Научная статья на тему 'МЕСТО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ЕЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

МЕСТО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ЕЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес и среднее предпринимательство / внешнеэкономическая деятельность / экспорт / импорт / торговые отношения. / small business and medium-sized enterprises / foreign economic activity / export / import / trade relations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макушина Алла Юрьевна

В статье показана возрастающая роль и место малого предпринимательства в рыночных реформах, решении проблем экономического роста, расширении внешнеэкономической деятельности страны и её регионов. Рассматривается механизм государственного стимулирования внешнеэкономической деятельности предприятий малого бизнеса в Республике Узбекистан, а также приведен анализ роли малых предпринимательских структур в повышении конкурентоспособности национальной экономики и развитии экспортного потенциала. Кроме того, в статье приведена статистика по малому бизнесу и среднему предпринимательству в Республике Узбекистан, показаны возможности дальнейшего совершенствования внешнеэкономической деятельности, увеличения объема экспорта, совершенствования его структуры, диверсификации внешнеторгового оборота путём развития малых предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макушина Алла Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AND EXTERNAL ECONOMIC COMPLEX: CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

There is showed in the article the growing role and place of small business in market reforms, in solving the problems of economic growth, in deepening and expanding the foreign economic activity of the country and its regions, considered the mechanism of state stimulation of foreign economic activity of small businesses in the Republic of Uzbekistan, and analyzes the role of small business structures in improving the competitiveness of the national economy and in developing export potential. In addition, there is provided statistics for small business and medium-sized entrepreneurship in the Republic of Uzbekistan, discussed the possibilities for further improving foreign economic activity, increasing exports, improving its structure, diversifying foreign trade through the development of small business structures.

Текст научной работы на тему «МЕСТО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ЕЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Макушина Алла Юрьевна,

старший преподаватель кафедры «Экономическая теория» Национального Университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека

МЕСТО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ЕЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

УДК: 334.7

МАКУШИНА А.Ю. МЕСТО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ЕЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье показана возрастающая роль и место малого предпринимательства в рыночных реформах, решении проблем экономического роста, расширении внешнеэкономической деятельности страны и её регионов. Рассматривается механизм государственного стимулирования внешнеэкономической деятельности предприятий малого бизнеса в Республике Узбекистан, а также приведен анализ роли малых предпринимательских структур в повышении конкурентоспособности национальной экономики и развитии экспортного потенциала. Кроме того, в статье приведена статистика по малому бизнесу и среднему предпринимательству в Республике Узбекистан, показаны возможности дальнейшего совершенствования внешнеэкономической деятельности, увеличения объема экспорта, совершенствования его структуры, диверсификации внешнеторгового оборота путём развития малых предпринимательских структур.

Ключевые понятия: малый бизнес и среднее предпринимательство, внешнеэкономическая деятельность, экспорт, импорт, торговые отношения.

МАКУШИНА А.Ю. КИЧИК БИЗНЕСНИНГ УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ ИЦТИСОДИЁТИДА ВА УНИНГ ТАШЦИ ЩТИСОДИЙ КОМПЛЕКСИДАГИ УРНИ: ЖОРИЙ У,ОЛАТ ВА РИВОЖЛАНИШ ИСТИК,БОЛЛАРИ

Мак,олада бозор ислохотларида, иктисодий усиш муаммоларини хал килишда, мамлакат ва унинг худудларининг ташки иктисодий фаолиятини ривожлантириш ва кенгайтиришда кичик бизнеснинг тобора ортиб бораётган урни, Узбекистан Республикасида кичик бизнеснинг ташки иктисодий фаолиятини давлат томонидан раFбатлантириш механизми куриб чикилган ва кичик бизнеснинг урни тахлил килинган. Шунингдек, миллий иктисодиётнинг ракобатбардошлигини ошириш ва экспорт салохиятини ривожлантириш тахлили келтирилган. Бундан ташкари, маколада Узбекистан Республикасида кичик бизнес ва урта тадбиркорлик туFрисида статистик маълумотлар келтирилган, ташки иктисодий фаолиятни янада такомиллаштириш, экспорт хажмини ошириш, тузилмасини такомил-лаштириш, кичик бизнес тузилмаларини ривожлантириш оркали ташки савдони диверсификация килиш имкониятлари курсатилган.

Таянч иборалар: кичик бизнес ва урта тадбиркорлик, ташки иктисодий фаолият, экспорт, импорт, савдо алокалари.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)

MAKUSHINA A.YU. ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AND EXTERNAL ECONOMIC COMPLEX: CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

There is showed in the article the growing role and place of small business in market reforms, in solving the problems of economic growth, in deepening and expanding the foreign economic activity of the country and its regions, considered the mechanism of state stimulation of foreign economic activity of small businesses in the Republic of Uzbekistan, and analyzes the role of small business structures in improving the competitiveness of the national economy and in developing export potential. In addition, there is provided statistics for small business and medium-sized entrepreneurship in the Republic of Uzbekistan, discussed the possibilities for further improving foreign economic activity, increasing exports, improving its structure, diversifying foreign trade through the development of small business structures.

Key words: small business and medium-sized enterprises, foreign economic activity, export, import, trade relations.

Введение. Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие Узбекистана происходит на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в государствах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. Наряду с этим, неразвитость рыночных отношений в ряде отраслях (добывающей, энергетике, машиностроении, водном хозяйстве) и сферах (финансовая, коммунальная, образовательная, научная) экономики усугубляет риски в ее торгово-экономическом развитии, инновационном обновлении и повышении эффективности и, следовательно, конкурентоспособности экономики.

Сложившаяся модель участия Узбекистана в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, сырьевых товаров (золото, медь, цинк, уран, кожа) и низкой доли товаров с высокой добавленной стоимостью в экспорте товаров, не сможет стать основой для укрепления позиции Узбекистана на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии устойчивого роста физического объёма внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья, составляющего 2-3% в год, общее расширение узбекистанского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6-8% в год). Следовательно, доля Узбекистана в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Узбекистан обречен на уменьшение своей роли в развитии мировой торговли и вытеснение её

из эффективного участия в международном разделении труда.

Актуальность темы исследования. Методологическую основу исследования составили взгляды на развитие малого предпринимательства таких ученых-экономистов как Ж.Сэй, А.Маршалл, Й.Шумпетер, Дж.Гелбрейт, С.Брю, Д.Линдсей и др. Среди наиболее важных исследований, которые освещают те или иные аспекты влияния малого предпринимательства на развитие внешнеэкономической деятельности, следует отметить таких научные труды таких авторов, как Л.Абалкин, Р.Алшанов, В.Афанасьев, А.Блинов, Н.Иванова, А.Юданов и др.

С начала 90-х годов ХХ столетия малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов-практиков Узбекистана. Особенностям становления и развития данной сферы экономики были посвящены исследования Х.П.Абулкосимова, Н.Г.Муминова, Р.Г.Абдуллаевой, Ш.О.Олимжонова, Ф.М.Холматжонова, Р.Р.Хусаинова и др. Вместе с тем, роль малых предпринимательских структур в развитии внешнеэкономического комплекса Республики Узбекистан пока исследована не в достаточной мере. Именно данным обстоятельством и обусловлена актуальность темы данного исследования, её научная и практическая значимость.

Постановка проблемы - рассмотрение роли малых предпринимательских структур в развитии внешнеэкономического комплекса Республики Узбекистан.

Целью исследования является рассмотрение места малого предпринимательства в экономике Республики Узбекистан и ее внешнеэкономиче-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)

ском комплексе, механизма государственного стимулирования внешнеэкономической деятельности предприятий малого бизнеса в Республике Узбекистан, а также осуществление анализа роли малых предпринимательских структур в развитии экспортного потенциала Республики Узбекистан.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы методы системного анализа и сравнения, нормативно-балансовых расчетов, статистических группировок, экономического и эконометрического анализа и расчетов, теоретического и научного обобщения. Информационная база работы включает в себя статистические и аналитические сводки в печати, различные электронные базы данных, размещенные на сайтах в сети INTERNET.

Основные результаты. В настоящее время международные экономические отношения находятся в стадии серьезных трансформаций, связанных с новыми экономическими вызовами ХХ1 века. При этом важнейшую роль играют процессы глобализации и формирования постиндустриального общества. В настоящее время стремительно совершенствуется техническая база производства, осуществляется оптимизация отраслевой и территориальной структур национальных хозяйств. В ряду этих изменений происходит и процесс интенсивного развития малого бизнеса и среднего предпринимательства, расширяются сферы его функционирования и перечень выполняемых им функций. Малый бизнес становится тем сектором экономики, который самостоятельно либо во взаимодействии с крупными фирмами и государственными организациями способен принимать непосредственное участие в формировании и стимулировании позитивных социально-экономических процессов, развивать внешнеэкономическую деятельность страны, расширять экспортный потенциал страны, во многом определять облик и тенденции развития индустриальных стран в предстоящие десятилетия1.

Ориентация предприятий на активное участие в международном сотрудничестве способствует привлечению инвестиций, повышению инновационного и научно-технического потенциала страны, а также решению многих социально-

1 Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. И.Н.Иванова. - М.: ИНФРАМ, 2017. - 297 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi. org/l0.12737/2515. - Режим доступа: http://znanium. com/catalog/product/882956.

экономических проблем. Именно поэтому стимулирование внешнеэкономической деятельности сектора малого и среднего предпринимательства превратилось в один из основных приоритетов экономической политики не только в развитых, но и в развивающихся странах.

Одно из ключевых мест в этом процессе занимает создание благоприятных условий и стимулирование участия малого предпринимательства во внешнеэкономической сфере, поскольку позиции малых предприятий в самостоятельном и эффективном их позиционировании на внешних рынках весьма уязвимы и без государственной поддержки представляются малоперспективными.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своём Послании Олий Мажлису отмечает: «Действительно, прогресса и процветания мы сможем достичь только благодаря активному предпринимательству, неустанному труду и целеустремленности»2.

Именно поэтому в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах создается значительная нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность и стимулирующая выход малых предприятий на внешние рынки. Увеличиваются виды государственных услуг, оказываемых субъектам предпринимательства исключительно через Центры государственных услуг. Государственная регистрация субъектов предпринимательства осуществляется в сети Интернет в режиме он-лайн в течение 30 минут. Создан Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности, обеспечивающий оказание финансового содействия субъектам предпринимательства за счет внедрения новых инструментов государственной поддержки. Упрощен механизм выделения микрокредитов вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям и субъектам семейного предпринимательства без образования юридического лица.

Благодаря принятым мерам за последние 5 лет в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» среди 190 стран мира Узбекистан поднялся с 146 до 76 места. На сегодняшний день более 90

2 www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. Режим доступа: https://stat.uz/uploads/doklad/2019/ yanvar-dekabr/ru/8.pdf

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)

Рисунок 1. Динамика доли малого предпринимательства в ВВП Республики Узбекистан за 20002019 гг,%2

70 63>6 ВП А

60 52,5 J5 |3 | 6М 5^5

iillllll

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Таблица 1. Основные показатели малого предпринимательства (за 2019 год)1

Ед. изм. 2018 г. 2019 г. (+ -)

Количество действующих малых предприятий и микро-фирм ед. 262 930 334 767 71 837

Вновь созданные малые предприятия и микрофирмы ед. 48 922 92 874 43 952

Удельный вес малого предпринимательства в:

ВВП % 60,4 56,5 -3,9

промышленности % 37,4 34,9 -2,5

сельском, лесном и рыбном хозяйстве % 98,3 98,3 -

инвестициях % 38,0 47,0 9,0

строительстве % 73,2 75,4 2,2

торговле % 86,3 84,3 -2,0

услугах % 56,0 52,1 -3,9

перевозке грузов % 55,5 54,6 -0,9

грузообороте % 79,6 77,4 -2,2

перевозке пассажиров % 89,6 90,7 1,1

пассажирообороте % 94,8 94,9 0,1

экспорте % 27,2 28,7 1,5

импорте % 56,2 54,2 -2,0

процентов всех хозяйствующих субъектов - это предприятия малого бизнеса.

В 2019 году в Республике Узбекистан было создано 92,9 тыс. новых малых предприятий и микрофирм (без дехканских и фермерских хозяйств), что в 1,9 раз больше аналогичного периода 2018 года (см. таблицу 1).

Наибольшее количество малых предприятий и микрофирм создано в сфере торговли (39,1%), промышленности (21,0%), строительстве (9,4%),

1 www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. Режим доступа: https://stat.uz/uploads/doklad/2019/ yanvar-dekabr/ru/8.pdf

2 Составлено автором на основе: www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. Режим доступа: ЬМ^:// stat.uz/uploads/doklad/2018/yanvar-dekabr/ru/8.pdf

сельском, лесном и рыбном хозяйстве (8,0%), сфере услуг по проживанию и питанию (7,8%), перевозке и хранению (3,2%).

По данным таблицы 1 и рисунка 1 видно, что если в 2000 году доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте страны составляла 31%, то в 2019 году она составила 56,5 %. В частности, доля малого предпринимательства в промышленности увеличилась до 34,9% (12,9% - в 2000 году), в строительстве - до 75,4% (38,4 %), в занятости - до 78,6% (49,7%), в экспорте - до 28,7% (10,2%), в импорте - до 54,2% (27,4 %).

Если в 2017 году количество действующих субъектов малого предпринимательства (единиц на 1000 человек населения, включая фермерские

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)

Таблица 2. Доля малого предпринимательства в структуре экономики Республики Узбекистан

(2000-2019 гг) (в % к общему объему)1

Годы ВВП Промышленность Строительство Занятость Экспорт Импорт

2000 31,0 12,9 38,4 49,7 10,2 27,4

2001 33,8 12,5 40,4 51,8 9,3 26,9

2002 34,6 15,4 42,0 53,5 7,5 24,9

2003 35,0 10,8 39,9 56,7 7,3 33,7

2004 35,6 11,0 49,6 60,3 7,3 32,7

2005 38,2 10,0 50,9 64,8 6,0 33,7

2006 42,1 10,9 52,1 69,1 10,7 34,0

2007 45,7 13,2 55,4 72,1 14,8 32,0

2008 48,2 14,6 58,4 73,1 12,4 35,7

2009 50,1 17,9 42,4 73,9 14,6 42,5

2010 52,5 26,6 52,5 74,3 13,7 35,8

2011 54,0 28,6 67,6 75,1 18,8 34,3

2012 54,6 29,7 70,0 75,6 14,0 38,6

2013 55,8 33,0 70,6 76,7 26,2 42,4

2014 56,1 36,8 69,5 77,6 19,8 45,4

2015 54,5 40,6 66,7 77,9 27,0 44,5

2016 57,3 45,3 66,9 78,2 26,0 46,8

2017 63,6 41,2 64,8 78,0 27,2 50,2

2018 60,4 37,4 73,2 78,4 27,2 56,2

2019 56,5 34,9 75,4 78,6 28,7 54,2

Рисунок 2. Доля малого предпринимательства (бизнеса) в экономике Республики Узбекистан и ее

некоторых отраслях, %2

120

100

0 ~1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

200820092010201120122013201420152016201720182019

Промышленность Сельское хозяйство Строительство X Торговля -Ж-Услуги

• занятость —I—ВВП

и дехканские хозяйства) составляло 12,2 ед., то в 2018 году этот показатель достиг 13,2 ед., в 2019 году этот показатель составил 13,3, что на 1,1 ед. выше показателя 2018 года.

1 www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. Режим доступа: http://web.stat.uz/open_data/ru/17.1%20 Share%20of%20small%20business%20and%20private%20 entrepreneurship_rus.pdf

2 Составлено по данным www.stat.uz. Режим доступа:. https://stat.uz/uploads/doklad/2018/yanvar-dekabr/ru/8. pdf

С момента обретения независимости Республика Узбекистан ведет последовательную работу по выбору адекватной экспортной стратегии с учетом складывающейся мировой экономической ситуации и оптимальных форм международного экономического сотрудничества, способных обеспечить стабильно высокий приток валюты и укрепление позиций республики на международной арене. Расширение экспортного потенциала Республики является исключи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)

50 ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Рисунок 3. Количество действующих субъектов малого предпринимательства (на 1000 человек населения, единиц, включая фермерские и дехканские хозяйства) за 2017- 2019 гг.1

2017 2018 2019

Рисунок 4. Динамика внешнеторгового оборота Республики Узбекистан (млрд.долларов США)2

2017 г. 2018 г. 2019 г.

| Внешнеторговый оборот Экспорт ■ Импорт

тельно важной и актуальной задачей на современном этапе экономических преобразований. Значимость экспорта как фактора развития производства и источника валюты для удовлетворения нужд народного хозяйства существенно возросла, в настоящее время посредством экспорта реализуется четверть валового внутреннего продукта страны.

Реформы правительства Республики Узбекистан, проводимые в последние годы и направленные на стимулирование экспорта, оптимизацию импорта и, в целом, политика, реализуемая в Республике Узбекистан с целью достижения сбалансированности внешней торговли, обеспечили рост внешнеторгового оборота страны по итогам 2019 года до 42,2 млрд. долларов США, кото-

1 Составлено автором на основе: www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. Режим доступа: ь^б:// stat.uz/uploads/doklad/2019/yanvar-dekabr/ru/8.pdf

2 Составлено автором на основе: www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. Режим доступа: Ь|ИрБ:// stat.uz/uploads/doklad/2019/yanvar-dekabr/ru/13.pdf

рый возрос на 8,7 млрд. долларов США, или на 26,2 % больше, чем по показателям за 2018 год.

Анализ динамики внешнеторгового оборота Республики Узбекистан показал рост объемов экспорта и импорта в 2019 году по сравнению с предыдущими годами. Так, рост внешнеторгового оборота, по сравнению с 2017 годом, составил 1,6 раз, а импорт по сравнению с экспортом (1,3 раза) возрос опережающими темпами (1,9 раз). Одна треть объема внешнеторгового оборота (ВТО) приходится на страны СНГ, и за последние годы наблюдается тенденция к снижению данного показателя. Это, в свою очередь, свидетельствует о расширении географии внешнеэкономических связей.

Узбекистан осуществляет торговые отношения более чем со 193 странами мира. В 2019 году наибольший объем его внешнеторгового оборота среди них зафиксирован с Китаем (18,1%), Российской Федерацией (15,7%), Казахстаном (8,0 %), Республикой Корея (6,5 %), Турцией (6,0 %), Германией (2,3%) и Кыргызстаном (2,0 %). Среди

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)

Таблица 3. Топ десяти стран, имеющих наибольший товарооборот с Республикой Узбекистан (за

2019 г., миллионов долларов США, доля %)1

Топ десять стран Внешнетор-говый оборот Экспорт Импорт Доля, %

КНР 7 620,9 2 519,0 5 101,9 18,1

Российская Федерация 6 626,9 2 492,5 4 134,4 15,7

Казахстан 3 367,8 1 429,7 1 938,0 8,0

Республика Корея 2 755,4 93,5 2 661,8 6,5

Турция 2 525,2 1 203,6 1 321,6 6,0

Германия 980,1 53,9 926,2 2,3

Кыргызстан 829,1 679,0 150,0 2,0

Афганистан 618,0 615,1 2,9 1,5

США 596,2 29,1 567,1 1,4

Туркменистан 541,9 145,1 396,8 1,3

Рисунок 5. Динамика доли малого предпринимательства в экспорте и импорте Республики

Узбекистан за 2000-2019 гг.(%)2.

60

■экспорт ■импорт

N СО О) О О О О т- то о о о о

Ю (О

смсмсмсмсмсмсмсмомсмсмсмсмсмсмсмсмсмсмсм

крупных стран-партнеров по внешнеэкономической деятельности наблюдается активный внешнеторговый баланс с пятью странами, в частности, с такими странами как Афганистан (612,2 миллионов долларов США), Кыргызстан (529,0 миллионов долларов США), Таджикистан (191,4 миллионов долларов США), Франция (65,7 миллионов долларов США) и Иран (15,0 миллионов долларов США). С остальными странами сохраняется пассивный баланс внешнеторгового оборота.

Реформы, реализуемые для повышения экспортного потенциала страны, государственной поддержки экспортеров и расширения номен-

1 www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. Режим доступа: https://stat.uz/uploads/doklad/2019/ yanvar-dekabr/ru/13.pdf

2 Составлено автором на основе: www.stat.uz -Официальный сайт Госкомстата РУз. Режим доступа: http://web.stat.uz/open_data/ru/17.1%20Share%20 of%20smaП%20busmess%20and%20private%20 entrepreneurship_rus.pdf

клатуры экспортоориентированной продукции, позволили достичь в 2019 году количества субъектов-экспортеров до 5 895 ед., и это обеспечило доведение объема экспорта до 17,9 млрд. долларов США (рост, по сравнению с 2018 годом, достиг 28,0 %). Причем, в 2019 году субъектами малого предпринимательства было экспортировано продукции (товаров и услуг) на 5135,7 миллионов долларов США (28,7 % от общего объема экспорта). Это на 1324,8 миллионов долларов США, или на 34,8 %, больше января-декабря 2018 года. В 2018 году субъектами малого предпринимательства экспортировано продукции (товаров и услуг) на 3771,4 миллионов долларов США (27,2 % от общего объема экспорта). Это на 1012,1 миллионов долларов США, или на 36,7 %, больше 2017 года.

По данным рисунка 5 видно, что если в 2000 году доля малого предпринимательства в структуре экспорта Республики Узбекистан составляла

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)

Таблица 4. Динамика структуры экспорта за 2000-2019 гг. (миллион долларов США)1

Структура 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2018 г. 2019 г.

Хлопок-волокно 897,1 1 033,3 1 572,7 736,1 222,1 281,6

Продоволь-ственные товары 176,4 206,1 1 260,5 1 316,4 1097,7 1517,5

Химическая продукция и изделия из нее 93,4 285,0 661,3 613,0 904,6 876,9

Энерго-носители и нефте-продукты 335,2 623,0 2 973,8 2 685,2 2666,2 2524,9

Черные и цветные металлы 216,7 499,9 894,4 824,2 1167,1 951,3

Машины и оборудо-вание 111,8 452,8 715,4 159,3 214,1 451,4

Услуги 449,1 659,3 1 335,5 3 061,3 3029,9 3560,2

Золото 554,2 1 164,7 2 618,1 1 920,6 2909,5 4918,3

Текстильная продукция 235,6 203,5 637,2 883,7 1603,1 1626,6

Прочие 195,2 281,2 354,5 307,8 439,6 843,5

Таблица 5. Динамика структуры экспорта за 2017-2019 гг. (в %)2

Структура 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Всего 100,0 100,0 100,0

в том числе:

Хлопок-волокно 3,8 1,6 1,6

Продоволь-ственные товары 7,0 7,8 8,5

Химическая продукция и изделия из нее 7,0 6,5 4,9

Энергоносители и нефтепродукты 12,8 19,1 14,1

Черные металлы и изделия из них 1,2 2,3 2,0

Цветные металлы и изделия из них 6,1 6,1 5,3

Машины и оборудование, включая части и принадлежности 2,8 1,5 2,5

Текстиль и текстильные изделия 9,0 9,3 9,1

Золото 26,0 20,8 27,5

Услуги 19,7 21,9 19,9

всего 10,2%, то в 2018 году она составила 27,2%, а в 2019 году 28,7%. Если доля малого предпринимательства в 2000 году в структуре импорта страны составляла всего 27,4%, то в 2018 году она составила 56,2%, а в 2019 году 54,2%.

С первых лет независимости руководство Республики Узбекистан среди прочих приоритетных задач решало задачу наращивания экспортного потенциала страны при повышении в структуре экспорта доли готовой продукции. Так, на основе анализа таблиц 4 и 5 видно, что за последние три года в динамике наблюдается диверсификация структуры экспорта - происходит увеличение доли продовольственных товаров на 1,5 % пунктов, услуг на 0,2 % пункта, текстиля и текстильных изделий на 0,1 % пункта, при сокращении доли хлопка-волокна, энергоносите-

1 www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. Режим доступа: https://stat.uz/uploads/doklad/2018/ yanvar-dekabr/ru/13.pdf

2 www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. Режим доступа: https://stat.uz/uploads/doklad/2019/ yanvar-dekabr/ru/13.pdf

лей и нефтепродуктов, черных и цветных металлов. Кроме того, по итогам 2019 года объем экспорта легковых автомобилей возрос в 4,2 раза, автобусов (включая микроавтобусы) и грузовых автомобилей - в 1,5 и 1,6 раз соответственно, что обеспечило существенный рост машин, оборудования и их частей.

Наблюдается отличие в направлении экспорта товаров и услуг между странами СНГ и другими зарубежными государствами. Так, около 29,1 % экспорта в страны СНГ в первую очередь занимает экспорт услуг, далее по объему идут энергоносители и нефтепродукты (в частности, природный газ), а также плодоовощная и текстильная продукция. Анализ структуры экспортируемых товаров и услуг в 2019 году, направленных в другие страны, показал, что, по сравнению с 2018 годом, объем экспорта всех видов товаров и услуг, кроме энергоносителей и нефтепродуктов, химической продукции и черных металлов, увеличился (см. таблицу 6).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)

Таблица 6. Структура экспорта в страны СНГ и другие зарубежные государства (за 2019 год)1

Структура Миллион долларов США В % к итогу К 2018 году, %

Всего Страны СНГ Другие страны Всего Страны СНГ Другие страны Всего Страны СНГ Другие страны

Всего 17901,7 6364,8 11536,9 100,0 100,0 100,0 128,0 127,2 128,4

в том числе:

Хлопок-волокно 281,6 1,3 280,4 1,6 0,0 2,4 126,8 39,2 128,1

Продовольственные товары 1517,5 960,9 556,6 8,5 15,1 4,8 138,2 131,5 151,6

Хими-ческая продукция и изделия из нее 876,9 405,8 471,1 4,9 6,4 4,1 96,9 106,6 89,8

Энерго-носители и нефте-продукты 2524,9 1403,0 1121,9 14,1 22,0 9,7 94,7 118,6 75,6

Черные металлы и изделия из них 349,6 102,8 246,8 2,0 1,6 2,1 109,1 2,4 р. 88,9

Цветные металлы и изделия из них 951,3 153,3 798,0 5,3 2,4 6,9 111,7 143,4 107,2

Машины и борудование, включая части и принадлежности 451,4 307,0 144,3 2,5 4,8 1,3 2,1 р. 2,1 р. 2,3 р.

Текстиль и текс-тильные изделия 1626,6 815,1 811,5 9,1 12,8 7,0 125,1 114,2 138,3

Золото 4918,3 0,0 4918,3 27,5 - 42,6 169,0 - 169,0

Услуги 3560,2 1850,9 1709,3 19,9 29,1 14,8 116,0 121,2 110,8

Прочие 843,5 364,8 478,7 4,7 5,7 4,1 194,2 2,2 р. 179,0

За приведенными выше цифрами стоит поистине огромная целенаправленная и последовательная работа по переходу от сырьевой направленности экспорта к поставкам за рубеж готовой продукции. Благодаря этому в республике появились не только сотни новых высокотехнологичных производств, ориентированных на экспорт своей продукции, но и целые отрасли, например, автомобилестроение и газохимия.

Традиционные отрасли экономики республики также вышли на новый качественный уровень, позволивший им уверенно осваивать рынки других стран.

Например, за годы независимости буквально второе рождение переживает текстильная промышленность. Если еще не так давно Узбекистан был известен на мировом рынке в основном как экспортер хлопкового волокна, то в результате реализации более сотни крупных инвестиционных проектов по углублению переработки хлопкового волокна все больше экспортируется гото-

1 www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз. Режим доступа: https://stat.uz/uploads/doklad/2019/ yanvar-dekabr/ru/13.pdf

вых изделий, что приносит больше доходов, чем реализация за рубеж «чистого» сырья.

Повышение уровня переработки позволило снизить долю хлопкового волокна в общем объеме экспорта с 27,5 процента в 2000 году до 1,6 процентов в 2019 году и наоборот - увеличить долю текстильной продукции. Увеличение объема экспорта текстильной продукции непосредственно можно рассматривать как результат реформ по производству готовой продукции и формированию добавленной стоимости взамен производства хлопка-сырца. Например, по итогам 2019 года осуществлен экспорт текстильной продукции на сумму 1,6 миллиард долларов США, что составило 9,1% от общего объема экспорта и, по сравнению с 2018 годом, он возрос в 1,3 раза. В структуре экспорта текстильной продукции основную долю занимают пряжа х/б (56,9%), а также готовые трикотажные и швейные изделия (21,8%). С начала 2019 года более 432 видов текстильной продукции было экспортировано в 59 стран мира. В результате практической работы по диверсификации текстильной промышленности республики и стимулированию экспорта гото-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)

вой продукции потенциал нашей страны в этой области возрастает.

Наращивание экспортного потенциала ведется на всех уровнях. К примеру, объем экспорта услуг по итогам 2019 года составил 3 560,2 миллионов долларов США, или 19,9 % от общего его объема и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 16,0%. Благодаря 1,4-кратному росту за последние три года, доля услуг в общем объеме экспорта увеличилась на 0,1% пункта. В составе экспорта услуг львиную долю занимают транспортные услуги (49,6 %) и поездки (туризм) (39,7 %) (см. таблицу 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем экспорта плодоовощной продукции в натуральном выражении составил более 1,4 миллионов тонн, а в стоимостном выражении превысил 1,2 млрд. долларов США (темпы роста по сравнению с аналогичным периодом 2018 года соответственно составили 112,7 % и 135,5 %). Из них было экспортировано более 816,5 тыс. тонн овощей на сумму 542,4 миллионов долларов США, а также 591,2 тыс. тонн плодов и ягод на сумму 658,1 миллионов долларов США (темпы роста в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2018 года соответственно составили 170,1% и 116,1%).

Значительный вклад в общее дело внесли субъекты малого предпринимательства, которые в 2019 году экспортировали продукции (товаров и услуг) на 5135,7 миллионов долларов США (28,7 % от общего объема экспорта), что на 1324,8 миллионов долларов США, или на 34,8 %, больше 2018 года.

Выводы. Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства играют важнейшую роль в развитии экспортного потенциала страны, так как они отличаются мобильностью и быстрой адаптацией к современным требованиям мировой экономики. Диверсификация экспорта, то есть, расширение номенклатуры товаров и услуг, реализуемых за рубеж, пресечение случаев превалирования отдельных товаров или вида услуг (особенно, сырья), расширение географии стран, в которые экспортируются наши товары, обеспечивают стабильность экспортного объема, уменьшают восприимчивость национальной экономики к отрицательным изменениям на внешнем рынке1. В условиях все более ужесточающейся конкуренции на мировых рынках приоритетное значение приобретает кардинальное повышение конкурентоспособности нашей экономики, усиление поддержки предприятий-экспортеров, всестороннее стимулирование участия в экспорте фермерских хозяйств, малого предпринимательства. Именно в этих сферах имеется огромный, еще незадействованный потенциал.

Подводя итог, можно сказать, что дальнейшее совершенствование внешнеэкономической деятельности, увеличение объема экспорта, совершенствование его структуры, в целом, диверсификация внешнеторгового оборота будут способствовать модернизации экономики, достижению качественных изменений в структурном составе экономики путём повышения её конкурентоспособности, дальнейшего экономического развития и роста благосостояния населения.

Список литературы:

1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 28.12.20Режим доступа: http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeevas-28-12-2018

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. И.Н. Иванова. - М.: ИНФРАМ, 20- 297 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/25- Режим доступа: http://znanium.com/catalog/ product/882956

3. www.lex.uz - Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.

4. www.stat.uz - Официальный сайт Госкомстата РУз.

1 Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. И.Н. Иванова. - М.: ИНФРАМ, 2017. - 297 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi. org/10.12737/2515. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/882956.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.