ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
3
Экономика
УДК 339.56 Н.Ю. Бородавкина
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТОВАРНЫЕ СВЯЗИ В РАМКАХ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В рамках исследования межрегиональных взаимосвязей рассматривается взаимодействие между сопредельными административно-территориальными образованиями в рамках приграничного сотрудничества Калининградской области. Для учета особенностей приграничных взаимосвязей регионов предлагается оценивать отраслевую (продуктовую) структуру товарообмена, сбалансированность и степень горизонтальных товарообменных связей, уровень эквивалентности и коммерческой эффективности товарообмена.
Ключевые слова: межрегиональные товарные связи, внешнеэкономическая деятельность, приграничное сотрудничество.
Социально-экономическое положение каждого региона, его сравнительный уровень экономического благосостояния в современных условиях существенным образом формируется с учетом места, которое рассматриваемый регион занимает в системе территориального разделения общественного труда.
В настоящее время в числе механизмов регионального развития выделяют набирающие обороты новые для России элементы приграничного и трансграничного экономического сотрудничества. В условиях сочетания одновременно разнонаправленных процессов глобализации и регионализации трансграничное экономическое сотрудничество является важным фактором успешного хозяйственного развития любой страны. Этот тезис исключительно актуален для России в связи с тем, что, с одной стороны, 46 субъектов Федерации расположены вдоль государственной границы, а с другой - значительная часть территории страны, имеющая площадь 17,7 млн. км2, данного преимущества не имеет. Таким образом, трансграничное экономическое сотрудничество в российских условиях является важным фактором, влияющим на социально-экономическое развитие страны.
В современных условиях можно сгруппировать несколько общих причин повышения значимости приграничного сотрудничества с учетом регионального развития российских регионов:
1) фактические потребности в корректировке экономического пространства страны при условии сохранения его целостности и учете экономических прав регионов выводят на первый план комплексное развитие территорий как приоритетную задачу;
2) динамика системы управления региональным развитием сталкивается с отсутствием необходимого институционального оформления региональной экономической политики, особенно в отношении специфически расположенных и геополитически сложных регионов, включая Калининградскую область;
3) углубление экономической дифференциации становится следствием реализации традиционных и новых механизмов региональной политики, что дополняется разным уровнем преодоления кризисных явлений в рамках российского экономического пространства;
4) фактор глобализации мировой экономики по-разному проявляется в субъектах Российской Федерации и вызывает разнонаправленные тенденции развития отдельных отраслей и крупных хозяйствующих субъектов. В структуре механизмов региональной политики разных субъектов РФ значительную роль приобретают внешние факторы территориального управления экономическим развитием;
5) выстраивание единообразных механизмов регионального управления со стороны федерального центра сталкивается с противоречиями развития относительно «самостоятельных» экономических пространств (субъектов Российской Федерации), половина из которых формирует направления социально-экономического развития с учетом фактора приграничности.
В этих условиях анализ трансграничного сотрудничества в системе существующих механизмов регионального экономического развития приобретает принципиальное значение для страны в целом и каждого региона - субъекта РФ.
4
Н.Ю. Бородавкина
Для приграничных территорий определяющим является процесс выявления уровня взаимосвязей между сопредельными административно-территориальными образованиями, независимо от их государственной принадлежности. В качестве объекта изучения логично выбрать Калининградскую область как уникальную территорию страны, существующую и развивающую помимо связей с российскими регионами экономические контакты внутри единого европейского пространства ЕС. Поэтому для Калининградской области актуализируются, прежде всего, взаимосвязи с Вармийско-Мазурским воеводством Республики Польша и ближайшими уездами Литовской Республики.
Развитие соседних государств, Польши и Литвы, в рамках Европейского Союза фактически предоставило возможность российским приграничным регионам играть роль контактных территорий с сопредельными государствами. Очевидно, что результаты развития для приграничных регионов могут быть неоднозначны с точки зрения геополитической, экономической, социальной и экологической составляющих хозяйственной жизни, поэтому такие проблемы необходимо тщательно исследовать и принимать по ним конкретные практические решения. Внешнеэкономическая деятельность для данных приграничных территорий является условием развития, что выводит на первый план поиск ее нового, отвечающего современной геополитической ситуации места в условиях российско-европейского взаимодействия на Балтике с учетом происходящих изменений.
Для Калининградской области, которая занимает положение на самом западе страны, появляется меняющееся качественно содержание функции региона как анклавной территории Российской Федерации внутри Европейского Союза. В настоящее время Калининградская область как приграничный регион испытывает негативное воздействие преломления традиционных социальноэкономических связей, связанное с существованием политических преград - границ, а также с недостатком или в некоторых случаях с отсутствием достаточной координации инфраструктуры пограничных переходов, которая отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии сопредельных сообществ.
Географическое положение Калининградской области изначально предопределяет возможность развития целого ряда секторов и отраслей, использующих преимущества непосредственной территориальной близости к рынку ЕС, с одной стороны, и свободного доступа на российский рынок, с другой стороны. В число преимуществ региона традиционно включают транспортно-транзитный потенциал и относительно высококвалифицированную рабочую силу. На этой основе возможно развитие успешной региональной экономики, сочетающей сферу высокотехнологичных услуг и динамичную промышленную специализацию, основанную на промежуточной роли в европейско-российских экономических отношениях.
Перспективными направлениями можно считать развитие промышленности (производство высокотехнологичных потребительских товаров, пищевую промышленность, включая обработку морепродуктов, мебельную промышленность и т.д.), реализацию транзитно-транспортного потенциала и преимуществ морских портов (логистические услуги с высокой добавленной стоимостью, рыболовство, обслуживание судов и судоремонт). Отдельно следует назвать и развитие перспективных направлений сферы услуг, включая различные аспекты информационной экономики, туризм, рекреационную недвижимость.
Эксклавный характер расположения и экономического развития Калининградской области обусловливает не только преимущества, но и недостатки, ограничивающие реализацию имеющегося экономического потенциала. Среди наиболее весомых следует назвать повышенные операционные издержки, проистекающие из эксклавного положения и очевидно понижающие экономическую эффективность связей региональных хозяйствующих субъектов с предприятиями из других регионов страны. Помимо этого, влияние оказывают множественные барьеры на пути регионального экспорта в Евросоюз (несмотря на непосредственную территориальную близость и декларируемую доступность данного рынка). Следовательно, именно реализация имеющегося экономического потенциала экономики Калининградской области и комплекс управленческих мер по минимизации транзакционных издержек может привести регион к оптимальному месту в российской экономике и международном разделении труда.
Бесспорной является взаимосвязь межрегионального разделения труда и направлений торговли с системой международного разделения труда. Сравнивая традиционные межрегиональные отношения и особенности приграничных взаимосвязей, отметим, что последние несут на себе влияние политических, административных, таможенных и других барьеров.
2011. Вып. 3
Современная классическая концепция экономической эффективности внешней торговли в основе имеет соотношение затрат на отечественное производство импортируемых (ввозимых) товаров и экспортируемых (вывозимых) товаров. Чем в большей степени затраты на внутреннее производство продукции, намеченной к импорту, превышают затраты на производство экспортных товаров, тем выше экономическая эффективность товарообмена.
Следует отметить, что данный подход нельзя полностью применять к характеристике товарообменных связей на межрегиональном уровне внутри страны и в рамках приграничного сотрудничества, поскольку традиционный упор на относительные преимущества в торговле в соответствии с теорией Д. Риккардо не позволяет преодолеть деструктивные тенденции углубления территориальной дифференциации социально-экономического развития. Так, например, в Калининградской области отмечается закрепление существующих предпосылок более выгодного (дешевого) процесса добычи нефти и вылова рыбы, производства жиров, масел калининградскими предприятиями. Это отражается в структуре экспорта продукции из области, не позволяя стимулировать развитие обрабатывающих производств, продукцию которых в значительных количествах активно ввозят предприятия соседних (приграничных) регионов.
С экономической точки зрения Калининградская область является лидером внешнеэкономических связей Северо-Запада России, центром деловой активности и инфраструктурного обеспечения международного сотрудничества. На территории Калининградской области размещаются представительства международных и иностранных организаций, работают важнейшие для внешнеэкономической деятельности государственные организации федеральных органов управления.
Однако проблема в действительности состоит не в определении визового режима, а в изменении режима внешнеэкономического, то есть условий существования и развития регионального бизнеса. В числе таких условий приоритетными становятся российские и иностранные таможенные тарифы, стандарты производства продукции, товарные потоки и снабжение сырьем и материалами, факторы, определяющие способность региональных предприятий конкурировать на локальном, российском и внешних рынках.
Узкая концентрированность видов экспортной продукции региона (49 товарных групп всего, из них на 5 групп товаров и услуг приходится 52,2%) с учетом сырьевых приоритетов объясняется недостаточной конкурентоспособностью производимой в регионе продукции. Только в 2009 г. появились в структуре экспорта из Калининградской области средства наземного транспорта (7,5%), электрические машины, оборудование (2,5%), готовые продукты из мяса и рыбы (6,6%).
Такая ситуация одновременно с высоким уровнем разбросанности импортируемых категорий товаров (84 товарные группы) подтверждает тезис о товарной асинхронности внешней торговли в Калининградской области.
Зафиксированы значительные объемы внутриотраслевой внешней торговли: по товарным группам «топливо минеральное и продукты перегонки», «жиры и масла, воски», «рыба и ракообразные» значатся близкие к эквивалентным объемы экспортных и импортных операций. Это свидетельствует лишь о транзитном характере многих взаимосвязей, когда территория Калининградской области используется в качестве наиболее удобного транспортного пути для осуществления сделок. Развитие подобной ситуации с точки зрения доминирования потребительского импорта (в силу сложившегося разделения труда и уровня затрат в сравнении с уровнем качества) очевидно будет способствовать прогнозируемому эффекту увеличения разрыва между приграничными регионами по размерам среднедушевого производства ВРП.
Проведенная в Совете по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития России и РАН прогнозная оценка динамики развития экономики России в территориальном разрезе на период до 2015 г. показала, что без преодоления сложившихся отрицательных тенденций существующий разрыв между уровнями среднедушевого ВРП по совокупности десяти лидирующих и замыкающих регионов возрастет по сравнению с 2000 г. в полтора раза и достигнет к концу периода примерно 16 раз [2]. Калининградская область в рейтинге сравнительной интегральной оценки социальноэкономического положения регионов РФ в течение нескольких лет занимала места с 53 по 42 (отмечается повышение). Следовательно, подтверждается тезис об изменении экономической политики развития региона и ориентации не только на принцип использования его сравнительных преимуществ в межрегиональных связях с Северо-Западным федеральным округом, но и ориентацию производственного комплекса на завершенность, замкнутость энергосберегающих циклов, на доведение
6
Н.Ю. Бородавкина
производственных процессов до замыкающего звена, обеспечивающего выпуск готовой конечной продукции. Ввод в эксплуатацию второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 в декабре 2010 г. является элементом данной цепи действий региональной и федеральной власти.
Необходимо заметить, что принцип продажи готового продукта, с точки зрения ценовой политики оправдан не только во внешней торговле, но и в межрегиональном обмене. Разрывы технологической цепочки при трансграничном переносе сырья и энергии неоправданны так же, как и излишние транспортные издержки, удорожающие конечный продукт в эксклавных условиях.
Это заставляет в развитии экономики ориентироваться на те отрасли, которые выпускают наукоемкую продукцию, функционируют в единой технологической системе (цепочке), имеют собственную ресурсную и, в первую очередь, энергосырьевую базу.
Малые размеры внутреннего рынка и ограниченность собственных ресурсных возможностей калининградской экономики определяют значительную асимметрию между внутренним производством и потреблением в Калининградской области. Поэтому особую роль в обеспечении деятельности ее экономики и благосостояния населения играют торговые потоки. Калининградская область оказалась весьма зависимой от импорта, прежде всего, из европейских стран. Вместе с тем, как часть Российской Федерации область поддерживает тесные экономические и торговые связи с другими российскими регионами.
В рамках анализа приграничных связей оценивается не только внешнеторговый оборот с хозяйствующими субъектами из зарубежных стран, но также и взаимодействие с бизнес-структурами из других регионов России. На основе анализа внешней торговли Калининградской области и торговых связей с остальными регионами России сделаны следующие выводы.
Рост объемов торговли начался в основном благодаря режиму Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ), который в период с 1006 по 2006 гг. стимулировал развитие импортозамещающей промышленности, ориентированной на российский рынок. Однако уже к текущему моменту торговля с российскими регионами играет большую роль в торговом балансе области, составляя более 40% совокупных торговых потоков, что примерно соответствует объему товарооборота с расширенным ЕС.
Остальная часть России является источником топлива и нефтепродуктов, а также металлов и древесины, то есть сырьевых ресурсов. В то же время именно там находился долгое время и главный рынок сбыта для калининградской импортозамещающей промышленности: бытовой техники, продуктов питания, мебели, автомобилей [3].
В настоящее время за Калининградской областью устойчиво закрепилась «двойственная» характеристика ее внешнеэкономической деятельности. Это означает, что по отношению к остальной территории России регион выполняет функцию типичного европейского рынка (при вывозе сырья и ввозе промышленных товаров), а в другом направлении реального внешнеэкономического взаимодействия калининградская экономика обладает чертами характерно российского профиля (импорт обработанных товаров и экспорт сырья и полуфабрикатов). Однако в пересчете на доллары США (для сравнения) российский экспорт из Калининградской области пока не достигает значений вывоза продукции на остальную территорию России.
В целом, совокупные торговые потоки (как с иностранными государствами, так и с основной территорией России) региона превосходят ВРП Калининградской области в 2,7 раза. Таким образом, можно характеризовать регион как наделенный высокой степенью торговой открытости и встроенно-сти в торговые потоки России и ЕС. Тем не менее, следует констатировать, что такой значительный уровень показателя торговой открытости Калининградской области частично нивелируется тем обстоятельством, что область является транзитным регионом, и во внешнеторговой статистике фиксируется часть транзитных потоков. Это не дает практической возможности вычленить непосредственные объемы экспорта и импорта товаров, работ, услуг для данного региона.
В процессе оценки участия территории в интеграционных процессах на первый план выходит характер российской внешней торговли, который преимущественно является не внутриотраслевым, а межотраслевым. Подобный вывод можно увидеть в работе Н.Б. Грота, одного из экспертов международного проекта «Окно: Восток-Запад», выполнявшегося в 2007 - 2008 гг. по программе Интеррег с участием России и связанного с проблемами интеграции российского Северо-Запада в регион Балтийского моря [4]. Торговые отношения между российским и западным рынками основаны в большинстве своем на реализации сравнительных, а не конкурентных преимуществ. В силу того, что внутриотраслевая торговля более очевидно характеризует наличие интеграционных процессов между
20іі. Вып. 3
субъектами, нежели межотраслевая, фактически можно сказать, что российская внешняя торговля на Балтике свидетельствует о низкой степени интегрированности экономики России в экономическое пространство Балтийского региона.
Рассматривая общую эффективность межрегиональных связей, можно выделить зависимость от экономических характеристик продукции. Рост данного показателя может быть обеспечен за счет достижения устойчивого превышения суммарного стоимостного объема вывоза на единицу полных фактических трудозатрат над суммарным объемом ввоза продукции на единицу соответствующих ей необходимых затрат.
Таким образом, для всестороннего учета особенностей межрегиональных и внешнеэкономических товарных связей в рамках приграничного сотрудничества регионов можно предложить оценку следующих направлений:
1) оценка отраслевой (продуктовой) структуры товарообмена с сопредельными (приграничными) и географически отдаленными (российскими) регионами;
2) оценка общей сбалансированности и степени горизонтальных товарообменных связей по секторам экономики, организационно-правовым формам и уровню обеспечения платежеспособного спроса в регионе;
3) оценка уровня эквивалентности связей;
4) оценка коммерческой эффективности товарообмена.
Отметим, что при оценке отраслевой структуры определяются удельные веса соответствующих отраслей, отдельных важнейших видов продукции в совокупных объемах ее ввоза и вывоза с учетом внешнеэкономических (собственно экспортно-импортных операций). Подобный подход позволит на основе сравнительного анализа структурных характеристик товарообмена выявить отрасли приоритетного внимания территориальных органов государственного правления. Данные отрасли могут рассматриваться с точки зрения возможностей обеспечения в долгосрочной перспективе максимальной эффективности, повышения их сбалансированности и устранения негативного воздействия неэквивалентной торговли на экономику эксклавного региона России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Калининградской области за 2009 год / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Калининградской области. Калининград, 2010.
2. Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 65.
3. Винокуров Е.Ю. Мирохозяйственные связи Калининградской области: экономическое развитие в условиях анклавности: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2008.
4. Грот Н.Б. Экономическое сотрудничество // Северо-Запад России в регионе Балтийского моря: проблемы и перспективы экономического взаимодействия и сотрудничества / под ред. Я. Заухи, Г.М. Федорова, Л.Э. Лимонова, Н.Ю. Одинг. Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2008.
Поступила в редакцию 04.04.11
N. Yu. Borodavkina
Interregional and foreign economic relations within the bounds of frontier cooperation
The article covers the interrelations between neighbouring administrative-territorial units within the bounds of frontier cooperation in Kaliningrad region. To take into account the peculiarities of regional frontier interrelations, the author suggests assessing the industrial (food industry) structure of goods' exchange, the equilibration and level of horizontal bargaining transactions, the level of equivalence and commercial effectiveness of goods' exchange.
Keywords: interregional commodity relations; foreign economic activity, frontier cooperation.
Бородавкина Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент ФГОУ ВПО «Российский государственный университет имени Иммануила Канта»
236041, Россия, г. Калининград, ул. Невского, 14 E-mail: NBorodavkina@kantiana.ru, nata_ksu@mail.ru
Borodavkina N.Yu.,
Candidate of economics, associate professor Immanuel Kant State University of Russia (IKSUR)
236041, Russia, Kaliningrad, Nevskogo st., 14 E-mail: NBorodavkina@kantiana.ru, nata_ksu@mail.ru