Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / EXPORT POTENTIAL / INTERNAL RESERVES / COMPETITIVENESS / EXPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Искандарова Д.Б.

В мировой практике, как правило, страны разрабатывают предложения по реформированию экономики с точки зрения создания благоприятных условий для роста экспортного потенциала. Решение этой проблемы является ключом к достижению и реализации общей и промежуточных целей экономической реформы. Данная статья посвящена анализу экспортной деятельности республики Узбекистан и разработке мер и направлений по повышению экспортного потенциала страны с использованием внутренних резервов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF INCREASING COUNTRY EXPORT POTENTIAL

In the world practice, as a rule, countries develop proposals for reforming the economy from the point of view of creating favorable conditions for the growth of export potential. The solution of this problem is the key to achieving and realizing the common and intermediate goals of economic reform. This article is devoted to the analysis of export activities of the Republic of Uzbekistan and the development of measures and directions to increase the country's export potential using internal reserves.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ»

УДК 339.923

Искандарова Д. Б. младший научный сотрудник научно-исследовательский центр «Научные основы и проблемы

развития экономики Узбекистана» Ташкентский Государственный Экономический Университет

Узбекистан, г. Ташкент ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ

Аннотация: В мировой практике, как правило, страны разрабатывают предложения по реформированию экономики с точки зрения создания благоприятных условий для роста экспортного потенциала. Решение этой проблемы является ключом к достижению и реализации общей и промежуточных целей экономической реформы. Данная статья посвящена анализу экспортной деятельности республики Узбекистан и разработке мер и направлений по повышению экспортного потенциала страны с использованием внутренних резервов.

Ключевые слова: экспортный потенциал, внутренние резервы, конкурентоспособность, экспортная инфраструктура.

Iskandarovа D.B.

Junior Researcher of the Research Center «Scientific bases and problems of development of Uzbekistan

Tashkent State Economic University Tashkent. Uzbekistan FOREIGN EXPERIENCE OF INCREASING COUNTRY EXPORT

POTENTIAL

Abstract: In the world practice, as a rule, countries develop proposals for reforming the economy from the point of view of creating favorable conditions for the growth of export potential. The solution of this problem is the key to achieving and realizing the common and intermediate goals of economic reform. This article is devoted to the analysis of export activities of the Republic of Uzbekistan and the development of measures and directions to increase the country's export potential using internal reserves.

Key words: export potential, internal reserves, competitiveness, export infrastructure.

Мировой опыт показывает, что разработка направлений реформы экономики, предполагает создание выгодных условий с точки зрения повышения экспортного потенциала страны. Решение этой проблемы, является ключом достижения общих и промежуточных целей реформы экономики. Важным фактором оценки экспортного потенциала, является наличие относительных преимуществ. Если на начальных этапах, на первый план вышли такие факторы производства как земля, труд, капитал, то на

современном этапе важное значение имеет создание экономических условий по стимулированию слабых факторов страны. Стоит особо подчеркнуть, что для Узбекистана имеет практический интерес изучение современных особенностей, развития и формирования экспортного потенциала развитых зарубежных стран. Высокий уровень развития тяжёлой промышленности, в частности электроэнергетики, машиностроения и химической промышленности вывели США в лидеры мирового экспорта. В результате этого, в последнее время в стране наблюдается значительный рост производства продукции, ососбое внимание уделяется инвестициям в энергетическую отрасль. Юго-Восточные штаты и Северная Аляска имеют богатые залежи нефти и газа. В больших объёмах энергию производят угледобывающие регионы - штаты Монтана, Вайоминг, Юта и Колорадо. Металлургическая промышленность быстро возвышается на основе богатых запасов железных руд. Цветная металлургия в основном специализируется на производстве алюминия. Большинство заводов расположены в билизи источников энергии, что позволяет экономить финансовые ресурсы. Также в США особое место занимает химическая промышленность - которая производит химические волокна, пластмассу, каучук и синтетические смолы, различные удобрения и средства бытовой химии. Машиностроение выражено автомобилестроением и авиастроением. США вместе с Японией и Германией являются монополистами на мировом автомобильном рынке. Легкая промышленность состоит из кожевенно-обувной и текстильных отраслей. Сельское хозяйство не только удовлетворяет потребности местного населения, но и успешно поставляет продукцию на экспорт. Климатические условия и плодородные земли позволяют выращивать пшеницу, сою, кормовые культуры. На побережье Средней атлантики выращивается табак. Штаты Флорида и Джорджия имеют выгодные условия для выраащивания хлопка и тропических фруктов, которые тоже поставляют на экспорт. На Гавайских островаах и штате Луизиана широко распостранены сахарные плантации. Животноводство в основном направлено на удовлетворение внутренних потребностей. По количеству крупного рогатого скота США занимают четвёртое мсето в мире. В америке широко распостранено птицеводство занимающееся выраащиванием цыплят и индеек. Горные пастбища западных штатов позволяют развивать овцеводство. США не экспортируют продукцию животноводства, поскольку оно занимает всего лишь 2% ВВП страны.

Внешняя экономическая политика США направлена на расширение межународной торговли, которая позволяет свои преимущества в мировом экономическом содружестве и создает условия для формирования оптимальной структуры экономики со стратегической точки зрения. США провозглашая лозунг о "Свободной торговле", не отказываются от применения протекционистских мер. Исходя из актуальных проблем и задач внешнеторговой политики США, в конкретный период, национальные интересы страны являются единственным что не меняется. В сфере внешней

торговли США в целях достижения своих целей применяет многосторонние (в рамках ГАТТ/ВТО), а ткаже двусторонние соглашения. В последние два десятилетия XX века США ва внешнеторговой политике сделли упор не на управление импорта, а на меры по беспрепятственному проникновению товаров США на рынки других стран. Как и у друугих стран внешняя торговля, имеет важную роль в экономическом росте, что позволяет занимать США высокие политические и экономические позиции в мире, а также создавать рацональную и эффективную хозяйственную систему.

В структуре экспорта и импорта США, постоянно возрастает доля товаров с высокой добавленной стоимостью, особенно перспективная высокотехнологичнкая продукция. Соответсвтенно, предоставляются лбготы на развитие торговых связей со странами добившимися весомых результатов в организации массового производства конкурентоспособной продукции и применения высоких технологий. Экспортная политика США направлена на всестороннюю поддержку американских компаний, которые стараются преодолевать торговые барьеры различных стран которые ведут протекционистскую политику.

В США штатам предоставлены права по применению методов стимулирования путем предоставления налоговых льгот и упрощения регистрации предприятий. В то же время каждый штат обязан содействовать финансированию продукции которая экспортируется с её территории. Для этого созданы ответственные органы разрабатывающие различные программы по финансированию экспорта при посредничестве частных структур. Вместе с этим, в каждом штате стимулируется развитие бартерной торговли. Предоставляются субсидии непосредственным участникам внешнеэкономической деятельности. У них ещё есть права на создание зарубежных коммерческих представительств которые оказывают консультативные и маркетинговые услуги, на участие в разработке и формировании режима внешней торговли, на участие в территориальных программах по развитию торговли на территории. Кроме того, штат может выступать непосредственным участником внешнеэкономических связей и напрямую управлять связями с зарубежными компаниями.

На сегодняшний день Германия одна из стран которая имеет очень высокий экономический потенциал: её опережают только США и Япония. Экономическое развитие Германии основана на принципах свободных рыыночных отношений и социальной направленности. Германия в повышении своего экспортного потенциала проводит либеральную политику, которые отрицают таможенные барьеры и ограничения. 36 Эта политика основана на принципах международного разделения труда, международной конкуренции, баланса интересов:

Образование таможенного союза и особенно введение единой валюты, позволили занять немецким компаниям лидирующее положение на рынке

36 Белов В.Б. Германия - вызовы 21 века. Москва, 2009. С. 646.

стран входящих в состав Европейского союза. Упразднение таможенных тарифов, снижение расходов на проведение внешнеторговых операций, отсутствие валютных рисков, удешевление цен на заёмный капитал, позволили создать экономическую базу для модернизации и развития производства, проведения НИОКР и других мер по развитию экономики.

Обращая внимание на модели развития экономики развивающихся стран, можно увидеть некоторые особенности. Согласно ряду теорий, трудности и проблемы в экономике напрямую зависят от их участия в международном разделении труда. В ряде стран, экономика которых основывалась на принципе максимального обеспечения промышленной продукцией, наблюдали изолированность от мировых рынков, не развивались сельское хозяйство и экспорт. Например, отсутствие многоотраслевой экспортной базы, в условиях отсталого сельского хозяйства в таких странах как Бразилия, Индия и Чили привело к резкому экономическому кризису. В тоже время в странах, которые правильно выбрали стратегию экономического развития, удалось выправить такую ситуацию (Таиланд, Сингапур, Малайзия). Мировой опыт показывает, что эффективность экспортоориентированной модели обеспечивается за счёт динамичного обновления отраслей специализирующихся на экспорт. Потому что, обновление структуры экспорта, позволяет расширять экспорт, укреплять позиции на мировом рынке. Анализ, экономики прмышленно развитых страан показывает, что страня по своим моделям конкурентного преимущества различаются друг от друга. Например, Германия лидирует в химической промышленности, промышленности и в перерабатываающей инженерии, в производствве машин высокого класса и печатных установок, США в производстве медицинского оборудования, самолётов, компьютеров и программных установок для компютеров, Япония лидирует в производстве транспортного оборудования и связанных с ними инженерными установками, высококачественной бытовой техники и печатных устройств.

Здесь конкурентные преимущества в мсетных условиях: производство товаров формируется исходя из территориальных и географических признаков, климатических условий, других особенностей регионов и своих других особенностей. Поэтому, наличие у страны тех или иных традиционных факторов, не определяет её преимущество. Это можно видеть на примере таких индустриализированных стран как Гонконг, Тайвань, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Китай, где высокими темпами росли как промышленное производство так и внешняя торговля.

Правительство Японии, применяя селективный подход, использовало следующие методы:

- все отрасли промышленности были распределены на группы исходя из приоритетности;

- разработана шкала приоритетных направлений, где отрасли обеспечиващие самые высокие, высокие, нейтральные и отрицательные направления были поделены на четыре группы.

Первую группу образовали угледобывающая, металлургическая, электроэнергетическая отрасли и производство минеральных удобрений для сельского хозяйства. Во вторую группу вошли такие отрасли, как добыча железной руды, переработка нефти, асбестовая, лёгкая промышленность и производство красильных веществ, морской транспорт. Третью группу составили другие отрасли промышленности. Четвёртая группа вобрала в себя такие отрасли промышленности как щёлковая, мебельная, косметическая и другие.

Известно, что правительство Японии с началом реформ начатых в 50-х годах особое внимание уделяло развитию внешней торговли. В конце 70 -х всячески стимулировало внешнеторговые стремления компаний. Для этого государство предоставила экспортирующим компаниям льготный кредитный и налоговый режим, содействовала организации внешнеторговой инфраструктуры за рубежом, развитию системы кредитно-финансового обеспечения. Экспортоориентированная модель новых индустриальных стран, независимо от кадровых и других характеристик, выражает тендинцию развивающихся стран.

Анализ тенденций экспортных стратегий новых индустриальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, позволяет выявит основные позиции:

- способность к преодолению кризисных этапов 80-х годов в своём развитии;

- сбалансированность национальной экономики и обеспечение высоких темпов экономического роста;

- способность ускорения экспортной стратегии специализированных отраслей;

- успешность структурной перестройки отраслевой структуры экономики;

- целевое развитие высокотехнологичных отраслей, таких как электроника, приборостроение, электротехника за счёт их стимулирования со стороны государства или наоборот приостановление темпов роста трудоёмких, энергоёмких и материаолёмких отраслей;

- привлечение новых технологий в традиционные отрасли, такие как металлургия, нефтехимия, в том числе их коренная реконструкция за счёт оснащения современным оборудованием и информационными технологиями.

В конечном результате всё эти меры привел к модернизации экономической инфраструктуры не только этого региона, но всего мирового хозяйства. Несмотря на общность стратегии по вхождению на мировые рынки стран Юго-Восточной Азии, можно наблюдать некоторую специфику, которая направлена на активное освоение технологий, приспособления и их улучшения, снижения и улучшения цены по сравнению с конкурентами исхдя из жёстких требований рынка. Это является ключом выхода на мировые рынки и повышения объёма экспорта в данных странах.

На сегодняшний день "новые индустриальные страны" или "новые

индустриализированные экономики" повторяют успех Японии. Сравнение новых индустриальных стран Восточной Азии с основной группой развивающихся стран, показывает что они отличаются высокими темпмаи развития хозяйства и высокими темпами экономического роста по сравнению с развитыми странами. Исходя из этого, стратегия экономического развития стран Азии, в первую очередь опирается на производство и экспорт готовой продукции. В результате этого они превратились в крупных поставщиков обуви, одежды, текстильной продукции, бытовой техники, персональных компьютеров, легковых автомобилей и другой высокотехнологичной продукции на мировой рынок.

По мере экономического роста они начинали с экспорта трудоёмкой продукции, с постепенным переходом на материалоёмкую продукцию, потом перешли на производство наукоёмкой продукции с высокой степенью переработки. В результате этого наблюдается изменение баланса сил на политической карте мира среди стран Восточной Азии и Латинской Америки.

Таким образом, экономический курс направленный на приоритетное развитие промышленного экспорта, является важной интегральной частью по формированию и развитию экспортного потенциала этих стран. Здесь важное значение имеет, то что экспортный потенциал страны является объектом только государственного регулирования. Но исходя из неравности региональных возможностей, многие страны приняли отдельные меры по устранению региональных диспропорций. Изучая зарубежный опыт, очень важно понять, что успешность модели развития конкурентоспособности экономики страны во многом зависит от гармоничности национальных детерминантов страны и их настроенности на воздействие внешних факторов.

Использованные источники:

1. World Trade Organization. "World Trade Statistical Review - 2016". -P. 135.

2. European Commission. Directorate-General for Trade. European Union, Trade in goods with Uzbekistan. -Р. 8.

3. European Commission. Directorate-General for Trade. European Union, Trade in goods with Uzbekistan. -Р. 8.

4.http://data.worldbank.org/indicator/NE.EXP.GNFS.ZS?view=chart [Электронный ресурс] 10.09.2018.

5. The International Bank for Reconstruction and Development and THE WORLD BANK. South Africa Economic Update. Focus on Export Competitiveness. -P. 2-3.

http ://documents.worldbank.org/curated/en/453211468101954705/pdf/843690NW P0P13100SAEU50for0web0final.pdf [Электронный ресурс] 10.09.2018.

6. Fulfilling the Export Potential of Small and Medium Firms. Levy, Brian, Berry, Albert, Nugent, Jeffrey B. 1999y. [Электронный ресурс] https ://link. springer.com/chapter/10.1007/978-1 -4615-5169-0 1 10/09/2018

7. Ludo Cuyvers,Wilma Viviers. Export Promotion: A Decision Support Model

Approach. Chapter 3. http ://slideplayer.com/slide/6422298/ [Электронный ресурс] 10/09/2018

8. Белов В.Б. Германия - вызовы 21 века. Москва, 2009. С. 646.

УДК 331.1

Кагарманов Р. Ф. студент магистратуры 3 курса научный руководитель: Галимова А.Ш., к.э.н.

доцент

кафедра «Социологии труда и экономики предпринимательства» ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Институт экономики, финансов и бизнеса

Россия, г. Уфа

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье автором проанализирована роль урегулирования института конфликта интересов в реализации кадровой политики российского государства, его значение в управлении персоналом на государственной гражданской службе. Рассмотрена взаимосвязь института конфликта интересов с деятельностью государства и общества по противодействию коррупции. Исследованы нормативно -правовые аспекты деятельности комиссий по урегулированию конфликтов интересов, в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции». Также выявлены возникающие на практике проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе, предложены пути их решения.

Ключевые слова: конфликт интересов, государственные служащие, коррупция, противодействие коррупции

Kagarmanov R. F. Student, 3rd year, doctor of «Bashkir state University» Institute of Economics, Finance and business

Russia, Ufa

Scientific supervisor: Galimova A.Sh.

Ph. D., associate Professor "Sociology of labor and Economics of entrepreneurship»

Of the "Bashkir state University» Institute of Economics, Finance and business

Russia, Ufa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.