Научная статья на тему 'Направления развития учреждений дополнительного профессионального образования на муниципальном уровне'

Направления развития учреждений дополнительного профессионального образования на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система профессионального образования / дополнительное профессиональное образование / муниципальные учреждения дополнительного образования / программы развития муниципальных учреждений. / vocational education system / additional vocational education / municipal institutions of supple- mentary education / development programs of municipal institutions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильиных Иван Сергеевич, Лушникова Татьяна Юрьевна

Рассматриваются возможности развития учреждений дополнительного профессионального образования. На примере конкретного муниципального учреждения дополнительного профессионального образования «Институт гражданской безопасности» выявлены проблемы и обозначены основные направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильиных Иван Сергеевич, Лушникова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE MUNICIPAL LEVEL

The article discusses the development opportunities for institutions of additional professional education. On the example of a specific municipal institution of additional professional education, the Institute for Civil Security, problems have been identified and the main directions of development have been identified.

Текст научной работы на тему «Направления развития учреждений дополнительного профессионального образования на муниципальном уровне»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, I ЮРИДИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ I И ИНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ |

HISTORICAL, LEGAL, SOCIAL AND OTHER FOUNDATIONS OF GOVERNANCE

УДК 37.07 ББК 74.40

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

И. С. Ильиных, Т. Ю. Лушникова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Рассматриваются возможности развития учреждений дополнительного профессионального образования. На примере конкретного муниципального учреждения дополнительного профессионального образования «Институт гражданской безопасности» выявлены проблемы и обозначены основные направления развития.

Ключевые слова: система профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, муниципальные учреждения дополнительного образования, программы развития муниципальных учреждений.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE MUNICIPAL LEVEL

I.S. Ilinykh, T.Yu. Lushnikova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

I The article discusses the development opportunities for institutions of additional professional education. On the example of a specific municipal institution of additional professional education, the Institute for Civil Security, problems have been identified and the main directions of development have been identified.

Keywords: vocational education system, additional vocational education, municipal institutions of supplementary education, development programs of municipal institutions.

Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 № 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. (далее — Концепция)1. Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных

1 Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» от 29.12.2014 N2765 // http://docs.cntd.ru/document/420244216

организаций в реализации запланированных направлений развития. Рассмотрим, какие тенденции будут определять судьбу учреждений дополнительного образования в среднесрочной перспективе.

В рамках данной Концепции планируется усовершенствовать систему дополнительного профессионального образования путём разработки новых стандартов, повышения профессионального уровня кадрового состава учреждений, оказывающих дополнительные услуги

по повышению квалификации и дополнительному профессиональному образованию. Что касается дополнительного образования в сфере гражданской безопасности, то для усовершенствования деятельности таких образовательных учреждений планируется расширить механизм государственно-частного партнёрства с целью привлечения к образовательному процессу специалистов, работающих непосредственно в сфере гражданской безопасности.

В системе дополнительного профессионального образования планируется внедрение новых форм и методов обучения, в частности создание вариативных учебных планов, сформированных с учётом востребованности тематики курсов обучения и механизмов дистанционного обучения.

Ещё одной задачей учреждений дополнительного профессионального образования является повышение качества учебного процесса. С этой целью необходимо внедрять систему эффективного контракта с руководителями и педагогическим составом данных учреждений. В связи с этим можно воспользоваться положительным опытом внедрения таких контрактов в систему высшего образования, так как вузы уже несколько лет работают по данной системе оценки деятельности.

Кроме государственных документов, которые определяют основные направления развития сферы дополнительного профессионального образования, многие отечественные авторы занимаются проработкой этого направления.

Так, Г. Зайцева в своих трудах много внимания уделяет направлениям развития сферы дополнительного профессионального образования [1]. В. Фомин и В. Севостьянов изучают возможности организации дополнительного профессионального образования как на базе вузов, так и на базе различных организационных форм образовательных учреждений [3]. Е. Медянкова много внимания уделяет в своих исследованиях проблемам и перспективам дополнительного профессионального образования [2].

Несмотря на то, что многие авторы занимаются вопросами дополнительного профессионального образования и проблемы решаются на государственном уровне, дополнительное образование в сфере гражданской безопасности практически не изучается. Поиск работ на данную тему не дал результатов. Очень мало образовательных организаций занимаются профессиональным образованиям в сфере гражданской безопасности.

Дистанционное образование по профпере-подготовке в сфере гражданской безопасности уже предлагается такими учебными заведениями, как Северский технологический институт МИФИ, Уральский институт повышения квалификации и переподготовки (УрИПКиП), Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования и Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК). Опыт данных образовательных учреждений позволяет сделать выводы о перспективности дистанционного образования в данной сфере, так как это сокращает временные и бюджетные расходы и позволяет расширить аудиторию слушателей [4; 6-8].

Специализированным учреждением, которое осуществляет обучение по вопросам гражданской безопасности, является Институт развития Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Изучив их опыт, можно сделать вывод о необходимости разработки Стратегии развития такого рода учреждений за счёт укрепления материально-технической базы, расширения возможностей дистанционного обучения, расширения программ обучения.

Работа Института развития направлена на организацию и проведение обучения руководящих кадров МЧС России, сотрудников, работников, специалистов, государственных гражданских служащих МЧС России и других должностных лиц МЧС России, а также обучение на договорной основе с юридическими и физическими лицами в рамках Устава университета, положения Института развития и положений о платной деятельности университета1.

Основными задачами этого учебного заведения являются:

- реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в рамках выполнения государственного заказа МЧС России в целью повышения качества подготовки кадрового состава;

- совершенствование умений и практических навыков руководящих кадров, сотрудников и специалистов МЧС России, обновление их теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных за-

1 Концепция развития Института развития Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России]. — URL: https://igps.ru/publication/Dopolnitelnoe_ obrazovanie

дач с учётом передового отечественного и зарубежного опыта в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных объектах и других видов деятельности МЧС России;

- организация, использование и совершенствование дистанционных технологий обучения;

- участие в планировании, организации и проведении совместно с Департаментом кадровой политики МЧС России учебно-методической секции дополнительного профессионального образования и дистанционного обучения при учебно-методическом совете МЧС России;

- актуализация дополнительных профессиональных программ с учётом изменения нормативно-правовых актов, внедрения и развития средств, форм, способов и технологий предупреждения, локализации и ликвидации ЧС, анализа оперативных действий при выполнении управленческих решений в системе МЧС России;

- формирование единого концептуального подхода в системе подготовки руководящего состава, специалистов и сотрудников МЧС России до максимально эффективного уровня знаний, а также формирование кадрового резерва системы МЧС России.

Для обеспечения обучения в Институте развития используются тематические классы, оборудованные программными модулями, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

На базе университета постоянно работает учебно-методическая секция по дополнительному профессиональному образованию при учебно-методическом совете МЧС России, которая координирует учебно-методическую работу ДПО МЧС России в целом.

Доказательством ограниченности дополнительного профессионального образования в сфере гражданской безопасности служит наличие в городе Челябинске единственного муниципального учреждения «Институт гражданской безопасности», которое оказывает образовательные и консультационные услуги в данной сфере.

Учредителем бюджетного учреждения от имени муниципального образования город Челябинск является администрация города Челябинска в лице Управления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска.

В 2012 г. Учебно-методический центр был выведен из структуры муниципального учрежде-

ния «Челябинская городская служба спасения» и по распоряжению первого заместителя главы администрации города Челябинска от 01.10.2012 № 5327-к было создано муниципальное бюджетное учреждение «Челябинский учебно-методический центр гражданской защиты».

1 июня 2017 г. муниципальное бюджетное учреждение «Челябинский учебно-методический центр гражданской защиты» преобразовано в муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт гражданской безопасности».

Предмет деятельности учреждения — подготовка и повышение квалификации должностных лиц и специалистов в интересах гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах1.

Обучение проводится специалистами высокого класса, регулярно повышающими свою квалификацию. Все преподаватели учреждения имеют опыт работы в МЧС России. На протяжении всего периода обучения специалистами учреждения оказывается бесплатная консультационная поддержка по интересующим вопросам в сфере ГО, РСЧС, пожарной безопасности, антитеррористической защищённости.

Проблемы развития учреждений сферы дополнительного профессионального образования решаются путём разработки среднесрочных программ развития, расширения перечня предлагаемых образовательных программ, расширения использования возможностей информационных и инновационных технологий в образовательном процессе, активное внедрение методов дистанционного обучения.

В ходе исследования были изучены подобные программы пяти учреждений дополнительного образования, на основании чего сделан вывод, что такая программа необходима и для исследуемого объекта — МБУ ДПО «Институт гражданской безопасности» администрации г. Челябинска. Необходимо провести детальный анализ деятельности данного учреждения, так как после предварительного собеседования с руководством уже намечены точки роста, которые планируется проработать более детально в рамках авторской магистерской работы.

Мероприятия данной программы должны быть направлены также на расширение перечня

1 Устав МБУ ДПО «Институт гражданской безопасности» // Официальный сайт МБУ ДПО «ИГБ». — URL: http://igb74.ru/company/osnovnye-svedeniya

программ обучения, создание базы для организации дистанционного обучения, расширение сферы консультационных услуг. Помимо всего прочего, участившиеся трагические события показали необходимость более качественного обучения не только работников служб безопасности, но и населения. Программными мероприятиями можно предусмотреть решение и этих проблем.

Кроме того, на основании проведённого исследования определены не только глобальные стратегические задачи, но и оперативные цели на ближайшую перспективу.

В план работы учреждения необходимо включить:

- усиление контроля за выполнением и качеством выполнения муниципального задания;

- внедрение современных дистанционных компьютерных технологий с применением электронного обучения;

- увеличение доли реализуемых учебных программ с применением дистанционных технологий электронного обучения;

- работу по укреплению материально-технической базы учреждения за счёт средств от приносящей доход деятельности;

- увеличение доли преподавательского состава, имеющего высшее профессиональное образование и соответствующего квалификационным требованиям;

- внедрение новых образовательных технологий при проведении образовательного процесса;

- дальнейшую работу по организации обучения неработающего населения, создание учебно-консультационных пунктов в городе Челябинске;

- работу по профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогического состава и специалистов по безопасности в учреждения;

- работу по приведению рабочих программ обучения в соответствии с изменениями в законодательных нормативно-правовых актах;

- развитие консалтинговой и иных направлений, приносящей доход деятельности.

Программы развития образовательных учреждений разрабатываются с учётом изменений нормативных правовых актов в области образования, произошедших перемен в развитии системы дополнительного образования. Мероприятия таких программ направлены на расширение доступа к образовательным услугам, повышение уровня инновационного развития и укрепление конкурентных позиций России [5].

Реализация таких программ позволяет обеспечить дальнейшее развитие системы дополнительного профессионального образования, повысить качество и востребованность реализуемых образовательных программ, создать условия для повышения эффективности и конкурентоспособности, устойчивости развития.

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать следующие выводы:

1. Цели системы дополнительного профессионального образования направлены на удовлетворение интересов и потребностей граждан, бизнеса и государства в целом. Только гарантируя реализацию прав граждан на непрерывное образование можно рассчитывать на развитие бизнес-сообщества и стабильное развитие национальной экономики.

2. Существуют общемировые тенденции развития системы дополнительного профессионального образования, обусловленные следующими факторами:

- изменение срока устаревания знаний требует непрерывного профессионального обучения;

- при подготовке специалиста изменяется тенденция узкой специализации на тенденцию профессиональной компетенции в широком спектре вопросов;

- рынок труда является индикатором для создания новых направлений и специальностей дополнительного профессионального обучения.

3. Особенность организации образовательного процесса в системе ДПО стимулирует использование инновационных учебно-методических разработок и педагогических технологий преподавательскими кадрами и требует постоянного совершенствования и повышения преподавательской компетенции.

4. Существует острая необходимость в создании адекватной правовой базы для функционирования системы ДПО. Существующие федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не могут в полной мере обеспечить реализацию задач ДПО, что приводит к необходимости дальнейшего совершенствования законодательства.

Актуальность изучения проблемы развития учреждений дополнительного профессионального образования в сфере гражданской безопасности связана с несколькими аспектами:

- с реформированием всей системы образования в РФ;

- внедрением новых информационных технологий;

- внедрением новых образовательных технологий и интерактивных методов обучения;

- реформированием системы безопасности и управления ЧС.

Последний аспект приобретает особое значение в свете последних трагических событий. В стране участились несчастные случаи, свя-

занные с некомпетентностью работников служб безопасности.

Подытоживая, отметим, что актуальность данной проблемы очевидна и требует разработки новых путей решения возникающих проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобешко, Е. В. Проблемы и перспективы развития отечественного дополнительного профессионального образования / Е. В. Бобешко // Педагогические науки. — 2016. — № 54-2. — С. 220-229.

2. Зайцева, Г. Направления развития сферы дополнительного образования / Г. Зайцева. — URL: www. government.ru (дата обращения 26.02.2019).

3. Медянкова, Е. Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования / Е. Медян-кова // Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования : материалы нац. конф., 19-21 окт. 2016 г. — URL: //https://docviewer.yandex.ru/view (дата обращения 18.06.2019).

4. Фомин, В. Дополнительное профессиональное образование / В. Фомин, В. Севостьянов // Человеческие ресурсы. — 2013. — № 3. — С. 12-16.

5. Золотарёва, Н. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования / Н. Золотарева // ГАРАНТ.РУ. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70398906/#ixzz5B9CQLEtF (дата обращения 18.06.2019).

6. Дополнительное образование — это... // Жизнь. Экономика. Наука. — URL: http://fb.ru/article/238180/ dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-eto-programmyi-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения 16.07.2019).

7. Медведева, М. К. Стратегия развития дополнительного профессионального образования в Северском технологическом институте МИФИ / М. К. Медведева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2018. — С. 55-64.

8. Шиховцов, В. В. Проблемы и тенденции развития дополнительного профессионального образования / В. В. Шиховцов, И. Л. Гоник // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. — 2018. — Т. 9, № 3. — С. 102-108.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ильиных Иван Сергеевич — магистрант факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. E-mail: [email protected].

Лушникова Татьяна Юрьевна — кандидат экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. E-mail: [email protected].

REFERENCES

1. Bobeshko E.V. Problemy i perspektivy razvitiya otechestvennogo dopolnitel'nogo professional'nogo obrazo-vaniya [Problems and prospects for the development of domestic continuing professional education]. Pedagogicheskie nauki [Pedagogical sciences], 2016, no. 54-2, pp. 220-229 (In Russ.).

2. Zajceva G. Napravleniya razvitiya sfery dopolnitel'nogo obrazovaniya [Directions of development of the sphere of additional education]. Available at: www.governmente.ru, accessed 26.02.2019. (InRuss.).

3. Medyankova E. Problemy i perspektivy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Problems and prospects of additional professional education]. Problemy I perspektivy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Materials of the national conference «Problems and prospects of additional professional education» October 19-21, 2016]. Available at: https://docviewer.yandex.ru/view, accessed 18.06.2019 (In Russ.).

4. Fomin V., Sevost'yanov V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie [Additional professional education]. Chelovecheskie resursy [Human resources], 2013, no. 3, pp.12-16. (InRuss.).

5. Zolotareva N. Raz"yasneniya o zakonodatel'nom inormativnom pravovom obespechenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Clarifications on legislative and regulatory legal support of additional professional education]. Available at: GARANT.RU: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70398906/#ixzz5B9CQLEtF/, accessed 18.06.2019. (In Russ.).

6. Dopolnitel'noe obrazovanie — eto... [Additional education is...]. Zhizn'. Ekonomika. Nauka [Life. Economy. Science]. Available at: http://fb.ru/article/238180/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-eto-programmyi-dopol-nitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya, accessed 16.07.2019. (In Russ.).

7. Medvedeva M.K. Strategiya razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v Severskom tekhnolog-icheskom institute MIFI [Development Strategy for Continuing Professional Education at Seversky Institute of Technology MEPhI]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2018, pp. 55-64. (In Russ.).

8. Shihovcov V.V., Gonik I.L. Problemy i tendencii razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Problems and development trends of continuing professional education]. VestnikYUUrGU [Bulletin of SUSU], 2018, v. 9, no. 3, pp. 102-108. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.