Научная статья на тему 'Направления развития инновационных бизнес-технологий в торгово-технологических системах'

Направления развития инновационных бизнес-технологий в торгово-технологических системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ИННОВАЦИЯ / TRADE INNOVATION / ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TRADING-TECHNOLOGICAL SYSTEM / ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / PRINCIPLES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE BUSINESS TECHNOLOGIES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / КАСТОМИЗАЦИЯ / CUSTOMIZATION / СЕТЕВИЗАЦИЯ / NETWORKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красюк Ирина Анатольевна, Медведева Юлия Юрьевна

В статье представлен авторский взгляд на проблему инновационного развития торговых предприятий, функционирование которых рассматривается с позиции системного подхода. Предложен общий вид торгово-технологической системы, определены принципы ее инновационного развития: оптимизация путей доставки товара; оснащенность материально-технической базой в соответствии с требованиями новой экономики; оптимальное использование средств доставки товара; совершенствование технологической цепи товародвижения; применение инновационного торгово-технологического оборудования взамен ручного труда, ориентация на потребителя; интеграция с производителями и посредниками; эффективная дистрибуция; бенч-маркинг торговых технологий. Определено содержание дефиниции «торговая инновация», под которой понимается изменение, достигаемое в результате использования научных достижений, исследований и разработок, реализуемых в целях совершенствования основной и дополнительной торговой услуги, а также экономических и социальных отношений в сфере товарного обращения. Рассмотрено экономическое содержание категории «инновационные бизнес-технологии в торговле», определены возможные направления их развития: информатизация, кастомизация, сетевизация. Доказано, что переход экономики к информационной фазе развития существенно влияет на трансформацию концептуальной направленности предпринимательства, которое приобретает информационный вектор развития и базируется на сетевом взаимодействии. Информационное направление развития бизнес технологий в торговле актуализирует вопросы коммерциализации торговых инноваций, предполагающих трансформацию покупательского поведения, в результате создаются условия для формирования бимодальной ИТ-архитектуры торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of Innovative Business Technologies Development in Trading-technological Systems

The paper presents the author’s view on the problem of innovative development of trade enterprises, the functioning of which is considered from the perspective of a systematic approach. The general view of trade and technological system is offered, the principles of its innovative development are defined: optimization of ways of delivery of goods; technical equipment of material and technical base according to requirements of new economy; optimum use of means of delivery of goods; improvement of a technological chain of commodity circulation; application of innovative trade and technological equipment instead of manual labor, customer orientation; integration with manufacturers and intermediaries; effective distribution; benchmarking of trade technologies. The content of the definition of «commercial innovation» is defined, which refers to the change achieved as a result of the use of scientific achievements, research and development, implemented to improve basic and additional trade services, as well as economic and social relations in the sphere of commodity circulation. The economic content of the category «innovative business technologies in trade» is considered, the possible directions of their development are determined by Informatization, customization, networking. It is proved that the transition of the economy to the information phase of development significantly affects the change in the conceptual orientation of entrepreneurship, which acquires an information vector of development and is based on network interaction. The information direction of development of business technologies in trade actualizes the issues of commercialization of trade innovations involving the transformation of consumer behavior, as a result, the conditions for the formation of bimodal IT-architecture of trade are created.

Текст научной работы на тему «Направления развития инновационных бизнес-технологий в торгово-технологических системах»

В статье представлен авторский взгляд на проблему инновационного развития торговых предприятий, функционирование которых рассматривается с позиции системного подхода. Предложен общий вид торгово-технологической системы, определены принципы ее инновационного развития: оптимизация путей доставки товара; оснащенность материально-технической базой в соответствии с требованиями новой экономики; оптимальное использование средств доставки товара; совершенствование технологической цепи товародвижения; применение инновационного торгово-технологического оборудования взамен ручного труда, ориентация на потребителя; интеграция с производителями и посредниками; эффективная дистрибуция; бенч-маркинг торговых технологий.

Определено содержание дефиниции «торговая инновация», под которой понимается изменение, достигаемое в результате использования научных достижений, исследований и разработок, реализуемых в целях совершенствования основной и дополнительной торговой услуги, а также экономических и социальных отношений в сфере товарного обращения. Рассмотрено экономическое содержание категории «инновационные бизнес-технологии в торговле», определены возможные направления их развития: информатизация, кастомизация, сетевизация. Доказано, что переход экономики к информационной фазе развития существенно влияет на трансформацию концептуальной направленности предпринимательства, которое приобретает информационный вектор развития и базируется на сетевом взаимодействии. Информационное направление развития бизнес технологий в торговле актуализирует вопросы коммерциализации торговых инноваций, предполагающих трансформацию покупательского поведения, в результате создаются условия для формирования бимодальной ИТ-архитектуры торговли.

Ключевые слова: торговая инновация; торгово-технологическая система; принципы инновационного развития; инновационные бизнес-технологии; информатизация; кастомизация; сетевизация.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Красюк Ирина Анатольевна,

доктор экономических наук, профессор, зам. директора по НИР Высшей торгово-экономической школы Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, дом 29, 3-й уч. корпус iri-krasjuk@yandex.ru

Медведева Юлия Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и инженерная экономика», Донской государственный технический университет; 344001, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 jjmedvet@yandex.ru

ВВЕДЕНИЕ

В сфере организации инновационного развития, особенно торговых предприятий остается много нерешенных проблем. Необходимо совершенствовать методологическую основу и механизм для внедрения торговых инноваций, что должно способствовать устойчивому развитию как торгового сектора в целом, так и отдельных предприятий. Согласно докладу Всемирного экономического форума, торговля адаптируется под параметры новой экономики и необходимо обозначить подходы к реализации такой трансформации [1].

Ретейлеры в современных условиях пытаются повысить эффективность функционирования сразу в нескольких областях деятельности, чтобы получить конкурентное преимущество: выбор точки продажи с максимальным трафиком, повышение уровня лояльности покупателей. Одновременно менеджмент торговых компаний стремится минимизировать издержки обращения, более рационально использовать торговые площади, повысить объем среднего чека, частоту покупок и в результате выйти на прирост рентабельности. Такой прямолинейный подход, несмот-

ря на очевидную экономическую привлекательность, игнорирует главный ориентир бизнеса, основанного на предоставлении товаров и услуг, — поиск путей удовлетворения потребностей клиентов и покупателей [2]. С целью преодоления такого противоречия возникает потребность внедрения инноваций, которые могут радикально преобразовать технологию торговой компании. Основной упор в инновационной деятельности в торговле должен быть сделан на организационных действиях и действиях в управлении, доминирующая цель которых состоит в том, чтобы внедрить

идеи, удовлетворяющие потребности каждого клиента.

Рынок современной российской розничной торговли можно охарактеризовать как достигший этапа зрелости, что подтверждается замедлением и стагнацией темпов его роста. При этом наблюдается активное развитие российских розничных торговых сетей: нарастают тенденции консолидации, наблюдается изменения в конъюнктуре рынка. Рыночное влияние сетевой торговли неуклонно возрастает при одновременной высокой конкуренции между торговыми сетями. Все больше сетевых торговых компаний выходят в различные регионы страны, осваивая в том числе небольшие города [3]. В условиях быстро изменяющегося и гибкого рынка большинству розничных продавцов приходится внедрять новые услуги, формы продаж, выходить на новые рынки. Таким образом, эффективная инновационная деятельность в секторе торговли способна обеспечить коммерческим предприятиям необходимый уровень конкурентоспособности.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

К ИССЛЕДОВАНИЮ ТОРГОВЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Основоположники системного подхода — К.Л. Берталанфи, Г. Спесер, Г. Саймон, Н. Виннер, П. Друккер, А. Чандлер. В России развитию системного подхода посвящены труды таких ученых, как

A.А. Богданов, Б.А. Райзберг,

B.Н. Садовский и др.

В области организации производства принято выделять традиционную производственную систему. Экономическая производственная система обладает следующими чертами:

♦ взаимодействие с внешней сре-

дой, наличие внешних и внутренних входов и выходов;

♦ волатильность системы под влиянием человеческого фактора;

♦ наличие производственных возможностей предприятия, определяемых доступными факторами производства, альтернативы их использованию;

♦ адаптировность к внешним и внутренним факторам и способность разрабатывать альтернативы для дальнейшего развития;

♦ изменчивость отдельных составляющих системы;

♦ развитие целей внутри системы. Особенности организации деятельности в сфере торговли требуют уточнения понятия производственной системы торгового предприятия. Торговые предприятия функционируют как особый вид социальной открытой системы. А.Н. Соломатин определяет, что торговое предприятие по своим свойствам относится к сложным социально-экономическим системам [4]. Так как торговые предприятия создаются и управляются людьми с целью удовлетворения конкретных потребностей общества, целесообразно рассматривать их как социальные системы. Торговое предприятие как экономическая система характеризуется использованием ресурсов направленных на реализацию товаров, в результате чего обеспечивается непрерывность воспроизводства общественного продукта, нормальное функционирование сферы товарообращения и производства, доведение товаров и услуг до конечного потребителя.

В исследованиях В.П. Чеглова, объектом выступает интегрированная торговая система, основанная на розничной торговой сети и инфраструктурных компаниях, связанных в единое органи-

зационно-экономическое пространство через пространственную архитектуру размещения, механизмы внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия, технологическую дифференциацию и интеграцию, консолидацию и перераспределение владения и координации управления ресурсами, ведущих основной бизнес в торговой сфере [5].

Высоко оценивая вклад названных ученых в теорию и методологию управления торговыми предприятиями, считаем целесообразным дальнейшее развитие системного подхода в исследовании деятельности торгового предприятия, так как он способен обеспечить повышение эффективности торгового менеджмента. Основным положением системной концепции является признание категории системы при исследовании и организации деятельности торгового предприятия. Реализация системной концепции позволит исследовать проблемы,принципы и методы инновационной организации производства в розничной торговле.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТОРГОВО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Деятельность предприятий, функционирующих в сфере товарообращения, реализуется на базе торгово-технологического процесса. Двойственность процесса обоснована российским ученым Л.П. Дашковым и обусловлена сущностью торговой деятельности [6]. Основные процессы, реализуемые торговым предприятием, это торговый и технологический. Торговый процесс обеспечивает изменение формы стоимости, а технологический — доведение товаров до потребителя.

В работе авторского коллектива под руководством И.А. Красюк

торговое предприятие рассматривается как система, которая обеспечивает обработку потоков товаров, начиная с этапа поступления товаров и заканчивая полной подготовкой их к продаже. На «входе» системы используются финансовые, материальные, информационные, трудовые и организационно-управленческие ресурсы, а на «выходе» генерируется торговая услуга, состоящая в реализации товаров, основных и дополнительных торговых услуг потребителю [7]. Спецификой организации деятельности торгового предприятия признается процессе движения товаров из сферы производства в сферу потребления.

В результате работы торговой подсистемы формируется конечный продукт торгово-технологи-ческой системы — торговая услуга (рис.).

Под данной дефиницией понимается не только результат двустороннего взаимодействия между продавцом и покупателем, но также собственная деятельность продавца, направленная на удовлетворение потребностей покупа-

теля при покупке и продаже товаров. Взаимодействие между торговой и технологической системой крайне тесное и осуществляется посредством реализации торгово-технологических процессов. Содержание операций торгово-тех-нологических процессов, их последовательность зависит от формы торговли, типа, вида, формата предприятия.

Объектом исследования является инновационное развитие торго-во-технологических систем, достигаемое в результате инновационной деятельности.

Исследование различных подходов к определению сущности инноваций позволяет констатировать, что основополагающее содержание этой категории заключается в изменении, и, следовательно, базовая функция инноваций — это функция изменения [8]. Создание инновации означает освоение новой или улучшение существующей технологии, появление новых видов товаров, продукции и услуг, а также разработку организационно-технических решений производственного,

административного, коммерческого или иного характера, способствующих продвижению на рынок технологий, товаров, товаров или услуг и трансформации самого рынка. Объектами инноваций могут быть материалы, продукция, технологии, средства производства, люди, социальная среда, организация и ее подразделения.

В рамках правовой базы инновации характеризуют следующие признаки:

1. Непосредственная (основная) цель инноваций — воплощение идеи научно-технического результата в новых видах товаров, услуг, технологий [9]. Для сферы товарообращения это означает формирование в торгово-техно-логических процессах хозяйствующего субъекта новых видов торговых (основных и дополнительных) услуг, их тестирование, обучение персонала работе на новом оборудовании, с новыми операциями, материалами технологиями и пр.

2. Конечной целью является получение прибыли. Достижение

Факторы внешней среды

Ресурсы:

• Финансовые

• Трудовые

• Информационные

• Материально-технические

• Организационно-управленческие

Технологическая подсистема

............1............1

Торгово-технологические процессы

*............7

Результат:

• формирование и реализация новых

основных и дополнительных торговых услуг

оптимизация путей доставки товара; техническая оснащенность материально-технической базой в соответствии с требованиями новой экономики;

оптимальное использование средств доставки товара; совершенствование технологической цепи товародвижения; применение инновационного торгово-технологического оборудования взамен ручного труда

Принципы инновационного развития

ориентация на потребителя; интеграция с производителями и посредниками; эффективная дистрибуция с использованием передовых возможностей ИКТ; бенчмаркинг торговых технологий.

Рис. Составляющие торгово-технологической системы (авторское видение)

этой цели возможно на стадии реализации новых товаров и услуг, применения усовершенствованных технологий, в которых воплощаются научно-технические результаты.

3. Инновации базируются на применении результатов интеллектуальных видов деятельности. Однако не все научные достижения могут быть реализованы на практике. Разрешение этой проблемы достигается путем описания областей, способов использования инноваций, разработки алгоритма действий для реализации результата.

С экономической точки зрения можно выделить следующие основные признаки инновационной деятельности коммерческого предприятия.

1. Инновационная активность, отраженная в степени интенсивности внедрения инновационных мер, их своевременности, способности предприятия мобилизовать свой потенциал для обеспечения качественных преобразования.

2. Гибкость организации, реализуемая в быстроте реакции на изменение внешней среды. Инновационная организация использует различные формы инноваций и инновационной активности.

3. Еще одна важная тенденция в сфере товарообращения — это доминирование нововведений, не сопряженных с техникой и технологиями. Технологические инновации представлены в торговле информационными инструментами (компьютеризация сервиса, автоматизация учета и т. д.), а наиболее значимыми являются организационные инновации и поиск принципиально новых ниш на рынке.

Основополагающие принципы инновационного развития торго-во-технологических систем об-

условливаются факторами экономического развитие торговли, базируются на преобразовании тор-гово-технологических процессов. Жестко разделить принципы, лежащие в основе инновационного развития торговых и технологических подсистем, не представляется возможным, поскольку продуцирование инновационной торговой услуги имеет торгово-техно-логический характер. Однако возможно условно выделить принципы, ориентированные на организацию торговых и технологических инноваций (см. рис.).

Следует отметить, что торгово-технологические системы являются элементами национальной инновационной системы (НИС). Особенности НИС, выявленные И.А. Рудской, определяют и инновационное развитие торгово-тех-нологических систем как ее составной части. Отраслевой характер инновационного развития отсекает сферу товарообращения от инновационных проектов отечественной экономики [10]. Так, торгово-промышленная палата, призванная обеспечить внедрение инновационных решений и передовых отечественных технологий в предпринимательском секторе, в разделе инновационной деятельности не исследует торговую сферу. Во многом такая позиция структур власти обусловлена высокой традиционной предпринимательской активностью торговли, сама суть эффективности которой сводится к поиску инновационных методов и способов организации товародвижения. Однако в сфере торговли эксплицируются результаты функционирования всей экономической системы.

Торговую инновацию следует понимать с позиции целенаправленного осуществления техниче-

ских, экономических, социальных, правовых и организационных изменений торговой деятельности и поведения потребителей с целью получения прибыли или другой выгоды (например, повышение конкурентоспособности, рост доли рынка). Торговая инновация — это изменение, достигаемое в результате использования научных достижений, исследований и разработок, реализуемых в целях совершенствования основной и дополнительной торговой услуги, а также экономических и социальных отношений в сфере товарного обращения.

При реализации инновационной деятельности в сфере торговли следует учитывать специфические особенности, обусловленные сущностью и тенденциями развития сферы обращения. Инновационное развитие в торговле происходит на различных этапах торго-во-технологического процесса, что сказывается на характеристиках инновационной деятельности. Так инновации в торговле, как правило, связаны с усовершенствованием уже существующей услуги, касаются торгово-технологиче-ских новшеств, при этом высокое значение имеют маркетинговые инновации, так как потребитель влияет на производителя опосредовано, через торговлю. Кроме того, велико влияние крупных сетевых торговых компаний, являющихся флагманом инновационного развития торговой сферы. Для торговли характерно появление инноваций, формируемых как в самой торговле, так и в смежных отраслях, прежде всего, в производстве. Результатом реализации инновационного управления будут появление дополнительной ценности услуги для конечных потребителей; повышение эффективности торгово-технологического

процесса; повышение эффективности конкурентной борьбы; более полное удовлетворение запросов потребителей; появление новых форматов, форм, методов и технологий торговли; повышение качества товаров, расширение ассортимента. Для реализации таких инноваций торговому предприятию необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы — кадровые, финансовые, материально-технические, информационные, маркетинговые.

Технологическая составляющая торговой деятельности заключается в обеспечении обработки товарных потоков, начиная с поступления товара в торговую организацию и заканчивая полной подготовкой их к продаже, и реализуется без участия покупателей.

Под инновационными бизнес-технологиями в торговле предлагается понимать совокупность методов, приемов, последовательность операций и процедур,тесно

связанных с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами и материалами, позволяющими формировать тот или иной вид инноваций в сфере товарообращения.

Исследуя практику развития торгово-технологических систем, можно выделить такие направления реализации инновационных бизнес-технологий, как информатизация, кастомизация, интеграция (табл.)

Переход экономики к информационной фазе развития существенно влияет на трансформацию концептуальной направленности предпринимательства, которое приобретает информационный вектор развития и базируется на сетевом взаимодействии, все больше становится интеллектуальным, креативным и клиенто-ориентированным [11]. По данным Росстата, в 2017 году российский рынок розничной торговли

увеличился на 1,2% и достиг 29,8 трлн рублей. Позитивный рост привел к оживлению в сфере информатизации ретейла. Государство в российских условиях играет в этом не последнюю роль. Вступивший в силу закон об он-лайн-кассах, а также инициативы регулятора по маркировке меховых изделий, лекарств, обуви, табачной продукции и драгоценностей, вынуждают ретейлеров уделять все больше внимания новым технологиям. Основные тренды в информатизации российской торговли — облачные хранение и вычисление, управление массивами данных и предиктивная аналитика, системы лояльности, искусственный интеллект, интернет вещей и виртуальная реальность. Применение этих средств влечет за собой необходимость разработок для обеспечения кибербезо-пасности. До 2024 года в России планируется развернуть масштабную систему контроля оборота

Таблица

Актуальные направления реализации инновационных бизнес-технологий в российской торговле

Направление Инструменты Результат

Информатизация Автоматизация бизнес-процессов Системы учета и инвентаризации имущества и автоматизации склада

Облачные вычисления и виртуализация Виртуализация ИТ-инфраструктуры торгового предприятия

Управление компьютерными системами Интегрированные аппаратно-программные комплексы виртуализации.

Центры обработки и хранилища данных Серверные системы хранения и переработки данных

Интеграция мобильных устройств с корпоративной ИТ-инфраструктурой Мобильный офис и мобильная торговля (трендинг, вендинг, платежные терминалы)

Кастомизация Применение нового концепта магазина Адаптация торгового объекта к территориальным и поведенческим особенностям рыночного сегмента

Идентификация потребителей Разработка инновационных программ лояльности Коммуницирование с каждым покупателем

Изменение формата бизнеса Смена или трансформация торгового формата

Выход на новые рынки Создание представительств, филиалов Франчайзинг

Интеграция Трансформация системы взаимодействия структурных единиц Переподчинение бизнес-единиц

Реинжиниринг бизнес-процессов Совершенствование действующих, разработка новых бизнес-процессов

Переориентация бизнеса Смена профиля деятельности (оптовая, Кэш энд Кэри, розничная сетевая)

Поглощение Присоединение торговой компании, производственных предприятий, распределительных центров.

товаров. Разработка концепции по созданию системы маркировки товаров идентификационными (контрольными) знаками поручена соответствующим министерствам и ведомствам — Минпромторгу, Минфину)*. Эту систему планируют интегрировать с «единым кассовым чеком» автоматизированных систем контроля ФНС, таможенными базами данных, а в перспективе — и с данными электронных платежных систем. Еще один из инструментов развития направления информатизации в торговле — это автоматизация вспомогательных бизнес-процессов, которая может повысить эффективность работы и сократить затраты. Прогнозирование спроса и автоматизация заказов, управление ценообразованием, через использование накопленных данных и математических систем расчета позволяет избежать ошибок и сократить трудозатраты. В результате торговое предприятие оптимизирует ассортимент и объем товарных запасов, снижает уровень списаний и возвратов, эффективно регулирует объемы продаж за счет грамотного ценообразования.

Еще одно из ключевых направлений развития бизнес-технологий в сфере торговли кастомиза-ция — удержание уже существующих и привлечение новых клиентов через идентификацию клиентов. Технологическая основа для реализации этого направления — сбор максимально возможного количества информации о клиентском опыте, ее анализ (большие данные) и формирование программ лояльности, запуск промо-акций, перестройка торговых форматов и концептов магазинов, позволяющих увеличить объем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продаж. Ключевым процессом в этой группе бизнес-технологий является идентификация покупателя. Идентифицировать покупателя сегодня могут уже многие торговые сети: получить информацию с карты лояльности, узнать историю его заказов, а затем предложить индивидуальные предложения. Все более востребованными становятся технологии идентификации потока посетителей. Такие решения позволяют определить личность покупателя, его маршрут движения по торговой точке и, следовательно, сопровождать конкретного посетителя в интерактивном режиме на протяжении всего процесса выбора, причем зачастую даже без привлечения персонала магазина.

Консолидация сферы ретейла — это устойчивый тренд в развитие розничной торговли России на протяжении последних десятилетий. Тенденции глобализации бизнеса обусловливают укрупнение предприятий производственной сферы и оптовой торговли, стирание национальных границ, что наряду с усиливающимся диктатом потребителя, опосредованного розничными продавцами, ведет к усилению власти ретейлеров (ретейлизация описана Lars Thomassen, Keith Lincoln, Antony Aconis [12]). Между торговыми компаниями и производителями формируются сетевые отношения. Крупные торговыепредприя-тия обладают силой и влиянием, сопоставимыми с производителями мирового уровня. Существенную угрозу для товаропроизводителей составляют глобальные розничные торговые сети. Масштабы их деятельности, концентрация и влияние позволяют сделать вы-

вод о смещении соотношения сил в сторону ретейлеров, владеющих полочным пространством, и знающих о своих потребителях больше, чем любой производитель. Сама сетевизация является одной из прогрессивных бизнес-технологий торговли. Это направление развития бизнес-технологий позволяет увеличивать как операционные, так и стратегические показатели. Инструментарий направления довольно широк и многообразен.

Инновации в развитии торговли в настоящее время связаны не столько с изменением технологий, сколько с трансформацией покупательского поведения. Формируется так называемая бимодальная ИТ-архитектура, когда над базовыми ИТ-системами появляются надстройки — инновационные сервисы для клиентов, которые соответствуют новому клиентскому поведению и могут сами поменять практику бизнеса. Главная задача для торговых компаний — выбрать направления совершенствования бизнес-технологий, позволяющие наиболее эффективно взаимодействовать с потребителем. Те ре-тейлеры, которые смогут решить эту задачу, будут формировать новый образ отрасли и получат конкурентное преимущество на рынке.

ВЫВОДЫ

1. Специфика организации торговой деятельности обосновывает целесообразность применения системного подхода, определяемого как видение составных частей целого во взаимосвязи, имеющего на входе ресурсы, а на выходе результаты. Понимание особенностей торгово-технологической системы позволяет акцентировать

* Обзор: ИТ в ретейле 2018 [Electronic resource].Access mode: http://www.cnews.ru/reviews/retail2018/articles/ it_v_riteile_itogi_2017_goda_i_perspektivy_razvitiya.

усилия менеджмента торговых компаний на специфических направлениях реализации инновационных бизнес-технологий.

2. Интенсивный характер развития торговли, с одной стороны, и цифровизация экономики — с другой, обусловили использование инновационных бизнес-технологий, которые представляют совокупность методов, приемов, последовательность опера-

ций и процедур, тесно связанных с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами и материалами, позволяющими формировать тот или иной вид инноваций в сфере товарообращения. Переход экономики в информационную фазу развития оказал влияние на изменение концептуальной ориентации предпринимательства, которое все больше становится интеллек-

туальным, креативным и клиенто-ориентированным.

3. Между торговыми компаниями и производителями формируются сетевые отношения. Сетеви-зация является одной из прогрессивных бизнес-технологий торговли, она направлена на решение главной задачи торговых компаний — определение форм наиболее эффективного взаимодействия с потребителем.

ИСТОЧНИКИ

1. Shaping the Future of Retail for Consumer Industries [Electronic resource]. Access mode: https://www.weforum.org/ reports/shaping-the-future-of-retail-for-consumer-industries.

2. Krasyuk I.A., Bakharev V.V., Medvedeva Y.Y. Sector specific features of innovative development in the Russian economy // SHS Web of Conferences 35, 01052 (2017) DOI: 10.1051/shsconf/20173501052. ICIE-2017.

3. Красюк И.А., Медведева Ю.Ю. Характеристика инновационной среды торгового предприятия // Практический маркетинг. - 2016. - № 12-1 (2381). - С. 63-67.

4. СоломатинАН. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / Учебник для вузов / Санкт-Петербург, 2010. - 560 с.

5. ЧегловВ.П. Инновационный ретейл. Организационное лидерство и эффективные технологии: монография / 2 изд., перераб. и доп.- М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2014. - 272 с

6. Дашков Л. П., Мирошниченко В.В. Потенциал использования инноваций при осуществлении торгово-технологичес-кого процесса на розничных торговых предприятиях. Предпринимательство и бизнес: теория, методология и практика эффективного управления. Материалы IV Международного научного конгресса. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; под общ. ред. Е.Г. Крыловой. 2016. - С. 123-129.

7. Krasyuk I.A., Krymov S.M., Medvedeva Y.Y., Chernisheva A.M., Lashko S.I. Marketing Management in Retail Chains // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 83-91.

8. Кристенсен К. М., Рейнор М. Е. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. Пер. с англ. Е. Ю. Калининой. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. - 290 с.

9. ОтнюковаГ.Д. Понятие и признаки инновационной деятельности // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. -2015. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-priznaki-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 16.07.2018).

10. Рудская И.А Формирование и развитие региональных инновационных систем в российской экономике [Текст]: дис.....докт. эконом. наук. - Санкт-Петербург, 2017. - 385 с.

11. Крымов С.М., КольганМ.В. Анализ приоритетных функциональных составляющих инновационного потенциала предприятий // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2017. - Т. 10. - № 6. - С. 182-194. DOI: 10.18721/JE.10617.

12. ТомассенЛ., Линколн К., Эконис Э. Ретейлизация. Пер. с анг. М: Изд-во «Добрая книга», 2010. - 352 с.

Directions of Innovative Business Technologies Development in Trading-technological Systems Krasyuk Irina Anatolyevna,

Doctor of Economics, Professor, Deputy Director for scientific work, Higher Economic and Commercial Schools of the Industrial Management, Economics and Commerce Institute, Peter the Great Polytechnic University; 3rd University building, Polytechnicheskaya 29, Saint-Petersburg, 195251, Russian Federation (iri-krasjuk@yandex.ru)

Medvedeva Yulia Yuryevna,

Candidate of Economics, Associate Professor of the Department Marketing and Engineering Economy, Don State Technological University; Gagarin Square 1, Rostov-on-Don, 344001, Russian Federation (jjmedvet@yandex.ru)

The paper presents the author's view on the problem of innovative development of trade enterprises, the functioning of which is considered from the perspective of a systematic approach. The general view of trade and technological system is offered, the principles of its innovative development are defined: optimization of ways of delivery of goods; technical equipment of material and technical base according to requirements of new economy; optimum use of means of delivery of goods; improvement of a

technological chain of commodity circulation; application of innovative trade and technological equipment instead of manual labor, customer orientation; integration with manufacturers and intermediaries; effective distribution; benchmarking of trade technologies.

The content of the definition of «commercial innovation» is defined, which refers to the change achieved as a result of the use of scientific achievements, research and development, implemented to improve basic and additional trade services, as well as economic and social relations in the sphere of commodity circulation. The economic content of the category «innovative business technologies in trade» is considered, the possible directions of their development are determined by Informatization, customization, networking. It is proved that the transition of the economy to the information phase of development significantly affects the change in the conceptual orientation of entrepreneurship, which acquires an information vector of development and is based on network interaction. The information direction of development of business technologies in trade actualizes the issues of commercialization of trade innovations involving the transformation of consumer behavior, as a result, the conditions for the formation of bimodal IT-architecture of trade are created.

Keywords: trade innovation; trading-technological system; principles of innovative development; innovative business technologies; informatization; customization; networking.

REFERENCES

1. Shaping the Future of Retail for Consumer Industries [Electronic resource]. URL: https://www.weforum.org/reports/ shaping-the-future-of-retail-for-consumer-industries.

2. Krasyuk, I.A.; Bakharev, V.V.; Medvedeva, Yu.Yu. (2017) Sector specific features of innovative development in the Russian economy. SHS Web of Conferences 35, 01052 (2017) DOI: 10.1051/shsconf/20173501052. ICIE-2017.

3. Krasyuk, I.A.; Medvedeva, Yu.Yu. Characteristics of the innovative environment of a commercial enterprise. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2016, No. 12-1, pp. 63—67.

4. Solomatin, A.N. (2010) Economics, analysis and planning for the enterprise-trade. Textbook for universities. St. Petersburg, 2010, 560 pp.

5. Cheglov, V.P. (2014) Innovative retail companies. Organizational leadership and effective technology: monograph, 2ed. Moscow, Publishing house «Forum»: INFRA-M, 2014, 272 p.

6. Dashkov, L.P.; Miroshnichenko, V.V. (2016) Potential of use of innovations at implementation of trade and technological process at retail trade enterprises. Entrepreneurship and business: theory, methodology and practice of effective management. Proceedings of the IV International scientific Congress. Financial University under the Government of the Russian Federation; under the General editorship of E.G. Krylova, 2016, pp. 123 — 129.

7. Krasyuk, I.A.; Krymov, S.M.; Medvedeva, Y.Y.; Chernisheva, A.M.; Lashko, S.I. (2017) Marketing Management in Retail Chains. International Journal of Applied Business and Economic Research, 2017, vol. 15, No. 12, pp. 83—91.

8. Christensen, C.M.; Raynor, M.E. (2016) The Innovator's Solution: Creating and Sustaining Successful Growth. [In Russian]. Moscow, Alpina Publisher, 2016, 290 p.

9. Rudskaya, A.I. (2017) Formation and development of regional innovation systems in the Russian economy [Text]: dis.....Doc.

steward. sciences'. Saint Petersburg, 2017, 385 p.

10. Otnyukova, G.D. (2015) Concept and features of innovative activity. Bulletin of the University named after O. E. Kutafin, 2015, No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-priznaki-innovatsionnoy-deyatelnosti (accessed: 16.07.2018.)

11. Krymov, S.M.; Kolgan, M.V. (2017) Analysis of priority functional components of innovative potential of enterprises. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, No. 10, 2017, pp. 182—194. DOI: 10.18721/JE.10617.

12. Thomassen, L.; Lincoln, K.; Aconis, A. Retalization. [In Russian]. Moscow, Publishing house «Dobraya kniga», 2010, 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.