Научная статья на тему 'Конкурентоспособность машиностроительного комплекса Свердловской облас'

Конкурентоспособность машиностроительного комплекса Свердловской облас Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / MACHINE BUILDING COMPLEX / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / SVERDLOVSK PROVINCE / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / PRODUCT / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стариков Е.Н.

В статье даётся оценка уровня развития машиностроительного комплекса Свердловской области, анализируется конкурентоспособность его основных продуктовых позиций на внутреннем и внешнем рынках. Рассмотрены перспективные рыночные сегменты, определяющие формирование продуктовой специализации уральского машиностроения в среднесрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author estimates a level of the Svedlovsk province machine building complex development, studies a competitiveness of its main products positions on domestic and foreign markets. The promising market segments, that determine a formation of product specialization of the Ural machine building in a medium-term, are shown.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность машиностроительного комплекса Свердловской облас»

В статье даётся оценка уровня развития машиностроительного комплекса Свердловской области, анализируется конкурентоспособность его основных продуктовых позиций на внутреннем и внешнем рынках. Рассмотрены перспективные рыночные сегменты, определяющие формирование продуктовой специализации уральского машиностроения в среднесрочном периоде.

Ключевые слова: машиностроительный комплекс, конкурентоспособность, Свердловская область, специализация

Конкурентоспособность машиностроительного комплекса Свердловской области*

Е. Н. СТАРИКОВ,

кандидат экономических наук,

Министерство промышленности и науки Свердловской

области,

Екатеринбург

E-mail: stark@midural.ru

Характеристика отраслевого комплекса

Машиностроительный комплекс традиционно является одной из ключевых отраслей экономики Свердловской области, занимая порядка 19% (второе место после металлургии -52%) в структуре объёмов производства промышленности региона. Его доля в машиностроении РФ по итогам 2008 г. составила 3,65%, а в отдельных видах экономической деятельности, например, в производстве электрооборудования, превысила 4,5% (табл. 1).

В составе машиностроительного комплекса Среднего Урала 220 крупных и средних организаций, в том числе 182 -

* Использованы отдельные материалы Министерства промышленности и науки Свердловской области, данные опросов машиностроительных предприятий и материалы Программы развития кооперации на территории Свердловской области до 2020 г., одним из разработчиков которой является автор статьи.

© ЭКО 2009 г.

Доля машиностроительных производств Свердловской области в машиностроении России в 2007—2008 гг., %

Производство 2007 2008

Машиностроительный комплекс в целом 3,35 3,65

Машины и оборудование 3,56 4,51

Электрооборудование 3,23 4,76

Транспортные средства 3,30 2,49

гражданского машиностроения, 27 оборонных, 11 НИИ и ОКБ оборонной тематики, порядка 1000 организаций малых форм собственности, девять специализированных технологических центров и три технопарка. Кроме того, 56 предприятий входят в вертикально-интегрированные структуры, госкорпорации и бизнес-группы холдингового типа, включая международные -AREVA T&D (Франция) и «Энергомаш (ЮК) Лимитед» (Великобритания).

Машиностроительный комплекс Свердловской области специализирован на производстве широкой номенклатуры продукции для вооруженных сил, нефтегазового комплекса, металлургии, горнодобывающей отрасли, химической промышленности, железных дорог, топливно-энергетического комплекса, медицинских учреждений, жилищно-коммунальной сферы и других отраслей. Средний Урал известен такими заводами-флагманами российского машиностроения, как ОАО «НПК "Уралвагонзавод"», ОАО «Уралмашзавод», ОАО «Уралхим-маш», ЗАО «Уральский турбинный завод», ФГУП «ПО "Уральский оптико-механический завод"», ФГУП «Научно-производственное объединение автоматики», ОАО «Уралэлектротяж-маш-Уралгидромаш» и др.

Динамика основных макроэкономических показателей

В последние годы темпы роста машиностроения в Свердловской области были достаточно высокими, на большинстве предприятий ежегодно росла загрузка производственных мощностей, шли модернизация и техническое перевооружение производства, осваивался выпуск новых видов машиностроительной

продукции. Так, объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) по сумме видов экономической деятельности машиностроительных производств области в текущих ценах увеличился с 66,3 млрд руб. в 2005 г. до 131,9 млрд руб. в 2008 г., то есть почти вдвое (табл. 2).

Таблица 2

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) в машиностроительном комплексе Свердловской области (без производства оружия и боеприпасов) в 2005-2008 гг., млрд руб.

Производство 2005 2006 2007 2008

Машиностроительный комплекс в целом 66,3 78,4 103,4 131,9

Машины и оборудование 20,3 24,9 35,7 49,2

Электрооборудование 18,7 28,9 33,8 39,8

Транспортные средства 27,3 24,6 33,9 42,9

Численность работающих в машиностроении в последние годы стабилизировалась и в настоящее время составляет около 187 тыс. чел. Средняя заработная плата в 2008 г. достигла 18130 руб. Вместе с тем в отрасли сохраняется достаточно высокая дифференциация предприятий по уровню оплаты труда: на некоторых средняя заработная плата - менее 12 тыс. руб. в месяц.

В 2008 г. в машиностроительном комплексе получено почти 5,5 млрд руб. прибыли. Однако по-прежнему сохраняется высокий удельный вес убыточных предприятий (17%). Причины убыточности обусловлены низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции и, как следствие, потерей ряда традиционных рынков сбыта. Следует отметить, что в 2009 г. доля убыточных организаций в машиностроении в условиях снижения спроса и влияния других кризисных явлений возросла. Так, за первое полугодие 2009 г. зафиксирован совокупный убыток, превышающий 1 млрд руб., причём прибыль в этот период была получена только по виду экономической деятельности «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования».

Достаточно высокими в докризисный период были и показатели инвестиционной активности. Ежегодный объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников

финансирования возрос с 1,93 млрд руб. в 2005 г. до 3,55 млрд руб. в 2008 г. (табл. 3).

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования в машиностроительном комплексе Свердловской области в 2005—2008 гг., млрд руб.

Производство 2005 2006 2007 2008

Машиностроительный комплекс в целом 1,93 2,36 3,59 3,55

Машины и оборудование 1,18 0,95 1,38 1,35

Электрооборудование 0,51 1,23 1,90 1,97

Транспортные средства 0,24 0,18 0,31 0,23

Однако следует обратить внимание на то, что крупные инвестиционные программы реализовывались лишь на некоторых предприятиях отрасли. К примеру, в оборонно-промышленном комплексе до 75% всех инвестиций в 2008 г. получили ФГУП «Уральский электрохимический комбинат» и ОАО НПК «Уралвагонзавод». В других подотраслях также до 80% инвестиционных вложений приходятся на 3-5 ведущих предприятий.

Комплексная модернизация производства, когда приобретаются не отдельные современные станки, а автоматизированные линии и комплектные роботизированные технологические участки, пока осуществлена только на отдельных предприятиях - ОАО «Пневмостроймашина», где за последние годы внедрено более 150 обрабатывающих центров; ОАО «Уральский завод железнодорожного машиностроения», где «с нуля» создается технологический комплекс по производству электровозов нового поколения; ООО «Уральская машиностроительная корпорация "Пумори-СИЗ"».

Тем не менее в машиностроительном комплексе Среднего Урала стали активно формироваться современные инновационные производства. В отдельных сегментах наметилась устойчивая тенденция улучшения состояния основного капитала, появились качественно новые предприятия, активно развивающие инжиниринговое направление и способные за счет освоения новых рыночных сегментов, внедрения современных технологий и инноваций достигать высоких результатов производственно-хозяйственной деятельности. Среди них немало

машиностроительных компаний сегмента малого бизнеса -ЗАО НПП «Машппром», ЗАО «Уралпромоборудование», ЗАО «ЭКО-ПРОЕКТ», ОАО «НПО "Уралчерметавтоматика"» и др.

Рынки продукции

Внешний рынок. Конкурентоспособность продукции машиностроительных предприятий Свердловской области на мировом рынке крайне невысока. Косвенным подтверждением этого является большой объем и широкий номенклатурный перечень импортируемых в регион машин и оборудования, с одной стороны, и явно недостаточный уровень реализации экспортного потенциала, - с другой.

Так, импорт машиностроительной продукции в область в общем объеме импорта составляет почти 45%, в то время как экспортная составляющая в общем объёме экспорта не превышает 10%; почти 60% машиностроительного экспорта направляется в страны ближнего зарубежья на традиционные давно освоенные рынки1. Оставшаяся часть экспорта ориентирована также на традиционные рынки стран Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы, партнёрские отношения с которыми установлены ещё в советскую эпоху. Освоения новых экспортных направлений, так же как и расширения присутствия на традиционных зарубежных рынках не наблюдается.

Некоторым исключением выглядит здесь ООО «Ирбитский мотоциклетный завод», освоивший в последнее десятилетие североамериканский рынок. Однако связано это, в первую очередь, с тем, что основные собственники предприятия постоянно проживают в США и имеют там сбытовые структуры, через которые продвигается широкий ассортимент продукции разных производителей. А внутренний российский рынок мотоциклов заполнен импортом, и его ёмкость относительно невысока.

Товарная структура экспорта машин и оборудования, произведённых в Свердловской области, представлена в табл. 4., импорта - в табл. 5.

1 Внешняя торговля Свердловской области за 2008 г.: стат. бюллет. -Екатеринбург, 2009.

Товарная структура экспорта машин и оборудования, произведенных в Свердловской области в 2008 г., ед. 2

Наименование Экспорт Приобретено основными торговыми партнерами

Двигатели внутреннего сгорания поршневые с воспламенением от сжатия 124 СНГ - 70, Индия - 45

Станки металлорежущие 80 СНГ - 31, Индия - 17, Корея - 22

Подшипники 214 СНГ - 30, Германия - 179

Двигатели электрические и генераторы 3579 СНГ - 3392, в т. ч. Киргизия - 2059

Трансформаторы электрические, электрические преобразователи 1307 СНГ - 1297, в т. ч. Казахстан - 901

Аккумуляторы электрические 648 Грузия - 288, Польша - 180

Аппаратура приемная для радиотелефонной связи 5751 Казахстан - 5751

Провода изолированные, кабели, т 521 Казахстан - 409

Мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды 1140 США - 504, Австрия - 394, Канада - 123, Куба - 90

Более детальный анализ показывает, что достаточно широкий ряд позиций машиностроительной продукции ввозится в Свердловскую область, несмотря на наличие аналогичных производств на её территории. Так, например, предприятия строительного комплекса значительное количество машин и механизмов закупают по импорту. В структуре парка основных строительных машин удельный вес техники зарубежного производства к общему количеству составляет: автопогрузчики - 49,5%, скреперы - 70,6%, тракторы - 24,7%, краны на гусеничном ходу - 22,3%3.

Потенциальными лидерами отрасли по импортозамещению в сегменте тяжелого машиностроения для металлургии, добывающей и нефтегазовой промышленности являются ОАО «МК "Уралмашзавод"» и ЗАО «Уралмаш - Буровое

2 Данные, представленные в табл. 4 и 5, соответствуют грузовым таможенным декларациям, заполненным участниками внешнеторговой деятельности, без учета отгрузки в Республику Беларусь.

3 Строительный комплекс Свердловской области в 2008 г.: стат. бюллет. -Екатеринбург, 2009.

Товарная структура импорта машин, оборудования и транспортных средств в Свердловскую область в 2008 г., ед.

Наименование Импорт Приобретено у основных торговых партнеров

Насосы и подъемники жидкостные, тыс. 20 Япония - 14

Холодильное оборудование 1293 Китай - 1170

Машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных 339 Италия - 322

культур

Оборудование печатное 1040 Китай - 922

Станки металлорежущие 218 Германия - 50, Италия - 36, Чехия - 27, США - 22, Австрия - 19, Япония - 17

Подшипники, т 92 Япония - 40, Китай - 22

Двигатели электрические и генераторы, тыс. 118 Китай - 77, Германия - 19, Венгрия - 17

Вагоны железнодорожные и трамвайные, грузовые несамоходные 140 Украина - 95, Польша - 10

Оборудование для промышленного приготовления пищевых продуктов 249 Италия - 244

Автомобили грузовые 968 Индия - 612, Китай - 336

Тракторы 130 Швеция - 66, США - 19, Украина - 14

Приборы и устройства, применяемые в медицине и ветеринарии 1168 Корея - 304, Япония - 177, Тайвань - 162, США - 88

оборудование». В числе российских потребителей их продукции -ОАО «ЕвразХолдинг», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и ряд других известных и крупных компаний.

Кроме того, в результате реализации инвестиционных программ, совершенствования организационно-технологической структуры производства и корпоративного управления на указанных предприятиях сформировались сегодня все предпосылки для возврата на мировые рынки тяжелого машиностроения по целому ряду важнейших продуктовых направлений. В частности, по доменному оборудованию, тонкослябовым, сортовым и блюмовым МНЛЗ, нефтегазовому буровому оборудованию и др.

Внутренний рынок. Конкурентные позиции регионального машиностроительного комплекса на внутреннем рынке могут быть охарактеризованы на основе анализа товарообмена Свердловской области по готовой машиностроительной продукции производственно-технического назначения с другими регионами РФ (табл. 6).

Таблица 6

Межрегиональный товарообмен машиностроительной продукцией крупных и средних организаций Свердловской области в 2008 г., ед.

Продукция Товарообмен, всего Регионы РФ Экспорт (справочно)

вывоз ввоз вывоз ввоз вывоз ввоз

Автомобили грузовые 584 7633 565 7633 - -

Автобусы - - - 1621 - -

Тракторы 34 150 32 150 2 -

Бульдозеры - 67 - 67 - -

Автогрейдеры - 30 - - - -

Экскаваторы 160 5 65 5 95 -

Краны на автомобильном ходу - 882 - 882 - -

Вагоны грузовые магистральные 15579 882 14968 882 611 -

Лифты - 1702 - 1702 - -

Станки металлорежущие 42 93 42 93 - -

Машины кузнечно-прессовые (без машин с ручным и ножным приводом) 139 71 126 71 13 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Станки деревообрабатывающие - 168 - 168 - -

Насосы центробежные паровые и приводные 347 11245 303 11245 44 -

Компрессоры воздушные и газовые приводные 108 1040 105 1040 3 -

Дизели и дизель-генераторы (без автотракторных) 157 152 132 152 25 -

Электродвигатели переменного тока с высотой оси вращения 63-355 мм 1404 39871 1344 39871 60 -

Комбайны зерноуборочные - 135 - 135 - -

Продукция Товарообмен, всего Регионы РФ Экспорт (справочно)

вывоз ввоз вывоз ввоз вывоз ввоз

Комбайны кормоуборочные - 25 - 25 - -

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи свинцовые автомобильные - 82997 - 82997 - -

Машины для городского коммунального хозяйства 14 149 11 149 3 -

Машины для строительства и содержания автодорог 649 14 567 14 82 -

Кабели силовые на напряжение 1 кВ, км 54 1527,1 54 1527,1 - -

Кабели телефонной связи, км - 1237,1 - 1237,1 - -

Провода и шнуры осветительные, км - 1101,2 - 1101,2 - -

Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области.

Данные табл. 7. показывают, что по отдельным номенклатурным позициям производители Свердловской области имеют сильные конкурентные позиции как на внутрирегиональном, так и на общероссийском рынках. Так, например, по экскаваторам, грузовым вагонам, машинам для строительства и содержания дорог региональные производители почти полностью закрывают потребности внутриобластного рынка и поставляют свою продукцию в другие регионы РФ. Кроме того, экскаваторы и грузовые магистральные вагоны, произведённые в области, востребованы на экспортных рынках. Это свидетельствует об их конкурентоспособности, а также о налаженности производственно-хозяйственных связей и общей развитости процессов производственной кооперации.

В то же время часть востребованных внутренним рынком области продуктовых позиций машиностроения (тракторы, насосы центробежные паровые и приводные, воздушные и газовые компрессоры, электродвигатели переменного тока, коммунальные машины, силовые кабели и пр.) ввозится из других регионов РФ, несмотря на незагруженность собственных производств.

Потребность крупных и средних организаций Свердловской области в основных видах готовой машиностроительной продукции в 2008 г., ед.

Продукция Поставки производителей Свердловской области Ввоз из других регионов РФ Импорт Итоговая потребность

Автомобили грузовые 1323 7633 968 9924

Автобусы 1621 0 н/д 1621

Тракторы 9 150 130 289

Бульдозеры 0 67 н/д 67

Автогрейдеры 0 30 н/д 30

Экскаваторы 300 5 н/д 305

Краны на автомобильном ходу 0 882 н/д 882

Вагоны грузовые магистральные 1826 882 140 2848

Лифты 0 1702 н/д 1702

Станки металлорежущие 56 93 218 367

Машины кузнечно-прессовые (без машин с ручным и ножным приводом) 46 71 н/д 117

Деревообрабатывающие станки 0 168 н/д 168

Насосы центробежные паровые и приводные 0 11245 н/д 11245

Компрессоры воздушные и газовые приводные 118 1040 н/д 1158

Дизели и дизель-генераторы (без автотракторных) 0 152 н/д 152

Электродвигатели переменного тока с высотой оси вращения 63-355 мм 609 39871 н/д 40480

Комбайны зерноуборочные 0 135 н/д 135

Комбайны кормоуборочные 0 25 н/д 25

Продукция Поставки производителей Свердловской области Ввоз из других регионов РФ Импорт Итоговая потребность

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи свинцовые автомобильные 0 82997 н/д 82997

Машины для городского коммунального хозяйства 75 149 н/д 224

Машины для строительства и содержания автодорог 152 14 н/д 166

Кабели силовые на напряжение 1 кВ, км 5 1527,1 н/д 1532,1

Кабели телефонной связи, км 0 1237,1 н/д 1237,1

Провода и шнуры осветительные, км 625 1101,2 н/д 1726,2

Причины - недостаточные конкурентоспособность отдельных изделий из данной группы и развитие территориальной внутри- и межотраслевой кооперации между предприятиями по указанным продуктовым направлениям.

Анализ рынков машиностроительной продукции конечного применения показал, что предприятия Свердловской области производят 2% металлорежущих станков в общем объеме их производства в России, почти 10% экскаваторов, более 17% электромашин крупных, почти 30% мотоциклов, более 45% грузовых магистральных вагонов, а российское производство прокатного оборудования практически полностью ими монополизировано - более 80% (табл. 8).

В табл. 9 приведены данные о месте отдельных видов машиностроительной продукции, выпускаемой на предприятиях Свердловской области, на мировом, российском и региональном рынках.

Выпуск предприятиями Свердловской области основных видов машиностроительной продукции в 2007—2008 гг., % к общероссийскому производству

Продукция 2007 2008

Машины и оборудование

Турбины паровые 4,3 4,9

Дизель и дизельгенераторы 10,5 -

Краны мостовые электрические (включая специальные) 4,5 -

Экскаваторы 10,0 9,8

Металлорежущие станки 1,5 2,0

Кузнечно-прессовые машины 4,8 7,7

Прокатное оборудование 66,2 80,3

Электрооборудование

Генераторы переменного тока мощностью свыше 100 кВт 31,5 -

Электромашины крупные 17,4 17,3

Электродвигатели переменного тока 0,3 (0,6 тыс. кВт) 0,2 (0,4)

Устройства радиоприемные 6,1 13,0

Транспортные средства и оборудование

Автомобили грузовые 0,4 0,7

Вагоны грузовые магистральные 49,0 46,0

Мотоциклы и мотороллеры 20,7 28,9

Примечание: в скобках - доля электродвигателей переменного тока в общероссийском производстве, рассчитанная по номинальной мощности.

Таблица 9

Доля машиностроительной продукции, выпускаемой в Свердловской области, на мировом, общероссийском и региональном рынках в 2008 г., %

Продукция Доля на рынке

региональном РФ мировом

Полувагоны - 37,0 -

Цистерны - 18,0 -

Тракторы 46,0 3,0 -

Легкоплавные бурильные трубы повышенной надежности - 1,5 0,5

Продукция Доля на рынке

региональном РФ мировом

Пневмоударники - 7,0 -

Переводники для насосно-компрессорных труб - 3,0 -

Установки для воздушно-плазменной резки 25,0 15,0 1,0

Метеорологические комплексы 10,0 5,0 1,0

Комплекс оборудования для цехов по ремонту нефтяных насосно-компрессорных труб - 45,0 -

Геодезические приборы: электронные тахометры 44,0 23,0 -

Неонатальная техника: инкубаторы для выхаживания новорожденных 98,0 50,0 -

Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики и опроса предприятий-изготовителей.

Перспективные рынки

Крупными потребителями продукции машиностроительных предприятий Свердловской области являются естественные монополии - ОАО «РЖД» и предприятия нефтегазового комплекса.

1. Железнодорожное машиностроение. В производстве и реализации продукции для ОАО «РЖД» принимают участие почти 30 машиностроительных предприятий Свердловской области. Номенклатура варьируется от сложной железнодорожной техники - электровозов постоянного тока (ОАО «Уральский завод железнодорожного машиностроения»), грузовых железнодорожных вагонов и специализированных вагонов-цистерн для перевозки сжиженного природного газа (ОАО «НПК "Уралвагонзавод"), путевых ремонтных машин (Свердловский путеремонтный завод - Филиал ОАО «РЖД» и ООО «Завод транспортного оборудования»), автоматики, электронного и электромеханического оборудования (ОАО «Уральское производственное предприятие "Вектор"», ЗАО «Кушвинский электромеханический завод», ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод», ФГУП «Камышловский электротехнический

завод», ФГУП «Научно-производственное объединение автоматики» и др.) до относительно простых машиностроительных изделий - например, фрезы для обработки колес (ЗАО «Невьян-ский машиностроительный завод») и абразивного инструмента (ОАО «Косулинский абразивный завод»).

Кроме того, на территории Свердловской области есть предприятия по ремонту электровозов, подвижного состава и изготовлению запасных частей (в частности, Екатеринбургский электровозоремонтный завод - филиал ОАО «РЖД»).

2. Нефтегазовое машиностроение. В производстве и реализации продукции для нефтегазовой отрасли задействовано порядка 20 предприятий машиностроительного комплекса Среднего Урала. Так, ФГУП «Серовский механический завод» выпускает не имеющие аналогов легкоплавные бурильные трубы повышенной надежности, занимая при этом 1,5% российского и 0,5% мирового рынка. ЗАО «Машиностроительный завод им. Воровского» поставляет заказчикам нефтегазовой отрасли мобильные буровые установки для сейсморазведки и нефтяных месторождений. ОАО «Уралтрансмаш» производит более 10 наименований штанговых глубинных насосов (станки-качалки) с нагрузкой на устьевом штоке от 4 до 14 т. ОАО «Уральский завод химического машиностроения» специализируется на производстве изделий как для нужд нефтегазодобывающих предприятий (аппараты воздушного охлаждения, сепараторы и др.), так и для нефтеперерабатывающих заводов (изостриперы, адсорберы, колонная аппаратура и пр.). Крупнейшим производителем буровых станков является ЗАО «Уралмаш - буровое оборудование».

Для машиностроительных предприятий Свердловской области свойствен комплексный подход к решению проблем обеспечения потребностей ТЭК. Например, ОАО «УРАЛНИТИ» производит комплекс оборудования для модульных цехов по ремонту нефтяных насосно-компрессорных труб, занимая при этом почти 45% российского рынка по данному направлению.

3. Производство медицинской техники. Перспективным для освоения является рынок производства медицинской техники. На нем работают 25 предприятий машиностроительного комплекса Свердловской области. Лидируют среди них крупные

промышленные предприятия: ОАО «Уральский приборостроительный завод», ФГУП ПО «Уральский оптико-механический завод», ФГУП ПО «Октябрь», ФГУП «Электрохимприбор», ФГУП «Уральский электромеханический завод» и др.

Уже сегодня Свердловская область занимает лидирующие позиции в РФ по выпуску неонатального оборудования, аппаратов искусственной вентиляции лёгких, оборудования для ультразвукового исследования, малодозных цифровых рентгенографических установок, оборудования для реанимации и интенсивной терапии. В последние годы уральскими предприятиями освоен выпуск более 120 видов уникальной медицинской техники и оборудования, соответствующих мировым аналогам.

Значительная роль в развитии этого сектора принадлежит малым и средним предприятиям (ООО «ФОТЕК», ООО «Ме-дин-Урал», ЗАО «Вектор-МС», Группа компаний «Рэлтек», ООО «Аверон МТ», ООО «Тритон Электроникс», ЗАО «Дель-рус», ООО «Лига-7» и др.), которые занимаются изготовлением пульсоксиметров, хирургических инструментов, электрохирургических аппаратов, моно- и биполярных инструментов, электроразмораживателей плазмы крови и др.

4. Производство коммунальной, дорожно-строительной техники и оборудования для нужд жилищно-коммунального хозяйства. Данный сегмент машиностроительного рынка всегда был привлекательным для машиностроителей Среднего Урала. Вместе с тем потребители во многих случаях предпочитали импортное оборудование. С учетом введения в 2005 г. российских законодательных норм, предусматривающих проведение открытых конкурсных торгов на поставку продукции для муниципальных нужд, шансы отечественных производителей выиграть конкуренцию с импортными поставщиками ещё более снизились (вследствие более низких качественных и эксплуатационных параметров предлагаемой продукции).

Однако в современных условиях серьёзная антикризисная программа поддержки развития жилищно-коммунального хозяйства со стороны федерального центра, ориентированная на использование потенциала отечественных производителей, позволила машиностроительным предприятиям Свердловской области укрепиться на данном рынке. Так, три машиностроительных предприятия Свердловской области - ОАО НПК

«Уралвагонзавод», ЗАО «Автомобили и моторы Урала» и ОАО «Машиностроительный завод им. М. И. Калинина» - вошли в перечень отечественных производителей автотранспортных средств и коммунальной техники, рекомендованных Минпром-торгом РФ для осуществления закупок субъектами РФ с использованием субсидий федерального бюджета в 2009 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате ОАО «Машиностроительный завод им. М. И. Калинина» планирует отгрузить в 2009 г. заказчикам более 40 коммунальных уборочных машин. За первое полугодие 2009 г. в результате проведения аукционов муниципальными образованиями в Свердловской области уже приобретено 34 единицы коммунальной техники указанных предприятий, из них: производства ОАО «Машиностроительный завод им. М. И. Калинина» - 7, ЗАО «Автомобили и моторы Урала» - 20, ОАО НПК «Уралвагонзавод» - 7.

Ещё одно востребованное направление - лифтострое-ние. В Свердловской области лифты производят четыре предприятия: ООО «Уральский лифтостроительный завод» специализируется на грузовом лифтовом оборудовании; ЗАО «Баранчинский электромеханический завод» в рамках кооперации с ООО «Уральский лифтостроительный завод» изготавливает машинокомплекты для лифтового оборудования; ООО «Ураллифтмаш» по документации «Щербинского лифто-строительного завода» выпускает пассажирские лифты. ЗАО «Пышминский лифтостроительный завод» в кратчайшие сроки в 2008-2009 гг. совместно с ФГУП «НПО автоматики» разработал и изготовил опытный образец пассажирского лифта, ведутся сертификационные испытания, с выходом на серийное производство в IV квартале 2009 г.

Ёмкость этого сегмента рынка только в Свердловской области можно оценить на основании данных управления Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу. В области эксплуатируется 10022 лифта, из которых 80% -пассажирские, 19%- грузовые, менее 1%- больничные. Выработали свой ресурс, но остаются в эксплуатации 25% лифтов (2508 ед.). Износ лифтового хозяйства Свердловской области оценивается сегодня на уровне 85-90%. Аналогичная ситуация в лифтовом хозяйстве и других регионов РФ.

Выводы

Низкий технический уровень производства, потеря серийности, недозагрузка производственных мощностей, низкая рентабельность, недостаточная инвестиционная привлекательность, неблагоприятная для машиностроения динамика индексов цен в металлургии и энергетике (продукция и услуги которых в значительной мере формируют себестоимость машиностроительной продукции), нарастающий дефицит квалифицированных кадров, несовершенство промышленной политики и другие системные факторы не позволили машиностроительному комплексу Среднего Урала в докризисном периоде добиться существенного повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции как на внутреннем, так и на зарубежных рынках.

В то же время потенциал для развития и повышения конкурентоспособности существует. Наличие «точек роста», демонстрирующих устойчивость развития и в кризисном периоде, позволяет прогнозировать в целом позитивный тренд в развитии машиностроения. Основное направление в среднесрочной перспективе - ориентация машиностроительного бизнеса как на традиционных потребителей, так и, главным образом, на те отрасли, чей спрос на машиностроительную продукцию стимулируется государством.

Участие в производстве машиностроительной продукции для российских железных дорог, нефтегазового комплекса, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства ведёт в перспективе к созданию в машиностроительном комплексе Свердловской области широко разветвлённой сети производственной кооперации, включающей также и машиностроительные предприятия соседних регионов. Отработка качественных характеристик конечных изделий на предприятиях-изготовителях позволит поднять не только их собственную конкурентоспособность, но и конкурентоспособность организаций, задействованных в производстве комплектующих, узлов и отдельных деталей, поставляемых по кооперации. В итоге открываются пути для освоения новых перспективных рынков машиностроительной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.