Научная статья на тему 'Машиностроение России в экономической системе'

Машиностроение России в экономической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2322
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / СТРУКТУРА МАШИНОСТРОЕНИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОТРАСЛЕВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ENGINEERING INDUSTRY / STRUCTURE / ENGINEERING / RAILWAY ENGINEERING / AUTOMOTIVE / INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лилёв Н.Н.

Рассмотрены вопросы развития машиностроения как одной из экономических отраслей. Проанализировано состояние некоторых ведущих подотраслей машиностроения автомобилестроения, железнодорожного машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, судостроения, Обращено внимание на перспективу развития машиностроения в среднесрочном периоде, для чего необходимо воссоздать отраслевую инфраструктуру. Сделан вывод, что должна быть реализована задача коренной реконструкции и опережающего роста машиностроения в целом как отрасли, и, прежде всего, доминирующих подотраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MACHINERY IN THE ECONOMIC SYSTEM

The problems of development of mechanical engineering, as one of the economic sectors are described. The condition of some of the leading sub-sectors of mechanical engineering automotive, railway engineering, agricultural engineering, shipbuilding, Attention is drawn to the prospect of development of mechanical engineering in the medium term, which is necessary to reconstruct the industry infrastructure. The conclusion that must be implemented by the task of radical reconstruction and faster growth in the mechanical engineering industry as a whole, and, above all, the dominant sub-sectors.

Текст научной работы на тему «Машиностроение России в экономической системе»

отрасли. Беспаликов В.П., Сафронова А.А. Инновации и инвестиции. 2008. № 3. С. 24-30.

4. Управление инвестиционным потенциалом промышленной корпорации при осуществлении инновационной деятельности. Егоров А.Ю., Сельсков А.В. Транспортное дело России. 2015. №3. С. 94-98.

5. Пилипенко П.П. Внедрение инноваций в отечественную промышленность - залог будущей стабильности России. - М.:Научные

труды ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2009 г.

6. Инновационные стратегии развития предприятия с применением концепции маркетинга. Кирпичёва М.А. Транспортное дело России. 2009. №8. С.36-41

7. Algorithms of financial stability control and internal rate of the investment project profitability. А.Ю.Егоров, И.А. Меркулина, А.В.Сельсков, О.Н.Жидкова, Р.В. Каптюхин. Life Science Journal. 2014. Т.11. №8. С. 350-355

УДК 338

МАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Лилёв Н.Н., аспирант, НОУВПО «Международная академия оценки и консалтинга»

Рассмотрены вопросы развития машиностроения как одной из экономических отраслей. Проанализировано состояние некоторых ведущих подотраслей машиностроения - автомобилестроения, железнодорожного машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, судостроения,

Обращено внимание на перспективу развития машиностроения в среднесрочном периоде, для чего необходимо воссоздать отраслевую инфраструктуру.

Сделан вывод, что должна быть реализована задача коренной реконструкции и опережающего роста машиностроения в целом как отрасли, и, прежде всего, доминирующих подотраслей.

Ключевые слова: машиностроительная отрасль, структура машиностроения, железнодорожное машиностроение, автомобильная промышленность, отраслевая инфраструктура, импортозамещение.

RUSSIAN MACHINERY IN THE ECONOMIC SYSTEM

Lilev N., the post-graduated student, NSEIHPE «International Academy of Valuation and Consulting»

The problems of development of mechanical engineering, as one of the economic sectors are described. The condition of some of the leading sub-sectors of mechanical engineering - automotive, railway engineering, agricultural engineering, shipbuilding,

Attention is drawn to the prospect of development of mechanical engineering in the medium term, which is necessary to reconstruct the industry infrastructure.

The conclusion that must be implemented by the task of radical reconstruction and faster growth in the mechanical engineering industry as a whole, and, above all, the dominant sub-sectors.

Keywords: engineering industry, structure, engineering, railway engineering, automotive, industrial infrastructure, import substitution.

Машиностроительная отрасль нашей страны достаточно обширна и включает общее, среднее, точное и тяжёлое машиностроение. Машиностроение включает три основные отрасли: производство машин и оборудования, транспортных средств и электрооборудования. Отдельно выделяются такие важные отрасли как судостроение. Авиастроение и военно (оборонно) - промышленный комплекс.

Отечественная машиностроительная продукция разнообразна и составляет около 20% в общем объёме обрабатывающей промышленности. Структура машиностроительной отрасли в 2014 году выглядела следующим образом: обрабатывающая промышленность (20%), автомобилестроение (10%), электротехническое приборостроение (12%), транспортное и сельскохозяйственное машиностроение (4%), химическое и нефтяное машиностроение (6%), станкостроение (2%), машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности (2%), станкостроение (2%), коммунальное машиностроение (2%), прочие производства (31%).

Хотя Россия давно уже не относится к главным центрам машиностроения, тем не менее, выпуск продукции машиностроения в 2014 году достиг 5,75 трлн. руб. (минус 5,2 % по сравнению с предшествующим годом), что достаточно неплохо.

География машиностроительного комплекса достаточно неравномерна. Третья часть предприятий (31%) расположена в Центральном округе страны, пятая часть - на Северо-Западе (21%), а на Дальнем Востоке и в Сибири -только 9% предприятий, что с точки зрения экономической безопасности весьма глупо, но ничему не учит властные структуры.

В общем объёме машиностроения 21% производства приходился на машины и оборудование (1,2 млрд. руб.), электронное и оптическое оборудование и электрооборудование - 28% (1,6 млрд. руб.), транспортные средства - около 50% (2,9 млрд. руб.). Рентабельность указанных производств составила от 4 до 8 % [1].

Как показывает анализ, отечественное машиностроение выступает как комплекс 19-ти комплексных масштабных отраслей и более чем ста производственных подотраслей, вырабатывающих средства производства, предметы личного потребления и длительного использования, транспорта, оборонную продукцию. Данный

комплекс включает более чем четыре тысячи (две тысячи только крупных) предприятий, на которых работают около 3,5 млн. сотрудников рабочих специальностей, что составляет 34,5% трудоспособного населения, занятого в промышленности [2].

Россия экспортирует отдельные виды продукции машиностроения, объём которых в 2014 году в стоимостном выражении составил 28, 3 млрд. долл. США, при этом, импорт подобной продукции превысил экспорт более чем в пять раз, что продолжалось также и в следующем году. Политика взаимных санкций привела к тому, что импорт некоторых видов продукции машиностроения был либо ограничен, либо запрещён. В частности, под запрет подпадают строительная и карьерная техника (тракторы, бульдозеры, погрузчики, экскаваторы), пассажирский транспорт (троллейбусы, автобусы, трамвайные вагоны, микроавтобусы, машины скорой помощи). В список включены автомобили-лесовозы, рефрижераторы, автомобили для перевозки нефти, цистерны и контейнеры) всего 55 видов техники [3].

Если говорить о рыночном подходе к исследуемой отрасли, то анализ различных подотраслей становится более выигрышным, а классификация в соотношении с теми рынками, на которых представлена их продукция более наглядно. В частности, предприятия машиностроения уместно объединить в следующие производственные группы.

Во-первых, как одно из основных направлений в рамках производства транспортных средств можно выделить изготовление железнодорожного транспорта и автомобильную промышленность. Так, автомобилестроение выступает крупнейшей отраслью машиностроения, на долю которого приходится примерно 27% общего объёма выпуска. Отечественный автопром обеспечивает около 900 тыс. рабочих мест, а вклад в ВВП автомобильной промышленности составляет чуть более 1%.

В 2014 году в России было произведено 1 739 600 автомобилей, что позволило стране занять 14 место, с долей в общемировом производстве -1.9 %.

Что касается отдельных автопроизводителей, на наш взгляд, следует выделить такие как АвтоВАЗ, КАМАЗ и Группу ГАЗ.

В 2014 году на АвтоВАЗе сошло с конвейеров 575 тыс. автомобилей, что составило почти треть от общероссийского объёма производства. Оборот компании в этот период был равен 189 млрд. руб. Рабочий коллектив составил 52 тыс. человек.

КАМАЗ по объёму выпуска продукции занимает 11 место в мире (35 тыс. грузовиков), из которых на экспорт отправлено 6 тысяч. На заводах КАМАЗа занято около 41 тыс. чел., а товарооборот в 2014 году превысил 110 млрд. руб.

Группа ГАЗ - отечественное автопредприятие, с головным заводом в Нижнем Новгороде. В структуру предприятия также входят 13 заводов, выпускающих легковые автомобили и автобусы, грузовики и двигатели с комплектующими.

На ГАЗе производят почти две трети отечественных автобусов. Здесь работает 50 тыс. чел., объём выручки предприятия составил в 2014 году 120 млрд. руб.

Автомобильная промышленность может решить свои проблемы через повышение качества автомобилей до уровня мировых образцов при одновременном условии сохранения невысоких цен для российских потребителей. Сборка зарубежных автомобильных моделей даёт возможность завозить к нам в страну запасные компоненты, оплачивая таможенные пошлины в размере 0,5 %, но работая в режиме промсборки.

Перспективы дальнейшего развития железнодорожного машиностроения как отрасли непосредственно связаны с производством локомотивов, вагонов, ремонтом железнодорожного транспорта. Несмотря на проблемы, когда спрос на отечественную продукцию по причине профицита грузовых вагонов снизился за год на 10 %, тем не менее, в 2014 году предприятия реализовали 54 500 грузовых вагонов.

Вместе с тем, выпуск пассажирских вагонов, наоборот, был недостаточен и в 2015 году может достигнуть 11%.

Хотя в России работает не менее 500-т отраслевых предприятий железнодорожного машиностроения, монопольное положение в выпуске железнодорожного транспорта остаётся за «Трансмашхол-дингом» с годовым оборотом в 139.6 млрд. руб.

Не менее важным выступает производство машин и промышленного оборудования, где мы можем выделить три ведущие подоотрасли - выпуск промышленного оборудования, сельскохозяйственной и строительной техники, выпуск бытовой техники. При том, что данная отрасль включает в себя самую развёрнутую номенклатуру изделий, её доля в отечественном машиностроении незначительна и не превышает 21%. К сожалению, в последний период объёмы производства снижаются, что особенно затронуло выпуск сельскохозяйственной и строительной техники.

Безусловно, обзор машиностроения, занимающего ведущее положение в системе рынков, требует рассмотрения производства электрооборудования, где узловым направлением можно выделить изготовление телеаппаратуры, электродвигателей и аккумуляторов.

Важно отметить, что в 2014 году выпуск телеаппаратуры и аккумуляторов возрос на 8.7% и на 7.6% соответственно. Статистика показывает, что с макроэкономической точки зрения, несмотря на санкции, только эта одна отрасль машиностроения находится на подъёме, а общая стоимость выпущенных изделий составила 75 млрд. руб.

В начальный период разрушительной трансформации машиностроительные предприятия были акционированы более чем на 90% ; в частной собственности находится 80% из них, а в государственной доминируют, как правило, непроизводственные проектные и научные организации. Надо полагать, со стороны государства ограничено регулирование развития машиностроения, регулируются лишь условия его жизнедеятельности, в частности, для достижения поставленных целей.

Именно транспортное и сельскохозяйственное машиностроение может получить импульс к развитию через продвижение лизинга. Для этого было бы целесообразно организовать лизинговые предприятия при заводах, что позволит создать сеть сервисных пунктов обслуживания в отдалённых агропромышленных районах, повысит загрузку промышленных предприятий, повысит уровень ремонта техники, обеспечит агропромышленный комплекс техникой для высокопроизводительных сельскохозяйственных работ; продвижение лизинга отодвигает необходимость покупки техники.

Определённый потенциал развития намечен в судостроительной отрасли.

С точки зрения необходимости повышения конкурентных

преимуществ и обеспечения потребностей в продукции современного судостроения, Министерством промышленности и торговли как ответственным исполнителем заложены серьёзные изменения - принята Государственная Программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» [4]. Программа состоит из трёх приоритетных подпрограмм - «Развитие судостроительной науки», «Развитие гражданской морской и речной техники» и «Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли». Во-первых, в первой подпрограмме как ожидаемая поставлена цель - укреплять научный потенциал отрасли, обеспечить создание опережающих научно-технических технологий. Во второй - проводить разработки в интересах развития прорывных технологий. В третьей - сохранить отраслевой производственный потенциал, в судостроении приблизиться к уровню передовых стран не только по качеству и технологичности, но и по уровню производительности труда. Объём финансирования составляет более шестисот млрд. рублей.

Если говорить о конкурентных преимуществах, следует отметить, что они могут быть достигнуты через внедрение инноваций, создание современных судостроительных верфей и строительство высокотехнологичных судов. Надо полагать, эта задача неразрешима без государственной поддержки, что обеспечит отрасль финансированием. В тоже время, ожидать серьёзных сторонних инвестиций в развитие отрасли не приходится.

В данный момент в России имеется порядка тысячи судостроительных и судоремонтных производств, доля которых в объёме мирового судопроизводства не превышает и 0.5%. Положительным фактором можно назвать то, что в стоимостном выражении заказы оцениваются довольно высоко. Заказано два ледокола («Советский Союз» и «Новороссийск»), оценочная стоимость которых более одного млрд. долларов каждый. А в целом на российских судостроительных заводах в производстве находятся девять ледоколов и более ста судов, которые включают сухогрузы, танкеры, военные корабли и подводные лодки, а также нефтяные платформы и плавучую атомную станцию. В 2014 году с верфей сошло 57 крупных судов (в 2013 году - 71 судно).

Как мы видим, машиностроительный комплекс в широком смысле не в состоянии решить сегодня поставленные задачи. Приращение развития промышленности составило в 2013 году 0,4 %. [5]. Но, с одной стороны, машиностроение как отрасль, конечно, имеет перспективу развития, для чего необходимо воссоздать отраслевую инфраструктуру. Тогда в этом направлении было бы возможно репродуцировать значительные финансовые средства, а также выявить и устранить все те препятствия, которые препятствуют его подъёму, в частности, обновить оборудование, что повысит качество продукции и её рыночную конкурентоспособность; снизит давление импорта, усилит инвестиционный потенциал.

Для дальнейшего развития отечественному машиностроению необходим широкий внутренний рынок, а заказы, поступающие от него дали бы отрасли возможность корригировать финансовое состояние и наращивать инвестиции в техническое перевооружение отрасли. При этом важно подчеркнуть, что развитию машиностроительных предприятий препятствует низкий уровень технической базы машиностроения, в плане развития которой в среднесрочном периоде предусмотрено обновление морально устаревшего и физически изношенного оборудования. В современных условиях это необходимо ещё и для того, чтобы снизить средний возраст оборудования, применять более современные технологии и высокотехнологичное оборудование, доля которого в отечественном машиностроении не превышает 5 %, в то время как на европейских предприятиях она составляет от 50 до 85%. Эта ситуация делает невозможным выпуск современной востребованной продукции. Нет никакого сомнения в том, что педалировать обновление возможно только государству, формирующему подобающий климат для частного инвестирования. Некий прорыв возможно обеспечить в области высоких наукоёмких технологий (электроника, связь, информатика и т.д.). Без развития высоких наукоёмких технологий невозможно занять место в ряду экономически развитых стран. К сожалению, об этом давно говорится, но мало что делается. Постоянно разрабатываются разного рода стратегии, наивно представляющие чудодейственность рыночной самоорганизации, но нет желания самостоятельного внутреннего развития - модернизации экономики, ухода от сырьевой её ориентации.

Но даже Стратегия инновационного развития России до 2020 года [6], заявленная как политическое решение о переводе россий-

ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №6 2015 | 59

ской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития останется, по ряду причин, скорее всего, лишь констатацией задач по причине невозможности за предыдущие пять лет до 2021 года достичь заявленных параметров.

Во-первых, расходы государства на социальную сферу вряд ли достигнут к 2020 году заявленных параметров, в частности, на науку - 1,3 %, на здравоохранение - 4,8 % , на образование - 4,5 % ВВП.

Во-вторых, с учётом финансовых санкций со стороны Запада, не будут обеспечены меры по реализации механизмов по кредитованию экономического роста и вклад банковского сектора в инвестиционное развитие останется слабым.

В-третьих, продолжается пагубная для экономики и населения политика поддержки монополизма в энергетике, планирования из года в год опережающего роста тарифов на электроэнергию и газ. В частности, стоимость 1000 кубометров газа в 2016-2020 годах приблизится к 140 долларам.

В-четвёртых, переходу на инновационный путь развития ставят палки в колёса налоговые барьеры. Не отменён НДС, недооценены основные фонды; это привело к тому, что объём амортизационных отчислений в четыре раза ниже, чем объём капиталовложений, необходимый для воспроизводства основных фондов.

В-пятых, правительство не развивает внутренний рынок производства и потребления. Отечественные средства направляются на закупку малоперспективных западных моделей техники, импорт освобождается от пошлин, не осваивается массовое производство отечественной продукции [7].

Только сегодня, когда экономические санкции показали новые стимулы к развитию внутреннего рынка, поставлена задача реального возрождения ряда отраслей, например, отечественного авиастроения.

Соответственно, и машиностроение не может развиваться в условиях, препятствующих развитию. К тому же провозглашённая политика импортозамещения отрицает возможность использования исключительно зарубежных поставок. Важно отметить, что машиностроительная отрасль в экономически передовых странах выступает инфраструктурной отраслью, достигающей до половины объёма промышленной продукции, что даёт экономически передовым странам возможность регулярно в краткосрочном периоде

модернизировать (обновлять) действующее оборудование, достигая технологического прироста. Это проявляется в возможности увеличения производительности действующего оборудования, расширения его технологических возможностей, увеличения надёжности путём повышения износостойкости, и пр.

Как отмечалось выше, доля отечественной машиностроительной продукции не превышает 20% в общем объёме обрабатывающей промышленности, что, конечно же, недостаточно, не считая его качественного отставания, когда мы видим, что средний возраст действующего оборудования превышает двадцать лет.

Тем не менее, нельзя не видеть, что в интересах развития страны несмотря ни на что должна быть реализована задача коренной реконструкции и опережающего роста машиностроения в целом как отрасли, и, прежде всего, ряда его подотраслей.

Литература:

1.www.utmagazine.ru/posts/10563-economika-rossii-cifry-i-fakty-chast-10-mashinostroenie

2. fb.ru/article/182850/krupnyie- mashinostroitelnyie-zavodyi-rossii

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: www.pravo.gov. ru, 16.07. 2014.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2514 - р «Об утверждении государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.government.ru

5. Рагулина Ю.В., Лебедев Н.А. Отдельные направления эволюции инновационных процессов промышленности макрорегионов / Ю.В. Рагулина, Н.А. Лебедев // Глобальный научный потенциал.

- 2014. - № 9 (42), - С.70-74.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227 - р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru

7. www. stav-geo.ru

УДК 330.341

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВАХ

Кузнецов И.М., аспирант ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

В статье исследована динамики развития инновационных процессов в высокотехнологичных отраслях. Отмечено, что решение проблем модернизации общественного производства во многом связано с развитием наукоемких отраслей. Рассмотрена специфика международной передачи технологий. Подытожено, что главным конкурентным преимуществом различных стран и регионов становится инновационная активность.

Ключевые слова: экономика, инновационная активность, модернизация, высокотехнологичные производства, глобализация, технологии, научно-технический прогресс

STUDY OF THE DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN

HIGH-TECH INDUSTRIES

Kuznetsov I., the post-graduate student, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian Federation»

The paper studies the dynamics of development of innovative processes in high-tech industries. It is noted that the solution of the problems of modernization of social production is largely due to the development of knowledge-based industries. The specificity of the international transfer of technology. It summed up that the main competitive advantage of the various countries and regions becoming innovative activity.

Keywords: economy, innovation activity, modernization, high-tech manufacturing, globalization, technology, scientific and technical progress.

Российской экономике необходимо преодолеть отставание от экономически развитых стран, вступивших в фазу роста современного технологического уклада, ключевым фактором которого являются микроэлектроника и программное обеспечение. Более того, формирующийся в настоящее время новый технологический уклад, базирующийся на генной инженерии, нанотехнологиях, системах искусственного интеллекта, глобальных информационных и интегрированных транспортных сетях, предопределяет очередную технологическую революцию, кардинально повышающую эффек-

тивность основных направлений развития экономики.

В этих условиях требуется в полной мере осознание того, что эффективность всех национальных экономических процессов непосредственно определяется способностью создания и использования инновационного потенциала, реструктуризацией общественного производства на базе новейших достижений науки и техники как материальной основы национального хозяйства, а также ресурсным обеспечением интенсификации инновационной активности предпринимательства, как условия практического освоения возмож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.