УДК 364.24 ГАСАНОВ АЛИ СУЛЕИМАНО-
ВИЧ
к.э.н., доцент кафедры социальных и информационных технологий ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2022-8-74-80 НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Аннотация. В данной статье рассмотрены основные подходы к реализации государственной социальной политики на региональном уровне. В качестве объекта исследования рассматривается Республика Дагестан. На основе анализа информации официальных источников систематизированы основные направления реализации государственной социальной политики в Республике Дагестан. Отмечены как позитивные аспекты, так и определенные недостатки в организации и проведении социальной политики на региональном уровне в рассматриваемом субъекте Российской Федерации. По результатам исследования делается вывод о том, что проведение государственной социальной политики на территории Республики Дагестан имеет системный и комплексный характер. По результатам 2021 года отмечается положительная динамика по различным показателям в области реализации социальной политики. Вместе с тем сохраняется ряд нерешенных вопросов, имеющих историко-территориальный и социально-экономический характер, скорейшее решение которых будет способствовать повышению уровня жизни жителей республики и успешному социально-экономическому развитию региона. Ключевые слова: государственная социальная политика, региональный уровень, Республика Дагестан._
GASANO V ALISULEYMANOVICH
Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Social and Information Technologies, Dagestan State University,
e-mail: [email protected]
DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION OF THE STATE SOCIAL POLICY IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. This article discusses the main approaches to the implementation of state social policy at the regional level. The Republic of Dagestan is considered as the object of research. Based on the analysis of information from official sources, the main directions of the implementation of state social policy in the Republic of Dagestan are systematized. Both positive aspects and certain shortcomings in the organization and implementation of social policy at the regional level in the subject of the Russian Federation are noted. According to the results of the study, it is concluded that the implementation of state social policy in the Republic of Dagestan has a systematic and complex character. According to the results of 2021, there is a positive trend in various indicators in the field of social policy implementation. At the same time, there are a number of unresolved issues of historical, territorial and socio-economic nature, the early resolution of which will contribute to improving the standard of living of the inhabitants of the republic and the successful socio-economic development of the region.
1. Введение. В России проводимая государством социальная политика имеет ряд особенностей, которые во многом определяются специфическими подходами к организации государственной и региональной власти, распределению их полномочий и федеральным устройством государства.
Одной из главных задач реализации государственной социальной политики в России является формирование единого социального пространства в стране и сглаживание межрегиональных различий. При этом основным направлением проведения социальной политики выступает забота о человеке, создание необходимых условий для его достойной жизни и всестороннего развития [2].
2. Основная часть. Большинство из существующих определений социальной политики, которые используются в настоящее время, имеют излишне широкий характер и не раскрывают в полной мере ее сути.
Так, к примеру, в «Российской статистической энциклопедии» социальная политика трактуется следующим образом: «Социальная политика - одна из сфер политической деятельности государства, целью которой является развитие образующих классов общества, социальных групп, слоев, этнических общностей, а также развитие человека» [6].
В «Социальной энциклопедии» под социальной политикой понимается сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей [8]. Приведем еще одно определение социальной политики: «Социальная политика - политика государства, направленная на ослабление дифференциации доходов и имущества населения, смягчение неравенства в распределении доходов, предотвращение социальных конфликтов» [9].
На наш взгляд, более полное определение дается Смирновым С. Н. и Сидориной Т. Ю.: «Социальная политика представляет собой принимаемые органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решения, учитывающие общественное мнение и направленные на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышение уровня и качества жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений» [7].
В вышеперечисленных определениях социальной политики мы не нашли экономической трактовки сущности социальной политики. На наш взгляд, объектом отношений предприятий, государства и домохозяйств является удовлетворение социально значимых потребностей. Учитывая все вышесказанное, можно понять причину отсутствия общего определения, так как невозможно в одном определении уместить все аспекты такого сложного явления, как социальная политика.
В своей работе мы изучили и систематизировали различные подходы многих авторов к понятию «социальная политика», что позволило выделить пять групп ученых исследователей, придерживающихся разных подходов в концептуальности определения понятия социальной политики (рис. 1).
На основе проведенного анализа научной литературы нам представляется, что социальная политика является профессиональной деятельностью органов государственной власти, общественно-политических организаций, некоммерческих структур и других субъектов социальной политики, которыми создаются условия, посредством которых реализуются потребности общества в соответствии с выработанной государством социально-экономической стратегией, в основе которой заложены принципы общественного развития.
В условиях географического масштаба и наличия значительного количества субъектов Федерации неизбежно существование относительной региональной самостоятельности, что обуславливает ярко выраженный территориальный характер проводимой социальной политики на региональном уровне. Региональная составляющая социальной политики государства должна опираться на учет потребностей местного населения, осуществляться на основе норм регионального законодательства и при этом соответствовать выработанным и утвержденным основным подходам, реализуемым на федеральном уровне.
Региональная социальная политика направлена на то, чтобы решить социальные проблемы региона, создать условия для достойной жизни населения, развивать социальную сферу региона, защищать права и интересы людей, предоставить людям социальные гарантии и услуги [8].
Автор ■Трактовка
/- И.ш/кннж И.Д. •Социальная поянтны государства * это дшепьайш государства и друпн (дрелде nitro') шнштнчсоис ннепттутов общества по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных HailulJLJCJJJJJ~l м рвзинтня JH фиищншздрйвшня
Холост он л E.lt. 'СОЦИтЬНПЯ ПОЛГПГМ государств? - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ идеологических представлений общества н государства о Ild.ihtl :i4llliLI]>lllil'l> PJVJHIÜHH Н ДеХ]е.||:.[|ОС[Ь ilo .UKIll^ällüt' СШишьнш ПОКОКТС-äcft, отвечающих jtkpj целям
■Социальная политика - одно in алжнейшнх направлений, неотъемлемая часть внутренней политики государства. Она напряжена на иСеснечение ыислрон iko.(i. гна клделення, гярншкпяцню общественны* ошошент'г. пплнптческуЕО стабильность н осуществля-етсд посредством государственных решений, социальных мероприятий и программ. 11рн этом б решении социальные пробтем она обеспечивает взаимодействие всех сфер жшвн общества
/ > Осадчая 1 .И.
Бай к и и ИА • Социальная п^литка - политика регулирования социальной сферы. направленная на ДОсТнжени; o.j;ij ососюлкин л обществе
Плюлинд. A.A.
СОЦИПЛЬНЛЧ ПОТИПГКЯ 11РСЛКТЛЕП!ГСТ собой деятельность ГОС>Д!1])СТЪеННЫЧ и jpynrt общественных институтов* направленных на развитие социальной сферы. улучшение ее уеллвнй, ийрам н качества шш людей, а также формирование лостойногоуроакя жизни. обеспечение необходимой соина.тьной поддержки п защиты
Рис 1. Подходы российских ученых к определению сущности понятия «социальная политика».
Рис. 2. Основные задачи региональной социальной политики [7].
Указанный перечень не является исчерпывающим, фактически он дополняет основные направления реализации социальной политики на федеральном уровне и в зависимости от региональных особенностей может быть трансформирован. Однако данные подходы позволяют акцентировать внимание на наиболее проблемных аспектах развития социальной сферы в российских регионах.
При этом главным в социальной сфере должна быть политика, направленная на то, чтобы создать условия для достойного существования и развития человека.
Республика Дагестан является многонациональным регионом Северного Кавказа, выступая единственной республикой в составе Российской Федерации, в которой отсутствует понятие «титульная нация», в данном случае применим термин «полиэтничный регион». Особенность дагестанского менталитета заключается в том, что в культуре местных сообществ присутствует традиция помогать всеми тухумами (родственная группа у народов Кавказа) в трудных жизненных ситуациях.
В конце ХХ - начале XXI века Дагестан оказался в сложном социально-экономическом и политическом положении, на территории республики действовали незаконные вооруженные формирования, до сих пор изредка осуществляются антитеррористические мероприятия. Все это наложило отпечаток на социально-экономическое развитие региона, который остается дотационным и во многом зависит от федерального финансирования.
На сегодняшний день, несмотря на предпринимаемые меры, в Дагестане сохраняется ряд проблем социального развития, связанных с небольшими доходами, бедностью и низким уровнем жизни отдельных категорий населения, безработицей и развитием «теневого» бизнеса, сложностями с обеспечением комфортных условий проживания населения и обеспечения необходимыми для жизни коммунальными ресурсами в отдельных районах республики, что определяется спецификой географического положения, а также особенностями регионального развития экономической составляющей и недостатком необходимых трудовых ресурсов.
Вопросы реализации социальной политики на региональном уровне осуществляет Министерство труда и социального развития республики (далее - Минтруд РД). Подведомственными организациями Минтруда РД выступают: управления социальной защиты населения, цен-
Це»ь / - иороаые и беюоасные уом Заоана 1 - Обеспечение \ т> чтения ус ломй труда работников и повы на труда пенна нх социальной ыипии leHHociii
Це. т» - Паши и продуктивна* шпосп Рашитие гр>довой деятельности пни ииов
laoma 2 - Повышение качества и доступности государственных услуг ■ об ист содействия инатостн fam кши
Jaamo } - Обеспечение содействи» трудоустройству инвалидов
Jaöasa 4 - Подготовил вые ококвл инициированных спеина шеюв и рабочих кадров с >четом современных стмилрю» Я передоил. гсхиологий
3 =
Цеп 3 - ( ouhiiuui шпик - приближена к чсюму Повышение качества социальных ус тут
Залпа 3 - \к> дерни иши и раштк сошииного обе лужиааши насскши
_шЛпв б - Повышение овким и оком услут. оошнсшп социально ориентированными мскомчсрчеъ кнмн оргаиншпимн
За&па 7 - (отдание беспрепятственного доступа дта ииватндов и чатомобнтьных групп касетеюп к iiivciMM н услугам сошашкй. транспортной инженерной инфраструктуры
№п 4 - Поддержи блатосостопои граждан функционирования института семы* '¿драча 3 - Р,»>вшие мер сошжимой поддержки отдельных категория граждан
.Ьккпа 9 - Совершенствование мер госу дарственной поддержки семьи а с ваш с рождением и воспитанием ретей_
Рис. 3. Цели и задачи Минтруда РД на 2022 год [9].
Анализ представленных целей и задач Минтруда РД на 2022 год показывает, что декларированное проведение государственной социальной политики на территории республики имеет системный и комплексный характер.
Необходимо отметить, что, согласно официальным данным [8], по результатам 2021 года в республике отмечается ряд позитивных тенденций в реализации региональной социальной политики, что подтверждается статической информацией. Вместе с тем присутствует и ряд проблемных аспектов, на которых надо также остановиться.
В 2021 году среднемесячная заработная плата работников в Республике Дагестан увеличилась на 6,7 %, составив 32,1 тыс. руб., а среднедушевые доходы в расчете на душу населения возросли на 9,7 %. Но уровень заработной платы остается низким (средний по стране составлял более 56,5 тыс. руб., что на 76 % выше, чем в регионе). Также в республике сохраняется ситуация превышения дополнительных поступлений над заработной платой в структуре доходов населения, что указывает на проблему «теневых» доходов. Это же подтверждает и более низкий уровень роста заработной платы по сравнению с ростом среднедушевых доходов.
Центрами занятости населения в электронном виде в 2021 году было рассмотрено более 140 тыс. заявлений граждан. Заявления были поданы дистанционно на портал «Работа в России», но только 78,4 тыс. чел. из них (56 % от общего количества) было назначено пособие по безработице.
Положительным выглядит то, что по результатам проводимой работы, связанной со снижением неформальной занятости, вышли из тени и встали на налоговый учет около 21 тыс. граждан, которые работали по найму, не работающие по трудовому договору или занимающиеся незарегистрированной доходной деятельностью.
В 2021 году органами службы занятости населения республики было трудоустроено 51,6 тыс. чел., в том числе около 42,5 тыс. чел. - на временные работы. Таким образом, на постоянную работу было трудоустроено только 9,1 тыс. чел., или чуть более 17 % зарегистрированных безработных.
В рамках оказания услуг населению было организовано профессиональное обучение и дополнительное профобразование для 744 безработных граждан. В рамках реализации национального проекта «Демография» на профессиональное обучение (переобучение) было направлено 1 591 чел. в возрасте 50 лет и старше. Кроме того, женщины, которые имеют детей дошкольного возраста, также при желании могут переобучиться и повысить свою квалификацию.
В целом работа, которую провели органы службы занятости населения, дала положительные результаты: численность зарегистрированных безработных граждан понизилась в три раза - с 106,4 тыс. чел. на 1 января 2021 года до 34,0 тыс. чел. на 1 января 2022 года, что соответствует снижению уровня зарегистрированной безработицы с 7,7 % до 2,6 % от общей численности рабочей силы.
В области социальной защиты населения в 2021 году общий объем финансовых средств, направленных на социальную поддержку граждан по всем направлениям деятельности Минтруда РД, составил 38,2 млрд рублей. При этом различные виды государственных пособий, льгот и компенсаций выплачивались более чем 1 млн жителей Республики Дагестан.
Особое внимание уделялось ежемесячной денежной выплате на детей в возрасте от 3 до 7 лет, которую получили 194,9 тыс. малоимущих семей (на 291,6 тыс. детей), задолженность по которой на 1 января 2022 года составляла 873,9 млн руб.
Положительным выглядит и то, что в 2021 году было заключено 7 653 социальных контрактов с малоимущими гражданами, в том числе 1 595 контрактов - по поиску работы, 2 427 контрактов - на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью, 1 198 контрактов - на ведение личного подсобного хозяйства, 2 433 контракта - на помощь в тяжелой жизненной ситуации на общую сумму 871 млн руб.
В течение 2021 года соответствующие услуги были предоставлены учреждениями социального обслуживания населения в отношении более чем 146 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов. Также учреждениями социального обслуживания семьи и детей было обслужено около 15 тыс. семей с оказанием им необходимых услуг.
С 1 июля 2021 года в Доме-интернате «Забота» для детей с расстройством аутистического
спектра (РАС) было открыто и на сегодня действует дневное отделение для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), в котором на сегодняшний день на обслуживании находятся 12 детей с диагнозом «аутизм».
Позитивным выглядит и обеспечение применения новых подходов и технологий в системе социального обслуживания населения, ориентированных на людей с ограниченными возможностями. Для них были созданы условия для проведения иппотерапии, арт-терапии, сенсорной интеграции.
В 2021 году в рамках государственной программы «Доступная среда» с целью обеспечить инвалидам и другим маломобильным группам доступ к объектам были дооборудованы 100 объектов, в том числе 76 объектов социальной защиты и занятости населения.
3. Заключение. Проведенный анализ статистической информации показывает, что в сфере проведения региональной социальной политики в Республике Дагестан отмечается ряд положительных тенденций, к которым следует отнести:
- повышение среднемесячной заработной платы и рост среднедушевых доходов в регионе;
- позитивная динамика выведения работников из «теневого» бизнеса и постановка их на налоговый учет;
- сокращение численности зарегистрированных безработных граждан;
- погашение задолженности по ежемесячной денежной выплате на детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- расширение объемов заключения социальных контрактов с малоимущими гражданами;
- организация точечной работы с отдельными категориями детей, нуждающимся в особой заботе и поддержке (аутизм);
- расширение программ и применение инновационных технологий в системе социального обслуживания населения для людей с ограниченными возможностями.
Вместе с тем по-прежнему сложным остается решение ряда проблем, имеющих историко-экономический и региональных характер, к которым необходимо отнести следующее:
- значительная доля «теневого» бизнеса на территории республики;
- низкие доходы граждан, значительное отставание показателей оплаты труда и получаемых доходов от среднероссийских;
- высокий уровень безработицы среди трудоспособного населения региона, значительный уровень скрытой (латентной) безработицы, когда работники не обращаются в службы занятости;
- сложности в обеспечении социальными услугами жителей удаленных поселений. Таким образом, проведение государственной социальной политики на территории Республики Дагестан имеет системный и комплексный характер. По результатам 2021 года отмечает-
Литература
1. Аверин А. Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2019. - 126 с.
2. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций /под общ. ред. Н.А. Волгина. -М.: КноРус, 2015. - 1014 с.
3. Научно-методическое пособие «Региональная и муниципальная социальная политика» // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru, свободный. -Загл. с экрана.
4. Протокол № 1 заседания Коллегии Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 29 марта 2022 г. // Министерство труда и социального развития Республики Дагестан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dagmintrud.ru, свободный. - Загл. с экрана.
5. Публичная декларация целей и задач Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на 2022 год //Министерство труда и социального развития Республики Дагестан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dagmintrud.ru, свободный. - Загл. с экрана.
6. Российская статистическая энциклопедия. -М, 1998. - С. 397.
7. Смирнов С. Н., Сидорина Т. Ю. Социальная политика. М. - Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - С. 109.
8. Социальная энциклопедия /Ред. кол: А. П. Госкин, Г. Н. Карелова Е. Д. Катульский и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
9. Barr Nicholas. The Economics of the Welfare State, 4th edition. Oxford University Press and Stanford University Press, 2004. S.22.
References:
1. Averin A. N. Social'naya politika organov gosudarstvennoj vlasti subUktov Rossijskoj Federacii: uchebnoe posobie. -M.: Izd-vo RAGS, 2019. - 126 s.
2. Gosudarstvennaya i municipal'naya social'naya politika. Kurs lekcij /pod obshch. red. N.A. Volgina. - M.: KnoRus, 2015. - 1014 s.
3. Nauchno-metodicheskoe posobie «Regional'naya i municipal'naya social'naya politika» //Ministerstvo truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rosmintrud.ru, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.
4. Protokol № 1 zasedaniya Kollegii Ministerstva truda i social'nogo razvitiya Respubliki Dagestan ot 29 marta 2022 g. // Ministerstvo truda i social'nogo razvitiya Respubliki Dagestan. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://dagmintrud.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
5. Publichnaya deklaraciya celej i zadach Ministerstva truda i social'nogo razvitiya Respubliki Dagestan na 2022 god //Ministerstvo truda i social'nogo razvitiya Respubliki Dagestan [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://dagmintrud.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
6. Rossijskaya statisticheskaya enciklopediya. -M, 1998. - S. 397.
7. Smirnov S. N., Sidorina T. YU. Social'naya politika. M. - Izdatel'skij dom GU VSHE, 2004. - S. 109.
8. Social'naya enciklopediya /Red. kol: A. P. Goskin, G. N. Karelova E. D. Katul'skij i dr. - M.: Bol'shaya Ros-sijskaya enciklopediya, 2000.
9. Barr Nicholas. The Economics of the Welfare State, 4th edition. Oxford University Press and Stanford University Press, 2004. S.22.