Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лилёв Н.Н., Лебедев Н.А.

Исследуются вопросы современного развития отечественного машиностроения. Выявлен ряд проблем отечественного гражданского машиностроения, показаны перспективы их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF MACHINE-BUILDING COMPLEX IN THE RUSSIAN ECONOMY

The problems of the modern development of domestic engineering. A number of problems of the domestic civil engineering, show the prospects for their resolution.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ»

дохода от проекта к среднему размеру инвестиций [2].

Кроме выше рассмотренных, при определении инвестиционной эффективности применяются экономические показатели, позволяющие проводить оценку общего экономического состояния металлургических предприятий. Это ликвидность баланса и финансовая устойчивость, использование оборотных активов и рентабельность дня прогнозирования их состояния в долгосрочном периоде: сюда же можно отнести

Каждая отдельная нормативная группа коэффициентов и покаэате-лей таксирует определенные стороны функционирования предприятия, их преимущества или недостатки. Но ни одаа мл этих групп не может дать определённого ответа на вопрос об эффективности инвестиционного проекта.

Кроме того, не анализируется вероятность интеграции предприятий с внешними структурами. Представляется, что масштаб показателен не всегда достаточно точно характеризует результативность привлечения инвестиций в развитие предприятий промышленности. Для разрешения данного противоречия требуется отработать комплексный механизм

определения эффективности инвестиции, сущность которого состоит в необходимости оптации инвестиционных проектов, во-первых, с учетом летермннантов. которые влияют на инвестиционный процесс непосредственно, н, в»>-ето^ых, с уйтом экономических экспонентов деятельности предприятий. Кроме того, для оценки деятельности предприятия имеют значение такие факторы развития как лизинг, факторинг, опционы и т.п.

слетев

сти s\ci алдургических преппруягли, \\v>v,\,\\\\e\\we ности непосредственно зависят от притока инвестиций. Определение стоимости инвестиционного проекта становится основной задачей д,-спеииалистов, привлекающих финансовые средства и определят рациональность вложений. Литерагура:

1. Лебедев H.A. Актуальные социально-экономические пробл современного мира: наука и практика // Международный журнал кладных и фундаментальных исследований. - 2013. 11- I.

2. Носова С. С. Экономическая теория. - М.: Владос.. 2005.

УДК 33

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В

ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Лилёв Н.Н.. аспирант, НОУ ВПО «Международная академия оценки и консалтинга» Лебедев Н.А., д.э.н.. профессор, зав. кафедры «Экономической теории и общего менеджмента», НОУ ВПО «Международная акао

оценки и консалтинга»

Исследуются вопросы современного развития отечественного машиностроения. Выявлен ряд проблем отечественного граждан машиностроения, показаны перспективы их разрешения.

Ключевые слова: машиностроение, машиностроительные предприятия, специализированное машиностроение, транспорта* фрас груктура. подотрасли, характеристики подвижного состава.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF MACHINE-BUILDING COMPLEX IN THE

RUSSIAN ECONOMY

Lilev N.. the post-graduate student, NSEI HPE «International Academy of Valuation am! Consulting» l.ebedev N.. Doctor of Economics, professor, head of the economic theory and general management. NSEI HPE «International Academy *

Valuation and Consulting»

The problems of the modern development of domestic engineering. A number of problems of the domestic civil engineering, show the pn for their resolution.

Keywords: engineering, engineering companies, specialized engineering, transport infrastructure sub-sector, the characteristics of the rolling stocu

В межотраслевом экономическом развитии машиностроительный комплекс выступает важнейшей отраслью тяжелой промышленности, индикатором экономического развития, через него поставляется социально-ориентированная продукция смежным промышленным отраслям, комплекс содействует развитию инновационных направлений, обеспечивает достойный уровень производительности труда.

Машиностроительный комплекс поставляет машины и оборудование .для развития транспорта, строительства, агропромышленного комплекса, предприятий потребительского рынка и т д. Он включает около семидесяти отраслей, двухсот подотраслей и производств, охватывающих предприятия энергетического и тяжёлого машиностроения. станкостроения, транспортного машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, приборостроения н электроники, пищевого станкостроения, которые объединяют около ста тридцати тысяч организаций и предприятий, из них около 3 тысяч - средних и крупных, на которых занято более 3,5 млн. человек или треть от общего количества занятых.

11релприя гия и организации, входящие в машиностроительный комплекс, работают во многих субъектах РФ, около восьмидесяти процентов их продукции выпускается в трёх федеральных округах - Приволжском (26%). Северо-Западном (21%) и Центральном (31%) [1].

Современное машиностроение опирается на наукоёмкие техно-логин. что даёт возможность производить разнообразную специализированную высокоэффективную продукцию.

Современное оборудование машиностроительных предприятий отвечает ряду требований, в частности, оно опирается на наукоёмкие технологии, соответственно, должно быть гибким.

многофункциональным с возможностью выбора технологич процессов и многопоточным с возможностью организации I лельных технологических процессов. Оборудование совреме машиностроительных предприятий должно обслуживаться вь квалифицированными специалистами.

Основные центры машиностроения сегодня располоа в столицах, крупных городах, таких как Брянск, Ькатернн Комсомольск-на-Амуре. Ростов - на Дону. В Москве и С.-11ете как и в Прнволжье. работают предприятия автомобилест точечного, энергетического и тяжелого машиностроения, 1 строения. Предприятия сельскохозяйственного машиност сконцентрированы в Астрахани, Ростове. Краснодаре. Па Дал1 Востоке - в Благовещенске и Комсомольске действуют предпр энергетического машиностроения и судостроения.

Анализ показывает, что в последнем десятилетии прошлого ■ экономический потенциал машиностроения по известным при значительно сократился, также как и отраслевой удельный вес. максимальный спад наблюдался в инновационных отраслях: боростроении. авиастроении, электронной промышленности V •

Тогда кризисные явления особенно затронули станкост -определяющую отрасль машиностроения. Результатом стало I что к 2013 году отечественный рынок по станкам почти полно зависел от импортных поставок, а удельный вес этой подо оставлял 0,029%. тогда как в КНР этот показатель составлял ; процент. Считается, что поддерживать хозяйственную деятель в экономике в более-менее удовлетворительном состоянии 1 можно, когда доминирует сырьевой характер развития, машиностроение приходится менее четверти объёма промьпши продукции, то сбалансировать развитие экономики невозможно I

тистика показывает, что в самом начале этого века в отечественном машиностроении создавалось 13% ВВП. в 2005 голу - чуть более 8%, то в 2010 году уже менее 7% [2J.

В предкризисный период имела место положительная динамика роста инвестиций. Статистика показывает, что сложившиеся отраслевые показатели состояния основного капитала были недостаточны для поведения активной инвестиционной политики. Сокращение инвестиций и их замедленное восстановление представляются основными опасности экономического развития в среднесрочном периоде.

Обладая долей производства в обрабатывающем секторе машиностроения около двадцати процентов, степень инвестиций составляет пятнадцать процентов. Тем временем около половины из них направляется в автомобилестроение, в котором в последний период динамично создаются новые производства. Соответственно, отрасль определённо недоннвестирована. а имеющиеся инвестиции не характеризуются высоким качеством.

Таблица I. Инвестиции в основной капитал по видам экономи-

ческой деятельности (млрд. руб.)

Вид экономической деятельности 2013 2014 2015

Производство машин и оборудования 92,9 103,2 121,8

в % к итогу 0.7 0,7 0.8

Производство транспортных средств 185.1 228.4 225.5

в % к итогу 1.4 1,6 1.5

11роизводство автомобилей 97.0 120.6 125.0

в % к итогу 0,7 0.9 0.8

Источник: Суринов А.Е. (ред.). Россия в цифрах. 2016: крат, стат. сб. / Росстат - М„ 2016. С.451.455.

В последний период работа машиностроительного комплекса стала определяться пониманием необходимости выхода отрасли па докризисные показатели, но согласно Прогнозу социально-экономического развития РФ до 2018 года, разработанного Минэкономразвития, необходимые показатели будут достигнуты не ранее 2019 года. Согласно Прогнозу, машиностроительные предприятия за периоде 2013 по 2016 гг. сократят динамику производства в среднем на 17,3 % [3]. В этот период снижение динамики выпуска продукции ощущали практически все отрасли машиностроения. Так, в производственной структуре грузового вагоностроения в 2015 году имело место снижение объёма выпуска в два раза, и сокращение сотрудников на разных участках производства в среднем на 13% [4].

По своему составу машиностроительный комплекс достаточно ёмок. Как наиболее развитую группу промышленности можно выделить металлоёмкое машиностроение (среднее, тяжелое и отраслевое в этих подгруппах). В перспективе в рамках роста добывающих отраслей важно создать необходимые предпосылки, в частности, кадровую и металлообеспеченность. формирование спроса и т.п.

Основной подотраслью машиностроительного комплекса является производство транспортных средств (51%). машин и оборудования (21%). Как не менее важные подотрасли можно рассматривать тяжёлое энергетическое машиностроение (10%), электротехническое приборостроение (12%). В предстоящий период укрепление этих подотраслей будет определяться важностью формирования инновационной базы их оснащения.

Общая динамика и структура машиностроительного комплекса по группам деятельности включает автомобильную промышленность (31% в обшей структуре машиностроительного комплекса). Объём выпуска машиностроительных предприятий оценивался в 2015 году около шести трлн. рублей.

Относительно стабильные цифры на протяжении ряда лет показывает специализированная часть машиностроения - железнодорожное машиностроение, обеспечивающее рынок широкой номенклатурой в ряде сегментов: во-первых, локоматнвостроеипе. во-вторых, грузовое вагоностроение, в-третьих, пассажирское вагоностроение, в-четвёртых, - путевой техники. С другой стороны, важно отметить, что достаточно высокий рост зафиксирован в машиностроении АПК. Так, в 2016 году принятые меры государственной поддержки предприятий сельскохозяйственного машиностроения, санкции и сокращение ввоза техники сельскохозяйственного назначения позволили увеличить производство тракторов до 10 тыс. штук.

В третьем квартале 2016 года наблюдался взрывной рост маг истральных грузовых вагонов (-80% по сравнению с предыдущим годом). В итоге, с учётом введённого запрета на эксплуатацию вагонов с продлённым сроком службы, объём производства в годо-

вом исчислении ожидался на уровне тридцати пяти тысяч вагонов [5]. Вместе с тем, в 2015 году по причине сокращения спроса на инвестиции отмечался спад в производстве, который составил около 9%. Динамика следующего года показала сокращение производства на 1.5%. что в 2017 году, возможно, покажет уже положительную динамику.

Следует подчеркнуть, что в 2014 г. объём экспорта продукции машиностроения составил 28,3 млрд. долл.: в свою очередь, наблюдалось пятикратное превышение импорта над экспортом. В сравнении с 2013 годом экспорт снизился на 8%, а импорт - на 12%.

Имеется прямая связь между задачами модернизации и развитием оборонного комплекса. Негативные характеристики машиностроительного комплекса могли бы быть преодолены путём модернизации и развития, прежде всего, оборонного комплекса -инновационного ядра, и решение данной проблемы планировалось решить в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» [6|. которую, по сути, можно считать избранной стратегией возрождения смежных отраслей отечественного гражданского машиностроения. Однако, программа была отклонена правительством и её финансирование было сокращено в шесть раз -до 10 млрд. руб. в год. По оценкам экспертов, это решение приведёт к прогрессирующей швисимости от зарубежных производителей, обеспечит проблемы н многократно увеличит стоимость вхождения в рынок в будущем [7].

Важно отметить, что в апреле 2016 года состоялся съезд Союза машиностроителей России. В своём докладе Президент России В.В.Путин отметил достижения последних лет. к которым, в частности. отнёс обновление основных фондов по некоторым секторам машиностроения, создание серьёзной базы для последующего развития, на которой уже сегодня выпускается около 40 % автобусов. 30 и 40% грузовых и пассажирских вагонов соответственно, что стало заметным результатом. И серьёзной базой для дальнейшего развития. Локализовано производство электротехники и бытовой техники, что позволило более 70 % отечественных холодильников и стиральных машин, более 50% газовых плит собирать на производственной базе, введённой с 2000 года [8].

Что касается планов Мнипромторга России на 2016 гол и основных результатов деятельности за 2015 год. то министр промышленности и торговли РФ Д.В. Мантуров в качестве актуальных задач назвал долгосрочный структурный рост индустриального сектора. С точки зрения нормативного подхода в его докладе в качестве среднесрочных перспективных направлений развития в общем ряду опять названы энергетическое и нефтегазовое машиностроение и автомобильная промышленность. Для становления указанных отраслей разрабатывается Стратегия развития промышленности до 2030 года, подготовлен новый вариант проекта государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». реализуются планы поддержки автомобильной, промышленности. транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Реализация указанных мероприятий потребует финансирования в объёме 195 млрд. рублей [9].

Другой пример. В феврале 2016 года в издательском ломе «Гудок» был проведён круглый стол, на котором были обсуждены вопросы современного состояния рынка производства локомотивов и вагонов, состояния динамики производств разнообразных моделей подвижного состава, были рассмотрены вопросы государственной поддержки лизинговых компаний, потребителей продукции машиностроения. Статистика, приведённая участниками данного мероприятия, свидетельствует, что по состоянию на начало января 2016 года в нашей стране, в частности, парк вагонов составлял один миллион сто сорок четыре тысячи вагонов, из них утилизировано было в 2016 году семьдесят две тысячи вагонов (в 2015 году было утилизировано семьдесят восемь тысяч вагонов). Прогнозируется, что в 2016 году будет произведено около сорока тысяч вагонов для грузовых перевозок. Задача состоит в необходимости преодоления профицита вагонов, однако этот процесс ускорится, когда стоимость подвижного состава будет для собственников снижаться.

Не менее важным экономическим показателем выступает не только стоимость самого вагона, но и стоимость содержания вагона, которая должна быть рентабельной, и на сегодняшний день не превышать триста рублей в сутки. Доходная ставка одного вагона заложена на уровне тысячи рублей, но на данный момент в среднем не превышает в сутки пятьсот рублей. Дополнительных затрат требует сертификация вагоностроения по нормам Ьвросоюза, а в современных экономических условиях эта процедура достаточно затратная. Тем

не менее, скорее всего уже в краткосрочной перспективе потребуется модернизация всего подвижного состава, развитие инфраструктуры, что повысит его экономическую эффективность [10].

Как показывает анализ, предприятия машиностроения выступают одним из важнейших системообразующих элементов, определяющих конъюнктуру отечественного производственного потенциала, прочное функционирование промышленности и насыщение потребительского рынка.

Машиностроению в общем необходим развитый внутренний рынок, который помог бы отрасли выправить финансовое положение. прирастить инвестиции в инновационное развитие, дать возможность реализовать намеченную стратегию [II]. Это осуществимо в случае преодоления имеющейся отсталости технической и технологической основы машиностроения, которую необходимо срочно обновлять.

Литература:

I. Экономика России, цифры и факты. Часть 10. Машиностроение // www. utmagazine.ru

2. Скиданов Ю. Российское машиностроение возрожд многие отрасли утрачены безвозвратно Н Российская Ф сегодня. - № 7. - 2016.

3. www.gudok.ru

4. www.plm.pw

5. О запрете эксплуатации вагонов с продленным сроко: // Приказ Минтранса РФ № 382 от 25.12.2015 г.

6. Постановление Правительства от 29 января 2007 г ред. от 01.07.2011 г. №531.

7. http://izvestia.ru/news/509730

8. Доклад Президента РФ Путина В В. на съезде С'ою построителей России 19 апреля 2016 года // www.kremlin.

9. minpromtorg.gov.ru // Доклад о целях и задачах Минп России на 2016 гол и основных результатах деятельност! год. С. 15-17.

10. www.gudok.ru

11. Рагулина К).В. и др. Отдельные направления э инновационных процессов промышленности макроре! Глобальный научный потенциал. - N5 9 (42). - 2014. - С.73

УДК 33

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СПОСОБОВ РАЗРАБОТКИ ПЕРСПЕКТИВНО! ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Тебекин А.В., д.т.н.. д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры MeHej Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД Ро. Кузнецова К.В.. соискатель Института мировой экономики и информатизации

Рассмотрены основные задачи инновационной политики приведены и ключевые факторы, определяющие содерж ание иннов деятельности. Описаны методы выявления мировых и отечественных тенденций научно-технического развитии, определяющш разработки перспективной инновационной политики экономических систем.

Ключевые слова: тенденции развития, перспективная инновационная политика, экономические системы.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF PROMISING WAYS TO DEVELOP INNOVATIVE POLICY OF ECONOMIC SYSTEMS

Tebekin A„ Doctor of technical Sciences. Doctor of economic Sciences. Professor, honored worker of science and technology of the Federation. Professor of the Department of management, Odintsovo branch of the Moscow state Institute of international relations (Ui

MFA Russia

Kuznetsova E„ the applicant of the Institute of world economy and Informatization

The main objectives of innovative policy are considered the key factors defining the content of innovative activity are given also. A identification of world and domestic tendencies of the scientific and technical development, defining ways of development of perspective policy of economic systems are described.

Keywords: development tendencies, perspective innovative policy, economic systems

Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации связан с необходимостью совершения рывка, направленного на кардинальном повышении глобальной конкурентоспособности национальной экономики. Кардинальный рост конкурентоспособности отечественной экономики должен основываться на переходе на новую технологическую базу производства, улучшении качества человеческого потенциала и социальной среды, а также на структурной диверсификации национальной экономики в целом.

В условиях ожидаемого при смете технологических укладов всплеска инновационного развития технологий [I, с.21-22] в ведущих странах мира, влекущих за собой качественные изменения свойств создаваемых товаров и услуг, а также процессов производства. распределения, обмена и потребления при одновременном росте демографической нагрузки на трудоспособное население в результате старения нации, для эффективного развития отечественной экономики требуется:

- интенсификация процессов создания среднего класса, формирующего спрос на продукцию, в том числе на комфортное жилье, качественные услуги образования и здравоохранения;

- преодоление энергетических и транспортных ограничений экономического развития при одновременном росте уровня экологической безопасности:

- развитие экономических институтов, включая национальную инновационную систему, стимулирующих предпринимательскую

и инвестиционную активность, и создание па этой ochoi конкурентной институциональной среды,

- решение ряда других актуальных вопросов.

При этом создание высококонкурентиой институни среды подразумевает наряду с адаптацией экономических тов к требованиям глобальной мобильности факторов про и трансграничной производственной кооперации обеспе1 бальной конкурентоспособности банковского сектора, фи рынков[2].

Разработка перспективной инновационной политик! ческого банка связана с целым комплексом проблем совр развития банковской системы в РФ.

Во-первых, на внутреннем рынке по-прежнему на{ высокая стоимость финансовых ресурсов. При этом из-за уровня фактической инфляции в России реальные процент ки в банках остаются отрицательными. Эго сушественш стимулы населения к сбережению и не способствует по эффективности банковского кредитования.

Во-вторых, сохраняется дефицит качественных пр первую очередь инновационных) как объектов инвестор одной стороны. С другой стороны, сохраняется дефицит с средств, особенно долгосрочных, которые могут быть на на инвестирование, в том числе высокоэффективных иш ных проектов.

В-третьих, основная масса коммерческих банков в 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.