Научная статья на тему 'Институциональная среда функционирования малых предприятий в регионе'

Институциональная среда функционирования малых предприятий в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА / УПРАВЛЕНИЕ / МЕТОДЫ / КВАЗИ-ОФИСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дамдинов Д.Д.

в статье рассматриваются направления государственной поддержки развития малого предпринимательства в регионе. Рассмотрены основные методы и институты развития бизнеса. Сформирована классификация методов государственного воздействия на малый бизнес. Раскрыты делегируемые и самостоятельные функции управления малым бизнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональная среда функционирования малых предприятий в регионе»

задач, наделенных дирекцией при ее создании. Таким образом, выполнение сложных и длительных программ и проектов в российской практике осуществляется при создании под программу службы заказчика, которая обладает минимальным опытом и компетенциями, а при завершении выполнения службой заказчика поставленных задач она ликвидируется, что влечет к утрате образованных опыта и компетенций. В отношении службы заказчика, которая не является дирекцией, ситуация не является столь критичной, так как законом не определено, что служба заказчика должна ликвидироваться после выполнения определенных программ и проектов.

При этом, в первую очередь, необходимо качественное и количественное измерение потерь, которые возникают при существующей модели реализации программ и проектов в отечественных условиях. Реальная практика выполнения государственных инвестиционных проектов должна анализироваться с точки зрения накопления профессиональных компетенций основных участников и координаторов работ при учете потери таких компетенций при плановой ликвидации таких участников. Таким образом, разработка соответствующих критериев, показателей, позволяющих оценить эффективность системы выполнения программ, является, по мнению автора крайне востребованной и может позволить оценить и развернуть тренд падения эффективности выполняемых инвестиционных программ в сфере строительства.

Литература

1. Градостроительный кодекс РФ. Официальный текст. - М.: Проспект, Омега-Л, 2009. - 104 с.

2. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика // http://2020strategy.ru-Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 г.

3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы».

4. Принципы формирования федеральной адресной инвестиционной программы на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов // Минфин РФ -www.info.minfin.ru.

5. Учебник для вузов / Т.Н. Цай, П.Г. Грабовый, В.А. Большаков и др. - М.: Изд-во АСВ, 1999. - 432 с.

Д.Д. Дамдинов

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ

THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF FUNCTIONING OF SMALL ENTERPRISES IN THE REGION

Аннотация: в статье рассматриваются направления государственной поддержки развития малого предпринимательства в регионе. Рассмотрены основные методы и институты развития бизнеса. Сформирована классификация методов государственного воздействия на малый бизнес. Раскрыты делегируемые и самостоятельные функции управления малым бизнесом.

© Д. Д. Дамдинов, 2012

Ключевые слова: предпринимательство; поддержка; управление; методы; квази-офисы.

Abstract: in article the directions of the state support of development of small business in the region are considered. The main methods and institutes of development of business are considered. Classification of methods of the state impact on small business is created. Delegated and independent functions of management by small business are opened.

Keywords: business; support; management; methods; quasi - offices

В современных условиях финансовой нестабильности, связанной с периодичностью кризисных явлений в мировой экономике, в последние годы роль малых предприятий резко возросла. Так, с середины прошлого столетия в экономически развитых странах (США, Япония, страны ЕС) функциональное назначение малого бизнеса стало определяться приоритетными задачами государства: увеличение темпов роста национального продукта; обеспечение занятости населения; рациональное и эффективное использование всех видов ресурсов; стабилизация и увеличение денежных доходов населения; формирование и укрепление «среднего» класса; расширение конкуренции; преодоление отраслевого и регионального монополизма; насыщение потребительского рынка отечественными товарами (работами, услугами); повышение экспортного потенциала; содействие развитию научно-технического прогресса; продвижение инноваций; решение прочих социально-экономических проблем.

Как показывает мировая практика, малый бизнес в наибольшей степени зависит от воздействия внешней среды и нуждается в постоянном активном участии со стороны государства. Во многих зарубежных странах государство оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу от финансово-кредитной, правовой, информационной помощи до установления налоговых льгот и снижения административных барьеров. Как выяснилось, несмотря на имеющийся потенциал, сектор малого предпринимательства в России не может функционировать и стабильно развиваться без государственного регулирования и поддержки.

К основным принципам системы государственной поддержки можно отнести:

- комплексность государственной поддержки малого бизнеса на всей территории;

- стратегическая направленность на рост потенциала малого бизнеса;

- рациональное и эффективное использование человеческого и ресурсного потенциала территории;

- гибкость и восприимчивость к инновационным изменениям;

- социально-экономическая направленность;

- взаимодействие с крупным и средним бизнесом;

- учет интересов всех субъектов.

Система государственной поддержки малого бизнеса включает в себя определенные принципы, цели, функции и методы их достижения (рис. 1).

Меры государственной поддержки малого предпринимательства в России можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях [2, с. 11]. Следует заметить, что существует множество различных федеральных структур и программ поддержки малого предпринимательства. Однако, их наличие и усилия по реализации не всегда позволяют эффективно решать проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в регионах.

Система государственной поддержки малого бизнеса в регионе

ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ

Информационная функция Организационная функция Консультационная функция

ЦЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

Конкурентоспособность бизнеса Рентабельность бизнеса Инновационность бизнеса

МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

Институты поддержки Нормативно-правовое регулирование Координационные механизмы

Рис. 1. Основы формирования системы поддержки малого бизнеса в регионе [1, с. 56]

В связи с этим, в развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. В данном случае формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определятся задачами развития и спецификой каждого конкретного региона [2, с.9]. Как правило, существуют различные формы и методы государственного регулирования развития малого бизнеса региона. Проблема государственного регулирования экономической деятельности сводится не просто к выделению плановой и рыночной подсистем в экономике, а к их взаимопроникновению и организации совместных методов управления [3, с. 141-151].

Согласно федеральному закону об инвестиционной деятельности [4] государство имеет различные инструменты инвестиционной политики. Многообразие инструментов позволяет осуществлять достаточно гибкую политику и, в условиях недостатка финансовых ресурсов, осуществлять косвенную инвестиционную поддержку объектов промышленности. Рассматривая предлагаемые в настоящее время методы государственной поддержки инвестиций, можно выделить следующие основные группы методов:

- Финансово-экономические, или активные методы заключаются в прямом либо косвенном (через налоговые льготы) инвестировании в промышленность, имеющую стратегически важную для региона значимость.

- Нормативно-правовые, или пассивные методы заключаются в создании условий для привлечения инвесторов на территорию, наибольшего благоприятствования любым финансовым потокам, решающим проблемы инвестиционного развития территории.

И те, и другие методы находят свою реализацию в институциональном виде через системы поддержки бизнеса. При этом за годы реформирования общества было создано множество институтов, реализующих инвестиционную политику государства. Разумеется, процесс формирования институциональной среды в современный период далеко не закончен, поэтому в настоящее время речь скорее должна идти о развитии

механизмов реализации изменений. В связи с этим, мы предлагаем следующую классификацию государственного воздействия на малый бизнес (табл. 1).

Таблица 1

Классификация государственного воздействия на малый бизнес региона

Признак классификации Вид

1. По форме воздействия 1. Прямое регулирование 2. Косвенное регулирование

2. По методам воздействия 1. Административно-правовые методы 2. Организационные методы 3. Экономические методы

3. По характеру механизмов воздействия 1. Финансовая поддержка предпринимателей 2. Формирование инвестиционной привлекательности региона 3. Развитие инфраструктуры бизнеса

4. По направленности инструментов воздействия 1. Выборочная поддержка 2. Кластеры 3. Отрасли

5. По степени воздействия на показатели 1. Экстенсивный рост 2. Интенсивный рост

6. По типу воздействия 1. Системное 2. Структурное 3. Процессное

Целью политики органов власти в области поддержки малого предпринимательства является:

- создание правовых и экономических условий, обеспечивающих устойчивость темпов развития малого предпринимательства;

- повышение экономической и социальной эффективности малого бизнеса;

- рост объемов производства продукции, работ и услуг в секторе малого предпринимательства;

- увеличение добавленной стоимости и налоговых поступлений в бюджет;

- рост численности занятых в сфере малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работающих в малом бизнесе.

Основная цель государственной поддержки малого бизнеса заключается в создании условий для его организации и функционировании. Для реализации этой цели органы государственной поддержки малого бизнеса выполняют три основных функции: информационную, организационную, консультационную. Система государственной поддержки малого бизнеса в регионе должна обеспечить оптимальность исполнения данных функции. Основной задачей системы является принятие на себя той части функций управления малым бизнесом, который будет готов (захочет) делегировать государству предприниматель.

Основным условием эффективной деятельности малого бизнеса признается создание системы государственной поддержки. Зарубежная и отечественная практика показывает вероятность возникновения двух крайних, неэффективных вариантов системы господдержки. Во-первых, это создание излишней опеки и финансового вливания не обеспеченного расчетом эффективности и рисков предпринимательства, сдерживающая самостоятельность бизнеса. Во-вторых, это уход от управления в сторону залогового кредитования, ужесточение экономических отношений. Оба этих варианта не дают возможности раскрытия потенциала малого бизнеса и обеспечения его целенаправленного развития.

Очевидно, что необходимо разделение функций управления малым бизнесом по возможности (необходимости) их делегирования другим субъектам экономики

(государству, в первую очередь). Рассмотрим вариант такого разделения для основных функций управления (табл. 2) [1].

Таблица 2

Функции управления малым бизнесом_

Возможность консолидированного исполнения

Функции управления Только предприниматель Совместные Делегируемые

Стратегическое Наличие навыков Бизнес- Консалтинг

планирование планирование

Оперативное Наличие навыков - -

планирование

Маркетинговые Наличие навыков - Маркетинговые

исследования и финансовых ресурсов агентства

Продвижение товаров Наличие навыков Рекламные Маркетинговые

и финансовых агентства агентства

ресурсов

Бухгалтерский учет Наличие навыков - Аудиторские компании

Финансирование Наличие капитала Банки Лизинговые компании

инвестиций

Финансирование Наличие капитала Банки -

текущей деятельности

Технологическая Наличие знаний - Инжиниринговые

подготовка компании, лизинговые компании

Организация Наличие знаний и - Инжиниринговые

производства навыков компании

Подбор персонала Наличие навыков - Образовательные и кадровые компании

Управление персоналом Наличие навыков - -

Как показано в табл. 2, функции управления малым бизнесом могут быть поделены на выполняемые только предпринимателем, исполняемыми совместно с организациями поддержки малого предпринимательства, полностью делегируемые организациям поддержки малого бизнеса. Следует учесть, что функции управления по истокам их возникновения можно разделить на внутренние (обусловленные идей бизнеса и методом его организации) и внешние (обусловленные способом организационно-хозяйственной деятельности, юридическими нормами и окружающей бизнес-средой). С точки зрения делегирования, в первую очередь необходимо, делегировать внешние функции.

По роли в бизнесе функции можно классифицировать следующим образом (рис.

2).

Таким образом, органам государственной поддержки предприниматели могут делегировать в первую очередь информационные функции консультативного характера, ресурсные функции учетно-аналитического характера и организационные функции планового характера. Государство предоставляет услуги по управлению и развитию предпринимательства, прежде всего, исходя из своих целей, и поэтому заинтересовано в их продвижении на рынок малого бизнеса, активно пропагандируя и рекламируя их среди предпринимателей.

Рис. 2. Роль функций управления в бизнесе и возможности делегирования функций управления малым бизнесом [1]

Основными механизмами реализации методов достижения цели функционирования системы государственной поддержки являются:

- помощь предпринимателям в исполнении внешних для них функций и задач управления, через создание квази-офисов (бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и т. д.), позволяющих взять на себя функции юридического, бухгалтерского и другого сопровождения предпринимателей в момент организации и развития бизнеса, что значительно снижает управленческие издержки и интеллектуальные (кадровые) барьеры входа в отрасль;

- помощь предпринимателю в организации финансирования первоначальных капиталовложений через организацию институтов и схем финансирования (лизинг, гранты, кредитные кооперативы и т.д.), что значительно снижает финансовые барьеры входа в отрасль.

Данные механизмы способствуют снижению транзакционных и других издержек предпринимательства и обеспечивают возможность создания собственного бизнеса для инициативной части населения без больших финансовых накоплений. Рассмотрим более подробно первый механизм - создание квази-офисов.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективным способом поддержки малого предпринимательства является создание бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубатор подставляет свое плечо под проблемы предпринимателя в самый тяжелый, стартовый период. Начиная свое дело, человек, знающий технологию производства, сталкивается с проблемами управления предприятием. И наоборот, менеджер сталкивается с проблемами технологий производства.

Все начинающие предприниматели задумываются о проблемах сертификации, правильной постановки бухгалтерского учёта, взаимоотношений с налоговым и иным законодательством России. Существуют проблемы «детского возраста» предприятия -стартового периода, которые зачастую оно самостоятельно преодолеть не может. Например, малое предприятие не может взять высококвалифицированного бухгалтера, потому что он дорого стоит, поэтому бухгалтера не берут (ведут учет самостоятельно) или берут непрофессионала, в расчёте на то, что пока ещё обороты малы, бухгалтерский учёт не очень сложен. Подобные бухгалтера делают массу ошибок, и, зачастую, оказывается, что к концу первого года существования легче закрыть предприятие, чем продолжать работать в рамках этого юридического лица дальше. Для того, чтобы этого не происходило, необходимо направить деятельность по созданию

нового бизнеса по пути наименьших ошибок. Оказалось, что одной из самых действенных мер поддержки предприятий в стартовый период является бизнес-инкубирование.

К этому же выводу пришла Рабочая группа по развитию промышленности и предпринимательства ООН. Она выявляет и рекомендует правительствам те практические меры, которые наиболее эффективно с точки зрения затрат стимулировали бы формирование условий, благоприятствующих предпринимательской деятельности. Именно бизнес-инкубирование рекомендуется как один из наиболее действенных и эффективных способов поддержки предпринимательства. Процесс "инкубирования предпринимательства" нацелен на то, чтобы вдохновить людей на организацию собственного дела и поддержать начинающие компании в разработке новаторских продуктов. "Инкубирование" означает создание условий, способствующих и благоприятствующих развитию предпринимательства и начинающих компаний. Бизнес-инкубатор - это организация, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. Комплекс услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых - одно из самых главных условий, так как именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий.

Бизнес-инкубатор в ряде случаев помогает получению оборудования в лизинг, кредита на развитие дела и выходу предприятия (предпринимателя) на местный рынок.

Таким образом, предприниматель сосредоточен на одной задаче - начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, все остальные проблемы ему помогает решать команда бизнес-инкубатора (администрация, эксперты, консультанты). Она помогает приобрести предпринимателю "свое лицо", статус, представляет его интересы во внешней среде, создает положительный имидж.

Опыт последних лет показывает, что в развитии и бизнес-инкубаторов, и малого бизнеса в целом заинтересованы, в первую очередь, муниципальные власти. Они наиболее восприимчивы к новым формам и методам стимулирования развития малого бизнеса и охотно изучают передовой опыт по этой тематике. В последние годы в регионах России именно администрации средних и малых городов просят помощи в вопросах создания и организации деятельности бизнес-инкубаторов. Доля малых предприятий в налоговых поступлениях в муниципальный бюджет стала достигать 1525 процентов, что существенно изменило отношение властей к сектору малого бизнеса. Таким образом, в ближайшее время наибольшего успеха следует ожидать от включения в оборот возможностей муниципального уровня для развития бизнес-инкубирования и поддержки малого предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, государство, безусловно, по-прежнему играет главную роль в создании рамочных условий для развития бизнеса, в том числе и через бизнес-инкубирование. Задачи государства по отношению к малому предпринимательству состоят в формировании государственной политики, разработке законодательных актов, создании эффективной ресурсной (имущественной, банковской и кредитной) системы поддержки МП. В большинстве стран (Германия, Италия, Китай, США, Финляндия и др.) бизнес-инкубаторы получают существенную государственную помощь, в некоторых из них приняты специальные законы, определяющие статус и регламентирующие деятельность бизнес-инкубаторов. В связи с этим, на наш взгляд, в регионах России необходимо создавать комплексные системы поддержки малого бизнеса, где бизнес-инкубатор будет выполнять информационно-аналитическую роль (рис. 3). Второй составляющей системы могут стать территориально-производственные центры развития малого предпринимательства, предоставляющие производственные площади для аренды и первоначальной организации бизнеса. Третьей составляющей

системы будут центры финансово-консультационной поддержки, обеспечивающие как непосредственное финансирование малого бизнеса, так и консультирование по финансовым и прочим вопросам.

Рис. 3. Механизм действия системы поддержки малого бизнеса

Таким образом, предлагаемый нами комплексный институциональный механизм позволит повысить эффективность государственного регулирования и развития малого бизнеса в России и ее регионах.

Литература

1. Санжимитупов Д.З. Формирование механизма государственной поддержки региональных социально-экономических систем малого бизнеса: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Дамдин Зодбоевич Санжимитупов; Восточно-Сибирский государственный технологический университет. - Улан-Удэ, 2007. - 196 л.

2. Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России / Под редакцией д.э.н., проф. В.А.Гневко. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. - 192 с.

3. Архипов А. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение / Архипов А., Баткилина Г., Калинин В. // Вопросы экономики. -1997. № 4. - С. 141-151.

4. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (с изменениями на 19 июля 2011 года) / Российская газета. Федеральный выпуск № 5535. - 22 июля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.