Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективные педагогические практики / преподавание иностранного языка / непрерывное обучение / самообразование / фундаментальные знания / interactive teaching methods / foreign language teaching / lifelong learning / self-education / cognitive development / fundamental knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Бугреева

В статье рассматриваются современные методы и приемы обучения иностранному языку, реализуемые в концепции непрерывного обучения в течение жизни, являющейся одним из ведущих принципов современного образовательного процесса. Система высшего профессионального образования должна быть нацелена на формирование и воспитание у человека навыков и потребности в постоянном профессиональном росте и саморазвитии. В статье подчеркивается, что достижение данной цели требует трансформации существующих форм, методов и приемов обучения. Система обучения и учебный процесс должны быть обоснованы потребностями как отдельной личности, так и общества в целом. Педагогические приемы и методы обучения должны приобретать диалогический, интерактивный характер, стимулировать когнитивную и познавательную деятельность, обеспечивая развитие интеллектуальных возможностей и эмоционального интеллекта учащихся. В статье подчеркивается, что моделирование профессиональной деятельности, персонализация, вариативность и мультидисциплинарность обучения предоставляют возможность каждому учащемуся стать активным участником образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.С. Бугреева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF MODERN PEDAGOGICAL PRACTICES OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER EDUCATION

The article discusses modern methods and techniques of teaching a foreign language implemented in the concept of lifelong learning which has become one of the leading principles of the modern educational process. The system of higher professional education is aimed at the development in students skills and needs in the continuous professional growth. The article emphasizes that achieving this goal requires transformation of existing forms, methods, and teaching techniques. The system of higher education and learning processes should be justified by the needs of both the individual and society. The article states that pedagogical techniques and teaching practices should acquire a dialogical and interactive form to stimulate students’ cognitive activity, ensure the development of intellectual capabilities and the growth of emotional intelligence. Modeling of professional activity, personalization, variability and multidisciplinary training provide an opportunity for each student to feel engaged in the process of learning and become its active participant.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

3. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учебное пособие. Москва: ТетраСистемс, 2003.

4. Колокольникова З.У., Метросенко С.В., Петрова Т.И. Технологии активного обучения в профессиональном образовании: учебное пособие. Красноярск, 2007.

5. Валиахметова Л.В., Звягинцева Е.П. Использование аутентичных текстов в профессионально ориентированной подготовке студентов как обязательный элемент лингводидактики. Инновации в образовании. 2021; № 12: 76-84.

6. Саенко Л.А. Особенности формирования коммуникативного опыта у студенческой молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 333-335.

7. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.

8. Зеер Э.Ф. Формирование социально-профессиональных ценностей учащейся молодежи. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции Нижний Тагил: ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А. Демидова», 2014: 10-14.

9. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212-219.

10. Саенко Л.А., Куваева Л.В. Межкультурная грамотность как индикатор социокультурного развития личности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 6 (81): 199-203.

11. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций. Инновации. 2005; № 4 (81): 6-22.

12. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: учебное пособие для вузов. Москва: Логос, 2010.

13. Schipper E.L.F., Eriksen S.E., Fernandez Carril L R., Glavovic B.C., Shawoo Z. Turbulent transformation: abrupt societal disruption and climate resilient development clim. 2020; Vol. 13.

14. Ferguson P Discourses of resilience in the climate security debate. Glob. Environ. Politics. 2019; Vol. 19. References

1. Katicheva M.G. Evropejskie strategii razvitiya obrazovaniya dlya buduschego: ustanovki, prognozy, scenarii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2012; № 3: 143-146.

2. Avanesov V.S. Modernizaciya obrazovaniya v Rossii: klyuchevye problemy i puti ih resheniya. Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. Moskva, 2017: 863-872.

3. Babinskaya P.K., Leonfeva T.P, Andreasyan I.M. i dr. Prakticheskijkursmetodikiprepodavaniyainostrannyhyazykov:anglijskij, nemeckij, francuzskij: uchebnoe posobie. Moskva: TetraSistems, 2003.

4. Kolokol'nikova Z.U., Metrosenko S.V., Petrova T.I. Tehnologiiaktivnogoobucheniya vprofessional'nom obrazovanii: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk, 2007.

5. Valiahmetova L.V., Zvyaginceva E.P. Ispol'zovanie autentichnyh tekstov v professional'no orientirovannoj podgotovke studentov kak obyazatel'nyj 'element lingvodidaktiki. Innovacii v obrazovanii. 2021; № 12: 76-84.

6. Saenko L.A. Osobennosti formirovaniya kommunikativnogo opyta u studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 333-335.

7. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Psihologiya i soznanie lichnosti (problemy metodologii, teorii i issledovaniya real'noj lichnosti). Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: NPO «MOD'EK», 1999.

8. Zeer 'E.F. Formirovanie social'no-professional'nyh cennostej uchaschejsya molodezhi. Sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Tagil: GAOU SPO SO «NTGPK im. N.A. Demidova», 2014: 10-14.

9. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.

10. Saenko L.A., Kuvaeva L.V. Mezhkul'turnaya gramotnost' kak indikator sociokul'turnogo razvitiya lichnosti. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 6 (81): 199-203.

11. Vinokurov V.I. Osnovnye terminy i opredeleniya v sfere innovacij. Innovacii. 2005; № 4 (81): 6-22.

12. Lapin N.I. Teoriya ipraktika innovatiki: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Logos, 2010.

13. Schipper E.L.F., Eriksen S.E., Fernandez Carril L R., Glavovic B.C., Shawoo Z. Turbulent transformation: abrupt societal disruption and climate resilient development clim. 2020; Vol. 13.

14. Ferguson P. Discourses of resilience in the climate security debate. Glob. Environ. Politics. 2019; Vol. 19.

Статья поступила в редакцию 07.03.23

УДК 378

Bugreeva A.S., teacher, Financial University (Moscow, Russia), E-mail: as.bugreeva@gmail.com

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF MODERN PEDAGOGICAL PRACTICES OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER EDUCATION. The

article discusses modern methods and techniques of teaching a foreign language implemented in the concept of lifelong learning which has become one of the leading principles of the modern educational process. The system of higher professional education is aimed at the development in students skills and needs in the continuous professional growth. The article emphasizes that achieving this goal requires transformation of existing forms, methods, and teaching techniques. The system of higher education and learning processes should be justified by the needs of both the individual and society. The article states that pedagogical techniques and teaching practices should acquire a dialogical and interactive form to stimulate students' cognitive activity, ensure the development of intellectual capabilities and the growth of emotional intelligence. Modeling of professional activity, personalization, variability and multidisciplinary training provide an opportunity for each student to feel engaged in the process of learning and become its active participant.

Key words: interactive teaching methods, foreign language teaching, lifelong learning, self-education, cognitive development, fundamental knowledge

А.С. Бугреева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: as.bugreeva@gmail.com

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются современные методы и приемы обучения иностранному языку, реализуемые в концепции непрерывного обучения в течение жизни, являющейся одним из ведущих принципов современного образовательного процесса. Система высшего профессионального образования должна быть нацелена на формирование и воспитание у человека навыков и потребности в постоянном профессиональном росте и саморазвитии. В статье подчеркивается, что достижение данной цели требует трансформации существующих форм, методов и приемов обучения. Система обучения и учебный процесс должны быть обоснованы потребностями как отдельной личности, так и общества в целом. Педагогические приемы и методы обучения должны приобретать диалогический, интерактивный характер, стимулировать когнитивную и познавательную деятельность, обеспечивая развитие интеллектуальных возможностей и эмоционального интеллекта учащихся. В статье подчеркивается, что моделирование профессиональной деятельности, персонализация, вариативность и мультидисциплинарность обучения предоставляют возможность каждому учащемуся стать активным участником образовательного процесса.

Ключевые слова: эффективные педагогические практики, преподавание иностранного языка, непрерывное обучение, самообразование, фундаментальные знания

Принцип связи обучения с жизнью предполагает непосредственную связь обучения будущих специалистов определенным дисциплинам, знание которых необходимо для дальнейшей успешной профессиональной деятельности с воспитанием целостной личности, способной к самообучению и саморазвитию, обладающей навыками самоанализа и критического мышления. Задачи, стоящие

перед образовательными организациями высшего профессионального образования, заключаются не только в передаче знаний учащимся с целью формирования профессиональных компетенций будущих специалистов, но и в создании условий, способствующих полноценному воспитанию личности, развитию навыков управления эмоциями, совершенствованию межличностной коммуникации,

самостоятельной независимой работы, умению принимать решения и нести ответственность за них, личностному самоопределение и личностной целостности. Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы состоит в том, что в современном обществе приобретение знаний на протяжении всей жизни человека становится насущной необходимостью, и процесс обучения должен способствовать достижению максимального результата, формируя навыки получения, применения, преобразования и передачи знаний. Цель работы заключается в определении и анализе наиболее эффективных педагогических приемов, используемых преподавателями в курсе преподавания дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Методы исследования включали в себя анализ теоретических работ ученых и педагогов-практиков, эмпирические исследования вопроса, количественный анализ результатов. Научная новизна работы заключается в обосновании важности роли преподавателя иностранного языка и практикуемых методов и приемов обучения в формировании у учащихся потребности в самообучении, развитии навыков продуктивного поиска и анализа информации, непрерывного приобретения знаний в течение всей жизни. Теоретическая значимость работы состоит в представлении выводов о том, что для достижения целей и задач обучения преподаватель должен научить студентов работать самостоятельно, направляя их учебную деятельность и научные исследования, определяя и подчеркивая взаимосвязи изучаемой дисциплины с будущей профессиональной деятельностью.

В научных трудах, изучающих вопросы повышения эффективности образовательного процесса в высшей школе, подчеркивается важность системного подхода к выбору педагогических практик, соединяющих традиционные педагогические методы и инновационные подходы. Методикам активизации обучения посвящены работы С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьева, В.С. Выготского и других психологов и педагогов. Так, И.А. Володарская выделяет следующие отличительные черты инновационных образовательных стратегий: подготовка личности к постоянно меняющимся условиям существования, к непрерывному самообразованию и развитию, формирование адаптивности к пересмотру существующих ценностей, способности и готовности к сотрудничеству [1]. Р. Бейлз подчеркивает важность применения принципа непосредственного участия студентов в учебном процессе [2]. Диалоговый характер обучения создает условия для мотивированного и аргументированного обсуждения проблем, выявления разногласий и путей их разрешения. Р. Шиндлер подчеркивает значимость групповой и парной работы на занятиях для определения и формирования роли учащегося как лидера, инициатора идей, разработчика, координатора, аналитика, оппонента или эксперта [3]. Учащиеся являются не только слушателями и получателями информации, но и соучастниками когнитивной и креативной профессионально ориентированной образовательной деятельности. Мы согласны с Дж. Хэтти в том, что образовательный процесс, реализуемый в формате диалога и предполагающий обмен мнениями, стимулирует познавательную деятельность учащихся и способствует приобретению новых знаний [4].

Исследователи и педагоги едины во мнении, что задача преподавателя в современной образовательной среде состоит не в столько передаче знаний студенту, сколько в формировании у учащихся потребности в приобретении знаний, в направлении их поисковой учебной деятельности. Б. Франклин определял знания как «инвестиции, которые всегда приносят наибольший доход» [5]. М. Симмонс утверждает, что знания в XXI веке являются эквивалентом денег и обучение - это насущная ежедневная потребность. «Если вы ничему не учитесь, долгосрочные последствия не менее коварны, чем долгосрочные последствия нездорового образа жизни» [6]. Подобно деньгам, знания служат средством обмена и сохранения ценности. Но в отличие от денег знания не только не тратятся в процессе их передачи, но и способствуют созданию позитивных межличностных отношений и личностного благополучия [7].

В отсутствии мотивированности и заинтересованности в учебном процессе, понимания межпредметных взаимосвязей и профессиональной значимости изучаемого материала транслируемые знания не будут иметь никакого положительного результата. Преподавателю важно не просто передать информацию, но научить студентов активно мыслить и осваивать эти знания. Основной фокус современного обучающего процесса направлен на практику самостоятельной познавательной работы студентов, формирование учебной атмосферы, способствующей самообучению, экспериментированию, практике получаемых знаний с учетом индивидуальных когнитивных и эмоциональных способностей учащихся. Эффективность обучения повышается, если создается возможность для учащихся увидеть взаимосвязь предметов и явлений, понять их значение для будущей профессиональной деятельности. Существующие междисциплинарные барьеры негативно влияют на успешность обучения, не позволяя студентам понять взаимосвязи и снижая интерес к обучению.

Необходимо дифференцировать поверхностные знания, которые касаются фактов, идеей, содержания, от фундаментальных, глубинных знаний, дающих человеку способность выявлять и определять взаимоотношения явлений и процессов, расширяя область их влияния в новых контекстах. Преподаватели, осознавая важность целостного понимания изучаемого предмета, взаимосвязей и взаимодействий, тем не менее в процессе тестирования зачастую оценивают поверхностные знания. Поверхностные знания находятся в приоритете у студентов, так как именно эти знания влияют на оценки, которые студенты получают за работу на занятиях, или выступают результатом текущей или промежуточной

аттестации. Несмотря на тот факт, что преподаватели подчеркивают значимость глубинного понимания предметов и явлений, студенты более ориентированы на получение положительных оценок за выполнение текущих заданий и работ и, как следствие, работают в том формате, который позволит им успешно выполнить упражнения и ответить на вопросы из учебника или решить тесты.

Задачей преподавателя современной высшей школы становится не столько передача предметных знаний, сколько трансляция информационных и учебных приоритетов, выдвижение аргументов, предоставление доказательств, постановка проблем и задач, помощь в определении направления действий. Увлеченность преподавателя своим предметом и передача этого интереса студентам выступают важнейшими факторами, существенно повышающими эффективность учебного процесса. Получая на занятиях первоначальные понятия и представления, мотивированные студенты способны в процессе самостоятельной работы получить более глубокие и фундаментальные знания.

Передача и получение информации являются двумя важными аспектами обучения. Современный образовательный процесс не является односторонним для передачи информации от преподавателя студенту. Педагогические приемы и методы, используемые преподавателями в обучающем процессе, должны выполнять связующую роль между преподавателями, учащимися и программой обучения, заставляя учащихся мыслить масштабно и выводя их за рамки внешних обстоятельств. Преподаватель, применяя разнообразные подходы и приемы обучения, старается наиболее продуктивно передать свои знания и опыт студентам, мотивируя учащихся на дальнейшее самостоятельное приобретение и освоение этих знаний. Эффективность обучения определяется степенью активного и продуктивного взаимодействия всех субъектов учебного процесса, а также творческим и новаторским подходом преподавателя к его реализации. Педагогические методы обучения должны быть направлены на формирование у учащихся готовности учиться самостоятельно, критически оценивать и изменять сложившиеся концепции и понятия. Наиболее продуктивным подходом к обучению считается умение преподавателя использовать на занятиях разнообразные педагогические практики, содействующие достижению образовательных целей и выполнению учебных задач. Для повышения эффективности обучения преподаватель должен уметь выбирать и сочетать разнообразные подходы и методы, учитывая особенности каждой конкретной группы учащихся, уровень их предметных компетенций, когнитивных способностей и развитости эмоционального интеллекта. Правильный подбор педагогических приемов в преподавании дисциплины способствуют формированию у студентов определенного образа мышления, заставляя их переосмысливать сложившиеся ранее концепции, мотивируя на поиск информации. Студенты учатся внимательно анализировать ситуации, формулировать вопросы, идентифицировать проблемы, определять пути их решения, а также нести ответственность за эти решения. Преподаватель выступает в роли проводника новых взглядов, идей и стратегий. Дж. Хэтти утверждает, что когда преподаватель смотрит на процесс обучения через призму восприятия этого процесса студентами, когда студенты становятся педагогами для себя, тогда процесс обучения становится максимально эффективным, и обучение достигает поставленных целей [4]. Для успешного обучения преподавателю недостаточно стоять перед студентами, объяснять учебный материал, строго следуя учебному плану, давать и проверять домашние работы. Преподаватели высшей школы должны понимать свою задачу как наставника, направляющего самостоятельную работу студентов на приобретение фундаментальных знаний, формирующих понимание взаимосвязей идей, понятий, процессов и явлений и позволяющих применять эти знания в других областях.

Интерактивная коммуникативная педагогическая практика является наиболее широко используемой на занятиях по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере». Данный подход, определяемый как метод дискуссий и обсуждений, способствует вовлечению и активизации работы студентов на практических семинарских занятиях. Участие в дискуссиях практикует навыки иноязычной коммуникации, аналитического мышления, предоставления аргументированных ответов, толерантности к мнению других, контроля над собственными эмоциями и управления ими. В процессе освоения дисциплины дискуссии дают практику формулирования высказываний на английском языке, способствуют активному использованию грамматических и лексических конструкций, восприятию иноязычной речи на слух.

Метод групповой работы является эффективной практикой коллаборатив-ных и коммуникативных навыков. Данный педагогический подход дает возможность студентам представлять свою точку зрения и понимания задачи, обмениваться мыслями и идеями. В ходе групповой работы активно применяются и тренируются языковые навыки, такие как диалогическая речь, восприятие иноязычной речи на слух, построение вопросительных и утвердительных предложений, выбор грамматических форм и лексических единиц. Когнитивный аспект заключается в том, что в ходе коллективной работы учащиеся не только сами лучше усваивают предметные знания, но и помогают другим студентам в освоении дисциплины. Данный вид педагогической практики должен иметь междисциплинарный фокус и быть нацелен на выполнение метазадач, демонстрируя учащимся взаимосвязи изучаемых дисциплин. Практика эмоциональных компетенций заключается в активизации навыков распознавания и толерантного отношения к эмоциям других, а также контроля над собственными эмоциями.

Педагогический прием, известный как работа в парах (или мини-группах), во многом подобен вышеописанному методу работы в группах. Преподаватель ставит перед студентами, работающими в парах, определенную задачу и временные рамки на ее выполнение. В отличие от метода групповой работы, работа в парах обеспечивает большую вовлеченность всех учащихся в учебную деятельность, а также позволяет максимизировать практику иноязычной коммуникации. Парная работа дает возможность преподавателю продуктивнее контролировать и направлять работу студентов.

Занятия, спланированные по методу решения проблем или кейсов, становятся альтернативой традиционному подходу к обучению. Кейс-метод позволяет интегрировать процессы приобретения знаний и их практического применения в мультидисциплинарном контексте. Данная педагогическая практика может применяться с учащимися старших курсов, обладающих достаточным уровнем мета-предметных знаний и компетенций, и способных внимательно и детально изучить ситуацию, провести анализ полученной информации, выработать обоснованные решения и предоставить логические выводы. Метод кейсов требует достаточно высокого уровня языковых коммуникативных навыков, развитой когнитивной и эмоциональной сферы.

Степень подготовленности студентов к занятиям играет важную роль в максимизации эффективности обучения. Концепция «перевернутого класса» предполагает предварительную самостоятельную подготовку студентов к занятию с тем, чтобы во время занятия преподаватель мог по заранее подготовленным вопросам студентов пояснить изучаемый материал. В качестве ресурсов для подготовки можно рекомендовать студентам изучающее чтение учебного текста, просмотр видеолекции или подкаста, прослушивание аудиофайла и многое другое. Важным критерием успешности данной практики служит понимание учащимися требований к выполнению заданий и критериев оценивания работы. Просматривая видеолекцию или прослушивая аудиофайл, студенты могут ошибочно концентрировать внимание на несущественной информации, поэтому преподавателю важно заранее определить круг вопросов для изучения. Знание критериев и требований стимулирует студентов на более тщательную самостоятельную работу. Обмен информацией между преподавателями и студентами, или обратная связь даст возможность как преподавателям, так и учащимся понять, какие знания и пробелы в знаниях имеются, разработать тактику решения учебных проблем.

Важной составляющей повышения эффективности обучения является самостоятельная работа студентов, такая как ведение записей занятий и лекций, взаимообучение студентов в группе, повторение учебного материала через промежуток времени, самоанализ оценок, ошибок и пробелов в знаниях на основе обратной связи, полученной от преподавателя, критический самоанализ академических достижений. Навык ведения записей в процессе подготовки и в течение занятий, а также просмотр собственных записей с целью повторения учебного материала является неотъемлемым компонентом успешности обучения. Метаданные показывают, что собственные записи, осуществляемые во время занятий, являются ценным обучающим ресурсом, просмотр которого после занятий значительно увеличивает эффективность запоминания материала.

Обучение необходимо строить на деятельном подходе, основанном на решении творческих задач. Данный подход способствует развитию творческого потенциала учащихся. Процесс обучения трансформируется от передачи знаний к получению информации, формируя партнерские отношения между преподавателями и учащимися, давая последним возможность определять тот круг знаний и в том объеме, который им необходим. Задачей преподавателя становится создание условий, позволяющих обучаемым самостоятельно направлять свою учебную деятельность и регулировать ее темп, усваивая возрастающий объем знаний. Постоянно генерируя новые знания, образование становится способом обмена информацией и потребностью в ее получении и обновлении на протяжении всей жизни человека.

Преподаватели используют разнообразные педагогические приемы и методы, направленные на повышение эффективности обучения. Исследования показывают, что не существует одного определенного подхода, позволяющего получить максимальный положительный результат, при этом практически все практикуемые методы оказывают положительный эффект на обучение студентов. Нами был проведен опрос студентов третьего курса бакалавриата об их отношении к разным педагогическим приемам, применяемым на занятиях преподавателями иностранного языка для профессиональной коммуникации. В опросе, проведенном в онлайн-формате с использованием Google Forms, приняли участие 67 студентов. Участники опроса имели возможность выбора нескольких видов учебной деятельности. Анализ ответов позволил сделать следующие выводы. По мнению большинства учащихся (51 человек), максимальное воздействие на повышение эффективности обучения имеет программа обучения и учебные материалы, отражающие современные научные достижения. Второе место по значимости отводится четким и понятным критериями оценивания результатов учебной работы студентов (43). Наименее привлекательными и неэффективными педагогическими приемами и видами учебной работы практики оказались тестирования и опросы, взаимообучение студентов, а также обучение в группах, состоящих из студентов с разными уровнями языковой подготовки.

Значи- Вид учебной деятельности/ педагогический подход Число

мость голосов

1. Современные учебные материалы и программа обучения 51

2. Критерии оценивания и требования к выполнению работ 43

3. Решение познавательных задач с элементами творчества 42

4. Эмоциональная атмосфера на занятиях 41

5. Понятное изложение материала преподавателем 40

6. Обучение с элементами решения задач 36

7. Проведение групповых дискуссий 28

8. Взаимооценивание 13

9. Обратная связь 12

10. Самооценивание 12

11. Предшествующие знания и навыки 10

12. Распределение учебного времени на занятии 10

13. Практика повторения пройденного материала 10

14. Выполнение заданий повышенной сложности 10

15. Интерактивные модели обучения 10

16. Самостоятельная работа на занятиях 8

17. Персонифицированное обучение 8

18. Домашняя работа 8

19. Тестирование и опросы 8

20. Разноуровневые группы 7

21. Взаимообучение 7

Среди педагогических приемов, оказывающих наибольшее влияние на эффективность обучения, следует выделить:

- подбор учебной программы и материалов, вносящих концептуальные изменения в имеющиеся знания и навыки;

- четкое и понятное формулирование требований к выполнению работ и критериев оценивания;

- постановка задач, требующих когнитивной работы, критического анализа;

- организация предметных дискуссий в группе;

- вовлечение студентов в решение кейсовых заданий;

- применение метода отложенного повторения материала;

- применение метода взаимообучения студентов;

- задания и приемы, требующие от студентов самостоятельной работы;

- практика разделения учебного материала на небольшие разделы для самостоятельного изучения и последующего представления работы для итоговой оценки;

- применение метода «перевернутого» класса.

Практическими выводами данной работы являются следующие. Не существует единого конкретного педагогического приема, который оказывал бы существенное положительное влияние на эффективность обучения. Вместе с этим своевременность программы обучения и учебных материалов, постановка четких требований к выполнению работ и критериев их оценивания в балльном формате имеют максимальное воздействие на достижение целей и задач обучения. С целью повышения академической заинтересованности учащихся, формирования у них потребности и навыков приобретения знаний в течение всей жизни преподавателю необходимо реализовать в учебном процессе следующие задачи:

- эксплицитное информирование студентов о целях, задачах и результатах учебной деятельности на конкретном этапе обучения. Важно проинформировать студентов о том объеме учебного материала, который необходимо освоить в текущем учебном семестре, о формате и сроках проведения контрольных мероприятий, о сроках сдачи аттестационных заданий и работ;

- четкое определение критериев оценивания по каждому виду учебой деятельности, таких как аккуратность посещения занятий, активное участие учащегося в различных видах учебной работы на занятиях, сроки и качество выполнения домашних заданий, участие в дополнительных учебных и научно-исследовательских мероприятиях;

- соотнесение программы обучения, учебных материалов и заданий с имеющимися у студентов предметными знаниями;

- оптимальное соотношение текущих и фундаментальных знаний;

- установление требований к выполняемой учебной работе в соответствии с интеллектуальным и эмоциональным уровнями развития учащихся.

Воздействие педагогических приемов и методов на эффективность обучения определяется не только изменениями в оценках, полученных студентами за текущую и промежуточную аттестацию, но и степенью сформированности таких умений, как самооценивание и самоанализ, управление собственными эмоциями, взаимодействие с другими членами группы, нацеленность на успех, рост заинтересованности в повышении уровня знаний. Применение в педагоги-

ческой практике инновационных образовательных технологий требует от преподавателя готовности к риску возникновения конфликтных ситуаций, связанных с отсутствием у учащихся понимания требований, неготовности студентов к самообучению, недостаточно развитым уровнем эмоционального интеллекта.

Библиографический список

Достижение поставленных целей и выполнение задач обучения зависят от умения преподавателя эффективно сочетать и применять разные виды педагогических технологий, учитывая профессиональные интересы и потребности будущих специалистов.

1. Володарская И.А. Взаимосвязь фундаментальных и специальных знаний при подготовке студентов в современной высшей школе. Российский научный журнал. 2010; № 1: 48-56.

2. Бейлс РФ. Анализ процесса взаимодействия. Метод изучения малых групп. Кембридж. Массачусетс. Addison-Wesley Press. 1950.

3. Шиндлер Р Основные принципы психодинамики в группе. Психея. 1957; Т. 11, № 5: 308-314.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Хэтти Д. Видимое обучение. Москва. Национальное образование, 2017.

5. Франклин Б. Время-деньги. АСТ. Моя жизнь. 2013.

6. Симмонс М. Бизнес инсайдер. Available at: https://www.insider.com

7. Finn S. Academic freedom and the choice of teaching methods. Teaching in Higher Education. 2020; Vol. 25 (1): 116-123. References

1. Volodarskaya I.A. Vzaimosvyaz' fundamental'nyh i special'nyh znanij pri podgotovke studentov v sovremennoj vysshej shkole. Rossijskij nauchnyjzhurnal. 2010; № 1: 48-56.

2. Bejls R.F. Analiz processa vzaimodejstviya. Metod izucheniya malyh grupp. Kembridzh. Massachusets. Addison-Wesley Press. 1950.

3. Shindler R. Osnovnye principy psihodinamiki v gruppe. Psiheya. 1957; T. 11, № 5: 308-314.

4. H'etti D. Vidimoe obuchenie. Moskva. Nacional'noe obrazovanie, 2017.

5. Franklin B. Vremya-den'gi. AST. Moya zhizn'. 2013.

6. Simmons M. Biznes insajder. Available at: https://www.insider.com

7. Finn S. Academic freedom and the choice of teaching methods. Teaching in Higher Education. 2020; Vol. 25 (1): 116-123.

Статья поступила в редакцию 09.03.23

УДК 378

Vasilenko S.S., student, Scientific Research Technical Institute "MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: vasilenkosofi@gmail.com

Zhukova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia);

Scientific Research Technical Institute"MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: tatianazhu@mail.ru

THE STRATEGIES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND THE PROCESS OF ESG COMPETENCES DEVELOPMENT AT THE ENGLICH CLASSES. The

article presents a description of the sustainable development strategies and indicates their impact on the process of improving ESG competencies at English classes. The platform that is chosen to create the online course is "Canvas Instructure". It's possible to implement the online learning process for NLMK employees from the Department of "Environmental, Social and Corporate Governance department. Sustainable development". The participants in this study are 22 NLMK employees from the same department. The research tool is a survey in Google Forms, which subsequently helped to determine the interests of the students and make the online course fully productive for NLMK employees. Tasks on the "Canvas Instructure" platform will help students apply lexical units in their speech. The results of this study show that through sustainability strategies and ESG competencies, students can develop critical thinking, communication, and collaboration skills, everything will be applied to the creation of an online course on the "Canvas Instructure" platform.

Key words: sustainable development, ESG competences, English classes, online course for Ecological department

С.С. Василенко, студент, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва, E-mail: vasilenkosofi@gmail.com

Т.А. Жукова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва, E-mail: tatianazhu@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ESG-КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В настоящей статье представлено описание стратегий устойчивого развития, используемых в современной образовательной практике, и обозначено их влияние на процесс совершенствования ESG-компетенций, реализуемых на занятиях по английскому языку В качестве значимых стратегий выделены следующие: стратегия вовлеченности, стратегия контроля и стратегия управления рисками. Авторами обозначены преимущества выбранной платформы Canvas Instructure, используемой в процессе подготовки сотрудников группы компаний «НЛМК» отдела «Экологическое, социальное и корпоративное управление. Устойчивое развитие», которые заключаются в возможностях платформы для проектирования системы массовых открытых онлайн-курсов, реализуемых с массовым интерактивным участием, простота и доступность выбора предлагаемых заданий, организация четких дедлайнов. Участниками исследования стали 22 сотрудника компании «НЛМК». Авторами представлено описание проектирования курса - выбор структуры, принципов, обоснование содержания.

Ключевые слова: устойчивое развитие, ESG-компетенции, занятия по английскому, онлайн-курс для сотрудников из экологического отдела

В настоящее время проблема нахождения стратегий для устойчивого развития личности, в частности средствами педагогической науки, очень актуальна. Эта идея подчеркивается в документе 70-й Генеральной ассамблеи ООН в рамках саммита по устойчивому развитию: «Никогда раньше мировые лидеры не брали на себя обязательства предпринять совместные действия и усилия для реализации столь широкой и универсальной стратегической программы. Вместе мы вступаем на путь, ведущий к устойчивому развитию государств, сообща посвящая себя обеспечению глобального развития и взаимовыгодного сотрудничества, которые могут принести огромную пользу всем странам и всем регионам мира - их гармонизации» [1, с. 15].

Отечественные и зарубежные исследователи (А. Вебер А [2], И.А. Слабин-ская [3], Jensen B.B. [4], Schnack K. [4] и др.) считают данную концепцию неким ориентиром, который всегда присутствует и задает направление при поиске решений проблем устойчивости в экологической сфере, в частности посредством определенных стратегий - вовлеченности, контроля и оценки рисков. Стратегия

вовлеченности является одной из самых главных и, согласно многим социологическим опросам, именно данная стратегия способствует реализации социальной мобильности. Стратегия вовлеченности непосредственно связана с двумя другими стратегиями - контроля и оценки рисков. Постоянно реализуемый внешний и внутренний контроль помогает вовлекать обучающихся в процесс прохождения онлайн-курса и благодаря данному контролю есть возможность провести анализ оценки рисков на различных временных этапах освоения курса, как субъективных, так и объективных (схема 1).

В рамках реализации идей концепции устойчивого развития особую значимость приобретает развитие ESG-компетенций (environmental (E), social (S), governance (G)): окружающей среды, социальной среды, корпоративного управления [5].

Актуальность исследования обусловлена значимостью развития и дальнейшего совершенствования ESG-компетенций в контексте реализации стратегий устойчивого развития, что может быть определено следующими причинами:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.