Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ'

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАХОВАНИЕ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филина Марина Алияровна, Абасова Марьям Абасовна, Шихшинатова Мадина Абдурашидовна

В статье анализируются сущность государственных внебюджетных фондов, из задачи и роль в рамках социальной политики. Рассмотрены бюджеты государственных бюджетных фондов на 20222024 гг. На основе выявленных дефицитов бюджетов предложены направления по оптимизации расходов, которые позволят повысить эффективность расходования средств и сократить имеющиеся дефициты бюджетов государственных внебюджетных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF SPENDING FUNDS BY STATE NON-BUDGETARY FUNDS

The article analyzes the essence of state non-budgetary funds, their tasks and role within the framework of social policy. The budgets of state budget funds for 2022-2024 were considered. Based on the identified budget deficits, directions for optimizing costs are proposed that will improve the efficiency of spending funds and reduce the existing budget deficits of state extra-budgetary funds.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_3_230 УДК 336

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

Филина Марина Алияровна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Oleg-filin@yandex.ru

Абасова Марьям Абасовна,

студент, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: mar_yam15@mail.ru

Шихшинатова Мадина Абдурашидовна

студент, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Ms.madinazzz@mail.ru

В статье анализируются сущность государственных внебюджетных фондов, из задачи и роль в рамках социальной политики. Рассмотрены бюджеты государственных бюджетных фондов на 20222024 гг. На основе выявленных дефицитов бюджетов предложены направления по оптимизации расходов, которые позволят повысить эффективность расходования средств и сократить имеющиеся дефициты бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Ключевые слова: государственный внебюджетный фонд; социальная политика; страхование; дефицит бюджета.

UDC 336

DIRECTIONS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF SPENDING FUNDS BY STATE NON-BUDGETARY FUNDS

Filina Marina Aliyarovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Oleg-filin@yandex.ru

Abasova Maryam Abasovna,

student, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: mar_yam15@ mail.ru

Shikhshinatova Madina Abdurashidovna,

student, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Ms.madinazzz@ mail.ru

The article analyzes the essence of state non-budgetary funds, their tasks and role within the framework of social policy. The budgets of state budget funds for 2022-2024 were considered. Based on the identified budget deficits, directions for optimizing costs are proposed that will improve the efficiency of spending funds and reduce the existing budget deficits of state extra-budgetary funds.

Keywords: state off-budget fund; social politics; insurance; budget deficit.

На современном этапе развития в стране происходят закономерные процессы трансформации государственных финансов, что, в первую очередь, выражается через создание специализированных государственных внебюджетных фондов. На сегодняшний день государственные внебюджетные фонды являются важнейшими элементами системы социальной защиты населения и основным инструментом реализации социальной политики.

В государственных внебюджетных фондах аккумулируются финансовые ресурсы, направленные на реализацию важнейших социальных гарантий, а именно обеспечение медицинской помощи, социальной защиты, пенсионного обеспечения, обеспечение поддержки в случае потери трудоспособности и т. д.

к В

о К

Й ш

о о

О

Сами по себе внебюджетные фонды являются автономными. Но тем не менее решение о формировании фонда принимается Федеральным собранием Российской Федерации и некоторыми органами субъектов.

В зависимости от их функционального назначения фонды делятся на общегосударственные, цель которых решение общеэкономических проблем, и целевые. Целевые фонды создаются именно для финансирования социальных нужд.

Важнейшими государственными внебюд-

Вместе с тем, поскольку рыночная экономика в России формируется относительно недавно, механизм социального обеспечения по сравнению со странами запада развит слабо и не выполняет свои важнейшие функции. Учитывая глобальную экономическую нестабильность, социальную напряженность внутри страны и другие факторы в системе социального обеспечения, необходимо актуализировать системный анализ основ формирования и использования финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов социального назначения и разработку кардинальных мер, которые позволят создать систему, соответствующую современным вызовам как внутренней, так и внешней среды.

Выделим особенности внебюджетных фондов (рис. 1).

жетными фондами на сегодняшний день являются:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

- Фонд социального страхования. Пенсионный фонд Российской Федерации

выполняет следующие задачи [2].

Фонд социального страхования осуществляет свою деятельность на основе Положения «О Фонде социального страхования

Рисунок - Особенности внебюджетных фондов [1]

осуществление капитализации средств ПФ РФ: также проведение работы по привлечению дополнительных добровольных взносов физических и юридических лиц;

проведение постоянного контроля за своевременным поступлением в ПФ РФ сумм страховых взносов, также осуществление контроля за верным и рациональным расходованием средств;

Рисунок 2 - Задачи Фонда пенсионного страхования Российской Федерации

Российской Федерации» [3]. Основными задачами фонда являются:

- предоставление пособий по нетрудоспособности, беременным женщинам, на погребение, возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг и др.;

- разработка программ охраны здоровья работников на государственном уровне, участие в разработке мер по совершенствованию социального страхования;

- выполнение различных мероприятий в области повышения квалификации работников, занятых в сфере социального страхования и другие.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) осуществляет свою деятельность с целью обеспечения системы обязательного медицинского обеспечения, ее стабильной и бесперебойной работы.

Реализация политики в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования. Организации являются некоммерческими финансово-кредитными учреждениями.

Деятельность Фонда обязательного медицинского страхования направлена на реализацию государственной политики в части обеспечения обязательного медицинского страхования населения.

Важнейшими задачами фонда являются

- обеспечение прав населения в вопросе оказания медицинской помощи в соответствии с законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» с помощью средств обязательного медицинского страхования;

- проведение мероприятий, направленных на обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, предоставление качественной, полной и своевременной медицинской помощи гражданам на всей территории страны;

- сбор средств для целей обеспечения финансовой стабильности в области медицинского страхования.

Таким образом, очевидна высокая социальная значимость государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации. Фактически на внебюджетные фонды возложена обязанность обеспечения социальной стабильности и защищенности общества. Поскольку фонды независимы от бюджета, можно сказать о выполнении роли дополнительного источника финансовых ресурсов на обеспечение нужд населения.

К сожалению, на сегодняшний день государственные внебюджетные фонды не оказывают ту роль, которая им предназначается, ввиду неэффективного расходования аккумулируемых средств. Рассмотрим бюджеты внебюджетных фондов, принятых на 2022-2024 гг.

Таблица - Бюджеты государственных внебюджетных фондов на 2022-2024 гг. (трлн руб.) [5]

Пенсионный фонд Российской Федерации

Год 2022 2023 2024

Доходы 10,032 10,591

Расходы 10,154 10,574 11,167

Фонд социального страхования

Год 2022 2023 2024

Доходы 988,156 1,054 1,125

Расходы 944,117 1,011 1,076

Фонд обязательного медицинского страхования

Год 2022 2023 2024

Доходы 2,779 2,925 3,086

Расходы 2,801 2,951 3,12

Как видно из данных таблицы, профицитный бюджет принят только для Фонда социального страхования, в то время как бюджеты ПФР и ФОМС приняты с дефицитом. Следует отметить, что наблюдается ежегодный дефицит бюджетов государственных внебюджетных фондов, что вызвано, с одной стороны, проблемой сокращения взносов, с другой - недостаточно эффективным планированием расходной части бюджетов.

При этом исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов федерального бюджета и необходимость оптимизации структуры расходов федерального бюджета требуют поиска новых направлений повышения эффективности расходования средств государственными внебюджетными фондами.

На сегодняшний день были предприняты различные попытки повышения эффективности расходования средств фондов. Так, в 2017 г. функции по администрированию страховых взносов были переданы в ведение Фе -деральной налоговой службы. Данная мера позволила привести к сокращению расходов государственных внебюджетных фондов и их оптимизации в целом.

Однако возникли и негативные эффекты. В частности, возникла проблема в реализуемой системе взаимозачетов. Ввиду того что ПФР, ФСС и ФОМС не контролировали поступление взносов со стороны граждан, они были обязаны осуществлять их взаимозачет, сопоставляя с осуществляемыми расходами на нужды обязательного социального страхования.

Для того чтобы такая система взаимозачетов была эффективной, между внебюджетными фондами и ФНС России должно быть

установлено тесное информационное взаимодействие в электронном виде, что, по объективному замечанию А. А. Ельцина, также приводит к возникновению дополнительных расходов на оборудование, обеспечивающее такую связь [6]. Таким образом, требуется внедрение иного способа оптимизации расходов данных фондов.

Очевидно, что в качестве неиспользованного резерва для оптимизации расходов фондов является тот факт, что ПФР, ФФОМС и ФСС являются однородными учреждениями по своей структуре, регистрируемыми одну и ту же информацию о людях, что ведет к росту расходов на управленческий аппарат, а также техническое обеспечение работы фондов. Поэтому видится эффективным объединение данных фондов в единую структуру, которая будет осуществлять все необходимые расходы.

Объединение государственных внебюджетных фондов в единую структуру позволит добиться следующих эффектов:

- ведение единоразового учета информации о гражданах, что исключает дублирование функций;

- существенное сокращение расходов на содержание аппарата фондов;

- реализация принципа доступности и максимального охвата населения;

Сокращение расходов на содержание аппаратов фондов, в свою очередь, позволит оптимизировать расходы по важнейшим направлениям деятельности фондов, сократить уровень их дефицита.

Создание подобной массивной структуры, с другой стороны, может привести к снижению качества предоставления услуг, а также сокращению численности рабочих

мест. Однако в условиях неэффективного выполнения фондами своих задач, а также прогрессирующего дефицита бюджетов данных фондов названная мера может повысить

Список литературы_

уровень социальной стабильности в обществе за счет более эффективного управления расходами.

1. Янова С. Ю. Социальное страхование и внебюджетные фонды. СПб.: ДНК, 2019. 176 с.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Парламентская газета. 2001. № 238-239.

3. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 14.07.2021) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 8, ст. 599.

4. Кагаловская Э. Т. Добровольное медицинское страхование: формирование фондов для оплаты лечения. М.: Анкил, 2019. 48 с.

5. Бюджеты трех внебюджетных фондов - ПФР, ФСС и ФОМС - были приняты на пленарном заседании в среду, 24 ноября. URL: http://duma.gov.ru/news/52814/ (дата обращения: 15.03.2022).

6. Ельцин А. А. Направления повышения эффективности расходования средств государственными внебюджетными фондами // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 30.

References_

1. Yanova S. Yu. Social'noe straxovanie i vnebyudzhetnye fondy. SPb.: DNK, 2019. 176 s.

2. Federal'ny'j zakon ot 15.12.2001 № 166-FZ (red. ot 08.03.2022) «O gosudarstvennom pensionnom obespechenii v Rossijskoj Federacii». Parlamentskaya gazeta. 2001. № 238-239.

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12.02.1994 № 101 (red. ot 14.07.2021) «O Fonde social'nogo straxovaniya Rossijskoj Federacii». Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. 1994. № 8, st. 599.

4. Kagalovskaya E'. T. Dobrovol'noe medicinskoe straxovanie: formirovanie fondov dlya oplaty lecheniya. M.: Ankil, 2019. 48 s.

5. Byudzhety trex vnebyudzhetnyx fondov - PFR, FSS i FOMS - byli prinyaty' na plenarnom zasedanii v sredu, 24 noyabrya. URL: http://duma.gov.ru/news/52814/ (data obrashheniya: 15.03.2022).

6. El'cin A.A. Napravleniya povy'sheniya e'ffektivnosti rasxodovaniya sredstv gosudarstvenny'mi vnebyudzhetny'mi fondami. Problemy e'konomiki i yuridicheskoj praktiki. 2018. № 1. S. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.