Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
404
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / НАСЕЛЕНИЕ / ДАГЕСТАН / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гасанов Али Сулейманович

Уменьшение социального неравенства граждан является ключевой задачей государства, что обуславливает необходимость усовершенствования социальной политики с учетом региональных потребностей. В статье проанализированы специфические особенности, влияющие на разработку и организацию социальной защиты в Республике Дагестан, отмечены меры, направленные на улучшение социальной политики в регионе, выделены проблемные аспекты при организации социальной защиты населения в Дагестане. В качестве основных специфических черт, влияющих на социальную политику в Дагестане, обозначены: природно-климатические условия; уровень социальноэкономического развития; демографические черты и религиозно-культурные особенности края. По результатам исследования делается вывод о том, что основная нагрузка по финансированию социальной политики ложится на федеральный, а не региональный бюджет. Полученные результаты обладают большой практической ценностью, так как могут быть использованы региональными государственными органами власти для усовершенствования социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гасанов Али Сулейманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION AT THE REGIONAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

Reducing the social inequality of citizens is a key task of the state, which necessitates the improvement of social policy taking into account regional needs. The article analyzes the specific features affecting the development and organization of social protection in the Republic of Dagestan, notes measures aimed at improving social policy in the region, highlights problematic aspects in the organization of social protection of the population in Dagestan. The main specific features influencing social policy in Dagestan are: natural and climatic conditions; the level of socio-economic development; demographic features and religious and cultural features of the region. According to the results of the study, it is concluded that the main burden of financing social policy falls on the federal, not the regional budget. The results obtained have great practical value, as they can be used by regional state authorities to improve social policy.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)»

Экономика народонаселения и демография

УДК 364.24 ГАСАНОВ АЛИ СУЛЕИМАНОВИЧ

к.э.н., доцент кафедры социальных и информационных технологий ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: gasanov2860@mail.ru

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Аннотация. Уменьшение социального неравенства граждан является ключевой задачей государства, что обуславливает необходимость усовершенствования социальной политики с учетом региональных потребностей. В статье проанализированы специфические особенности, влияющие на разработку и организацию социальной защиты в Республике Дагестан, отмечены меры, направленные на улучшение социальной политики в регионе, выделены проблемные аспекты при организации социальной защиты населения в Дагестане. В качестве основных специфических черт, влияющих на социальную политику в Дагестане, обозначены: природно-климатические условия; уровень социально -экономического развития; демографические черты и религиозно-культурные особенности края. По результатам исследования делается вывод о том, что основная нагрузка по финансированию социальной политики ложится на федеральный, а не региональный бюджет. Полученные результаты обладают большой практической ценностью, так как могут быть использованы региональными государственными органами власти для усовершенствования социальной политики.

Ключевые слова: социальная защита, социальная политика, регион, население, Дагестан, специфические особенности.

GASANO V ALISULEYMANOVICH

Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Social and Information Technologies, Dagestan State University,

e-mail: gasanov2860@mail.ru

SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION AT THE REGIONAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

Abstract. Reducing the social inequality of citizens is a key task of the state, which necessitates the improvement of social policy taking into account regional needs. The article analyzes the specific features affecting the development and organization of social protection in the Republic of Dagestan, notes measures aimed at improving social policy in the region, highlights problematic aspects in the organization of social protection of the population in Dagestan. The main specific features influencing social policy in Dagestan are: natural and climatic conditions; the level of socio-economic development; demographic features and religious and cultural features of the region. According to the results of the study, it is concluded that the main burden of financing social policy falls on the federal, not the regional budget. The results obtained have great practical value, as they can be used by regional state authorities to improve social policy. Keywords: social protection, social policy, region, population, Dagestan, specific features.

1. Введение. Система социальной защиты населения является одним из важнейших компонентов прогрессивного и стабильного развития общества. Вместе с тем очевидно, что в настоящее время система социальной защиты в Российской Федерации испытывает серьезные трудности, которые негативно отражаются на уровне социальной защищенности населения. В частности, они обусловлены недостаточным финансированием сферы социальной защиты, ограниченностью сети учреждений социального обслуживания, несовершенством российского и регионального законодательства, в том числе в части распределения полномочий между субъектами управления, сложностью процесса модернизации системы местного самоуправления. Система управления социальной защитой населения нуждается в существенной трансформации, предполагающей переход от «пожарного» метода решения социальных проблем к стратегическому планированию.

Все большее значение приобретает изучение региональной специфики. Социально-экономическое развитие территории, в том числе и жизненный уровень населения, в силу объективных и субъективных причин сильно дифференцированы от региона к региону. В то же время во избежание социальных конфликтов региональное развитие должно гарантировать высоким качеством жизни на основе создания самостоятельной региональной системы социальной защиты и действенных механизмов их реализации, максимально учитывающих особенности воспроизводства каждого региона. С учетом делегирования государством полномочий регионам на местах не только реализуются функции федеральной социальной политики, но идет активный процесс формирования самостоятельного механизма ее осуществления региональными органами управления. Складывающиеся тенденции в России в области реализации общегосударственной социальной политики через местные органы вызывают повышенный интерес для научного исследования и выработки практического механизма ее реализации.

Особое место принадлежит экономическим особенностям формирования и реализации мер социальной защиты в субъектах Российской Федерации, имеющих возможность при наличии ресурсов устанавливать дополнительные социальные гарантии. В зависимости от состояния экономики субъекта должна определяться и возможность наделения его соответствующими полномочиями в области социальной защиты.

Целью исследования является выявление специфических особенностей, влияющих на разработку и осуществление региональной политики социальной защиты в Республике Дагестан.

Проблемные аспекты, касающиеся регулирования социальной политики государством и формирования эффективной модели социальной защиты, отражены в трудах Казибековой З. М., Казибекой Н. А., Джаватова Д. К., Маллаевой М. И. и других. Однако недостаточно раскрытыми являются вопросы, отражающие специфику организации социальной защиты населения на уровне региона.

Джаватов Д. К. и Маллаева М. И. отмечают, что существует ряд специфических черт, влияющих на организацию системы социальной защиты на региональном уровне, которые необходимо учитывать при разработке социальных программ. В их числе авторы выделяют [3]:

1) природные, климатические и географические условия;

2) уровень развития экономики;

3) степень развития хозяйственных связей с другими регионами;

4) уровень развития рыночной инфраструктуры (транспортной, финансовой, социальной и др.);

5) социальные и демографические черты населения, проживающего в регионе;

6) культурные особенности края.

Так, к примеру, при определении минимальной прожиточной суммы продуктовую корзину формируют на основании 16 природно-климатических зон, однако при этом природные особенности внутри зон не учитываются. В Республике Дагестан большая часть жителей живет в высокогорной местности, где жизненные условия ничуть не легче, чем на Крайнем Севере, тем не менее это никак не влияет на формулу при расчете прожиточного минимума на данной территории [3].

Кризисные явления, ставшие неотъемлемой частью глобальной экономики, негативно отражаются на условиях и качестве жизни населения, усиливая социальное неравенство в обществе. Тем не менее, как свидетельствует мировой опыт, недостаток внимания со стороны госу-

дарства к социальным проблемам деструктивно влияет на развитие экономики страны. Учитывая тот фактор, что в Российской Федерации наблюдаются существенные диспропорции в развитии территорий, учет региональных особенностей в ходе организации социальной защиты населения приобретает особую актуальность.

Рис. 1. Позиция Республики Дагестан по ключевым показателям рейтинга социально-экономического развития регионов России (2020 год). Источник: составлено автором по данным [7].

Низкий уровень экономического развития Дагестана на фоне наличия проблемы трудоиз-быточности в регионе обуславливает высокий уровень безработицы. Так, по данным Росстата, безработица в Дагестане в 2020 году была на уровне 7,7 %, а число зарегистрированных безработных составило106,4 тыс. чел. [8]. В целом же число граждан, которым требуется социальная поддержка, составляет порядка 400-500 тыс. человек, или 15 % от всего населения региона [1].

Следует также отметить, что в силу культурных и религиозных особенностей края такой демографический показатель, как уровень рождаемости, один из самых высоких в России (4-е место в РФ, среднее количество детей у одной женщины - 2) [6]. С учетом высокого уровня женской безработицы в семьях Дагестана появляется необходимость в получении государственной поддержки на содержание детей, что влияет на специфику организации социальной защиты населения в регионе.

Указанные факторы приводят к тому, что на сегодняшний день «социальная политика» является одной из крупнейших расходных статей регионального бюджета Республики Дагестан. Так, в 2020 году на нее приходилось 25,4 % от всех бюджетных расходов Дагестана, что превышает совокупные расходы на здравоохранение, культуру и спорт. Общий объем финансирования расходов на социальную политику в 2020 году составил 44555895,9 тыс. руб. [4].

В Республике Дагестан принят ряд важных мероприятий, направленных на улучшение системы, касающейся социальной защиты граждан региона. Это касается как развития законодательной базы, так и материальной, информационной, кадровой составляющих. В частности, в 2013 году утверждена Государственная программа «Социальная поддержка граждан» на период с 2014 по 2024 год, где закреплены ключевые задачи и целевые ориентиры, определяющие эффективность внедряемых мероприятий [1]. В рамках данной программы на развитие соци-

альной сферы за 2014-2024 годы запланировано направить 215040405,2 тыс. руб. за счет республиканского бюджета Республики Дагестан и межбюджетных трансфертов (рис. 2). Особенностью организации системы социальной защиты населения в рамках данной программы является то, что долю собственных бюджетных средств Республики Дагестан планируется снизить до 33,1 % в 2023-2024 годах против 50,2 % в 2014 году, то есть финансирование будет осуществляться преимущественно за счет средств федерального бюджета РФ.

При этом по результатам программы ожидается [1]:

- сокращение уровня бедности лиц, получающих социальную помощь;

- обеспечение потребностей пожилых людей, а также инвалидов (детей инвалидов) в постоянной социальной поддержке со стороны посторонних лиц к 2024 году;

- предоставление социальной поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально небезопасном положении;

- повышение прозрачности и конкурентоспособности в области социального обслуживания граждан;

- увеличение заработной платы сотрудников социальной сферы Республики Дагестан;

- повышение прозрачности и конкурентоспособности системы поддержки со стороны государства некоммерческих учреждений, ориентированных на предоставление социальной помо-

Рис. 2. Объемы финансирования на социальную поддержку граждан Дагестана в 2014-2024 годах в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан»

(тыс. рублей):

Источник: составлено автором по данным [1].

Среди наиболее важных мер государственной социальной помощи в Дагестане - поддержка семей с детьми (выплата пособий, предоставление ежемесячных пособий при рождении третьих и последующих детей до 3-летнего возраста) и ежемесячные доплаты к пенсиям определенных категорий граждан [5].

Также в Республике Дагестан с 2014 года действует государственная программа «Содействие занятости населения», целью которой является сокращение напряженности на рынке труда и оказание денежной помощи безработным. Запланированная сумма финансирования данной программы за 2014-2024 годы составляет 8799147,8 тыс. руб., из которых 68,7 % приходится на межбюджетные трансферты [1]. Особенностью организации социальной защиты в рамках данной программы является то, что планируется увеличить объемы финансирования за счет средств республиканского бюджета Дагестана и довести их долю в общем объеме средств с 10,1 % в 2014 году до 41,1 % к 2024 году (рис. 3).

| 111 4U 40,0

Шт

2014 J01S 2016 2017 201В 2019 2020 2021 2022 20)23 2024

М РкгтублМн^нОиМ б«ДЖСТ PftnvÜArfu* ÜJffCTln, ПК РУб

т^ bnumet Фочд« социального прши«ни* РФ. Гмс руб М<»(к1д«(ччк трансферты, wi. pyi Дож чидггв. палрнлелпыж m бчомн PJL %

Рис. 3. Объемы финансирования на социальную поддержку граждан Дагестана в 2014-2024 годах в рамках государственной программы «Содействие занятости населения»

(тыс. рублей).

Источник: составлено автором по данным [1].

Следует отметить, что у Республики Дагестан имеется ряд преимуществ, в числе которых наличие существенных трудовых ресурсов, природно-ресурсный потенциал, уникальное транспортно-географическое расположение. Тем не менее напряженная социально-политическая ситуация не позволяет задействовать потенциал региона в полной мере, что значительно усиливает нагрузку как не региональный, так и федеральный бюджет в сфере социальной защиты населения.

3. Выводы. Несмотря на расширение сети государственных и некоммерческих организаций, оказывающих услуги по предоставлению социальной поддержки, качество таких услуг все еще остается низким. Существенной проблемой также остается непрозрачность системы льгот и социальных выплат в Дагестане. С одной стороны, фиксируются факты неправомерного получения льгот, а с другой стороны, часть лиц, которые обладают правом на получение льгот, не всегда имеют возможность ими воспользоваться (например, пенсионеры, проживающие в сельской местности, не могут воспользоваться льготами на бесплатный проезд в общественном транспорте). Еще одним проблемным аспектом при организации социальной защиты населения в Дагестане является отсутствие реальных данных о числе жителей, имеющих право на социальную поддержку, что существенно усложняет определение необходимого объема финансовых ресурсов из регионального и федерального бюджетов для финансирования социальных программ.

Таким образом, эффективность организации социальной защиты населения в Республике

Литература

1. Государственная программа Республики Дагестан «Содействие занятости населения»: утв. Постановлением правительства Республики Дагестан № 587 от 14.11.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/460227466 (дата обращения: 23.10.2021).

2. Государственная программа Республики Дагестан «Социальная поддержка граждан»: утв. Постановлением правительства Республики Дагестан № 619 от 28.11.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/410805305 (дата обращения: 23.10.2021), свободный. - Загл. с

liOOOQO 1000000 sooooo 600000 400000 200000 о

экрана.

3. Джаватов Д. К., Маллаева М. И Социальная защита населения: проблемы формирования региональной модели. Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 47 (326). - С. 33-42.

4. Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» № 18 от 03.04.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfnrd. ru/svedeniya_ob_ispolzovanii_vydelyaemykh_ byudzhetnykhsredstv (дата обращения: 26.10.2021), свободный. - Загл. с экрана.

5. Казибекова З. М., Казибекова Н. А. Состояние социальной защиты многодетных семей в Республике Дагестан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-sotsialnoy-zaschity-mnogodetnyh-semey-v-respublike-dagestan/viewer (дата обращения: 26.10.2021), свободный. -Загл. с экрана.

6. Население. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dagstat.gks.ru/naselenie (дата обращения: 23.10.2021), свободный. - Загл. с экрана.

7. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни - 2020. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2020.pdf (дата обращения: 23.10.2021), свободный. - Загл. с экрана.

8. Численность рабочей силы: занятость и безработица. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dagstat.gks.ru/storage/mediabank.htm.(дата обращения: 25.10.2021), свободный. - Загл. с экрана.

References:

1. Gosudarstvennaya programma Respubliki Dagestan «Sodejstvie zanyatosti naseleniya»: utv. Post-anovleniem pravitel'stva Respubliki Dagestan № 587 ot 14.11.2013. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/460227466 (data obrashcheniya: 23.10.2021).

2. Gosudarstvennaya programma Respubliki Dagestan «Social'naya podderzhka grazhdan»: utv. Post-anovleniem pravitel'stva Respubliki Dagestan № 619 ot 28.11.2013. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/410805305 (data obrashcheniya: 23.10.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

3. Dzhavatov D. K., Mallaeva M. I Social'naya zashchita naseleniya: problemy formirovaniya regional'noj modeli. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2013. - № 47 (326). - S. 33-42.

4. Zakon Respubliki Dagestan «O respublikanskom byudzhete Respubliki Dagestan na 2020 god i na planovyj period 2021 i 2022 godov» № 18 ot 03.04.2020. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://minfinrd.ru/ svedeniya_ob_ispolzovanii_vydelyaemykh_ byudzhetnykhsredstv (data obrashcheniya: 26.10.2021), svobod-nyj. - Zagl. s ekrana.

5. Kazibekova Z. M., Kazibekova N. A. Sostoyanie social'noj zashchity mnogodetnyh semej v Respublike Dagestan. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-sotsialnoy-zaschity-mnogodetnyh-semey-v-respublike-dagestan/viewer (data obrashcheniya: 26.10.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

6. Naselenie. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Dagestan. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://dagstat.gks.ru/naselenie (data obrashcheniya: 23.10.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

7. Rejting regionov RFpo kachestvu zhizni - 2020. Rejtingovoe agentstvo «RIA Rejting». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2020.pdf (data obrashcheniya: 23.10.2021), svobodnyj. -Zagl. s ekrana.

8. CHislennost' rabochej sily: zanyatost' i bezrabotica. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Dagestan. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://dagstat.gks.ru/storage/ mediabank.htm.(data obrashcheniya: 25.10.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.