Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал трансграничного сотрудничества Калининградской и Гродненской областей'

Ресурсный потенциал трансграничного сотрудничества Калининградской и Гродненской областей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / INTEGRATION / TRANSBORDER COOPERATION / INTERREGIONAL COOPERATION / ECONOMIC REGULATION / MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергиевич Наталья Федоровна

Отмечается, что за последние годы сотрудничество между городами и районами Беларуси и России значительно расширилось, и это создает реальную основу для интеграции. Рассматриваются основные направления сотрудничества между Калининградской и Гродненской областями, предлагается модель последовательного и постадийного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергиевич Наталья Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The resource potential of transborder cooperation between the Kaliningrad and Grodno regions

In recent years, cooperation between the towns and regions of Belarus and Russia has increased significantly creating a solid foundation for integration. The author describes the main areas of cooperation between the Kaliningrad and Grodno regions, as well as the model of sequential and stepwise cooperation.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал трансграничного сотрудничества Калининградской и Гродненской областей»

130

УДК 339.92

Н. Ф. Сергиевич

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ И ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ

Отмечается, что за последние годы сотрудничество между городами и районами Беларуси и России значительно расширилось, и это создает реальную основу для интеграции. Рассматриваются основные направления сотрудничества между Калининградской и Гродненской областями, предлагается модель последовательного и постадийного сотрудничества.

In recent years, cooperation between the towns and regions of Belarus and Russia has increased significantly creating a solid foundation for integration. The author describes the main areas of cooperation between the Kaliningrad and Grodno regions, as well as the model of sequential and stepwise cooperation.

Ключевые слова: интеграция, трансграничное сотрудничество, межрегиональное сотрудничество, экономическое регулирование, модель.

Keywords: integration, transborder cooperation, interregional cooperation, economic regulation, model.

Развитие союзнических отношений Республики Беларусь с Российской Федерацией обусловлено географической и культурно-исторической близостью этих стран и народов, взаимодополняемостью экономик, тесными кооперационными связями белорусских и российских компаний.

Начало интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было положено 2 апреля 1996 г., когда главами двух государств был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Позже, 8 декабря 1999 г., был подписан Договор о создании Союзного государства. Тогда у России и Беларуси появились более весомые интеграционные признаки: органы власти и союзный бюджет. В результате данного договора между странами развиваются интеграционные процессы не только в экономике, но и в других сферах.

На сегодняшний день сотрудничество Беларуси и Калининградской области осуществляется на трех уровнях:

1) межгосударственный уровень — эффективно работает постоянно действующий российско-белорусский Совет по долгосрочному сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации с областями, министерствами и органами государственной власти Республики Беларусь;

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 3. С. 130—134.

Ресурсный потенциал трансграничного сотрудничества

2) региональный уровень — подписаны соглашения о сотрудничестве Калининградской области с Гродненской, Гомельской и Брестской областями;

3) муниципальный уровень — восемь белорусских районов имеют муниципалитеты-побратимы в Калининградской области.

Межрегиональное сотрудничество подразумевает налаживание прямых связей между субъектами хозяйствования, организацию взаимной торговли, производственное кооперирование, оказание транспортных услуг и услуг в сфере строительства.

Одно из важных направлений российско-белорусского сотрудничества — сотрудничество с Калининградской областью. Так, в январе — апреле 2011 г. товарооборот Беларуси с Калининградской областью составил 40,5 млн долл. (здесь и далее — доллары США) — 39-е место среди регионов России — и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 35,9 %; экспорт — 24,3 млн долл. (29-е место), вырос на 22,6 %; импорт — 16,2 % млн долл. (40-е место), увеличился на 62,6 %. Внешнеторговое сальдо сложилось положительное — в 8,1 млн долл. Основой экспорта стали продовольственные товары и строительные материалы.

В рамках межрегионального сотрудничества заключено шесть соглашений между субъектами Калининградской и Гродненской областей: Гвардейский-Слонимский, Гурьевский-Щукинский, Зелено-градский-Мостовский, Нестеровский-Вороновский, Озерский-Дят-ловский, Полесский-Зельвенский. Кроме того, сотрудничество с Гродненской областью осуществлялось в рамках реализации Комплексного плана мероприятий по сотрудничеству между областями на 2003 — 2005 гг.

В последние годы существенные изменения в развитие торговоэкономических отношений регионов внес мировой финансовый кризис — как на межгосударственном, так и на региональном уровнях, — что привело к падению темпов роста экономики и, как следствие, к снижению товарооборота.

За 9 месяцев 2009 г. товарооборот Калининградской области с Гродненской составил 18,2 млн долл., в том числе экспорт — 0,9 млн долл.; импорт — 17,3 млн долл.; сальдо сложилось отрицательное — 16,4 млн долл. (4,6 %).

Основные импортные позиции: цемент — 9,0 млн долл. (увеличение в 2,7 раза); изделия из камня, гипса, цемента, бетона — 4,9 млн долл. (увеличение в 2,2 раза); известь — 1,4 млн долл. (увеличение в 2,1 раза); овощи — 0,6 млн долл. (темп роста — 171,8 %).

Основные экспортные позиции: химические продукты —

0,3 млн долл. (увеличение в 6 раз); рыба — 0,3 млн долл. (темп роста — 150,5 %); готовая продукция из мяса и рыбы — 0,2 млн долл. (увеличение в 2,9 раза).

На рисунке представлен экспорт и импорт товаров в Калининградскую область за 2007—2009 гг.

132

Рис. Экспорт и импорт товаров в Калининградскую область, млн долл.

Источник: разработка автора.

За анализируемый период товарооборот сократился, в том числе экспорт в 2009 г. — на 252,8 млн долл., импорт — на 50,5 млн долл. К одной из причин снижения товарооборота между регионами следует отнести рост тарифа на определенные виды грузов. К примеру, перевалка основной части калийных удобрений в Европу осуществляется через порты Литвы и Латвии, что значительно дешевле, чем через калининградские порты. Сегодня правительство Калининградской области готово предоставить оферту по транспортным расходам, что значительно снизит издержки.

Сейчас, по мнению экспертов, в межрегиональном сотрудничестве существует три основных проблемных блока, требующих тщательной доработки: нормативно-правовая база, экономическое регулирование и инфраструктура.

В настоящее время нормативно-правовая база сотрудничающих регионов (Калининградская и Гродненская области) несовершенна и необходимы дополнительные проекты, предусматривающие особый льготный режим осуществления предпринимательской деятельности, налоговый и таможенный режимы, а также проекты сотрудничества органов местного самоуправления, предприятий и организаций. Необходимо учесть различия в законодательствах России и Беларуси. Так, в Гражданском кодексе Беларуси, в отличие от Гражданского кодекса России, имеется ст. 31 «Ограничение предпринимательской деятельности гражданина». Суть содержащихся в ней предписаний заключается в возможности ограничения предпринимательской деятельности в судебном порядке на срок до трех лет. Случаи такого ограничения определяются законодательными актами. В качестве субъекта, предпринимательская деятельность которого может быть ограничена, выступают как индивидуальный предприниматель, так и учредитель, участник, собственник имущества или руководитель юридического лица. Этот

Ресурсный потенциал трансграничного сотрудничества

пример показывает, что для российско-белорусского сотрудничества в предпринимательской сфере требуется доработка таких нюансов.

Остаются неотрегулированными и такие общие проблемные вопросы, как рынок труда, мероприятия по охране окружающей среды, согласование таможенно-тарифной и налоговой политики.

В совершенствовании экономического регулирования между Калининградской и Гродненской областями особое внимание необходимо уделить налоговой и таможенной сферам, валютно-финансовым условиям при осуществлении торговли. Местными органами управления могут создаваться более выгодные условия для привлечения инвестиций в регион и создания совместных предприятий на уровне трансграничного сотрудничества, но это должно быть обеспечено правовой и информационной поддержкой.

Система инфраструктуры требует улучшения пограничного и транспортного обслуживания, создания складских помещений, обеспечения услугами связи.

По мнению российских и белорусских ученых, для совершенствования партнерства Калининградской и Гродненской областей необходима модель последовательного и постадийного сотрудничества, которую можно представить как четыре этапа:

1-й этап — сбор необходимой информации о сотрудничающих территориях. На данном этапе осуществляется подбор и обмен информацией между сотрудничающими областями; в результате происходит мониторинг их состояния по определенным показателям за рассматриваемый период. Такой мониторинг проводится постоянно, на протяжении всего периода сотрудничества.

2-й этап — выбор сфер деятельности, наиболее подготовленных к сотрудничеству, и их оценка. В результате данного этапа разрабатывается проект сотрудничества.

3-й этап — организация институциональных структур, регулирующих сотрудничество в выбранных сферах. В результате разрабатывается региональная стратегия и составляется план сотрудничества.

4-й этап — реализация проекта и подведение результатов сотрудничества областей.

Предложенная модель позволит минимизировать нескоординиро-ванность деятельности областей и создать базу для дальнейшего моделирования межрегионального сотрудничества.

В последние годы трансграничная торговля и торгово-экономическое сотрудничество на местном уровне превратились в существенный компонент двусторонних отношений. Трансграничные связи приобрели перспективный многоплановый характер, возросли возможности прямого выхода предприятий, фирм и организаций на непосредственное сотрудничество с зарубежными партнерами.

Приграничные регионы заинтересованы в решении вопросов развития и расширения торгово-экономических связей, таможенных проблем и в обеспечении более совершенного режима пересечения государственной границы. В рамках сотрудничающих приграничных районов имеется хорошая возможность решать вопросы эффективного ис-

134

пользования природных ресурсов, налаживания экологически чистого сельскохозяйственного производства, организации совместных предприятий пищевой промышленности, улучшения транспортного сообщения, модернизации средств коммуникаций и других объектов приграничного хозяйства.

Список литературы

1. Бильчак В. С. Приграничная экономика : монография. Калининград, 2001.

2. Давыденко Л. Н., Литвинюк А. И. Трансграничное сотрудничество: экономические и институциональные основы. Минск, 2006.

3. Никитенко П. Г. Межрегиональное приграничное сотрудничество — приоритетный фактор союзной интеграции Беларуси и России. Минск, 2008.

Об авторе

Наталья Федоровна Сергиевич — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта

E-mail: NSergievich@kantiana.ru

About author

Natalia F. Sergiyevich — PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: NSergievich@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.