Научная статья на тему 'Направления повышения конкурентоспособности ОАО КЗХ «Бирюса»'

Направления повышения конкурентоспособности ОАО КЗХ «Бирюса» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА / ПРОИЗВОДСТВО / СБЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганчицкая В. В.

В статье исследована ситуация на современном отечественном рынке производителей бытовой техники, проанализирована деятельность ОАО КЗХ «Бирюса», определены проблемы конкурентоспособности предприятия, предложены пути решения существующих проблем и основные направления повышения конкурентоспособности ОАО КЗХ «Бирюса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления повышения конкурентоспособности ОАО КЗХ «Бирюса»»

2. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» №1488-1 (с изменениями и дополнениями).

3. Головцев А. Смена отраслевых приоритетов на фондовом рынке // Рынок ценнеых бумаг. - 2008. - № 13.

4. Давидюк Г. До окончания кризиса еще далеко // Рынок ценных бумаг. - 2009. - № 5/6.

5. Надоршин Е. Что нам готовит кризис: интервью с главным экономистом ИБ «Траст» Евгением Надоршиным // Рынок ценнеых бумаг. -2008. - № 22.

6. Родионова В.М. Круглый стол: «Роль финансовой и банковской систем в инновационном развитии экономики» // Финансы. - Б.м., 2008. - № 6.

7. Рубченко М. Изменись - или проиграешь // Эксперт. - Б.м., 2008. -№ 41. - (Тема недели. Кризис).

8. Статистика размещения облигаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.micex.ru/markets/stock/securities/bonds_placement.

9. Суворова Е. Российский фондовый рынок как часть мировой системы [Электронный ресурс] // Финансовый директор. - 2008-08-11 / Институт проблем предпринимательства. Негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации. - Режим доступа: www.ippnou.ru/ article.php?idarticle=004781.

10. Третьяков А., Шамина А. Алхимия корпоративных облигаций // Валютный спекулянт. - 2002. - № 12 (38).

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО КЗХ «БИРЮСА»

© Ганчицкая В.В.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье исследована ситуация на современном отечественном рынке производителей бытовой техники, проанализирована деятельность ОАО КЗХ «Бирюса», определены проблемы конкурентоспособности предприятия, предложены пути решения существующих проблем и основные направления повышения конкурентоспособности ОАО КЗХ «Бирюса».

Ключевые слова конкурентоспособность, отечественный рынок бытовой техники, международный рынок бытовой техники, маркетинговое исследование, комплекс маркетинга, производство, сбыт.

Падение отечественного рынка бытовой техники началось еще во время распада Советского союза. Прошло уже около 20 лет, но ситуация

* Студент, научный руководитель - М.Ю. Зданович, доцент.

кардинально не изменилась. В чем же причина неконкурентоспособности отечественных производителей бытовой техники?

Важной тенденцией развития отечественного рынка бытовой техники является размещение производств крупных иностранных компаний - производителей бытовой техники на территории России. Это позволяет им существенно снижать стоимость производимых товаров и вытеснять с рынка отечественных производителей [3].

Ранее большинство исследователей делали предположение о сильном износе основных фондов, как основной причине неконкурентоспособности отечественных производителей. Но так ли это на самом деле? Возможно, главная проблема заключается в системе менеджмента, сбыта или брендинговой стратегии.

Мы попытались понять причины неконкурентоспособности отечественного производителя бытовой техники на основе анализа деятельности ОАО Красноярский завод холодильников «Бирюса». Целью проведенного исследования стала выработка основных направлений повышения конкурентоспособности ОАО КЗХ «Бирюса».

Красноярский завод холодильников «Бирюса» один из крупнейших производителей холодильной техники в России.

Основные направления деятельности Компании «Бирюса» - производство бытовых холодильников, торгового и медицинского холодильного оборудования.

На сегодняшний день Компания «Бирюса» выпускает 23 базовые модели бытовых холодильников, 24 модели торгового холодильного оборудования, 3 модели медицинского холодильного оборудования, 4 модели винных шкафов и 1 модель льдогенераторов.

Продукция ОАО «Бирюса» реализуется как на территории России, так и в странах СНГ, Монголии, Афганистане.

Завод имеет производство полного цикла - до 90 % деталей изготавливаются самостоятельно из материалов и комплектующих известных мировых производителей, таких как BASF, Danfoss, DOW, Ticona, Ilpea, Samsung. Производство оснащено оборудованием ведущих фирм из Германии, Италии, Японии, Кореи.

Для производства холодильников «Бирюса» используются только экологически чистые, безопасные для здоровья технологии и материалы.

В 2005 году был обновлен дизайн холодильников «Бирюса». Внешний и внутренний дизайн был разработан итальянской проектной студией Appliances Engineering. На конвейер было поставлено 17 новых моделей холодильников комфорт-класса.

С 2008 года освоено серийное производство холодильников с системой No Frost, осуществлен переход на озонобезопасный хладагент Я600а. Это очень важно при оценке конкурентоспособности продукции ОАО КЗХ «Бирюса» на мировом уровне.

Ассортиментная линейка предприятия позволяет подобрать продукцию потребителю с различным уровнем дохода. Внешний вид холодильников «Бирюса» отвечает современным направлениям дизайна.

Подтверждением успехов завода являются международные призы.

В 2004 году: премия «Российский Национальный Олимп» в категории «Крупный бизнес. Промышленные предприятия».

В 2005 году: премия «Лучший российский экспортер». Предприятие стало победителем в номинации «Лучший экспортер отрасли» (машиностроение, промышленное оборудование) по итогам 2004 годат[4].

Согласно годовому отчету за 2008 год ОАО КЗХ «Бирюса» обладает современными технологиями производства, необходимыми материалами и оборудованием, которое находится в хорошем состоянии. Производимая продукция ничем не уступает импортным маркам и европейским требованиям к качеству продукции.

Оценивая способность ОАО КЗХ «Бирюса» к выходу на международный рынок, по методике, предложенной В.Е. Хруцким в книге «Современный маркетинг», выявились проблемы в блоке «условия работы на рынке». Это значит, что предприятию необходимо увеличить значение маркетинговых служб, постоянно проводить маркетинговые исследования рынка, продумать эффективную сбытовую стратегию и изменить стратегию развития компании [1].

Проведенный РБ8Т-анализ показал, что больше всего негативное влияние оказывают социальные и экономические факторы, что говорит о недостаточной информированности потребителя и негативном отношении к ТМ «Бирюса», а также экономической ситуации в стране и регионе, которая не способствует эффективному развитию ОАО КЗХ «Бирюса».

По матрице ВСв ОАО КЗХ «Бирюса» можно отнести к категории «трудных детей», т.к. у предприятия хороший потенциал для достижения высоких темпов роста, основной параметр конкурентоспособности - продукция на высоком уровне, есть все возможности для освоения новых технологий, но вся проблема заключается в сбытовой политике и неопределенной стратегии дальнейшего развития предприятия.

В годовом отчете предприятия руководство говорит о необходимости «введения государственного регулирования в области производства бытовой техники, для поддержания отечественных производителей, т.к. «они сегодня работают в среде глобальной конкурентной борьбы, в которой применяются крайне жесткие методы».

В крупных федеральных торговых сетях бытовая холодильная техника представлена в основном марками широко рекламируемых зарубежных брендов, а российским производителям очень сложно попасть на полки федеральных техноторговых сетей, именно «они диктуют правила игры в продажах бытовой техники, предлагая кабальные условия отечественным производителям» [3].

Еще одна трудность в реализации продукции ОАО КЗХ «Бирюса» -ценовое позиционирование марки «Бирюса». Ведь при незначительном росте цен на 8,8 % холодильная техника из класса «Эконом» приблизилась к классу «Медиум», где очень высокая конкуренция среди «Индезит», «Атлант», «ВЕКО», LG, SAMSUNG, которые ведут агрессивную ценовую политику и имеют огромную рекламную поддержку.

Основной внутренней причиной названа недостаточность средств на проведение эффективной рекламной компании и поддержки продаж [4].

Для выбора направлений повышения конкурентоспособности ОАО КЗХ «Бирюса» воспользуемся известной моделью «4р», предложенной Маккарти в 1960 году [2].

Таблица 1

Пути повышения конкурентоспособности ОАО КЗХ «Бирюса» в рамках модели «4р»

Элемент Действия Прогнозируемые результаты

Товар /Product Проведение маркетингового исследования Информация о предпочтениях потребителей, требованиях к качеству, дизайну, функционалу, стоимости, послепродажному обслуживанию продукции и пр.

Постоянное комплексное расширение ассортимента Расширение ассортимента по внешнему дизайну, функциям и стоимости. Это позволит охватить более крупный сегмент рынка.

Постепенный переход на энергосберегающие холодильники Соответствие европейским требованиям потребителей, подготовка к выходу на международный рынок.

Цена / Price Снижение стоимости продукции за счет самостоятельного производства качественных комплектующих, либо покупке комплектующих на территории России. Это позволит существенно снизить себестоимость продукции, за счет избавления от таможенных пошлин и сокращения затрат на транспортировку.

Льготные цены для определенных категорий потребителей Выделение еще одного целевого сегмента

Продвижение / Promotion Проведение широкомасштабной РЯ-кампании Формирование положительного мнения о торговой марке «Бирюса», раскрутка и закрепление имиджа

Льготные условия кредитования Увеличение объема продаж

Постоянное проведение акций, конкурсов и пр

Реклама на известных телеканалах, интернет-порталах и пр. Увеличение объемов продаж, «напоминание».

Участие в выставках производителей бытовой техники Положительное мнение у потребителей, как об ответственном производителе.

Распределение, место сбыта / Place Выход на полки федеральных торговых сетей (возможно, через государственное участие) Открытие основного канала продаж, увеличение объемов продаж, создание положительного образа у потребителей.

Но все-таки главной задачей для руководства предприятия должна стать разработка реальной стратегии развития компании и эффективной сбытовой стратегии. Также не стоит забывать о социальной ответственности предприятия. Это сегодня является одним из главных факторов формирования положительного отношения потребителей к компании и позволит в долгосрочной перспективе стать успешной компанией и выйти на международный рынок.

Список литературы:

1. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Ноздрева Р.Б., Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. Маркетинг: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

3. Пискунов В. Импорт и экспорт холодильников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.holodilnik.info.

4. www.biryusa.ru.

ПРИОРИТЕТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

© Горшкова А.Н.*

Северо-Кавказская академия государственной службы, г. Ростов-на-Дону

В статье анализируются целесообразность проведения селективной структурной политики для дальнейшего развития отраслей российской экономики. Исследуются взаимосвязи процессов выявления так называемых «точек роста» и возможности выработки приоритетов для долгосрочного планирования корректировок инерционных процессов формирования отраслевых структур.

Ключевые слова отраслевая структура экономики, процесс реструктурирования, процесс оптимизации, структурная политика государства.

На современном этапе развития экономики России, на наш взгляд, безосновательно проведение дискуссий на тему целесообразности вмешательства государства в механизмы рыночной саморегуляции экономики. Конечно, речь идет об исключительно целенаправленном, рациональном, а так же оправданном использовании административных инструментов. «Любая экономическая система может успешно развиваться только при условии соблюдения принципа расширенного воспроизводства, в основе которого

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.