НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ТАМОЖЕННОГО АУДИТА
Е.Э. Толикова, д-р экон. наук, профессор И.С. Фомичев, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-2-2-120-122
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития таможенного аудита в рамках процессов совершенствования таможенного администрирования таможенной службы, совершенствованию системы комплексного подхода к проверке внешнеторговой документации. Раскрывается необходимость придерживаться ключевых ориентиров исходя из Стратегии развития таможенной службы до 2030 года, выстраивания такой системы таможенного аудита, которая будет способствовать эффективному осуществлению таможенными органами своих функций в рамках таможенного администрирования. Основным выводом в рамках данного исследования является необходимость включения в перечень необходимых действий при осуществлении таможенного аудита компании-участника ВЭД аудита внешнеторгового контракта, как основного риск-генерирующего документа, в котором отражены все основные положения касаемо объекта сделки.
Ключевые слова: таможенное администрирование, таможенный аудит, стратегия развития таможенной службы, таможенный контроль, аудиторская проверка, внутренний финансовый контроль, внешнеторговый контракт.
Целевой ориентир 6 «Стратегии развития таможенной службы в РФ до 2030 года» [1, 2] содержит ориентацию деятельности таможенных органов при реализации функций по контролю на сокращение административной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности и создание условий ведения внешнеэкономической деятельности, исключающих незаконные практики и формирующих прозрачную систему внешней и внутренней торговли. Это ориентир включает задачу по формированию института таможенного аудита как дополнительного инструмента в рамках осуществления государственных услуг.
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской дея-
тельности [3]. В таможенном законодательстве понятие таможенного аудита появилось сравнительно недавно, в настоящее время идет активное развитие таможенного аудита, его становление и укрепление позиций в ЕАЭС.
Развитие внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации является стратегически важным приоритетом, что объясняется всевозрастающим интересом предпринимательского бизнес-сообщества к осуществлению внешнеторговых операций. Посредством использования экспортных операций крупные отечественные компании-производители топ-ливно-ресурсных товаров осуществляют поставки в более чем 50 стран мира, охватывая таким образом около 16,5% глобального внешнеторгового оборота.
Такая значительная доля Российской Федерации во внешнеторговом обороте объясняется не только природно-географическими и климатическими особенностями нашей страны, но и выгодными с финансовой точки зрения условиями внешнеторговых контрактов, по которым
осуществляется экспорт. Выигрышное положение российских экспортеров во многом объясняется сравнительно невысокой себестоимостью выпускаемой или добываемой продукции по сравнению с зарубежными аналогами.
Однако справедливости ради стоит отметить, что современное состояние экспортной составляющей внешнеторговой деятельности России характеризуется небольшим спадом на фоне всеобщего падения мирового ВВП, вызванного продолжительными локдаунами и ограничениями движения товаров по всему миру в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. Подтверждением вышесказанного является замедление темпа роста доли экспорта России в мировом экспорте в период с 2018 по декабрь 2020 года.
С падением интенсивности внешнетро-гового оборота значимость таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в части организации экспортного контроля нисколько не снизилась, поскольку ввиду образовавшихся дополнительных ограничений возникла положительная динамика административных правонарушений и даже экономических преступлений в сфере таможенного дела.
Аудит в широком смысле характеризуется как комплексный институт, которому свойственны признаки процесса контроля. Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности [3].
Согласно [4], целями внутреннего финансового аудита в ФТС России являются: оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности; подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации; подготовка предложений о по-
вышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
В рамках таможенного контроля экспортных поставок товаров из Российской Федерации за рубеж отдельным инструментом, позволяющим заблаговременно контролировать недобросовестных экспортеров, является аудит экспортных операций.
Главным образом данный вид таможенного контроля экспортных поставок направлен на оценку качества подготовленной компаниями-контрагентами внешнеторговой отчетности, влияющей на качество принимаемых компаниями экспортерами управленческих решений.
Аудиторские проверки главным образом ориентированы на подтверждение достоверности предоставляемой компаниями-экспортерами таможенным органам. Однако в сложившихся реалиях стоит уделить особое внимание на глубокий анализ деятельности компаний, занимающихся экспортом продукции с точки зрения контроля соблюдения последними валютного, таможенного, налогового, бюджетного законодательства Российской Федерации.
Непосредственно аудиторская проверка охватывает анализ бухгалтерской отчетности компании-экспортера по основным финансово-экономическим показателям. Таможенный аудит экспортных операций представляет собой коммерческую деятельность, связанную с реализацией и последующим вывозом за пределы Евразийского экономического союза товаров, произведенных или полученных естественным путем (если речь идет о минеральных ресурсах) на территории Союза.
Основными задачами при осуществлении таможенного аудита экспортных операций являются:
- проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- подтверждение соблюдения законодательства при совершении хозяйственных операций в отношении предметов сделки (экспортируемых товаров);
- оценка эффективности хозяйственной деятельности проверяемого субъекта и подтверждение возможности осуществле-
ния им внешнеторговых операций исходя источника условий и правовых оснований из анализа его финансового состояния; для конкретной экспортной операции, со-
Основным недостатком аудита экс- вершаемой с товарами компаниями при их портных операций на сегодняшний день продаже за рубеж.
является недостаточное использование Особое внимание стоит уделить про-
полного инструментария в силу неурегу- верке во внешнеторговом контракте усло-лированности и незакрепленности многих вий налогообложения предмета сделки и способов проверки. таможенного регулировании экспортной
Так, целесообразно осуществлять аудит операции, так как от этого могут зависеть внешнеторгового контракта, как основного фискальные риски.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 №1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.02.2021).
2. «План мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 22.02.2021).
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.02.2021).
4. Приказ ФТС России от 09.02.2015 №207 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной таможенной службе» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2015 №37173). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.02.2021).
DIRECTIONS OF CUSTOMS ADMINISTRATION DEVELOPMENT - USE OF THE
PRINCIPLES OF CUSTOMS AUDIT
E.E. Tolikova, Doctor of Economic Sciences, Professor I.S. Fomichev, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The article is devoted to the development of customs audit within the framework of the processes of improving the customs administration of the customs service, improving the system of an integrated approach to checking foreign trade documents. The article reveals the need to adhere to key guidelines based on the Strategy for the Development of the Customs Service until 2030, building such a customs audit system that will facilitate the effective implementation of their functions by the customs authorities within the framework of customs administration. The main conclusion within the framework of this study is the need to include in the list of necessary actions when carrying out a customs audit of a company participating in foreign economic activity, an audit of a foreign trade contract, as the main risk-generating document, which reflects all the main provisions regarding the object of the transaction.
Keywords: customs administration, customs audit, development strategy of the customs service, customs control, audit, internal financial control, foreign trade contract.