Научная статья на тему 'Направления развития трансграничного сотрудничества регионов России и Беларуси'

Направления развития трансграничного сотрудничества регионов России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
225
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ТОРГОВЛЯ / ТРАНЗИТ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / CROSS-BORDER COOPERATION / INTEGRATION / FOREIGN TRADE / TRADE / TRANSIT / DEVELOPMENT SCENARIOS / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Огнева Огнева Наталья

Рассмотрены возможные направления трансграничного сотрудничества между регионами России и Беларуси. Выявлены основные результаты сотрудничества исследуемых стран в области торговли, транспорта, науки и социальных отношений. В итоге представлены четыре возможных сценария развития сотрудничающих стран и их регионов, взаимосвязь которых позволит рационально использовать их имеющийся потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in cross-border cooperation between Russian and Belarusian regions

This article deals with the possible areas of cross-border cooperation between Russian and Belarussian regions. The author identifies the main results of cooperation between the countries in trade, transport, science, and social relations. The article proposes four possible scenarios of cooperation, which can ensure a rational use of the regions’ potentials.

Текст научной работы на тему «Направления развития трансграничного сотрудничества регионов России и Беларуси»

Об авторах

Ирина Владимировна Щепкова — ст. преп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: rina2171@mail.ru

Дарья Леонидовна Скопич — канд. экон. наук, доц., Калининградский государственный технический университет. E-mail: Skopich_daria@mail.ru

About the authors

Irina Shchepkova, Assistant Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: rina2171@mail.ru

Dr Daria Skopich, Associate Professor, Kaliningrad State Technical University. E-mail: Skopich_daria@mail.ru

УДК 339.924

Н. Ф. Огнева

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Рассмотрены возможные направления трансграничного сотрудничества между регионами России и Беларуси. Выявлены основные результаты сотрудничества исследуемых стран в области торговли, транспорта, науки и социальных отношений. В итоге представлены четыре возможных сценария развития сотрудничающих стран и их регионов, взаимосвязь которых позволит рационально использовать их имеющийся потенциал.

This article deals with the possible areas of cross-border cooperation between Russian and Belarussian regions. The author identifies the main results of cooperation between the countries in trade, transport, science, and social relations. The article proposes four possible scenarios of cooperation, which can ensure a rational use of the regions' potentials.

Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, интеграция, внешнеторговый оборот, торговля, транзит, сценарии развития, потенциал.

Key words: cross-border cooperation, integration, foreign trade, trade, transit, development scenarios, potential.

Интеграционные процессы между близлежащими странами сопровождаются усилением взаимосвязей сотрудничающих регионов. Изучение данных связей — необходимое условие для определения наиболее перспективных направлений развития.

© Огнева Н. Ф., 2017

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 86-91.

Трансграничное сотрудничество способствует экономическому и социальному развитию регионов разных стран. Оно направлено на изучение и дальнейшее разрешение общих проблем регионов, призвано гарантировать безопасность границ и продвигать взаимодействие между отраслями, предприятиями, общественными организациями и людьми.

Определение направления развития трансграничного сотрудничества зависит от выбранной интеграционной стратегии, которая должна грамотно использовать имеющийся ресурсный потенциал, производственные фонды, инфраструктурные возможности приграничных регионов, а также формировать конкурентоспособность регионов в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Межрегиональное сотрудничество подразумевает налаживание прямых связей между субъектами хозяйствования, организацию взаимной торговли, производственное кооперирование, оказание транспортных услуг и услуг строительства. Регионы сегодня вправе самостоятельно определять направления развития и заключать трансграничные соглашения согласно действующему законодательству своей страны.

Для более детальной проработки элементов сотрудничества на всех уровнях необходимо выбрать приоритетные направления трансграничного сотрудничества. Среди основных направлений можно отметить следующие: промышленность, торговое сотрудничество, наука и НИОКР, финансовое, транспортное, туристское, социальное, экологическое и информационное сотрудничество.

Все представленные направления в той или иной мере осуществляются между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. К наиболее приоритетным относятся торгово-экономическое, транспортное и социальное сотрудничество, а также сотрудничество в области промышленности и науки.

Торгово-экономическое сотрудничество. По итогам 2015 г. товарооборот Беларуси с Россией составил 27,53 млрд долларов США, в том числе экспорт — 10,39 млрд долларов, а импорт — 17,14 млрд долларов. К основным экспортным товарам относятся молочная продукция, автомобили грузовые, нефтепродукты, говядина свежая и охлажденная, тракторы и седельные тягачи, мебель и др. Импортные товары — нефть сырая, природный газ, автомобили легковые, нефтепродукты, лом черных металлов и др. [4]. На рисунке 1 представлена динамика товарооборота Беларуси и России за 2010 — 2015 гг.

Из всех стран СНГ Россия занимает основную долю 48,3 % в товарообороте Беларуси. Эта тенденция сохранилась и сегодня, несмотря на то, что в 2014 — 2015 гг. наблюдается спад товарооборота, что связано с мировым кризисом.

Развитие интеграционных процессов между регионами рассматриваемых стран позволило увеличить и усилить торгово-экономическое сотрудничество.

87

30000 25000

88

27550.9

24930.2

20000 18080.6

14508.6

15000

9

10000 5000 0

16308.9

22904.9 22190.2

15181

17143.2

10398.4

I

2010 2011 2012 2013 2014 2015 В экспорт к] импорт

Рис. 1. Динамика внешнеторгового товарооборота Республики Беларусь и Российской Федерации за 2010 — 2015 гг., млн долларов [3]

Транспортное сотрудничество. Республика Беларусь — единственная страна, находящаяся на пути углубления сотрудничества с европейскими странами, которая поддерживает теснейшие политические, экономические и социальные отношения с Россией. Соответственно Россия заинтересована в Беларуси как в транспортном коридоре для экспорта энергоносителей и других товаров в Европу. В то же время грузоперевозки в рамках Таможенного союза регламентируются Таможенным кодексом РФ, согласно которому применяется облегченный порядок прохождения таможен [6].

Важным направлением в развитии сотрудничества в области науки и НИОКР является содействие установлению и развитию взаимоотношений между общеобразовательными и учебными заведениями начального, среднего и высшего профессионального образования сотрудничающих регионов.

Ежегодно в рамках программ между учебными заведениями государств или самостоятельно студенты проходят обучение (табл. 1).

Таблица 1

Численность студентов государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования всех форм обучения (на начало учебного года, чел.)

Студенты 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15

Граждане Беларуси, обучающиеся в России 21 174 20 311 17 174 15 620 9 989

Граждане России, обучающиеся в Беларуси 1 899 1 858 1 426 1 537 1 341

Источник: [2].

По данным таблицы видим, что наблюдается снижение численности обучающихся, особенно граждан Беларуси в учебных заведениях России, которое можно объяснить уменьшением общего количества студентов в обеих странах. Также влияние оказывают высокие цены на обучение и ряд реформ, прошедших в последние годы в России.

Социальное сотрудничество выражается в участии талантливой молодежи, членов детских и молодежных общественных организаций в конференциях, фестивалях, конкурсах и других молодежных мероприятиях, организованных какой-либо из сторон. Проводятся Дни культуры сотрудничающих регионов на территориях стран.

Важно отметить, что развитие трансграничного сотрудничества — неотъемлемая часть социального развития регионов в целом. Результаты всех указанных направлений в конечном счете будут отражаться на развитии в области социального сотрудничества.

Рассмотрев основные направления трансграничного сотрудничества регионов, следует отметить, что постоянно ведется работа по его развитию и расширению (табл. 2).

Таблица 2

Сценарии развития трансграничного сотрудничества

89

Бизнес Транзитный Инновационный Специализации региона

Развитие всех форм предпринимательства. Создание совместных предприятий. Развитие инфраструктуры регионов Увеличение грузопотоков через территорию стран и их регионов. Создание новых организаций с учетом транзитных путей. Создание складских помещений на территории регионов Создание совместных институтов и программ. Передача опыта в рамках подготовки кадров. Разработка совместных инновационных проектов Развитие регионов в рамках их специализации. Создание альянсов. Усиление конкурентных преимуществ регионов

Следует отметить неравномерное развитие трансграничного сотрудничества по многим направлениям. Основными проблемами являются:

— нестабильная экономическая ситуация в странах и их регионах;

— низкий уровень жизни населения по современным критериям;

— недостаточный уровень стратегического партнерства власти, предпринимательства и общества в регионах, особенно в вопросах международного сотрудничества;

— доминирование политических интересов при выборе направлений развития регионов.

Проблемы зачастую носят временный характер. Важно, что рассматриваемые территории имеют выгодное географическое расположение, развитую транспортную структуру, предприятия с опытом сотрудничества, действующий Таможенный союз и прочее.

Сегодня можно определить несколько возможных сценариев трансграничного сотрудничества регионов России и Беларуси.

Бизнес-сценарий предполагает развитие предпринимательской сферы сотрудничающих регионов, создание совместных предприятий, его развитие означает промышленную кооперацию, сотрудничество среднего и малого предпринимательства. Создание совместных предприятий или отдельных производственных процессов способствуют созданию объектов инфраструктуры.

Транзитный сценарий, в котором Республика Беларусь послужит связующим звеном России с другими странами, в том числе учитывая эксклавное положение Калининградской области, которой необходимо обеспечение связи с основной территорией России. В то же время через Калининградскую область проходит экспорт небольшой доли минеральных удобрений из Республики Беларусь.

Инновационный сценарий включает в себя такие направления, как инновации, наука и образование. Их взаимодействие даст возможность создания совместных научных институтов, лабораторий, инновационных проектов, обеспечивающих определение более эффективного межрегионального сотрудничества.

Сценарий специализации региона предполагает отбор и развитие наиболее приоритетных отраслей и ведение работы в дальнейшем отраслевом совершенствовании между регионами. Каждый регион располагает своими конкурентными преимуществами и возможностями. Возникает вероятность планирования экономик сотрудничающих регионов, исходя из их специализации и учитывая современные тенденции интеграционных процессов.

Важно понимать, что в реальности в чистом виде ни один из сценариев развиваться не может. Взаимодополнение представленных сценариев обеспечит рост имеющихся потенциалов трансграничного сотрудничества регионов. Из этого следует, что важнейшими аспектами трансграничного сотрудничества регионов являются, во-первых, осуществление одновременно нескольких стратегий развития трансграничного сотрудничества; во-вторых, предоставление большей самостоятельности местным органам управления в развитии трансграничного сотрудничества.

Республика Беларусь и Российская Федерация имеют достаточный ресурсный потенциал для осуществления рассмотренных сценариев развития как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Географическое положение, исторически сложившееся сотрудничество России и Беларуси требуют большего внимания местных региональных властей к развитию трансграничного сотрудничества. Интеграционные процессы в мировой практике доказывают необходимость развития сотрудничества между регионами. Традиционное использование границ, создание барьеров приводит в тупик развитие регионов вместо прогресса. Но в то же время эффективное сотрудничество трансграничных регионов требует более подробного и всестороннего исследования, анализа путей использования потенциалов регионов для

дальнейшего их развития. Определение стратегий развития региона, постановка конкретных задач, формирование совместной предпринимательской среды, содействие социальному развитию, разработка и реализация в рамках осуществляемых стратегий программ и проектов позволят рационально использовать имеющийся потенциал с выгодой для обеих стран.

Список литературы

1. Альметова З. В., Подрядова Т. Е, Шеремет А. А. Взаимодействие России и Белоруссии в рамках Евразийского союза // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. № 4-1 (15-1). С. 245— 249.

2. Беларусь и Россия. 2015 : стат. сб. / Росстат, Белстат. М., 2015.

3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: http:// www.belstat.gov.by/ (дата обращения: 04.11.2016).

4. Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь. URL: http:// belarus.mid.ru/ (дата обращения: 05.11.2016).

5. Сотрудничество Беларуси с российскими регионами // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. URL: https://mfa.gov.by/bilateral/russia_ regions/ (дата обращения: 05.11.2016).

6. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890/ (дата обращения: 03.11.2016).

91

Об авторе

Огнева Наталья Федоровна — канд. экон. наук, доц., Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет». E-mail: natashafedorovna@mail.ru

About the author

Dr Natalya Ogneva, Associate Professor, Baltic Fishing Fleet State Academy, Kaliningrad State Technical University. E-mail: natashafedorovna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.