Теория и практика общественного развития. 2022. № 5. С. 46-50. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 5. P. 46-50.
Научная статья УДК 657.1
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.5.7
Направления реформирования бухгалтерского учета и отчетности государственных учреждений высшего образования России
Анастасия Викторовна Черткова
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается вектор реформирования бухгалтерского учета и отчетности бюджетной сферы, в том числе, в отрасли высшего образования России. Преимущественно рассматривается государственная политика в области стандартизации общественного сектора. Рассмотрены и проанализированы изменения в учете и отчетности учреждений высшего образования России, связанные с внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов (ФСБУГФ), разработанных на основе Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС). По итогам проведенного анализа сделаны выводы о существенных изменениях в области бухгалтерского учета и отчетности бюджетной сферы России, а также обозначены направления по дальнейшему ее реформированию в связи с тем, что остаются вопросы по сближению национальных и международных норм, которые необходимо решить путем внесения изменений в действующие документы или принятия новых нормативных регуляторов в бюджетной сфере.
Ключевые слова: учреждения высшего образования, финансовая отчетность, федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора, стандартизация, государственный сектор, бенчмаркинг, бюджетная сфера
Для цитирования: Черткова А.В. Направления реформирования бухгалтерского учета и отчетности государственных учреждений высшего образования России // Теория и практика общественного развития. 2022. № 5. С. 46-50. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.5.7.
Original article
Directions for reforming accounting and reporting of state institutions of higher education in Russia
Anastasia V. Chertkova
Perm State University, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The author discusses the vector of reforming accounting and reporting in the state-financed organisations, including the higher education sector in Russia. The state policy in the field of standardization of the public sector is mainly considered. Changes in the accounting and reporting of Russian higher education institutions related to the introduction of federal public finance accounting standards (FSBUGF) developed on the basis of the International Public Sector Financial Reporting Standards (IPSAS) are considered and analyzed. Based on the results of the analysis, conclusions were drawn about significant changes in the field of accounting and reporting in the public sector of Russia. The directions for its further reform were proposed, because there are still questions on the convergence of national and international standards that need to be resolved by amending the existing documents or adoption of new normative regulators in the public sector.
Keywords: institutions of higher education, financial reporting, federal public finance accounting standards, international public sector financial reporting standards, standardization, public sector, benchmarking, state-financed organisations
For citation: Chertkova, A.V. (2022) Directions for reforming accounting and reporting of state institutions of higher education in Russia. Theory and Practice of Social Development. (5), 46-50. Available from: doi:10.24158/ti-por.2022.5.7 (In Russian).
В 2017 году директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Романов в докладе обозначил ключевые направления совершенствования системы бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора. С нашей точки зрения, их условно можно разделить на внешние направления, такие как повышение открытости и прозрачности данных, обеспечение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей, а также
© Черткова А.В., 2022
внутренние направления, связанные с оценкой эффективности работы учреждений государственного сектора и контролем за их деятельностью. Среди них отмечаются повышение прозрачности финансовой деятельности публично-правовых образований, развитие систем оценки результатов их деятельности, повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, обеспечение гармонизации бюджетной, бухгалтерской, статистической отчетности организаций государственного сектора, а также улучшение качества управления государственной (муниципальной) собственностью. Обозначенные направления совершенствования обусловлены основной решаемой задачей: реформирование системы учета и отчетности путем внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов (далее -ФСБУГФ), разработанных с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (далее - МСФООС)1. Соответственно, вектор реформирования бухгалтерского учета и отчетности бюджетной сферы направлен на применение норм международной практики, которые позволяют сформировать открытую и прозрачную отчетность, необходимую как внешним, так и внутренним пользователям. Следовательно, рассматривая глобально данные направления развития, можно сделать выводы о необходимости создания конкурентоспособного учреждения бюджетной сферы не только на внутреннем рынке, но и на международной арене. Причем, данная конкурентоспособность важна во многих сферах жизнедеятельности, в том числе в социально значимых. Такой отраслью является и высшее образование, в рамках которого одной из приоритетных целей является повышение конкурентоспособности национальной системы образования на международном научно-образовательном рынке.
По данным мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования РФ за 2020 год, количество организаций высшего образования составляет 1 218 единиц, из них 529 филиалов, 10 университетов федерального уровня, 29 национальных исследовательских университетов, 21 участник «Проекта 5-100». По уровню принадлежности: 908 учреждений государственного и муниципального уровня, 310 - частных учреждений. Причем количество высших учебных заведений в последнее время сокращается: в 2017 году их количество составляло 1 461 ед., 2018 году - 1 314 ед., 2019 году - 1 264 ед., в 2020 году, как отмечалось ранее, -1 218 ед.2 Такая тенденция не случайна. Система образования в текущий момент стремительно меняется исходя из потребностей современного общества. На это оказывают влияние происходящие процессы глобализации в обществе. Стремление модернизировать систему образования, обусловленное внедрением страны в мировое образовательное пространство, определило дальнейший вектор развития. Изменения касаются не только подходов к учебному процессу и его содержанию, но и к управлению, финансовому обеспечению, учету и отчетности. Обществу и государству в целом нужны развитые научные центры с высокой степенью эффективности по многим показателям деятельности.
Подтверждением этого является указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки»3. С целью реализации положений указа Президента внедрен проект «5-100», направленный на повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров. Для включения университетов в рейтинг нужна возможность проведения комплексной оценки интегрированных показателей их деятельности, связанных как с предоставлением образовательных услуг и достижением исследовательских программ, так и с финансовой деятельностью. В отношении последних для достижения сопоставимости показателей необходимо предоставление отчетности на основе МСФООС. В связи с этим, учреждения-участники данного проекта применяют международные нормы при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности. Нужно отметить, что проект «5-100» является не единственным, направленным на повышение конкурентоспособности российских вузов. К числу подобных можно отнести программу «Приори-тет-2030», направленную на развитие международного сотрудничества. Таким образом, участие учреждений высшего образования требует применения международных норм и правил, в том числе и в финансовой деятельности, при подготовке отчетности. При этом, иные учреждения высшего образования России, не участвующие в подобных проектах, на текущий момент применяют ФСБУГФ, разработанные на основе МСФООС.
1 Романов С.В. Актуальные вопросы внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и перехода на применение новой КОСГУ, гармонизированной с СФГ-2014 [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/com-mon/upload/library/2018/01/main/Romanov.pdf (дата обращения: 26.04.2022).
2 Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования [Электронный ресурс] // Мониторинг. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 26.04.2022).
3 Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
Еще до вступления в силу ФСБУГФ разработаны и утверждены основные регулятивы учета и отчетности в бюджетной сфере, представленные в таблице 1, в зависимости от типа учреждения.
Таблица 1 - Регламентация ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности учреждений государственного сектора_
Наименование нормативного документа Казенное учреждение Автономное учреждение Бюджетное учреждение
Нормативный документ, регламентирующий порядок ведения бухгалтерского учета
Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»1 х - -
Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»2 х х х
Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»3 - х -
Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»4 - - х
Нормативный документ, регламентирующий предоставление отчетности
Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»5 х - -
Приказ Минфина России от 25 марта 2011 г. №33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»6 - х х
Источник: составлено автором.
После вступления в силу ФСБУГФ данные документы не утратили силу, они претерпели значительные изменения в связи с применением стандартов, начиная с 2018 года, и до настоящего времени подлежат изменениям при утверждении нового стандарта. Реформирование учета и отчётности бюджетной сферы, в основе которого лежит применение международных норм, внесло существенные изменения в понятийный аппарат, в применении новых подходов и мето-
1 Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
2 Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».
4 Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».
5 Приказ Минфина России от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
дов. Так, появились такие понятия, как «Инвестиционная недвижимость», «Справедливая стоимость», «Обесценение актива», «Финансовая аренда». Дополнительно внедрены методы начисления амортизации (метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции (услуг)). Это, в свою очередь, приближает отчетность организаций бюджетной сферы к международным нормам и делает ее доступной широкому кругу пользователей.
Следует отметить, что положительное влияние МСФООС на реформирование учета и отчетности в общественном секторе отмечали такие исследователи как Т.Ю. Дружиловская, Э.С. Дружиловская, Т.С. Маслова (2019), А.С. Такмазян (2016), О.Е. Комарова (2015). Авторы предполагают, что применение международных норм при формировании отчетности позволит значительным образом повысить достоверность учетной и отчетной информации, обеспечит единообразие и сопоставимость финансовой информации как внутри страны, так и за ее пределами, усилит контроль за деятельностью учреждения, оптимизирует процессы принятия решений в отношении активов и обязательств организации. Помимо указанных положительных моментов, отраженных авторами, на наш взгляд, немаловажным аспектом является возможность привлечения внебюджетных источников финансового обеспечения. Применение МСФООС вкупе с бенчмаркингом позволит сопоставить показатели отчетности по другим учреждениям в отрасли, принять лучшие практики и скорректировать политику учреждения по привлечению дополнительного финансирования, что особенно актуально в настоящее время в условиях ограниченности финансовых средств. Многочисленные исследования российских ученых свидетельствуют также о необходимости расширения источников финансирования отрасли. В частности, проанализированы труды отечественных исследователей О.В. Лагутиной (2017: 131), Н.И. Сидоровой (2011: 37), С.П. Солянниковой (2006: 51), М.А. Городилова, Я.Н. Гладких (2019: 62), в которых отмечена тенденция на привлечение внебюджетных источников финансового обеспечения российскими вузами.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что, безусловно, необходимо продолжать реформирование в области учета и отчетности бюджетной сферы, основанное на международных нормах. На текущий момент проведена существенная работа по разработке и утверждению ФСБУГФ, базирующихся на МСФООС. Введенные стандарты носят революционный характер. Они отражают важную концептуальную информацию, которая позволяет субъектам отчетности регламентированно выполнять свою деятельность. При этом на практике остается немало вопросов по сближению национальных и международных норм, которые необходимо решить путем внесения изменений в действующие документы или принятия новых нормативных регуляторов в бюджетной сфере.
Список источников:
Городилов М.А., Гладких Я.Н. Развитие инновационной деятельности и услуг в национальных исследовательских университетах как фактор социально-экономического развития региона. Пермь, 2019. 116 с.
Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С., Маслова Т.С. Особенности нормативного регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2019. № 22. С. 7-20.
Комарова Е.О. Применение МСФО в общественном секторе России // Juvenis scientia. 2015. №1. C. 70-72.
Лагутина О.В. Фандрайзинг в деятельности российских вузов: от «пожертвований благомыслящих особо в пользу народного просвещения» до эндаумент-фондов» // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: история и право. 2017. T. 7. № 1(22). С. 128-135.
Сидорова Н.И. Тенденции и источники финансирования образования в России // Дайджест-финансы. 2011. № 7. С. 35-41.
Солянникова С.П. Проблемы финансового обеспечения российских вузов в условиях бюджетной реформы // Вопросы образования. 2006. №1. С. 47-65.
Такмазян А.С. Теоретические основы разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности в секторе государственного управления // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 1-1. С. 193-196.
References:
Druzhilovskaya, T.Yu., Druzhilovskaya, E.S., Maslova, T.S. (2019) Osobennosti normativnogo regulirovaniya bukhgalter-skogo ucheta v gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniyakh [Peculiarities of normative regulation of accounting in state (municipal) institutions]. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh [Accounting in budgetary and non-profit organizations]. (22). 7-20. (In Russian)
Gorodilov, M.A., Gladkikh, Ya.N. (2019) Razvitiye innovatsionnoy deyatel'nosti i uslug v natsional'nykh issledovatel'skikh universite-takh kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Development of innovation activity and services in national research universities as a factor of socio-economic development of the region]. Perm: Perm. state nat. research un-t. (In Russian)
Komarova, E.O. (2015) Adoption of IFRS in the public sector in Russia. Juvenis scientia. (1). 70-72. (In Russian)
Lagutina, O.V. (2017) Fundraising activities in the Russian challenge from "donations virtuous persons in favor of public education" to endowment funds. Proceedings of the Southwest State University. Series: history and law. (1). 128-135. (In Russian)
Sidorova, N.I. (2011) Tendentsii i istochniki finansirovaniya obrazovaniya v Rossii [Trends and sources of financing education in Russia]. Digest Finance. (7). 35-41. (In Russian)
Solyannikova, S.P. (2006) Problems of Funding Russian Colleges and the Budget Reform. Educational Studies Moscow. (1). 47-65. (In Russian)
Takmazyan, A.S. (2016) Teoreticheskiye osnovy razrabotki i utverzhdeniya natsional'nykh standartov ucheta i otchetnosti v sektore gosudarstvennogo upravleniya [Theoretical foundations for the development and approval of national accounting and reporting standards in the public administration sector]. Symbol of science: international scientific journal. (1-1). 193-196. (In Russian)
Информация об авторе А.В. Черткова - ассистент кафедры учета, аудита и экономического анализа Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермь, Россия.
Information about the author A.V. Chertkova - Assistant Professor, Accounting, Audit and Economic Analysis Department, Perm State University, Perm, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.04.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.04.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 29.04.2022.