Сфера услуг
УДК: 331.2 КАЛАШНИКОВ ГРИГОРИИ МИХАИЛОВИЧ
к.э.н., доцент, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России г. Москва,
e-mail: [email protected]
БЕЛОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
к.э.н., старший преподаватель кафедры организации финансово-экономического,
материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России, e-mail: [email protected]
КЛОЧИХИН ВЯЧЕСЛАВ АНА ТОЛЬЕВИЧ
старший преподаватель кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России, e-mail: [email protected]
НОВИКОВ ВЛАДИМИР ВИКОТОРОВИЧ
к.э.н., доцент, e-mail: [email protected]
D0l:10.26726/1812-7096-2019-10-94-101 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Цель работы заключается в анализе выполнения «майских указов» в части увеличения средней заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего образования. Метод или методология работы. В работе применен метод анализа и синтеза. Результаты. В ходе проведенного исследования была поставлена под сомнение реальность достигнутого практически во всех регионах Российской Федерации уровня средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Мониторинг положений об оплате труда ряда образовательных организаций высшего образования Рязанской области показал, что размещенная на сайте Федеральной службы государственной статистики информация о средних размерах заработной платы преподавателей в этом регионе значительно превышает максимально возможные заработные платы преподавателей этого региона. В ходе анализа установлено, что во всех регионах Российской Федерации целевые значения показателей роста заработной платы рассматриваемого персонала были достигнуты за два первых месяца 2018 года. В январе-феврале 2018 года зафиксирован аномальный рост заработной средней платы преподавателей образовательных организаций высшего образования, который никак не коррелирует с тенденциями роста рассматриваемого показателя за предыдущие пять лет. В 24 регионах этот рост превысил 30 % по сравнению с предыдущим периодом, а в некоторых регионах превысил 70 %. Дальнейший анализ позволил установить, что на 2018 год Правительством Российской Федерации планировалась только индексация заработной платы преподавателей в размере 4 %, что явно не соответствует заявленному регионами росту рассматриваемого показателя. Кроме этого, установлено, что в бюджете Российской Федерации на 2018 год расходы на высшее образование были запланированы в меньших объемах, чем в 2017 году, и объективных возможностей для достижения целевых показателей «майских указов» у регионов не было. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования являются объективным основанием для
пересмотра методики сбора и оценки статистической информации по вопросам оценки среднего уровня оплаты труда по отраслям экономики. Выводы. Делается вывод об искажении отчетных данных, представленных регионами в качестве подтверждения достижения целевых показателей «майских указов» в части повышения средней заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего образования. Ключевые слова: заработная плата преподавателей, региональная статистика, тенденция роста, федеральный бюджет.
KALASHNIKOV GRIGORYMIKHAILOVICH
Ph.D in Economics, associate Professor of the Department of financial-economic, logistical and medical support of the Academy of management
of MVD of Russia Moscow, e-mail: [email protected]
BELOVA SVETLANA NIKOLAEVNA
Ph.D in Economics, senior lecturer of the Department of financial-economic,
logistical and medical support of the Academy of management of MIA of Russia, e-mail: [email protected]
KLOCHIHIN VYACHESLAVANATOLIEVICH
senior lecturer of the Department of financial-economic, logistical and medical support of the Academy of management of MIA of Russia,
e-mail: [email protected]
NOVIKOV VLADIMIR VIKTOROVICH
Ph.D in Economics, associate Professor, e-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE AVERAGE SALARY OF TEACHERS EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
Abstract. The purpose of the work is to analyze the implementation of the "may decrees" in terms of increasing the average salary of teachers of educational institutions of higher education. Method or methodology of work. The paper uses the method of analysis and synthesis. Results. In the course of the study, the reality of the average salary of teachers of higher education institutions in almost all regions of the Russian Federation up to 200 percent of the average salary in the corresponding region was called into question. Monitoring of the regulations on remuneration of a number of higher education institutions in the Ryazan region showed that information on the average salaries of teachers in this region posted on the website of the Federal state statistics service significantly exceeds the maximum possible salaries of teachers in this region. The analysis found that in all regions of the Russian Federation, the target values of wage growth indicators for the considered personnel were achieved in the first two months of 2018. In January-February 2018, an abnormal increase in the average salary of teachers of higher education institutions was recorded, which does not correlate with the growth trends of the indicator in question over the previous five years. In 24 regions, this growth exceeded 30 % compared to the previous period, and in some regions it exceeded 70 %. Further analysis revealed that the Government of the Russian Federation only planned to index teachers ' salaries at a rate of 4 % for 2018, which clearly does not correspond to the growth of the indicator in question declared by the regions. In addition, it was found that in the budget of the Russian Federation for 2018, expenditures on higher education were planned in smaller amounts than in 2017, and the regions did not have objective opportunities to achieve the targets of the "may decrees". The scope of the results. The results of the study are an objective basis for reviewing the methodology for collecting and evaluating statistical information on the assessment of the average level of remuneration for sectors of the economy. Conclusions. The conclusion is made about the distortion of the reporting data provided by the regions as confirmation of the achievement of the targets of the "may decrees" in terms of increasing the average salary of teachers of higher education institutions. Keywords: teachers ' salaries, regional statistics, growth trend, Federal budget.
Введение. В мае 2012 года в Российской Федерации свершилось знаковое событие, которое с подачи работников прессы получило название «Майские указы президента». Подписание данных распоряжений в адрес правительства нашего государства было приурочено к вступлению в должность президента и являлось по сути стратегическим видением развития страны на ближайшую пятилетку. Среди 11 установок правительства, на наш взгляд, особый интерес представляет собой Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [18], в котором, наряду с прочими целевыми показателями, было установлено повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Методы исследования. По прошествии 2018 года выяснилось, что в подавляющем большинстве регионов целевые показатели, обозначенные в майских указах президента, были достигнуты, и уровень заработной платы, в частности преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования, превысил 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Эта информация подтверждается данными, представленными на сайте Федеральной службы государственной статистики, в разделе «Рынок труда, занятость и заработная плата». При этом информация о «доходах преподавателей учреждений высшего профессионального образования» за 2018 год представлена в табличной форме с указанием соотношения средней заработной платы рассматриваемой категории работников и аналогичного показателя по региону, чтобы любой интересующийся мог воочию убедиться в том, что целевые показатели достигнуты [12].
Согласно данным, приведенным на сайте Федеральной службы государственной статистики, только 8 регионов Российской Федерации не достигли целевого соотношения уровня средней заработной платы, и наиболее сильное отставание зафиксировано в Республике Северная Осетия — Алания, в которой рассматриваемое значение показателя составило 193,2 %. В оставшихся 7 регионах значение рассматриваемого показателя близко к 200 %.
Необходимо отметить, что сформулированная в указе категория работников ограничена именно профессорско-преподавательским составом [3, 7, 8, 17], поскольку административный персонал организаций высшего образования не может быть приравнен к обозначенным в указе преподавателям [9, 16, 11]. В связи с этим у любого преподавателя образовательной организации высшего образования была определена средняя заработная плата, представленная на сайте Федеральной службы государственной статистики [5, 15].
Возьмем, к примеру, среднюю заработную плату рассматриваемой категории работников в Рязанской области за 2018 год. По данным Федеральной службы государственной статистики, этот показатель составляет 58857,0 рублей, что в 2,1 раза больше среднего значения заработной платы в регионе.
Одним из ведущих учебных заведений рассматриваемого региона является Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. Согласно приложению к приказу РГУ им. С. А. Есенина от 03 ноября 2017 года № 175 ОД, в 2018 году должностной оклад ассистента составлял от 15 до 23 тыс. руб., старшего преподавателя — от 17 до 25 тыс. руб., доцента — от 25 до 27 тыс. руб., профессора — от 23 до 29 тыс. руб. [2]. Также данное приложение предусматривает и выплаты стимулирующих надбавок, размеры которых не превышают 25 % от установленных окладов. Исходя из представленной в открытых источниках информации, максимальная заработная плата преподавателя РГУ им С. А. Есенина составит 36250,0 рублей до вычета налога на доходы физических лиц при условии, что рассматриваемый работник занимает должность профессора, является доктором наук и обладает ученым званием профессора. Реальный доход данного работника за вычетом НДФЛ составит 31537,5 рублей.
Другим крупнейшим ведущим учебным заведением высшего образования в рассматриваемом нами регионе является Рязанский государственный радиотехнический университет, в котором положение об оплате труда, регламентирующее выплаты преподавательскому составу в 2018 году, утверждено решением Ученого совета от 30 июня 2017 года, протокол № 13 [1]. Согласно этому положению, должностной оклад ассистента составлял от 8,36 до 11,69 тыс. руб., старшего преподавателя — от 8,69 до 12,03 тыс. руб., доцента — от 13,36 до 21,16 тыс.
руб., профессора — от 18,37 до 26,17 тыс. руб. При этом положением предусмотрены надбавки до 20 % от должностного оклада. Исходя из этого максимальная заработная плата преподавателя РГРТУ при условии, что им является доктор наук, профессор, занимающий должность профессора, может составлять 31,4 тыс. руб. до налогообложения. Реальный максимальный доход такого профессора составит в этом учебном заведении 27,32 тыс. руб.
Приведенные нами расчеты явно отличаются от тех данных, которые представлены нам на сайте Федеральной службы государственной статистики, и позволяют полагать, что в официальную статистику все же были включены административные работники, которые хотя бы раз в году проводят учебные занятия [4, 7, 10].
Но на этом вопросы к официальной статистике не заканчиваются. Согласно данным, представленным на сайте Федеральной службы государственной статистики в 2018 году, в ряде регионов произошел феноменальный рост уровня оплаты труда преподавателей высших учебных заведений (табл. 1).
В таблице 1 нами были отобраны регионы, в которых рост заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего образования в год отчета о выполнении «майских указов» президента превысил 30 %.
Таблица 1
Динамика роста средней заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования за 2017-2018 год
Наименование региона Средняя заработная плата Отклонение 2018/2017, %
2017 2018
Республика Саха (Якутия) 71 103 122 071 71,68
Мурманская область 67 439 106 470 57,88
Архангельская область без авт. округа 52 227 77 843 49,05
Камчатский край 84 926 125 536 47,82
Забайкальский край 47 222 67 286 42,49
Республика Коми 62 280 88 384 41,91
г. Севастополь 39 171 55 053 40,55
Калининградская область 45 301 62 994 39,06
Республика Бурятия 44 385 61 538 38,65
Тульская область 52 137 71 626 37,38
Курганская область 36 663 49 905 36,12
Ярославская область 44 788 60 481 35,04
Республика Хакасия 47 761 64 176 34,37
Чеченская Республика 38 189 51 299 34,33
Республика Мордовия 37 133 49 763 34,01
Республика Адыгея 37 804 50 536 33,68
Красноярский край 63 629 84 564 32,90
Рязанская область 44 305 58 857 32,85
Республика Дагестан 33 350 44 258 32,71
г. Санкт-Петербург 79 633 104 413 31,12
Карачаево-Черкесская Республика 33 574 43 815 30,50
Амурская область 57 567 75 033 30,34
Удмуртская Республика 45 034 58 603 30,13
Оренбургская область 43 463 56 536 30,08
Сам по себе такой рост уровня оплаты труда преподавателей за столь короткий промежуток времени вызывает подозрения в фальсификации, но для того, чтобы убедиться в том, что этот рост не был планомерным и постепенным, проведем анализ динамики роста средней заработной платы рассматриваемой категории работников на протяжении всего периода с 2012 по 2018 год.
Таблица 2
Динамика роста средней заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования за 2013-2018 годы
Наименование региона Средняя заработная плата
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Республика Саха (Якутия) 51 596 58 130 60 577 63 325 71 103 122 071
Мурманская область 49 872 53 748 59 462 58 201 67 439 106 470
Архангельская область 44 333 45 738 48 143 48 607 52 227 77 843
Камчатский край 67 453 62 232 68 814 70 698 84 926 125 536
Забайкальский край 35 491 41 103 43 422 44 249 47 222 67 286
Республика Коми 45 477 50 692 54 788 54 729 62 280 88 384
г. Севастополь - - 34 646 34 509 39 171 55 053
Калининградская область 31 784 35 217 38 377 40 905 45 301 62 994
Республика Бурятия 29 455 35 069 38 531 38 180 44 385 61 538
Тульская область 28 573 35 533 38 521 42 188 52 137 71 626
Курганская область 26 503 28 710 32 774 33 003 36 663 49 905
Ярославская область 30 881 37 551 39 927 41 756 44 788 60 481
Республика Хакасия 36 141 41 357 43 237 45 075 47 761 64 176
Чеченская Республика 25 338 30 979 34 116 34 367 38 189 51 299
Республика Мордовия 29 955 30 904 33 449 34 328 37 133 49 763
Республика Адыгея 26 760 28 968 31 728 31 714 37 804 50 536
Красноярский край 40 587 46 935 50 317 55 117 63 629 84 564
Рязанская область 30 700 34 309 36 231 39 681 44 305 58 857
Республика Дагестан 21 274 23 964 26 295 29 228 33 350 44 258
г. Санкт-Петербург 47 655 55 198 59 675 67 843 79 633 104 413
Карачаево-Черкесская Республика 18 522 25 224 27 023 29 930 33 574 43 815
Амурская область 36 651 45 690 47 780 48 972 57 567 75 033
Удмуртская Республика 30 408 35 419 38 070 41 099 45 034 58 603
Оренбургская область 31 050 32 119 33 772 36 644 43 463 56 536
Данные, представленные в таблице 2, позволили выявить общую тенденцию изменения средней заработной платы рассматриваемой нами категории работников. Суть этой тенденции сводится к тому, что до конца 2017 года заработная плата преподавателей образовательных организаций высшего образования возрастала равномерно, ежегодно изменяясь на величины, сопоставимые с официальным уровнем инфляции. В 2018 году абсолютно во всех регионах отмечается значительный рост заработной платы рассматриваемой категории работников, который не соответствует сформировавшейся за предыдущие годы тенденции.
Для наглядности нами были отобраны 9 регионов, в которых рассматриваемое аномальное увеличение заработной платы было наиболее ярко выражено. Кроме того, на сайте Федеральной службы государственной статистики в отчетности за 2017 год нами была обнаружена до-
полнительная информация, касающаяся уровня средней заработной платы преподавателей по состоянию на конец февраля 2018 года [13]. Нами была добавлена эта информация в подготовленную выборку и представлена в виде диаграммы, позволяющей оценить произошедшие изменения рассматриваемого показателя накануне отчета правительства о выполнении «майских указов» (рис. 1).
На диаграмме можно увидеть, что аномальный рост заработной платы рассматриваемой нами категории работников произошел за два первых месяца 2018 года. В дальнейшем рост заработной платы вернулся к равномерному темпу, которые был характерен для рассматриваемого показателя на протяжении 2013-2017 годов.
Забайкальский край Республика Коми Республика Бурятия ~~ Республика Хакасия
Республика Мордовия ~~ Рязанская область
Удмуртская Республика Республика Саха (Якутия) ~~ Мурманская область
2013 2014 2015 2016 дек.17 фев.18 2018
Рис. 1. Аномалия роста средней заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования за 2013-2018 годы.
Возникает закономерный вопрос: что же произошло за два первых месяца 2018 года такого, что привело к выявленному нами аномальному росту средней заработной платы преподавателей? Наиболее логичным ответом представляется то, что в этот период времени произошло резкое увеличение объемов бюджетного финансирования на оплату труда преподавателей. Действительно, в 2018 году на уровне Правительства РФ было запланировано и осуществлено повышение уровня оплаты труда рассматриваемой нами категории работников, но только лишь на 4 % [14]. Это хорошо укладывается в выявленную нами ранее тенденцию равномерного роста уровня оплаты труда, продемонстрированную на протяжении 2013-2017 годов и в дальнейшем, после февраля 2018 года. Но объяснить аномальный рост уровня оплаты труда этим повышением невозможно.
Возможно, изменились объемы финансирования высшего образования, заложенные в бюджете Российской Федерации на 2017 и 2018 годы? Анализ бюджетных расходов на Министерство образования и науки и конкретно на высшее образование представлен в таблице 3.
Таблица 3
Расходы федерального бюджета Российской Федерации на финансирование Минобрнауки и высшего образования в 2017 и 2018 годах [20]
Виды расходов 2017 2018 Отклонение, %
Расходы на образование, тыс. руб. 331028666,5 350562341,7 5,9
Расходы на высшее образование, тыс. руб. 267238521,7 265036192,9 -0,8
Как видно из таблицы 3, общие расходы на образование к 2018 году увеличились по сравнению с 2017 годом на 5,9 %, а расходы на высшее образование за тот же период времени сократились на 0,8 %. Таким образом, в бюджете Российской Федерации не был запланирован аномальный рост заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего образования. При этом напомним, что рост средней заработной платы более чем на 30 % зафиксирован нами в 24 регионах в 2018 году, при этом рост более чем на 20 % наблюдается практически во всех регионах Российской Федерации.
Результаты и выводы. Исходя из вышеизложенного возникает ряд вопросов, заставляющих сомневаться в объективности представляемой общественности информации. Каким образом были выполнены указы президента в части, касающейся повышения заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего образования? Как удалось всем регионам в условиях сокращения объемов финансирования обеспечить аномальный рывок уровня оплаты труда в январе-феврале 2018 года? И почему этот аномальный рост по времени пришелся именно к моменту отчета о выполнении «майских указов» президента?
Литература
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rsreu.ru/component/docman/doc_download/2355-polozhenie-ob-oplate-truda-rabotnikov-fgbou-vo-rgrtu, свободный. — Загл. с экрана.
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/2017/11/ Polozenie_ob_oplate_ truda_rabotnikov_-2017.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
3. Абрамов А. П., Сергеева А. О. Зарплаты преподавателей вузов России: от официальной статистики к реалиям и экспертным оценкам // Научный журнал Дискурс. — 2018. — № 10 (24). — С. 37-49.
4. Горин С. Г. Зарплаты преподавателей, гранты и научный протекционизм: постнеклассический подход //Высшее образование в России. — 2017. — № 6. — С. 68-75.
5. Елкина А. С., Антосик Л. В., Шевченко Е. С. Анализ динамики средней заработной платы профессорско-преподавательского состава: региональный аспект // Региональная экономика. Юг России. — 2017. — № 4 (18). — С. 169-176.
6. Клери С. Б., Бэрри Л. К. Заработная плата преподавателей вузов США в 2006/07учебном году. Clery S. B., Barry L. CH. Facultysalary: 2006-2007 // NEA 2008 almanac of higher education. WASH.: NAT. EDUCATION ASSOC., 2008. P. 7-28
7. Клименко А. А. Стимулирующие механизмы активизации деятельности профессорско-преподавательского персонала вуза // Экономика и управление (Минск). — 2011. — № 1 (25). — С. 2530.
8. Лаптев Р. А., Леонидова А. И. Сравнительный анализ динамики средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего образования и средней региональной заработной платы //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2018. — Т. 3. — № 4 (14). — С. 183-185.
9. Лукинова С. А. Заработная плата преподавателя вуза: сравнительно-правовой анализ // Ленинградский юридический журнал. —2015. — № 1 (39). — С. 293-301.
10. Мавренков П. С. Проблемы системы исчисления уровня заработной платы преподавателей в сфере высшего и среднего профессионального образования // Universum: общественные науки. — 2019. — № 1 (52). — С. 4-7.
11. Малюкина А. Ю., Геращенкова Т. М. Нормирование и определение учебной нагрузки преподавателей как способ оптимизации расчета заработной платы ППС // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. — 2019. — № 3 (5). — С. 36-40.
12. Официальная статистика. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/itog-monitor06-18(2).html, свободный. — Загл. с экрана.
13. Официальная статистика. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/itog-monitor4-17.html, свободный. — Загл. с экрана.
14. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. № 1456 «О повышении размеров должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71828548/, свободный. — Загл. с экрана.
15. Потехина Е. В. Заработная плата преподавателя как форма прямой экономической мотивации // Актуальные проблемы учета, анализа и аудита в социальной сфере. Сборник научных работ студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. — 2016. — С. 318-326.
16. Разнодежина Э. Н. О заработной плате преподавателей вузов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2018. — № 7 (113). — С. 34.
17. Салаватов М. И. Реформирование заработной платы преподавателей в системе высшего образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. — 2018. — Т. 12. — № 1. — С. 104-108.
18. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70170950/, свободный. — Загл. с экрана.
19. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 № 362-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_284360/, свободный. — Загл. с экрана.
20. Федеральный закон от 19.12.2016 «415-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/, свободный. — Загл. с экрана.
References:
1. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rsreu.ru/component/docman/doc_download/2355-polozhenie-ob-oplate-truda-rabotnikov-fgbou-vo-rgrtu, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
2. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/2017/11/ Polozenie_ob_oplate_ truda_rabotnikov_-2017.pdf, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
3. Abramov A. P., Sergeeva A. O. Zarplaty prepodavatelej vuzov Rossii: ot oficial'noj statistiki k realiyam i ekspertnym ocenkam //Nauchnyj zhurnal Diskurs. — 2018. — № 10 (24). — S. 37-49.
4. Gorin S. G. Zarplaty prepodavatelej, granty i nauchnyj protekcionizm: postneklassicheskij podhod // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 6. — S. 68-75.
5. Elkina A. S., Antosik L. V., SHevchenko E. S. Analiz dinamiki srednej zarabotnoj platy professorsko-prepodavatel'skogo sostava: regional'nyj aspekt // Regional'naya ekonomika. YUg Rossii. — 2017. — № 4 (18). — S. 169-176.
6. Kleri S. B., Berri L. K. Zarabotnaya plata prepodavatelej vuzov SSHA v 2006/07 uchebnom godu. Clery S. B, Barry L. CH. Facultysalary: 2006-2007 // NEA 2008 almanac of higher education. WASH.: NAT. EDUCATION ASSOC., 2008. P. 7-28
7. Klimenko A. A. Stimuliruyushchie mekhanizmy aktivizacii deyatel'nosti professorsko-prepodavatel'skogo personala vuza //Ekonomika i upravlenie (Minsk). — 2011. — № 1 (25). — S. 25-30.
8. Laptev R. A., Leonidova A. I. Sravnitel'nyj analiz dinamiki srednej zarabotnoj platy prepodavatelej obra-zovatel'nyh uchrezhdenij vysshego obrazovaniya i srednej regional'noj zarabotnoj platy //Aktual'nye problemy aviacii i kosmonavtiki. — 2018. — T. 3. — № 4 (14). — S. 183-185.
9. Lukinova S. A. Zarabotnaya plata prepodavatelya vuza: sravnitel'no-pravovoj analiz // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. —2015. — № 1 (39). — S. 293-301.
10. Mavrenkov P. S. Problemy sistemy ischisleniya urovnya zarabotnoj platy prepodavatelej v sfere vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya // Universum: obshchestvennye nauki. — 2019. — № 1 (52). — S. 47.
11. Malyukina A. YU., Gerashchenkova T. M. Normirovanie i opredelenie uchebnoj nagruzki prepodavatelej kak sposob optimizacii rascheta zarabotnoj platy PPS // Avtomatizaciya i modelirovanie v proektirovanii i up-ravlenii. — 2019. — № 3 (5). — S. 36-40.
12. Oficial'naya statistika. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.gks.ru/storage/mediabank/itog-monitor06-18(2).html, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
13. Oficial'naya statistika. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.gks.ru/storage/mediabank/itog-monitor4-17.html, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 dekabrya 2017 g. № 1456 «O povyshenii razmerov dolzhnostnyh okla-dov rabotnikov federal'nyh gosudarstvennyh organov, zameshchayushchih dolzhnosti, ne yavlyayushchiesya dolzhnostyami federal'noj gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/71828548/, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
15. Potekhina E. V. Zarabotnaya plata prepodavatelya kak forma pryamoj ekonomicheskoj motivacii // Aktual'nye problemy ucheta, analiza i audita v social'noj sfere. Sbornik nauchnyh rabot studentov, aspirantov i professorsko-prepodavatel'skogo sostava. — 2016. — S. 318-326.
16. Raznodezhina E. N. O zarabotnoj plate prepodavatelej vuzov // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyj nauchnyj zhurnal. — 2018. — № 7 (113). — S. 34.
17. Salavatov M. I. Reformirovanie zarabotnoj platy prepodavatelej v sisteme vysshego obrazovaniya //Izvesti-ya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshchestvennye i gumanitarnye nauki. — 2018. — T. 12. — № 1. — S. 104-108.
18. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. № 597 «O meropriyatiyah po realizacii gosudarstvennoj social'noj politiki». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/70170950/, svobodnyj. — Zagl. s ekra-na.
19. Federal'nyj zakon «O federal'nom byudzhete na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov» ot 05.12.2017 № 362-FZ. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_284360/, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
20. Federal'nyj zakon ot 19.12.2016 «415-FZ (red. ot 14.11.2017) «O federal'nom byudzhete na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_209150/, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.