Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КРЕДИТОВАНИЕ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панарина И.А., Милякова Е.А.

В статье рассматриваются три группы особенностей кредитования малого и среднего бизнеса: финансово-экономические, организационные и кадровые. Анализируются проблемы, возникающие между банком и заёмщиком. Особое внимание уделено исследованию направлений развития кредитования малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ»

потенциала промышленного предприятия / Ю.С. Валеева, Н.С. Исаева // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - №1. - С. 38-44.

2.Войцеховская, И.А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности / И.А. Войцеховская // Проблемы современной экономики. - 2015. - №1. - С. 27-35.

3.Графов, А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятий / А.В. Графов // Финансы. - 2014. - № 7. - С. 64-68.

4.Журова, Л.И. Финансовый потенциал экономической системы: структура и методика оценки / Л.И. Журова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 36-47.

5.Кайгородов, А.Г., Хомякова, А.А. Финансовый потенциал как критерий целесообразности финансового оздоровления предприятия / А.Г. Кайгородов, А.А. Хомякова // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - №4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.auditfin.eom/fin /2007/4/Homyakova/ Homyakova%20.pdf

6.Калачева, А. Г. Оценка финансового потенциала и финансовых рисков предприятия при анализе его инвестиционной привлекательности / А.Г. Калачева // Молодой ученый. - 2015. - №20. - С. 237-241.

7.Коломиец, А.Л. Финансовый и налоговый потенциал / А.Л. Коломиец // Налоговый вестник. - 2015. - № 12. - С. 32-38.

УДК 336.77

Панарина И.А.

студент Милякова Е.А. студент

4 курс, факультет «Экономика, сервис и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

ДГТУ в г. Шахты Россия, г. Шахты НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И

СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ Аннотация. В статье рассматриваются три группы особенностей кредитования малого и среднего бизнеса: финансово-экономические, организационные и кадровые. Анализируются проблемы, возникающие между банком и заёмщиком. Особое внимание уделено исследованию направлений развития кредитования малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, кредитование, банковская система

На малый и средний бизнес приходится 50 - 60% доли ВВП страны. Этот сектор экономики является основой социально-экономического развития государства. Эффективное функционирование малого и среднего бизнеса способствует сохранению темпов роста экономики России, занятости

населения, создает платежеспособный спрос, содействует увеличению наполняемости бюджета, а также расширению банковских операций.

Существуют особенности малого предпринимательства, свойственные данным экономическим субъектам, без знания которых банки не могут построить устойчивые взаимоотношения с малым и средним бизнесом. Характерные особенности малого и среднего бизнеса объединены в три группы: финансово-экономические, организационные и кадровые.

К финансово - экономическим особенностям относятся:

1. Небольшой объем располагаемых ресурсов. Собственный капитал, который состоит из:

- уставного капитала размером 8 000 - 10 000 рублей;

- прибыли и убытков, образованных за счет операционных и внереализационных расходов.

2. Короткий период деятельности.

3. Зачастую малые предприятия арендуют помещения, используемые ими в производстве и торговле. Если же помещение приобретается в собственность, в большинстве случаев это осуществляется за счет собственных денежных средств и не отображается во внеоборотных активах.

4. Высокая чувствительность к изменению уровня постоянных затрат из-за небольшого объема ресурсов и производства.

5. Чувствительность к изменениям экономической среды. В условиях нестабильности рынка проблемой малого бизнеса является наличие ресурсов. То есть, в период подъема рынка малое предпринимательство должно накопить достаточную сумму средств, чтобы погасить все свои издержки производства в условиях спада рынка.

6. Значительный объем банкротства. В первые два года деятельности закрываются 50% малых предприятий, выживают только 15% из них.

7. Характерной особенностью малого бизнеса является низкий уровень прозрачности для кредитных учреждений, что не позволяет в полной мере сделать анализ и оценку его кредитоспособности.

8. Отсутствие официальной финансовой отчетности.

9. Расчеты с контрагентами осуществляются наличными деньгами, минуя банковские счета.

К организационным особенностям можно отнести:

1. Из-за небольшого количества персонала слабо выражена специализация выполняемых функций. Функции оперативного и стратегического управления выполняет руководитель предприятия -собственник.

2. Стремление государства облегчить процедуру регистрации малого бизнеса. Но есть и отрицательный фактор, повышающий риск взаимодействия контрагентов с малым бизнесом.

3. Характер трансформации малого предприятия в крупное. Поэтому банк должен помнить, что осуществляя взаимодействие с малым

предприятием, он может иметь возможность создать крупного клиента в будущем [1].

Особенностью малого и среднего бизнеса в кадровой сфере является неудовлетворительная заработная плата, что создает текучесть кадров и негативно сказывается на работе предприятия в целом.

В 2008-2009 гг. многие банки стали уменьшать объем кредитов для малого бизнеса. Условия кредитования для клиентов были жесткими. Ситуация начала меняться в лучшую сторону в конце 2009 года. Но, несмотря на это, проблема с привлечением заемных средств осталась острой. Государственная поддержка не может обеспечить малый бизнес достаточными финансовыми ресурсами для его развития.

В настоящее время ситуация с кредитованием малого и среднего бизнеса улучшилась. Ряд банков начал выдавать беззалоговые кредиты бизнесу сроком работы от шести месяцев. То есть, на начальном этапе развития малого бизнеса появилась финансовая помощь со стороны банков [2].

По данным национального института системных исследований проблем предпринимательства существуют две причины, по которым представители малого бизнеса не берут кредит в банках, даже если они нуждаются в финансовых ресурсах:

1. Стоимость кредита. Проценты по выдаваемому кредиту очень высоки, и предприниматель считает, что не может выплатить банку долг.

2. Предприниматели не уверены в том, на что потратить кредитные средства. Взяв кредит в банке, предприниматель может инвестировать эти средства в дело, которое не принесет прибыли.

Также есть причины, по которым банк рискует в выдаче кредита малому предпринимательству:

1. Бухгалтерская отчетность не прозрачна и не отражает реального содержания бизнеса.

2. Плохое качество залогового обеспечения.

3. Недостаточный у заемщика опыт работы с малым бизнесом.

4. Недостаточное понимание у предпринимателей сути банковских продуктов и услуг.

Можно сделать вывод, что предприниматель хочет и готов взять кредит, но долгая процедура рассмотрения банком кредитной заявки, короткие сроки кредитования, жесткие условия и требования к заемщику, высокая стоимость кредитных ресурсов приводит к отсутствию желания у предпринимателей к сотрудничеству с банком. Таким образом, малый бизнес может быть устойчив только за счет собственных средств.

Малому бизнесу в нашей стране необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Сюда можно отнести создание новых кредитных программ, совершенствование системы оценки предприятий малого бизнеса, улучшение условий кредитования, снижение процентных ставок.

Для развития малого бизнеса общими перспективами государственной поддержки должны стать:

- разумная законодательная база и налогообложение на современных условиях, создание механизма, который будет заинтересовывать органы власти различных уровней в помощи развитию данного участка экономики нашей страны;

- подталкивание организаций, деятельность которых специализируется на осуществлении и введении современных инвестиционных технологий, которые помогают кредитованию предприятий малого бизнеса;

- создание простых и удобных условий для оценки влияния деятельности малого бизнеса на социально-экономическое положение муниципальных образований, регионов и страны в целом, развитие федеральных программ по поддержке малого предпринимательства;

- рекламирование малого предпринимательства с помощью государственных средств массовой информации.

Среди других мер поддержки малого бизнеса можно назвать предоставление грантов начинающим бизнесменам. Для успешной реализации финансирования малого бизнеса необходимы следующие меры:

- разработать конкурентоспособную продуктовую линейку;

- грамотно выстроить бизнес-процесс;

- использовать специализированную оценку кредитоспособности;

- обучить персонал (обязательно должно быть как теоретическое, так и практическое обучение) [3].

Немаловажным является процесс совершенствования Банком технологии выдачи ссуды - технологии рассмотрения заявки, технологии обслуживания. Сейчас многие банки предлагают свои кредитные продукты на примерно одинаковых условиях. Поэтому здесь начинает играть важную роль уровень сервиса.

Для того чтобы понять хорошо ли будет развиваться тот или иной малый бизнес, банки специально для этого могут проводить маркетинговый анализ, определяющий сегментацию малого бизнеса по видам деятельности. И если выявляется, что данное направление деятельности бизнеса в будущем будет развиваться, необходимо направить средства банка в эту часть [4].

В настоящее время риск невозврата кредита для всех заёмщиков становится стандартом. Происходит назначение дифференцированных процентных ставок на первом этапе участка рынка. В процентах, под которые банки выдают кредиты предприятиям, уже изначально введены те, которые будут окупать риск невозврата, но, по сути, не у всех фирм этот риск очень велик, у многих он приравнивается к нулю, также и наоборот, но выплачивают все одинаково, это получается не честно. Необходимо проводить более

тщательную финансовую оценку заёмщика и только тогда устанавливать, кому под какие проценты выдавать кредит.

Необходимо привлекать к кредитованию малые предприятия, работающие на выделенных участках рынка. Увеличение объёмов кредитования малого бизнеса можно произвести с помощью различных программ кредитования, например чтобы банк и крупные организации проводили совместное кредитование или таких специальных программ, которые бы позволили банкам снижать свои процентные ставки, а благодаря этому предприятия могли бы увеличивать объёмы продаж, что способствовало бы меньшему риску невозвратности [5].

В пределах таких программ требуется создавать все условия для того, чтобы производители могли приобретать в кредит оборудование, мебель и другое. Величина процентной ставки может зависеть от срока кредита и суммы первоначального взноса. С целью увеличения спроса на продажи своей продукции, компания-продавец будет оплачивать часть процента по кредиту. Также у компаний часто есть возможность устанавливать скидки на свою продукцию, которые помогут им снизить процентную ставку по кредиту. Данная программа будет строиться на взаимовыгодном сотрудничестве, т.е. компания увеличивает объём своих продаж, за счёт прибыли покрывает свои убытки (то, что компания отдаёт в виде скидки), а банк в свою очередь получает новых клиентов для кредитования.

Для того чтобы у малого предпринимательства был доступ к кредитным ресурсам, такие предложения и рекомендации отлично подходят, они будут способствовать развитию малого бизнеса, а это будет помогать задачам ускоренного развития страны [6].

Использованные источники

1.Никитенко А.И., Вилисова М.Л. Современное состояние банковского кредитования в России // В мире науки и инноваций : сборник статей международной научно-практической конференции: в 8 частях. 2016. С. 194199.

2.Крутова М.А., Вилисова М.Л. Перспективы и тенденции развития банковского сектора экономики Российской Федерации в условиях кризиса // Результаты научных исследований : сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 81-83.

З.Черкесова Э.Ю., Гайдатова В.В. Повышение конкурентоспособности предприятий розничной торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 191-195. URL: http://e-koncept.ru/2016/46198.htm (дата обращения: 15.03.2017). 4.Миронова Д.Д. Формирование механизма взаимодействия субъектов инновационной деятельности в регионе на основе эффективных инфраструктурных элементов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. №18. С. 18-25.

5.Зайцева Т.В., Чернуха А.А. Состояние механизма кредитования в современных условиях // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 1 (5). С. 330-333.

б.Чуприна В.Ю., Зайцева Т.В. Тенденции и перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг в Российской федерации // Экономическая наука сегодня: теория и практика : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2016. С. 163-166.

УДК 657

Пандикиди М.Д студент Муждабаева Э.Э студент 3 курс

факультет «Экономика, менеджмент и информационные технологии »

Научный руководитель: Каджаметова Т.Н., д.э.н., доц.

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ ЗА ТОВАРЫ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАХ

Аннотация: Данная статья посвящена особенностям учета оплаты за товары в интернет магазинах, а так же описаны способы оплаты товаров.

Ключевые слова: интернет-магазин, товар, наличные денежные средства, банковская карта, электронные деньги.

Abstract: The article concerns the peculiarities of accounting ofpayment for goods in online stores, as well as describes the methods ofpayment for goods.

Keywords: online shop, product, cash, Bank card, electronic money.

Одним из направлений, в котором активно развивается малое предпринимательство, является Интернет-торговля. При довольно небольшом входном барьере на рынок (главные затраты - разработка вебсайта и продвижение его в сети Интернет), прибыль может быть существенной и довольно легко масштабируемой. Как и каждая деятельность, нацеленная на постоянное получение прибыли, Интернет-магазин обязан быть соответствующим образом зарегистрирован. При всем этом исходя из организационно-правовой формы, в нем обязаны быть организованы бухгалтерский учет и своевременная отчетность перед контролирующими органами.

Согласно определению - бухгалтерский учет это фиксация наличие хозяйственной деятельности в соответствующих регистрах. У Интернет-магазина те же операции, как положено каждому торговому предприятию, а непосредственно: сделки с поставщиками товаров и услуг, зачисление заработной платы и осуществление обязательных платежей, утверждение соглашения купли-продажи с конечным покупателем: учет наличных денег, распределение выписок по безналичному расчету. Любая хозяйственная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.