and russian practice / R.O. Voskanyan, V.Yu. Drozdov // Bulletin of the Surgut state University. 2019. № 4. a 28-33

4. Fedorova I.Yu. Interaction of the state and civil society institutions in the development of the financial mechanism of state and municipal procurement //Scientific notes of the Russian Academy of entrepre-neurship. 2017. Vol. 16. № 2. P. 102.

5. Tsybulskaya V.I. Features of the risk-oriented approach in the implementation of procurement control within the framework of the Antimonopoly compliance system // Finance and management. 2018. № 1. P. 1-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.