Научная статья на тему 'Направления повышения эффективности использования ресурсов в сфере услуг и динамика спроса на бюджетные места в ВУЗах в процессе стратегического развития малого предпринимательства'

Направления повышения эффективности использования ресурсов в сфере услуг и динамика спроса на бюджетные места в ВУЗах в процессе стратегического развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БЮДЖЕТНЫЕ МЕСТА В ВУЗАХ / РЕПЕТИТОРСТВО / ПОТРЕБНОСТЬ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТАХ / СТИМУЛЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелева Т.Н., Леонов Егор Федорович

Вторы в своей статье сформулировали объективные стимулы повышения эффективности использования ресурсов в малом предпринимательстве, обосновывают недостаток на рынке высококвалифицированных кадров, нацеленных на деятельность в сфере малого предпринимательства ограничением доступности к профессиональному, в том числе высшему образованию. Сформулированы инструменты, облегчающие предпринимательскую деятельность в сфере малого предпринимательства, а именно: механизмы самоорганизации и система подготовки востребованных на рынке специалистов ВУЗами и колледжами на бюджетной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кошелева Т.Н., Леонов Егор Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления повышения эффективности использования ресурсов в сфере услуг и динамика спроса на бюджетные места в ВУЗах в процессе стратегического развития малого предпринимательства»

Направления повышения эффективности использования ресурсов в сфере услуг и динамика спроса на бюджетные места в вузах в процессе стратегического развития малого предпринимательства

Directions of resource use efficient increasing in the sphere of services and

growth of demand for budget places in high school in the strategic development of small business

Кошелева Т. Н.

Koshelev Tatyana Nikolaevna

доктор экономических наук, член-корреспондент МАН ВШ, доцент заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин и сервиса Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

e-mail: t.n.koscheleva@yandex.ru

Леонов Егор Федорович Leonov Egor Fedorovich

Соискатель кафедры экономики Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

e-mail: tyuksenofontova@mail .ru

Аннотация: Авторы в своей статье сформулировали объективные стимулы повышения эффективности использования ресурсов в малом предпринимательстве, обосновывают недостаток на рынке высококвалифицированных кадров, нацеленных на деятельность в сфере малого предпринимательства ограничением доступности к профессиональному, в том числе высшему образованию. Сформулированы инструменты, облегчающие предпринимательскую деятельность в сфере малого предпринимательства, а именно: механизмы самоорганизации и система подготовки востребованных на рынке специалистов ВУЗами и колледжами на бюджетной основе.

Annotation: The authors in the article formulated the objective motivation of efficient increasing of resources use in small business, they justify the lack of highly qualified personnel on the market, aimed at activities in the sphere of small business the by availability restriction to professional, including higher education. Formulated tools facilitating business in the sphere of small business, namely the mechanisms of self-organization and system of training of actual specialists in high school and colleges on a budgetary basis.

Ключевые слова: малое предпринимательство; бюджетные места в ВУЗах; репетиторство, потребность в квалифицированных специалистах; стимулы повышения эффективности использования ресурсов в малом предпринимательстве.

Keywords: small business; budget places in universities; tutoring, the need for qualified specialists; motivations of efficient increasing of resources use in small business

Введение

Не смотря на сложную экономическую ситуацию в России, развитие малого и среднего предпринимательства необходимо и важно страны. Поэтому, необходимо развивать это направление. Например - в сфере услуг. Ведь сфера услуг всегда актуальна, несмотря на состояние экономики в стране и в остальном мире.

В определенных условиях и при соответствующем подходе к сущности малого предпринимательства (МП), при нацеленности предпринимателей на развитие и повышение устойчивости своего малого хозяйствующего субъекта, некоторые ограничения в развитии могут стать и объективными стимулами для этого самого развития. К ограничениям в развитии МП, выступающими объективными стимулами повышения эффективности использования ресурсов, можно отнести [1]:

• неравноправное положение малых предприятий на рынке по сравнению с крупными организациями - кредитные учреждения достаточно часто, особенно в малых городах, отказывают субъекты малого предпринимательства (СМП) в предоставлении ссуд в связи с их низкой залогоспособностью и т. д.;

• быстро устаревающие технологии и несовершенные не соответствующие современным потребностям инструменты инфраструктурной поддержки;

• недостаточная ресурсная база у начинающих предпринимателей, в том числе и недостаток квалифицированных кадров, готовых работать в малом предпринимательстве, проблемы с выделением дополнительных производственных и торговых площадей;

• проблемы СМП при выходе на внешние рынки (неконкурентоспособная продукция, барьеры при выходе на новые рынки и т. д.);

• недостаточность информации и др.

Ограничения доступности к профессиональному и высшему

образованию

Недостаток на рынке профессиональных, высококвалифицированных кадров, нацеленных на деятельность в сфере малого предпринимательства определяется недостаточностью подготовки молодёжи к предпринимательской деятельности, слабое внимание к формированию положительного имиджа малого предпринимательства, а также и ограничением доступности к профессиональному, в том числе высшему образованию.

Министерством образования и науки РФ в 2016 г. по программе обучения бакалавриата и специалитета на очной форме было выделено 304,2 тыс. бюджетных мест [10]. По данным статистики, только для 57% выпускников школ бесплатное высшее образование стало доступным [10], что конечно не может не сказываться негативно для снятия ограничений в развитии МП.

Средний балл ЕГЭ выпускников российских школ в 2016 г., которые смогли поступить на бюджетные места в ВУЗы достиг 66 баллов, что почти на балл выше, чем в 2015 году. Средний бал ЕГЭ выпускников школ также вырос и достиг 56,5 в 2016 г. (с 55,2 в 2015 г.) [10]. Но, по данным опроса, проведённым автором в июне-августе 2016 г., рост баллов демонстрирует лучшую приспособляемость выпускников к выполнению заданий ЕГЭ и способность их преодолевать тестовые задания не по всем дисциплинам. В частности, по математике, выпускники 2016 г. с трудом преодолевали определённый Министерством образования и науки РФ в 2016 г. минимальный балл, а многие так и не преодолев его, не смогли в 2016 г.

поступить в российские ВУЗы. Благодаря такой ситуации выросла доля выпускников школ, поступивших в колледжи, что позволяет надеяться на увеличение количества выпускников, которые по окончании колледжа пойдут работать в реальный сектор экономики, в том числе и в малое предпринимательство, где они крайне востребованы сегодня. Недостаточность доступности высшего образования (конкурс на поступление в российские ВУЗы в 2016 г. относительно высокий: в среднем по стране он составил около восьми заявлений на одно бюджетное место) коррелируется с желанием выпускников поступать на медицинские, экономические направления и направления, связанные с иностранными языками и международными отношениями. Но, в то же время, выросла заинтересованность молодых людей и в получении образования по инженерно-техническим (7,2 заявления на одно бюджетное место по стране) и педагогическим направлениям (7,1 заявления на одно бюджетное место по стране) [10]. Если проанализировать структуру поступающих на технические направления обучения в российских ВУЗах на бюджетные места, необходимо выделить направления, связанные с информатикой, вычислительной техникой и безопасностью информации (свыше 23,5 тыс. чел., проходной балл ЕГЭ - 68,3 балла); связанные с транспортными средствами (более 14,5 тыс. чел., проходной балл ЕГЭ - 56,8 балла); связанные со строительством (12,7 тыс. чел., проходной балл ЕГЭ - 64,6 балла); связанные с машиностроением (12 тыс. чел., проходной балл ЕГЭ -60,5 балла). Увеличение приёма выпускников на бюджетные места в сфере электроники (на 2,3%), информационной безопасности (на 4,6%), ядерной энергетики (на 4,6%), кораблестроения (на 20%), нанотехнологий (на 17,7%) определяется ростом востребованности спроса на специалистов в этой области деятельности [9]. Увеличением востребованности объясняется и рост бюджетных мест (увеличение госзаказа на специалистов) на подготовку специалистов в области медицинских работников (на 2,7%), инженерных специальностей (46,7%) и педагогических (9,2%) работников [9].

Отраслевые министерства и объединения работодателей вместе с региональными субъектами определяют будущую потребность к 2020 г. в квалифицированных специалистах в следующих сферах деятельности, которые будут востребованы, в том числе, и в малом предпринимательстве: педагогическая деятельность; инженерные специальности в сфере 1Т-технологий, электроники, авиационной, ракетно-космической техники и кораблестроении; специалисты в сфере ядерной энергетики; специалисты в нефтегазовой сфере [3].

По обыкновению, очень высокий конкурс на обучение в ВУЗах, расположенных в субъектах России с развитой образовательной сетью: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Новосибирская область и Республика Татарстан (на одно бюджетное место подано на 1,6-4,5 заявлений больше, чем в среднем по России), что определяет конечно и большую удовлетворённость в квалифицированных кадрах в этих регионах, в том числе и в малом предпринимательстве [10].

Около 45 % абитуриентов определились с выбором направления обучения и ВУЗа заранее (45% выпускников школ подали заявление о поступлении только в 1 вуз, что выше по сравнению с 2015 г. (42% определившихся заранее), 28% абитуриентов подали заявления в 2 вуза, 19% - в 3 вуза, 10% - в 4 вуза, 2% - в 5 вузов [2].

Доля целевого поступления абитуриентов от предприятий по сравнению с 2015 г. выросла почти на 0,3% и составила 14,2% от общего количества поступивших на бюджетные места. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших от предприятий по целевому направлению вырос до 62,1 балла. Больше всего абитуриентов, поступивших от предприятий по целевому направлению на следующих направлениях: клиническая медицина, образование и педагогические науки, техника и технологии наземного транспорта, электроника, радиотехника и системы связи, авиационная и ракетно-космическая техника [10].

В связи с вышеизложенным на рынке услуг повышается востребованность таких услуг как репетиторство. Практика показывает, что у школьников при подготовке к выпускным экзаменам зачастую возникают трудности, предлагаемый в школе объем образовательных услуг не в состоянии дать нужное количество знаний всем и каждому учащемуся. Тут и встает вопрос о дополнительном образовании. И в связи с недостатком на рынке проверенных, действительно хороших специалистов появляется потребность в особом образовательном центре - субъекте малого предпринимательства - который таких специалистов может предоставить.

Анализ предпринимательства в сфере репетиторства

Для анализа активности частного предпринимательства в сфере репетиторства выбраны два крупнейших мегаполиса России - Москва и Санкт-Петербург.

По данным Ассоциации репетиторов 75% преподавателей - женщины, 25% - мужчины. На диаграммах 1 и 2 показано процентное соотношение женщин-репетиторов, мужчин-репетиторов по возрастным группам.

6,60% 8,70% 9,70%

43,20%

□ 18-25 лет

□ 26-35 лет

□ 36-45 лет

□ 45-55 лет

□ от 56 лет

31,80%

Диаграмма 1. Процентное соотношение женщин-репетиторов по возрастным

группам.

7,40%п 6,70%-8,60%/

30,40%

46,90%

□ 18-25 лет

□ 26-35 лет

□ 36-45 лет

□ 45-55 лет

□ от 56 лет

Диаграмма 2. Процентное соотношение мужчин-репетиторов по возрастным

группам.

На диаграмме 3 показан преподавательский стаж репетиторов.

34,5 37,8 18,3 6,7 2

□ до 5 лет

□ 6-10 лет

□ 11-20 лет

□ 21-30 лет

□ от 31 года

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Диаграмма 3. Преподавательский стаж репетиторов.

На диаграмме 4 показан статус преподавателя.

55

11

20

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Диаграмма 4. Статус преподавателя.

□ Частный преподаватель

□ Школьный преподаватель

□ Преподаватель ВУЗа

□ Студент

□ Аспирант

□ Носитель

В таблице 1 показана структура заявок на подбор репетиторов в разрезе предметов.

Таблица 1. Структура заявок на подбор репетиторов в разрезе предметов.

9

3

2

Наименование предмета % заявок

Английский язык 26,9

Математика 21,3

Русский язык 9,5

Музыка 4,1

Физика 4,1

Химия 3,9

Немецкий язык 3,6

Предметы начальной школы 3,1

Французский язык 3,0

Обществознание 2,4

Информатика/программирование 2,2

Испанский язык 1,9

Биология 1,6

Логопед 1,5

Изобразительное искусство 1,5

Другие 9,6

В таблице 2 показана сравнительная стоимость занятий с репетиторами в Москве и Санкт-Петербурге в 2013-2014 годах.

Таблица 2. Сравнительная стоимость занятий с репетиторами в Москве

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и Санкт-Петербурге в 2013-2014 годах.

Наименование предмета Стоимость занятия, руб.

Москва Санкт-Петербург

2013 год 2014 год Прирост в % 2013 год 2014 год Прирост в %

Обществознание 1378 1524 11 881 982 11

Экономика 1238 1480 20 500 790 58

Японский язык 1028 1467 43 694 767 10

Литература 1407 1427 1 883 956 8

История 1326 1394 5 1001 1013 1

Биология 1344 1355 1 808 1001 24

Физика 1288 1345 4 876 963 10

Информатика/ программирование 1201 1317 10 830 874 5

Китайский язык 1176 1305 11 711 930 31

Русский как иностранный 1173 1285 9 767 909 19

Итальянский язык 1366 1279 -6 879 938 7

Испанский язык 1115 1223 10 854 896 5

Математика 1159 1220 5 785 839 7

Русский язык 1163 1216 4 825 857 4

Химия 1153 1198 4 788 854 8

География 975 1184 21 563 884 57

Немецкий язык 1009 1149 14 733 776 6

Английский язык 1109 1148 4 722 818 13

Изобразительное искусство 1104 1121 2 781 786 1

Французский язык 1052 1113 6 693 805 16

Спорт и фитнес 1057 867

Логопед 944 1054 12 644 881 37

Начальная школа 941 1013 8 645 715 11

Музыка 860 995 16 583 658 13

Подготовка к школе 845 997 16 604 584 -3

В среднем по всем предметам 1141 1195 5 771 838 9

Из приведенных выше данных можно сделать следующие выводы:

1. По гендерному признаку - женщин-репетиторов в 3 раза больше, чем мужчин.

2. Около половины преподавателей-репетиторов - это люди молодого возраста (18-25 лет).

3. Преобладают репетиторы с преподавательским стажем до 10 лет.

4. В общей массе репетиторством стали заниматься частные преподаватели (55 %).

5. Основными предметами репетиторской деятельности являются английский язык, математика, русский язык. Это можно связать с подготовкой к ЕГЭ.

6. В Москве и Санкт-Петербурге сумма одного занятия увеличилась в среднем на 150 рублей, при этом учиться в столице стоит дороже.

Инструменты поддержки инновационного развития и стратегические направления развития малого предпринимательства

К инструментам, облегчающим предпринимательскую деятельность и одновременно выступающим объективными стимулами повышения эффективности использования ресурсов, можно отнести [1]:

• механизмы самоорганизации;

• формирование новых инновационных элементов институциональной инфраструктуры,

• факторы повышения конкурентоспособности (увеличение количества СМП на рынке),

• подготовка востребованных нам рынке специалистов.

Инструменты поддержки инновационного развития МП необходимо

направлять на поддержку СМП потенциально готовых на осуществление инновационной деятельности и основной вопрос стоит определить степень готовности СМП к инновационному процессу. Направления повышения

эффективности использования ресурсов СМП различаются в зависимости от приоритетных направлений его развития, определяющих базовые стратегические направления их развития данного региона: «промышленно-инновационное», «социально-инновационное» и «транзитное» [3].

а) «промышленно-инновационное» направление развития предусматривает повышение эффективности использования ресурсов СМП обрабатывающих отраслей на основе разработки и внедрения инноваций, в первую очередь технических и технологических;

б) «социально-инновационное» направление развития предусматривает повышение эффективности использования ресурсов СМП в сфере услуг на основе разработки и внедрения инноваций, в первую очередь организационных;

с) «транзитное» направление развития предусматривает повышение эффективности использования ресурсов СМП в отраслях транспорта, связи, оптовой торговли на основе разработки и внедрения инноваций, в первую очередь информационных и организационных.

Автор, считает, что вышеприведенные стратегии не способствуют раскрытию всех возможностей МП, и предлагает использовать «стратегию приоритетного развития», которая предусматривает перераспределение ресурсов в пользу формирования механизмов саморазвития МП, в том числе и отдельно взятого СМП, в наиболее и быстро растущих отраслях, выделяющихся более высокими показателями предпринимательской активности, качества рабочей силы, лучшим состоянием научно -технического потенциала.

Механизм ресурсного обеспечения инновационного развития СМП определяется, в первую очередь, достаточностью ресурсов для инновационного роста, а именно наличием рынка инновационных идей, информационной инфраструктуры, специалистов для разработки и адаптации этих идей к потребностям отрасли, региона или страны в целом, технологий, оборудования и сырья для осуществления инновационных идей, а также форм организации предпринимательской деятельности для осуществления инновационного процесса с целью его максимально эффективного

ресурсного обеспечения. К сожалению, рынок инновационных идей в полном смысле этого слова, равно как и информационная инфраструктура инновационной деятельности находятся в России в самом начале своего формирования, поэтому можно отметить дефицит данных своеобразных ресурсов обеспечения инновационного развития. Рынок труда отличается значительными региональными и отраслевыми структурными диспропорциями, вызванными, в том числе, слабой мобильностью трудовых ресурсов и невозможностью малых хозяйствующих субъектов обеспечить уровень оплаты труда и социальные условия, соответствующие запросам высококвалифицированного персонала, что не позволяет СМП нанимать работников необходимого уровня квалификации и профессиональной подготовки. Квалификация и опыт самих предпринимателей и в особенности их управленческие способности остаются на достаточно низком уровне, в связи с тем, что большинство из них не имеют необходимого специального образования, в том числе и по основам ведения предпринимательской деятельности, а также руководителей среднего звена и специалистов финансово-бухгалтерских служб, что приводит, зачастую, к закрытию СМП. Необходимо отметить общий достаточно высокий уровень профессиональной квалификации начинающих предпринимателей в определенной области и желание сменить наемный труд на предпринимательскую деятельность, сопряженную с достаточно высокими рисками, и нацеленность на поиск более эффективных решений в данной сфере в направлении повышения эффективности использования ресурсов, в том числе и активный поиск, и использование инновационных разработок

[4].

Формы организации предпринимательской деятельности, направленные на повышение эффективности использования собственных ресурсов СМП и создающие стимулы для дальнейшего инновационного развития на сегодняшний день также только формируются. Необходимо рассматривать и разрабатывать варианты перспективных форм взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности и выявлять приоритеты для предпочтения применения тех или иных форм организации

инновационного развития МП. Таким образом, можно отметить недостаток в механизме ресурсного обеспечения инновационного развития также и организационных форм взаимосвязей и взаимодействия СМП с другими хозяйствующими субъектами, не позволяющий запустить механизм инновационного роста на качественно новой основе в полном объеме.

Важнейшее значение в ресурсном обеспечении СМП занимает и проблема недостаточности производственных площадей в силу значительной монополизации рынка коммерческой недвижимости. Механизм ресурсного обеспечения инновационного роста СМП не может полноценно функционировать без государственной поддержки, в первую очередь, в направлении обеспечения деятельности рынка инновационных идей и создания новых элементов инновационной инфраструктуры (информационной и т. д.). Повышение эффективности использования ресурсов в МП определяется также управлением механизма стимулирования выстраивания предпринимательских взаимосвязей и формирования самоорганизующейся хозяйствующей системы, следствием создания которой должно стать [1]:

- повышение мобильности трудовых ресурсов;

- расширение предложения передовых технологий и современного оборудования (в том числе малой мощности);

- запуск инструментов, ограничивающих инфляцию на сырьевых рынках;

- стимулирование создания новых форм организационно-экономического взаимодействия предпринимательской деятельности и т. д.

Механизм ресурсного обеспечения инновационного роста и стимулы повышения эффективности использования ресурсов

Механизм ресурсного обеспечения инновационного роста, с точки зрения СМП, включает в себя создание непрерывного потока поступления необходимых и достаточных ресурсов в течение расчетного периода инновационного жизненного цикла малой организации. Механизм ресурсного обеспечения инновационного роста должен обеспечиваться

предварительным заключением долгосрочных договоров на поставку сырья и материалов; долгосрочных займов; выстраиванием договорных отношений в сфере длительного пользования объектами инновационной и информационной инфраструктуры; заключением постоянных или на длительный срок трудовых договоров с квалифицированным персоналом; специальным оборудованием, взятым на условиях длительной арены или в лизинг и т. д. В условиях низких рейтинговых позиций российских компаний на международном рынке и недостаточного стимулирования роста нематериальных активов, в целях повышения эффективности использования ресурсов, на первый план выходят также следующие задачи государственного управления [8]:

• формирование механизмов саморазвития МП, в том числе и отдельно взятого СМП, в наиболее и быстро растущих отраслях, выделяющихся более высокими показателями предпринимательской активности, качества рабочей силы, лучшим состоянием научно -технического потенциала;

• моделирование новой организационно-правовой инфраструктуры управления инновациями, включающее управление интеллектуальной собственностью и нематериальными активами;

• переход от «ресурсоемких» к «информационно ёмким» производствам и процессам, использующим интегрированные структуры управления потенциалами.

• Исследовав применяемые в экономически развитых зарубежных странах стимулы повышения эффективности использования ресурсов СМП, можно расширить и обогатить российскую практику, следующими инструментами [7]:

• привлечение инновационных идей МП на взаимовыгодных условиях и использование лучшего предпринимательского опыта и интенсивных методов ведения хозяйственной деятельности с целью повышения эффективности использования ресурсов в региональных и отраслевых кластерах в процессе выстраивания самоорганизующейся хозяйствующей системы;

• дифференциация СМП, осуществляющих инновационную деятельность в соответствии с определённой специализацией в инновационной сфере, способствующая повышению эффективности использования ресурсов;

• совершенствование инновационной среды и создание новых элементов инновационной инфраструктуры;

• использование механизма временного предоставления производственных площадей и уникального оборудования под конкретные цели инновационной деятельности, возможность работы на котором подразумевает стремление малых хозяйствующих субъектов к повышению эффективности использования используемых ресурсов, что должно выступать предпосылкой активной инновационной деятельности и, одновременно, условием использования данных производственных площадей и оборудования.

России необходимо в перспективе войти в первую группу стран, среди которых находится США, но для начала, надо попасть хотя бы в третью группу, где расположена Япония и Южная Корея, страны, обладающие высокой восприимчивостью к достижению мирового научно-технического прогресса, активно координирующие действия различных секторов в области инноваций всех видов.

Заключение

Автором в статье сформулировал объективные стимулы повышения эффективности использования ресурсов в МП, к которым предлагается относить - неравноправное положение малых предприятий на рынке по сравнению с крупными организациями; быстро устаревающие технологии и несовершенные, не соответствующие современным потребностям инструменты инфраструктурной поддержки; недостаточная ресурсная база у начинающих предпринимателей и др. Недостаток на рынке профессиональных, высококвалифицированных кадров, нацеленных на деятельность в сфере малого предпринимательства определяется слабостью подготовки молодёжи к предпринимательской деятельности, недостаточное

внимание к формированию положительного имиджа малого предпринимательства, а также и ограничением доступности к профессиональному, в том числе высшему образованию [6], что конечно не может не сказываться негативно для снятия ограничений в развитии МП. Выросла доля выпускников школ, поступивших в колледжи, что позволяет надеяться на увеличение количества выпускников, которые по окончании колледжа пойдут работать в реальный сектор экономики, в том числе и в малое предпринимательство, где они крайне востребованы сегодня.

К инструментам, облегчающим предпринимательскую деятельность в сфере малого предпринимательства, можно отнести: механизмы самоорганизации; формирование новых инновационных элементов институциональной инфраструктуры, факторы повышения

конкурентоспособности (увеличение количества СМП на рынке) и система подготовки востребованных на рынке специалистов ВУЗами и колледжами, в первую очередь, на бюджетной основе [5]. В качестве инструментов механизма ресурсного обеспечения инновационного роста и стимулов повышения эффективности использования ресурсов автор предлагает использовать следующие: привлечение инновационных идей МП на взаимовыгодных условиях в региональных и отраслевых кластерах в процессе выстраивания самоорганизующейся хозяйствующей системы; дифференциация деятельности СМП, осуществляющих инновационную деятельность в соответствии с определённой специализацией в инновационной сфере; использование механизма временного предоставления производственных площадей и уникального оборудования под конкретные цели инновационной деятельности, возможность работы на котором подразумевает стремление малых хозяйствующих субъектов к повышению эффективности использования используемых ресурсов и др.

Список литературы

1. Кошелева, Т. Н. Управление формированием инновационной среды малого предпринимательства: [Текст] / Т. Н. Кошелева. - Дис. доктора экон. наук. СПб, 2014. - 404 с.

2. Ксенофонтова Т.Ю., Попов В.А. Проблемы привлечения инвестиций в транспортные ВУЗы РФ, в том числе через систему эндаумент-фондов и фандрайзинга / В книге: Образование и наука: современные тренды Сер. "Научно-методическая библиотека" Чебоксары, 2016. С. 5-22

3. Губенко А.В., Ксенофонтова Т.Ю., Леонов Е.Ф. Методика проведения

мониторинга Российских ВУЗов и оценки уровня их конкурентоспособности

/Новое слово в науке и практике : гипотезы и апробация результатов

исследований. 2016. № 27-2. С. 34-42.

4. Ксенофонтова Т.Ю. к вопросу о возможности моделирования

Российского человеческого капитала/ Современные исследования

социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 4 (24). С. 33.

5. Ксенофонтова Т.Ю. Интеллектуальный капитал производственного предприятия как критерий оценки его конкурентоспособности / Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2012. № 3. С. 151-159.

6. Ксенофонтова Т.Ю. К вопросу о получении необходимых практических навыков на предприятии студентами старших курсов Российских ВУЗов / Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 141142.

7. Ксенофонтова Т.Ю. Внедрение новаций по получению практического опыта в образовательном процессе Российских вузов / В сборнике: Проблемы формирования новой экономики XXI века. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010. С. 132-134.

8. Ксенофонтова Т.Ю., Неронов Ю.И. Взаимодействие научных коллективов с инвесторами в современных условиях/ Известия высших учебных заведений. Приборостроение. 2005. Т. 48. № 7. С. 67-70.

9. Топ-6 самых востребованных профессий в России. Информационный сайт «Вести экономика» [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: http://www.vestifinance.ru/articles/74390 Дата обращения - 11.12.16

10. Портал "VIPerson.ru". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://viperson.ru/. Дата обращения - 04.07.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.