Научная статья на тему 'Оценка современного состояния машиностроительной отрасли России'

Оценка современного состояния машиностроительной отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2866
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / ГОСПОДДЕРЖКА / ОТРАСЛЕВОЙ РЕЙТИНГ / ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА / ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ / MACHINE-BUILDING / STATE SUPPORT / BRANCH RATING / DYNAMICS OF THE INDUSTRY / SCOPE OF THE REALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маккаев М.М.

В статье представлен анализ и дана оценка современной ситуации в российской отрасли машиностроения. Приведен ряд экономических и статистических данных, дан обзор тенденций развития подотраслей машиностроения. Сделаны выводы относительно влияния ключевых экономических показателей на ситуацию в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article presented analysis and appreciation of the current situation in Russian machine-building industry. Adduced the range of economic and statistical data, provided an review of trends in the development of machine-building subsectors. Made conclusions regarding the impact of key economic indicators on the situation in the industry.

Текст научной работы на тему «Оценка современного состояния машиностроительной отрасли России»

М. М. Маккаев

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Аннотация

В статье представлен анализ и дана оценка современной ситуации в российской отрасли машиностроения. Приведен ряд экономических и статистических данных, дан обзор тенденций развития подотраслей машиностроения. Сделаны выводы относительно влияния ключевых экономических показателей на ситуацию в отрасли.

Ключевые слова

Машиностроение, господдержка, отраслевой рейтинг, динамика производства, объем реализации.

M. M. Makkaev

APPRECIATION OF THE CURRENT CONDITION OF RUSSIAN MACHINE-BUILDING

Annotation

Article presented analysis and appreciation of the current situation in Russian machinebuilding industry. Adduced the range of economic and statistical data, provided an review of trends in the development of machine-building subsectors. Made conclusions regarding the impact of key economic indicators on the situation in the industry.

Keywords

Machine-building, state support, branch rating, dynamics of the industry, scope of the realization.

Среди отраслей российской промышленности ведущая роль по праву принадлежит машиностроению. Данная отрасль выступает базой по отношению ко всем остальным отраслям экономики в силу того, что является поставщиком средств производства или, проще говоря, капитальных ресурсов для предприятий-производителей. Эффективность работы отрасли, степень ее технологической и инновационной оснащенности — залог успеха всех отраслей экономики страны. Для России группа отраслей машиностроения является традиционной в структуре экономики, унаследованной от СССР.

Первые машиностроительные заводы были построены в России еще в XVIII в. В досоветский период машиностроение было развито слабо и зависело

от влияния иностранного капитала, ассортимент и объем продукции были незначительными, технический уровень был также невысок в сравнении с продукцией США и стран Западной Европы. В небольшом количестве производились автомобили и некоторые станки, все остальное импортировалось. Это — паровые и прядильные машины, сельхозмашины, приборы и инструменты. Создание мощной отрасли машиностроения приходится на советский период и господство планового хозяйства. Большая потребность в продукции машиностроения была вызвана политикой индустриализации и расширяющимся капитальным строительством различных крупных объектов страны. В тот период среднегодовые темпы прироста продук-

ции машиностроения составляли от пятилетки к пятилетке более 20 %. В 1972 г. объем валовой продукции машиностроения и металлообработки превосходил объем 1913 г. в 1040 раз [12].

Перемены начала 1990-х гг. не могли не сказаться на отрасли, произошел глубокий спад производства и фактический распад машиностроения на разрозненные предприятия, многие из которых не смогли приспособиться к новым условиям хозяйствования. К концу кризисного десятилетия промышленный рост в машиностроении был впервые отмечен в 1999 г., и к 2007 г. в

По итогам 2015 г. динамика производства по трем отраслям машиностроения снизилась суммарно на 8,9 %. Согласно оценке агентства «РИА Рейтинг» [4] основная причина сокращения производства в машиностроении — снижение внутреннего спроса. В проведенном анализе отмечается, что «спрос упал как на оборудование инвестиционного назначения, так и на технику, предназначенную для розничного рынка. Наряду с этим существенное негативное влияние на производственные результаты машиностроительного комплекса в 2015 г. оказали высокие процентные ставки по кредитам, а также резкий рост рублевых цен на материалы, и прежде всего на стальной прокат, который произошел из-за стремления внутренних цен к экспортному паритету. Тем не менее отмечается,

России был зафиксирован рост товарооборота в машиностроении, превышающий темпы роста товарооборота промышленности [1]. В последующие годы динамика производства в машиностроении стала колебательной, зависимой от динамики инвестиций в отрасль, которая стала ухудшаться одновременно со снижением динамики инвестиций в стране, к чему привела неграмотная макроэкономическая политика. С конца 2012 г. российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада, что подтверждают данные таблицы 1.

что в последние месяцы 2015 г. ситуация в машиностроении стала меняться к лучшему». Отметим, что в ряде машиностроительных подотраслей спад производства сменился ростом, что дает надежду на прирост динамики производства по итогам 2016 г. В частности, положительная тенденция к росту может сложиться у сельскохозяйственного машиностроения. По итогам 2015 г. спад производства в этой подотрасли составил 14,3 %, однако в ноябре был отмечен рост на 18,1 %, а в декабре — на 26,8 %, по сравнению с предыдущими месяцами этого же года. Специалисты отмечают, что такой результат был достигнут за счет резкого увеличения выпуска главной продукции подотрасли — сельскохозяйственных тракторов и зерноуборочных комбайнов. Так, выпуск комбайнов в

Таблица 1 — Динамика производства в машиностроительных отраслях, %*

2015/ 2014 2014/ 2013 2013/ 2012 2012/ 2011 2011/ 2010 2010/ 2009 2009/ 2008 2008/ 2007

Производство машин и оборудования 87,4 90,2 92,4 100,4 109,5 112,2 71,6 104,0

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 93,9 96,5 97,2 104,3 105,1 122,8 68,4 91,2

Производство транспортных средств и оборудования 98,7 102,2 100,9 112,7 124,6 132,2 62,0 109,3

* Составлена автором по данным Федеральной службы госстатистики [3, 4].

IV квартале 2015 г. увеличился в годовом сравнении на 44,2 %. Анализируя данный рост, стоит отметить, что его ключевая причина — программа государственной поддержки в виде субсидирования производителей сельхозтехники. Субсидии предоставляются производителям сельхозтехники в рамках Постановления Правительства РФ № 1432 от 27.12.2012 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» на возмещение затрат на производство и реализацию своей продукции при условии предоставления скидки сельхозпроизводителям при приобретении техники. До 16.06.2015 размер субсидии и скидки составлял 15 % от цены сельскохозяйственной техники. С 17.06.2015 размер субсидии и скидки варьируется от 25 до 30 %, в зависимости от региона сель-хозпроизводства. По итогам 2015 г. сумма субсидий составила 5,2 млрд руб., за 2016 г. сумма субсидий составила 9,8 млрд руб., что привело почти к двукратному росту реализации и закупок сельхозтехники. В абсолютном выражении рост производства в сельскохозяйственном машиностроении оценочно, к итогу года, возрос на 5 %.

К числу наиболее серьезных негативных факторов для машиностроительного сектора в 2015 г. можно отнести резкий спад автомобильного рынка, и эта проблема видится актуальной и в 2016 г. За 2015 г. автозаводами было выпущено 1,2 млн машин, что на 27,7 % меньше, чем в 2014 г. Российское автомобилестроение продемонстрировало худший результат среди машиностроительных подотраслей в 2015 г., и в 2016 г. отрицательная динамика сохраняется. Сокращение производства в российском сегменте легковых автомобилей происходит вслед за падением спроса. Однако и в этой подотрасли можно отметить обнадеживающие тенденции, которые смогут если не предотвратить спад, то, по крайней мере, существенно его за-

медлить. Прежде всего, это программы господдержки автомобильного рынка, которые продолжают действовать в 2016 г. К ним относят программу обновления парка, льготное автокредитование и льготный лизинг. За десять месяцев текущего года спрос на легковые автомобили снизился на 14 % и составил 1 020 932 машин, однако благодаря мерам поддержки были увеличены продажи автобусов, автомобилей «скорой помощи», школьных автобусов, за счет чего удалось увеличить среднерыночный объем продаж — 516 тыс. транспортных средств всех категорий [8]. При этом размер господдержки в 2015 г. составил 43 млрд руб., в 2016 г. — 50 млрд руб. В 2017 г. господдержка претерпит ряд изменений, планируется отказ от программы обновления автопарка, разработка адресной поддержки автопроизводителей в виде новых программ: «Семейный автомобиль» — для семей с тремя детьми и более, «Первая машина», субсидирование социальных работников при покупке автотранспортных средств [13]. Пока данные предложения Минпромторга находятся на стадии обсуждения, и спрогнозировать размер господдержки на предстоящий год не представляется возможным.

По итогам первой половины 2016 г. темпы спада производства в машиностроении были значительно меньше, чем в прошлом году. При этом от месяца к месяцу отрицательная динамика сменяется положительной. Существенный рост производства по итогам полугодия также зафиксирован в производстве крупного энергетического оборудования и железнодорожной техники, что отчасти стало возможным благодаря все тем же мерам господдержки. Прежде всего, следует обратить внимание на начавшийся рост производства грузовых магистральных вагонов. В 2015 г. выпуск этой продукции сократился очень существенно — более чем на 40 % из-за низких арендных ставок и переизбытка рынка и составил 27 тыс.

единиц. Однако после введения техрегла-мента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», который ужесточил правила продления срока службы вагонов, началась массовая утилизация старого подвижного состава. Вступившее с 1 января 2016 г. решение Правительства РФ о запрете эксплуатации грузовых вагонов с продленным сроком службы распространилось на 95 % парка вагонов. Исключения были сделаны для некоторых специализированных вагонов и вагонов, используемых в хозяйственной деятельности РЖД. Данная ситуация позволяет предположить постепенный рост спроса в данном сегменте. Аналитики отмечают, что спрос на новые вагоны должен возрасти вслед за списанием старого подвижного состава. В

2016 г. списано 110 тыс. единиц, а закуплено 30 тыс. новых вагонов. К январю

2017 г. общее количество вагонов сократится на 7 % до 1,07 млн единиц [14].

На сегодняшний день комплекс мер господдержки в отрасли вагоностроения включает стимулирование производства инновационных вагонов, утилизацию старых вагонов, налоговые послабления и скидки за пользование новыми вагонами. В 2016 г. производители грузовых вагонов и вагонов-автомобилевозов получили объем субсидии размером 3 млрд руб. Целью предоставления субсидии является повышение конкурентоспособности инновационного подвижного состава. Данные государственные меры будут содействовать дальнейшему сокращению парка старых вагонов, а значит, можно предположить, что рынок грузовых вагонов уже в 2017 г. превратится из избыточного в равновесный, и производство вагонов вырастет на 15-30 % [5].

Вместе с тем глубокий спад сохраняется в станкостроении, в производстве металлургической и строительной техники, что обусловлено недостаточным инвестиционным спросом со стороны корпоративного сектора, высо-

кими процентными ставками по кредитам, а также продукцией, не соответствующей инновационным потребностям современных производств.

В ежегодном рейтинге RAEX («Эксперт РА») в отраслевом сегменте машиностроения в 2014 г. было 54 компании с суммарным объемом реализации продукции 4 144,7 млрд руб. Доля машиностроения в суммарном отраслевом объеме реализации составила 6,9 %. При этом темп прироста объема реализации продукции в 2014 г. по отношению к 2013 г. составил 7 % [10].

В 2015 г. машиностроительный кластер в рейтинге представили 38 компаний с суммарным объемом реализации 3 643,7 млрд руб. Доля машиностроения в суммарном отраслевом объеме реализации составила 5,9 %. При этом темп прироста объема реализации продукции в 2015 г. по отношению к 2014 г. составил 2,9 % [9]. Сокращение числа компаний, входящих в рейтинг, говорит о том, что ряд компаний машиностроительной отрасли переживает кризисный период достаточно остро. К примеру, концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) 25 мая 2015 г. на месяц приостановил работу предприятий, расположенных в Чувашии. «Власти Чувашии заявляют, что работу могут потерять до 8 тыс. сотрудников компании. Для сравнения: на всех предприятиях «Тракторных заводов» в России занято 20 тыс. человек. Это серьезный удар по социальной обстановке в регионе. КТЗ компания непростая. Она включена в число 199 системообразующих предприятий страны. Концерн контролирует тракторные заводы в Чебоксарах, Владимире, Петрозаводске, Волгограде, производя тракторы сельскохозяйственного, лесного и промышленного назначения. С 2013 г. на площадке компании в Чувашии собирали зерноуборочные комбайны «Енисей», ранее производившиеся на ликвидированном Красноярском комбайновом заводе. В состав КТЗ входит Курганмашзавод, разрабатывающий перспективную модель

боевой машины пехоты «Курганец». Кроме того, компания выпускает железнодорожные вагоны. Принадлежащий ей «Промтрактор-Вагон» входит в число пяти крупнейших вагоностроительных заводов России. Именно стагнация на рынке вагонов спровоцировала кризис концерна. Наиболее сложная ситуация отмечается на Чебоксарском агрегатном заводе, «Промтрактор-Промлите» и «Промт-рактор-Вагоне». Задолженность концерна достигла 15 млрд рублей» [15]. По состоянию на 15 ноября 2016 г. [2] наблюдательный совет Внешэкономбанка принял решение о выдаче КТЗ стабилизационного кредита. Тем не менее процесс разделения заводов концерна на дивизионы уже запущен, самые прибыльные из них переходят под управление госкорпорации «Ростехнологии». Однако судьба таких предприятий концерна, как «Промтрак-тор» и «Чебоксарский агрегатный завод», не определена. Арбитражный суд Чувашии отменил обеспечительные меры в отношении питающей «Промтрактор» теплом компании «Т-плюс», переложив ответственность за обеспечение энергией работников завода на работодателя. А именно эти меры были последней надеждой компании, задолжавшей энергетикам более 77 млн руб. Таким образом, ситуация в КТЗ остается крайне непростой. Тем не менее в отрасли отмечается ряд позитивных тенденций, в частности, в конце сентября 2015 г. в Ульяновске в индустриальном парке «Заволжье» был введен в эксплуатацию новый станкостроительный завод компании DMG-Mori Seiki. Завод строился с 2012 г., инвестиции в проект составили более 70 млн евро, запланированная мощность предприятия к 2017 г. составит около 1000 станков ежегодно. В рамках международного инвестиционного форума «Сочи - 2016» было подписано соглашение, по которому компания обязуется к 2018 г. дополнительно инвестировать в свое производство порядка 750 млн руб., увеличив выпуск то-карно-фрезерных станков до 1200 единиц

в год. Для России это существенный объем прироста выпуска. Поскольку суммарное производство станков за 2015 г. составило 3400 единиц, то мощность нового производства составит около трети прироста выпуска в данном сегменте [7].

Еще один станкостроительный завод в Свердловской области появится в районе Новосвердловской ТЭЦ и станет заводом полного цикла. На настоящий момент идет завершение проектных работ, общий объем инвестиций составит 3,15 млрд руб., строительство начнется в 2017 г., проект будет реализован компанией «ГРС Урал» и чешским инвестором «ТОС Варнсдорф» [6].

В целом спрос на станкостроительную продукцию в 2014 г. оценивался в 62 млрд руб., в 2015 г. в 100 млрд руб., в 2016 г. в 127 млрд руб. До 2020 г. на замену оборудования и развитие машиностроительной отрасли в России планируется направить порядка 16,7 млрд долл. По прогнозам Минпромторга к 2020 г. будет запущено до 100 новых крупных предприятий. При этом доля импортных станков на российском рынке сократится до 58 %, доля импортных станков с числовым программным управлением — до 67 %, по сравнению с нынешними 90 %. По заявлению главы ведомства Дениса Мантурова, «...к 2020 г. доля произведенных в России станков с числовым программным управлением на внутреннем рынке увеличится более чем в три раза, что будет способствовать модернизации промышленности и развитию конкурентоспособного российского станкостроения» [11].

К концу 2016 г. вырисовываются неплохие показатели в сегменте производства бытовой техники. За 9 месяцев 2016 г. производство бытовой техники выросло на 47,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем прирост производства холодильников на 15 % и стиральных машин на 24,8 % оказался значительно ниже, чем в целом по подотрасли. Рост продаж обес-

печивается за счет недорогих российских марок бытовой техники. Кроме того, вырос объем рынка энергетического машиностроения в 2015 г. Он составил 117,2 млрд руб., электротехнической промышленности — 137 млрд руб., а кабельной промышленности — 236,3 млрд руб. Объем внутреннего производства в 2015 г. к предыдущему году в отрасли энергетического машиностроения вырос на 5,2 %, кабельной промышленности — на 14,9 %. Объем экспорта в отрасли энергетического машиностроения в 2015 г. увеличился на 62,5 %, в электротехнической промышленности — на 5,56 %.

Еще один сегмент машиностроения продемонстрировал тенденцию роста. Объем рынка нефтегазового оборудования в 2015 г. составил 476 млрд руб., что выше уровня 2014 г. на 5,7 %. В соответствии с данными аналитического агентства АК&М объем внутреннего производства вырос на 10,7 %, объем экспорта нефтегазового оборудования по отношению к 2014 г увеличился на 17,65 % [3].

Ситуация в российском машиностроении остается неоднозначной. Очевидно, что отрасль переживает сложные времена. Все началось с ослабления инвестиционной активности на рынке, что привело к падению темпов производства. Стабилизацию ситуации и возобновление темпов производства в отрасли прогнозировать сложно. Общего заключения по отрасли также не может быть в силу разнонаправленных тенденций в каждом сегменте отрасли. Ряд сегментов (подотраслей) попал под программы господдержки, и в них были сохранены объемы производства на докризисном уровне. Как известно, машиностроение в силу фундаментальных причин чувствительно к любым изменениям инвестиционной активности. Отрасли, оставшиеся без поддержки и работающие исключительно по рыночным законам, показали не столь оптимистичные результаты. Поэтому спад производства обусловлен негативными факторами, преобладающими в финансовой системе страны. Прежде всего, это по-

вышение ставок по кредитам и удорожание закупаемых материалов, в том числе стального проката из-за падения рубля. Импортозамещение, безусловно, положительно сказалось на динамике развития отдельных подотраслей машиностроения, однако оно не столько привело к увеличению продаж российского оборудования, сколько исключило фактор конкуренции, связанный с закупкой импортной продукции. Еще один фактор — нестабильность курса рубля, не позволяет дать точных оценок перспектив роста производства.

Российская машиностроительная отрасль как отечественный поставщик машин и оборудования производственным предприятиям в качестве основы перехода к конкурентоспособному производству нуждается в поиске способов организации эффективного финансирования процесса обновления основных фондов, в том числе модернизации действующего оборудования в рамках реализации отраслевых планов по импорто-замещению, улучшения использования производственных мощностей. Ситуация в отрасли остается достаточно неоднозначной, решить ее только при помощи рыночных механизмов нельзя, и, как показывает опыт, господдержка также не всегда является панацеей. Необходим комплекс мер, включающий как участие государства, рыночные модели, так и четко проработанную экономическую систему развития машиностроительной отрасли. Внедрение данной модели должно основываться на адекватной реальной и статистической оценке масштабов деятельности предприятий машиностроительной отрасли; содействии разработчикам и производителям оборудования в создании и освоении новых отечественных технологий и их внедрении в производство, в том числе за счет государственно-частного партнерства; комплексной поддержке экспорта высокотехнологичной продукции в станкостроении и нефтегазовом, тяжелом, энергетическом машиностроении, электротехнической и кабельной промышленности.

Библиографический список

1. Аналитический обзор. Машиностроение. Часть I. Обзор отрасли: структура, динамика, рынок акций. Вып. 05.2009 // Инвестиционная компания «Еврофинансы».

2. Арбитраж переложил ответственность за холодный «Промтрактор» на Болотина // Правда ПФО. 16.11.2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravdapfo.ru/taxonomy/term/ 13401

3. Анализ отраслей: Машиностроение : бюллетень / Аналитическое агентство АК&М. Вып. 189. 21.11.2016. — С. 4-7.

4. Машиностроение : бюллетень [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://riarating.ru/industry_newsletters/ 20160920Z630039358.html.

5. В конце 2015 г. динамика производства в машиностроении улучшилась. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://riarating.ru/study/2016 0318/ 630014722.html.

6. «ГРС Урал» построит в Свердловской области станкостроительный завод полного цикла [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://kommer sant.ru/doc/2979916.

7. «DMG-Mori Seiki» открыла в Ульяновске станкостроительный завод [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://ria.ru/economy/20150929/1291 138831.html.

8. Аналитическое агентство «Ав-тостат» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.autostat.ru/ news/27739.

9. Ермак, С., Заякин, С. Неторопливый караван // Эксперт. — 2016. — № 43. — С. 80-104.

10. Ивантер, А. Макрокризис под микроскопом // Эксперт. — 2015. — № 43. — С. 68-88.

11. Кудияров, С. Ещё один шаг к возрождению отрасли // Эксперт. — 2016. — № 41. — С. 18-20.

12. Машиностроение // БСЭ. — М., 1969-1978. — С. 318.

13. Программа государственной поддержки автокредитования в 2017 г.

Какой она будет? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://program ma-avtokreditovaniya.ru/programma-gosu darstvennoj-podderzhki-avtokreditovaniya-v-2017-godu-kakoj -ona-budet.

14. Рынок вагонов в России рухнул до минимума. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : lenta.ru/news/ 2016/07/21/vagoni_krizis.

15. Товарищи по несчастью // Эксперт. — 2015. — № 24. — С. 6.

Bibliographic list

1. Analytical Review. Machinebuilding. Part I. Review of industry: structure, dynamics, market shares. Vol. 05.2009 // Investment Company «Eurofi-nances».

2. Arbitration shifted the responsibility for the cold «Promtractor» on Bo-lotin // Pravda. 16.11.2016 [Electronic resource]. — Mode of access : http://pravda pfo.ru/taxonomy/term/13401.

3. Analysis of industry: Machinebuilding : Bulletin / Analytical agency AK & M // Vol. 189. 21.11.2016. — P. 4-7.

4. Machine-building : Bulletin [Electronic resource]. — Mode of access : http://riarati ng.ru/industry_newsletters/201 60920/630039358.html.

5. At the end of 2015 production dynamics in machine-building improving. [Electronic resource]. — Mode of access : http://riarating.ru/study/20160318/6300 14722.html.

6. «GRS Ural» will build in Sverdlovsk Region Machine-Tool Plant of the complete cycle [Electronic resource]. — Mode of access: http://kommersant.ru/ doc/2979916.

7. «DMG-Mori Seiki» opened in Ulyanovsk Machine Tool Plant [Electronic resource]. — Mode of access : http://ria.ru/ economy/20150929/1291 138831.html.

8. Analytical agency «AUTOSTAT» [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.autostat.ru/news/27739.

9. Ermakov, S., Zayakin, S. Leisured caravan // Expert. — 2016. — № 43. — P. 80-88.

10. Ivanter, A. Macrocrisis under a microscope // Expert. — 2015. — № 43. — P. 68-88.

11. Kudiyarov, S. Another step towards the revival of industry // Expert. — 2016. —№41. — P. 18-20.

12. Machine-building // BSE. — M., 1969-1978. —P. 318.

13. Car loan program of state support in 2017. What will it be? [Electronic resource], — Mode of access:

http : //programma-avtokreditovaniy a. ru / programma-gosudarstvennoj-podderzhki-avtokreditovaniya-v-2017-godu-kakoj -ona-budet.

14. Van market in Russia fell to minimum [Electronic resource], — Mode of access : lenta.ru/news/2016/07/21/ vagonikrizis.

15. Comrades in misfortune // Expert. — 2015. — № 24. — P. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.