ISSN 2311-875X (Online) Международные экономические отношения
ISSN 2073-2872 (Print)
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ НА ОСНОВЕ УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С АМЕРИКАНСКИМИ И РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ
Ольга Валерьевна НИКУЛИНА^, Римма Васильевна ЛУГИНЕЦЬ
а доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация Olgafinans@mail.ru
ь студентка магистратуры кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация rlv704@mail.ru
• Ответственный автор
История статьи: Аннотация
Принята 29.12.2015 Тема. В настоящее время место любой страны на международной арене определяется
Принята в доработанном виде уровнем развития инновационной системы национальной экономики, то есть чем дальше 11.01.2016 страна будет двигаться в данном направлении, тем большее значение будет иметь развитие
Одобрена 15.01.2016 инновационного сотрудничества, международного научно-технического сотрудничества, в
частности, с США и Россией. В связи с этим особую значимость для обоснования перспектив УДК 339.5 (510)(470+571)(7/8) развития китайской торговой политики приобретает анализ основных направлений JEL: F17, 038 международного сотрудничества Китая с Россией и США в сфере производства
высокотехнологичной продукции.
Предмет. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе развития сотрудничества и взаимодействия Китая с США и Россией в инновационной сфере экономики.
Цели. Формирование эффективной внешнеторговой политики Китая на основе развития международного сотрудничества с американскими и российскими компаниями в сфере производства высокотехнологичной продукции.
Методология. В статье проанализированы основные формы и инструменты международного сотрудничества в сфере инновационной экономики, определены основные тенденции отношений Китая с США и Россией на современном этапе. Выявлены и обоснованы направления развития сотрудничества этих стран в высокотехнологичных отраслях экономики.
Результаты. На основе анализа внешнеторговых отношений Китая с США и Россией разработаны предложения и рекомендации, направленные на совершенствование Ключевые слова: взаимодействия Китая с данными странами в сфере производства высокотехнологичной
международное сотрудничество, продукции.
торговая политика, Выводы. Сделан вывод о том, что в будущем китайские инновации, развиваясь быстрыми
высокотехнологичные отрасли темпами, смогут занять лидирующие позиции на мировом рынке, и одним из факторов, экономики, инновации, стимулирующих рост высоких технологий Китая, является выстраивание взаимоотношений с
инновационное сотрудничество США и Россией в данной области.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В современных условиях на повышение конкурентоспособности экономики страны влияет главным образом инновационная деятельность. Под инновационной понимается такой вид деятельности, который позволяет
трансформировать научные исследования и научно-технические достижения в принципиально новый или усовершенствованный продукт, который будет реализован далее в практической деятельности1.
1 Полянский С., Лапшин В. Современные тенденции в развитии инноваций: межстрановое сравнение // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 4. С. 150-156.
В настоящее время состояние именно инновационной сферы является одним из условий стабильного экономического развития любой страны. На скорость экономического роста в развитых странах влияет постоянное развитие всех структурных элементов национальных
инновационных систем. Одним из факторов развития инновационной экономики страны является международное сотрудничество. В сфере инноваций можно выделить такие формы международного сотрудничества, как
региональная интеграция, координация, ассоциация, кооперация, гармонизация. Многообразие форм международного
сотрудничества в инновационной сфере определяет и разнообразие его видов:
1) продажа патентов, лицензий; подписание лицензионных соглашений;
2) техническая кооперация;
3) соглашение о совместном предприятии;
4) производственное соглашение: субподряд и совместный подряд;
5) направление прямых инвестиций за границу;
6) совместное выполнение НИОКР;
7) обмен научно-техническими исследованиями и достижениями, обмен патентов на изобретения, ноу-хау (целью является использование научных достижений контрагента и сокращение использования своих средств на собственные разработки) [1].
Среди инструментов международного
сотрудничества можно выделить стратегии копирования и имитации инновационных разработок других стран, которых активно придерживается, например, Китай. Правительство КНР применяет на практике различные инструменты и механизмы государственной политики в целях поддержания инновационной активности на высоком уровне, развития трансфера технологий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности [2]. Технологические инновации в Китай поступают тремя способами:
• посредством внешней торговли ввозятся новые зарубежные технологии, передаются авторские права и их лицензирование;
• в процессе освоения прямых иностранных инвестиций в страну поступают зарубежные технологии;
• разрабатываются собственные технологические инновации.
С начала нового века Китай нацелен на решение важной задачи - из страны, занимающейся только массовым производством, превратиться в мировой инновационный центр, стать лидером по уровню ВВП. Страна переходит к инновационной экономике, которая строится на разработке современных технологий .
2 Захарова Т.В., Краковецкая И.В., ДжанХунянь. Эволюция развития Китая: необходимость перехода к инновационно-ориентированной модели экономики в условиях социальных и
http://fin-izdat.l
Для реализации поставленной цели правительство КНР решило отказаться от строгого контроля в сфере высоких технологий для того, чтобы у китайских компаний появилось больше возможностей. Данная цель четко сформулирована в средне- и долгосрочном плане национального развития науки и техники на 2006-2020 гг. (далее -План 2020), который был принят в 2006 г. [3].
В Плане 2020, являющемся аналогом российской Стратегии 2020, Китаем также поставлена цель в долгосрочной перспективе создать инновационно ориентированное государство. Власти страны отдают приоритет инновациям и научным разработкам, считая их основой национального развития3. К 2020 г. в КНР намерены решить следующие задачи:
1) увеличить долю расходов на инновации до 2,5% от ВВП;
2) довести долю инновационных товаров в экспорте до 60%;
3) снизить зависимость от импортных технологий до 30%;
4) создать основанную на инновациях экономику, и к 2022 г. приблизиться к США по данному показателю.
В рамках решения перечисленных задач Китай выполняет ряд мероприятий, направленных на развитие национальной инновационной сферы:
• применение мер государственной поддержки инновационной деятельности: разработка государственных программ финансовой и технической поддержки инновационных компаний, которые выполняют НИОКР для правительственных структур;
• снижение уровня налогообложения для компаний, осуществляющих деятельность в сфере инноваций;
• формирование крупных государственных организаций, которые обеспечивают всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную поддержку инновационных международных совместных предприятий [4, 5].
экологических ограничений // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 9. С. 134-138.
3 Никонова Я.И. Особенности реализации и механизмов финансирования стратегии инновационного развития Китая // Проблема учета и финансов. 2014. № 3. С. 42-45.
)ита1/пайопа1/ 141
Непрерывная деятельность государства, направленная на повышение технологического уровня производства в процессе развития инновационной системы, является непременным условием переориентации Китая на интенсивную модель экономического роста. Максимально эффективное использование имеющегося потенциала инновационного роста дало возможность китайским инновационно
ориентированным компаниям закрепиться на рынке высокотехнологичной продукции, а сама страна стала очень привлекательна для размещения производств и исследовательских центров иностранными транснациональными компаниями.
Китай стал второй после США страной по объему затрат на НИОКР, что явилось важным событием для мировой сферы НИОКР за последние годы. Кроме того, он вышел в лидеры по стоимости экспорта высокотехнологичной продукции. КНР с каждым годом увеличивает расходы на инновации (рис. 1).
Больше всего средств Китай вкладывает в развитие инфраструктуры, которая создаст необходимые условия для производства инновационной продукции и восприятия Китая в качестве страны, производящей
высокотехнологичные товары. Китай планирует увеличить сумму средств, инвестируемых в развитие стратегически важных отраслей, таких как альтернативная энергетика, биотехнологии, информационные технологии, новые материалы, новые виды транспортных средств, современное оборудование.
В настоящее время страна начинает переходить к построению новой инновационной системы экономики. Она постепенно поднимается в мировом рейтинге по индексу инноваций (табл. 1).
Для того чтобы добиться успехов в инновационной сфере, Китай не использовал каких-либо специфических средств. Главная особенность состоит в том, что он активно заимствовал достижения других стран, при этом адаптируя их к условиям своей экономики. Данный подход привел к формированию и развитию уникальных систем организации и стимулирования научно-технологической деятельности [6].
Копирование опыта добившихся успеха стран - самая выгодная и наименее затратная стратегия для неразвитых или развивающихся стран. Заимствование чужих технологий может оказаться даже эффективнее, так как это единственная
возможность получить доступ к информации, знаниям, технологиям, рынкам и ресурсам крупных стран [7].
Многие китайские компании выбрали для себя самый простой способ создания технологий, ориентируясь на опыт иностранных компаний и тем самым застраховав себя от рисков. Таким образом, данная позиция привела к формированию стратегии копирования, или имитации инновационных методов, а не их самостоятельной разработки. По показателю доли скопированных китайскими компаниями инновационных методов Китай лидирует: 38% по сравнению с 30% в среднем в мире. Китайцы берут технологию, немного ее модернизируют и производят относительно дешевый продукт. Стратегия копирования способствовала тому, что в настоящее время Китай создает больше инноваций, чем другие страны.
Начиная с 2007 г., КНР экспортирует больше продукции информационных и
телекоммуникационных технологий, чем США и ЕС вместе. Свыше 300 млрд долл. США в экспорте Китая приходится на долю интегральных схем, компьютеров, цифровых камер, мобильных телефонов и их компонентов. Но лишь 1/4 добавленной стоимости этой продукции направляется китайским компаниям, тогда как остальная часть полагается зарубежным владельцам патентов и лицензий. Произведенные в Китае наукоемкие и высокотехнологичные товары характеризуются конкурентоспособностью на мировом рынке благодаря своему качеству и дешевизне, но они, строго говоря, на 90% - не китайские.
Развивающиеся страны, особенно азиатского региона, все чаще становятся центрами бизнес-инноваций, и Китай не является исключением. Он уже давно стал инновационно привлекательной страной для западных компаний. Прекрасно понимая, что это - новый развивающийся стремительными темпами рынок, с более дешевой рабочей силой, а также с большим потенциалом развития сферы НИОКР, огромное число крупнейших ТНК уже сформировали свои инновационные центры на китайской территории [8].
В настоящее время зарубежные компании, работающие в условиях острой конкурентной борьбы, проводят так называемую «политику закрепления». Она выражается в развитии сотрудничества с китайскими компаниями по различным направлениям - как в
производственной, так и в научной сферах. Китай активно использует данный фактор для развития своего технологического уровня через использование изготовленных на своей территории компонентов, создание совместных производственных предприятий, рост объемов экспортно ориентированных товаров.
Правительство КНР приняло правильное решение, дав согласие иностранным компаниям размещать производство на своей территории. Согласно законодательству страны, зарубежные фирмы, принимающие участие в реализации государственного заказа на территории Китая, должны являться субподрядчиком китайских производителей и предоставлять китайской стороне ноу-хау.
В рамках курса на развитие собственных технологий власти Китая все более настойчиво вынуждают зарубежные компании делиться своими технологиями с китайскими компаниями, в частности в производстве воздушного транспорта, полупроводников, ядерных реакторов,
авиационной электроники, спутников,
электромобилей, в энергетической и экологической отраслях, исследовании белков и
4
других отраслях .
Китаем разрабатываются меры по установлению и развитию партнерских отношений с перспективными зарубежными компаниями, созданию совместных предприятий в высокотехнологичных сферах экономики, в том числе с Россией и США. Примеры взаимодействия такого рода отражены в табл. 2.
В настоящее время Китай большинство технологий получает из США. Главными в области импорта технологий в Китай являются следующие отрасли: электронные и информационные системы, транспорт и энергетика [9]. Кроме того, в Китае успешно развивается автомобилестроение. В этой стране производят свои автомобили множество известных фирм США. При этом в соответствии с законодательством страна имеет право перенимать чужой опыт, не прибегая при этом к нарушению никаких законов.
Таким образом, в последнее десятилетие мы наблюдаем результаты применяемых Китаем стратегий. На сегодняшний день страна расположилась на 3-м месте в мире по производству автомобилей, на 2-м - по величине авторынка. Каждый год китайские автомобили в
4 Колесникова Т.В. Инновационная составляющая китайской экономики // Экономический журнал. 2012. № 2. С. 31-39.
http://fin-izdat.r
большом количестве поступают и на российский рынок.
Наибольшее влияние на развитие инновационной сферы экономики Китая оказывает национальная инновационная система США. Главные статистические показатели и различные рейтинги инновационного развития говорят о том, что США занимают лидирующие позиции в мире по уровню и динамике инновационного развития [10]. Китай перенимает опыт США, адаптируя его к своей национальной инновационной системе, а также внедряет в своих компаниях американские технологии и активно сотрудничает с крупными американскими компаниями в сфере научно-технологического сотрудничества. Более того, компании США осуществляют в Китае не только ряд производственных операций, но и создают на территории этой страны научно-исследовательские центры, большинство из которых также разрабатывают современные технологии. Китайские компании, в свою очередь, заинтересованы в инвестировании в НИОКР в США и в приобретении американских компаний.
В настоящее время Китай старается в полной мере использовать возможности приобретения активов в США. Больше всего китайские компании стали покупать американские активы после начала финансово-экономического кризиса 2007 г. В результате кризис оказал заметное влияние на финансовое состояние американских компаний и дал возможность китайским компаниям получить доступ к недосягаемым для них ранее отраслям: финансам, энергетике, автомобилестроению, недвижимости и даже авиастроению.
Заметим, что Китай не стремился полностью перенять достижения США, но он адаптировал многие из них под свою инновационную систему. За счет данной стратегии КНР добилась колоссальных успехов в сфере имитационных инноваций и значительно улучшила свои результаты по многим показателям научно-технологического развития. Однако, несмотря на данные достижения, проделанная работа не позволяет китайцам создать такую НИС, которая бы не только пользовалась опытом других стран, но также и активно создавала собственные инновации.
Что касается внешнеэкономических отношений России и Китая, то данное сотрудничество является одним из приоритетных направлений внешней политики обоих государств. В Концепции долгосрочного социально-экономического
развития России на период до 2020 г. говорится об
>игпа1/пайопа1/ 143
укреплении связей с Китаем в сфере НИОКР. Целесообразность и важность научно-технического российско-китайского сотрудничества состоит в том, что, во-первых, в настоящее время страны ориентированы на решение во многом аналогичных задач и, во-вторых, совместные предприятия двух стран могут занять хорошие позиции на рынках третьих стран5.
Стратегической целью Китая, как и России, является достижение инновационного развития, при котором именно знания, инновации и научно-технический прогресс являются главными составляющими новой экономической модели6.
Для развития национальной инновационной экономики эта страна старается выстраивать прочные связи с передовой российской наукой. На сегодняшний день Россия и Китай рассматривают друг друга в качестве стратегических партнеров. Если принять во внимание тот факт, что китайский рынок научно-технической продукции имеет значительный потенциал на мировой арене, то Россия, ориентируясь на свои цели в развитии инноваций, особенно заинтересована в сотрудничестве с Китаем в данной сфере.
Основными формами сотрудничества России и Китая в научно-технической сфере являются:
— выполнение совместных НИР российскими НИИ по заказу китайских компаний с передачей результатов работ заказчику;
— поставка в Китай лабораторных или опытных образцов, которые затем могут быть запущены в массовое промышленное производство китайскими компаниями самостоятельно;
— участие специалистов российских научно-исследовательских организаций в международных симпозиумах, конференциях, выставках на территории Китая за счет приглашающей стороны;
— организация на территории Китая совместных производственных предприятий, что дает возможность китайским компаниям внедрять новые технологии в производство [11].
5 Глазман Г.Л. Региональная экономическая интеграция в инновационной сфере в условиях глобализации // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 4. С. 103-105.
6 Пермякова Е.В. Инновационное и научно-техническое развитие России и Китая: конкурентные позиции и перспективы сотрудничества // Качество. Инновации.
Образование. 2009. № 2. С. 28-35.
Научно-техническое сотрудничество двух стран осуществляется в основном в сфере химической технологии (полимеры, пигменты, геохимия, топливные элементы и др.). Ведущую роль в данном направлении взяло на себя Сибирское отделение (СО) РАН. Его институты получают различные гранты и работают по совместным проектам. Также имеются планы по российским технологиям в «совместном» технопарке в Китае в г. Чанчунь сформировать производства наукоемкой продукции. Китай уже использовал 31 вид гражданских технологий из России в ядерной энергетике, авиации, космонавтике, электронике с общей контрактной стоимостью 1,75 млрд долл. США и экспортировал в Россию высокотехнологичную продукцию на сумму 4,9 млрд долл. США.
Для России и Китая приоритетными отраслями инновационного бизнеса являются
энергосбережение, информационные технологии, ядерные технологии, производство автомобилей, работающих на новых видах топлива, космос, медицинское оборудование и диагностика, а также биотехнологии и генная инженерия. Российской Академией наук и академией наук Китая, а также китайскими и российскими университетами и исследовательскими центрами обсуждаются порядка 150 проектов в области инноваций [12].
Кроме того, Китай и Россия нацелены на продвижение технологического сотрудничества в реализации крупных совместных проектов в гражданском авиастроении, космонавтике, в других высокотехнологичных областях, а также по линии технопарков, индустриальных кластеров, особых экономических зон на территории обеих стран, которые в результате приведут к совместному выходу на рынки третьих стран.
В то же время стоит отметить, что существуют определенные проблемы, препятствующие выстраиванию плодотворного сотрудничества между нашими странами в сфере высоких технологий. Так, обмен информацией в научно-технической сфере осуществляется не на достаточно высоком уровне, в результате чего Россия слабо осведомлена об уровне развития китайских НИОКР и о реальных потребностях китайских компаний. Но самой серьезной проблемой является недостаточное
информирование о технико-экономической обоснованности инвестиционных проектов, что оказывает влияние на объем капитала частных китайских компаний в Россию7. Как российские,
7 Фролова И.Ю. Современное состояние, проблемы и перспективы российско-китайского инвестиционного сотрудничества // РИСИ. 2013. № 1. С. 153-171.
так и китайские предприниматели еще очень плохо разбираются в действующем в обеих странах законодательстве, сталкиваются с определенными трудностями при налаживании контактов и поисках надежных партнеров.
Для эффективного и взаимовыгодного российско-китайского сотрудничества в области инноваций необходимо обеспечить поддержку отечественных НИИ и промышленных производителей в сфере развития национальной инвестиционной системы (ИС) [13]. Для этого необходимо провести ряд следующих мероприятий:
• передать ИС в собственность государственным НИИ;
• упростить процедуры учреждения государственными НИИ коммерческих предприятий;
• стимулировать НИИ и промышленные предприятия к защите ИС за рубежом;
• создать отделы трансфера технологий в НИИ, которые бы осуществляли экономическую оценку проектов, разработку бизнес-планов, юридические консультации, патентование, включая зарубежное и т.д.;
• ввести нормативно или законодательно закрепленные нормы по сотрудничеству научных сотрудников и НИИ с коммерческими организациями и зарубежными компаниями по коммерциализации технологий.
Научно-техническое сотрудничество Китая и России поможет открыть новые возможности не только для проведения совместных научных исследований, но и для коммерциализации научных разработок и технологий для обеих стран [14].
Таким образом, Китаю для развития национальной инновационной системы необходимо укреплять сотрудничество с США и Россией в сфере производства высокотехнологичной продукции. Именно поэтому целесообразно провести в данной сфере ряд мероприятий, представленных в табл. 3.
Итак, по итогам рассмотрения государственной политики Китая в области высоких технологий и
внешнеторгового взаимодействия этой страны с российскими и американскими компаниями в инновационной сфере экономики можно сделать ряд выводов.
1. Главным условием развития в Китае инновационной экономики является постоянное повышение технологического уровня производства. Последнее может быть обеспечено путем использования различных форм и инструментов международного сотрудничества в высокотехнологичных отраслях экономики: стратегии копирования, офсетных сделок, сделок слияния и поглощения и др.
2. Китай не может выйти в мировые лидеры в сфере производства высокотехнологичной продукции только за счет использования заимствованных технологий. Лишь разработка собственных инноваций даст возможность вывести страну на качественно новый уровень инновационного развития. В настоящее время Китай может сочетать копирование опыта и передовых технологий других стран и ведение собственных научных исследований.
3. Для того чтобы создать национальную инновационную систему, Китаю необходимо пройти долгий и трудный путь. И чем дальше и дольше страна будет двигаться к своей цели, тем большее значение будет иметь развитие многостороннего сотрудничества в сфере производства высокотехнологичной продукции (в частности, с такими странами как Россия и США).
4. Взаимодействие Китая с США и Россией в области инноваций обладает огромным потенциалом развития. Объективно сложившиеся условия побуждают эти страны сконцентрироваться на развитии сотрудничества в сфере производства высокотехнологичной продукции, ориентированного на совместное проведение и внедрение коммерциализации научно-технических разработок. Если удастся устранить существующие проблемы, мешающие укреплению взаимоотношений в данной сфере, то все три страны смогут вывести свои экономики на качественно новый уровень.
Таблица 1
Китай в мировом рейтинге стран по индексу инноваций в 2012-2015 гг.
Год Место Индекс
2012 34-е 45, 4
2013 35-е 44, 7
2014 29-е 46, 6
2015 29-е 47,7
Источник: составлено по данным информационно-аналитического портала «Центр гуманитарных технологий». URL: http://gtmarket.ru/news/2014/07/18/6841
Таблица 2
Характеристика стратегий инновационного развития экономики Китая на основе развития международного сотрудничества
Направление развития сотрудничества Содержание применяемых стратегий Перспективы развития и результаты реализации международного сотрудничества
Нанотехнологии Конец октября 2008 г. - заключение российско-китайского соглашения о сотрудничестве по развитию нанотехнологий Китайской стороной для совместных российско-китайских научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства и коммерциализации нанопродуктов, определен государственный парк по нанотехнологиям г. Сучжоу
Производство бытовой электроники и электротехники 2010 г. - подписание между российской компанией «Роснано» и китайской Thunder Sky Group договора о совместных инвестициях в проектирование и строительство первого на территории России завода «Лиотех» по производству литий-ионных аккумуляторов Выпуск аккумуляторов различной номинальной емкости с использованием экологичного наноструктурированного катодного материала литий-железо-фосфата. Плановая мощность нового завода составляет 1 млн аккумуляторов в год, что дает возможность ежегодно оснащать около 5 тыс. электробусов. Выручка от реализации продукции завода в 2015 г. составила 13,1 млрд руб.
Авиастроение 2014 г. - производство более 50% коммерческих самолетов, которые обслуживают пассажиропоток в Китае, американской корпорацией Boeing. При этом более 7 тыс. самолетов Boeing, эксплуатируемых в различных странах мира, содержат в себе части и компоненты, произведенные в Китае Китаю удалось успешно интегрироваться в международные производственные цепочки в авиастроительной отрасли, получить необходимый опыт и изучить организационные и производственные схемы авиастроителей. Китай добился прогресса в развитии собственного гражданского авиастроения
Высокотехнологичные секторы экономики Сделки по слияниям и поглощениям с участием китайских предприятий: - сделка между компаниями TCL и Thompson (США)по покупке китайской стороной ряда научных центров последней; - приобретение компанией Lenovo исследовательских центров IBM в США и подразделений Motorola Mobility у американской компании Google Получение доступа к научно-исследовательским американским активам
Источник: составлено авторами
Национальные интересы: приоритеты и безопасность 5 (2016) 140-151 National Interests: Priorities and Security
Таблица 3 Мероприятия в области развития внешнеторговой политики Китая с зарубежными партнерами в сфере производства и реализации высокотехнологичной продукции
Мероприятие Действия, направленные на реализацию мероприятия Особенности реализации и осуществления
Развитие экологически чистых технологий в автомобильной промышленности 1. Соглашение между Китаем и США о совместном развитии экологически чистых технологий. 2. Создание специального исследовательского Центра чистой энергии с частным и публичным финансированием Совместная разработка электромобилей, которая позволит ускорить процесс выпуска высокоэффективных электромобилей за счет использования возможностей стратегического партнерства в данной сфере
Активизация деятельности ряда организаций, направленных на укрепление инновационного сотрудничества российских и китайских компаний и обеспечение информационного сопровождения их бизнеса Работа российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества (РКЦТЭС), российско-китайского Делового Совета (РКДС), Центра экономического и инвестиционного сотрудничества России и Китая 1. Оказание содействия китайским и российским бизнесменам. 2. Предоставление профессиональных консультационных услуг государственным и коммерческим организациям. 3. Налаживание прямых деловых контактов. 4. Реализация совместных проектов
Совершенствование еще недостаточно разработанных в РФ и КНР правовых, организационных и финансовых механизмов функционирования государственно-частного партнерства в сфере науки, технологий, технологических альянсов, консорциумов 1. Организация стратегического сотрудничества финансовых институтов Китая и России в области финансового обеспечения процессов реализации совместных инновационных проектов. 2. Заключение двусторонних соглашений о создании государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития космической промышленности. 3. Создание совместных финансовых институтов и институтов развития в сфере энергетики в рамках сотрудничества со странами - членами БРИКС Одним из примеров успешного стратегического сотрудничества России и Китая в сфере инноваций является Yotaphone - продукт, сделанный с помощью российских и китайских технологий. Взаимный интерес представляют сотрудничество по системам ГЛОНАСС и «Бэйдоу», космические проекты. В соответствии с намеченными программами осуществляется создание специальных финансовых институтов в рамках развития сотрудничества со странами БРИКС: Нового банка развития и Пула валютных резервов. В настоящее время поступили предложения о создании совместной Энергетической ассоциации БРИКС, на основе которой будет создан Резервный банк топлива и Институт энергетической политики. Планируется сотрудничество в различных сферах, включая здравоохранение, международную безопасность, а также развитие торгово-экономического сотрудничества в области сельского хозяйства
Укрепление российско-китайского инвестиционного сотрудничества Разработка достаточно четко сформулированного плана, в котором отражено общее видение развития взаимных отношений Оказание содействия инвестиционным проектам производства продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью для их последующей реализации в Китае и России, а также на рынках третьих стран. Устранение недостатков в производственных цепочках российских и китайских предприятий и содействие их последующей интеграции в производственные цепочки мировых ТНК
Источник: составлено авторами
Рисунок 1
Динамика расходов Китая на НИОКР в 2010-2013 гг., % к ВВП
2010 2011 2012 2013
Источники: составлено по данным информационно-аналитического портала «Центр гуманитарных технологий».
URL: http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info; сайта Livejournal;
URL: http://ss69100.livejournal.com/1875749.html; сайта «Новости ВПК России и других стран мира»;
URL: http://vpk.name/news/85306_kitai_rashodyi_na_niokr_v_2012_godu_prevyisili_1_trln_yuanei.html; сайта «Независимая
газета». URL: http://ng.ru/economics/2015-11-25/1_china.html
Список литературы
1. Задумкин К.А., Теребова С.В. Международно-техническое сотрудничество: сущность, содержание и формы // Проблемы развития территории. 2009. № 1. С. 22-30.
2. Гавловская Г.В. Национальные инновационные системы: зарубежный опыт // Бизнес в законе. 2013. № 3. С.164-168.
3. Щурина С.В., Прокофьева Е.В. Инновационная активность компаний стран-участниц ВТО: сравнительный анализ // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 9. С. 15-23.
4. Климова Н.В., Ларина Н.В. Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности в промышленном секторе // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-7. С. 1442-1446.
5. Капреева Е.Г. Сравнительный анализ инновационной активности стран БРИК // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2011. № 4 (32-1). С. 267-270.
6. Салицкая Е.А. Научно-технологический комплекс КНР: опыт развития // Наука. Инновации. Образование. 2013. № 14. С. 7-22.
7. Чжао Тинян. Современный взгляд на китайскую мечту // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 2. С. 21-34.
8. Галкин М.А., Родионова И.А. Национальные инновационные системы в условиях интернационализации научно-исследовательской деятельности: монография. М.: Экон-информ, 2013. 164 с.
9. Пашкова Е.В. Модернизация и инновационное развитие экономики (на примере Китая). В кн.: Инвестиции в модернизацию и инновационное развитие российской экономики. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2011. С.209-223.
10. Иванова Н.И., Иванов В.В. Научная и инновационная политика. Россия и МИР. 2011-2012. М.: Наука, 2013. 480 с.
2.02
11. Перепечко Л.Н. Анализ российско-китайского торгово-промышленного и научно-технического сотрудничества // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 503-512. URL: http: //science -education.ru/ru/ article/view?id=16053.
12. Сырямкин В.И., Янь Б., Ваганова Е.В. Обзор российско-китайского сотрудничества в сфере научно-технической и инновационной деятельности // Инновации. 2011. № 6. С. 19-26.
13. Унтура Г.А. Экономика знаний в Китае и России: проблемы и перспективы // Пространственная экономика. 2009. № 4. С. 88-105.
14. Benner M., Liu L., Serger S.S. Head in the Clouds and Feet on the Ground: Research Priority Setting in China // Science and Public Policy. 2012. Vol. 39. Iss. 2. P. 258-270.
Национальные интересы: National Interests:
приоритеты и безопасность 5 (2016) 140-151 Priorities and Security
ISSN 2311-875X (Online) International Economic Relations
ISSN 2073-2872 (Print)
AREAS FOR DEVELOPING CHINA'S FOREIGN TRADE POLICIES BY STRENGTHENING THE INTERNATIONAL COOPERATION WITH THE U.S. AND RUSSIAN COMPANIES IN HIGH-TECH INDUSTRIES
Ol'ga V. NIKULINAa,% Rimma V. LUGINETSb
a Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation Olgafinans@mail.ru
b Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation rlv704@mail.ru
• Corresponding author
Article history:
Received 29 December 2015 Received in revised form 11 January 2016 Accepted 15 January 2016
JEL classification: F17, O38
Keywords: international cooperation, trade policy, hightech industries, innovation, innovative cooperation
Abstract
Importance Currently, the innovative level of national economy determines the place any country takes in the global system. Thus, it is important to analyze key areas for international cooperation between China, Russia and the USA in high-tech production. The research focuses on economic relations arising from the developing cooperation and interaction among China, USA and Russia in innovation.
Objectives The research pursues the effective foreign trade policies of China through the development of international cooperation between the U.S. and Russian companies in high-tech production.
Methods The article analyzes the key formats and tools of international cooperation in innovation; determines principal trends in cooperation between China, USA and Russia; identifies and substantiates paths for developing the cooperation between these countries in high-tech industries. Results Having analyzed the foreign trade relations of China, USA and Russia, we formulated proposals and recommendations to improve the interaction of China with the above countries in high-tech production.
Conclusions and Relevance We believe the Chinese innovation will develop rapidly and take the lead in the global market. China will be able to boost a high-tech growth by establishing and maintaining relationships with the USA and Russia in this area.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Zadumkin K.A., Terebova S.V. [International technological cooperation: the substance, content, and formats]. Problemy razvitiya territorii = Problems of Territory's Development, 2009, no. 1, pp. 22-30. (In Russ.)
2. Gavlovskaya G.V. [National innovative systems: international expertise]. Biznes v zakone = Business in Law, 2013, no. 3, pp. 164-168. (In Russ.)
3. Shchurina S.V., Prokofeva E.V. [Innovative activity of companies operating in the WTO member countries: a comparative analysis]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Bulletin, 2013, no. 9, pp. 15-23. (In Russ.)
4. Klimova N.V., Larina N.V. [Foreign experience in stimulating innovation in the industrial sector].
Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 6-7, pp. 1442-1446. (In Russ.)
5. Kapreeva E.G. [A comparative analysis of the innovative activity of the BRICS countries]. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Izvestia of Orenburg State Agrarian University, 2011, no. 4 (32-1), pp. 267-270. (In Russ.)
6. Salitskaya E.A. [Scientific and technological sector of the People's Republic of China: development practices]. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie = Science. Innovation. Education, 2013, no. 14, pp. 7-22. (In Russ.)
7. Zhao Tingyang. [Realizing the Chinese Dream?]. Mezhdunarodnyeprotsessy = International Trends, 2015, vol. 13, no. 2, pp. 21-34. (In Russ.)
8. Galkin M.A., Rodionova I.A. Natsional'nye innovatsionnye sistemy v usloviyakh internatsionalizatsii nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti: monografiya [National innovative systems during the internationalization of R&D: a monograph]. Moscow, Ekon-inform Publ., 2013, 164 p.
9. Pashkova E.V. Modernizatsiya i innovatsionnoe razvitie ekonomiki (na primere Kitaya). Vkn.: Investitsii v modernizatsiyu i innovatsionnoe razvitie rossiiskoi ekonomiki [Investment and innovative development of economy: evidence from China. In: Investment in modernization and innovative development of the Russian economy]. Moscow, IE RAS Publ., 2011, pp. 209-223.
10. Ivanova N.I., Ivanov V.V. Nauchnaya i innovatsionnaya politika. Rossiya i MIR: monografiya [Research and innovative policies. Russia and the world: a monograph]. Moscow, Nauka Publ., 2013, 480 p.
11. Perepechko L.N. [Analyzing the Russian-Chinese trade, production and S&T cooperation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 6, pp. 503-512. (In Russ.) Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16053.
12. Syryamkin V.I., Yan' B., Vaganova E.V. [Review of the Russian-Chinese cooperation in science, technology and innovation]. Innovatsii = Innovations, 2011, no. 6, pp. 19-26. (In Russ.)
13. Untura G.A. [Knowledge economy in China and Russia: issues and prospects]. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics, 2009, no. 4, pp. 88-105. (In Russ.)
14. Benner M., Liu L., Serger S.S. Head in the Clouds and Feet on the Ground: Research Priority Setting in China. Science and Public Policy, 2012, vol. 39, iss. 2, pp. 258-270.