ЭКОНОМИКА
ББК 65.9
О.П. Осадчая, Д.В. Ремизов Существующие подходы к организации внешнеэкономических отношений в форме приграничного сотрудничества
O.P. Osadchaya, D.V. Remizov
Existing Approaches to Foreign Relations in the Form of Cross-border Cooperation
Рассматривается приграничное сотрудничество регионов как эффективное направление развития внешнеэкономической деятельности. На примере анализа различных подходов к организации такого рода международных отношений делается вывод о необходимости укрепления и развития приграничного сотрудничества.
Ключевые слова: приграничное сотрудничество, интеграционное взаимодействие, внешнеэкономический товарооборот.
The work deals with cross-border cooperation of regions as an effective direction of foreign economic activity. Basing on analysis of different approaches to this kind of international relations it is concluded that there is the need to strengthen and develop cross-border cooperation.
Key words: cross-border cooperation, integration interaction, foreign trade.
Становление и эволюция приграничного сотрудничества (как и любого другого вида межгосударственных взаимодействий) во многом связано с интеграционными тенденциями в мировой экономике.
Одним из наиболее перспективных направлений развития интеграционных отношений на региональном уровне является приграничное сотрудничество, которое помогает укреплять исторически сложившиеся связи и решать отдельные вопросы межгосударственных отношений, в том числе такие, по которым затруднительно или пока невозможно принимать решение на более высоком (государственном) уровне.
Осуществляться взаимодействие соседствующих регионов отдельных стран может в различных формах. Наиболее интересным способом организации приграничного сотрудничества является еврорегион.
Еврорегион — это современная форма приграничного сотрудничества, заключающаяся в объединении приграничных территорий с целью дальнейшего развития взаимной (в первую очередь экономической) интеграции и наиболее эффективного решения общих существующих проблем. Характерной особенностью еврорегионов является наличие общих органов, которые совместно решают имеющиеся по обе стороны границы проблемы в области экономики, развития культурных гуманитарных связей. На сегодня в Европе насчитывается свыше 120 еврорегионов, и продолжается процесс их создания. Первые еврорегионы появились в 50-е гг. ХХ в. в соседствующих странах Западной Европы — Германии, Франции, Люксембурге [1].
Еврорегионы играют позитивную роль в качестве инструмента сглаживания различий в уровнях экономического развития сотрудничающих территорий, совместного решения экологических проблем, а также снятия культурных и языковых барьеров, различных стереотипов и фобий.
Задача расширения приграничного сотрудничества фактически возведена в ранг официальной политики европейских государств и Европейского союза, всемерно поощряется Советом Европы, поэтому можно, видимо, с большой долей уверенности предположить, что нынешние темпы развития этой «строительной площадки» общеевропейского дома не будут ослабевать.
Существуют также примеры приграничного сотрудничества с участием регионов Российской Федерации, и их не так мало.
Согласно исследованиям Виктора Кошелева только в Балтийском макрорегионе насчитывается 23 еврорегиона (16 полностью находятся на его территории, 7 — частично), и в 7 из них участвуют субъекты и/или муниципальные образования Российской Федерации [2].
Активизация приграничного и трансграничного сотрудничества привела к заключению побратим-ских соглашений между городами Калининградской области и соседних регионов Польши, Литвы, Германии, Швеции и других государств, а также к подписанию договоров о сотрудничестве между региональными и местными органами власти. Калининград и Балтийск вошли в Союз балтийских
городов (СБГ), объединяющий 105 городов региона Балтийского моря.
Детальное изучение сущности еврорегионов и основных принципов их функционирования позволяет говорить о том, что в настоящее время они являются одной из перспективнейших форм развития сотрудничества между отдельными регионами соседствующих государств, применение которой вполне возможно и за рамками европейского континента.
В настоящее время приграничное сотрудничество также возможно осуществлять, опираясь на Федеральный закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», согласно которому особая экономическая зона — определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Стоит отметить, что особая экономическая зона является фактически российской интерпретацией понятия «свободная экономическая зона».
В качестве основных условий свободных экономических зон можно выделить:
— таможенные льготы;
— свободное перемещение ресурсов и поощрение инвестиций;
— льготное налогообложение.
За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических зон (СЭЗ) стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. Они получили широкое распространение во многих странах. В начале 90-х гг. в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон, а уже к 2000 г. через СЭЗ проходило до 30% мирового товарооборота.
Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоны было дано в Киотской конвенции, в которой оно трактуется как часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю.
История создания СЭЗ знает два концептуальных подхода — территориальный и функциональный. Несмотря на то, что в их основе лежит единый принцип предоставления преференциального режима хозяйствования, тем не менее между ними есть существенные различия, определяющие выбор одного из них. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленной территории. При втором подходе преференции применяются к определенным видам предпринимательской деятельности вне зависимости от места их размещения.
Территориальный подход в большей мере применим при решении проблемы развития какого-то реги-
она, а функциональный — при крупной перестройке структуры экономики в целом или ее отдельных сфер. В реальной жизни преобладает территориальный подход.
Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон.
Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации — профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они, в свою очередь, подразделяются на зоны замещения импорта, экспортозамещающие и экспорто-импортозамещающие зоны.
В соответствии с существующим законодательством США свободные таможенные зоны, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.). Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон.
В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В Китае в середине 1990-х гг. функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах» технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.
Положительный эффект развития трансграничного сотрудничества в рамках СЭЗ в нашей стране можно рассмотреть на примере особой экономической зоны в Калининградской области.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области — территория области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
В ОЭЗ применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество организаций (первые 6 лет — ставка налога 0%,
экономика
с 7-го по 12-й годы — ставка налога на имущество организаций уменьшена на 50%, а ставка налога на прибыль организаций в части отчисления в региональный бюджет уменьшена на 50%). Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Для резидентов ОЭЗ предусмотрен льготный порядок предоставления земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта, в аренду или в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим земельные правоотношения. Размер арендной платы, определенный в день заключения договора аренды на срок реализации инвестиционного проекта, не может изме-
няться в течение всего срока действия договора аренды. С момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенного на территории особой экономической зоны, резидент ОЭЗ получает право на освобождение от земельного налога сроком на пять лет.
Административно Калининградская область входит в состав Северо-Западного федерального округа (СЗФО). На севере и востоке на протяжении 280,5 км область граничит с Литовской Республикой, на юге на протяжении 231,98 км — с Польшей, на западе область ограничивает 183,56-километровое побережье Балтийского моря.
По данным статистики, индекс промышленного производства за 2010 г. составил 131,2% (рис. 1) [3].
Рис. 1. Индекс промышленного производства по регионам СЗФО за 2009-2010 гг.
Положительными являются и прогнозируемые тенденции.
Средний прирост ВРП Калининградской области с 2012 по 2016 г. прогнозируется на уровне 5,5%. К 2016 г. ВРП возрастет до 381,5 млрд руб. против 193,5 млрд руб. в 2011 г.
Таким образом, данная форма международного сотрудничества пригодна и для развития приграничного сотрудничества. В привлечении инвестиций в экономику региона важное место отводится как раз свободным экономическим зонам, которые создаются с целью привлечения новшеств, развития экспортного потенциала регионов, увеличения валютных поступлений, активизации иностранных и российских инвестиций, накопления передового научно-технического и управленческого опыта.
Еще одной формой приграничного сотрудничества являются международные центры приграничного сотрудничества (МЦПС). Подробное их рассмотрение
возможно на примере деятельности одного из них — МЦПС КНР и Республики Казахстан «Хоргос» (рис. 2).
Утверждение концепции создания МЦПС «Хоргос» и подписание соглашения между правительствами Республики Казахстан и Китайской Народной Республики о регулировании деятельности МЦПС «Хоргос» в рамках визита Председателя КНР Ху Цзиньтао в Казахстан состоялись 4-5 июля 2005 г. Согласно соглашению казахстанская часть территории МЦПС «Хоргос» составила 120 га, а с китайской стороны — 343 га.
Основным предметом деятельности определено создание, развитие и обеспечение функционирования инфраструктуры казахстанской части МЦПС «Хоргос», привлечение потенциальных инвесторов в осуществление на территории казахстанской части территории видов деятельности, оговоренных соглашением, упомянутым ранее.
Рис. 2. Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос»
Целями создания МЦПС «Хоргос» являются:
• реализация индустриально-инновационной политики государства;
• активизация экономики региона путем привлечения иностранного капитала, развитие инвестиционного климата;
• экономическая интеграция и развитие экспортно ориентированных отраслей промышленности РК;
• развитие перерабатывающего и агропродоволь-ственного сектора республики;
• увеличение налоговых поступлений в бюджет;
• внедрение системы международных стандартов во внешнеторговые операции;
• развитие транспортно-логистического и терминального обслуживания импортно-экспортных и транзитных грузопотоков;
• развитие международного туризма на Великом шелковом пути, включающее развитие инфраструктуры туризма, транспорта и связи;
• обеспечение занятости местных специалистов и повышение квалификации кадров.
На территории МЦПС осуществляются различные виды деятельности, согласованные с уполномоченными государственными органами и не запрещенные национальными законодательствами государств. Также осуществляются торговая, транспортная и любые другие виды хозяйственной деятельности при соблюдении соответствующих требований.
АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» является государственной компанией, созданной в рамках реализации соглашений между правительствами Республики Казахстан и Китайской Народной Республики (Постановление Правительства Республики Казахстан № 878 от 25 августа 2005 г.).
Успешная реализация данного проекта на протяжении уже нескольких лет подтверждает целесообразность совершенствования приграничных связей.
Таким образом, международная интеграция является неотъемлемой частью развития мирового хозяйства. Дальнейшая интеграция России позволит в значительной степени укрепить свое сотрудничество и усилить товарообмен с иностранными государствами, что, безусловно, не может не сказаться положительно на российской экономике. Приграничное сотрудничество является важным направлением развития межгосударственного сотрудничества, которое оказывает позитивное воздействие на интенсификацию интеграционных процессов России. Приграничные контакты субъектов Федерации можно использовать в качестве дополнительных каналов сотрудничества с соседними странами. Развитие приграничных отношений России имеет большое значение не только для повышения эффективности ее участия в мировой экономике, но и для улучшения региональных пропорций экономики, а также способствует развитию регионального сотрудничества в целом.
Библиографический список
1. Яценко А. А. Трансграничное сотрудничество регионов Украины и России: проблемы и перспективы // Материалы конференции Донецкого экономико-гуманитарного института. — Донецк, 2005.
2. Кошелев В. Еврорегион «Балтика» // Космополис. — 2008. — № 2 (21).
3. Отчет о результатах функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области в 2010 году. — Калининград, 2011.