DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_3_42 УДК 330.322
НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
Лазыкин Андрей Борисович,
заместитель начальника эксплуатационно-ремонтного отдела, Государственный научно-исследовательский институт приборостроения, Россия, г. Москва, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются возможности и ограничения применения методов инвестиционного анализа в системах управления жизненным циклом вооружения и военной техники, в том числе для решения задач обеспечения их качества. Проводится анализ особенностей методического аппарата инвестиционного анализа, излагаемого в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и других источниках. Отмечаются существенные отличия инвестиционных методов от традиционных в части обоснования цен. Формулируются аспекты реализации инвестиционных подходов в сфере управления жизненным циклом вооружения и военной техники и обеспечения их качества.
Ключевые слова: вооружение и военная техника; жизненный цикл; качество; проектно-ин-вестиционные подходы; инвестиционный анализ; инвестиционный проект; эффективность.
UDC 330.322
AREAS OF APPLICATION OF INVESTMENT ANALYSIS METHODS FOR SOLVING PROBLEMS OF ENSURING THE QUALITY OF WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT
Lazykin Andrey Borisovich,
Deputy Head of Maintenance and Repair Department, State Research Institute of Instrument Engineering, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
The article discusses the possibilities and limitations of the application of investment analysis methods in the life cycle management systems of weapons and military equipment, including for solving problems of ensuring their quality. The analysis of the features of the methodological apparatus of investment analysis, set forth in the Methodological Recommendations for assessing the effectiveness of investment projects and other sources. Significant differences between investment methods and traditional ones in terms of price justification are noted. Aspects of the implementation of investment approaches in the sphere of managing the life cycle of weapons and military equipment and ensuring their quality are formulated.
Keywords: weapons and military equipment; life cycle; quality; design and investment approaches; investment analysis; investment project; efficiency.
Для проектов и контрактов по управлению жизненным циклом вооружения и военной техники характерны длительные циклы реализации, большие затраты, разнообразные риски при разработке, производстве, эксплуатации и использовании. Кроме того, типичными особенностями указанных проектов и контрактов являются:
- большая доля расходов ресурсов капитального характера в стоимости жизненного цикла, значительная величина затрат, связанных с разработками образцов и освоением их производства;
- высокая сложность производственных и эксплуатационных процессов и технологий, означающая неизбежность многоуровневой
кооперации производителей, эксплуатан-тов;
- наличие разных интересов субъектов управления жизненным циклом вооружения и военной техники - разработчиков, произво -дителей, эксплуатантов, заказчиков, государства.
В связи со сложностью вооружения и военной техники наблюдается резкая сужен-ность рынка как поставщиков, так и покупате -лей продукции. Типична высокая сложность в организационно-экономическом, финансовом и техническом плане контрактов на поставку продукции и на сопровождение ее жизненного цикла. Усложнение контрактов проявляется в росте разнообразия форм и методов назначения контрактных требований, увеличения полноты и детальности этих требований.
Характерна также тенденция роста разнообразия методов финансирования контрактов. Усложняются экономические взаимоотношения между заказчиками и исполнителями контрактов, между соисполнителями контрактов разных уровней. Возрастание контрактных рисков требует применения методов их адекватного учета при формировании цен и финансово-экономических условий контрактов, управления выполнением контрактов.
Указанные обстоятельства обусловливают необходимость применения методов инвестиционного анализа в системах управления жизненным циклом вооружения и военной техники, в том числе для решения задач обеспечения качества.
С позиции возможной нормативной базы применения методов инвестиционного анализа в сфере управления жизненным циклом вооружения и военной техники можно рассматривать «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденные Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 № ВК 477 (далее - методические рекомендации), которые являются основным официальным документом в части анализа эффективности инвестиционных проектов.
Эти рекомендации, в совокупности с другими работами их авторов [1; 3], комментари-
ями к их применению, представляют собой достаточно полное изложение доминирующей на сегодня методологии оценки эффективности инвестиционных проектов.
Важными особенностями аппарата инвестиционного анализа можно считать следующие:
- детальный учет влияния на затраты, эффекты и эффективность проектов различных рисков и неопределенностей при их реализации;
- учет разницы, несовпадений и противоречий в экономических интересах различных субъектов реализации проектов;
- оценка затрат по принципу альтернативной стоимости - исходя из условий наилучшего использования применяемых при реализации инвестиционных проектов ресурсов;
- принятие решений о переходе к последующим этапам на основе теории инвестиционных опционов - раздела теории инвестиционного анализа по принятию решений в части продолжения или прекращения проектов;
- учет только предстоящих непредотвратимых затрат (прошлые неликвидные затраты не учитываются);
- четкое и непрерывно-мониторинговое отслеживание отдачи от вложенных средств, используемых ресурсов;
- учет разницы, несовпадений и противоречий в экономических интересах различных субъектов реализации проектов, увязка этих интересов с помощью различных стимулов;
- расчет затрат для проектов, реализуемых в общегосударственных целях, в категории общественных цен - за вычетом трансфертов (налогов, сборов и пошлин), возвращаемых в бюджет государства;
- реализация развитых оптимизационных (в том числе субоптимизационных) подходов при анализе инвестиционных решений.
В своей основе излагаемый в методических рекомендациях аппарат инвестиционного анализа вполне применим к анализу и оптимизации решений в области управления жизненным циклом вооружения и военной техники, к созданию эффективных организационных систем управления данным циклом, к обеспечению качества.
Методы инвестиционного анализа в задачах управления жизненным циклом, в том числе обеспечения качества вооружения и
военной техники, как представляется, могут и должны применяться в следующих пяти основных направлениях:
1. Анализ реальной выгодности контрактов по разработке, производству, капитальным ремонтам, утилизации, по сопровождению жизненного цикла вооружения и военной техники для их исполнителей, обоснование цен контрактов с точки зрения их исполнителей.
Инвестиционные методы должны использоваться при этом для анализа реальной доходности контрактов, анализа рационального уровня цен, обеспечивающих интересы исполнителей контрактов. Основная задача при этом - обеспечить определенный, не ниже минимально допустимого, уровень доходности контрактов.
Методы инвестиционного анализа в основном противопоставляются при этом методам анализа доходности и цен контрактов через бухгалтерские показатели себестоимости, прибыли, рентабельности, не учитывающие фактор времени, вмененные издержки, реальную альтернативную стоимость ресурсов. Это противопоставление касается не только традиционных методов, применяемых в системах общего бухгалтерского учета, но и методов, развиваемых в системах производственного и управленческого учета типа директ-костинг, стандарт-костинг, мар-жинал-костинг.
2. Оптимизация и управление полными издержками жизненного цикла вооружения и военной техники.
Задача инвестиционного анализа в этом случае - поиск решений, обеспечивающих минимизацию полных издержек жизненного цикла вооружения и военной техники при условии обеспечения требуемого качества образцов вооружения и военной техники и эффективности их применения. Инструменты инвестиционного анализа, применяемого в данном направлении - экономико-математические модели формирования и комплексной оптимизации полных издержек данного цикла (с учетом связей издержек разных видов).
Оптимизационные методы комплексного инвестиционного анализа полных издержек жизненного цикла вооружения и военной техники при этом обычно противопоставляются частным методам бухгалтерского анализа
и управления затратами. Для этих методов характерен учет и анализ по отдельным статьям и элементам полных затрат без учета фактора времени, функциональной связи затрат, проходящих по разным статьям и элементам бухгалтерских калькуляций.
3. Анализ, оценка и обоснование цен заказчика на вооружение и военную технику, на НИОКР по их созданию и модернизации, на работы по сопровождению жизненного цикла вооружения и военной техники.
Задача использования методов инвестиционного анализа в данном направлении -анализ и оценка реальной стоимостной ценности продукции (НИОКР, серийной продукции вооружения и военной техники, работ по сопровождению) с позиции ее конечной полезности для заказчиков и государства.
Основные рассчитываемые (оцениваемые) при этом показатели - теневые цены на продукцию (shadow prices), отражающие конечную эффективность ее использования для заказчиков и государства, верхние границы цены для заказчика, лимитные цены и потолки цен, отражающие верхние возможные границы цен для заказчиков при закупках продукции, при заключении и управлении выполнением контрактов.
Инвестиционные методы при этом обычно противопоставляются традиционным прямым аналоговым и затратно-параметрическим методам оценки и прогнозирования цен спроса заказчиков по различным видам продукции. Фактически инвестиционные методы в данном случае представляют собой наиболее развитые аналитические варианты методов «маркетингового» обоснования цен в условиях фактического отсутствия рынка на основе анализа и решения уравнений эффективности продукции для заказчика относительно параметра цены.
4. Анализ и обоснование ценовых компромиссов между ценами производителей продукции по жизненному циклу вооружения и военной техники и ценами спроса заказчиков и государства на эту продукцию.
Задача инвестиционных методов в данном случае - достижение устойчивого баланса интересов по ценам между ценами производителей продукции по жизненному циклу вооружения и военной техники и ценами заказчиков на эту продукцию. Этот баланс должен обеспечиваться в процессе плани-
рования и прогнозирования, контрактации, а также в процессе выполнения контрактов. Инвестиционный анализ обеспечивает в данном случае также решение вопросов эффективного ценового стимулирования производителей продукции. Это стимулирование осуществляется в процессе выполнения контрактов в части сокращения издержек, в части повышения качества и эффективности продукции. Методы инвестиционного анализа противопоставляются в данном случае обычно методам статистического анализа уже сложившихся рыночных цен, методам простого аналогового анализа цен в случае отсутствия рынка.
5. Анализ эффективности контрактно-ценовых механизмов в целом в системе экономического управления жизненным циклом вооружения и военной техники.
Задача инвестиционных методов в этом направлении - дать инвестиционно-институциональную оценку рациональности и эффективности самих контрактно-ценовых механизмов. Эта оценка должна осуществляться с учетом различных трансакционных издержек при функционировании этих механизмов, различных вмененных потерь, связанных с работой этих механизмов (обусловленных, например, срывами и задержками закупок вооружения и военной техники, рисками закупки некачественной продукции, завышения или занижения конечных контрактных цен).
Важно подчеркнуть отличия инвестиционных методов от традиционных в части обоснования цен. В рамках действующих традиционных подходов формирование цен на вооружение и военную технику идет от себестоимости. При этом неявно предполагается, что ценообразование - это некий рыночный процесс.
Здесь можно выделить три существенных момента.
Первый - формирование цен на образцы вооружения и военной техники, НИОКР, ремонты и т. д. в условиях государственных закупок - это отнюдь не рыночный процесс. Основными здесь должны стать не простые рыночные, а именно инвестиционные методы ценообразования, основанные, как правило, на смешанных административно-экономических подходах к увязке интересов заказчиков и производителей.
Второй - в рамках инвестиционных методов нет противопоставления между ценами
заказчиков, основанными на оценках эффективности продукции, и ценами производителей, основанными на учете издержек и реальной доходности производства. Рассчитываться должны и те, и другие цены. И глав -ная задача - достичь устойчивого и надежного ценового баланса интересов заказчиков и производителей.
Третий - себестоимость, рентабельность и бухгалтерская прибыль. Это показатели именно традиционных сметно-калькуляци-онных методов обоснования цен производителей. В инвестиционных методах эти очень условные и необъективные показатели заменяются показателями инвестиционных издержек, инвестиционной доходности, интегрального инвестиционного эффекта. Показатели типа себестоимости здесь служат только для расчета потока платежей налогов по контрактам.
Один из проблемных вопросов применения в системе управления жизненным циклом вооружения и военной техники про-ектно-инвестиционных подходов к обоснованию управленческих решений обусловлен вынужденной ориентацией разработчиков методических рекомендаций на спорные во многих отношениях положения Федерального закона от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В законе под инвестиционным проектом фактически понимается некий стандартизованный комплекс проектной документации. Такая трактовка существенно противоречит пониманию инвестиционного проекта, общепринятому в мировой практике, как совокупности действий и решений, направленных на достижение определенной цели с использованием инвестиций [4].
В методических рекомендациях вследствие принятой трактовки понятия «инвестиционный проект» частные локальные мероприятия, продукция и решения (ценовые, технические и т. д.) вынужденно оказываются как бы потерянными, «спрятанными» за громадами проектов в понимании указанного закона. В принципиальном плане подходы методических рекомендаций применимы и к обоснованию частных экономических решений в сфере государственных и корпоративных закупок. Но в этой сфере, вследствие «глобальных» постановок задач оценки в ме-
тодических рекомендациях, эти подходы использовались редко [2].
К внутренним причинам недостаточно широкого использования положений методических рекомендаций в практике обоснования инвестиционных решений можно отнести их некоторую теоретическую и практическую неуравновешенность. Вследствие рыночной ориентации в расчетах эффективности инвестиционных проектов используется обычно одна цена, рассматриваемая как внешний заданный параметр. Этот параметр фактически определяется как уже достигнутый компромисс между ценой спроса заказчика и ценой предложения исполнителя. Сам процесс установления рыночных цен как цен соглашения в методических рекомендациях фактически просто выводится за скобки анализа. При этом наиболее важный, ключевой для сложной продукции и сложных контрактов (в том числе продукции и контрактов по жизненному циклу вооружения и военной техники) вариант нерыночного формирования цен как регулируемого процесса достижения компромисса между ценами предложения производителей продукции и ценами спроса заказчиков в процессе контрактных переговоров в методических рекомендациях практически не затрагивается [5].
Другое следствие рыночной ориентации методических рекомендаций - недостаточное внимание и поверхностный подход к контрактам по производству и закупкам продукции в общегосударственных целях. Так, проектам, предусматривающим производство продукции для государственных нужд, в рекомендациях посвящено всего около четырех страниц рекомендаций (и не в основном тексте, а в приложениях), причем весьма спорных. Например, констатируется, что «цена закупаемой продукции в общем случае является предметом соглашения между предприятием и государством. При проектировании этой цены необходимо одновременно обеспечить: финансовую реализуемость проекта; конкурентоспособность продукции предпри-
ятия; возможно больший положительный бюджетный эффект».
При этом понимание терминов «бюджетный эффект» и «бюджетная эффективность» в методических рекомендациях не совпадает с пониманием этих терминов в Бюджетном кодексе Российской Федерации. В методических рекомендациях под бюджетным эффектом (эффективностью) понимается просто разница в бюджетных доходах и расходах, в БК РФ - конечная отдача от реализации бюджетных средств в различных сферах.
В целом наиболее важные аспекты реализации инвестиционных подходов в сфере управления жизненным циклом вооружения и военной техники и обеспечения их качества заключаются в следующем:
- рассмотрение управления жизненным циклом как реализации определенного вида инвестиционных проектов;
- оценка системы управления жизненным циклом вооружения и военной техники по критериям эффективности инвестиционных проектов;
- учет фактора времени через нормы дисконта;
- учет рисков и неопределенностей;
- увязка интересов участников реализации инвестиционного проекта;
- создание системы ценового стимулирования исполнителями контрактов;
- формирование цен на работы разных этапов жизненного цикла по критериям эффективности инвестиционных проектов;
- оценка теневых цен на работы жизненного цикла с позиции интересов заказчика;
- единая сквозная связанная система ценообразования по жизненному циклу вооружения и военной техники.
Таким образом, можно констатировать, что именно проектно-инвестиционные подходы могут и должны стать основой моделей оптимизации решений при экономическом обосновании и анализе эффективности управления в сфере управления жизненным циклом вооружения и военной техники, обеспечения качества вооружения и военной техники.
Список литературы:_
1. Виленский, П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика / П. Л. Виленский, В. Н. Лифшиц, С. А. Смоляк. - Москва : Дело, 2008.
2. Закутнев, С. Е. Проблемы применения факторинга предприятиями оборонно-промышленного комплекса при исполнении государственного оборонного заказа / С. Е. Закутнев, А. Г Хараишвили, С. С. Херувимова // Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления : сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции / ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России. - 2018. - С. 52-55.
3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (третья редакция, уточненная и дополненная). - Москва : ЦЭМИ РАН, 2008.
4. Проекты и управление проектами в современной компании. - Москва : Олимп-бизнес, 2010.
5. Чистов, И. В. Проблемы формирования цифровой системы управления экономической деятельностью предприятий оборонно-промышленного комплекса / И. В. Чистов, В. Г Астахов, С. В. Школьная // Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления : сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции / ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России. - 2018. - С. 23-26.
References:_
1. Vilensky P.L., Lifshits V.N., Smolyak S.A. Evaluation of the effectiveness of investment projects. Theory and practice. Moscow: Case, 2008.
2. Zakutnev S.E., Kharaishvili A. G., Cheruvimova S.S. Problems of applying factoring by enterprises of the military-industrial complex in the execution of the state defense order, Issues of control of economic activity and financial audit, national security, system analysis and management. collection of materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. FGBNU "Analytical Center" of the Ministry of Education and Science of Russia, 2018, p. 52-55.
3. Methodological recommendations for assessing the effectiveness of investment projects (third edition, updated and supplemented). Moscow: TSEMI RAS, 2008.
4. Projects and project management in a modern company. Moscow: CJSC Olympus Business, 2010.
5. Chistov I.V., Astakhov V.G., Shkolnaya S.V. Problems of formation of the digital system of management of economic activity of enterprises of the military-industrial complex, Issues of control of economic activity and financial audit, national security, system analysis and management. collection of materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. FGBNU "Analytical Center" of the Ministry of Education and Science of Russia, 2018, p. 23-26.