Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВОВ'

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Искандарова Д.Б.

В мировой практике, как правило, страны разрабатывают предложения по реформированию экономики с точки зрения создания благоприятных условий для роста экспортного потенциала. Решение этой проблемы является ключом к достижению и реализации общей и промежуточных целей экономической реформы. Данная статья посвящена анализу экспортной деятельности республики Узбекистан и разработке мер и направлений по повышению экспортного потенциала страны с использованием внутренних резервов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF INCREASING THE EXPORT POTENTIAL OF THE COUNTRY WITH THE USE OF INTERNAL RESERVES

In the world practice, as a rule, countries develop proposals for reforming the economy from the point of view of creating favorable conditions for the growth of export potential. The solution of this problem is the key to achieving and realizing the common and intermediate goals of economic reform. This article is devoted to the analysis of export activities of the Republic of Uzbekistan and the development of measures and directions to increase the country's export potential using internal reserves.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВОВ»

URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 22.11.2017)

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016). URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 22.11.2017)

4. Российское гражданское право: Учебник/ под ред. З. Г. Крыловой, Э. П. Гаврилова, - М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфор" 2013. - 420с.

УДК 339.923

Искандарова Д. Б. младший научный сотрудник научно-исследовательский центр «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском Государственном Экономическом Университете

Узбекистан, г. Ташкент НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВОВ Аннотация: В мировой практике, как правило, страны разрабатывают предложения по реформированию экономики с точки зрения создания благоприятных условий для роста экспортного потенциала. Решение этой проблемы является ключом к достижению и реализации общей и промежуточных целей экономической реформы. Данная статья посвящена анализу экспортной деятельности республики Узбекистан и разработке мер и направлений по повышению экспортного потенциала страны с использованием внутренних резервов.

Ключевые слова: экспортный потенциал, внутренние резервы, конкурентоспособность, экспортная инфраструктура.

Iskandarovа D.B.

Junior Researcher of the Research Center «Scientific bases and problems of development of Uzbekistan

Tashkent State Economic University Tashkent. Uzbekistan DIRECTIONS OF INCREASING THE EXPORT POTENTIAL OF THE COUNTRY WITH THE USE OF INTERNAL RESERVES Abstract: In the world practice, as a rule, countries develop proposals for reforming the economy from the point of view of creating favorable conditions for the growth of export potential. The solution of this problem is the key to achieving and realizing the common and intermediate goals of economic reform. This article is devoted to the analysis of export activities of the Republic of Uzbekistan and the development of measures and directions to increase the country's export potential using internal reserves.

Key words: export potential, internal reserves, competitiveness, export

infrastructure.

Благодаря осуществлению рациональной внешнеэкономической политики национальные товары и услуги получают большое распостранение на международных рынках. Национальные производители со своей качественной продукцией становятся конкурентоспособными на мировых рынках. В тоже время, анализ современного состояния внешнеэкономических связей нашей страны показывает на наличие большого внутреннего резерва. При анализе современного состояния внешнеэкономических связей страны были использованы такие макроэкономические показатели как, сальдо торгового баланса, структура экспорта и импорта, годовой внешнеторговый оборот, товарная структура экспорта и импорта, годовой объём экспорта и импорта. В последние годы объёмы экспорта товаров и услуг нашей страны неизменно растут. По данным Всемирной торговой организации Узбекистан среди стран СНГ по экспорту товаров занимает 6-место после России, Казахстана, Украины, Азербайджана и Туркменистана. Этот показатель за 2005-2015 годы возрос почти в 2,7 раз и составил в 2015 году 13,0 млрд., долл. США (1-таблица).

1-таблица

Экспорт товаров Узбекистана и стран СНГ, млн.долл.США.[1, 135]

2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Армения 974 1011 1334 1380 1479 1547 1487

Азербайджан 7649 26476 34495 32634 31703 28260 14500

Беларусь 15979 25284 41419 46060 37203 36081 26676

Грузия 865 1677 2189 2376 2910 2861 2204

Казахстан 27849 59971 84336 86449 84700 79460 45726

Киргизия 672 1756 1979 1894 2007 1884 1676

Молдова 1091 1541 2217 2162 2428 2340 1967

Россия 243798 400630 522011 529259 523276 497764 340349

Таджикистан 909 1195 1257 1360 1162 977 900

Туркменистан 4944 6500 13000 16500 16800 17500 14000

Украина 34228 51478 68460 68530 64338 54199 37859

Узбекистан 4749 11695 13254 11210 12643 13000 13000

Как видно, из данных таблицы несмотря на свой большой экономический потенциал по сравнению с Азербайджаном и Туркменистаном Узбекистан отстаёт от них по объёму экспорта, но важно представлять что основу экспорта этих стран составляет нефть и газ.

По данным Международного Валютного Фонда и Европейской Комиссии в 2016 году в десятку основных торговых партнёров Узбекистана по импорту вошли Китай (21,4%), Россия (20,7%), страны ЕС (18,7%), Южная Корея (10,1%), Казахстан (9,6%), Турция (5,5%), США (3,3%), Япония (1,7%), Украина (1,5%) и Киргизия (1,3%). По экспорту товаров в десятку крупных партнёров вошли Швейцария (35,4%), Китай (19,9%), Россия (9,2%), Турция (8,8%), Казахстан (7,3%), Афганистан (5,6%), Бангладеш (4,0%), Европейский Союз (2,4%), Таджикистан (1,7%) и Украина

(0,9%) (2-рис.). В список крупнейших партнёров Узбекистана по внешнеторговому обороту вошли такие страны как Китай (20,8%), Швейцария (15,8%), Россия (15,8%), Европейский Союз (11,7%), Казахстан (8,6%), Турция (6,9%), Южная Корея (5,9%), Афганистан (2,4%), США(2,1%) и Бангладеш (1,8%) (2-рис.) [2, 8].

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

40

35

30

25

20

15

10

5

0

1 Объем экспорта, млн евро (левая шкала) "Доля в общем объёме экспорта, % (левая шкала

2500 2000 1500 1000 500 0

25

20

15

10

5

0

Объём импорта , млн евро (левая шкала) Доля в общем объеме импорта % (правая шкала)

35,4

2-рис. Десятка стран партнёров Узбекистана по экспорту и импорту товаров в 2016 году [3, 8]

По данным Всемирного Банка в 2016 году в Узбекистане доля экспорта товаров и услуг в ВВП составила 20,6%. Этот показатель за последние 26 лет составлял в среднем 29,9%. Доля импорта товаров и услуг в ВВП страны в 2016 году составила 21,5%, тогда как за последние 26 лет этот показатель в среднем был равен 30,0% (3-рис.). В 1994 и 1999 годах внешнеторговый оборот страны значительно снизился, доля экспорта товаров и услуг в ВВП соответсвенно составила 16,8 и 18,1%, доля импорта товаров и услуг в ВВП соответственно 20,6 и 18,4%. Начавшийся в 2008 году мировой финансово-экономический кризис не оказал отрицательного воздействия на внешнеторговый оборот, в частности в этом году доля экспорта товаров и услуг в ВВП достигла рекордного уровня, то есть 41,1%. Одним из основных факторов такого положения является резкий рост экспорта продукции сельского хозяйства. Кроме того, в том же году из-за роста импорта строительного, промышленного и информационного оборудования, доля импорта товаров и услуг в ВВП повысилась до 38,6% (3 -рис).

3-рис. Доля экспорт и импорта товаров и услуг в ВВП Узбекистана

[4]

(доля экспорта товаров и услуг в ВВП, %) (доля импорта товаров и услуг в ВВП, %)

За последние годы структура экспорта страны претерпевает качественные изменения. Если в 2005 году в общем объёме товаров и услуг доля хлопкового волокна составляла 19,1%, то в 2014 году этот показатель составил всего лишь 7,4%. В 2005 году доля черных и цветных металлов в экспорте составила 9,2%, в 2014 году этот показатель снизился до 6,9%. Доля экспорта продовольственных товаров в общем объёме экспорта на 2005-2014 гг. возросла в 3,1 и в 2014 году составила 11,9%. Кроме того, в общем объёме экспорта значительно возросла доля экспорта энергетических источников и нефтепродуктов, услуг[5, 325]. В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, в разделе III "Приоритетные направления развития и либерализации экономики", часть 3.2 "Повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет углубления структурных преобразований, модернизациии диверсификации ее ведущих отраслей" важным направлением является либерализация и упрощение экспорта, диверсификация структуры и географии экспорта, повышение и мобилизация экспортного потенциала отраслей экономики и территорий, а также в пункте 3.3 "Модернизация и интенсивное развитие сельского хозяйства» этой стратегии создаются системные направления за счёт принятия мер по повышению экспортного потенциала за счёт развития сельскохозяйственного производства, укрепления продовольственной безопасности страны, расширения производства экологически чистой продукции, повышения экспортного потенциала аграрного сектора страны. В частности, исходя из выгодного географического положения и климатических условий нашей страны, потенциал производства продукции плодоовощеводства будет направлен не

только на обеспечение потребностей нашей страны, но и повышения её экспортных возможностей. Это в свою очередь, послужит увеличению доли экспорта в ВВП страны.

Мобилизация внутренних резервов повышения экспортного потенциала страны, внедрение механизмов стимулирования экспорта во всех отраслях экономики, позволит повысить конкурентоспособность этих отраслей, увеличить производство новых товаров и услуг, что в конечном итоге приведёт к снижению безработицы и повышению уровня жизни населения. Опыт многих развитых стран показывает, что решение проблем с повышением экспортного потенциала страны связано с фактором осуществления общих и промежуточных экономических реформ. В отчёте Всемирного Банка и Международного Банка Реконструкции и Развития опубликованного в 2014 году под названием "Южная Африка экономическое обновление. Повышение внимания конкурентоспособности экспорта" ("South Africa Economic Update. Focus on Export Competitiveness") приводится что, в ближайшее время повышение экспортного потенциала будет основной движущей силой высоких темпов роста экономики страны. Он наряду с обеспечением высоких темпов роста, позволит повысить конкурентоспособность товаров и услуг, ускорит создание новых рабочих мест[6, 2-3]. Вопросы повышения и улучшения существующего экспортного потенциала страны, требуют создания эффективной интегрированной структуры. Эта интегрированная структура должна включать в себя законодательную систему стимулирующую экспорт, эффективность финансовых средств и их распределения, инновационные источники и открытость к ним, индивидуализированный подход к потребителям, особенности и периоды развития отраслей на территориях, развитие информационных и коммуникационных технологий, национальные особенности и другие (4-рис.).

Законодательная система стимулирующая экспорт

Эффективность финансовых средств и их распределения

Источники инноваций и открытость к ним

Эффективность интегрированной

структуры (эффективность экспортного потенциала)

Индивидуальный подход к потребителям

Особенности и периоды развития отраслей на территориях

Развитие информационных и коммуникационных технологий

Национальные особенности

4-рис. Модель факторов эффективности (эффективности интегрированной структуры) экспортного потенциала

Исходя из этого, мы считаем, что в целях повышения экспортного потенциала страны нужно осуществить нижеследующие меры:

1. Осуществление государственных мер по развитию экспортного потенциала и специализированной инфраструктуры.

Во первых, создание условий для повышения конкурентоспособности отраслей национальной экономики на международном уровне:

а) развивать механизмы сотрудничества государственного и частного сектора;

- четко определить задачи всех институтов по поддержке перспективных проектов малого бизнеса, производства замещающего импорт, НИОКР, инновации, научно-техническую и технологическую кооперацию;

- обеспечить прямое участие институтов развития экспорт в уставном капитале компаний производящих высокотехнологичную продукцию;

- повышение доли инвестиций направленных на осуществление инновационных проектов;

б) повышение уровня открытости к кредитам;

в) развитие национальной инновационной системы на всех уровнях производства инновационных решений и продукции, а также их реализации;

- расширение финансирования и предоставления специализированной инфраструктуры для осуществления НИОКР;

- развитие государственной патентной службы;

- оптимизация регулирования оборота результатов интелектуальной деятельности;

- усиление защиты прав интелектуальной собственности;

- создание экономических стимулов для развития деятельности внедрения в практику;

- создание технологической основы для активизации и повышения эффективности совместной деятельности основных участников инновационных процессов;

- укрепление бизнеса по коммерциализации результатов и улучшения специальных институтов по поддержке НИОКР;

- разработка механизмов и средств по выводу национальных инновационных продуктов на внешние рынки, а также программ обеспечения в международных научно-технических и технологических программах и проектах;

г) совершенствование существующей системы стандартизации;

- внедрение в национальную систему стандартизации и метрологии современные информационные технологии;

- поэтапное повышение требований технического регламента по энергоэффективности и уровня экологической чистоты продукции;

- обеспечение национального производства на основе международных стандартов ИСО 9000, ИСО 14000, ИСО 22000;

д) повышение энергоэффективности национальной экономики, сохранение конкуренции и их преимуществ между производителями с высоким уровнем энергоёмкости;

е) продолжение курса по повышению эластичности национальной валюты по отношению к твёрдой иностранной валюте;

во вторых, расширение стимулирующих механзимов по экспорту товаров не сырьевого характера отраслей национальной экономики;

в третьих, развитие специальной экспортной инфраструктуры;

одним из важных факторов повышения экспортного потенциала является - транспортно-логистическая система. Существуют следующие препятствия по транспортно-логистической сфере по развитию экспортного потенциала:

-в частности, недостаточный уровень развитости автомобильных и железных дорог, складов и других;

-недостаточный уровень развития связей между различными транспортными, транспортно-логистическими компаниями и экспортёрами;

-недостаточный уровень развития системы перевозок грузов и логистической системы основанной на высоких технологиях;

2. Устранение барьеров и ограничений по развитию экспортной деятельности.

Во первых, осуществление приоритетных задач по снижению и устранению барьеров в развитии экспорта:

- внедрение практики упрощения подготовки документации по осуществлению экспорта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- автоматизация проверки налоговых платежей и льгот в процессе осуществления экспортной операции между таможенными, налоговыми

службами и банками;

- совершенствование электронного документооборота между таможенными, налоговыми службами, банками и соответствующими государственными органами;

- предоставление возможностей использования электронной подписи в процессе осуществления экспортной деятельности между заинтересованным лицом и государственными органами связанными с этими процессами;

Во вторых, осуществление первоочередных задач и мер по оптимизации процедур управления связанных с экспортом:

Одна из важных задач поддержки экспорта - это создание таких условий когда сторона осуществляющая экспорт может проводить необходимые процедуры самостоятельно без всяких посредников. Для осуществления этого, государственные органы должны разработать и предоставить экспортёрам вспомогательные информационные службы. В этой сфере одной из основных мер является развитие информационных служб по поддержке экспортёров. На этом портале четко и последовательно должны быть все процедуры осуществления экспорта, ознакомлены с законодательной базой. Большой положительный эффект даёт объединение в единое окно всех электорнных услуг, в частности оформления таможенной декларации, таможенных платежей и уплаты государственных пошлин, получения лицензий, сертификатов и других разрешительных документов, запросов на финансовую поддержку экспорта, службы оперативной консультации по осуществлению экспорта, транспортное обеспечение по доставке товаров и другие службы интересующие экспортёров.

В третьих, выявление препятствий управления по экспорту:

Для устранения барьеров и эффективной работы в сфере управления экспорта, ежегодно соответствующие государственные органы должны предоставлять отчёты по оценке условий и улучшения проводимых мероприятий. Доклад должен охватывать все операции и этапы осуществления экспорта.

3. Повышение эффективности институтов, механизмов и средств по поддержке экспорта.

Во первых, повышение эффетивности финансовой поддержки экспорта:

- Предоставление гарантий кредитования по экспорту и предэкспорту;

- Разработка прграмм субсидирования процентных ставко экспортного кредитования;

- Предоставление государственных гарантий по экспорту промышленной продукции;

- Внедрение системы страхования предпринимателей и других внешних рисков по экспорту;

Во вторых, развитие механизмов информационно-консультативной поддержки экспорта.

В задачи информационно-консультативной поддержки экспорта входят следующие:

- Устранение информационного разрыва между уровнем информированности и государственных мер по финансовой и нефинансовой поддержке экспортёров;

- Повышение уровня уровня информированности участников внешнеэкономической деятельности и другие.

Поддержка участников внешнеэкономической деятельности посредством информационной поддержки включает в себя поддержку оперативной информацией и консультацией, организации их обучения и специального информационного сопровождения.

В третьих, улучшение условий для вхождения экспортёров на внешние рынки и ведения деятельности, устранение инвестиционных и торговых барьеров.

Эти мероприятия включают в себя обеспечение эффективности использования инструкций Всемирной Торговой Организации, использования механизмов по регулированию торговых споров и улучшения условий вхождения на региональные и внешние рынки, совершенствование системы мер по устранению на внешних рынках инвестиционных и торговых барьеров.

В четвёртых, осуществление мер обеспечивающих подготовку и организационной готовности продукции на экспорт.

Если основное направление повышения организационной подготовки экспорта связано с устранением дефицита профессиональных знаний и навыков, то повышение готовности продукции к экспорту связано с обеспечением соответствия экспортируемой продукции международным стандартам и техническим нормам, техническим, экологическим и другим требованиям импортирующей страны.

Использованные источники:

1. World Trade Organization. "World Trade Statistical Review - 2016". -P. 135.

2. European Commission. Directorate-General for Trade. European Union, Trade in goods with Uzbekistan. -Р. 8.

3. European Commission. Directorate-General for Trade. European Union, Trade in goods with Uzbekistan. -Р. 8.

4.http: //data.worldbank. org/indicator/NE.EXP.GNFS.ZS?view=chart http://data.woridbank.org/indicator/NE.IMP.GNFS.ZS?view=chart [Электронный ресурс] 1.11.2017.

5.Государственный комитет Республики Узбекистан. Ежегодный статистический сборник. Ташкент-2015. - Б. 325.

6. The International Bank for Reconstruction and Development and THE WORLD BANK. South Africa Economic Update. Focus on Export Competitiveness. -P. 23.

http://documents.worldbank.org/curated/en/453211468101954705/pdf/843690NW POP 13100 SAEU50for0web0final.pdf [Электронный ресурс] 1.11.2017.

7. Fulfilling the Export Potential of Small and Medium Firms. Levy, Brian, Berry, Albert, Nugent, Jeffrey B. 1999y. [Электронный ресурс] https://link. springer.com/chapter/10.1007/978-1-4615-5169-0 1 1/11/2017

8. Ludo Cuyvers,Wilma Viviers. Export Promotion: A Decision Support Model Approach. Chapter 3. [Электронный ресурс] http: //slideplayer.com/slide/6422298/1/11/2017

УДК 336.027

Исмиляева Э. С. студент 5 курса специальность «Экономическая безопасность» Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск АНАЛИЗ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХМАО - ЮГРЕ В 2014 - 2016 ГГ.

Аннотация:

В статье проведен анализ направлений государственной поддержки малого предпринимательства в ХМАО-Югре. Рассмотрены основные инструменты реализации поддержки малого предпринимательства, а также динамика показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в ХМАО-Югре. Рассмотрены целевые показатели подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 2014 - 2020 гг. и эффективность их достижения.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, инвестиции, налоговые доходы, субъект малого предпринимательства.

Ismilyaeva E.S. female student 5 course, specialty "Economic security" Ugra State University Russia, Khanty-Mansiysk PROGRAM ANALYSIS, DEVELOPMENT AND SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN KHMAO - YUGRA IN 2014 - 2016

Abstract:

In the article the analysis of forms of state support of small entrepreneurship in KHMAO-Yugra. Describes the main implementation tools of support of small business, as well as dynamics of indicators of activity of subjects of small business in KHMAO-Yugra. Considered targets of the subprogramme "Development of small and medium-sized businesses" for 2014 - 2020 and the efficiency of their achievements.

Key words: small entrepreneurship, state support, investments, tax revenues, small businesses.

В последние годы проблемы малого бизнеса все более привлекают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.