Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ВУЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Жулиана Алдеровна, Абусуфянова Зухра-Ханум Тагировна

Целью настоящей работы является оценка состояния высшего образования в Республике Дагестан и определение мер по повышению эффективности деятельности региональных вузов. Методы или методология проведения работы. В ходе исследования применялись методы статистического и сравнительного анализа, индукции и дедукции, логического обобщения. Результаты. Проведенный анализ показал низкие позиции дагестанских вузов в системе высшего образования России. Основными причинами сложившейся ситуации являются низкое качество приема и состояние научноисследовательской деятельности. Сравнительный анализ региональных образовательных учреждений показал, что по комплексу показателей филиалы и частные вузы не могут конкурировать с ведущими высшими образовательными организациями региона, хотя и демонстрируют более высокие значения отдельных показателей. Область применения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством вузов, органами управления системой образования всех уровней при принятии решений в указанной сфере. Выводы. Для повышения результативности деятельности региональных вузов необходимо: формирование эффективной системы мотивации трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава; создание единой платформы, где происходило бы согласование интересов всех участников образовательного процесса, принятие тактических и стратегических решений по развитию образования в регионе; разработка имиджевой политики вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Жулиана Алдеровна, Абусуфянова Зухра-Ханум Тагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF REGIONAL UNIVERSITIES: STATUS AND WAYS OF IMPROVEMENT

The purpose of this work is to assess the state of higher education in the Republic of Dagestan and identify measures to improve the efficiency of regional universities. Methods or methodology of the work. Methods of statistical and comparative analysis, induction and deduction, logical generalization were used in the course of the study. Results. The analysis showed the low positions of Dagestan universities in the higher education system of Russia. The main reasons for the current situation are the poor quality of admission and the state of research activities. A comparative analysis of regional educational institutions has shown that branches and private universities cannot compete with the leading higher educational institutions of the region in terms of a set of indicators, although they demonstrate higher values of individual indicators. Scope of application. The results of the conducted research can be used by the management of universities, educational system management bodies at all levels when making decisions in this area. Conclusions. To increase the effectiveness of the activities of regional universities, it is necessary to: form an effective system of motivation for the work of the teaching staff; create a single platform where the interests of all participants in the educational process would be coordinated, tactical and strategic decisions on the development of education in the region should be made; develop an image policy.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Сфера услуг

УДК:338.1.+332 АХМЕДОВА ЖУЛИАНА АЛДЕРОВНА

д.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: alderju @mail .ru

АБУСУФЯНОВА ЗУХРА -ХАНУМ ТАГИРОВНА

к.э.н., доцент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: xametovaz@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2021-8-55-63 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация. Целью настоящей работы является оценка состояния высшего образования в Республике Дагестан и определение мер по повышению эффективности деятельности региональных вузов. Методы или методология проведения работы. В ходе исследования применялись методы статистического и сравнительного анализа, индукции и дедукции, логического обобщения. Результаты. Проведенный анализ показал низкие позиции дагестанских вузов в системе высшего образования России. Основными причинами сложившейся ситуации являются низкое качество приема и состояние научно -исследовательской деятельности. Сравнительный анализ региональных образовательных учреждений показал, что по комплексу показателей филиалы и частные вузы не могут конкурировать с ведущими высшими образовательными организациями региона, хотя и демонстрируют более высокие значения отдельных показателей. Область применения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством вузов, органами управления системой образования всех уровней при принятии решений в указанной сфере. Выводы. Для повышения результативности деятельности региональных вузов необходимо: формирование эффективной системы мотивации трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава; создание единой платформы, где происходило бы согласование интересов всех участников образовательного процесса, принятие тактических и стратегических решений по развитию образования в регионе; разработка имиджевой политики вузов.

Ключевые слова: Республика Дагестан, высшее учебное заведение, вуз, высшее образование, эффективность деятельности региональных вузов, качество образования.

AKHMEDOVA JULIANA ALDEROVNA

Dr.Sc. of Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State Technical University,

e-mail: alderju @mail .ru

ABUSUFYANOVA ZUKHRA-KHANUM TAGIROVNA

Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Customs Dagestan State Technical University, e-mail: xametovaz@mail.ru

THE EFFECTIVENESS OF REGIONAL UNIVERSITIES: STATUS AND WAYS OF IMPROVEMENT

Abstract. The purpose of this work is to assess the state of higher education in the Republic of Dagestan and identify measures to improve the efficiency of regional universities. Methods or

methodology of the work. Methods of statistical and comparative analysis, induction and deduction, logical generalization were used in the course of the study. Results. The analysis showed the low positions of Dagestan universities in the higher education system of Russia. The main reasons for the current situation are the poor quality of admission and the state of research activities. A comparative analysis of regional educational institutions has shown that branches and private universities cannot compete with the leading higher educational institutions of the region in terms of a set of indicators, although they demonstrate higher values of individual indicators. Scope of application. The results of the conducted research can be used by the management of universities, educational system management bodies at all levels when making decisions in this area. Conclusions. To increase the effectiveness of the activities of regional universities, it is necessary to: form an effective system of motivation for the work of the teaching staff; create a single platform where the interests of all participants in the educational process would be coordinated, tactical and strategic decisions on the development of education in the region should be made; develop an image policy.

Keywords: Republic of Dagestan, higher education institution, university, higher education, efficiency of regional universities, quality of education.

Введение. Основным капиталом современного общества являются специальные знания, определяющие уровень экономического развития и конкурентоспособности организаций, отраслей, стран. И. Н. Тюкавкин отмечает, что, если в 1950-е годы на долю природного и произведенного капитала в развитых странах приходилось 57 % общего капитала, то в настоящее время около 20 % [20]. Доля знаниевого капитала за данный период увеличилась с 23 до 80 %. Таким образом, человек, способный к освоению новых знаний, умений и принятию нестандартных решений, является наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества. Это предъявляет новые требования к образованию, особенно высшему, которое стало главным фактором социального, политического и экономического прогресса.

Исследованию различных аспектов функционирования системы высшего образования в современных условиях посвящены труды Н. Н. Богдан [4], О. П. Денисовой [6], Т. Н. Кошеле-вой [8], Е. Л. Молоковой [9] и других.

Проблемы становления и развития региональных вузов отражены в трудах М. И. Абакаро-ва [1], М. Д. Адухова [2], Ж. А. Ахмедовой [3], Д. В. Петросянца [14], М. Х. Рабаданова [16].

Современная государственная политика в сфере высшего образования направлена на повышение качества образования и сокращение неэффективных вузов. В этой связи важен постоянный мониторинг эффективности деятельности региональных вузов.

Результаты. На начало 1990 года в Российской Федерации функционировало 514 высших учебных заведений. Формирование рыночной экономики, изменение механизма финансирования системы высшего образования, а также глобализация рынков образования способствовали росту числа образовательных организаций (табл. 1).

С 2011 года в связи с ужесточением требований к образовательным учреждениям началось сокращение их количества. В настоящее время в стране действует 710 самостоятельных образовательных организаций и 549 филиалов [18].

Общий показатель охвата населения высшим образованием в мире составляет 35 процентов. В России самый высокий показатель в мире - 54 %. Но при этом мало специалистов работает за рубежом и очень редко попадаются те, кто получает какие-либо премии за научные открытия. Это говорит о том, что качественные знания можно получить максимум в 30 вузах страны [19].

В определенной степени о качестве отечественного образования говорят позиции российских вузов в мировых рейтингах. Так, в 2021 году в авторитетном рейтинге лучших университетов мира QS World University Ranking ведущий отечественный вуз - МГУ - занял 74-е место, а СПбГУ - 225-е место.

В современных условиях российские вузы конкурируют на международном, федеральном, региональном рынках образовательных услуг, а также с учреждениями среднего профессионального образования.

Таблица 1

Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата,

Годы Число образовательных организаций Численность студентов, всего, тыс. чел. На 10 тыс. чел. населения приходилось студентов

1914 72 86,5 10

1917 150 149 16

1927 90 114,2

1940/1941 481 478,1 43

1950/1951 516 796,7 77

1960/1961 430 1496,7 124

1980/1981 494 3045,7 219

1990/1991 514 2824,5 190

2000/2001 965 4741,4 324

2010/2011 1115 7049,8 493

2015/2016 896 4766,5 325

2016/2017 818 4399,5 300

2017/2018 766 4245,9 289

2018/2019 741 4161,7 284

ШШОЧШк: расчеты авторов по ЗОНным Минобр науки. 4068,3 277

Россия - это огромное государство. И для обеспечения высококвалифицированными специалистами нашей страны необходимы сильные региональные вузы. В то же время результаты анализа обеспеченности местами и оценки качества образования свидетельствуют о значительных региональных различиях развитости сети организаций высшего образования [7].

В 2010 году охват молодежи высшим образованием в России составлял 33 %. К 2019 году показатель снизился на 3 % [12]. При этом отмечается неоднородность показателя в различных российских регионах. В Республике Дагестан программами бакалавриата, специалитета и магистратуры было охвачено 12,6 % населения в возрасте 17-25 лет [5]. В то же время по количеству самостоятельных образовательных организаций и филиалов регион занимает достаточно высокие позиции (10-12 место).

Система высшего образования РД представлена 27 организациями, в том числе 15 филиалами. В регионе 20 организаций государственной и муниципальной формы собственности и 7 - частной.

По данным мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 2019 год, общая численность студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры в РД составила 51540 чел. (1,26 % от контингента по РФ). Из них по очной форме обучалось 24996 чел. (48,5 %), за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ 25504 человека (49,9 %) [10].

Как видно из таблицы 2, лидером по численности обучающихся в республике является Дагестанский государственный университет, за ним следует Дагестанский государственный медицинский университет и замыкает тройку лидеров Дагестанский государственный педагогический университет. В таблице 2 представлены вузы и филиалы вузов, удельный вес которых в приведенном контингенте студентов РД выше 1 %.

Усложнение структуры экономики, появление новых видов деятельности привели к диверсификации направлений подготовки в высших учебных заведениях. Почти треть студентов (31,3 %) обучается по общественным наукам, подготовка по которым ведется в 22 вузах (табл. 3).

Таблица 2

Распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук

Мате-матиче-ские и естественны е науки Инженерное дело, технологии и технические науки Здраво-охранен ие и медицинские науки Сельское хозяйство и сельско-хозяйств енные науки Науки об обществе Образование и пе-дагогичес кие науки Гуманитарные науки Искусство и культура ВСЕГО Доля в приведенном кон-тинге по РД

ДГУНХ 351,6 1664,7 137 2153,3 7,73

ДГМУ 6364 6364 22,84

ДГПУ 30,1 3887,6 8,9 104 4030,6 14,47

ДГТУ 32 1613,6 378,5 6 2030,1 7,29

ДГУ 1395,7 726,8 89,4 3706,5 67,9 1429,8 96 7512,1 26,96

ДагГАУ 81,5 657,4 1079,2 185,3 2003,4 7,19

Филиал МАДИ в г. Махачкале 370,2 70,1 440,3 1,58

Сев.-Кав. Институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) в г. Махачкале 1019,8 1019,8 3,66

Филиал ДГУ в г. Хасавюрте 294,8 294,8 1,06

Прочие 7,7 145,5 194 0 1365,9 127,3 171,5 1,6 2013,5 7,22

ИТОГЧНик: рас чеЪШ(ц§т ор(М6б,дан ныШ5Шлнс брнЩЯф. 8715,7 4082,8 1747,2 207,6 27861, 9 100

Таблица 3

Математические и естественные науки Инженерное дело, технологии и технические науки Здравоохранение и медицинские науки Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки Науки об обществе Образование и педагогические науки Гуманитарные науки Искусство и культура

Удельный вес приведенного контингента студентов по отраслям наук, % 5,4 13,9 23,5 4,2 31,3 14,7 6,3 0,7

Количество учреждений, осуществляющих подготовку, ШСточник: расче 4 ты авторо 7 в по данным 1 2 4инобрнауки. 2 22 8 5 4

В регионе функционируют 2 медицинских вуза, в которых обучается 23,5 % от общего приведенного контингента студентов РД.

Достаточно востребованным является педагогическое образование - 14,7 % приведенного

контингента студентов. Несмотря на то, что подготовка педагогов ведется в 8 образовательных организациях, 95 % студентов проходят обучение в старейшем вузе республики - ДГПУ.

Наиболее крупными образовательными учреждениями являются ДГУ, ДГПУ, ДГТУ, ДГМУ, ДагГАУ и ДГУНХ, на которые приходится 86,5 % контингента студентов региона.

Качество работы университетов, согласно мониторингу Министерства образования и науки РФ, оценивается по шести показателям: образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ), научно-исследовательская деятельность (объем НИОКР в расчете на 1 НИР), международная деятельность/приведенный контингент (доля иностранных студентов), финансово-экономическая деятельность (доходы вуза на 1 III 1С ), заработная плата ППС и дополнительный показатель. Чтобы вуз считался эффективным, как минимум четыре показателя у него должны быть на высоком уровне. В мониторинге 2020 года министерство несколько изменило методику оценки и теперь сравнивает результаты вузов не с «пороговыми» значениями, ниже которых опускаться нельзя, а со средним значением по РФ.

Лучшие показатели эффективности деятельности наблюдаются у Северо-Кавказского института (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РИА Минюста России)» в г. Махачкале (табл. 4). Вуз показал превышение среднефедеральных значений по пяти параметрам, ниже среднего только дополнительный показатель. По четырем показателям сумел выделиться Дагестанский гуманитарный институт.

Среднефедеральные значения по трем показателям преодолели ДГУ, ДГТУ и ДагГау; по двум - ДГМУ и ДГУНХ. В ДГПУ все показатели оказались ниже медианного значения по РФ, и даже региональные медианные значения были превышены лишь по дополнительному показателю.

Наименование показателя Медианные значения по ДГТУ ДГУ ДГПУ ДГМУ ДагГАУ ДГУНХ Сев.-Кав. филиал ВГУЮ ДГИ

РФ субъекту

Образовательная деятельность 62,30 51,37 55,36 61,46 47,96 67,07 53,61 54,33 63,75 42,91

Научно-иссл. деятельность 103,30 66,60 656,82 266,90 0,10 70,91 148,34 60,65 144,60 713,57

Международная деятельность 5,85 2,86 2,81 1,14 2,44 2,86 7,92 1,16 1019,8 9,35

Финансово- экономическая деятельность 2764,80 1992,80 2002,69 2291,64 1625,73 2440,22 2119,92 2690,08 3999,45 1714,89

Заработная плата ППС 210,30 221,20 238,84 242,18 182,95 220,34 238,81 228,49 344,94 244,99

Дополнительный пжаФя ,29. по 3,41 субъекту 3,08 - 49,02. 5,83 4,40 3,19 70,18* 0,00 3,59 2,03 3,57

Из таблицы 4 видно, что по показателю образовательной деятельности конкурентным преимуществом обладает ДГМУ.

Фактором формирования данного преимущества, на наш взгляд, послужили объективные обстоятельства:

- привлекательность профессии врача в связи с ее высокой социальной значимостью;

- государственная поддержка работников системы здравоохранения;

- реклама в СМИ образа врача и государственной политики, проводимой в данной сфере.

Выбор профессии врача, как показывает практика, осуществляется абитуриентами, а нередко и родителями, задолго до завершения учебы в школе. Целенаправленная подготовка к поступлению в медицинский вуз на протяжении нескольких лет, и зачастую с репетиторским обучением, способствует формированию более глубоких знаний, что и отражает высокий балл по ЕГЭ.

По данным Рособрнадзора, в 2019 году 63 % от общего числа выпускников дагестанских

школ, поступивших в вузы, выбрали региональные вузы [13]. Очевидно, что 37 % дагестанцев, выбравших учебу в других регионах, - это те, кто получил высокие баллы ЕГЭ и большая часть которых по окончании учебы вряд ли вернется на родину.

Ежегодно в стране наблюдается рост качества абитуриентов - доля отличников в 2020 году выросла почти до 54 % бюджетного приема. Произошли изменения и в качестве приема по вузам. Группа вузов с низким качеством (ниже 56 баллов) сократилась почти вдвое и составила 5 % [12]. О качестве приема в ведущие дагестанские вузы говорят данные таблицы 5.

Бюджетный прием Платный прием

2019 год 2020 год 2019 год 2020 год

ДГУ 498 469 489 385

ДГТУ 556 513 570 515

ДГПУ 531 629 651 нет данных

ДГМУ 263 242 122 123

ДагГАУ 322 212 нет данных 201

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДГУНХ 558 115 646 532

Источник: расчеты авторов по данным сайта [11].

Все уровни образования функционируют как единое целое. Низкий уровень школьного образования - 84-е место в РФ [14], а также «утечка умов» из региона не способствуют высокому рейтингу дагестанских вузов по качеству приема. Особенно это касается тех образовательных учреждений, где в качестве вступительных испытаний требуются ЕГЭ по профильной математике, информатике, химии, физике. Очевидно, что для вузов назрела необходимость включаться в подготовку будущих абитуриентов в период получения школьного образования. Так, в 70-80-х годах при ДГТУ функционировала физико-математическая школа, где раз в неделю проводились уроки по этим предметам для школьников. Безусловно, такие занятия должны быть включены в учебную нагрузку преподавателя.

Наивысший показатель научно-исследовательской деятельности (объем НИОКР в расчете на 1 НПР) наблюдается у ДГИ (713,57), а среди крупных вузов лидирует ДГТУ (656,82). Более детальный анализ показателей научно-исследовательской деятельности показывает, что бесспорным лидером дагестанской вузовской науки является ДГУ - по публикационной активности; количеству полученных грантов; количеству лицензионных соглашений; количеству научных журналов, издаваемых организацией.

В мониторинге эффективности международной деятельности решающим является критерий численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специа-литета, магистратуры. Среди региональных вузов лишь 9 образовательных организаций (включая филиалы) смогли превысить среднефедеральное значение (5,85 %). Закрытие границ привело к отрицательной динамике показателя не только в большинстве образовательных организаций Дагестана, но и в целом по стране.

Невозможно остаться в стороне в условиях интернационализации международной академической среды. По данным Института статистики ЮНЕСКО, Россия сегодня входит в топ самых популярных стран, которые выбирает молодежь всего мира для получения высшего образования. Ежегодно иностранцам и русскоязычным гражданам, живущим за рубежом, Правительство России выделяет 15 тысяч квот для поступления на бюджетные места в российские вузы. Ребят ждут более 450 университетов самых разных направлений. В 2019 году в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» была разработана целевая модель суперсервиса «Образование в РФ для иностранцев». Суперсервис в соответствии с целевой моделью позволит ускорить и упростить решение стоящих перед кандидатом задач за счет обеспечения единого окна доступа к услугам (как на стадии оформления документов и прибытия в Россию, так и в период проживания).

В течение года с момента ввода в промышленную эксплуатацию планируется привлечение не менее 1 млн. пользователей (иностранные школьники, кандидаты, их родители, выпускни-

ки, сотрудники федеральных и региональных органов исполнительной власти, коммерческие и некоммерческие организации).

В 2019/2020 учебном году общее количество иностранных студентов в российских университетах составило 315 тысяч человек - это около 8 % от общего числа студентов в России.

Выбор иностранного вуза связан с:

- высоким качеством образования;

- с финансовой поддержкой и оказанием помощи студентам в поисках работы.

- возможностью выучить иностранный язык;

- имиджем как самого вуза, так и субъекта, в котором расположен вуз.

В целом идет поступательное динамичное развитие международного сотрудничества вузов РД. Однако вузам, готовившим специалистов для региональной экономики, сложно состязаться с КФУ, РУДН, МГУ им. Ломоносова, МФТИ, МИФИ и другими российскими вузами, имевшими многолетний опыт работы с иностранными студентами и привлекательный имидж. Нам представляется, что на сайтах дагестанских вузов было бы целесообразно выделить отдельно раздел «Международное сотрудничество» и отражать информацию об условиях поступления и жизни студентов, которые уже обучаются в данном вузе.

Наиболее востребованным из дагестанских вузов в 2020 году был Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова. Здесь обучаются 379 иностранных студентов. В аспирантуре университета обучаются 4 иностранных гражданина.

Учитывая приграничное положение Республики Дагестан, а также занятость на региональном рынке труда молодых мигрантов из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и других стран, надо предполагать, что у образовательных учреждений есть потенциал для повышения результативности своей международной деятельности.

Финансово-экономическая деятельность оценивается суммой доходов вуза из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника. Медианное значение в среднем по стране составило 2 764,80 тыс. руб. Выше среднего этот показатель был у филиала ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» в г. Кизляре, Северо-Кавказского филиала Ростовского государственного экономического университета в г. Махачкала - 4119.08 тыс. руб., филиала ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Махачкале - 3999.45 тыс. руб. Столь высокие цифры практически полностью обеспечены доходами от образовательной деятельности. Доходы от научной деятельности характерны в основном для ведущих региональных учебных заведений высшего образования (от 0,01 % в общих доходах организации в ДГПУ до 32,8 % в ДГТУ). Среди остальных образовательных организаций можно отметить ДГИ, где доля доходов вуза от научных исследований и разработок в общих доходах вуза составляет 41 %.

В соответствии с майскими указами Президентами РФ В. В. Путина в регионах к 2018 году надлежало обеспечить повышение заработной платы преподавателей вузов и научных сотрудников до 200 % от средней по соответствующему региону заработной платы. Согласно официальным данным, в 20 образовательных организациях РД заработная плата НПР была выше, чем в среднем по стране. Из ведущих региональных вузов ДГПУ не смог преодолеть установленную планку.

Дополнительный показатель - численность сотрудников, из числа ППС (приведенных к доле ставки), имеющих ученые степени кандидата или доктора наук, в расчете на 100 студентов является высоким в ДГТУ - 5,83 и в ДГУ - 4,40 (при федеральном значении 3,41).

Распределение вузов по лигам при помощи программного комплекса LiftUp [17] более наглядно показывает ситуацию, сложившуюся в системе высшего образования РД: 1 -я лига -3 вуза; 2-я лига - 3 вуза; 3-я лига - 7 вузов; 4-я лига - 14 вузов.

В мониторинге вузов 2021 года (по данным за 2020 год) среди крупных региональных вузов уже ухудшили свои позиции ДГТУ, ДагГАУ и ДГУНХ. И только ДГУ удалось улучшить показатели по сравнению с предшествующим годом.

Выводы. Анализ эффективности деятельности региональных вузов показал, что половина образовательных организаций системы высшего образования Республики Дагестан находится в «красной зоне», что требует принятия антикризисных мер со стороны руководства.

Прошли те времена, когда диплом нужен был только как документ об образовании. Совре-

менный абитуриент выбирает вуз, дающий знания и умения, которые позволят быть конкурентоспособным на рынке труда.

Для обеспечения качественного образования необходимо перманентное развитие ресурсного потенциала вузов. При этом надо учитывать, что если вопросы улучшения материально-технической базы решаются достаточно быстро, то формирование высококвалифицированного кадрового потенциала, соответствующего возрастающим требованиям к научно -педагогическим кадрам современной высшей школы, требует длительного периода.

В этой связи важной задачей для руководства вузов является формирование эффективной системы мотивации трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава. Научно-педагогический труд - высокоинтеллектуальный вид деятельности, требующий не только материальных, но и моральных, психологических и социальных стимулов, - оценки со стороны руководства, возможности профессионального и карьерного роста, возможности самостоятельно распоряжаться рабочим временем, благожелательных отношений с коллегами, высокой корпоративной культуры.

Для решения вопроса повышения объемов научно-исследовательских работ, выполняемых за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования, необходимо:

- привлечение в вузы молодых, перспективных ученых и создание для них условий карьерного роста, занятий наукой;

- участие вузов в реализации региональных инновационных проектов.

Необходимо создание единой платформы, объединяющей школы, ССУЗы, вузы и работодателей, где происходило бы согласование интересов всех участников образовательного процесса, принятие тактических и стратегических решений по развитию образования в регионе.

Выбор в пользу того или иного вуза в регионе или за его пределами зачастую базируется на имиджевых характеристиках. Это требует от вузов непрерывного, планомерного и целенаправленного совершенствования своего образа в сознании общественности. Только в этом случае можно будет говорить о создании целостного позитивного образа, благоприятного имиджа, выигрышной конкурентной позиции. При этом следует учитывать, что имидж даже

Литература

1. Абакаров М. И., Рамазанова, Д. Р. Сравнительный рейтинг вузов региона как показатель эффективности предоставления образовательных услуг // European Social Science Journal. - 2012. - № 5 (21). - С. 68-75.

2. Адухов М. Д. Формирование системы высшего образования в Дагестане (1920-1930 гг.) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский региона. Серия: Естественные науки. - 2006. - № S16. -С. 2-7.

3. Ахмедова Ж. А., Газимагомедов А.А . Система высшего образования региона: проблемы финансирования // Вопросы структуризации экономики. - 1999. - № 5. - С. 22-26.

4. Богдан Н. Н., Могилевкин Е. А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного Федерального округа).

5. Бюллетень « Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2021 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284, свободный. - Загл. с экрана.

6. Денисова О. П. Система мотивации профессорско-преподавательского состава как показатель качества образования в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2010. - № 2 (12). - С. 179-184.

7. Доступность высшего образования в регионах России /А. Д. Громов, Д. П. Платонова, Д. С. Семенов, Т. Л. Пырова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. -М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 32 с. (Современная аналитика образования. - № 8).

8. Кошелева Т. Н., Бирюкова А. В., Бразевич Д. С., Далингер Я. М. Формирование образовательной инфраструктуры в целях обеспечения занятости на предпринимательском рынке // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2021. - № 4. - С. 49-54.

9. Молокова Е. Л. Реформирование системы высшего образования как предмет исследования // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 5 (40). - С. 296-302.

10. Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://monitoring.miccedu.ru, свободный. - Загл. с экрана.

11. Мониторинг качества приема в вузы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ege.hse.ru, свободный. - Загл. с экрана.

12. Названы регионы - лидеры по охвату молодежи высшим образованием. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.rambler.ru/sociology/45717896/?

utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink, свободный. - Загл. с экрана.

13. НИУ ВШЭ представил результаты мониторинга качества приема в вузы-2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/news/edu/412260884.html, свободный. - Загл. с экрана.

14. Петросянц Д. В. Региональный образовательный кластер в условиях перехода к экономике знаний (на примере Республики Дагестан) // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. -№ 2 (24). - С. 1.

15. Показатели субъектов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://maps -oko.fioco.ru, свободный. - Загл. с экрана.

16. Рабаданов М. X. Перспективы Даггосуниверситета как опорного вуза в системе российского высшего образования //Региональные аспекты социальной политики. - 2015. - № 17. - С. 5-14.

17. Рейтинг мониторинга эффективности вузов - 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://msd-nica.ru/rankings/reyting-monitoringa-effektivnosti-vuzov, свободный. - Загл. с экрана.

18. Сведения об образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в разрезе субъектов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru, свободный. - Загл. с экрана.

19. Статистика образования - данные по миру и по России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ecvdo.ru/states/statistika-obrazovaniya-dannye-po-miru-i-po-rossii, свободный. - Загл. с экрана.

20. Тюкавкин И. Н. Экономика знаний //Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 6. - С. 145.

References:

1. Abakarov M. I., Ramazanova, D. R. Sravnitel'nyj rejting vuzov regiona kak pokazatel' effektivnosti pre-dostavleniya obrazovatel'nyh uslug //European Social Science Journal. - 2012. - № 5 (21). - S. 68-75.

2. Aduhov M. D. Formirovanie sistemy vysshego obrazovaniya v Dagestane (1920-1930 gg.) // Izvestiya vys-shih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij regiona. Seriya: Estestvennye nauki. - 2006. - № S16. - S. 2-7.

3. Ahmedova ZH. A., Gazimagomedov A.A . Sistema vysshego obrazovaniya regiona: problemy finansirovani-ya // Voprosy strukturizacii ekonomiki. - 1999. - № 5. - S. 22-26.

4. Bogdan N. N., Mogilevkin E. A. Motivaciya i demotivaciya professional'noj deyatel'nosti personala vuza (na primere vuzov Dal'nevostochnogo Federal'nogo okruga).

5. Byulleten' «CHislennost' naseleniya Rossijskoj Federacii po polu i vozrastu na 1 yanvarya 2021 goda». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

6. Denisova O. P. Sistema motivacii professorsko-prepodavatel'skogo sostava kak pokazatel' kachestva obrazovaniya v vysshej shkole // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - № 2 (12). -S. 179-184.

7. Dostupnost' vysshego obrazovaniya v regionah Rossii /A. D. Gromov, D. P. Platonova, D. S. Semenov, T. L. Pyrova; Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. - M.: NIU VSHE, 2016. - 32 s. (Sovremennaya analitika obrazovaniya. - № 8).

8. Kosheleva T. N., Biryukova A. V., Brazevich D. S., Dalinger YA. M. Formirovanie obrazovatel'noj infra-struktury v celyah obespecheniya zanyatosti na predprinimatel'skom rynke //Alma mater (Vestnik vysshej shko-ly). - 2021. - № 4. - S. 49-54.

9. Molokova E. L. Reformirovanie sistemy vysshego obrazovaniya kak predmet issledovaniya // Vestnik Akade-mii znanij. - 2020. - № 5 (40). - S. 296-302.

10. Monitoring effektivnosti deyatel'nosti organizacij vysshego obrazovaniya. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://monitoring.miccedu.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

11. Monitoring kachestvapriema v vuzy. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ege.hse.ru, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.

12. Nazvany regiony - lidery po ohvatu molodezhi vysshim obrazovaniem. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://news.rambler.ru/sociology/45717896/?

utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

13. NIU VSHE predstavil rezul'taty monitoringa kachestva priema v vuzy-2020. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.hse.ru/news/edu/412260884.html, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

14. Petrosyanc D. V. Regional'nyj obrazovatel'nyj klaster v usloviyah perekhoda k ekonomike znanij (na pri-mere Respubliki Dagestan) //Regional'nye problemypreobrazovaniya ekonomiki. - 2010. - № 2 (24). - S. 1.

15. Pokazateli subUktov Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://maps-oko.fioco.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

16. Rabadanov M. H. Perspektivy Daggosuniversiteta kak opornogo vuza v sisteme rossijskogo vysshego obrazovaniya //Regional'nye aspekty social'noj politiki. - 2015. - № 17. - S. 5-14.

17. Rejting monitoringa effektivnosti vuzov - 2020. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://msd-nica.ru/ rankings/reyting-monitoringa-effektivnosti-vuzov, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

18. Svedeniya ob obrazovatel'nyh organizaciyah, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya, v razreze subektov Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://minobrnauki.gov.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

19. Statistika obrazovaniya - dannye po miru i po Rossii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// ecvdo.ru/states/statistika-obrazovaniya-dannye-po-miru-i-po-rossii, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

20. Tyukavkin I. N. Ekonomika znanij // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - 2014. - № 6. - S. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.