Научная статья на тему 'Повышение эффективности функционирования коммунального хозяйства на основе использования механизмов муниципальночастного партнерства'

Повышение эффективности функционирования коммунального хозяйства на основе использования механизмов муниципальночастного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / MUNICIPAL UTILITIES / MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP / STRUCTURAL AND LOGICAL MODEL / MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атуева Энара Бадурсултановна, Исалова Маржанат Нуруланевна, Шабанова Мадина Мухидиновна

Цель. Целью исследования является поиск методов повышения эффективности функционирования коммунального хозяйства, поскольку вопрос развития коммунального хозяйства сегодня стоит на повестке дня многих муниципальных образований современной России. Причиной этому является значительная изношенность инженерной инфраструктуры. В условиях ограниченности средств бюджета неизбежно встает вопрос о том, как эффективнее расходовать имеющиеся средства и при этом решить возникающие проблемы городской инфраструктуры. Метод. Использован механизм муниципальночастного партнерства, способствующий существенным образом снижению нагрузки на муниципальный бюджет. В основу выбора модели муниципально-частного пратнерства рекомендован метод парных сравнений альтернативных моделей. Альтернативные модели муниципально-частного партнерства ранжируются в порядке их предпочтительности по совокупности заданных критериев сравнения. Результат. Приведены результаты анализа развития коммунального хозяйства в городе Махачкала. Обоснована необходимость развития муниципально-частного партнерства в сфере коммунального хозяйства города. Предложена структурно-логическая модель муниципально-частного партнерства в коммунальной сфере города с закреплением за каждым из участников муниципально-частного партнерства конкретных функций. Вывод. Доказано, что муниципально-частное партнерство выступает как форма оптимизации исполнения муниципальными органами власти своих функций по бесперебойному обеспечению населения города качественными жилищнокоммунальными услугами и созданию благоприятной городской среды. Использование предложенной методики позволит оценить альтернативные модели и выбрать наиболее оптимальную модель муниципально-частного партнерства для реализации конкретного проекта в сфере коммунального хозяйства города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Атуева Энара Бадурсултановна, Исалова Маржанат Нуруланевна, Шабанова Мадина Мухидиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE FUNCTIONAL EFFECTIVENESS OF MUNICIPAL SERVICE SYSTEMS THROUGH MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP MECHANISMS

Objectives. Due to the issue of public utility development becoming a key concern for many Russian municipalities, this study aims to evaluate methods for increasing the efficiency of municipal services. The reason for this is the severe dilapidation of the physical infrastructure. Given the limited budget, the question inevitably arises as to how to most effectively spend the funds available and at the same time solve emerging urban infrastructure problems. Method. Use of the municipal-private partnership mechanism can significantly reduce the burden on the municipal budget. The method of paired comparisons of alternative models is recommended on the basis of the choice of the municipal-private partnership model.Alternative models of municipal-private partnership are ranked in preference against a plurality of predetermined comparison criteria. Results. The results of an analysis of the development of municipal services in the city of Makhachkala are presented. The necessity for municipal-private partnerships to be developed in the area of urban public utilities is substantiated. A structural-logical model of municipal-private partnership in the communal area of the city is proposed with the concrete functions assigned to each of the members of the municipal-private partnership. Conclusion. It is demonstrated that municipal-private partnerships serve as a means of optimising the performance of municipal functions with respect to the seamless provision of quality housing and communal services to the city's population and creation of a favourable urban environment. Use of the proposed method allows alternative models to be evaluated and the optimal model of municipal-private partnership selected for the implementation of a specific project in the area of urban public utilities.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности функционирования коммунального хозяйства на основе использования механизмов муниципальночастного партнерства»

Для цитирования: Атуева Э.Б., Исалова М.Н., Шабанова М.М. Повышение эффективности функционирования коммунального хозяйства на основе использования механизмов муниципально-частного партнерства. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2016;43 (4):167-174.DOI:10.21822/2073-6185-2016-43-4-167-174

For citation: Atueva E.B., Isalova M.N., Shabanova M.M. Increasing the functional effectiveness of municipal service systems through municipal-private partnership mechanisms. Herald of Dagestan State Technical University. Technical Sciences. 2016; 43 (4): 167-174. (In Russ.) DOI:10.21822/2073-6185-2016-43-4-167-174

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 65.44

DOI: 10.21822/2073 -6185-2016-43 -4-167-174

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

12 3

Атуева Э.Б. , Исалова М.Н. , Шабанова М.М

1-3Дагестанский государственный технический университет,

367015 г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 70,

1 2 3

e-mail:[email protected], e-mail:[email protected], e-mail:[email protected]

Резюме: Цель. Целью исследования является поиск методов повышения эффективности функционирования коммунального хозяйства, поскольку вопрос развития коммунального хозяйства сегодня стоит на повестке дня многих муниципальных образований современной России. Причиной этому является значительная изношенность инженерной инфраструктуры. В условиях ограниченности средств бюджета неизбежно встает вопрос о том, как эффективнее расходовать имеющиеся средства и при этом решить возникающие проблемы городской инфраструктуры. Метод. Использован механизм муниципально-частного партнерства, способствующий существенным образом снижению нагрузки на муниципальный бюджет. В основу выбора модели муниципально-частного пратнерства рекомендован метод парных сравнений альтернативных моделей. Альтернативные модели муниципально-частного пратнерства ранжируются в порядке их предпочтительности по совокупности заданных критериев сравнения. Результат. Приведены результаты анализа развития коммунального хозяйства в городе Махачкала. Обоснована необходимость развития муниципально-частного партнерства в сфере коммунального хозяйства города. Предложена структурно-логическая модель муниципально-частного партнерства в коммунальной сфере города с закреплением за каждым из участников муниципально-частного партнерства конкрентных функций. Вывод. Доказано, что муниципально-частное партнерство выступает как форма оптимизации исполнения муниципальными органами власти своих функций по бесперебойному обеспечению населения города качественными жилищно-коммунальными услугами и созданию благоприятной городской среды. Использование предложенной методики позволит оценить альтернативные модели и выбрать наиболее оптимальную модель муниципально-частного партнерства для реализации конкретного проекта в сфере коммунального хозяйства города.

Ключевые слова: коммунальное хозяйство, муниципально-частное партнерство, структурно-логическая модель, модели муниципально-частного партнерства

ECONOMIC SCIENCE

INCREASING THE FUNCTIONAL EFFECTIVENESS OF MUNICIPAL

SERVICE SYSTEMS THROUGH MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP

MECHANISMS

12 3

Enara B. Atueva , Marzhanat N.Isalova , Madina M. Shabanova .

1-3

- Daghestan State Technical University,

701. Shamil Ave., Makhachkala 367015, Russia

1 2 3

e-mail:[email protected], e-mail:[email protected], e-mail:[email protected]

Abstract: Objectives. Due to the issue of public utility development becoming a key concern for many Russian municipalities, this study aims to evaluate methods for increasing the efficiency of municipal services. The reason for this is the severe dilapidation of the physical infrastructure. Given the limited budget, the question inevitably arises as to how to most effectively spend the funds available and at the same time solve emerging urban infrastructure problems. Method. Use of the municipal-private partnership mechanism can significantly reduce the burden on the municipal budget. The method of paired comparisons of alternative models is recommended on the basis of the choice of the municipal-private partnership model.Alternative models of municipal-private partnership are ranked in preference against a plurality of predetermined comparison criteria. Results. The results of an analysis of the development of municipal services in the city of Makhachkala are presented. The necessity for municipal-private partnerships to be developed in the area of urban public utilities is substantiated. A structural-logical model of municipal-private partnership in the communal area of the city is proposed with the concrete functions assigned to each of the members of the municipal-private partnership. Conclusion. It is demonstrated that municipal-private partnerships serve as a means of optimising the performance of municipal functions with respect to the seamless provision of quality housing and communal services to the city's population and creation of a favourable urban environment. Use of the proposed method allows alternative models to be evaluated and the optimal model of municipal-private partnership selected for the implementation of a specific project in the area of urban public utilities.

Keywords: municipal utilities, municipal-private partnership, structural and logical model, municipal-private partnership model

Введение. Муниципальное образование призвано обеспечить населению комфортную и безопасную среду обитания, предусматривающую, в том числе: нормативное качество жилищно-коммунальных услуг и надежность систем коммунальной инфраструктуры, оптимизацию затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда, использование инновационных возможностей предоставления коммунальных услуг.

Постановка задачи. Учитывая высокую социальную значимость коммунального хозяйства, в настоящее время многократно возрастает необходимость обеспечения эффективного воспроизводственного процесса в этой сфере. Но на сегодняшний день, несмотря на все реформы, проводимые в этой отрасли, остаются нерешенными следующие проблемы в развитии этой сферы. К наиболее важным из них относятся: прогрессирующий износ инженерной инфраструктуры; низкое качество предоставляемых коммунальных услуг; рост тарифов на оплату коммунальных услуг; высокий уровень задолженности предприятий коммунального хозяйства перед поставщиками электроэнергии и тепла; низкий уровень инвестиционной привлекательности сферы коммунального хозяйства.

Все эти проблемы в полной мере можно отнести и к г. Махачкале. В муниципальном образовании «город Махачкала» очень высок уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры, что сохраняет возможность чрезвычайных ситуаций в жилищной сфере. Так, в 2014 году он составлял в сфере водоснабжения и водоотведения - более 70 %; в сфере га-

зоснабжения - до 65 %; в сфере производства и распределения тепловой энергии и горячей воды - порядка 70-80% [8].

Высокий уровень изношенности инженерной инфраструктуры приводит к существенным потерям в сетях. В Махачкале этот показатель составляет 12%, в то время как среднероссийский показатель равен 9% [10].

Общая протяженность сетей водоснабжения в городе составляет 1752,7 км, в том числе сеть уличной водопроводной сети - 494200 м. На сегодняшний день нуждается в замене 211800 м. Износ инженерных коммуникаций приводит к проблемам с обеспечением водой населения города и ее качеством.

Усугубляет ситуацию и то, что водопроводные очистные сооружения города были запущены более 50 лет назад. За весь этот период капитальный ремонт на них не производился, что привело к многократному уменьшению пропускной способности водопроводных очистных сооружений города, и на сегодняшний день эта цифра составляет всего 68,5 тыс. куб. м/сут., что соответствовало потребности города на момент строительства действующих очистных сооружений [8,10].

Изношенная система коммунальной инфраструктуры г. Махачкалы не позволяет обеспечить должный уровень качества коммунальных услуг, предоставляемых потребителям. Кроме того, это приводит к сверхнормативным потерям в сетях, снижению коэффициента полезного действия теплоэнергетического оборудования, повышению риска возникновения аварийных ситуаций. Аналогичная картина наблюдается и в состоянии улично-дорожной сети г. Махачкалы, которая большей частью не соответствует социальным и экономическим потребностям населения, а главное, и не соответствует уровню столицы субъекта Российской Федерации. Большое влияние на состояние улично-дорожной сети оказывает отсутствие продольных и поперечных уклонов на отдельных улицах, что приводит к образованию застоев воды.

К серьезным проблемам с жизнеобеспечением города можно отнести и нерешенность вопросов водоотведения, и необходимость модернизации канализационной системы, и утилизацию бытовых отходов. До сих пор большинство улиц города не оснащены ливневой канализацией, но даже и в имеющейся ливневой канализации не предусмотрена очистка сточных вод. В этой связи, крайне остро стоит проблема завершения строительства канализационного тоннеля от Махачкалы до Каспийска, увеличения мощности очистных сооружений, что позволит снизить риск загрязнения побережья и акватории Каспийского моря.

Минимальная необходимость в средствах на строительство, частичное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и уличных дорожных сетей города на 2016 г. составляет 1979, 8 млн. рублей [8]. Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет бюджетных инвестиций.

Именно поэтому, требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников на основе использования механизмов муниципально-частного партнерства (МЧП), что позволит существенно снизить нагрузку на муниципальный бюджет, применить наиболее передовые и современные технологии при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры.

Методы исследования. О необходимости использования механизмов муниципально-частного партнерства указано и в Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», где в качестве одного из приоритетных направлений развития отрасли предусмотрено развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства [7].

В отраслях коммунальной сферы, особенностью которых является наличие естественных локальных монополий, осуществляется специальное правовое регулирование привлечения инвестиций. Так, Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах

регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» определяется общий порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса [3]. Порядок разработки и утверждения инвестиционных программ систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [4], систем теплоснабжения - Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» [5].

Также в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» могут разрабатываться муниципальные программы повышения энергетической эффективности с привлечением внебюджетных источников финансирования [6].

В ходе исследования установлено, что организационно-правовой формой муници-пально-частного партнерства в коммунальном хозяйстве города может быть акционерное общество. Его учредителями должны выступить администрация города и частные компании, специализирующиеся на реконструкции и модернизации инженерно-коммунальной инфраструктуры. На рис.1 представлена структурно-логическая модель МЧП в коммунальной сфере г. Махачкала.

Рис. 1. Структурно-логическая модель муниципально-частного пратнерства

в г. Махачкала

Fig. 1. Structural and logical model of municipal-private partnership

in Makhachkala

Согласно представленной модели за каждым из участников МЧП должны быть закреплены определенные функции:

- администрация города формирует нормативно-правовую базу для деятельности МЧП, обеспечивает предоставление земельных участков и объектов инфраструктуры, (если

речь идет о реконструкции), административную поддержку реализуемых проектов, частичное финансирование или предоставление гарантий;

- частные инвесторы участвуют в конкурсе на право заключения договора о муници-пально-частном партнерстве на предмет оказания качественных жилищно-коммунальных услуг, реконструкции или капитальному ремонту имеющейся коммунальной сети;

- предприятия жилищно-коммунального хозяйства и производители коммунальных услуг являются непосредственным исполнителем бесперебойного снабжения населения качественными услугами.

В целях реализации конкретных проектов в водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, электроснабжении в рамках действующих программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры администрация города направляют частному инвестору предложения по наиболее крупным проектам (например, строительство очистных сооружений, реконструкция станции водоснабжения, утилизация бытовых отходов и т.д.).

Совместно с частным инвестором принимается решение о выборе модели муници-пально-частного партнерства. В сфере коммунального хозяйства, наиболее часто применяемые модели - это аренда, концессионное соглашение, создание закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости [1,2,9,12,13].

Для принятия решения по каждому проекту и выбору модели муниципально-частного партнерства можно воспользоваться методом парных сравнений альтернативных моделей [2]. Сравнивая попарно модели муниципально-частного партнерства по различным критериям: риск, прибыльность, стоимость проекта и т.д. формируется матрица парных сравнений A = (a;j), элементами которой a;j является уровень преимущества альтернативы u; над uj, определяемый по шкале Саати (таблица 1):

Таблица 1. Матрица парных сравнений Table 1. Matrix of paired comparisons

Удельный вес

Риск Прибыльность Стоимость проекта критерия

Риск 1 3 5 0,637

Прибыльность 1/3 1 3 0,258

Стоимость проекта 1/5 1/3 1 0,105

1 - если отсутствует преимущество элемента и; над и];

3 - если имеется слабое преимущество и; над и];

5 - если имеется существенное преимущество и; над и];

7 - если имеется явное преимущество и; над и];

9 - если имеется абсолютное преимущество и; над и];

2, 4, 6, 8 - промежуточные сравнительные оценки.

Альтернативные модели МЧП ранжируются в порядке их предпочтительности по совокупности заданных критериев сравнения [17,18].

Для того, чтобы определить веса предпочтительности выбора альтернативной модели, следует найти максимальное собственное значение матрицы А - и соответствующий ему собственный вектор w = ^1,..., Wn), т.е. такой ненулевой вектор w для Ь, при котором выполняется равенство: А№ = Ь№.

Но при этом, прежде чем произвольно составленную матрицу парных сравнений использовать для вычисления вектора w = ^ь..., wn), необходимо убедиться в ее согласованности. Матрица А является согласованной, если а;к = а; • а]к; 1, ] к = 1.. .п..

Для этого необходимо сравнить индекс согласованности:

Ьтах — п Ис=-

П-1 (!)

со случайным n индексом (СИ), который сгенерирован для матриц порядка от 1 до 15 на базе 100 случайных выборок. Матрица считается согласованной, если отношение данных величин меньше 0,15.

Обсуждение результатов. Алгоритм численного расчета вектора w = (w^..., wn) следующий. Для каждой строки матрицы A вычисляют произведение ее членов и берут из произведения корень степени n, получая вектор a = (a1,., an).

Элементы вектора a = (a1,., an) нормируют так, чтобы сумма его элементов была равна единице, то есть формируют нормированный вектор s = (s1,., si,..., sn). С этой целью элементы вектора a = (a1,., an), полученные как среднее геометрическое, делят на сумму средних геометрических.

Для каждого столбца j матрицы A составляют сумму его элементов bj. Покоординатно перемножаются векторы b и s и суммируются полученные произведения. Полученная сумма есть L max. Рассчитывается индекс и отношение согласованности (ИС) и (ОС).

Если отношение согласованности ОС < 0,15, то составленная экспериментальная матрица парных сравнений приемлемо согласована, а вектор s = (s1,., si,..., sn) есть вектор w = = (w1,., wn) (приоритеты сравниваемых альтернатив) [11,14,15,16].

Вывод. Использование приведенной выше методики позволит оценить альтернативные модели и выбрать наиболее оптимальную модель муниципально-частного партнерства для реализации конкретного проекта в сфере коммунального хозяйства г. Махачкала.

Развитие муниципально-частного партнерства является одним из перспективных направлений решения проблем в сфере коммунального хозяйства города.

Муниципально-частное партнерство выступает как форма оптимизации исполнения муниципальными органами власти своих функций по бесперебойному обеспечению населения города качественными жилищно-коммунальными услугами и созданию благоприятной городской среды.

Библиографический список:

1. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ.

2. «О концессионных соглашениях». Федеральный Закон от 21.07.2005 г. №115.

3. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ.

4. «О водоснабжении и водоотведении». Федеральный закон от 07.12.2011 г. №

416-ФЗ.

5. «О теплоснабжении». Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ.

6. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ.

7. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы»: Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. № 102-р.

8. Программа экономического и социального развития муниципального образования городской округ «город Махачкала» на 2016-2018 гг.: Постановление Главы города Махачкалы от 24 декабря 2015 г. № 5031.

9. Агитаев Е. Развитие государственно-частного партнерства в ЖКХ Российской Федерации // Социальная политика и социальное партнерство. - 2011. - № 3. - С. 43-56.

10. Атуева Э.Б., Дусилаева Х.М., Шабанова М.М. Приоритетные направления развития жилищно-коммунального хозяйства//Вестник Дагестанского государственного технического университета. - 2015. - № 38. - С. 141-147.

11. Илларионов М.Г. Применение метода анализа иерархий в принятии управленческих решений //Институт экономики, управления и права: сайт. - URL: http://www.ieml.ru/economproblem/2009/1/x3.html

12. Лихачев В., Илларионов В., Лебедева. - М.:Российские механизмы государственно-частного партнерства//Издания Совета Федерации. URL: http://www.council.gov.ru/journalsf /cat3/journal12/2009 /number308.html.

13. Сутягина Н.И. Модели государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (1), с. 254-261.

14. Eleonora Patacchini. Giuseppe Venanzoni. Peer effects in the demand for housing quality. Journal of Urban Economics, September 2014, volume 83, рр. 6-17.

15. Hideo Konishi. Entrepreneurial land developers: Joint production, local externalities, and mixed housing developments. Journal of Urban Economics, May 2013, volume 75, рр. 68793.

16. Soo Mi Jang , Hye Sun Bang and Sunju Sohn. A Mixed Methodological Study of Integrated Case Management: Improving Partnership between Public and Private Sectors Indian Journal of Science and Technology, vol 8(S7), 339-344, April 2015*

17. Hills J.; Hubert F.; Tomann H; Whitehed C. Shifting Subsidy from Bricks and Mortar to People// Experiences in Britain and West Germany, Housing Studies. 1990 №5(3). РР. 147167 161.

18. Hubert F. Zur Reform des Wohngeldes, Zeitschrift fbr Wirtschafts--und Sozialwissenschaften. 1996. № 116(4). РР. 631-654 162.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, munitsipalno-chastnom partnerstve v Rossiyskoy Federatsii i vnesenie izmeneniy v otdelnyye zakonodatelnyye akty Rossiyskoy Feder-atsii». Federalnyy zakon ot 13 iyulya 2015 g. № 224-FZ [«On public-private partnerships (PPPs) and municipal-private partnerships (MPPs) in the Russian Federation and the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation». Federal Law of 13 July, 2015, No 224-FL. (In Russ.)]

2. «O kontsessionnykh soglasheniyakh». Federalnyy Zakon ot 21.07.2005 g. №115. [«On concession agreements». Federal law of 21.07.2005, No 115. (In Russ.)]

3. «Ob osnovakh regulirovaniya tarifov organizatsiy kommualnogo kompleksa». Federalnyy zakon ot 30.12.2004 № 210-FZ. [«On Fundamentals tariff regulation organizations municipal complex». The general order of development and approval of investing programs of the organizations of a municipal complex is determined. Federal Law of 30.12.2004, No 210-FL. (In Russ.)]

4. «O vodosnabzhenii i vodootvedenii». Federalnyy zakon ot 07.12.2011 g. № 416-FZ. [«On water supply and wastewater disposal». Federal Law of 07.12.2011, No 426-FL. (In Russ.)]

5. «O teplosnabzhenii». Federalnyy zakon ot 27.07.2010 g. № 190-FZ. [«On heat supply». Federal Law of 27.07.2010, No 190-FL. (In Russ.)]

6. «Ob energosberezhenii i o povyshenii energeticheskoy effektivnosti» Federalnyy zakon ot 23.11.2009 g. № 261-FZ. [«On energy conservation and increasing energy efficiency». Federal Law of 23.11.2009, No 261-FL. (In Russ.)]

7. Kontseptsiya federalnoy tselevoy programmy «Kompleksnaya programma mod-ernizatsii i reformirovaniya zhilishchno-kommunalnogo khozyaystva na 2010-2020 gody»: Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 2 fevralya 2010 g. № 102-r. [Concept of the Federal target program «Complex program of modernization and reformation of the housing and utility for 20102020»: Government Order of the RF of 2 February 2010 No 102-p (In Russ.)]

8. Programma ekonomicheskogo i sotsialnogo razvitiya munitsipalnogo obrazovaniya gorodskoy okrug «gorod Makhachkala» na 2016-2018 gg.: Postanovlenie Glavy goroda Makhach-kaly ot 24 dekabrya 2015 g. № 5031. [Program of economic and social development of the urban municipality «Makhachkala» for 2016-2018.The resolution of the Head of Makhachkala of December 24, 2015, No 5031. (In Russ.)]

9. Agitaev E. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v ZhKKh Rossiyskoy Federatsii. Sotsialnaya politika i sotsialnoye partnerstvo. 2011;3:43-56. [Agitaev E. Development of the state-municipal partnership in housing and utility sector of the Russian Federation. Social politics and social partnership. 2011;3:43-56. (In Russ.)]

10. Atueva E.B., Dusilaeva Kh.M., Shabanova M.M. Prioritetnyye napravleniya razvitiya zhilishchno-kommunalnogo khozyaystva. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2015;38:141-147. [Atueva E.B., Dusilaeva Kh.M., Shabanova M.M. Priority directions for the development of housing and utility sector. Herald of Daghestan State Technical University. Technical Sciences. 2015;38:141-147.(In Russ.)]

11. Illarionov M.G. Primenenie metoda analiza ierarkhiy v prinyatii upravlench-eskikh resheniy. Institut ekonomiki, upravleniya i prava: sayt. [Illarionov M.G. Implementation of the hierarchy analysis method in managerial decision-making (In Russ.)]. Available from: http://www.ieml.ru/economproblem/2009/17x3.html

12. Likhachev V., Illarionov V., Lebedeva M. Rossiyskie mekhanizmy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Izdaniya Soveta Federatsii. [Likhachev V., Illarionov V., Leb-edeva M. Russian mechanisms of state and private partnership. Publications of the Federation Council. (In Russ.)]. Available from: http://www.council.gov.ru/journalsf /cat3/journal12/2009 /number308.html

13. Sutyagina N.I. Modeli gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v zhilishchno-kommunalnoy sfere. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012;2(1):254-261. [Sutyagina N.I. Models of state and private partnership in the housing and utility sector. Herald of Lobachevsky Nizhny Novgorod University. 2012;2(1):254-261. (In Russ.)]

14. Patacchini E., Venanzoni G. Peer effects in the demand for housing quality. Journal of Urban Economics. September 2014;83:6-17.

15. Konishi H. Entrepreneurial land developers: Joint production, local externalities, and mixed housing developments. Journal of Urban Economics. May 2013;75:68-793.

16. Jang S.M., Bang H.S., Sohn S. A Mixed Methodological Study of Integrated Case Management: Improving Partnership between Public and Private Sectors. Indian Journal of Science and Technology. April 2015;8(S7):339-344.

17. Hills J., Hubert F., Tomann H., Whitehed C. Shifting Subsidy from Bricks and Mortar to People. Experiences in Britain and West Germany. Housing Studies. 1990;5(3):147-167.

18. Hubert F. Zur Reform des Wohngeldes. Zeitschrift fur Wirtschafts und Sozialwis-sen-schaften. 1996;116(4):631-654.

Сведения об авторах.

Атуева Энара Бадурсултановна - кандидат экономических наук, доцент Исалова Маржанат Нуруланевна - доктор экономических наук, профессор заведующая кафедрой бухгалтерского учета

Шабанова Мадина Мухидиновна - доктор экономических наук, профессор заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Information about the authors. Enara B.Atueva- Cand. Sc. (Economic), Assoc.Prof.

Marzhanat N.Isalova - Dr. Sc. (Economic), Prof., Department of accounting. Madina M.Shabanova - Dr. Sc. (Economic), Prof., Department of state and municipal management.

Конфликт интересов Conflictof interest

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.The authors declare no conflict of interest.

Поступила в редакцию 16.09.2016. Received 16.09.2016.

Принята в печать 20.11.2016. Accepted for publication 20.11.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.