Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ'

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СЦЕНАРИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / МОДЕЛЬ / АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиналиев В.У.

В статье рассматриваются проблемы перестройки организационно-экономических механизмов управления развитием промышленности в условиях модернизации для перераспределения энерго-сырьевой ренты в высокотехнологичные отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF STATE MODERNIZATION PRIORITIES IN THE FORMATION OF MODERN HIGH-TECH INDUSTRIES

The article deals with the problem of restructuring the organizational and economic control mechanisms in the development of industry upgrading to redistribute energy resource rents in the high-tech industry.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ»

ню требований покупателей, то есть носить опережающий характер. При этом отличительной особенностью использования объектов дорожного строительства как продукции предусматривает минимизацию вмешательств в процесс использования объектов дорожного строительства в процессе эксплуатации. Это также является определенной проблемой при управлении качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Для решения перечисленных проблем управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства предлагаются следующие этапы их решения.

На первом этапе необходимо осуществить анализ факторов, определяющих качество развития дорожного строительства при переходе к инновационной модели развития российской экономики.

Исполнение этого этапа предполагает решение следующих задач:

- проведение общего анализа современного состояния системы дорожного строительства в РФ;

- осуществление факторного анализа проектов развития системы дорожного строительства:

- выявление взаимосвязи факторов, определяющих качество развития дорожного строительства при переходе к инновационной модели экономики.

Реализация аналитического этапа позволяет перейти к этапу формирования методологических основ управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

На методологическом этапе исследований предполагается решение следующей совокупности задач:

- определение направлений совершенствования процессов управлению качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства;

- формирование концептуального подхода к решению проблем управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства;

- определение перспективных направлений трансформации (с учетом прогнозных оценок изменений технологий дорожного строительства) системы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Реализация методологического этапа исследований позволяет перейти к решению стратегического оптимизационного этапа - рационализация ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства. При этом иод ресурсной базой понимается весь комплекс ресурсов от финансовых

и материальных, до кадровых и информационных.

Реализация этапа рационализации ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства предполагает реализацию следующего комплекса задач:

- исследование состава ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства;

- определение критерия рационализации ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства;

- разработку стратегии развития инновационной инфраструктуры для эффективного управления качеством инновационных проектов в с(|>ере дорожного строительства:

- определение стратегических аспектов развития кадрового потенциала управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Реализация стратегического этапа позволяет перейти к тактическому этапу - формированию механизма реализации концептуального подхода к управлению качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Исполнение этого этапа предполагает выполнение следующих задач:

- моделирование процессов эффективного управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства:

- разработку механизма обеспечения качества инновационных проектов в сфере дорожного строительства;

- создание механизма подтверждения качества инновационных проектов в сфере дорожного строительства:

- разработку механизма улучшения качества инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Литература:

1. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ под ред. д.э.н.. проф. Л. И. Оголевой. М.: ИНФРА - М. 2006. - 238 с.

2. Круглова II. Ю. Инновационный менеджмент. М.: РДЛ, 2008. - 352 с.

3. Медынский В.Г'. Инновационный менеджмент. - М.: ИН-ФРА-М, 2007. - 295 с.

4. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика™.! ред. Завлпна П.И.. Казанцева А.К., Мендели Л.Э. - М.: «Экономика». 2008. - 475 с.

5. Уткин Э.А.. Морозова И.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС. 2006. - 208 с.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Чииалиев В.У., к.э.н.. соискатель ФГНОУ BIIO «Российский государственный гуманитарный университет»

В статье рассматриваются проблемы перестройки организационно-экономических механизмов управления развитием промыииен-ности в условиях модернизации для перераспределения знерго-сырьевой ренты в высокотехнологичные отрасли.

Ключевые слова: управление, модернизация, сценарии, промышленность, инновации.

DIRECTIONS OF STATE MODERNIZATION PRIORITIES IN THE FORMATION OF

MODERN HIGH-TECH INDUSTRIES

Chanaliev V.. Ph.D.. competitor of FGBOU Institution «Russian State Humanity University»

The article deals with the problem of restructuring the organizational and economic control mechanisms in the development of industry upgrading to redistribute energ}> resource rents in the high-tech industry.

Keywords: management, modernization, scripts, industry, innovation.

Инструментом государственной модернизаннонной политики для перераспределения >нерго-сырьевой ренты в высокотехнологичные отрасли является создание масштабируемой динамической виртуальной среды устраняющей существующие (организационные. информационные, технологические) барьеры для всех участников научно-технической и производственно-технологической деятельности [I]. Такая среда должна обеспечивать комплексную

обработку сведений в реальном масштабе времени для реализации федеральных технологических программ путем обеспечения согласованного взаимодействия органов государственного управления, промышленных предприятий н научных организаций. Также необходима выработка комплексных мер. конфигурации сил и средств и их эффективного применения для формирования и развития методов, механизмов, инструментов и технологий научно-гехничес-

ко» и производственно-технологической деятсльноел! в промышленности нашей страны [2|.

Такие меры нацелены на обеспечение сочетания производства терто-сырьевой продукции с производством когнитивных товаров, концентрируя добавленную стоимость в группе прорывных проектов с когнитивным - содержанием и реализацию национальных интересов через инновационную деятельность российской промышленности для достижения мирового уровня конкурентоспособности. получения общенационального экономического эффекта от инновационной реструктуризации производственного комплекса.

Основными принципами государственной модерннзационной политики ускоренного создания условий для высоких темпов роста в базовых отраслях и формирования новых отраслей в промышленности нашей страны являются:

- приоритеты осуществления новой индустриализации с опорой как на устоявшиеся технологии и бизнес-модели, так и с сочетанием нового строительства и массового капитального ремонта, реконструкции и модернизации и всех видов участия в мировом разделении труда в форме инновационных и производственных центров;

- непрерывность реинжиниринга наиболее значимых - отрас-леформирующих - производств как структурных центров российской промышленности:

- гармонизация норм, требований и правил реализации государственных модерннзацнонных приоритетов в деятельности предприятий и организаций в промышленности Российской Федерации;

- разумное соотношение целей проведения новой индустриализации экономики на новой технологической базе с реальными возможностями государства:

- недопустимость необоснованного госфинансирования при государственных регулирующих воздействиях, адекватность мер проведения новой индустриализации экономики России на новой технологической базе:

- необходимое и своевременно формируемое нормативно-правовое обеспечение всех регулирующих экономическое развитие воздействий:

- учет интересов общества в их балансе при реализации государственных модерннзацнонных приоритетов в промышленности;

- максимальное использование в рыночных условиях возможностей государственно-частного партнерства:

- организация разработки, хранения, передачи, интеграции знаний для конвергентной компановки всех сфер проектирования, производства. логистики, дистрибуции, систем сервиса и научного обслуживания предприятий и организаций всех форм собственности;

- комплексный характер и координация деятельности всех государственных ведомств при реализации модерннзацнонных приоритетов в процессах реструктуризации традиционных (технологически «зрелых») и формирования новых рынков промышленной продукции.

Осуществление новой индустриализации с опорой как на традиционные технологии и виды бизнеса, гак и с реализацией межотраслевого блока инновационных проектов путем реструктуризации традиционных секторов промышленного производства и образования новых технологических рынков требуют воздействий в следующих, в определенной степени самостоятельных, областях проведения новой индустриализации экономики:

- государственно-управленческой;

- технико-инновационной;

- организационно-информационной.

При этом:

I. Обеспечение государственно-управленческого фактора реализации государственных модерннзацнонных приоритетов в процессах формирования современных высокотехнологичных производств. которые становится важнейшими факторами консолидации в нашей стране добавленной стоимости от наиболее прибыльных видов инновационно детерминированных бизнесов:

- координации научно-технической и производственно-технологической деятельности в ходе реализации повышения конкурентоспособности на основе сочетания нового строительства и массового капитального ремонта, реконструкции и модернизации с опорой на несколько ключевых технологий, оказывающих революционное воздействие на все отрасли и рынки;

- мониторинга реализации государственных модерннзацнонных приоритетов в процессах межкорпоративной координации мер, направленных на содействие модернизации на основе синхрониза-

ции корпоративных инновационных программ, налаживания кооперационных связей промышленных предприятий и научных организаций в России и за рубежом, их мультиплицирующего воздействия на темпы инновационного развития как решающего конкурентного преимущества в мировой экономике:

- организации системы (структуры и функций) государственного управления в области проведения новой индустриализации экономики России через создание принципиально новой индуст-риально-инновацнонной системы, основанной на передовых технологиях и инновациях:

- заблаговременного и достаточного ресурсного обеспечения (кадры, научно-технические вопросы, финансирование):

- организации государственно-частного партнерства при реализации государственных модерннзацнонных приоритетов путем координации принимаемых корпоративно деструктурнрованными хозяйствующими субъектами решений в инновационной сфере, реализуемых в рамках федеральных технологических платформ и федеральных целевых программ;

- территориально-отраслевой структурной модернизации с опорой как на устоявшиеся технологии и бизнес-модели, так и с запуском пула инвестиционных проектов, ориентированных на новые технологии в деятельности территориалыю-распредсленных инновационных кластеров.

Основным средством достижения целей реализации государственных модерннзацнонных приоритетов путем сочетания старых стратегических производств (энерго-сырьсвых) и новых отраслей (информатика, нанотехнологии и пр.) и оптимизации процессов кооперации промышленных предприятий и научных организаций является четкая организация постоянно-действующего государственного управления, анализа, а также планирования и регулирования.

II. Обеспечение технико-инновационного фактора путем налаживания связей между органами госуправлсния. инвесторами, ин-новаторами, сервисными и инжиниринговыми компаниями для с. -здания среды распространения новых технологии и управление.-ких компетенций через объектно-территориальную структур!: цню:

- научно-технической и производственно-технологической деятельности, оборудования н иных активов, путем формирова а постиндустриального формата координированной научно-техничес кой и производственно-технологической деятельности npe.ir.r-.»-тий всех форм собственности:

- технических средств обеспечения проектирования, прок .=•:.»-ства. эксплуатации объектов технико-инновационной сферы п>тэи координации деятельности трансграничных инновационных . теров;

- научно-технического развития объектовтехнико-инш í.__

ной сферы с опорой как на традиционные технологии и в; з неса, так и с реализацией межотраслевого блока инно проектов, выстраивания научно-технологических цепочек 5 оптимизированных бизнес-связей между организациями : . тальной и прикладной науки, вузами, производственным;: ятиями и инвесторами.

Основные средства достижения целей технико-ннн сферы в процессах формирования современных высокот ных производств, которые становится важнейшими концентрации в России добавленной стоимости от нанбоше быльных видов инновационно детерминированных би чают:

- контроль и надзор ia техническим состоянием нико-ииновациоиной сферы:

- межкорпоративной координации мер. направленна ствие модернизации на основе синхронизации корп новацнонных программ;

- налаживания кооперационных связен пром приятии и научных организаций в России и ja р\ бе - :«с

- кадровое и ресурсное обеспечение.

III. Обеспечение организационно-информаци «i „ж осуществления новой индустриализации для оттт. рации промышленных предприятий и научных ет:

- субординации и координации между собой ятсльности государственных ведомств;

- координации деятельности соответствующих ганов с международными органами и органнзао < л*.

- обеспечения информационными средствами и оборудованием участников научно-технической и производственно-технологической деятельности:

- информационного обеспечения научно-технической и пронз-водственно-технологическон деятельности, специальных мониторинговых и контрольных процедур в отношении финансовых и материальных активов, научно-технической и производственно-тех-нологической деятельности;

- правового обеспечения полномочий сотрудников и иных лиц, участвующих в инновационных действиях в условиях научно-технических действий, выработки новых эффективных инструментов инновационной политики.

Основные средства достижения организационно-информационных целей налаживания связей между органами госуправпсния, инвесторами, ннноваторами, сервисными и инжиниринговыми компаниями для создания среды создания и распространения новых технологий и управленческих компетенций включают:

- подготовку и обновление планов научно-технической и производственно-технологической деятельности на всех уровнях управления от корпоративной структуры до государственных ведомств;

- четкие регламенты действий, включая совместные действия органов государственного управления и корпоративных структур, персонала, собственников и менеджмента хозяйствующих субъектов.

При осуществлении внутренней и внешней политики Российской Федерации в области проведения новой индустриализации национальной промышленности на новой технологической базе должны учитываться национальные экономические и политические интересы и особенности Российской Федерации [31.

Определение значения и приоритетности политики и направлений научно-технической и производственно-технологической деятельности для обеспечения перехода от преимущественного энерго-сырьевого экспорта к высокотехнологичному экспорту должно осуществляться на среднесрочную (до 5 лет) и долгосрочную (свыше 5 лет) перспективу [4|.

В соответствии с принципом оптимизации проведения новой индустриализации экономики России эта политика должна строиться с учетом всех факторов обеспечения реализации государственных модернизационных приоритетов путем реструктуризации традиционных секторов промышленного производства и образования новых технологических рынков, координации всех участков науч-ио-тсхничсской и производственно-технологической деятельности, финансовых средств и финансово-хозяйственных операций в научной, технологической, производственной, информационной, коммуникационной, инвестиционной, сервисно-инжинсрннговой сфе-ре.

Вопросы реализации государственных модернизационных приоритетов в процессах координации деятельности геррнторнапьно-распределенных инновационных кластеров, сформированных из корпоративно автономных предприятий и организаций требуют финансовой поддержки [5].

Для оценки процессов осуществления новой индустриализации с опорой как на устоявшиеся технологии и бизнес-модели, так и с сочетанием нового строительства и массового капитального ремонта, реконструкции и модернизации, реализуемых в рамках ([(едеральных технологических платформ и федеральных целевых программ необходим контроль количественных показателей научно-технического )ффскта для различных видов социально-экономического развития, а также характеристика степени обеспечения конкурентоспособных финансовых условий отечественным производителям по сравнению с иностранными корпорациями.

Проблемой является недостаточно налаженный механизм взаимодействия между государственными ведомствами, занимающимися вопросами реинжиниринга наиболее значимых - отраслсфор-мирующих - производств как структурных центров российской промышленности. Наиболее критичен механизм взаимодействия между органами государственного управления и негосударственными корпорациями [6].

Нерешенной проблемой остаются противоречия между государственными ведомствами по вопросам исполнения дублирующих либо схожих полномочий в определенной сфере деятельности. Вопросы взаимодействия различных уровней государственной власти и корпоративных структур остаются актуальными.

Несмотря на наличие обширного законодательства и материа-

лов нормативно-правового характера, призванных повышать уровень реализации государственных модернизационных приоритетов, современное состояние законодательной базы не адекватно существующим проблемам научно-производственной деятельности [7].

Нормативная база реализации государственных модернизационных приоритетов в процессах координации корпоративно автономных предприятий и организаций должна быть сформулирована для всех сфер реализации деятельности.

В процессах формирования современных высокотехнологичных производств необходимо ориентироваться на концентрацию в России добавленной стоимости от наиболее прибыльных видов инновационно детерминированных бизнесов, научно-технической и производственно-технологической деятельности, фниансово-хо-зяйственных операций. Обеспечение разработки, согласования и практического применения программ обеспечения показателей реализации государственных модернизационных приоритетов при оптимизации кооперации промышленных предприятий и научных организаций относится к компетенции государственных ведомств

Меры осуществления новой индустриализации с опорой как на устоявшиеся технологии и бизнес-модели, так и с реализацией межотраслевого блока инновационных проектов путем формирования постиндустриального формата координированной научно-технической и производственно-технологической деятельности предприятий всех форм собственности должны быть связаны между собой и соответствовать международным аналогам.

Реализация государственных модернизационных приоритетов в процессах координации деятельности трансграничных инновационных кластеров должна учитывать специфику конкретных условий принятия и исполнения решений, особенности объектов реализации государственных модернизационных приоритетов в процессах межкорпоративной координации мер. направленных на содействие модернизации на основе синхронизации корпоративных инновационных программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Меры реализации государственных модернизационных приоритетов путем налаживания связей между органами госуправления, инвесторами, ннноваторами. сервисными и инжиниринговыми компаниями фиксируются в нормативно-правовых актах соответствующих уровней, а также в подзаконных ведомственных документах предприятий и организаций.

Самостоятельным направлением с опорой на технологическую модернизацию является организация системы мониторинга (идентификации) и оценки обеспечения конкурентоспособных финансовых условий отечественным производителям по сравнению с иностранными корпорациями в промышленности.

Должна бьггь создана и развита оперативная информационно-аналитическая система мониторинга и анализа, а также планирования п регулирования выполнения установленных планов осуществления новой индустриализации при координации выполнения федеральных технологических платформ и федеральных целевых программ.

Литература:

1. Акаев A.A. Стратегическое управление устойчивым развитием на основе теории инновационно-циклического экономического роста Шумпетера-Кондратьева // Экономика и управление, 2011. № 3. С. 4-10.

2. Бугаев A.C., Логинов Е.Л., Райков A.11.. Сараев В.II. Семантика сетевых контактов // Научно-техническая информация. Серия I: Организация и методика информационной работы. 2009. № 2. С. 33-36.

3. Волков Д.И., Логинов Е.Л.. Чикова О.Г. Куда ведет экономику трансформация газовой составляющей'.' // Региональная жо-номика: теория и практика. 2004. № 3. С. 34-37.

4. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Новые гренды силового форматирования экономической реальности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 13. С. 11-18.

5. Логинов Е.Л.. Пинчук В.Н. Проблемы формирования трансграничной информационной среды управления экономикой на основе копвсргснтно-ннформацнонных факторов // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 44. С. 7-13.

6. Логинов Е.Л. Проблемы контроля финансовых операций в Интернете И Финансы и кредит. 2008. № 25. С. 55-60.

7. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. и с предисловием В.Д. Щетинина. М.. 2006. - 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.