Научная статья на тему 'Управление межличностным конфликтом на примере промышленного предприятия ОАО «КЗХ «Бирюса»'

Управление межличностным конфликтом на примере промышленного предприятия ОАО «КЗХ «Бирюса» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутрина А.В., Кукарцев А.В.

Рассматривается конфликт, который произошел в 2012 году на промышленном предприятии ОАО «КЗХ «Бирюса», и способы его разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление межличностным конфликтом на примере промышленного предприятия ОАО «КЗХ «Бирюса»»

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

торые позволяют пользоваться услугами высококвалифицированных специалистов без изменения места их проживание и порой без официального оформления сотрудничества. Формируется сетевая организационная структура, состоящая из неоднородных компонентов, расположенных в различных местах. Зачастую сетевая структура создается на ограниченный период времени, что является одной из важнейших характеристик виртуальной организации - временной характер объединения.

Ключевым фактором при формировании таких коллективов является вопрос доверия, кроме того, в виртуальных коллективах необходимо решать проблемы накопления созданных «новаторств» и эффективного управления в онлайн проектах. Психологическая разобщенность в распределенном рабочем пространстве так же снижает чувство ответственности у работников, что ведет к негативным последствиям для организации.

На сегодняшний день степень проработки вопроса управления знаниями представлена рядом общепринятых стратегий: управление знаниями как бизнес-стратегия (знания как центр всей деятельности компании), управление интеллектуальным капиталом (развитие и поддержание интеллектуальных активов), формирование знаний (генерирование новых знаний), обмен знаниями (структурирование знаний с целью четкого распределения между работниками или группами).

С распространением же организаций нового типа требуются новые подходы к управлению сотрудника-

ми. Широкая распределенность в пространстве и во времени требуют иного мышления руководителей: отказ от всестороннего контроля, перехода от сопод-чиненности к неформальной координации, взаимного доверия, преодоления пережитков иерархического управления, разработка и реализация таких стратегий управления интеллектуальным капиталом которые приведут к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Библиографические ссылки

1. Колесов В. П. Экономика знаний : монография. М. : Инфра, 2008.

2. Трошин А. В. Человеческий капитал как фактор развития инновационной экономики // Научно-практический журнал «Современная экономика: проблемы и решения». 2010. № 9.

3. Грузков И. В., Грузков В. Н. Воспроизводство человеческого капитала: философско-экономический анализ : монография / под ред. проф. Л. Л. Редько. Ставрополь : СГПИ, 2010.

4. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб. : Питер, 2001.

5. Ханс А. Вютрих, Андреас Ф. Филипп. Виртуализация как возможный путь развития управления, 2006.

© Бондаренко А. С., 2013

УДК 005.5

А. В. Бутрина Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМ КОНФЛИКТОМ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КЗХ «БИРЮСА»

Рассматривается конфликт, который произошел в 2012 году на промышленном предприятии ОАО «КЗХ «Бирюса», и способы его разрешения.

Для успешного управления крайне важно понимание и признание конфликта закономерным явлением в обществе. Более того, необходимо понимать, что конфликт является движущей силой развития, как небольшой организации, так и общества в целом. Здесь очень важным шагом со стороны руководителя является признание возможности активного и позитивного воздействия на конфликт.

Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20 % своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов.

Рассмотрим самый распространенный тип конфликта.

Межличностный конфликт чаще всего проявляется в борьбе руководителей за ресурсы, капитал или

рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента. Иногда люди просто не в состоянии ладить друг с другом.

Такой межличностный конфликт произошел в 2012 году на базовом предприятии СибГАУ ОАО «Красноярском заводе холодильников «Бирюса». Но сначала кратко о заводе «Бирюса».

ОАО «КЗХ «Бирюса» - третья по объему экспорта бытовой холодильной техники в России после компаний и Ьв. Компания «Бирюса» занимает седьмое место по объемам продаж бытовой холодильной техники в России. Общая численность работников ОАО «КЗХ «Бирюса» на 31.12.2012 г. составила 2087 человек.

Кроме того предприятие принимает выпускников учебных заведений на стажировку в том числе и студентов СибГАУ, что позволяет им приобрести про-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

фессиональные навыки, а организации пополнить ряды специалистов кандидатами, показавшими хорошие результаты в период стажировки.

В 2012 году на предприятии был внедрен один из блоков высокоэффективной системы управления персоналом. Этот инструмент называется KPI (англ. Key Performance Indicators). Эта технология позволяет полностью автоматизировать управление персоналом вплоть до удаленного управления, руководитель может контролировать эффективность работы персонала, премировать сотрудников и оплачивать их работу по реальному результату.

Поначалу сотрудники отнеслись к нововведению как к ненужной вещи («Нам, что, заняться больше нечем, нам надо работать, а мы должны тратить время на это»). В какой-то степени это справедливое замечание. У сотрудника появляются дополнительные обязанности, а, следовательно, это отнимает время и силы: необходимо разработать свой проект, поставить перед собой цели и отчитываться о каждом сделанном шаге.

Выражением протеста новой системе послужил отказ от ее применения. Началось обсуждение системы в среде рабочих и росло недовольство распоряжением высшего руководства.

Если проанализировать применимость 5 межличностных стилей управления конфликтом для данной конкретной ситуации, а именно стиль уклонения, стиль сглаживания, стиль компромисса, стиль сотрудничества и стиль принуждения, можно сделать вывод, что лучшим методом разрешения конфликта послужило бы принуждение с некоторыми элементами сотрудничества и компромисса.

Руководство завода «Бирюса» применило данную совокупность стилей разрешения межличностного конфликта. Руководство принудило сотрудников фирмы пройти специальный обучающий курс по овладению KPI технологией.

На первом этапе была закуплена специальная обучающая программа и всех сотрудников заставили ее пройти.

После того, как у сотрудников появилась некая база знаний, руководство начало вести диалоги, обмен мнениями. Это была дискуссия на равных. Сотрудники задавали интересующие их вопросы, а начальство максимально понятно предоставляло ответы на эти вопросы.

После внедрения этой системы появились небольшие проблем методологии, поскольку система подразумевает, что в KPI нужно записывать то, что не касается рутинных занятий, а у части сотрудников есть только рутинные занятия. Тогда руководство пошло на уступки, разрешая сотрудникам самостоятельно решать, что записывать в KPI.

Для тех сотрудников, которые недобросовестно изучили и плохо использовали новую систему, ввели систему наказаний, например, лишали премий.

Использование подобной стратегии позволило практически безболезненно внедрить новую технологию, благодаря чему увеличилась эффективность функционирования предприятия ОАО «Бирюса», значительно облегчился процесс управления персоналом.

Таким образом, данное предприятие может служить отличным примером рационального управления конфликтами в организации, руководство не боится внедрять новые технологии, потому что уверено, что способно эффективно разрешить любую конфликтную ситуацию.

Библиографические ссылки

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : 4-е изд., перераб. и доп. М. : Экономисту, 2006. 670 с.

2. URL: http://www.biryusa.ru/.

© Бутрина А. В., 2013

УДК 651.4/.8(075.8)

А. В. Ермолик Научный руководитель - Л. А. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ

Проводится анализ проблем защиты информации в управленческих документах, в связи с обострением в России проблем разработки законодательной базы, обеспечивающей безопасное использование информационных систем.

Появление новых информационных технологий, развитие мощных компьютерных систем в управленческой деятельности современных предприятий и организаций привело к необходимости существенного усиления эффективности защиты информации, накапливаемой и хранимой в управленческих документах, а также обрабатываемой в процессе документооборота. В соответствии со ст. 20 Федерального Закона «Об информации, информатизации и защите информации» целями защиты

информации являются в том числе: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы.

По мере развития и усложнения средств, методов и форм автоматизации процессов обработки инфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.