Научная статья на тему 'Особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров в Республики Молдова'

Особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров в Республики Молдова Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
852
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВЫ / ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ / ПОСТТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / ПЕРЕПРОВЕРКА ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / СИНИЙ КОРИДОР ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / CUSTOMS AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA / SUBSEQUENT CONTROL / POST-CUSTOMS AUDIT / RE-EXAMINATION OF THE CUSTOMS DECLARATION / RISK MANAGEMENT / THE BLUE CORRIDOR OF CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брагиш А.

В статье рассматривается порядок и особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров в Республики Молдова. Основное внимание автора сфокусировано на ключевых этапах проведения контроля после выпуска товаров, осуществляемого в форме посттаможенного аудита. В статье дана характеристика основных форм посттаможенного аудита в Республике Молдова и особенностей их использования на практике. Автор подробно рассматривает основные задачи и функции Управления последующего контроля и отделов последующего контроля в составе таможенных бюро Республики Молдова. Также рассмотрены основные аспекты использования информационной системы «ASYCUDA World» в рамках осуществления посттаможенного аудита. Статья имеет практическую ценность для сравнения подходов к таможенному контролю после выпуска товаров в ЕАЭС и Республике Молдова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of customs control after the release of goods to the republic of Moldova

The article examines the order and peculiarities of customs control after the release of goods in the Republic of Moldova. The main attention of the author is focused on the key stages of control after the release of goods, carried out in the form of post-customs audit. The article describes the main forms of post-customs audit in the Republic of Moldova and specifics of their use in practice. The author examines in detail the main tasks and functions of the Office of Follow-up Control and the follow-up control departments within the customs bureaus of the Republic of Moldova. Also, the main aspects of the use of the «ASYCUDA World» information system in the framework of post-customs audit implementation are considered. The article is of practical value for comparison of approaches to customs control after the release of goods in the EAEU and the Republic of Moldova.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров в Республики Молдова»

БИТ 2018 Том 2 № 2(6) УДК 332.145

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Брагиш А.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

PECULIARITIES OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE

OF GOODS TO THE REPUBLIC OF MOLDOVA

Braghis A.

St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассматривается порядок и особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров в Республики Молдова. Основное внимание автора сфокусировано на ключевых этапах проведения контроля после выпуска товаров, осуществляемого в форме посттаможенного аудита. В статье дана характеристика основных форм посттаможенного аудита в Республике Молдова и особенностей их использования на практике. Автор подробно рассматривает основные задачи и функции Управления последующего контроля и отделов последующего контроля в составе таможенных бюро Республики Молдова. Также рассмотрены основные аспекты использования информационной системы «ASYCUDA World» в рамках осуществления посттаможенного аудита. Статья имеет практическую ценность для сравнения подходов к таможенному контролю после выпуска товаров в ЕАЭС и Республике Молдова.

Ключевые слова: Таможенные органы Республики Молдовы, последующий контроль, посттаможенный аудит, перепроверка таможенной декларации, управление рисками, синий коридор таможенного контроля.

Abstract

The article examines the order and peculiarities of customs control after the release of goods in the Republic of Moldova. The main attention of the author is focused on the key stages of control after the release of goods, carried out in the form of post-customs audit. The article describes the main forms of post-customs audit in the Republic of Moldova and specifics of their use in practice. The author examines in detail the main tasks and functions of the Office of Follow-up Control and the follow-up control departments within the customs bureaus of the Republic of Moldova. Also, the main aspects of the use of the «ASYCUDA World» information system in the framework of post-customs audit implementation are considered. The article is of practical value for comparison of approaches to customs control after the release of goods in the EAEU and the Republic of Moldova.

Keywords: Customs authorities of the Republic of Moldova, subsequent control, post-customs audit, re-examination of the customs declaration, risk management, the blue corridor of customs control.

Таможенный контроль после выпуска товаров в настоящее время является приоритетным направлением в деятельности таможенных органов. После выпуска товаров таможенные органы имеют право, с целью проверки достоверности точности сведений, указанных в декларации, провести проверку коммерческих документов и данных по импортным или экспортным операциям относительно определённых товаров или соответствующих коммерческих операций.

Такие проверки могут проводиться в помещениях импортера, экспортера или любого другого лица, непосредственно или косвенно причастного к операциям, либо лица, владеющего вышеуказанными документами и информацией для коммерческих целей. В Республике Молдова таможенный контроль после выпуска товаров именуется последующим контролем. Деятельность последующего контроля осуществляется таможенным руководством через управление

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2018 Том 2 № 2(6)

последующего контроля в составе центрального аппарата Таможенной службы и через отделы последующего контроля в составе таможенных бюро, а также при необходимости совместно с другими подразделениями и/или органами контроля.

Практика эффективной реализации решений в области государственного регулирования предполагает необходимость организации межведомственного взаимодействия, что является проблемной областью государственного регулирования экономики [1].

Последующий контроль - проверка сведений, содержащихся в таможенной декларации и сопутствующих документах, проверка наличия и соответствия документов, предусмотренных для действия определенного таможенного назначения или таможенного режима, рассмотрение бухгалтерской отчетности и всех документов и данных во всех формах, включая компьютерную, которые относятся к операциям по товарам, являющимися предметом международной торговли, или к другим, предшествующим или последующим коммерческим операциям, связанным с этими товарами, проверка товаров, если они могут быть идентифицированы, транспортных средств, складских помещений. Данный контроль основывается на управлении рисками и проводится в таможенных целях, для обеспечения правильного применения таможенного законодательства [2, 3]. Последующий контроль проводится таможенными органами посредством посттаможенного аудита или перепроверки таможенной декларации (повторная проверка), в пределах не позднее четырех лет. Контроль проводится у юридических/физических лиц, лиц из Республики Молдова (предприятия, учреждения и организации с местонахождением в Молдове), иностранных лица и лиц, перемещающих товары через таможенную границу. При проведении последующего контроля таможенный орган вправе вызвать любое лицо, имеющее прямое или косвенное отношение к контролируемой деятельности, для дачи показаний или представления информации, данных, документов в любой форме. В данном случае оформляется повестка посттаможенного аудита/перепроверка. Также контролирующая группа вправе запрашивать информацию в банках о проверяемом лице. Оформляется банковская повестка и в течение трех дней финансовое учреждение (его отделение или филиал) должно

обеспечить сбор всех имеющихся у него документов, относящихся к банковскому счету контролируемого лица и к операциям, выполненным на этом счете в течение подвергнутого последующему контролю периода (периодов), и представить их таможенному органу. В целях расширения внешнеторгового сотрудничества, развития таможенной инфраструктуры, реализации фискальной функции таможенного регулирования банковская гарантия как способ обеспечения должна получить дальнейшее развитие [4].

Управление последующего контроля и отделы последующего контроля в составе таможенных бюро проводят деятельность по последующему контролю посредством посттаможенного аудита или проверки в следующих случаях:

- предусмотренные последующие проверки в случае использования упрощенных процедур по таможенному оформлению и декларированию товаров;

- предварительный таможенный аудит в случае требования использования упрощенных процедур по таможенному оформлению и декларированию товаров в соответствии с установленными нормами для посттаможенного аудита;

- последующие проверки, вызванные в результате деятельности по анализу рисков, а также других запросов и оперативной информации;

- проверка таможенных деклараций, утвержденных по синему коридору таможенного контроля, который предоставляет разрешение на выпуск без проведения документарного и/или физического таможенного контроля;

- любые другие действия, необходимые для выполнения полномочий, установленных посредством таможенных распоряжений, или регламента об организации и функционировании;

- другие действия, установленные программами деятельности.

Для выполнения служебных обязательств подразделения последующей проверки могут применять следующие процедуры контроля:

а) внеплановая проверка, представляющая собой деятельность по фактической и документальной проверке вследствие уведомления или показаний на наличие фактов нарушения таможенных правил или других применяемых указаний, без предварительного уведомления проверяемого лица;

БИТ 2018 Том 2 № 2(6)

b) перекрестная проверка, которая состоит в проверке документов и операций в сравнении с имеющимися документами у других лиц. Перекрестная проверка может быть и внеплановой;

c) запланированный контроль, который заключается в фактической и документальной проверке лиц, указанных в годовых и полугодовых программах деятельности. В случае если в результате принятия всех мер по установлению личности лица данное лицо не было найдено группой контроля, после согласования с управлением последующего контроля Таможенной службы запланированный контроль может быть перепрограммирован на последующий контроль путем повторной проверки таможенных деклараций и сведений, находящихся в распоряжении таможенного органа.

Одной из форм последующего контроля является перепроверка таможенной декларации. Данный контроль производится в офисе таможенного органа, в случае синего коридора таможенного контроля. Синий коридор - коридор таможенного контроля, позволяющий предоставить разрешение на выпуск без проведения документального и физического контроля, применяя автоматическое утверждение таможенной декларации, на основе принципа избирательности последующего контроля путем перепроверки таможенной декларации. Персонал управления последующего контроля и персонал отделений последующего контроля в составе таможенных бюро запрашивает через Таможенную интегрированную информационную систему «ASYCUDA World» утвержденные таможенные декларации в целях их повторной проверки на основании установленных критериев риска в целях их подтверждения или аннулирования. Перепроверка заключается в проверке после предоставления разрешения на выпуск правильности и полноты информации, указанной в таможенной декларации, наличия и соответствия, прилагаемых к ней подтверждающих документов, а также других документов, относящихся к проверяемым операциям, которыми располагает таможенный орган, иной орган, осуществляющий полномочия по налоговому администрированию, или другие учреждения и лица. Полученные таможенные декларации проверяются повторно в течение 60 календарных дней. После завершения повторной проверки должностное лицо таможенных органов выполняет в информационной системе "ASYCUDA World" операцию

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

„проверено". В случае несоответствия персонал предпринимает действия по регулированию ситуации путем составления протокола повторной проверки таможенных деклараций, а в случае возникновения таможенных обязательств составляется и решение об урегулировании. По завершению данного таможенного контроля в течение 15 рабочих дней составляется дело о посттаможенном аудите.

Посттаможенный аудит является одной из форм последующего таможенного контроля, предназначенной для проверки соблюдения действующего законодательства лицами, проживающими в Республике Молдова, в момент перемещения товаров через таможенную границу и помещения их под таможенное назначение. Действия последующего контроля посредством посттаможенного аудита осуществляются в следующей форме:

- общий контроль - деятельность по проверке всех таможенных операций, проведенных за определенный период;

- частичный контроль - деятельность по проверке одной или более таможенных операций за определенный период. В мотивированных случаях с целью правильного и общего применения таможенных постановлений и других законных распоряжений проверка может распространяться на все таможенные операции;

- повторный контроль - деятельность по проверке в случаях, в которых результаты последующего контроля предыдущей проверки неясны, неполны или неудовлетворительны, или если впоследствии были обнаружены обстоятельства, которые подтверждают наличие признаков таможенного/финансового нарушения, и как следствие проводится новый последующий контроль.

Посттаможенный аудит может проводиться как по месту нахождения, так и в помещениях владельца товаров или его представителя, любого лица, имеющего прямое или косвенное отношение к соответствующим операциям, или любого лица, располагающего соответствующими документами, кроме помещений, используемых исключительно в качестве места жительства и места нахождения, либо по месту нахождения таможенных органов. Данный контроль осуществляется на основании приказа генеральным директором Таможенной службы Республики Молдова, начальником таможни или уполномоченными ими лицами. Деятельность последующего контроля по

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2018 Том 2 № 2(6)

посттаможенному аудиту проводится группой контроля, которая состоит из не менее двух лиц. Где первое лицо, указанное в приказе, является начальником группы и предлагается начальником подразделения и утверждается приказом генерального директора Таможенной службы, начальником таможенного бюро при необходимости, или лицами,уполномоченными им.

Для проведения деятельности посттаможенного аудита могут применяться следующие методы контроля:

- выборочный контроль состоит в избирательной проверке наиболее значимых документов и операций;

- общий контроль состоит в общей проверке документов и внешних экономических операций экспортно-импортные;

- электронный контроль состоит в проверке бухгалтерии, ее ресурсов, электронно обработанных, используя методы анализа, оценки и тестирования, с применением специальных информационных инструментов.

Период проведения посттаможенного аудита не должен превышать двух месяцев, а продление или приостановление не более чем на четыре месяца. Аудируемое лицо информируется не менее чем за три рабочих дня до начала контроля.

В ходе проведения посттаможенного аудита члены группы контроля могут проводить:

- сбор образцов для проведения лабораторных экспертиз с соблюдением методологических норм

- проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств,

- изъять для защиты или во избежание уничтожения документов, актов, записей, включая на электронных информационных носителях, финансово-бухгалтерские документы и журналы или любой материальный документ, подтверждающий определение таможенных обязанностей на период, не превышающий тридцать календарных дней.

После завершения последующего контроля посредством посттаможенного

Список литературы

1. Матвеева Н.В. Меры соблюдения продовольственного эмбарго в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. №8. С. 146-154.

2. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Мютте Г.Е., Кон-драшова В.А. Системный анализ рисков в пунктах пропуска через государственную границу

аудита или повторной проверки сотрудники таможенного органа, осуществившие соответствующий контроль, составляют дело о последующем контроле, которое нумеруется, сшивается, подписывается, скрепляется печатью и регистрируется как номенклатурная папка. Листы нумеруются вверху в правом углу черным карандашом, при этом количество листов в одной папке не должно превышать 250 листов. Дело с материалами контроля хранится в течение 5 лет, за исключением спорных дел, а также тех дел, по которым ведется производство о принудительном исполнении, срок хранения которых может быть продлен.

Таким образом, последующий контроль в Республики Молдова проводится в форме посттаможенного аудита или перепроверки таможенной декларации (повторная проверка), в пределах не позднее четырех лет. Для повторной проверки таможенных деклараций таможенные органы используют информационную систему «ASYCUDA World» в целях их подтверждения или аннулирования. Период проведения последующего контроля не должен превышать двух месяцев, с возможностью продления либо приостановления на четыре месяца. Посттаможенный аудит осуществляется на основании приказа генеральным директором Таможенной службы Республики Молдова, начальником таможни или уполномоченными ими лицами. Деятельность последующего контроля по посттаможенному аудиту проводится группой контроля, которая состоит из не менее двух лиц. Таможенные органы составляют акт «Решение об урегулировании», которое служит доказательством возникновения и/или аннулирования таможенного обязательства, возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей и мер экономической политики и подлежащий исполнению с момента доведения его до сведения таможенного плательщика.

российской федерации при реализации таможенных услуг // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 18. С. 14-18.

3. Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Книжник С.В. Вычислительные методы анализа таможенных рисков // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2008. № 1 (30). С. 177-187.

4. Куроптев Н.Б. Банковская гарантия: проблемы и перспективы применения в таможенной

БИТ 2018 Том 2 № 2(6)

практике // Тез. докл. конф. «Таможенные чтения - 2015». Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург,

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

23-26 ноября 2015 г.). Санкт-Петербург, 2015 с. 87-93.

Поступила в редакцию 25.04.2018

Сведения об авторе:

Брагиш А. - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: a-braghis@mail.ru

Научный руководитель:

Куроптев Никита Борисович - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: nkuroptev@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.