Научная статья на тему 'Направления повышения конкурентоспособности предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости'

Направления повышения конкурентоспособности предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1455
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РЕСУРСЫ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПЕРСОНАЛ / ИНФОРМАЦИЯ / COMPETITIVENESS / FINANCIAL STABILITY / RESOURCES / SOLVENCY / MANAGEMENT SYSTEM / PERSONNEL INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хлусова О. С., Моисеева И. С.

В статье рассмотрена взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и его финансового состояния. Выявлена оценка конкурентных возможностей организации, которая осуществляется по трем направлениям: снабжение, производство и сбыт. Рассмотрены необходимые условия для конкурентного развития предприятий и оптимизации используемых ресурсов. Предложена модель повышение конкурентоспособности предприятия, являющаяся детерминантом его финансовой устойчивости, при котором предприятие может достигнуть поставленных целей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the relationship between the competitiveness of enterprises the company and its financial condition. Identified to assess the competitive capabilities of an organization, which is focused on three areas: supply, production and distribution. Reviewed the necessary conditions for competitive enterprise development and optimization of the resources used. The proposed model increasing the competitiveness of enterprises, which is the determinant of its financial stability, in which the company can achieve its goals

Текст научной работы на тему «Направления повышения конкурентоспособности предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости»

О. С. Хлусова

К.э.н., ст. преподаватель кафедры Информатики и математики, филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Новороссийске

O.S. Khlusova candidate of economic sciences KUBGUFGBOU VPO branch in Novorossiysk (oksana-vitt@rambler. ru, 89883226180)

И.С. Моисеева

Студентка 4 курса ОФО направления Экономика, филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Новороссийске

I.S. Moiseeva

Student KUBGU FGBOU VPO branch in Novorossiysk

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ УКРЕПЛЕНИЯ ЕГО ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и его финансового состояния. Выявлена оценка конкурентных возможностей организации, которая осуществляется по трем направлениям: снабжение, производство и сбыт. Рассмотрены необходимые условия для конкурентного развития предприятий и оптимизации используемых ресурсов. Предложена модель повышение конкурентоспособности предприятия, являющаяся детерминантом его финансовой устойчивости, при котором предприятие может достигнуть поставленных целей.

Annotation. The article considers the relationship between the competitiveness of enterprises the company and its financial condition. Identified to assess the competitive capabilities of an organization, which is focused on three areas: supply, production and distribution. Reviewed the necessary conditions for competitive enterprise development and optimization of the resources used. The proposed model increasing the competitiveness of enterprises, which is the determinant of its financial stability, in which the company can achieve its goals.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, финансовая устойчивость, ресурсы, платежеспособность, система управления, персонал, информация.

Key words: competitiveness, financial stability, resources, solvency, management system, personnel information.

Успешное функционирование организаций в сложившихся условиях обусловлено детерминантами, которые определяют конкурентоспособность предприятия. Несмотря на то, что исследованию конкуренции и конкурентоспособности посвящены многие работы, анализ механизмов обеспечения конкурентоспособности предприятий в полной мере не изучен. В отечественных исследованиях, посвященных конкурентоспособности можно встретить следующие определения: Т.А. Гайдаенко, определяет конкурентоспособность предприятия, как комплексное понятие, дающее

относительную характеристику отличий процесса развития данного предприятия от предприятий конкурентов как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) конкретной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [2]. Р.А. Фатхутдинов дает определение конкурентоспособности организаций как способность производить конкурентный товар или услугу [3].

Большинство современных предприятий переживают сложный этап, связанный с формированием инновационной экономики, которая зависит от совокупного увеличения инновационного потенциала организаций, что в свою очередь определяется эффективностью использования всех видов ресурсов и отражается на финансовом состоянии предприятия. В условиях стабильной внешней среды предприятия определяют результативность своей деятельности с помощью таких показателей, как прибыль, себестоимость продукции, производительность труда и т.д.

Финансовое состояние - это важная характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Она в значительной мере определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой мере гарантированные экономические интересы самого предприятия и его партнеров из финансовых и других отношений. Цели, для которых осуществляют анализ и оценку финансового состояния предприятия, будут разными для кредиторов и инвесторов.

Если предприятие, как правило, осуществляет оценку своего финансового состояния с целью выявления резервов повышения ликвидности, платежеспособности и прибыльности, разработки прогнозов финансового состояния на перспективу или его оздоровление, то кредиторы и инвесторы оценивают финансовое состояние с целью минимизации своих рисков.

Важной характеристикой финансового состояния предприятия есть оценка его платежеспособности, под которой принято понимать способность предприятия рассчитываться за своими обязательствами. Платежеспособным есть такое предприятие, у которого активы превышают внешние обязательства. Способность предприятия платить за своими краткосрочными обязательствами называют ликвидностью. Предприятие считается ликвидным, если оно в возможности выполнить свои краткосрочные обязательства при условии реализации текущих активов.

Одной из важнейших характеристик финансового состояния есть финансовая стабильность (стойкость) предприятия. Она связана с уровнем зависимости от кредиторов и инвесторов и характеризуется соотношением собственных и привлеченных средств, которое определяет общую оценку финансовой стабильности.

Финансово устойчив, есть такой субъект хозяйствования, который за счет собственных средств покрывает расходы, вложенные в активы (основные средства, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и своевременно рассчитывается по своим обязательствам. Основой финансовой устойчивости есть рациональная организация и использования оборотных средств.

Необходимо подчеркнуть, что теоретический и методический вопросы анализа, которые касаются функционирования отечественных предприятий в современных условиях, довольно глубоко обработано авторами, и вместе с тем в современных условиях возрастает актуальность вопросов, связанных с выбором и унификацией системы финансовых показателей оценки финансового состояния предприятия, поскольку именно правильный их выбор, учитывая поставленную цель, даст возможность всесторонне и качественно оценить деятельность предприятия. Критическая оценка финансовых показателей, которые представлены в специальной литературе, свидетельствует, что разные авторы для анализа финансового состояния предприятия используют подобные группы, хотя эти группы могут включать абсолютно разные коэффициенты, и наоборот - аналогичные финансовые коэффициенты сгруппированы в разные группы.

Залог финансовой устойчивости предприятий - это их конкурентоспособность. Важный показатель конкурентоспособности предприятия на внутреннем рынке и необходимое условие для сбыта продукции на внешнем рынке - это эффективно работающая система качества. Поэтому большинство предприятий сегодня больше внимания уделяют качеству оказываемых услуг и выпускаемой продукции.

К сожалению, уровень конкурентоспособности российских предприятий очень низок. Практически единственной и наиболее важной причиной низкой конкурентоспособности является неквалифицированный менеджмент или полное отсутствие того, что называют регулярным менеджментом. Мы имеем все: высокообразованных людей, природные ресурсы, огромный рыночный потенциал, а также возможность приобретения самого новейшего оборудования. Более того, несмотря на широко распространенное мнение, руководители предприятий имеют все реальные возможности привлечения необходимого капитала. Однако они должны представить четкую маркетинговую стратегию, бизнес-план развития, а также убедить инвесторов в том, что они являются теми квалифицированными управляющими, которые в состоянии реализовать эти планы.

Финансовая устойчивость предприятия отражает его конкурентоспособность (платежеспособность, кредитоспособность) в производственной сфере и, следовательно, эффективность использования вложенного собственного капитала. Она характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью [1].

Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение пред-

приятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа хозяйственных операций, который позволит определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выбрать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности.

В современных условиях конкурентные возможности предприятия на рынке являются главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления. Для установления конкурентных возможностей необходимо выяснить не только то, что предприятие делает хорошо, но то, что отличает ее от других, делающих то же самое столь же хорошо. Оценка конкурентных возможностей начинается со сравнительного тестирования компании относительно отраслевых стандартов. При этом, необходимо обратить внимание на родственные компании и рассмотреть другие отрасли, которые могут обслуживать другие рынки или производить другие продукты или услуги, однако имеют схожие основные процессы. Необходимо внимательно изучить структуру капитальных активов компании и ее отчет о финансовых результатах. В результате устанавливаем, в каких областях предприятие тратит деньги. Ими должны быть области, в которых она имеете наилучшие возможности.

Оценка конкурентных возможностей осуществляется по трем направлениям: снабжение, производство и сбыт [2].

1. Снабжение.

Простая база снабжения состоит из обычной продукции сырьевого типа, имеющейся в изобилии, и подразумевает поддержку связей лишь с несколькими поставщиками. Сложные системы снабжения характеризуются большим числом поставщиков или длительными сроками поставок и рационированием поставляемых деталей. У фирм, сталкивающихся со сложным управлением снабжением, закупаемые материалы могут давать до 80% стоимости готового продукта.

2. Производство.

Простое производство часто подразумевает относительно простые шаги процесса. Сложное производство связано с большим количеством вариантов и возможных решений или со значительным объемом выполняе-

мых работ. У подобных компаний более 50% издержек возникает в процессе производства.

3. Сбыт.

Многие фирмы из области высоких технологий имеют простые процессы сбыта, отправляя свою продукцию непосредственно ее конечным потребителям. С другой стороны, производители товаров народного потребления имеют очень сложные сети сбыта. Кроме того, расфасовка и продвижение товара, а также приспособление к методам ведения бизнеса у клиентов создают потребность в создании каналов сбыта. До 50% затрат на произведенную продукцию может приходиться на сложную систему сбыта.

Оценка конкурентных возможностей различных объектов представляет очень сложную работу, так как:

- во-первых, в конкурентных возможностях фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов;

- во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке конкурентных возможностей различных объектов;

- в-третьих, в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентированы на обеспечение конкурентных возможностей различных объектов.

На наш взгляд, оценка конкурентных возможностей предприятия должна осуществляться по следующим этапам:

1. Анализ фактического состояния предприятия, его ресурсной базы. В ходе анализа определяется наличие ресурсов для обеспечения конкурентных возможностей предприятия.

2. Оценка конкурентоспособности предприятия, его продукции, на основании которых определяются сильные стороны деятельности предприятия.

Исходя из ресурсной базы, научно-технического поиска, конкурентного положения предприятия определяются направления интенсивного, интеграционного роста, диверсификации. По данным направлениям определяются объемы инвестируемых средств и их эффективность.

Оцениваются конкурентные возможности предприятия, согласно предлагаемым мероприятиям.

Для характеристики конкурентных возможностей и оценки ее уровня в мировой практике используется около 340 показателей и 100 оценок экономистов-экспертов, которые группируются в десять факторов [4]:

- экономический потенциал и темпы роста экономики;

- эффективность производства;

- уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;

- участие в международном разделении труда;

- динамичность и емкость внутреннего рынка;

- гибкость финансовой системы;

- воздействие государственного регулирования экономики;

- уровень квалификации трудовых ресурсов;

- обеспеченность трудовыми ресурсами;

- социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.

Оценка конкурентных возможностей предприятия на конкретном

рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей фирмы. Она призвана определить потенциальные возможности фирмы и мероприятия, которые фирма должна предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке. Такая оценка должна содержать следующие показатели:

- потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;

- ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость («продуктовая дифференциация»);

- набор рынков или их сегментов для каждого продукта («рыночная дифференциация»);

- потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;

- перечень мер и приемов, которыми предприятия может обеспечить себе преимущество на рынке;

- создание благоприятного представления о предприятии у покупателей; выпуск высококачественной и надежной продукции;

- постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой;

- добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.

Руководители предприятий, желающие достичь серьезных результатов в своей хозяйственно-экономической деятельности, должны осуществлять стратегическое планирование развития предприятий, преследуя следующие цели:

- эффективное распределение и использование ресурсов, («внутренняя стратегия»);

- адаптация к внешней среде;

- формирование имиджа предприятия для обеспечения узнаваемости продукции и торговой марки.

Повышение конкурентоспособности продукции возможно на основе технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства. При этом определенный резерв заложен в применении новых схем управления производством, использовании маркетинговых инструментов для продвижения продукции. В свою очередь, повышение уровня технологической дисциплины производства позволит при малых затратах получить хорошие результаты.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятий должна удо-

влетворять тем требованиям, которые обусловлены закономерностями рыночной экономики. Они должны обладать большой гибкостью, т.е. быстро реагировать на изменения потребностей рынка, а именно выпускать требуемую рынком продукцию любого ассортимента и качества.

В рыночной экономике эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий определяется прибылью - показателем результативности работы предприятия. Таким образом, финансовая устойчивость любого предприятия и его конкурентоспособность - это обуславливающие друг друга величины.

Эффективная финансово-хозяйственная деятельность строительных предприятий во многом зависит от оптимального сочетания и рационального использования всех видов ресурсов предприятия. Отметим также, что для конкурентного развития предприятий и оптимизации используемых ресурсов необходима финансовая устойчивость, которая становится ключевым показателем деятельности предприятия.

С целью повышения уровня конкурентоспособности предприятия необходимо провести преобразование или реформирование, направленные на повышение конкурентоспособности изучаемого предприятия.

Под реформированием традиционно понимают изменение принципов действия предприятия, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, и, в конечном счете, улучшению финансовой устойчивости организации.

Построение целостной системы стратегического управления и развития предприятия представляет собой достаточно сложный процесс решения взаимосвязанных проблем. На наш взгляд, конкурентоспособность предприятий - это способность быстро реорганизовывать производственный процесс в условиях меняющихся требований конъюнктуры рынка в целях занятия конкурентного положения для эффективного функционирования в условиях неопределенности. Таким образом, в настоящее время большинство строительных предприятий нуждаются в реорганизации и совершенствовании системы управления.

Важно отметить, что управление должно осуществляться непрерывно с учетом инновационных процессов на микро- и макроуровне предприятия. Условия быстроменяющейся среды предъявляют новые требования к развитию системы управления, способной быстро и гибко реагировать к изменениям целям предприятия с учетом долгосрочного и эффективного функционирования. Повышение конкурентоспособности предприятия -это сложная задача, заключающаяся в разработке и реализации таких программ как, обучение персонала, совершенствование организационно-управленческой структуры.

Основой повышения конкурентоспособности предприятия служит системный подход, обеспечивающий соответствие связей между элементами рабочего процесса. Для эффективной деятельности данного процесса

необходимо осуществление следующих мероприятий:

1. Определение направления изменения системы управления.

2. Определение характера функциональной зависимости факторов системы управления.

3. Создание механизма развития конкурентоспособности работников.

Подготовке изменений и закреплению результатов руководство

предприятия должно уделяться не меньше внимания, чем стадии непосредственного внедрения. Управление персоналом должно основываться на стратегическом планировании, включающим в себя производственные, экономические, социальные факторы. Таким образом, управление этими факторами в функциональной зависимости в условиях неопределенности внешней среды - это необходимое условие повышения уровня конкурентоспособности предприятия и формирование финансовой устойчивости предприятия.

Для стабильного и эффективного функционирования строительных предприятий необходимо выявить следующие направления изменений:

1. Система управления производственным строительным процессом:

- планирование персонала, материальных ресурсов, производственных мощностей;

- оперативный учет производственного процесса, трудовых ресурсов, запасов, денежных потоков;

- непосредственное управление этими процессами, их взаимосвязь -реализация готовой продукцией, управление кадровым составом, складскими запасами.

2. Система управления информационным обеспечением. Создание единого информационно-технического обеспечения будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия путем: - реорганизации производственного процесса и стимулирования совместной работы подразделений отрасли; - гибкости системы и возможности оперативного внесения изменений; - обеспечения взаимодействия с внешней средой; -обеспечение функциональных возможностей с целью доступа к информационным ресурсам работников предприятия.

3. Система управления персоналом. Поддержание и повышение уровня конкурентоспособности работников предприятия - это непрерывный процесс, который основывается, прежде всего, на правильной организации производственного процесса путем изменения мотивации работников. Причем требования к системе управления персоналом вырабатываются и изменяются в соответствии с требованиями и изменениями производственного строительного процесса. Таким образом, систему управления персоналом следует рассматривать с точки зрения целей предприятия и его организационно-управленческой структуры.

Стремление строительных предприятий эффективно функционировать в условиях жесткой конкуренции, создание долгосрочной перспективы развития производственного строительного процесса вынуждает их к инновационным процессам и, как следствие этого, - постоянное планиро-

вание, прогнозирование и развитие. В связи с этим, на рисунке 1 нами предложена модель повышения конкурентоспособности строительного предприятия.

Рисунок 1. Модель повышение конкурентоспособности предприятия

Строительная индустрия на современном этапе развития является одной из быстроразвивающихся отраслей. С каждым годом повышаются требования к качеству строящихся объектов, что приводит к увеличению доли механизированного труда на стройплощадках.

Низкое техническое развитие в строительстве ведет к низкой конкурентоспособности, поэтому одной из первых задач перед предприятиями становится внедрение новых технологий, использование современного оборудования и общее техническое развитие. Только так можно достичь высоких показателей в конкурентной борьбе.

Изменения, происходящие во внешней и внутренней среде предприятия заставляют в первую очередь кадровый потенциал (как базовый уровень в системе многоуровневой конкурентоспособности) реагировать на эти изменения. Эффективная разработанная концепция управления персоналом, действуя на систему управления производственным процессом, реорганизует деятельность путем создания и внедрения прогрессивных методов технологий и методов его организации.

Как показывает опыт, с развитием новых технологий количество информации каждые пять лет увеличивается вдвое. Такое увеличение влечет ряд задач, которые встают перед предприятиям.

Во-первых, компания, разработав однажды политику своих действий, должна постоянно ее улучшать и совершенствовать, чтобы достичь новых результатов.

Во-вторых, персонал, работающий в компании, также нуждается в постоянном обучении и повышении квалификации, так как вся деятельность предприятия держится не на технологиях и оборудовании, а именно на персонале, который этими технологиями пользуется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суть управления персоналом заключается в человеческом ресурсе, добытом в конкурентной борьбе на рынке труда, что и составляет ценность компании. А для достижения экономической выгоды и целей организации, от использования знаний работников, необходимо стимулировать, мотивировать и развивать персонал. Поскольку в настоящее время от работников требуют качеств, в условиях массового производства, которое не то что бы не формировалось, а сводилось к минимуму, вследствие чего наблюдалось удешевление стоимости рабочей силы и упрощением труда. К таким качествам относится высокопрофессиональное мастерство, умение принимать самостоятельное решение, навыки коллективного взаимодействия, ответственность за качество продукции и другие. В настоящее время одной из характерных черт есть зависимость производства от качества рабочей силы, форм ее использования, уровня привлечения к делам управления предприятием. Управление персонала приобретает все большее значение как фактор повышения конкурентоспособности и успешного, перспективного развития предприятия.

В условиях инновационной экономики перед предприятиями стоит задача развития корпоративного обучения. Целью такой задачи является сокращение разрыва между знаниями и навыками персонала и требованиями инновационной экономики.

Для успешной деятельности в современных условиях рынка, предприятию необходимо не просто периодически направлять персонал на повышение квалификации, а системно проводить переаттестацию персонала, а также внедрять систему корпоративного обучения. Эта система - залог поддержания высокого уровня конкурентоспособности предприятия.

Люди представляют конкурентное богатство предприятия, которое надо развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей. Сегодня во всем мире конкурентоспособность предприятия, наряду с технологиями и методами организации производства, определяют обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень мотивации персонала, организационные структуры и формы работы, позволяющие достичь высокого уровня конкурентоспособности работников и эффективнее использовать их трудовой потенциал. Таким образом, только на пересечении трех составляющих - конкурентоспособные технологии, конкурентоспособные методы организации производства и труда, конкурентоспособный персонал - возможно достижение конкурентоспособности предприятия в целом, что, в свою очередь, является залогом его финансовой стабильности.

Выводы: таким образом, с повышением уровня конкурентоспособности предприятия снижается равновесный уровень цен, повышается уровень равновесного совокупного спроса. Повышение уровня конкурентоспособности способствует росту объемов производства и инвестиционной активности. Можно также утверждать, что конкурентоспособность предприятия - это такой результирующий показатель его финансовой устойчивости, при котором предприятие может достигнуть поставленных целей. Список источников:

1. Бутова Т.В. Управленческий консалтинг: Учеб.-прак. Пособие. М., «Теис» 2012 - с.

495.

2. Массе П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений. - М.:

Статистика, 1971. - С. 5.

3. Родионова И.А. Промышленность мира: территориальные сдвиги во второй половине XX в. М., 2010. - С. 368.

4. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности

// Вопросы экономики,1997.- №5.- с. 118.

5. Хлусова О.С. Конкурентное преимущество через улучшение системы управления персоналом. Гылым Кайнары. Научно-методический журнал № 6.2012. Под ред. Проф., академик Каз НАЕН Л.Н. Маусунбаева. С.117. С. 19-21. Тираж 500.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.