Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / направления развития образования / высшая школа / модернизация / higher education / directions of education development / higher school / modernization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.И. Берсенев, О.Ю. Тихонова

В статье рассмотрены актуальные тенденции развития современного мирового общества, на основе которых были выделены аспекты, необходимые для формирования качеств личности у студентов, изучающих различные профессиональные области, а также были учтены аспекты, связанные с отсутствием у населения, проживающего в небольших городах и населенных пунктах, возможности получить высшее образование. Было определено, что основные направления развития высшего образования имеют актуальность в ряде усиления иноязычных коммуникаций, формирования культуры личности, экологических ценностей и цифровизации. Таким образом, выделенные направления позволят подготовить выпускников на основе выработанных у них не только профессиональных, но и общечеловеческих качеств, развития коммуникационной, морально-ценностной и культурной функций, что будет определять успешность будущих специалистов в работе, на базе создания дружественных деловых связей в мире, улучшая экономическую и производственную составляющие в стране, а за счет возможностей цифровизации высшее образование станет доступным для жителей всех регионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article considers current trends in the development of modern society in the world, on the basis of which aspects necessary for the formation of personality qualities during higher education among students studying various professional fields are identified, and aspects related to the lack of opportunities to get higher education to the population living in small towns and settlements where there is no developed infrastructure and universities. It is determined that the main directions of the development of higher education are relevant in a number of strengthening foreign language communications, the formation of a culture of personality, environmental values and digitalization. Thus, the selected areas will allow graduates to be trained on the basis of not only professional qualities created by them, but personal, universal ones based on the development of a communication function, moral, value and cultural, which will determine the success of future specialists, both in work and at the level of creating friendships.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

УДК 378

Bersenev I.I., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Kemerovo State Medical University of Ministry of Health of Russia (Kemerovo, Russia),

E-mail: INAR123@yandex.ru

Tikhonova O.Yu., Cand. of Sciences (Engineering), teacher, Kemerovo State Medical University of Ministry of Health of Russia (Kemerovo, Russia),

E-mail: olga_tixonova_76@mail.ru

DIRECTIONS OF HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA. The article considers current trends in the development of modern society in the world, on the basis of which aspects necessary for the formation of personality qualities during higher education among students studying various professional fields are identified, and aspects related to the lack of opportunities to get higher education to the population living in small towns and settlements where there is no developed infrastructure and universities. It is determined that the main directions of the development of higher education are relevant in a number of strengthening foreign language communications, the formation of a culture of personality, environmental values and digitalization. Thus, the selected areas will allow graduates to be trained on the basis of not only professional qualities created by them, but personal, universal ones based on the development of a communication function, moral, value and cultural, which will determine the success of future specialists, both in work and at the level of creating friendships.

Key words: higher education, directions of education development, higher school, modernization

И.И. Берсенев, канд. техн. наук, доц., Кемеровский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Кемерово,

E-mail: INAR123@yandex.ru

О.Ю. Тихонова, канд. техн. наук, преп., Кемеровский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Кемерово,

E-mail: olga_tixonova_76@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЯ РАВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В статье рассмотрены актуальные тенденции развития современного мирового общества, на основе которых были выделены аспекты, необходимые для формирования качеств личности у студентов, изучающих различные профессиональные области, а также были учтены аспекты, связанные с отсутствием у населения, проживающего в небольших городах и населенных пунктах, возможности получить высшее образование. Было определено, что основные направления развития высшего образования имеют актуальность в ряде усиления иноязычных коммуникаций, формирования культуры личности, экологических ценностей и цифровизации. Таким образом, выделенные направления позволят подготовить выпускников на основе выработанных у них не только профессиональных, но и общечеловеческих качеств, развития коммуникационной, морально-ценностной и культурной функций, что будет определять успешность будущих специалистов в работе, на базе создания дружественных деловых связей в мире, улучшая экономическую и производственную составляющие в стране, а за счет возможностей цифровизации высшее образование станет доступным для жителей всех регионов страны.

Ключевые слова: высшее образование, направления развития образования, высшая школа, модернизация

В настоящее время сфера образования является одной из важных для государства. Ведь именно на уровне высшего образования подготавливаются кадры всех управленческих структур и специальных отраслей, которые будут определять политическую, экономическую, технологическую, хозяйственную, культурную и другие направления развития страны, обеспечивающие ее расцвет и благополучие. От подготовки и воспитания будущих профессиональных кадров зависит качество жизни населения, создание дружественных связей с другими странами и рост экономики, который позволит России стать стабильно высокоразвитым государством [1].

Сейчас высшее образование представляет систему формирования личности на уровне познавательной, мировоззренческой, ценностной, когнитивной, эстетической и культурной функций с факторами обеспечения овладения студентами профессиональными навыками и умениями, которые они в будущем будут реализовывать в своей практической деятельности. Важно отметить, что в своей будущей работе выполнение аспектов, сопряженных со специальными профессиональными навыками, взаимосвязано с личными качествами специалиста, который будет обеспечивать направление их реализации, исходя из личной мотивации, факторов влияния на общую структуру жизни в стране и мире, а также понимания роли влияния результатов своей работы на общество, жизнеобеспечение населения, экономику и другие категории развития страны. Ведь любой специалист является структурной единицей государства, обеспечивая ту или иную часть ее функционирования. Вышеописанные параметры позволяют определить актуальность данной статьи, в которой необходимо определить основные направления развития высшего образования для осуществления подготовки высокопрофессионального контингента граждан, которые смогли бы создать условия повышения качества жизни в России, обеспечить ее стабильный экономический рост и благополучное развитие [2].

Цель данной статьи заключается в выявлении основных направлений развития высшего образования в России, позволяющих улучшить профессиональные кадры на предмет их положительного влияния на развитие государства.

Основные задачи статьи определены в пределах:

- анализа существующих актуальных тенденций в мире и в России на уровне высшего образования;

- анализа факторов, влияющих на качество жизни населения, которые нуждаются в усилении за счет подготовки новых профессиональных кадров с помощью высшего образования;

- выявление оптимальных направлений развития высшего образования в области формирования профессиональных кадров в разных областях на уровне их высокой морально-психологической готовности, способствовать улучшению качества жизни в стране и ее экономическому росту.

При подготовке статьи использовались такие методы исследования, как анализ научной, педагогической и методической литературы, обобщение, систематизация и др. Научная новизна статьи определяется выявлением актуальных аспектов, которые должны учитываться в развитии высшего образования, указывая его направления модернизации. Теоретическая значимость статьи отражается в определении факторов, позволяющих определить важные критерии развития высшего образования. Практическая значимость заключается в выработке стратегии развития высшего образования.

Высшее образование - это важная ступень развития личности человека, в которой он приобретает характерные для определенной специальности навыки и умения. В то же время современные тенденции диктуют, вне зависимости от профессиональной специализации, формирование качеств, которые характеризовали бы личность студента на уровне различных функциональных показателей, необходимых для реализации в социуме в рамках поддержания благоприятной и дружественной атмосферы как корпоративного, так и иного уровня [2].

Важной тенденцией развития в мире является глобализация, которая расширяет коммуникативное пространство профессиональной среды во всех сферах. В современное время глобализация достигла высокого уровня, и данное обстоятельство способствовало появлению тесной взаимосвязи бизнес-процессов, производства, логистики, осуществления деятельности здравоохранения и остальных сфер, в которых даже повышение качества жизни населения, его жизнеобеспечение разных стран стали зависеть от других государств и территорий. Эти факторы диктуют во время реализации высшего образования воспитывать в будущих специалистах многие черты, которые позволяли бы им не только осуществлять грамотно коммуникацию, но и на психологическом и нравственном уровне, выстраивая экономические и политические линии, уметь полноценно работать на международной арене, поддерживая и улучшая жизнь в стране и в мире.

Так, благодаря глобализации высшее образование в России должно приобрести направление развития в факторах значительного усиления международной коммуникации у студентов за счет изучения аспектов профессионального иностранного языка, что позволит создать грамотные предпосылки общения на международном языке в целом, выработав у будущих профессиональных кадров рефлексию коммуникационного взаимодействия и положительное отношение к социальному иноязычному сотрудничеству [3]. Также овладение профессиональной терминологией позволит изучать им новые факты по специальности в литературных источниках на мировом уровне, улучшая свои предметные знания и повышая профессионализм. Важна и сформированная иноязычная коммуникационная компетенция в рамках приобретения ими медиативных умений, к которым относится перевод, реферирование, аннотирование, обзор, пересказ, как без интеракции, так и медиации с интеракцией как посредничество при перегово-

рах, что позволит личностным качествам обучающихся проявляться на успешном профессиональном уровне в практической деятельности. Сейчас социальное международное взаимодействие включает важный аспект для сохранения благополучия общества как в отдельно взятой стране, так и в мире в целом, поэтому изучение иностранного языка и формирование медиативных умений у студентов в процессе получения высшего образования позволит им активно проявлять себя во взаимодействии с носителями языковой культуры [4].

Также аспекты глобализации диктуют развитие у обучающихся ценностных устремлений в факторах гуманности, культуры, уважения к населению всех территорий планеты. Учитывая многие линии взаимосвязи, в которых присутствуют не только экономические, но и политические аспекты, отвечающие за мирное течение жизни, качество жизни населения всех стран, в том числе и в России, выделяются аспекты формирования у студентов культуры самопрезентации, а также поведенческих и эмоциональных реакций, которые исключали бы факторы унижения достоинства других представителей разных категорий населения в мире, что будет способствовать глобализации культурного слоя общества на мировом уровне, обеспечивая этичные предпосылки в социальных и личных взаимодействиях, в том числе и в профессиональной международной деятельности [5]. Эти факторы уже существуют в высших социальных слоях общества, где присутствует протокол общения, и он должен распространяться на разные критерии этичных правил культурного поведения и самопроявления, а также на все слои социума, став единым в международном пространстве для общества в целом, что позволит в будущем избежать различных преград в общении, а также возникновений социальных конфликтов, связанных с узкими традициями, имеющими, например, кардинально различное представление о гендерной роли или образе. Так, в рамках глобализации должны быть выработаны общие параметры культуры, этикета, этичного поведения, которые бы стали присущи в мировом пространстве и воспитывались бы на уровне высшего образования, обеспечивая успешность в профессиональной сфере у выпускников вузов России, в параметрах поддержания деловых связей и дружественных отношений в мире [6].

Данные факторы позволят сформировать и ценностные мотивационные критерии у студентов с позиции высокой морали и выбора своей тактики поведения с закономерной результативностью в работе на основе положительного влияния на социум. Развитие культуры и формирование этичного поведения позволит создать высоконравственное общество. Также улучшение параметров личной культуры позволит повысить и психоэмоциональные показатели обучающихся и выпускников вузов. Известно, что культурный человек с интеллигентными чертами обладает низкой тревожностью и стабильной психологической устойчивостью, у него развито самообладание и когнитивные качества, что будет способствовать ведению более успешной деловой активности и профессиональной деятельности [7].

Также развитие культуры может быть с учетом ориентации на качества, важные для профессиональной специализации и приоритетные для страны. К ним относится и патриотизм, который имеет особое значение. Ведь только патриот и человек, обладающий нравственностью, будет направлять свою деятельность на улучшение жизни в стране, рост экономики и жизнеобеспечение населения, что позволит России стать высокоразвитым и благополучным государством в мире [8].

Так, важными направлениями развития высшего образования является формирование культуры и морально-нравственных ценностей у студентов, что, в свою очередь, позволит им быть более дисциплинированными и ответственными в своем труде [9].

В то же время современный век - это век развития технологий. Образовательная среда расширилась за счет возможностей цифровизации. И, конечно, за счет них она может улучшить факторы высшего образования [10].

Направление развития высшего образования при применении цифровых технологий в ряде рассмотрения подготовки части специалистов в области образования имеет и калечащий аспект в параметре исключения положительных возможностей очного и заочного образовательного процесса и вычеркивания из практического образования традиционных приемов и методов, дающих положительные результаты на практике, которые были использованы ранее. Ведь качество жизни заключено в ее возможностях и благоприятном разнообразии, что позволяет обеспечить высокий уровень приобретения знаний и навыков, а также формирует гармоничную личность обучающегося. Поэтому цифровые технологии должны использоваться наравне с другими образовательными методами и тем более очной формой высшего образования, но в то же время цифровизация должна быть одним из направлений его развития [11].

Существует много отдаленных и неразвитых областей страны, где проживает большое количество представителей подрастающего поколения, выпускников школ, а также старших людей, имеющих способности к обучению, но не обладающих финансовыми и другими возможностями получать очное или очно-заочное высшее образование. Так, во многих городах и населенных пунктах отсутствуют

Библиографический список

вузы или их филиалы, но цифровые технологии могут позволить их жителям получать своевременно высшее образование на уровне дистанционного обучения, что будет улучшать и показатели многих регионов в факторах приобретения квалифицированных специалистов и профессионалов в разных областях, которые смогут улучшать экономические и другие составляющие данных территорий страны.

Также развитие различных направлений цифровизации усилит учебный процесс и создаст возможности коммуникационного ряда на уровне телемостов и общения с коллегами из разных стран или дистанционного участия в конференциях. Техническая составляющая может позволить улучшить практические аспекты изучения специальности. На уровне высшего образования требуется рассмотреть технологические разработки и выявить их возможности для улучшения учебно-воспитательного процесса в разных профессиональных областях [11].

Еще одним важным направлением развития высшего образования является его экологизация. В последние годы в мире наблюдается экологический кризис, который сейчас достиг критической степени. Экологические катастрофы приводят к уничтожению жизни. Природные катаклизмы за считанные минуты разрушают целые города и территории земной поверхности. А экология - это отражение природной среды планеты, где проживает человек. И в последние десятилетия, с учетом развития техногенного мира, который строился и использовался без строгого учета его влияния на рельеф и природный слой планеты, была изменена естественная структура Земли, которая начала модифицироваться, что проявляться в катаклизмах и изменении климата. Но сама жизнь человека протекает на планете, поэтому в настоящее время особой значимостью является восстановление и дальнейшее сохранение природы и экологии в мире [12].

Данное обстоятельство требует от высшего образования, которое готовит специалистов во всех областях, формирование в студентах экологических ценностей, экологического мышления и экологического мировоззрения, чтобы любая их деятельность была направлена на улучшение экологии и сохранение природы, так как именно естественное состояние природной составляющей заключено в поддержании экологического баланса в мире. Поэтому высшее образование должно быть эколого ориентированным. Необходимо пересмотреть все преподаваемые знания и методы на уровень их экологизации, и те, которые несут разрушающий для экологии компонент, важно исключить из учебных программ. Восстановление экологии в настоящее время будет способствовать сохранению жизни на Земле и поддержанию ее высокого качества, а так как природные катаклизмы, например, землетрясения, разрушают всю инфраструктуру городов, унося многие человеческие жизни и нанося колоссальный экономический ущерб, то данные показатели отражают первостепенное значение внедрить эколого ориентированный подход в высшее образование, показывая пути создания нейтральных для экологии методов реализации профессиональной деятельности в различных областях и воспитывая будущих специалистов с приобретением ими экологических ценностей, которые позволили бы им реализовывать свой труд на уровне сформированного у них экологического мышления и мировоззрения [13].

Таким образом, любое направление высшего образования будет иметь свой результат в процессе воспитания личности не только в рамках его профессиональных умений и навыков, но и в области общечеловеческих качеств, которые также отразятся на уровне коммуникаций и выстраивания деловых связей, что в факторах глобализации приобретает международный характер, влияя и на политическую, и на социальную сферу жизни. Поэтому направления образования должны быть тщательно подобраны с учетом воспитания будущего поколения, которое будет обеспечивать жизнь во всех ее сферах, влияя на страну в целом. Так, высшее образование имеет ярко выраженный социальный аспект воспитания личности студента как с профессиональной стороны, так и с общечеловеческой, формируя в нем качества личности.

Делая вывод, следует отметить, что проведенный анализ тенденций на мировом уровне по предъявляемым требованиям к будущим специалистам с высшим образованием показал необходимость развивать сферу высшего образования на уровне решения существующих в мире проблем, а также факторов, связанных с глобализацией. Так, к актуальным направлениям его развития будут относиться параметры, связанные с приобретением у студентов высокой возможности осуществления иноязычных коммуникаций, формированием морально-нравственных ценностей, культуры личности, этичного поведения и самопроявления, приобретением экологических ценностей и экологического мировоззрения, а также цифровизации образования для расширения территориальных возможностей приобретения высшего образования гражданами, проживающими в отдаленных регионах страны. Выделенные направления позволят обеспечить достижение важных педагогических целей, связанных с формированием гармоничной личности студента, которая будет обладать качествами, позволяющими ей успешно реализовать себя в обществе и в профессиональной деятельности, улучшая жизнь в стране и в мире.

1. Катичева М.Г Европейские стратегии развития образования для будущего: установки, прогнозы, сценарии. Теория и практика общественного развития. 2012; № 3: 143-146.

2. Аванесов В.С. Модернизация образования в России: ключевые проблемы и пути их решения. Россия: тенденции и перспективы развития. Москва, 2017: 863-872.

3. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учебное пособие. Москва: ТетраСистемс, 2003.

4. Колокольникова З.У., Метросенко С.В., Петрова Т.И. Технологии активного обучения в профессиональном образовании: учебное пособие. Красноярск, 2007.

5. Валиахметова Л.В., Звягинцева Е.П. Использование аутентичных текстов в профессионально ориентированной подготовке студентов как обязательный элемент лингводидактики. Инновации в образовании. 2021; № 12: 76-84.

6. Саенко Л.А. Особенности формирования коммуникативного опыта у студенческой молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 333-335.

7. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.

8. Зеер Э.Ф. Формирование социально-профессиональных ценностей учащейся молодежи. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил: ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А. Демидова», 2014: 10-14.

9. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212-219.

10. Саенко Л.А., Куваева Л.В. Межкультурная грамотность как индикатор социокультурного развития личности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 6 (81): 199-203.

11. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций. Инновации. 2005; № 4 (81): 6-22.

12. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: учебное пособие для вузов. Москва: Логос, 2010.

13. Schipper E.L.F., Eriksen S.E., Fernandez Carril L R., Glavovic B.C., Shawoo Z. Turbulent transformation: abrupt societal disruption and climate resilient development clim. 2020; Vol. 13.

14. Ferguson P Discourses of resilience in the climate security debate. Glob. Environ. Politics. 2019; Vol. 19. References

1. Katicheva M.G. Evropejskie strategii razvitiya obrazovaniya dlya buduschego: ustanovki, prognozy, scenarii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2012; № 3: 143-146.

2. Avanesov V.S. Modernizaciya obrazovaniya v Rossii: klyuchevye problemy i puti ih resheniya. Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. Moskva, 2017: 863-872.

3. Babinskaya P.K., Leonfeva T.P, Andreasyan I.M. i dr. Prakticheskijkursmetodikiprepodavaniyainostrannyhyazykov:anglijskij, nemeckij, francuzskij: uchebnoe posobie. Moskva: TetraSistems, 2003.

4. Kolokol'nikova Z.U., Metrosenko S.V., Petrova T.I. Tehnologiiaktivnogoobucheniya vprofessional'nom obrazovanii: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk, 2007.

5. Valiahmetova L.V., Zvyaginceva E.P. Ispol'zovanie autentichnyh tekstov v professional'no orientirovannoj podgotovke studentov kak obyazatel'nyj 'element lingvodidaktiki. Innovacii v obrazovanii. 2021; № 12: 76-84.

6. Saenko L.A. Osobennosti formirovaniya kommunikativnogo opyta u studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 333-335.

7. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Psihologiya i soznanie lichnosti (problemy metodologii, teorii i issledovaniya real'noj lichnosti). Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: NPO «MOD'EK», 1999.

8. Zeer 'E.F. Formirovanie social'no-professional'nyh cennostej uchaschejsya molodezhi. Sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Tagil: GAOU SPO SO «NTGPK im. N.A. Demidova», 2014: 10-14.

9. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.

10. Saenko L.A., Kuvaeva L.V. Mezhkul'turnaya gramotnost' kak indikator sociokul'turnogo razvitiya lichnosti. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 6 (81): 199-203.

11. Vinokurov V.I. Osnovnye terminy i opredeleniya v sfere innovacij. Innovacii. 2005; № 4 (81): 6-22.

12. Lapin N.I. Teoriya ipraktika innovatiki: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Logos, 2010.

13. Schipper E.L.F., Eriksen S.E., Fernandez Carril L R., Glavovic B.C., Shawoo Z. Turbulent transformation: abrupt societal disruption and climate resilient development clim. 2020; Vol. 13.

14. Ferguson P. Discourses of resilience in the climate security debate. Glob. Environ. Politics. 2019; Vol. 19.

Статья поступила в редакцию 07.03.23

УДК 378

Bugreeva A.S., teacher, Financial University (Moscow, Russia), E-mail: as.bugreeva@gmail.com

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF MODERN PEDAGOGICAL PRACTICES OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER EDUCATION. The

article discusses modern methods and techniques of teaching a foreign language implemented in the concept of lifelong learning which has become one of the leading principles of the modern educational process. The system of higher professional education is aimed at the development in students skills and needs in the continuous professional growth. The article emphasizes that achieving this goal requires transformation of existing forms, methods, and teaching techniques. The system of higher education and learning processes should be justified by the needs of both the individual and society. The article states that pedagogical techniques and teaching practices should acquire a dialogical and interactive form to stimulate students' cognitive activity, ensure the development of intellectual capabilities and the growth of emotional intelligence. Modeling of professional activity, personalization, variability and multidisciplinary training provide an opportunity for each student to feel engaged in the process of learning and become its active participant.

Key words: interactive teaching methods, foreign language teaching, lifelong learning, self-education, cognitive development, fundamental knowledge

А.С. Бугреева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: as.bugreeva@gmail.com

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются современные методы и приемы обучения иностранному языку, реализуемые в концепции непрерывного обучения в течение жизни, являющейся одним из ведущих принципов современного образовательного процесса. Система высшего профессионального образования должна быть нацелена на формирование и воспитание у человека навыков и потребности в постоянном профессиональном росте и саморазвитии. В статье подчеркивается, что достижение данной цели требует трансформации существующих форм, методов и приемов обучения. Система обучения и учебный процесс должны быть обоснованы потребностями как отдельной личности, так и общества в целом. Педагогические приемы и методы обучения должны приобретать диалогический, интерактивный характер, стимулировать когнитивную и познавательную деятельность, обеспечивая развитие интеллектуальных возможностей и эмоционального интеллекта учащихся. В статье подчеркивается, что моделирование профессиональной деятельности, персонализация, вариативность и мультидисциплинарность обучения предоставляют возможность каждому учащемуся стать активным участником образовательного процесса.

Ключевые слова: эффективные педагогические практики, преподавание иностранного языка, непрерывное обучение, самообразование, фундаментальные знания

Принцип связи обучения с жизнью предполагает непосредственную связь обучения будущих специалистов определенным дисциплинам, знание которых необходимо для дальнейшей успешной профессиональной деятельности с воспитанием целостной личности, способной к самообучению и саморазвитию, обладающей навыками самоанализа и критического мышления. Задачи, стоящие

перед образовательными организациями высшего профессионального образования, заключаются не только в передаче знаний учащимся с целью формирования профессиональных компетенций будущих специалистов, но и в создании условий, способствующих полноценному воспитанию личности, развитию навыков управления эмоциями, совершенствованию межличностной коммуникации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.