УДК 334
© Д. Д. Санжеева, Б. В. Мункуев
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Малый бизнес способен особенно быстро реагировать своими предложениями на изменения соответствующих спросов. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, создают условия для выравнивания возможностей всех социальных групп в обеспечении своего благополучия, стимулирует инициативность, развивает деловые качества людей. Но, несмотря на все достоинства малого бизнеса, существует ряд проблем, для решения которых необходима государственная и муниципальная поддержка. Решению указанных вопросов посвящена статья.
Ключевые слова: малый бизнес, муниципальная поддержка
D. D. Sanzheeva, B. V. Munkuev
DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS SUPPORT IN THE MUNICIPALITY
Small business is able to respond quickly especially its proposals for amending the relevant demand. Small businesses generate healthy competition and create conditions for equalizing opportunities for all social groups to ensure their well-being, stimulates creativity, developing business skills of people. But in spite of all the advantages of a small business, there are a number of problems whose solution requires state and municipal support. Address these issues in an article.
Keywords: small business, municipal support.
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы города Улан-Удэ. Значительному вкладу малого бизнеса в социально-экономическое развитие города Улан-Удэ во многом способствовала реализация целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, начиная 1998 года по 2010 годы, ставших эффективным инструментом осуществления политики города Улан-Удэ по отношению к малому бизнесу
Проведенное нами исследование выявило ряд проблем в системе развития и поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования г. Улан-Удэ. К выявленным проблемам относятся: отсутствие механизма поддержки малого бизнеса, недостаточная информированность субъектов малого предпринимательства, создание административных барьеров.
На территории муниципального образования г. Улан-Удэ может функционировать множество организаций поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляющих услуги, которые могли бы решить многие проблемы, прежде всего - это выдача льготных кредитов, образовательные и консалтинговые услуги. Активное участие предприятий муниципального образования г. Улан-Удэ в этих программах, возможно, прежде всего, при условии информированности о них. Как правило, руководители
малого и среднего бизнеса имеют слабое и/или искаженное представление об этих структурах и их деятельности и не ждут поддержки от этих организаций. В результате опроса определилась сфера функций местных организаций по содействию экономическому развитию:
- содействие малым и средним предприятиям и их развитию;
- привлечение инвесторов и разработка бизнес-профилей местности;
- создание банка данных с информацией относительно специфики отраслей;
- создание места обращений для частных предпринимателей со всеми возникающими вопросами;
- консультирование по вопросам создания собственного предприятия;
- предоставление информационно-справочного материала;
- проведение семинаров и обучение;
- планы городского развития Улан-Удэ с учетом интересов и потребностей среднего сословия;
- освоение и содержание в резерве территорий для размещения ремесленных и промышленных предприятий и для другой промышленной деятельности;
- создание кадастра помещений для промысловой деятельности и кадастра свободных земельных участков;
- установление контактов (например, с региональными фондами или банками);
- оказание поддержки при обращении в официальные учреждения для получения разрешений (лицензии, концессии, разрешение на строительство);
- создание групп по обмену опытом;
- организация региональных ярмарок.
Существуют различные схемы по созданию и оформлению организаций содействия экономическому развитию, которые можно и необходимо применять на территории муниципального образования г. Улан-Удэ. Сравнительный анализ вариантов организаций содействия экономическому развитию в муниципальном образовании г. Улан-Удэ представлен в виде таблицы.
Таблица 1
Анализ возможных вариантов организаций развития малого бизнеса в муниципальном образовании г. Улан-Удэ
Вариант Преимущества Недостатки
1. Уполномоченный по содействию экономическому развитию в структуре местной администрации - Минимальные организационные изменения - квалифицированный руководитель отдела - достаточен для небольших районов или как первый этап в более крупных районах двойная нагрузка
2. Отдел по содействию экономическому развитию в муниципальной администрации - самостоятельность и особое назначение отдела - внутренние перестановки персонала - вопрос наделения полномочиями передача компетенции
3. Муниципальный комитет по управлению имуществом как местная организация по содействию экономическому развитию - незначительные организационные изменения - дополнительные задачи для существующей структуры - передача компетенций из других подразделений - возможно только в случае высокой компетентности сотрудников
4. Агентство социально-экономического развития (АСЭР) - предприятие города/района - в состав общества могут быть введены и другие организации (союзы предпринимателей, независимые специалисты) - прежде всего для крупных городов или как заключительная стадия развития - эффективно, но очень дорого (необходимы дополнительные специалисты)
5. Координационно-методический совет при главе администрации - соединение собственного опыта с опытом со стороны - комиссия экспертов для выработки рекомендаций (представители банков, аудиторы, ученые и другие) - возможна как дополнительная структура - отсутствие полномочий принятия решений
Среди форм поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании г. Улан-Удэ можно выделить бизнес-инкубатор, ассоциации и фонды поддержки малого бизнеса, франчайзинг, международные и региональные маркетинговые информационные центры (табл. 2). Все эти формы уменьшают вероятность банкротства малого предприятия через
льготную передачу технологий, торговой марки (франчайзинг), информации.
Таблица 2
Распространенные формы поддержки малого бизнеса, необходимые для применения в условиях развития муниципального образования г. Улан-Удэ
Форма поддержки Преимущества для малых предприятий Ограничения использования
Ассоциации малого бизнеса 1) организационные преимущества 2) увеличение кредитных возможностей 1) слабая известность 2) ограниченные возможности
Бизнес -инкубаторы, технопарки 1) общая инфраструктура 2) оборудованные офисы 1) эти организации могут иметь целевую направленность (например, только для наукоемких производств), что мешает диверсификации
Франчайзинг 1) торговая марка 2) управление 3) технологии 4) инвестиции (ограниченно) 1) потеря самостоятельности 2) жесткое распределение прибыли 3) контроль за деятельностью
МИЦ (маркетинговый информационный центр) 1) консалтинг 2) информационное обеспечение 3) уменьшение издержек на внешние взаимодействия (расходы на поиск информации, постоянный обмен ею с партнерами, регулярный мониторинг действий конкурентов, изменения внешней среды) 1) ограничения технологического характера (пропускная способность каналов связи и их надёжность) 2) издержки использования (подключения к Интернету) 3) односторонность взаимодействия
Основные направления деятельности муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании г. Улан-Удэ должны быть следующие:
- участие в реализации местных программ развития и поддержки малого предпринимательства;
- участие в реализации проектов в области малого бизнеса;
- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур.
Доходы от деятельности должны оставаться в распоряжении фондов и не подлежат налогообложению.
Помощь бизнес-инкубатора начинающим бизнесменам г. Улан-Удэ должна выражаться в предоставлении новым и создающимся фирмам доступных по стоимости аренды помещений в центрах, имеющих развитую инфраструктуру (конференц-залы, офисная техника, услуги аудитора, нотариуса, управленческий консалтинг и прочее). Бизнес-инкубатор мо-
жет иметь профильный характер, например, сервисных услуг (в форме обучения парикмахерскому мастерству, центра ремесленничества), венчурные научно-производственные объединения и прочее. В муниципальном образовании г. Улан-Удэ имеются пустые пользуемые производственные помещения, частично технически оснащенные. Зачем осваивать новые промышленные зоны, требующие значительных инвестиционных затрат, если существует возможность использовать имеющиеся для этих целей производственные мощности. Имеется ряд преимуществ функционирования бизнес-инкубаторов в муниципальном образовании г. Улан-Удэ:
- предложение производственных площадей и аренда, которая включает в себя предоставление всех коммуникаций (проводка, водо-, газо-, тепло- и энергосбережения, но не потребление соответствующих коммунальных услуг, что оплачивается отдельно), подключение телефона (но плата за телефонные переговоры взимается отдельно), использование совместных помещений (кухня, комната для переговоров и прочее), использование секретариата, включая работу общего секретаря (ежедневное почтовое обслуживание), консультации, опосредование контактов и прочие сервисные услуги со стороны руководства бизнес-инкубатора;
- привлекательная инфраструктура: гибкое, индивидуально сориентированное предложение площадей для размещения производства и оказания услуг; современная инфраструктура с современным секретариатом, где имеются служба приема гостей, машинописная служба, телефон, почта; современная коммуникационная техника, общее подключение к Интернету; современные помещения для переговоров; совместные бытовые помещения; привлекательный внешний вид и положительный имидж;
- предложение сервиса и обслуживания включает: опосредованно контактов с потенциальными деловыми партнерами, союзами, торговыми палатками; поддержка при решении административных и правовых проблем; получение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализированные журналы, Интернет); подготовка и сопровождение при переговорах с банками; предоставление возможности для повышения квалификации по вопросам предпринимательской практической деятельности, учебные программы, включаю производственно-экономические и правовые вопросы (например, ведение учета, налоги, маркетинг); организация совместного участия в выставках и ярмарках; поддержка при разработке бизнес-планов и предпринимательских стратегий.
Таким образом, предприниматель попадает в среду, которая позволяет ему с самого начала сконцентрироваться на его собственных производственных задачах. Уже существующие организационные рамки и многократные эффекты синергии, возникающие в результате соседства с другими предпринимателями, которые сталкиваются с похожими проблемами, снижают риски провала предприятий на начальной фазе.
Конкретными мерами по поддержке малого и среднего бизнеса со стороны Совета муниципального образования г. Улан-Удэ и создания благоприятного предпринимательского климата могут являться:
- устранение административных барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий: проведение единой политики по развитию и поддержке малого предпринимательства на всей территории МО, предоставление комплекса льготных услуг по государственной регистрации вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства, создание межведомственной комиссии при администрации МО по рассмотрению вопросов, связанных с выявлением и устранением административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, обусловленных распорядительными документами и действиями территориальных органов власти, а также принятие конкретных мер по результатам рассмотрения обращений предпринимателей по должностным злоупотреблениям и затягиванию сроков решения вопросов территориальными органами управления и контроля предпринимательской деятельности, пакетное оформление документов (по землеотводу, разрешения на право торговли) в согласующих инстанциях для группы малых предприятий (через фонд поддержки малых предприятий), что сэкономит время, как предпринимателей, так и регулирующих организаций;
- информационное обеспечение управления малым бизнесом: учет вновь создаваемых, реорганизуемых, действующих и ликвидируемых субъектов малого предпринимательства (например, путем ведения Реестра субъектов малого предпринимательства); проведение маркетинговых исследований по проблемам малого бизнеса для оценки и прогноза развития малого предпринимательства, представления органам власти обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию сферы потребительского рынка, своевременного реагирования на изменения внешней среды и факторов, влияющих на состояние различных сегментов рынка; учет мнения предпринимательской общественности при принятии решении, затрагивающих интересы малого бизнеса (введение института советников глав администрации по вопросам малого предпринимательства или создание координационно-методических советов, проведение опросов); совместное формирование, обсуждение, реализация программ и планов развития территории (включение представителей малого бизнеса в рабочие группы по разработке проектов документов, привлечение специалистов в состав экспертных комиссий и так далее); информирование о запланированных или планируемых к реализации крупных проектах для привлечения их в качестве инвесторов;
- материально-финансовая поддержка: организация фонда нежилых помещений в МО для размещения субъектов малого предпринимательства; предоставление рассрочки оплаты права аренды нежилого помещения для субъектов малого предпринимательства (например, на условиях: срок не более двух месяцев с единовременной оплатой первого взноса в размере 50% установленной суммы); разработка комплекса мероприятий по привлечению предприятий малого бизнеса для работы на свободных площадях промышленных предприятий в целях сохранения рабочих мест в производственной сфере и повышения эффективности ра-
боты предприятий МО; развитие финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства в следующих направлениях: льготная финансовая поддержка проектов субъектов малого предпринимательства, соответствующих стратегии развития МО. Оказание финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансирования их венчурных проектов, включая достартовое финансирование, использование механизма лизинга и аренды оборудования, привлечение внебюджетных источников финансирования проектов субъектов малого предпринимательства путем предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям и инвесторам или создания венчурного паевого инвестиционного фонда малого предпринимательства, привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов посредством оказания содействия в подготовке и осуществлении эмиссии акций субъектами малого предпринимательства, компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам, разработка и внедрение механизма доступа субъектов малого предпринимательства к получению городских заказов, финансирование проектов; предоставление льгот обществам взаимного кредитования и/или страхования субъектов малого предпринимательства (по арендной плате, местным налогам и прочее);
- развитие инфраструктуры для малого бизнеса: оказание информационно-консультационных услуг, включая упрощение процедуры регистрации и получения адреса местонахождения; создание бизнес-интернет центра для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к деловым информационным ресурсам в Интернете, а также к дистанционным средствам обучения и консультирования; создание консультационно-правового центра для обеспечения доступа малых предприятий к квалифицированным юридическим услугам по доступным ценам в области гражданского, налогового, трудового законодательства; обеспечение взаимодействия между региональными структурами поддержки и малыми предприятиями; проведение конкурса «Лучший проект» для систематизации и распространения опыта предприятий малого бизнеса муниципального образования; разработка механизма функционирования системы «Институт-предприятие» по формированию банка вакансий для выпускников вузов с целью их трудоустройства на предприятиях муниципального образования; создание системы предоставления малым предприятиям услуг централизованного бухучета и аудита на льготных условиях; подготовка, издание и распространение учебно-методических пособии по ведению бизнеса в различных сферах и областях хозяйственной деятельности, а также прохождению процедур регистрации, лицензирования, сертификации оформления земельно-имущественных отношений и так далее; обучение и переподготовка кадров для малого предпринимательства, методическое и аналитическое обеспечение (возможно в разрезе отраслей и сфер бизнеса); развитие различных форм бизнес- инкубироваиия, включая технопарки, сервисные деловые центры малого предпринимательства, для снижения рисков при создании или расширении предприятий малого
бизнеса путем предоставления предпринимателям комплексных услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса и ориентации на выпуск конкурентоспособной продукции;
- продвижение товаров, работ, услуг местных предприятий: помощь в установлении деловых контрактов: проведение семинаров с руководителями предприятий по налогообложению, бизнес-планированию, оформлению проектов, маркетингу, решению психологических проблем управления и другие; формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства; проведение конкурсов «Профессионал своего дела», «Лучшее предприятие малого бизнеса» (по критериям внутреннего и внешнего оформления, обслуживания клиента, качеству продукции и прочее), награждение победителей знаками отличия, выпуск рекламных брошюр о победителях и прочее; использование существующей инфраструктуры связей с общественностью местной администрации (СМИ, уличные щиты и стенды) для продвижения товаров, работ, услуг местных предприятий.
Муниципальное образование с учетом местных условий вырабатывает свою программу поддержки малого бизнеса. Американские центры экономического развития сообщества выделяют 12 слагаемых здорового экономического роста:
- управленческая и техническая помощь компаниям, которые уже действуют, в их расширении;
- сильная кампания помощи старту предпринимателей.
- программа подготовки кадров, которая помогает новым фирмам выжить и развиваться.
- «качество жизни» от внешнего вида, культурной среды до образования.
- энергичная программа «продвижения» сообщества.
- программы подготовки кадров и трудовой климат.
- углубленный анализ потенциальных возможностей для привлечения инвестиций.
- эффективная программа уничтожения отходов.
- возможность и затраты по покупке жилья.
- маркетинговая программа, оценивающая ресурсы и потребности региона.
- благоприятный деловой климат.
- эффективное местное управление, которое не только балансирует бюджет, но также находит достаточные средства для поддержания качественной инфраструктуры.
По результатам проведенного опроса руководителей малого и среднего бизнеса анализа социально-экономического положения муниципального образования было построено дерево проблем и определены связанные с ним стратегические направления взаимодействия администрации и бизнеса. Несмотря на наличие большого числа организаций поддержки малого бизнеса, сфера деятельности которых охватывает и исследуемое муниципальное образование, реальные примеры их взаимодейст-
вия не являются системой и не координируются органом местного управления. Одной из причин этого является слабая маркетинговая программа этих структур и, как следствие, неинформированность об их деятельности как совета муниципального образования г. Улан-Удэ, так и субъектов малого бизнеса. Поэтому необходимо наладить тесное взаимодействие местной администрации с указанными структурами. Формы могут быть самыми разнообразными: проведение совместных совещаний; открытие филиалов или отделений структур поддержки малого бизнеса на территории муниципального образования. Следующей проблемой развития бизнеса на территории является низкая управленческая культура таких предприятий, слабое использование инструментов маркетинга, финансового, проектного и стратегического менеджмента. Существующая инфраструктура местной администрации может быть использована для продвижения продукции местных предприятий. Данная мера, с одной стороны, повысит интерес к муниципальным стендам, щитам, привлечет дополнительные ресурсы на функционирование, их обновление, а с другой - будет способствовать повышению эффективности местных предприятий. В органе местной администрации могут организовываться регулярные встречи с руководителями малых предприятий, целью которых будет являться не только обсуждение проблем и взаимодействие по каким-либо актуальным вопросам, но и семинары-консультации по менеджменту.
Одной из социально значимых проблем является развитие малых производств, сферы бытовых услуг. Для привлечения бизнеса в эти сферы необходима подготовка коммерчески выгодных проектов, основанных на результатах маркетинговых исследований, предоставлении льгот. Малые производства могут создаваться на базе досуговых учреждений (активный досуг детей, пенсионеров и других категорий населения в гончарных и творческих мастерских и прочее). Для разработки идей проектов, проведения мозгового штурма в общественной среде муниципального образования г. Улан-Удэ необходимо обращаться к школьникам или общественным организациям в форме конкурсов на лучшее предположение по конкретному проекту.
В муниципальном образовании г. Улан-Удэ торговые предприятия сосредоточены в основном вдоль центральных улиц и в центре города, оставляя «белой вороной» отдаленные районы муниципального образования. Между тем, по проведенным маркетинговым исследованиям, именно там сосредоточен неудовлетворенный спрос. Причиной непривлекательности отдаленных от центра мест являются: несконцентрированные лю-допотоки, ветхий жилой фонд, социально неблагополучный состав жителей отдельных домов.
Для комплексного стратегического развития экономики муниципального образования г. Улан-Удэ может быть создана специализированная структура, например, в форме некоммерческой организации, именуемой, скажем, «Агентство социально-экономического развития» (АСЭР). Организация «неангажированной, независимой как от администрации, так и от других потенциальных «лоббирующих» сил» решает проблему тра-
диционного недоверия бизнеса к власти. Основными направлениями уставной деятельности АСЭР, направленными на взаимодействие с малым бизнесом, являются:
- привлечение представителей малого бизнеса к разработке общей стратегии развития муниципального образования г. Улан-Удэ;
- разработка и реализация мультипроектов развития территории с участием малого бизнеса в рамках общей муниципальной стратегии, а также экспертиза проектов и организация их ресурсообеспечения;
- сбор и обработка правовой, маркетинговой, патентно-лицензионной и иной информации, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, консультационная и организационно-методическая помощь в разработке программ и проектов в предпринимательском секторе;
- консультационное, организационное и информационное содействие взаимодействию российских и иностранных предпринимателей для привлечения инвестиций;
- совершенствование предпринимательского климата в муниципальном образовании г. Улан-Удэ: в области законодательства, бюрократических процедур, отдельных инструментов по привлечению инвестиций и содействию в реализации конкретных проектов.
Литература
1. Территориальный орган Федеральной Службы государственной статистики по Республике Бурятия // режим доступа // http://http://burstat.gks.ru/
2. Федеральная служба государственной статистики / Режим доступа // www.gks.ru
3. Официальный сайт органов местного самоуправления города Улан-Удэ // http://www.ulan-ude-eg.ru/
Санжеева Дарима Дашидоржиевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Бурятский государственный университет, E-mail: [email protected]
Мункуев Баир Владимирович, магистрант, институт экономики и управления, Бурятский государственный университет
Sanzheeva Darima Dashidorzhiyevna, candidate of economic sciences, senior teacher, Buryat state university, E-mail: [email protected]
Munkuev Bair Vladimirovich, Institute of economics and management, Buryat state university