Научная статья на тему 'Применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / HOUSING AND UTILITIES / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / CONCESSION AGREEMENTS / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Ю.В., Княжеченко Р.В.

В статье даются базовые характеристики, исследуются формы и принципы организации государственно-частного партнерство. Кроме того, раскрываются преимущества и перспективы применения инструментов государственно-частного партнерства (в частности концессионных соглашений) в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иода Ю.В., Княжеченко Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MECHANISMS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article gives basic characteristics, explores the forms and principles of organizing public-private partnerships. In addition, the advantages and prospects of using public-private partnership instruments (in particular concession agreements) in the field of housing and communal services are revealed.

Текст научной работы на тему «Применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации [Электронный ресурс]: паспорт национального проекта (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // СПС «Гарант» (дата обращения: 26.10.2019).

3. Реформа контрольной и надзорной деятельности [Электронный ресурс]: паспорт приоритетной программы (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) // СПС «Гарант» (дата обращения: 26.10.2019).

4. Липунцова, А.В. Контроль в государственной деятельности и принципы его осуществления / А.В. Липунцова // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако: материалы II Международной научной конференции. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2018. С. 144-147.

5. Ноздрачев, А.Ф. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля / А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова // Журнал российского права. 2017. № 9 (249). С. 34-46.

6. Смотрицкая, И.И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и риски / И.И. Смотрицкая // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 4. С. 60-72.

Иода Ю.В.

кандидат экономических наук, Липецкий государственный технический университет,

г. Липецк, Россия Княжеченко Р.В. магистрант

Липецкий государственный технический университет,

г. Липецк, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация: В статье даются базовые характеристики, исследуются формы и принципы организации государственно-частного партнерство. Кроме того, раскрываются преимущества и перспективы применения инструментов го-

сударственно-частного партнерства (в частности концессионных соглашений) в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, инвестиции.

Ioda Yu.V.

PhD in Economics, Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia Knyazhechenko R.V.

undergraduate Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia

APPLICATION OF MECHANISMS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Abstract: The article gives basic characteristics, explores the forms and principles of organizing public-private partnerships. In addition, the advantages and prospects of using public-private partnership instruments (in particular concession agreements) in the field of housing and communal services are revealed.

Key words: housing and utilities, public-private partnerships, concession agreements, investments.

Несмотря на активное привлечение частного сектора к реализации проектов в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, вопрос о нехватке финансовых вложений остается актуальным. Модернизация сферы жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в пределах средств, предусмотренных тарифами на коммунальные ресурсы, но этих средств не хватает, а износ объектов инфраструктуры обгоняет вложенные средства. Ежегодные инвестиционные вложения должны составлять не менее 500 млрд. руб., из которых 250 млрд. руб. на объекты теплообепечения, 250 млрд. руб. - водоснабжения и отведения и 100 млрд. руб. - направление обращения с отходами. Но на сегодня накопительным итогом в отрасли присутствует только 488 млрд. руб. Рассматривая реалистичный прогноз - ежегодный прилив частных инвестиций может составлять около 130 млрд. руб., но данной суммы недостаточно для решения проблемы недофинансирования отрасли.

Развитие качественных и эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса представляет собой важный фактор для раз-

вития экономики любой страны, так как способствует повышению инвестиционной активности и привлекательности страны, модернизации инфраструктуры. Таким институтом в частности является государственно-частное партнерство, которое сегодня активно развивается и применяется в России в форме концессионных соглашений (далее - КС).

Формирование механизмов взаимодействия государства и бизнеса в современных условиях является важным этапом для перспективного и устойчивого развития, как на уровне страны, так и на уровне регионов. Поэтому наиболее значимой моделью взаимоотношений частной и публичной сторон является государственно - частное партнерство (далее - ГЧП).

В 2018 году традиционно лидером рынка ГЧП оставалась сфера жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). Среди запущенных в уходящем году проектов стоит выделить: проект в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в Архангельске стоимостью 12,8 млрд руб., проект в отношении объектов теплоснабжения Дзержинска Нижегородской области стоимостью 4,7 млрд руб., а также четыре проекта в отношении объектов теплоснабжения в Московской области суммарной стоимостью 5,6 млрд руб. (Пушкинский, Серпуховский районы и городские округа «Ликино-Дулево» и «Серпухов»), проект в отношении объектов водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «Город Лесной» Свердловской области стоимостью 0,7 млрд руб. В сфере обращения с ТКО важно выделить концессионный проект в отношении объектов обработки, накопления и захоронения ТКО в Нижнем Тагиле Свердловской области стоимостью 4,1 млрд руб. [2].

Вместе с тем, несмотря на некоторые положительные тенденции развития ГЧП в целом, развитие института ГЧП в России в сфере ЖКХ сдерживается рядом препятствий. Все выявленные препятствия развития ГЧП в сфере ЖКХ России можно условно разделить на препятствия, связанные со спецификой сферы ЖКХ в России и препятствия институциональной инфраструктуры ГЧП в России.

На сегодняшний день сектор коммунальных услуг представляют предприятия, доля участия государства в акционерном капитале которых составляет от 52% (государственные естественно-монопольные компании электроэнергетики) и 57% (предприятия в отрасли гидроэнергетики) до 84% (предприятия сферы водоснабжения и водоотведения) [1, с. 247]. На рынке коммунальных услуг практически отсутствует конкуренция. Это обстоятельство является одной из причин отсутствия интереса частного сектора к инвестированию в сферу ЖКХ. Только благодаря конкуренции можно сдерживать тарифы, находить оптимальные экономические модели и бороться с монополистическими явлениями.

На сегодня подавляющее большинство среди всех проектов ГЧП -коммунальные концессии муниципального уровня. При сохранении среднегодовых темпов роста, их общее количество может превысить 5000% к 2020 году.

Последовательно реализуя стратегию развития ЖКХ, в том числе, в направлении привлечения частных инвестиций, Минстроем России было сформировано принципиально новое концессионное законодательство, которое признается эффективным, в том числе, на международном уровне. За последние пару лет был принят ряд дополнительных мер, гарантирующих бизнесу стабильные условия работы на рынке и возврат инвестиций, в том числе, это включение в тариф 5 - процентной предпринимательской прибыли как защищенной статьи, гарантированная тарифная формула на весь срок концессии и возврат инвестиций в случае ее расторжения. Кроме того, регион стал третьей стороной концессии, что повысило предсказуемость работы концессионеров [3].

Повышение интереса к концессионным соглашениям в отрасли жилищно-коммунального хозяйства обусловлено рядом причин. Одной из наиболее веских является высокий процент изношенности основных объектов коммунальной инфраструктуры. Решение данной проблемы требует постоянного большого объема финансовых вложений. Привлечение частного капитала в инфраструктурные сферы экономики может стать хорошим стартом и иметь положительные перспективы, по причине, что отечественные и зарубежные инвесторы владеют существенными финансовыми возможностями, а иногда, даже большими, чем у государства, вариативностью их применения, а также возможностями внедрять технологические инновации. Но инфраструктурные отрасли, в том числе и ЖКХ, считаются традиционно подконтрольными государственной власти, а вход на данный рынок обусловлен для инвесторов высокими рисками и затратами, в том числе юридическими, финансовыми, рыночными, техническими, завершения проекта и др.

Несмотря на то, что основные условия для использования концессионных соглашений в жилищно-коммунальной отрасли сформированы, имеются направления, которые требуют внимания в конкретном регионе. Для дальнейшего развития КС в Липецкой области возможно предложить мероприятия по нескольким направлениям:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы.

В рамках развития концессионного механизма и эффективной реализации Стратегии ЖКХ требуется дальнейшее развитие нормативной правовой базы, в особенности - формирования нормативно-правовой базы регионального уровня различных субъектов. В первую очередь, оценить компетентность уже существующих нормативно-

правовых актов (если таковые имеются), регулирующих концессионные отношения. При формировании регионального законодательства необходимо учитывать уже существующие федеральные законы, а также особенности самого региона и возможности развития. Законодательная база должна обеспечить достаточное и конкретное регулирование на всех этапах проекта, в том числе индивидуальные условия региона о распределении рисков, гарантий и софинансирования.

2. Обмен опытом с зарубежными странами.

Из всех форм ГЧП наиболее популярной в зарубежных странах также являются концессионные соглашения, которые применяются более чем в 120 странах мира в отношении объектов инфраструктурных отраслей, в том числе и ЖКХ. Активно развиваются концессионные отношения, как в странах БРИКС, так и в европейских, как Франция, Германия, которые накопили достаточно большой позитивный и негативный опыт при применении КС, формировании законодательной базы и методики оценки эффективности концессионных проектов. Реализация совместных концессионных проектов сможет обеспечить обмен опытом законодательного регулирования, устранить не только существующие барьеры, организационных и методологических вопросов, но и предотвратить их появление, а также создать более привлекательную инвестиционную среду, как для отечественных инвесторов, так и для зарубежных

3. Анализ мнения бизнеса о состоянии рынка концессионных соглашений.

Исследование мнения частного сектора, представляется одним из наиболее важных факторов, который влияет на эффективность развития концессионных соглашений, поскольку данный участник главный в данных взаимоотношениях. Исследования должны помочь выявить недостатки организационных вопросов, конкурсной процедуры, правовой базы, а также вопросов, касающихся других направлений, связанных с выполнением соглашений. Практика создания и реализации подобного проекта была предпринята в 2013 году, совместно с Центром развития ГЧП и Торгово-Промышленной палатой, и представляла собой совокупность наиболее важных вопросов, которые не устраивали бизнес сообщество при реализации проектов концессионным механизмом и другими. В рамках распространения и популяризации концессий, не только в сфере жилищно-коммунального хозяйства, но и в других инфраструктурных отраслях, данная практика также сможет помочь решить назревшие проблемы, в особенности законодательного регулирования.

4. Создание специализированного регионального ведомства.

Создание специализированного регионального ведомства по вопросам управления, развития и мониторинга, реализуемых проектов.

Данный орган должен включать в себя ряд специалистов и экспертов, которые смогут помочь в вопросах организации конкурсной процедуры региональным и муниципальным властям, экспертная поддержка и консультационные услуги по вопросам реализации концессионных проектов, аналитические материалы о ходе развития и применения концессий (и других форм ГЧП).

5. Повышение информационной открытости.

Несмотря на то, что на данный момент активно работают сайты Национального центра развития ГЧП, Платформа поддержки инфраструктурных проектов и ряд других, которые публикуют аналитические материалы о развитии и применении концессионных соглашений и других форм ГЧП, общую информацию о реализуемых конкурсах и соглашениях, нет текущей аналитической информации. Как таковой мониторинг может быть сделан только на основании проведенных центром исследований, которые не имеют систематизации выпуска, а период выпуска может значительно варьироваться.

6. Создание совместных платформ и площадок.

Проведение форумов и встреч на различных площадках - наиболее эффективный вид диалога между участниками концессионных соглашений. В форме таких мероприятий участниками должны быть, как представители государственных органов, в том числе федерального, регионального уровня, так и представители частной инициативы. На таких мероприятиях должны подниматься вопросы как положительной практики и тенденциях, также и негативные аспекты. В рамках этих мероприятий возможны обсуждения региональных перспектив и практик, законодательных инициатив, привлечение опытных иностранных и отечественных экспертов. Примером реализации данного направления может служить Российский форум Неделя ГЧП, который объединяет различных представителей государственной власти, банковской сферы, иностранных и отечественных компаний. Эффективность таких встреч отмечают постоянные участники форума, эксперты национального центра ГЧП, представители регионов и частных компаний, говоря о том, что форум дает высказаться о текущей ситуации, трендах и накопившихся проблема.

7. Изменение способа реализации концессионного соглашения

Сегодня классическая схема реализации концессионных соглашений представляет собой определенную последовательность этапов, строительство (модернизация) и эксплуатация объектов соглашения. В данном случае, инвестор на первоначальном этапе только осуществляет затраты, возможность окупить свои инвестиции появляется только на этапе эксплуатации. В данном случае, при реализации долго-

срочных и масштабных проектов частный инвестор должен обладать значительными финансовыми ресурсами на текущей момент времени, а предоставленные гарантии возврата вложенных средств не всегда могут работать, в результате чего возникает риск повышения цен на тарифы предоставляемых коммунальных услуг.

Можно предложить такое подход при реализации проектов на несколько объектов коммунальной инфраструктуры, который позволит постепенное эксплуатирование созданных объектов, получение дохода происходит раньше, а часть этого дохода идет на строительство или модернизацию следующих объектов, тем самым снижая финансовую нагрузку для инвестора и предоставляя возможности для участия менее финансово сильным бизнес структурам.

Итак, на сегодняшний день ГЧП наиболее востребовано для реализации модернизации инфраструктурных проектов в различных секторах экономики таких как: транспорт, здравоохранение, а в особенности жилищно-коммунального хозяйства. Жилищно-коммунальное хозяйство, на данный момент, является одной из самых проблемных сфер экономики нашей страны. Среди разнообразных форм ГЧП наиболее перспективной видятся концессионные соглашения, которые позволяют государству передавать права владения и пользования, но при этом оставлять за собой право распоряжения на инфраструктурные объекты, привлекая финансирование частных инвесторов.

Несмотря на интерес со стороны частной и публичной стороны, и динамику заключения соглашений, имеются как положительные, так и отрицательные аспекты реализации данного механизма. Проведенный анализ показал, что увеличение числа объектов водоснабжения и теплообеспечения, попадающих под концессионные соглашения, ведет к постепенному снижению аварийности в данных направлениях, однако увеличение числа заключаемых соглашений значительно влияет на увеличение стоимости услуг ЖКХ, что значительно беспокоит население. Также, пока имеется недостаток в привлечении финансовых средств в отрасль, что также немало тормозит ее модернизацию.

Предложены отдельные направления, по повышению эффективности заключаемых соглашений, включающие в себя:

1. совершенствование нормативно-правового регулирования;

2. создание специализированного регионального центра;

3. анализ мнения бизнес структур о состоянии рынка концессионных соглашений;

4. создание совместных платформ и площадок;

5. изменение модели реализации концессионных соглашений;

6. обмен иностранным опытом;

7. повышение информационной открытости.

Список литературы

1. Анкудинов Е.С. Государственно-частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Е.С. Анкудинов // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие». - 2018. - Январь. - С. 247-251.

2. Итоги 2018 ГЧП-года: проекты, события и инициативы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://gchp.khabkrai.ru/events/Novosti/969. -(Дата обращения: 05.10.2019).

3. Обзор практики применения механизмов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// pppcenter.ru > assets > files > P3_Digest_WEB_new221217. -(Дата обращения: 05.10.2019).

4. Оценка развития ГЧП в России. Мнение бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://pppcenter.ru/assets/files/presentations /Opros.pdf. - (Дата обращения: 05.10.2019).

5. Форум «Российская неделя ГЧП 2018». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://p3week.ru/post-reliz. - (Дата обращения: 05.10.2019).

Кузьмин А.В.

к.и.н., доцент

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Парошина К.В.

аспирант

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Усков В.А. к.и.н., доцент

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

НАСИЛИЕ НА РУСИ -ЕСТЬ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ СИЛА...?

Аннотация. В статье предпринята попытка изучения насилия как многосложного явления, имеющего большое количество градаций. В рассматриваемом контексте феномен насилия представлен как механизм государственного управле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.