Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 2
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ FINANCE, MONEY AND CREDIT
Формирование и использование финансовых ресурсов внебюджетных фондов Республики Коми
Formation and use of financial resources off-budget funds of the Komi Republic
УДК 336.13
Д. В. Колечков, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН (Сыктывкар, Россия)
В статье рассматриваются проблемы формирования и использования внебюджетных фондов Республики Коми за период 2010-2015 годы. Анализируется динамика поступления и расходования финансовых средств. Изучается структура доходной и расходной части бюджетов фондов. Выявлена несбалансированность внебюджетных фондов и низкая эффективность их деятельности. Предложено финансовую деятельность государственных внебюджетных фондов Республики Коми направить на развитие страховых начал в целях увеличения страховых выплат и сохранения финансовой устойчивости страховой системы.
Ключевые слова: финансовые ресурсы, доходы, расходы, дефицит бюджета, сбалансированность бюджета, структура бюджета, страховые взносы.
In article problems of formation and use of off-budget funds of the Komi Republic during 2010-2015 are considered. Dynamics of receipt and an expenditure of financial means is analyzed. The structure of a profitable and account part of budgets of funds is studied. Imbalance of offbudget funds and low efficiency of their activity is revealed. It is offered to aim financial activity of state non-budgetary funds of the Komi Republic at the development of the insurance beginnings for increase in insurance payments and preservation of financial stability of insurance system.
Keywords: financial resources, income, expenses, deficiency of the budget, balance of the budget, structure of the budget, insurance premiums.
© Колечков Д. В., 2017
D. V. Kolechkov, Institute of social and economic and power problems of the North of Komi NTs UrO RAN
(Syktyvkar, Russia)
Введение
Для экономики любого региона финансовая сфера является ключевым звеном. Регионы должны самостоятельно решать вопросы освоения и использования природных ресурсов, развития торговли, сферы услуг, инфраструктуры регионального и локального значения, использования недвижимости, развития специальных форм культуры, образования и здравоохранения. Все эти вопросы можно решить лишь при помощи финансовых средств.
Исследователи финансовых ресурсов свое внимание акцентируют на раскрытии их сущности на уровне государства, однако финансовые ресурсы формируются и на уровне региона. К тому же процесс их формирования на региональном уровне имеет свои особенности. Финансовые ресурсы являются материально-вещественным воплощением объективной экономической категории «финансы». Поскольку финансы представляют собой денежные отношения, опосредованные деньгами, то финансовые ресурсы - это такие ресурсы, которые имеют денежную форму. Однако финансовые ресурсы - это только часть денежных ресурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами и населением. Помимо финансовых денежные ресурсы включают кредитные ресурсы, денежные доходы насе-
ления, оборотные средства организаций и т. д. [4, с. 157].
Уровень изученности проблем общественных финансов, в частности их роли в макроэкономическом регулировании, форм проявления теоретических новаций в финансовой практике, а также перспектив реформирования общественных финансов диктуют необходимость разработки новых концептуальных подходов к управлению финансовыми ресурсами, поиска современных, адекватных рыночным отношениям инструментов финансового воздействия, методов обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта РФ.
Суть проблемы, согласно системному подходу, заключается еще и в необходимости рассмотреть развитие общественных финансов в регионах с точки зрения функционирования не только региональных бюджетных систем, но и федеральных внебюджетных фондов на территориях субъектов РФ, их роли в формировании и использовании общественных финансов [8, с. 8].
Вопросам финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов посвящено множество публикаций отечественных и зарубежных авторов. Однако данная проблематика на региональном уровне освещена недостаточно. Частично эти вопросы затрагиваются в работах исследователей Республики Коми: Ю. А. Гаджиева, В. И. Акопова, М. М. Стырова, Т. А. Найденовой, Е. А. Бадоки-ной, И. Н. Швецовой.
С точки зрения Э. Н. Шафигуллина, внебюджетные фонды как финансовая категория «представляют собой совокупность денежных распределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет» [13].
Основной задачей, которая ставилась при создании российских социальных внебюджетных фондов, являлась разгрузка бюджета от значительной части социальных расходов, финансирование которых осуществлялось с низкой степенью эффективности. Решение этой задачи виделось в обособлении средств внебюджетных фондов от федерального бюджета, в том числе и по источникам доходов [1].
В работе М. М. Стырова в зависимости от источников формирования и целей использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные. Под централизованными понимаются фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и органов местного самоуправления, функционирующие
по общеобязательным для всей территории страны и всех экономических субъектов правилам и формируемые в основном за счет страховых взносов. К их числу относятся федеральный бюджет, бюджеты регионов, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Централизованные источники играют ведущую роль в финансировании социальных расходов, обеспечивая более 80 % их общего объема доходов [7, с. 171-172].
Внебюджетные фонды, выступая составной частью финансовой системы, обладают рядом следующих особенностей:
- денежные средства фондов являются обособленной частью финансовых ресурсов региона, находятся в государственной собственности и используются для финансирования расходов, не включенных в бюджет;
- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными.
Для решения общегосударственных задач по реализации конституционных прав граждан на государственное пенсионное обеспечение, бесплатную медицинскую помощь и социальную поддержку в случае потери трудоспособности созданы и функционируют такие централизованные (социальные) внебюджетные фонды, как:
• Пенсионный фонд (ПФ) Российской Федерации;
• Фонд социального страхования (ФСС) Российской Федерации;
• Федеральный и территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Компетенция внебюджетных фондов такова: Фонд социального страхования - финансирование пособий по временной и профессиональной нетрудоспособности, социальной защиты материнства и детства, оздоровления и санаторно-курортного лечения; Пенсионный фонд - пенсионное обеспечение пожилых граждан и некоторых других категорий лиц; Фонд обязательного медицинского страхования - оказание базовых видов медицинской помощи (первичной медико-санитарной и специализированной, за исключением высокотехнологичной) по программе государственных гарантий [6, с. 90].
Правовой основой этих фондов являются соответствующие акты высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 2
Территориальные внебюджетные фонды формируются региональными и муниципальными органами власти для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач за счет страховых взносов и сборов, территориальных займов и имеют экономическую направленность.
В настоящее время на территории Республики Коми действуют отделения Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В организационном отношении государственные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными организациями.
В качестве информационной базы данного исследования были использованы отчеты об испол-
нении внебюджетных фондов Республики Коми. Анализируемый период времени 2010-2015 годы.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
За период 2010-2015 годы изменение доходной и расходной части бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Республики Коми имело равнона-правленную динамику. В номинальном измерении доходы и расходы фонда увеличились в 2015 году относительно 2010 года в 2,3 раза, в реальном (проиндексированные на уровень инфляции) - в полтора раза. Доля доходов фонда в валовом региональном продукте увеличилась с 1,8 % в 2010 году до 2,7 % в 2015 году (рис. 1).
8 7 6 5 4 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4 -5 -6
013 .01' ■■ ■ш
2010 2011 2012 2 2 1 2015
170
160
150
140
130
120
110
100
90
80
Доля доходов в ВРП
Превышение расходов над доходами
Возврат остатков, в % к ресурсам
Поступило (правая шкала), в % к 2010 г. в сопоставимых ценах
Рис. 1. Динамика основных финансовых показателей ТФОМС в Республике Коми за 2010-2015 гг. (в %)
Примечание: здесь и далее рассчитано автором с использованием данных ЕМИСС (https://www.fedstat.ru/)
Следует отметить, что в реальном измерении в 2013 и 2015 годах доходы ТФОМС Республики Коми имели отрицательную динамику, когда снижение составило 11 и 3 % соответственно. Между тем расходы на протяжении исследуемого периода, за исключением 2015 года, увеличивались. Данный факт говорит о некоторых балансовых диспропорциях в фонде региона. Об этом же свидетельствует и показатель превышения расходов над доходами, который на протяжении исследуемого периода имел четко ориентированную разнонаправленную динамику. Так, до 2013 года наблюдался ежегодный рост профицита бюджета ТФОМС Республики Коми. Далее по итогам 2013 года в Фонде образовался значительный дефицит бюджета, который до 2015 года имел тенденцию к снижению. О некоторой неэффективности исполь-
зования ресурсов ТФОМС Республики Коми свидетельствует показатель возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение на федеральный уровень. Так, на протяжении 2010-2015 годов удельный вес данного показателя в доходах фонда варьировался в интервале 0,03-0,74 %. Такие перекосы свидетельствуют о низкой финансовой устойчивости и разбалансированности ТФОМС региона.
Общая сумма доходов ТФОМС Республики Коми в 2015 году составляла 14,2 млрд руб. В структуре поступлений наибольший удельный вес приходится на безвозмездные поступления (различные субсидии, субвенции и дотации из бюджетной системы), величина которых увеличилась с 72,8 % в 2010 году до 99,8 % в 2015 году (рис. 2).
1QQ%
5Q%
Q%
2Q1Q
2Q11
2Q12
2Q13
2Q14
2Q15
■ Страховые взносы ■ Безвозмездные поступления ■ Неналоговые поступления Рис. 2. Структура поступления средств в ТФОМС Республики Коми за 2010-2015 гг.
В доходной части бюджета ТФОМС Республи- хования (ФФОМС) - 2,1 %; Территориальный фонд
ки Коми крайне низкая доля страховых взносов организаций на обязательное медицинское страхование, поступающая напрямую в фонд. Их величина снизилась с 22,4 % в 2010 году до 0,01 % в 2013 году, а затем и вовсе исчезла. Для справки: согласно закону № 212-ФЗ [10], совокупная величина страховых тарифов составила 34 % и применялась с 1 января 2011 года (в 2010 году - 26 %). Структура тарифов выглядела следующим образом: Пенсионный фонд РФ (ПФРФ) - 26 %; Фонд социального страхования (ФСС) - 2,9 %; Федеральный фонд обязательного медицинского стра-
обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - 3 %. Позже в 2012 году страховые взносы были снижены на 4 % и распределились следующим образом: ФСС - 2,9 %; Пенсионный - 16 % и 6%; ФФОМС - 2,1 %; ТФОМС - 3 %.
Расходы ТФОМС Республики Коми в 2015 году составили 14,3 млрд руб., в структуре которых наибольший удельный вес приходился на финансирование территориальной программы ОМС. За исследуемый период их доля в 2015 году достигла максимального значения - 99,3 % (табл. 1).
Таблица 1
Структура расходов ТФОМС Республики Коми за 2010-2015 гг. (%)
2QlQ 2Qll 2Ql2 2Ql3 2Ql4 2Ql5
Израсходовано средств - всего 100 100 100 100 100 100
в том числе:
на финансирование территориальной программы ОМС 94,9 78,0 78,1 96,8 99,3 99,3
на финансовое обеспечение оказания дополнительной медпомощи, оказываемой участковыми врачами-терапевтами, врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), медсёстрами соответствующих врачей 3,3 2,3 2,0
на цели по реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, перечисленные бюджетам субъектов РФ 15,1
на внедрение стандартов медпомощи повышения доступности амбулаторной медпомощи 7,3
на укрепление материально-технического снабжения - - 10,2 - - -
на выполнение функций органа управления Федерального и территориальных ФОМС 1,33 0,81 0,65 0,65 0,61 0,59
прочие расходы 0,5 3,8 1,8 2,6 0,1 0,1
Снижение доли расходов на финансирование территориальной программы ОМС в 2011 и 2012 годах объясняется выделением средств для реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, перечисленные бюджетам субъектов РФ в 2011 году (15,1 %), в 2012 году - на внедрение стандартов медпомощи повышения доступности амбулаторной медпомощи (7,3 %) и укрепление материально-технического снабжения (10,2 %).
Эффективность финансовой деятельности государственных социальных внебюджетных фондов можно оценить путем соотнесения результата деятельности фондов (финансирование целевых социальных выплат в соответствии с утвержденным бюджетом) с транзакционными издержками фондов. Последние представляют собой расходы на регистрацию страхователей и застрахованных, контрольно-ревизионную, планово-экономическую деятельность фондов, админист-
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 2
ративно-хозяйственные расходы, то есть расходы на осуществление исполнительской деятельности данных структур [3, с. 173].
Разница между ресурсами и выплатами по медицинскому страхованию составляет объем тран-закционных издержек, величина которых снизилась с 1,3 % в 2010 году до 0,6 % в 2015 году. Следовательно, можно констатировать, что передача функций по сбору и контролю уплаты страховых взносов с 2002 года от фондов к налоговым органам привела к сокращению транзакционных затрат.
Пенсионный фонд
Основной источник формирования доходов Пенсионного фонда (ПФ) - страховые платежи. Ставка страховых платежей в пенсионные фонды
различна в различных странах. Она определяется национальным законодательством и колеблется от 10 до 30 %. При расчете облагаемой взносами в ПФ доходной базы предусматривается исключение некоторых доходов и выплат [2].
За период 2010-2015 годов изменение доходной и расходной части бюджета Пенсионного фонда Республики Коми имело разнонаправленную динамику. Если в номинальном измерении доходы фонда без учета межбюджетных трансфертов увеличились в 2015 году относительно 2010 года на четверть, то расходы - в полтора раза. Однако если данные показатели проиндексировать на уровень инфляции, то в реальном исчислении расходная часть бюджета фонда за этот период увеличилась всего на 3,2 %, а доходная и вовсе снизилась на 17 % (рис. 3).
Поступило ■ Израсходовано
Рис. 3. Динамика поступления и расходования средств Пенсионного фонда в Республике Коми за 2010-2015 гг. (в сопоставимой оценке в % к 2010 г.)
Следует отметить, что в реальном измерении начиная с 2012 года доходы Пенсионного фонда Республики Коми имели устойчивую отрицательную динамику. Между тем расходы на протяжении исследуемого периода, за исключением 2014 года, увеличивались. Только этот факт уже говорит о явных балансовых диспропорциях в Фонде региона.
Российский пенсионный закон 1990 года стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели.
Однако на практике ситуация оказалась совершенно иной. На протяжении всего периода су-
ществования Пенсионного фонда Республики Коми наблюдается явный дисбаланс. Хотя удельный вес межбюджетных трансфертов на покрытие дефицита бюджета фонда снизился с 74,8 % в 2011 году до 49,7 % в 2015 году, его величина по-прежнему остается довольно высокой (рис. 4).
Несмотря на реализацию отдельных мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, снижение зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков по-прежнему остается одной из главных задач [5].
Согласно нормам законодательства об обязательном пенсионном страховании, вступившим в силу с 1 января 2015 года, сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительных пенсий, будет обеспечиваться за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в виде межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование [9].
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Доходы без учета трансфертов Расходы
Доходы с учетом трансфертов Ш Доля трансфертов в общих доходах (правая шкала, %)
Рис. 4. Поступление и расходование средств Пенсионного фонда в Республике Коми
за 2010-2015 гг. (млрд руб.)
Общая сумма доходов Пенсионного фонда Республики Коми без учета межбюджетных трансфертов в 2015 году составляла 30,5 млрд руб. В структуре поступлений без учета межбюджетных трансфертов наибольший удельный вес приходится на страховые взносы, величина которых увеличилась с 54,4 % в 2010 году до 98,2 % в 2015 году (рис. 5).
Отчисления работодателей на страховые взносы являются основополагающим элементом в
Необходимость введения единого социального налога заключалась прежде всего в массовом характере занижения истинных сумм полученной заработной платы. Применялись различные схемы: страховые, депозитные, без оформления платежной ведомости. В результате в бюджет не поступали значительные суммы подоходного налога, а государственные социальные внебюджетные фонды, в т.ч. Пенсионный фонд, недополучали страховые взносы. Единый социальный налог но-
пенсионной системе любого государства. Ставки по этому виду налога в современной России в зависимости от экономической ситуации периодически меняются. Так, с 1 января 2001 года в Российской Федерации был введен единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ).
сил целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Он предполагает унификацию налоговой базы для уплаты взносов плательщиками во все государственные социальные внебюджетные фонды.
С 1 января 2015 года в России введён новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного
Рис. 5. Структура поступления средств в Пенсионный фонд Республики Коми за 2010-2015 гг. без учёта межбюджетных трансфертов (в %)
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 2
пенсионного страхования. Установлено, что права на страховую пенсию будут учитываться в пенсионных коэффициентах (баллах) исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию [12].
В структуре доходов Пенсионного фонда Республики Коми до 2014 года 10-12 % занимали взносы на накопительную часть пенсии. Однако с 1 января 2014 года Правительство РФ ввело на этот элемент пенсионной системы мораторий, суть которого заключается в перераспределении накопительной части пенсионных взносов в пользу страховой.
Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляются на основании
данных о численности получателей соответствующих пенсий, а также их размеров. Расходы на выплату пенсий, финансируемые за счет страховых взносов на страховую пенсию, будут определены с учетом реализации положений Федерального закона № 400-ФЗ [11].
Расходы Пенсионного фонда Республики Коми в 2015 году составили 61,4 млрд руб., в структуре расходов наибольший удельный вес приходится на выплату страховой пенсии. За исследуемый период их доля в 2015 году достигла максимального значения - 85,7 % (табл. 2).
Таблица 2
Структура расходов Пенсионного фонда Республики Коми за 2010-2015 гг. (в %)
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Израсходовано средств - всего 100 100 100 100 100 100
в том числе:
на выплату страховой пенсии 80,1 79,7 79,2 79,4 85,4 85,7
на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению 3,9 4,0 4,0 3,9 4,2 4,2
осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам 3,1 2,9 2,8 2,6 2,7 2,4
на предоставление материнского (семейного) капитала 1,7 2,0 2,2 2,4 3,3 3,7
расходы на обеспечение деятельности фонда 1,7 1,8 1,7 1,5 1,8 1,6
средства, перечисляемые региональными отделениями ПФ РФ на финансирование накопительной части трудовой пенсии 7,3 7,4 7,5 7,3
прочие расходы 2,1 2,2 2,7 2,8 2,6 2,4
Размеры страховой пенсии индексируются 2 раза в год: с 1 февраля - на рост потребительских цен и с 1 апреля - на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной индексации на инфляцию. Коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Одновременно при расчете расходов учитываются расходы на содержание аппарата органов управления Фонда, объем которых определяется на основе отчетных данных об исполнении бюджетов Фондов, при этом с 1 января 2015 года предусматривается оптимизация расходов на обеспечение деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе с учетом сокращения штатной численности сотрудников на 10 %. Тем не менее в структуре расходов Пенсионного фонда Республики Коми на деятельность фонда (в большей степени на оплату труда со-
трудников) их доля на протяжении исследуемого периода оставалась практически неизменной -1,5-2 %.
Устойчивую динамику роста имеет удельный вес расходов на предоставление материнского (семейного) капитала, величина которого выросла с 1,7 % в 2010 году до 3,7 % в 2015 году.
Как было сказано ранее, в связи с мораторием на накопительную часть пенсии с 2014 года её выплата прекратилась, а до этого момента её удельный вес находился в пределах 7-7,5 %.
Как и прежде, доходная часть бюджета не покрывает обязательств государства по пенсионному обеспечению населения от собственных источников финансирования, в частности от страховых взносов работодателей. Основная нагрузка на устранение дефицита бюджета Пенсионного фонда Республики Коми возлагается на Федеральный бюджет РФ.
Основными проблемами существующей пенсионной системы как на федеральном, так и на региональном уровне являются растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда и низкий уровень обязательного пенсионного страхования. Поэтому пен-
сионное обеспечение с каждым годом приобретает все более актуальный характер. По мере изменения условий пенсионного обеспечения требуется его совершенствование, в противном случае общество столкнется с серьезными социальными проблемами, масштаб которых трудно переоценить.
Фонд социального страхования
За период 2010-2015 годы доходы Фонда социального страхования (ФСС) Республики Коми в сопоставимой оценке сократились на 6 %, расходы - на 20 % (рис. 6).
10 9
s l 6 5 4 3 2 1 0
-100,0
-80,0
-60,0
-40,0
-20,0
0,0
2012 2013 2014 2015
■Дефицит бюджета (правая шкала,в % к доходам)
Рис. 6. Поступление и расходование средств ФСС в Республике Коми за 2010-2015 гг. (млрд руб.)
Характерной особенностью финансовой деятельности ФСС Республики Коми на протяжении всего исследуемого периода являлось наличие значительного дефицита бюджета. Его величина хотя и
снизилась с 86,9 % в 2010 году до 59 % в 2015 году, но по-прежнему является крайне высокой.
Структура доходов и расходов ФСС Республики Коми за 2010-2015 годы представлена в табл. 3.
Таблица 3
Структура доходов и расходов ФСС Республики Коми за 2010-2015 гг. (%)
2QlQ 2Qll 2Ql2 2Ql3 2Ql4 2QlS
1 2 3 4 S б 7
Поступление средств - всего lOO lOO lOO lOO lOO lOO
в том числе:
Страховые взносы - всего 97,9 98,б 99,9 99,4 97,8 97,8
в том числе:
страховые взносы на обязательное социальное стра-
хование на случай временной нетрудоспособности и
в связи с материнством б8,б 72,S 73,S 7б,1 7S,2 77,G
страховые взносы на обязательное социальное стра-
хование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2б,1 24,8 26,S 23,2 22,S 2G,7
Прочие доходы 2,1 1,4 G,1 G,6 2,2 2,2
Израсходовано средств - всего lOO lOO lOO lOO lOO lOO
в том числе:
социальное обеспечение населения - всего 9б,8 9б,1 9S,8 9S,7 9S,7 96,G
в том числе:
обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации 2,1 3,б 4,3 3,4 3,1 3,б
пособия по беременности и родам 8,9 9,9 1G,8 9,б 1G,9 11,G
на оплату медпомощи женщинам в период беремен-
ности, родов и в послеродовом периоде 2,G 2,G 2,1 2,G 1,9 1,б
пособия по уходу за ребенком до достижения им воз-
раста полутора лет гражданам,
не подлежащим обязательному социальному страхо-
ванию 4,4 4,б 4,7 S,G - -
пособия по временной нетрудоспособности по обя-
зательному социальному страхованию 35,3 28,S 2S,S 2S,9 28,2 29,3
ежемесячные страховые выплаты 24,8 26,G 26,S 2б,7 27,7 2б,4
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 2
Окончание табл. 3
1 2 3 4 5 6 7
средства на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний 3,3 3,6 3,9 4,3 4,7 4,6
деятельность органов управления фонда 3,2 3,8 4,1 4,2 4,2 3,9
ют несбалансированные бюджеты. Динамика доходов и расходов государственных внебюджетных фондов свидетельствует о низкой эффективности их деятельности: недостаточном уровне страхового возмещения при одновременном сокращении собственных финансовых ресурсов и росте административных затрат страховых организаций.
Сложившиеся тенденции в области финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов в среднесрочной перспективе приведут к обострению ситуации на уровне защиты населения от социальных рисков, особенно в области пенсионного обеспечения. Совершенствование финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов должно быть направлено на развитие страховых начал в целях увеличения страховых выплат и сохранения финансовой устойчивости страховой системы.
Список литературы:
1. Агапцов С. А. Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации // Финансовое право. 2005. № 3.
2. Государственные и муниципальные финансы. URL: http://www.grandars.ru/student/finansy/pensionnyy-fond.html (дата обращения 12.05.2017).
3. Леонтьева А. Г. Устойчивость социального страхования как условие эффективной социальной защиты населения // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2012. № 11.
4. Найденова Т. А., Швецова И. Н. Теоретико-методологические и практические аспекты исследования финансовых ресурсов региона // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2013. № 4. С. 155-170.
5. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=165592&fld=134&dst=104390,0&rnd=0.744795731 0337858 5 (дата обращения 12.05.2017).
6. Развитие социальных систем северных регионов России: тенденции и перспективы. Сыктывкар, 2015. 200 с.
7. Стыров М. М. Проблемы и перспективы финансирования социальной сферы в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 5 (29).
8. Ускова Т. В. Общественные финансы регионов: приоритеты модернизации. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 68 с.
9. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации : федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» : федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016).
11. О страховых пенсиях : федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
12. Харитонова Ю. Н. Реформирование пенсионной системы РФ. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/ reformirovanie-pensionnoy-sistemy-rf%20(1).pdf (дата обращения 12.05.2017).
В доходной части бюджета ФСС основную долю занимают страховые взносы, причем их значение за 2014 и 2015 годы немного снизилось. Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выросли за исследуемый период на 8,4 процентного пункта.
В структуре расходов около трети бюджета ФФС занимали пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию (снизились на 6 п.п.), четверть расходов приходилось на ежемесячные страховые выплаты (увеличились на 1,6 п.п.)
Выводы
Из анализа деятельности внебюджетных фондов Республики Коми за 2010-2015 годы следует, что все три фонда социального страхования име-
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 2
13. Шафигуллин Э.Н. Финансово-правовые основы обязательного пенсионного страхования // Рос. юстиция. 2010. № 5.
References
1. Agaptsov S.A. Pravovoye regulirovaniye deyatel'nosti Pensionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii [Legal regulation of activities of the Pension Fund of the Russian Federation/] // Finansovoye pravo. 2005. No. 3.
2. Public and municipal finances. Electronic resource. Available at: http://www.grandars.ru/student/finansy/ pensionnyy-fond.html (accesssed 12.05.2017).
3. Leont'yeva A. G. Ustoychivost' sotsial'nogo strakhovaniya naseleniya [Sustainability of social insurance of the population] // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskiye i pravovyye issledovaniya. 2012. No. 11.
4. Naidyonova T. A., Shvetsova I. N. Teoretiko-metodologichesky and practical aspects of a research of financial resources of the region [Theoretical, methodological and practical aspects of the study of financial resources of the re-gion]//Bulletin of Research center of corporate law, control and venture investment of the Syktyvkar state university. Online scientific magazine. 2013. No. 4. Pp. 155-170.
5. The main directions of the budgetary policy for 2015 and for planning period of 2016 and 2017. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=165592&fld=134&dst=104390,0&rnd=0.744795731 0337858 5 (accesssed 12.05.2017).
6. Development of social systems of northern regions of Russia: tendencies and perspective [Development of social systems in the northern regions of Russia: trends and prospects]. Syktyvkar, 2015. 200 p.
7. Styrov M.M. Problemy i perspektivy finansirovaniya sotsial'noy sfery v Rossii [ Problems and perspectives of financing of the social sphere in Russia] // Economic and social changes: facts, tendencies, forecast. 2013. No. 5(29).
8. Uskova T.V. Obshchestvennyye finansy regionov: prioritety modernizatsii [Public finance of regions: upgrade priorities]. Vologda: ISERT RAHN, 2010. 68 p.
9. The federal law of 15.12.2001 № 167-FZ (an edition of 19.12.2016) "About mandatory pension insurance in the Russian Federation" (with amendment and additional, entered in force from 01.01.2017).
10. The federal law of 03.07.2016 № 250-FZ (an edition of 19.12.2016) "About introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation and recognition become invalid for separate acts (provisions of acts) of the Russian Federation in connection with acceptance of the Federal law "About Modification of Parts the First and Second the Tax Code of the Russian Federation in connection with Transmission to Tax Authorities of Powers on Administration of Insurance Premiums for Mandatory Pension, Social and Medical Insurance".
11. The federal law of 28.12.2013 № 400-FZ (an edition of 19.12.2016) "About insurance pensions" (with amendment and additional, entered in force from 01.01.2017).
12. Yu.N's Kharitonov. Reforming of the pension Russian Federation system. Electronic resource. Available at: file:///C:/Users/User/Downloads/reformirovanie-pensionnoy-sistemy-rf%20 (1) of .pdf (accesssed 12.05.2017).
13. Shafigullin E.N. Finansovo-pravovyye osnovy obyazatel'nogo pensionnogo strakhovaniya [Financial and legal bases of mandatory pension insurance] // Grew. justice. 2010. No. 5.
Для цитирования: Колечков Д. В. Формирование и использование финансовых ресурсов внебюджетных фондов Республики Коми // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 2. С. 120-129.
For citation: Kolechkov D. V. Formation and use of financial resources off-budget funds of the Komi Republic // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 2. Р. 120-129.