Сфера услуг
УДК 304 МАГДИЕВА НАТЕЛЛА ТАХМАНОВНА
к.м.н., доцент кафедры социальной медицины ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ДАИТОВА АМИНАТИЛЬЯСОВНА
студентка 3 курса социального факультета ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2020-09-35-41 РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Аннотация. Цель работы. Забота о состоянии здоровья людей является жизненно важной задачей современного общества. Государству нужны здоровые, активные, полные жизненных сил трудоспособные члены общества. Новая социально-экономическая ситуация в стране в условиях пандемии обусловила необходимость преобразования во многих сферах общественной жизни. Вся жизнедеятельность общества претерпела большие трансформации, полностью изменив отношение людей к таким социальным институтам, как здравоохранение, социальная сфера, сфера обслуживания населения. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в настоящее время проблема подготовки специалистов для оказания населению медико-социальной помощи имеет четко выраженную социально-экономическую сторону, поскольку здоровье — одно из обязательных условий полноценного выполнения индивидом своих профессиональных и социальных функций. Прогрессивное ухудшение показателей индивидуального и общественного здоровья в нашей стране актуализирует необходимость подготовки специалистов, способных решать широкий комплекс проблем социально незащищенных групп населения. Методы исследования. Проведен анализ возможностей вуза в реализации комплексной подготовки высококвалифицированных кадров для оказания профилактической и реабилитационной помощи. Результаты. В нашей республике на базе социального факультета Даггосуни-верситета осуществляется подготовка специалистов по направлению «Медико-социальная работа с населением». Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при анализе и прогнозировании работы вузов по подготовке специалистов для оказания медико-социальной помощи населению. Выводы. Представленная система практической подготовки студентов по специальности «Социальная работа» дает возможность эффективно и организованно осуществлять процесс становления будущих специалистов социальной сферы.
Ключевые слова: здоровье населения, здоровый образ жизни, социальные работники, социальная работа, пандемия.
MAGDIEVA NATELLA RAHMANOVNA
Ph.D. of medical Sciences, associate Professor of social medicine
Of the "Dagestan state University", e-mail: [email protected]
DAITOVA AMINA TIL YASOVNA
3rd year student of the Social Faculty of Dagestan State University,
e-mail: [email protected]
REGIONAL ASPECTS OF TRAINING SOCIAL WORKERS THE SCOPE FOR THE PROVISION OF HEALTH AND SOCIAL CARE POPULATION IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC
Abstract. The purpose of the work. Taking care of people's health is a vital task of modern society. The state needs healthy, active, full of vitality able-bodied members of society. The new socio-economic situation in the country in the context of the pandemic has led to the need for transformation in many areas of public life. The whole life activity of society has undergone great transformations, completely changing the attitude of people to such social institutions as health care, social sphere, and public services. The relevance of the problem is due to the fact that at present the problem of training specialists to provide medical and social assistance to the population has a clearly defined socio-economic side, since health is one of the mandatory conditions for the full performance of an individual's professional and social functions. The progressive deterioration of individual and public health indicators in our country actualizes the need to train specialists who are able to solve a wide range of problems of socially unprotected groups of the population. Research methods. The analysis of the possibilities of the university in the implementation of comprehensive training of highly qualified personnel for the provision of preventive and rehabilitation care is carried out. Results. In our republic, on the basis of the social faculty of daggosuniversity, specialists are trained in the direction of "Medical and social work with the population". Scope of the results. The results of the study can be used to analyze and predict the work of universities in training specialists to provide medical and social assistance to the population. Conclusions, the presented system of practical training of students in the specialty "social work" makes it possible to effectively and efficiently carry out the process of formation of future specialists in the social sphere.
Keywords: population health, healthy lifestyle, social workers, social work, pandemic.
Введение. Новая социально-экономическая ситуация в стране, сложившаяся в условиях пандемии, обусловила необходимость преобразования во многих сферах общественной жизни. Весь мир осознал, что данная ситуация имеет долгосрочные экономические последствия, которые затронут жизнь большинства людей, изменив качество их жизни и уровень благосостояния. Вся жизнедеятельность общества и страны в целом претерпели большие изменения в связи с распространенностью пандемии по всему миру, полностью изменив отношение людей к таким социальным институтам, как здравоохранение, социальная сфера, сфера обслуживания населения. Резко изменилась жизнь каждого жителя страны. Состояние здоровья граждан стало актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Руководящие органы всех стран осознали, что здоровое трудоспособное население - это прежде всего экономический потенциал государства. И только оказавшись в таких страшных условиях пандемии, когда люди стали умирать тысячами, как простые граждане, так и органы государственного управления всех стран поняли, что здоровье не купишь ни за какие деньги. Самым же печальным оказался тот факт, что системы здравоохранения ни в одной стране мира не оказались готовыми встретиться с заболеваемостью такого масштаба, несмотря на выделяемые огромные финансовые средства со стороны государств [12].
Забота о состоянии здоровья людей является жизненно важной задачей современного общества. Государству нужны здоровые, активные, полные жизненных сил трудоспособные члены общества. Оказавшись перед лицом смертельной опасности, население всех стран и их руководства наконец осознали важность здоровья и самой жизни человека, подтвердив еще раз тот факт, что здоровье является наиважнейшей человеческой ценностью, которое нельзя сравнить ни с какими земными благами и измерить никакими общепринятыми параметрами. Сама реальность расставила правильные приоритеты в жизни людей, заставив всех остановиться и задуматься над вечными ценностями, такими как семья и взаимоотношения с нашими детьми и взрослыми родителями, общение с близкими и друзьями, понимание ценности каждого дня, прожитого в согласии с окружающим миром. А также все осознали ценность здоровья и человеческой жизни, которые оказались так ранимы и уязвимы. Люди сами не поняли, в какой момент стали бережно относиться к самому факту человеческого общения, к самым обыденным
вещам, которые раньше даже не замечали. Сейчас они стали приносить огромную душевную радость, энергетическую подпитку, принося в нашу жизнь психологический комфорт и чувство защищенности. Мы вспомнили о своих родителях, о детях, о близких, о семье, к которым стали относиться во многом формально, проводя свою жизнь в вечной гонке за выживание. А жизнь показала, что все намного проще. И человеческие ценности, появившиеся на заре человечества, никуда не делись и никак не изменились на протяжении многих веков [13].
В современных реалиях самыми востребованными оказались специалисты таких сфер общественной жизни, как здравоохранение, сфера обслуживания населения, социальная работа. Правительствам всех стран пришлось признать значимость социальной работы наряду с медицинской [6]. Медицинские и социальные работники оказались на передовой, потому что все больше людей стали нуждаться в медицинской помощи и социальной поддержке. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в настоящее время проблема подготовки высококвалифицированных кадров для оказания населению медико-социальной помощи имеет четко выраженную социально-экономическую сторону, поскольку здоровье - одно из обязательных условий полноценного выполнения индивидом своих профессиональных и социальных функций. В настоящее время в России, как и во всем мире, число нуждающихся в социальных услугах значительно увеличилось и превышает возможности существующих учреждений социального обслуживания и благотворительных организаций. Это не значит, что необходимо сокращать объемы предоставляемой медико-социальной помощи населению. Наиболее рациональным представляется путь создания многоуровневой системы подготовки специалистов по медико-социальной работе. Мировая практика свидетельствует о том, что специалист, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения [1]. Охрана здоровья населения, организация профилактической и реабилитационной помощи - важнейшие составляющие социальной сферы. Сегодня это утверждение актуально как никогда, т. к. темпы распространения пандемии не снижаются.
Проблема сохранения здоровья населения в новых экономических условиях является одной из самых важных на сегодняшний день, которая должна решаться на государственном уровне. Сейчас человек, живя в новых условиях существования, наиболее уязвим к происходящим вокруг него катаклизмам, восприимчив к воздействующим негативным факторам окружающей среды. Важной задачей социальной государственной политики на современном этапе развития общества является формирование здорового образа жизни населения (ЗОЖ). Формирование здорового образа жизни - это многоаспектная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях сохранения и восстановления здоровья, как своего, так и здоровья окружающих [2].
Прогрессивное ухудшение показателей индивидуального и общественного здоровья в нашей стране актуализирует необходимость подготовки специалистов, способных решать широкий комплекс проблем социально незащищенных групп населения. Знания по сохранению и укреплению здоровья населения являются важной составляющей профессиональной компетентности современного выпускника по направлению подготовки «Социальная работа». Он должен освоить широкий спектр здоровьесберегающих образовательных технологий во время обучения в вузе [5]. Профессиональная подготовка квалифицированных кадров для оказания медико-социальной помощи и социального сопровождения нуждающихся в этой помощи категорий населения является одной из самых востребованных. В нашей республике на протяжении веков желание прийти на помощь нуждающемуся человеку всегда было сильно развито. Это особое свойство нашего народа, характера и менталитета, наших традиций. В условиях карантина нагрузка на социальные службы выросла в разы. Не хватало людей для работы с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Поэтому появилась повышенная потребность в подготовке специалистов для оказания населению медико-социальной помощи. Такая работа ведется уже на протяжении многих лет на базе социального факультета Даггосунивер-ситета. Факультет был открыт в 1993 году одним из первых в стране в связи с большой востребованностью этого направления. На базе факультета осуществляется подготовка специалистов по направлению «Медико-социальная работа с населением». Там же разработана концепция медико-социальной работы в условиях Дагестана, компетентностная модель подготовки
работников социальной сферы с позиций оказания медико-социальной помощи нуждающимся гражданам [4]. Решение на качественном уровне взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера и специфика социальных технологий требуют рассмотрения медико-социальной работы как специализированного направления социальной работы в целом как вида профессиональной деятельности [2].
Объектами медико-социальной работы выступают лица с физической и психической патологией, для которых характерно наличие проблем медицинского и социального характера, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных действий. Подготовка специалистов, участвующих в оказании медико-социальной помощи населению, предполагает изучение общепрофессиональных дисциплин, целью изучения которых является формирование у будущих работников знаний о факторах, влияющих на здоровье, способах сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия клиентов и т. д. В рамках учебного процесса будущие социальные работники овладевают знаниями социальных и генетических основ здоровья и методиками оценки индивидуального и общественного здоровья, изучают правовые основы охраны здоровья, медицинского страхования, реабилитации инвалидов, знакомятся с особенностями организации медико-социальной помощи населению, социально-медицинскими аспектами заболеваний, овладевают технологиями медико-социальной работы с отдельными группами населения в учреждениях здравоохранения, образования, социального обслуживания населения. Вопросы медико-социальной работы в различных сферах охраны здоровья способствуют формированию готовности специалиста социальной работы к реализации технологий медико-социальной работы, поскольку, наряду с теоретическими знаниями, через решение различных ситуационных задач, отработку алгоритмов медико-социальной работы с различными группами клиентов у будущих специалистов формируются практические навыки работы с клиентами [1].
Профессиональная подготовка студентов должна опираться на единство обучающих технологий, реализуемых в аудиторных условиях, и технологий, осуществить которые можно только в условиях действующих социальных учреждений. Поэтому практика является необходимой составной частью учебного процесса по специальности «Социальная работа». Главная цель практики - совершенствовать профессиональную подготовку студентов на основе их непрерывного участия в деятельности социальных служб, формировать у будущих специалистов комплекс компетенций, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности.
Одной из важных составляющих учебного процесса в рамках медицинской специализации на социальном факультете выступают различные виды практик. Для проведения студенческих практик факультет сотрудничает с рядом базовых организаций г. Махачкалы. На первом этапе в рамках подготовки специалистов подобного рода проводится медико-социальная ознакомительная практика, во время которой наши студенты работают в качестве социальных работников. Медико-социальная патронажная практика позволяет им более подробно ознакомиться с профессиональными компетенциями, овладеть умениями работы с клиентами социальных служб, применив теоретические знания, полученные в ходе учебы в вузе. Основной базой для проведения практики по медико-социальному патронажу выбран Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Махачкалы. На его территории ежегодно проводится установочная конференция, в ходе которой студенты знакомятся с целями практики, своими задачами и обязанностями во время ее прохождения, получают адреса клиентов (при этом учитываются интересы студентов: им подбирают клиентов, проживающих недалеко от их собственного места жительства, разрешается посещать клиентов вдвоем). Их делят на группы и закрепляют за групповыми руководителями. Кроме того, каждый практикант получает индивидуальные задания, благодаря которым обучается методикам работы с клиентами и ведения отчетной документации. Основными целями этой практики являются: ознакомление с работой социальных учреждений г. Махачкалы, которые обеспечивают медико-социальное обслуживание инвалидов и престарелых граждан на дому, а также в отделениях дневного пребывания, социального обслуживания на дому, специализированного отделения медико-социального обслуживания на дому и отделения срочного социального обслуживания и социальной реабилитации. К задачам этой практики относятся изучение структуры, механизма,
специфики работы и нормативно-правой базы центров социального обслуживания, развитие навыков делопроизводства, овладение профессиональными навыками и умениями по медико-социальному патронажу и межличностными коммуникативными навыками для его осуществления, психологическая адаптация к практической работе по обслуживанию нуждающихся граждан, престарелых и инвалидов, практическое обучение методам и навыкам профессионального общения. Индивидуальные задачи студентов включают в числе прочего освоение должностных обязанностей социального работника, участие в посещении и обслуживании одиноких граждан на дому, оказание квалификационного общего ухода, медико-социальной и бытовой помощи на дому, оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей, участие в раздаче продуктовой и вещевой помощи. В целом практика проходит успешно, соответствует поставленным целям и задачам. В процессе систематически осуществляется контроль за работой студентов как со стороны факультетского и групповых руководителей, так и руководителей центра.
Нынешнее социально-экономическое и бытовое положение населения категорий риска отзывается в сердцах и душах наших студентов болью и состраданием. Многие их них высказывают большую заботу, доброту, внимание и помощь своим подопечным. Учитывая юный возраст и присущую ему повышенную эмоциональность, в ряде случаев студенты вызывают слишком сильную взаимную привязанность, что влечет за собой психологические трудности при расставании. Клиенты многих студентов письменно выражают благодарность в дневниках, просят их не бросать, навещать хоть изредка. Масса благодарностей вместе с просьбами отметить и поощрить студентов ежегодно по окончании практики поступает в адрес факультета. Большинство студентов отметили огромную пользу, полученную ими в ходе практики, в частности возможность приложения теоретических знаний в практической плоскости, переоценку многих ценностей, осознание значимости своей будущей профессиональной деятельности. «Эта практика дала понять, как оказывают социально-бытовую, медико-социальную, психологическую, моральную, консультативную помощь клиентам. Мы приобрели новых знакомых, нашли с клиентами общий язык, они доверили нам свою личную жизнь. Мы научились помогать одиноким людям, находить с ними общий язык. Мы научились ценить пожилых людей, уважать их еще больше, т. к. они старше нас и намного умнее. Эта практика научила нас ценить свою жизнь, уважать людей, находящихся вокруг. Я очень благодарна, что нам дают такую возможность общения с инвалидами, одинокими, пожилыми», - пишут студенты.
Студенты выразили желание продолжать в какой-либо форме общение и сотрудничество с подопечными. Это желание было поддержано сотрудниками факультета и центра. Было решено создать волонтерскую студенческую группу по медико-социальному патронажу, продумать ее устав и название. Работа в такой группе способствовала бы профессионализации студентов, выявлению их лучших морально-нравственных качеств, а также принесла бы пользу нуждающимся в поддержке людям. Не секрет, что на Западе именно на волонтерах держится система благотворительных организаций. В дальнейшем при наличии вакансий волонтеры могут привлекаться к штатной работе в социальные центры. В работе с клиентами, конечно, необходимо иметь желание помочь разделить переживания, посочувствовать, найти утешение в страдании. Но в настоящее время для участия в делах милосердия уже недостаточно только желания и доброго отношения. Необходимы профессиональные компетенции. Приобретение таких знаний и умений стало в современных условиях обязательным условием допуска к подобной работе в медицинских и социальных учреждениях. Мы считаем, что учеба на социальном факультете с его обширной и разнообразной, практически ориентированной учебной программой позволит нынешним студентам, получившим первые уроки взаимодействия со своими будущими клиентами, овладеть профессиональными компетенциями по целому ряду дисциплин и обрести столь востребованный ныне профессионализм. Современная организация образовательного процесса вводит приоритет здорового образа жизни, гарантирующий оптимальные условия становления профессиональных компетенций выпускника вуза.
Выводы. Представленная система практической подготовки студентов на базе социального факультета Даггосуниверситета по специальности «Социальная работа» дает возможность эффективно и организованно осуществлять процесс становления будущих специалистов социальной сферы.
Литература
1. Багулина В. А. Воспитательная работа в ВУЗе //Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 34-41.
2. Грицкевич Т. И. Тенденции реформирования отечественного образования: мыслимое и действительное в реализации национального проекта // Философия образования. - 2008. - № 3 (24). - С. 189-196.
3. Магомедова С. А., Магдиева Н. Т., Мусаева С. Д., Салаватова Н. А. Образование как фактор формирования здоровья и повышения качества жизни современных студентов. «Мир Науки, Культуры, Образования». - № 6 (73), 2018.
4. Магомедова С. А., Магдиева Н. Т., Мусаева С. Д., Эмирова Н. Н. Медико-социальные аспекты формирования здоровья студенческой молодежи [Текст]/Магомедова С. А., Магдиева Н. Т., Мусаева С. Д., Эмирова Н. Н. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Научный журнал «Психолого-педагогические науки» ISSN 1995-0659. - №1(14), 2011. - Махачкала, 2011. - С. 5458.
5. Магдиева Н. Т., Саламова П. А., Магомедова С. А., Самедова А. С. Роль студенческой поликлиники в профилактике социально значимых заболеваний в студенческой среде / Современные подходы к профилактике социально значимых заболеваний: материалы международной научно-практической конференции. Махачкала: ИП Овчинников (АЛЕФ), 2012. - С. 85-90.
6. Назарова Е. Н. Жилов Ю. Д. Основы социальной медицины: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.Н. Назарова. Ю.Д. Жилов. -М., 2007. - 368 с.
7.Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А. Н. Гаранского. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
8. Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство / под. Ред. В. И. Стародубо-ва, О. П. Щепина и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.
9. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. Самара: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 331 с.
10. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сла-стенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 230-232.
11. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение РФ. Что надо делать. 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 704 с.
12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mahachkala.bezformata.com/listnews/sotcrabotnikov-za -trud-v-period-pandemii/84662227/, свободный. - Загл. с экрана.
13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dagmintrud.ru/novosti-ucherezhdeniy/108770/, свободный. - Загл. с экрана.
14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vuzlit.ru/836222/zdorovyy_obraz_zhizni_studenta, свободный. - Загл. с экрана.
15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/monitoring-zdorovya-studentov-i-faktorov-ego-formirovaniya/, свободный. - Загл. с экрана.
16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33075, свободный. - Загл. с экрана.
17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/91/19414/, свободный. - Загл. с экрана.
18. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lektsii.org/7-32269.html, свободный. - Загл. с экрана.
19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/ sport/2c0b65635b3bd68a4c43a88421306d37_0.html, свободный. - Загл. с экрана.
20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ebooks.grsu.by/fisical_training/2-5-osnovy-organizatsii-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov.htm, свободный. - Загл. с экрана.
References:
1. Bagulina V. A. Vospitatel'naya rabota v VUZe //Pedagogika. - 2006. - № 3. - S. 34-41.
2. Grickevich T. I. Tendencii reformirovaniya otechestvennogo obrazovaniya: myslimoe i dejstvitel'noe v real-izacii nacional'nogo proekta //Filosofiya obrazovaniya. - 2008. - № 3 (24). - S. 189-196.
3. Magomedova S. A., Magdieva N. T., Musaeva S. D., Salavatova N. A. Obrazovanie kak faktor formirovaniya zdorov'ya i povysheniya kachestva zhizni sovremennyh studentov. «Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya». - № 6 (73), 2018.
4. Magomedova S. A., Magdieva N. T., Musaeva S. D., Emirova N. N. Mediko-social'nye aspekty formirovaniya zdorov'ya studencheskoj molodezhi [Tekst]/Magomedova S. A., Magdieva N. T., Musaeva S. D., Emirova N. N. // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Nauchnyj zhurnal «Psihologo -pedagogicheskie nauki» ISSN 1995-0659. - №1(14), 2011. -Mahachkala, 2011. - S. 54-58.
5. Magdieva N. T., Salamova P. A., Magomedova S. A., Samedova A. S. Rol' studencheskoj polikliniki v profil-aktike social'no znachimyh zabolevanij v studencheskoj srede / Sovremennye podhody k profilaktike social'no znachimyh zabolevanij: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala: IP Ovchinnikov (ALEF), 2012. - S. 85-90.
6. Nazarova E. N. ZHilov YU. D. Osnovy social'noj mediciny: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij/E.N. Nazarova. YU.D. ZHilov. - M., 2007. - 368 s.
7.Narkomaniya v Rossii: sostoyanie, tendencii, puti preodoleniya: Posobie dlya pedagogov i roditelej / Pod obshch. red. d-ra sociologich. nauk, prof. A. N. Garanskogo. - M.: Izd-vo VLADoS-PRESS, 2003. - 352 s.
8. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie: nacional'noe rukovodstvo /pod. Red. V. I. Starodubova, O. P.
SHCHepina i dr. - M.: GEOTAR-Media, 2014. - 624 s.
9. Preduprezhdenie podrostkovoj i yunosheskoj narkomanii / Pod red. S. V. Berezina, K. S. Liseckogo, I. B. Oreshnikovoj. Samara: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2001. - 331 s.
10. Slastenin V. A. i dr. Pedagogika: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. SHiyanov. Pod red. V.A. Slastenina. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002. - S. 230-232.
11. Ulumbekova G. E. Zdravoohranenie RF. CHto nado delat'. 2-e izd. - M.: GEOTAR-Media, 2015. - 704 s.
12. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://mahachkala.bezformata.com/listnews/sotcrabotnikov-za-trud -v-period-pandemii/84662227/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
13. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://dagmintrud.ru/novosti-ucherezhdeniy/108770/, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.
14. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://vuzlit.ru/836222/zdorovyy_obraz_zhizni_studenta, svobod-nyj. - Zagl. s ekrana.
15. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://research-journal.org/pedagogy/monitoring-zdorovya-studentov-i-faktorov-ego-formirovaniya/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
16. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33075, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.
17. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://moluch.ru/archive/91/19414/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
18. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://lektsii.org/7-32269.html, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
19. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://knowledge.allbest.ru/ sport/2c0b65635b3bd68a4c43a88421306d37_0.html, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
20. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ebooks.grsu.by/fisical_training/2-5-osnovy-organizatsii-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov.htm, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.