УДК 658. 155: 338. 432
Л.В. Бондаренко к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет
L. V. Bondarenko candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of accounting Kuban state agrarian University
([email protected] 8 (918) 450-29-93
Ю.А. Тритяк
магистрантучетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет
Ju.A. Tritjak
magistracy of accounting and Finance faculty of the Kuban state agrarian University ([email protected] 8 (988) 385-12-00)
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы анализа финансовых результатов деятельности коммерческих организаций. Проанализирована динамика финансовых результатов, рассмотрено соотношение между ростом выручки от продажи и себестоимостью проданной продукции (работ и услуг), проанализированы основные показатели результативности деятельности, оценено влияние финансовых факторов на изменение экономической рентабельности.
Annotation. The article deals with topical issues of analysis of financial performance of commercial organizations. The dynamics of financial results is analyzed, the correlation between the growth of sales proceeds and the cost of sold products (works and services) is analyzed, the main performance indicators are analyzed, the influence of financial factors on the change in economic profitability is assessed.
Ключевые слова: финансовые результаты, прибыль, рентабельность, растениеводство, эффективность производства, реализация, готовая продукция, выручка.
Key words: financial results, profit, profitability, crop production, production efficiency, sales, finished products, revenue.
Функционирование любого экономического субъекта находится в зависимости от его способности приносить такой доход, которого будет достаточно для финансирования дальнейшей деятельности и ее развития. В связи с этим предприятия заинтересованы в получении максимально возможных финансовых результатов. Конечный положительный финансовый результат деятельности предприятия - прибыль - часть чистого дохода, созданного в процессе производственной деятельности.
Актуальность и важность указанной темы заключается в том, что финансовые результаты деятельности служит ориентиром и итоговым показателем деятельности хозяйствующих субъектов экономики. Такая экономическая категория как прибыль соединяет в себе все многообразие факторов и условий деятельности предприятия, рациональность его производственной, маркетинговой, инвестиционной и финансовой деятельности. Можно сказать, что прибыль является ключевым источником производственного и социального развития, а также важнейшим источником формирования государственного и личного бюджетов. Все вышеска-
занное подтверждает важную роль и значение прибыли в деятельности экономических субъектов.
Продажа продукции сельскохозяйственных предприятий определяет финансовые результаты их деятельности. При анализе необходимо определить, какие факторы и в какой мере оказывают влияние на изменение показателей, связанных с реализацией продукции.
Финансовые результаты являются итогом финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта за отчетный период. На основании этих показателей можно оценить конкурентоспособность организации, ее потенциал в деловом сотрудничестве, финансовую устойчивость, а также - степень гарантиро-ванности экономических интересов в финансовом отношении как самой организации, так и ее партнеров [1].
Объемы реализации продукции могут оказывать и положительное, и отрицательное влияние на величину прибыли. Рост числа продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. И наоборот, при увеличении объема продаж убыточной продукции величина прибыли снижается.
Объем реализации того или иного вида продукции определяется величиной валовой продукции и уровнем товарности. Под валовой продукцией понимают совокупный объем продукции, произведенный за определенный период времени. Так, в состав валовой продукции сельскохозяйственных организаций, производящих растениеводческую продукцию, входит вся продукция растениеводства, включая побочную.
Однако, сельскохозяйственные организации реализуют не весь объем полученной продукции. Определенная ее часть идет на производственные цели. От рационального использования продукции собственного производства зависит, с одной стороны, развитие отраслей растениеводства и животноводства, а с другой - рост товарности производства и финансовое положение [2].
Совокупный объем проданной сельскохозяйственной продукции по всем каналам реализации называется товарной продукцией. Товарная продукция измеряется в натуральном и стоимостном выражении. В натуральной форме производители реализуют конкретные виды сельскохозяйственной продукции: зерно, молоко, мясо и др. Суммарный объем проданной продукции организации выражается в стоимостной форме.
Уровень товарности представляет собой процентное соотношение объема товарной продукции к общей сумме произведенной продукции. Уровень товарности по основным видам продукции растениеводства в ОАО «МОК «Братковский» рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1 - Уровень товарности основных видов продукции растениеводства
ОАО «МОК «Братковский»
Вид продукции 2014 г. 2016 г. Изменение товарности (+,-) в 2016 г. по сравнению с 2014 г., %
Произведено, ц Реализовано, ц Уровень товарности, % Произведено, ц Реализовано, ц Уровень товарности^
Озимые зерновые 111302 57299 51,5 103980,0 64056 61,6 10,1
Кукуруза на зерно 46480 23777 51,2 29009,1 2502 8,6 -42,6
Зернобобовые 3505 1200 34,2 2933,9 1000 34,1 -0,1
Подсолнечник 20698 19352 93,5 12309,8 14839 120,5 27,0
Сахарная свекла 40782 20700 50,8 152020,0 46374 30,5 -20,3
По данным представленной далее таблицы 1 можно сделать вывод, что уровень товарности по основным видам продукции растениеводства в ОАО «МОК «Братковский» за рассматриваемый период существенно изменяется и нет установившейся тенденции роста или снижения данного показателя. Так, уровень товарности озимых зерновых в 2014 г. составляет 51,5%, что на 10,1% меньше, чем в 2016 г. Рост уровня товарности является положительным фактом и свидетельствует об увеличении продаж продукции. Однако, в 2016 г. не все зерно озимых зерновых было реализовано, поскольку часть была оставлена на корм скоту и для переработки на муку.
По подсолнечнику уровень товарности также увеличился и в 2016 г. составляет 120,5%, т.е. в отчетном году был продан весь объем произведенного в 2016 г. подсолнечника и его остатки от урожая 2015 г.
Уровень товарности кукурузы на зерно в 2016 г. сократился и находится на достаточно низком уровне - 8,6%, так как часть продукции была использована на корм скоту в качестве комбикорма, а другую часть кукурузы оставили на хранение для продажи в следующем году.
Уровень товарности зернобобовых остается на приблизительно одинаковом уровне за счет равных темпов снижения производства и продажи и составляет в 2016 г. 34,1%. Данную культуру также используют в качестве корма для животных.
Уровень товарности подсолнечника в 2016 г. составляет 120,5%, т. е. вся произведенная продукция была продана вместе с остатками прошлого года. Подсолнечник не используют на корм скоту, поэтому целесообразно реализовывать весь произведенный объем продукции.
Уровень товарности сахарной свеклы в 2016 г. снизился по сравнению с 2014 г. на 20,3%. В организации не было возможности реализовать всю продукцию в отчетном году по причине загруженности перерабатывающих заводов, поэтому большую часть сахарной свеклы оставили на хранение.
Таким образом, в «ОАО «МОК «Братковский» уровень товарности большей части основных видов продукции растениеводства снизился в отчетном году. Необходимо более тщательно рассчитывать нужный объем производства продукции, который можно будет реализовать, или же находить новые каналы сбыта продукции.
Выручка является главным источником денежных поступлений и формирование собственных финансовых ресурсов. Выручка от реализации продукции -это сумма денежных средств, полученных организацией за произведенную продукцию, выполненную работу или оказанные услуги. Структура выручки от продажи продукции (работ, услуг) в изучаемой организации за 2015-2016 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Структура выручки от продажи продукции в ОАО «МОК «Братков-ский», тыс. руб.
Виды продукции 2015 г. 2016 г. Отклонение (+, -) в 2016 г. от 2015 г.
Выручка от Продаж % к итогу Выручка от продаж % к итогу
Продукция растениеводства 175046 60,6 137010 60,4 -38036
Продукции животноводства 96365 33,4 71458 31,5 -24907
Прочая Продукция 17454 6,0 18321 8,1 867
Всего по организации 288865 100,0 226789 100,0 -62076
Основным видом производимой продукции в ОАО «МОК «Братковский» является продукция растениеводства, поэтому выручка от продажи данной продукции в 2015-2016 гг. занимает наибольший удельный весь в общей сумме - более 60%. Вторым по значимости и объемам производства видом деятельности выступает производство продукции животноводства. Выручка от продажи указанной продукции составляет более 30% ежегодно. Оставшаяся часть выручки (менее 10%) приходится на прочую продукцию и услуги.
На величину выручки оказывают существенное влияние объем реализации по каждому виду продукции и средние цены реализации по каждому виду производимой и реализуемой продукции.
Влияние указанных выше факторов на выручку от продаж основных видов продукции растениеводства, производимых в ОАО «МОК «Братковский», за 2015-2016 гг., а также изменение выручки в целом по годам рассмотрим более подробно в таблице 3.
Таблица 3 - Влияние факторов на изменение выручки от продаж основных видов продукции растениеводства_
Вид продукции Объем реализации, ц Средняя цена реализации 1 ц, руб. Выручка от продаж, тыс. руб. Изменение выручки от продаж, тыс. руб.
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. Всего в т.ч. за счет изменения
объема реализации средней цены
Озимые зерновые 74620 64056 1036,13 888,85 77316 56936 20380 -10946 -9434
Кукуруза на зерно 39020 2502 651,20 7478,42 25410 18711 -6699 -23781 17082
Зернобобовые 1080 1000 5003,70 1811,00 5404 1811 -3593 -400 -3193
Подсолнечник 8000 14839 2500,00 2174,27 20000 32264 12264 17098 -4834
Сахарная свекла 21296 46374 910,12 254,93 19382 11822 -7560 22824 -30384
Анализ влияния факторов на изменение выручки от продаж основных видов продукции растениеводства ОАО «МОК «Братковский» показал, что выручка от продажи подсолнечника в отчетном году увеличилась на 12264 тыс. руб., в т.ч. за счет роста объема реализации на 17098 тыс. руб.
Выручка от продажи остальных видов продукции растениеводства в отчетном году сократилась по большей части за счет сокращения объема реализации.
Таким образом, сокращение выручки и, как описывалось ранее, увеличение производственных затрат, влечет за собой сокращение прибыли от продажи продукции, что является негативным фактором в работе любой организации.
Абсолютная величина прибыли не всегда дает представления об уровне и изменении эффективности производства. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снижаться. Изменения эффективности производства можно охарактеризовать такими показателями как рентабельность реализованной продукции и окупаемость затрат
[3].
Будучи обобщающим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства, рентабельность отражает эффективность использования потребленных производством ресурсов отрасли - трудовых, земельных и материальных, уровень управления и организации производства и труда, количество, качество и результаты реализации продукции, возможности осуществления расширенного воспроизводства и экономического стимулирования работников.
Таким образом, рентабельность находит свое выражение, прежде всего, в наличии прибыли.
Окупаемость затрат представляет собой отношение выручки, полученной от реализации конкретной продукции к полной себестоимости данного вида продукции.
Для любой организации значителен показатель окупаемости затрат как в общем, так и по отдельным видам продукции. Этот показатель характеризует окупаемость издержек производства и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. По этому показателю можно оценивать эффективность деятельности организации в общем, определить виды продукции, приносящие большую прибыль, выявить наиболее приоритетные виды продукции. Изучение себестоимости и рентабельности продукции, выявление резервов совершенствования этих показателей имеет огромное значение для повышения эффективности производства в хозяйстве.
Проанализировать окупаемость затрат по основным видам продукции растениеводства за 2014-2016 гг. в изучаемой организации можно по данным таблицы 4.
Таблица 4 - Окупаемость затрат основных видов продукции растениеводства ОАО «МОК «Братковский», руб._
Вид продукции 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменение (+,- ) в 2016 г. по сравнению с
2014 г. 2015 г.
Озимые зерновые 1,415 2,072 1,675 0,259 -0,397
Кукуруза на зерно 1,963 1,870 1,244 -0,719 -0,626
Зернобобовые 0,918 7,120 9,789 8,871 2,669
Подсолнечник 2,310 2,778 1,272 -1,038 -1,506
Сахарная свекла 1,143 3,157 1,641 0,499 -1,516
Информация, представленная в таблице 4, позволяет сделать вывод о том, что по всем основным культурам отрасли растениеводства в ОАО «МОК «Братковский» за рассматриваемый период показатель окупаемости нестабилен: то увеличивается, то снижается. Только по зернобобовым окупаемость затрат в течение трех лет стабильно увеличивается и в 2016 г. составляет 9,79 руб., т. е. с каждого затраченного на производство этой продукции рубля организация получает 9,79 руб. выручки и 8,79 руб. прибыли. Рост окупаемости затрат произошел за счет того, что темп снижения полной себестоимости зернобобовых опережает темп сокращения выручки от их продажи.
Окупаемость затрат кукурузы на зерно и подсолнечника в 2016 г. сократилась на 0,72 и 1,04 руб. соответственно за счет увеличения полной себестоимости данных видов продукции. Следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась.
Окупаемость озимых зерновых и сахарной свеклы в 2016 г. составляет 1,67 и 1,64 руб. соответственно, что выше аналогичного показателя 2014 г. Увеличение окупаемости связано с более высокими темпами роста выручки, чем себестоимости продукции. Окупаемость всех видов продукции, кроме зернобобовых, в 2016 г. ниже уровня окупаемости 2015 г., соответственно, в отчетном году организация получила меньше прибыли с каждого затраченного рубля.
Таким образом, показатель окупаемости находится в прямой зависимости от величины выручки и себестоимости: чем выше выручка и чем ниже себестоимость, тем больше окупаемость.
Прибыль от продажи продукции является одним из основных показателей, характеризующих деятельность организации. Прибыль от продаж рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью реализованной продукции. На изменение прибыли от продаж оказывают влияние объем реализации, полная себестоимость, средняя цена реализации [4]. Для более детального изучения данного показателя рассмотрим данные таблицы 5. Таблица 5 - Влияние факторов на изменение прибыли от продажи основных видов
продукции
растениеводства в ОАО «МОК «Братковский»
Продукция Объем реализации, ц Полная себестоимость 1 ц, руб. Средняя цена реализации 1 ц, руб. Изменение финансового результата (+,-), тыс. руб.
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. Всего в том числе за счет
объема реализации полной себестоимости 1 ц средней цены 1 ц
Озимые зерновые 74620 64056 500,00 530,72 1036,1 3 888,85 1706 6 -5664 -1968 -9434
Кукуруза на зерно 39020 2502 348,15 6010,7 9 651,20 7478,4 2 -8153 -11067 -14168 17082
Зернобобовые 1080 1000 702,78 185,00 5003,7 0 1811,0 0 -3019 -344 518 -3193
Подсолнечник 8000 14839 900,00 1709,8 2 2500,0 0 2174,2 7 -5908 10942 -12017 -4834
Сахарная свекла 21296 46374 288,27 155,30 910,12 254,93 -8623 15595 6166 -30384
Из данных, представленных в таблице 5, следует, что в 2016 г. по всем ос-новнеым видам продукции растениеводства в изучаемой организации произошло сокращение прибыли в сравнении с 2015 г. Наибольшее снижение прибыли от продаж получено по озимым зерновым (17066 тыс. руб.) за счет сокращения объема и средней цены реализации, а также роста полной себестоимости.
В целом, на сокращение прибыли от продажи основных видов продукции растениеводства в ОАО «МОК «Братковский» наибольшее влияние оказало снижение цены реализации и рост себестоимости.
Рассмотрим еще один показатель, характеризующий эффективность работы организации, - рентабельность основных видов продукции. Рентабельность реализованной продукции - показатель, который показывает прибыль, полученную с каждого рубля реализованной продукции.
Уровень рентабельности производственной деятельности зависит от трех основных факторов:
- от изменения структуры реализованной продукции. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общей сумме продукции способствует повышению уровня рентабельности продукции;
- от изменения себестоимости продукции (оказывает обратное влияние на уровень рентабельности продукции);
- от изменения среднего уровня цены реализации продукции. Этот фактор оказывает прямое влияние на уровень рентабельности продукции [5].
Рассмотрим, какое влияние оказало изменение себестоимости 1 ц продукции и средней цены 1 ц на рентабельность основных видов продукции растениеводства в ОАО «МОК «Братковский» (таблица 6).
Таблица 6 - Влияние факторов на изменение рентабельности основных видов продукции растениеводства в ОАО «МОК «Братковский»_
Продукция Рентабельность,% Изменение рентабельности всего пунктопроцентов в том числе за счет изменения
2015 г. 2016 г. условная себестоимости 1 ц средней цены 1 ц
Озимые зерновые 107,2 67,5 95,2 -39,7 -12,0 -27,8
Кукуруза на зерно 87,0 24,4 -89,2 -62,6 -176,2 113,6
Зернобобовые 612,0 878,9 2604,0 266,9 1992,7 -1725,8
Подсолнечник 177,8 27,2 46,2 -150,6 -131,6 -19,1
Сахарная свекла 215,7 64,1 486,0 -151,6 270,3 -421,9
Проанализировав изменение рентабельности продукции и факторов, влияющих на нее, можно сделать вывод, что данный показатель в отчетном году сократился по всем видам представленной продукции, кроме зернобобовых. Следовательно, снизилась и прибыль с каждого рубля выручки от продажи данной продукции.
Таким образом, показатели рентабельности организации очень важны при комплексном анализе ее деятельности. Рентабельность дает понятие об отношении между полученным результатом и использованными ресурсами, а значит и об эффективности деятельности хозяйствующего субъекта
Главной целью деятельности любого экономического субъекта является извлечение максимальных сумм прибыли. Прибыль - это важнейший качественный показатель эффективности деятельности организации, характеризующий рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Данный показатель формируется как разница между выручкой и всеми затратами на производственную и финансовую деятельность предприятия. Прибыль предприятия характеризует превышение выручки над расходами, является главным показателем эффективности деятельности и отражает цель предпринимательства [3].
Для обеспечения стабильного роста прибыли необходимо выявлять резервы ее роста - количественные возможности увеличения прибыли благодаря увеличению объема реализации продукции, уменьшению ее себестоимости, улучшению качества и др.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Изучим, какие резервы увеличения прибыли могут формироваться в ОАО «МОК «Братковский» за счет выявленных резервов увеличения объемов производства продукции растениеводства (таблица 7). Таблица 7 - Резервы роста прибыли от продажи продукции растениеводства в
ОАО МОК « Братковский» за счет увеличения объемов производства
Продукция Рост объемов производства, ц 2016 г. Резерв роста прибыли, руб.
Цена 1 ц, руб. Полная Себестоимость 1 ц, руб. Прибыль в расчете на 1 ц, руб.
Озимые Зерновые 26849 888,85 530,72 358,13 9615427
Зернобобовые 32 1811,00 185,00 1626,00 52032
Подсолнечник 1604 2174,27 1709,82 464,45 745166
Итого Х Х Х Х 10412625
По данным приведенных расчетов можно сделать вывод о том, что в организации есть возможность создать резерв для роста прибыли за счет увеличения объемов реализации продукции растениеводства только для трех видов продукции - озимых зерновых, зернобобовых и подсолнечника. Так, увеличив объем реализации озимых зерновых на 26849 ц, организация сможет получить 9615427 руб. прибыли. За счет увеличения объема производства зернобобовых на 32 ц возможно получить дополнительную прибыль в сумме 52032 руб. Резерв увеличения производства и реализации соответственно подсолнечника равен 1604 ц, что позволит получить прибыль от продажи в сумме 745166 руб.
Таким образом, за счет увеличения объема производства вышеуказанных культур, ОАО «МОК «Братковский» может получить прибыль в размере 10412625 руб.
На основании вышеизложенных данных в исследуемой организации могут быть разработаны мероприятия, направленные на повышения эффективности производства продукции растениеводства. Источники:
1. Бондаренко, Л.В. Формирование бухгалтерского учета финансовых результатов в организации / Бондаренко Л.В., Горбань Т.И. // Экономика и социум. 2016. № 12-1 (31). С. 496499.
2. Говдя, В. В. Современные концепции развития бухгалтерского учета: проблемы и перспективы / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева, И. В. Середенко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №05(099). С. 760 - 771. -IDA [article ID]: 0991405051. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/51.pdf, 0,75 у.п.л.
3. Ендовицкий, Д.А. Финансовый анализ : учебник / Д. А. Ендовицкий, Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева. - 3-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2016. - 300 с. - (Бакалавриат и магиста-тура)
4. Жминько, Н. С. Организация и ведение документооборота, его основные этапы / Н. С. Жминько, В. П. Васильев, Ю. А. Тритяк // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №06(110). С. 938 - 953. -IDA [article ID]: 1101506062. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/62.pdf, 1 у.п.л.
5. Сигидов, Ю.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность : учебник / под ред. Ю.И. Сигидо-ва. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 340 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - (Высшее образование: Бакалавриат). -www.dx.doi.org/10.12737/20852
Sources:
1. Bondarenko, L.V. Formation of accounting of financial results in the organization / Bondarenko
LV, Gorban TI // Economy and society. 2016. No. 12-1 (31). Pp. 496-499.
2. Govdya, VV Contemporary Concepts of Accounting Development: Problems and Prospects / VV
Govdya, Zh. V. Degaltseva, IV Seredenko // The Political Networked Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University (Kuban State University ) [Electronic resource]. -Krasnodar: KubGAU, 2014. - №05 (099). Pp. 760 - 771. - IDA [article ID]: 0991405051. - Access mode: http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/51.pdf, 0.75 bp.
3. Endovitsky, D.A. Financial analysis: a textbook / DA Endovitsky, NP Lyubushin, NE Baicheva. -
3rd ed., Pererab. - Moscow: Knorus, 2016. - 300 p. - (Bachelor's and Master's)
4. Zhminko, NS Organization and maintenance of document circulation, its main stages / N. S.
Zhmin-ko, V. P. Vasiliev, Yu. A. Trityak // Polytematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University Scientific journal KubSUA) [Electronic resource]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №06 (110). Pp. 938 - 953. - IDA [article ID]: 1101506062. - Access mode: http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/62.pdf, 1 bp.
5. Sigidov, Yu.I. Accounting (financial) reporting: a textbook / ed. Yu.I. Sigidov. - M.: INFRA-M,
2017. - 340 p. + Add. materials [Electronic resource; Access mode http://www.znanium.com]. -(Higher education: Bachelor's program). - www.dx.doi.org/10.12737/20852