Научная статья на тему 'Направления развития государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального хозяйства республики Дагестан'

Направления развития государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального хозяйства республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабанова Мадина Мухидиновна, Дусилаева Хажибати Магомедовна, Атуева Энара Бадурсултановна

В статье рассматриваются проблемы, имеющиеся на сегодняшний день в сфере жилищно-коммунального хозяйства, решение которых возможно в рамках государственно-частного партнерства. Предлагаются направления государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабанова Мадина Мухидиновна, Дусилаева Хажибати Магомедовна, Атуева Энара Бадурсултановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SYSTEM OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article discusses the problems that exist today in the field of housing and communal services, the solution of which is possible in the framework of public-private partnership. The directions of public-private partnership in the system of housing and communal services of the Republic of Dagestan are proposed.

Текст научной работы на тему «Направления развития государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального хозяйства республики Дагестан»

УДК 69.003.13

Шабанова М.М.1 Дусилаева Х.М.2

Атуева Э.Б.3

направления развития государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального хозяйства

республики ДАГЕСТАН

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, имеющиеся на сегодняшний день в сфере жилищно-коммунального хозяйства, решение которых возможно в рамках государственно-частного партнерства. Предлагаются направления государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, государственно-частное партнерство, государственное управление.

Shabanova M.

Dusilaeva Kh.

Atueva E.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SYSTEM OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Abstract. The article discusses the problems that exist today in the field of housing and communal services, the solution of which is possible in the framework of public-private partnership. The directions of public-private partnership in the system of housing and communal services of the Republic of Dagestan are proposed.

Keywords: housing and communal services, public-private partnerships, public administration.

Успешная российская и мировая практика показывает, что развитие государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве создает условия не только для привлечения в эту сферу значительных финансовых ресурсов, но также позволяет получать доступ к инновационным технологиям и использовать частный управленческий опыт в процессе реализации проектов и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Наибольшее распространение государственно-частное партнерство получило в

таких отраслях ЖКХ как: водоснабжение и водоотведение, утилизация отходов и теплоснабжение.

Исследования, проведенные Всемирным банком, показывают, что на сегодняшний день перспективными отраслями для реализации ГЧП-проектов являются энергетика, водоснабжение и очистка стоков.

Несмотря на бурное развитие государственно-частного партнерства за рубежом, в России институт партнерства власти и бизнеса в сфере ЖКХ находится лишь на стадии

1 Шабанова Мадина Мухидиновна, Профессор кафедры ГиМУ Дагестанского Государственного Технического Университета, г. Махачкала

Madina Shabanova, Professor of the Department of Gimu of Dagestan State Technical University

2Дусилаева Хажибати Магомедовна, преподаватель Промышленно-экономического колледжа Khazhibati Dusilaeva, Lecturer at the College of Industry and Economics

3 Атуева Энара Бадурсултановна, Декан инженерно-экономического факультета Дагестанского Государственного Технического Университета, г. Махачкала

Enara Atueva, Dean of the Faculty of Engineering and Economics of Dagestan State Technical University

становления. Хотя в последние годы этот процесс значительно активизировался, что, скорее всего, связано с принятием закона о ГЧП и возрастающим пониманием властей и бизнеса преимуществ этого механизма развития инвестиционной деятельности.

Развитие государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеет свою специфику, что создает определенные проблемы при реализации в этой сфере проектов ГЧП.

Несмотря на принятие в 2015 году закона о ГЧП [1], и на сегодняшний день, действующая нормативно-правовая база значительно ссужает возможности использования инструментов поддержки частного сектора при реализации проектов государственно-частного партнерства. Так, например, в ст. 100 п. 4 Бюджетного кодекса РФ указывается, что местные органы власти не могут предоставлять муниципальные гарантии на срок, превышающий 10 лет. А, как правило, концессионные соглашения заключаются на 15-20 лет [2].

Поэтому для того, чтобы бизнес не боялся вкладывать средства, особенно в такую рисковую сферу как ЖКХ, должна быть создана целая система гарантий и налоговых льгот, созданы условия для получения долгосрочных и краткосрочных кредитов. И должны быть проработаны механизмы разделение рисков. В качестве примера можно привести механизм синдицированных кредитов, который предполагает распределение рисков сразу на 2 банка.

Связанной с проблемами риска является и другая проблема - неопределенность относительно объемов капитальных вложений в модернизацию объектов ЖКХ. Инженерные сети, как правило, находятся под землей и в муниципальных образованиях не сложилась системная практика их инвентаризации, поэтому возникают проблемы с объективной оценкой уровня их износа. А это, в свою очередь, создает проблемы при планировании необходимого объема инвестиций. В результате общий объем финансирования проекта ГЧП может значительно увеличиться и становится нерентабельным для частного партнера.

Создает сложности развитию ГЧП в сфере

ЖКХ и сложившиеся в отрасли принципы тарифообразования. Преобладание краткосрочного принципа формирования тарифов на услуги ЖКХ, приводит к тому, что инвесторы не могут заранее предусмотреть развитие тен-деций финансирования отрасли.

Проблемой является и то, что, несмотря на существование соответствующих финансовых институтов развития (Инвестиционный фонд РФ, Внешэкономбанк), не всегда органы местного самоуправления могут рассчитывать на получение их поддержки, так как эти организации оказывают поддержку проектам с минимальной стоимостью 500 млн. руб. Большинство же инвестиционных проектов, реализуемых в муниципальных образованиях, являются менее капиталоемкими.

Кроме того, бизнес в основном хочет работать в жилищно-коммунальном комплексе крупных городов. Небольшие муниципальные образования для них неинтересны, вследствие низкой платежеспособности населения и масштабов ЖКХ этих населенных пунктов.

И, наконец, одна из наиболее значимых проблем, тормозящих развитие государственно-частного партнерства в ЖКХ, - это отсутствие у органов власти стратегического подхода к развитию отрасли. Вследствие того, что развитие государственно-частного партнерства никак не интегрировано с программами комплексного социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, практика партнерского взаимодействия власти и бизнеса в ЖКХ отмечается некоторой «стихийностью». И если власть заинтересована в дальнейшем развитии жилищно-коммунального хозяйства и использовании инвестиционного механизма ГЧП, она должна проявить политическую волю, активную позицию и развивать стратегическое управление в этой сфере. Что же касается Республики Дагестан, то на сегодняшний день нет ни одного проекта государственно-частного партнерства, реализуемого в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона. А без использования такого современного, действенного механизма инвестирования этой отрасли невозможно решить все те проблемы, которые скопились в жилищно-коммунальном комплексе республики.

На рисунке 1 представлена, предлагаемая нами модель стратегического управления ЖКХ Республики Дагестан на основе использования механизмов государственно-частного партнерства.

Эффективная реализация проектов государственно-частного партнерства в ЖКХ Республики Дагестан должна осуществляться с учетом территориальных особенностей функционирования данной отрасли экономики.

Рисунок 1 — Модель стратегического управления развитием ЖКХ РД на основе ГЧП

Развитие стратегического управления ЖКХ должно начинаться с глубокого анализа стартовых условий его развития, оценки факторов внешней и внутренней среды, оказывающих непосредственное влияние на особенности управления реализацией соглашений о государственно-частном партнерстве.

Факторы внешней среды оказывают серьезное влияние на процесс реализации проектов государственно-частного партнерства, и они определяют перспективное развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства республики. К наиболее значимым факторам внешней среды мы относим: политические (приоритеты органов федеральной и региональной власти в развитии жилищно-коммунального хозяйства), нормативно-правовое регулирование, бюджетную, инвестиционную, налоговую политику, стоимость и доступность заемного финансирования, темпы инфляции и т.п. Объективная оценка влияния

факторов внешней среды создает условия для выработки эффективного механизма управления реализацией проектов государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ.

Оценка состояния развития внутренней среды Республики Дагестан позволяет получить объективную картину особенностей и проблем развития ЖКХ региона (степень износа основных фондов, уровень КПД применяемых технологий, непроизводительных потерь ресурсов, финансовое состояние организаций ЖКХ, рентабельность производства услуг, объем дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченность кадрами, уровень их квалификации) и определить эффективность использования потенциала этой сферы экономики республики.

Глубокий анализ стартовых условий развития жилищно-коммунального хозяйства республики позволяет более четко определить стратегические цели и приоритеты его развития на основе

использования механизмов государственно-частного партнерства. При этом разработкой приоритетов развития жилищно-коммунального хозяйства должна осуществляться профильным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан с учетом мнения бизнес-сообщества региона.

В качестве основной цели развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан мы предлагаем: эффективное использование ресурсов государственного и частного сектора для обеспечения высокого

качества жизни населения на основе стабильного функционирования и динамичного развития ЖКХ. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- создание благоприятных условий для привлечения бизнеса к управлению и финансированию жилищно-коммунального хозяйства республики;

- обеспечение эффективного управления реализацией проектов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства республики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.