Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как фактор диверсификации деятельности малого предпринимательства в системе отношений государства и крупного, среднего и малого бизнеса'

Государственно-частное партнерство как фактор диверсификации деятельности малого предпринимательства в системе отношений государства и крупного, среднего и малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ГОСУДАРСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптей Т.Н.

В статье исследуются направления развития малого предпринимательства в Украине, нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предприятий, механизмы взаимодействия государства и бизнеса. В результате проведенного анализа выявлены проблемы и противоречия внутреннего и внешнего характера, препятствующие малому предпринимательству в реализации своих возможностей в ведущих секторах экономики и сфере обслуживания. Сделаны выводы о наиболее эффективной форме отношений государства и малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как фактор диверсификации деятельности малого предпринимательства в системе отношений государства и крупного, среднего и малого бизнеса»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

24 (213) - 2013

УДК 334.7

государственно-частное партнерство как фактор диверсификации деятельности малого предпринимательства в системе отношений государства и крупного, среднего и малого бизнеса

Т. н. лаптей,

старший преподаватель кафедры учета и аудита E-mail: lgabi@mail. ru Черниговский государственный институт экономики и управления

В статье исследуются направления развития малого предпринимательства в Украине, нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предприятий, механизмы взаимодействия государства и бизнеса. В результате проведенного анализа выявлены проблемы и противоречия внутреннего и внешнего характера, препятствующие малому предпринимательству в реализации своих возможностей в ведущих секторах экономики и сфере обслуживания. Сделаны выводы о наиболее эффективной форме отношений государства и малого бизнеса.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, предпринимательство, малое предприятие, государство, малый бизнес.

В современных условиях нестабильного течения мировых экономических процессов, перманентно повторяющихся финансово-экономических кризисов, уязвимости крупных производств и масштабных последствий их банкротств становятся актуальными исследования направлений, методов и механизмов использования средств производства, технологий и финансов в самом широком административном, отраслевом и территориальном пространстве. В этой связи возрастает роль небольших производственных и обслуживающих структур,

способных при меньших затратах ресурсов получать конкурентоспособный продукт (эффект) на рынке труда.

Малое предпринимательство в данном контексте является важным условием эффективного развития не только экономики, но и общества в целом. При этом государственное регулирование предпринимательской деятельности не всегда учитывает интересы предпринимателей и общества, поэтому требуется совершенствование государственного воздействия на предпринимательство, устранение препятствий по их развитию, создание условий для установления партнерских отношений между государством и субъектами хозяйствования.

Предпринимательство может стать источником эффективного развития экономики при условии определенных усилий как со стороны субъектов хозяйствования, так и со стороны государства. Одной из форм их взаимодействия являются партнерские отношения.

Конечной целью социально и экономически ответственного партнерства между государством и предпринимательскими структурами является достижение оптимальной экономической и социальной эффективности хозяйствования на основе создания благоприятной внешней среды через

совершенствование соответствующих государственных и хозяйственных институтов.

Внешняя среда развития предпринимательства представляет собой совокупность условий деятельности предприятия: экологических, экономических, правовых, политических, научно-технических, инновационных, организационных, социально-культурных. Эти условия функционирования бизнеса имеют двойной характер влияния на предпринимательские структуры. С одной стороны, внешняя среда определяет эффективность хозяйствования (например влияние природных условий), а с другой — создает проблемные ситуации, требующие решения на основе развития предпринимательских структур [6].

Соответственно, действия государства должны быть направлены на создание такой внешней среды, в которой открытие собственного дела и сама предпринимательская деятельность станут привлекательными.

В целях создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства государство осуществляет его поддержку. Для обеспечения развития малого предпринимательства (что предусмотрено положением закона Украины «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине») был принят закон Украины от 21.12.2000 №° 2157-Ш «О Национальной программе содействия развитию малого предпринимательства в Украине».

Целью определенной в законе Национальной программы является создание надлежащих условий для реализации конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность, а также для повышения благосостояния граждан страны путем привлечения широких слоев населения к такой деятельности [3].

Кабинет министров Украины должен ежегодно разрабатывать мероприятия по реализации Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства и предусматривать выделение соответствующих средств на их реализацию при разработке проекта закона о государственном бюджете Украины на соответствующий период.

60 ооо

50 ооо -

40 000 -

30 000 -

20 000 -

10 000 -

о

27 000

В соответствии с законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» на выполнение мероприятий Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в стране было предусмотрено выделение 3 563,8 тыс. гривен. В отчете о распределении расходов Государственного бюджета Украины по состоянию на 01.01.2012 данные за отчетный год отсутствуют, что свидетельствует о неосуществлении указанных расходов в 2011 г. [5]. Кроме того, по состоянию на начало 2011 г. кредиторская задолженность по расходам на реализацию мероприятий Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине составила 181,8 тыс. гривен и в течение года осталась неизменной [4].

Негативная ситуация с финансированием мероприятий Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине сложилась с 2009 г. (рис. 1) [7].

Из анализа данных рис. 1 можно сделать вывод, что государственная поддержка малого предпринимательства является частичной и неэффективной, и основной проблемой является постоянное недофинансирование.

Существующая государственная поддержка малого предпринимательства не обеспечивает благоприятных условий для развития бизнеса и требует пересмотра, перехода к качественно новым формам и механизмам. Одним из таких механизмов, которые сформированы и используются в развитых странах мира, является взаимодействие органов государственной власти и субъектов хозяйствования.

52 000

2 000 0 г-,306

41 627

21 800

11 819 10 009

18 772

1 800 1 800 2 000 з 564

1 796 1 796 2 000 400 ^ 700 р \Щ р

80

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Финансирование Национальной программы содействия развитию

малого предпринимательства в Украине в 2001—2011 гг., тыс. гривен: I — средства, определенные в соответствии с законом «О Государственном бюджете Украины»; II — фактически выделенные средства

Еще пару десятков лет назад механизм взаимодействия государства и предпринимательских структур едва упоминался. В настоящее время он привлекает значительное внимание вследствие необходимости эффективного экономического развития страны, повышения уровня ее конкурентоспособности, улучшения качества жизни населения через развитие главных элементов национальной инфраструктуры.

Состояние объектов инфраструктуры напрямую влияет на развитие общества каждой страны; не составляет исключение и Украина. Вследствие их слабого развития возникают как социальные проблемы (сокращение рождаемости, рост несчастных случаев и заболеваний, снижение продолжительности жизни), так и экономические: снижение конкурентоспособности, упадок производства и других макроэкономических показателей. Это также влияет на перегруженность дорог и их неудовлетворительное состояние, упадок рекреационных объектов, ухудшение состояния школ, больниц, водопровода и систем очистки воды, других объектов инфраструктуры, которые либо отсутствуют, либо изношены и требуют срочного ремонта. Из опыта развитых стран видно, что одних только налоговых поступлений для решения указанных проблем недостаточно.

Существуют и другие причины, по которым разные страны мира способствуют развитию партнерства государства и частного сектора, что подтверждается успешными примерами его функционирования.

Механизм взаимодействия государства и субъектов предпринимательской деятельности называется государственно-частным партнерством.

Необходимость использования государственно-частного партнерства объясняется тем, что, во-первых, взаимодействие государства и предпринимательства позволяет избежать негативного эффекта от исключительной прерогативы первого на собственность и услуги, а во-вторых, позволяет обойтись без полной приватизации.

Закон Украины «О государственно-частном партнерстве» от 01.07.2010 № 2404-У1 дает следующее определение этого понятия: «Государственно-частное партнерство — это сотрудничество между государством Украина, Автономной Республикой Крым, территориальными громадами в лице соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления (государственными партнерами)

и юридическими лицами, кроме государственных и коммунальных предприятий, или физическими лицами — предпринимателями (частными партнерами), которое осуществляется на основе договора в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами» [2].

Большинство зарубежных ученых трактуют государственно-частное партнерство с точки зрения возможности использования его механизма для развития только инфраструктуры, однако автор считает, что понимание сущности этого взаимодействия нужно рассматривать более широко. Государственно-частное партнерство может применяться и в других сферах экономики, исходя из задач социально-экономической политики каждого отдельного государства. Такое партнерство должно использоваться в тех сферах, где предпринимательские структуры способны делать необходимые инвестиции и/или использовать практический опыт, например в инновационной деятельности, что способствует развитию данного сектора и, соответственно, государства в целом.

Кроме того, принято считать, что проекты государственно-частного партнерства должны быть исключительно масштабными, однако опыт показывает, что это далеко не всегда так. Большинство проектов с использованием государственно-частного партнерства — это проекты, которые реализуются на местном уровне, в секторе малого и среднего предпринимательства. С их помощью, как правило, решаются проблемы создания социальной, коммунальной и даже промышленной инфраструктуры.

Поэтому перед государством становится актуальным создание в стране таких условий для предпринимательства, чтобы последнее было заинтересовано в осуществлении своей финансово-хозяйственной деятельности.

В своем выступлении на заседании Совета регионов президент Украины В. Ф. Янукович отметил: «Считаю, что именно 2013 год должен стать годом эффективного государственно-частного партнерства. Практически вся законодательная база у нас для этого подготовлена, и большинство этих законов принято» [1].

Наличие серьезных препятствий для развития предпринимательства в Украине сужает круг участников государственно-частного партнерства, приведенный на рис. 2.

В 2011 г. из всех субъектов хозяйствования в Украине 0,1 % составляли крупные предприятия,

Рис. 2. Участники государственно-частного партнерства

1,2 % — средние предприятия, 19,1 % — малые предприятия и 79,6 % — физические лица — предприниматели.

Сегодня в стране складывается ситуация, когда в государственно-частном партнерстве участвуют прежде всего крупные предприятия, являющие -ся достаточно развитыми и имеющие для этого необходимые ресурсы (финансовый потенциал), а остальные субъекты фактически остаются вне участия в партнерстве.

Необходимо развивать ситуацию таким образом, чтобы в государственно-частное партнерство все более активно привлекалось и малое предприни-

мательство. Это особенно актуально, поскольку развитие последнего само по себе является социально значимым, требующим, с одной стороны, государственной помощи, а с другой — способным усилить экономический потенциал страны и решить многие социальные проблемы. Субъекты малого предпринимательства работают, как правило, в условиях минимальной доходности, но имеют значительный и пока не реализованный полностью потенциал, который проявляется в интеллектуальном капитале, управленческих навыках и практическом опыте хозяйствования.

В таблице представлены показатели развития малого предпринимательства в Украине в 2011 г. [8].

Из анализа таблицы видно, что в 2011 г. происходило сокращение численности занятых и наемных работников, а объем реализованной продукции (работ, услуг) малыми предприятиями составил 13,1 % от общего объема реализации, что является наименьшим за весь рассматриваемый период.

Малые предприятия Украины по итогам 2011 г. понесли общий чистый убыток в размере 12 005,6 млн гривен. При этом 63,4 % малых предприятий

Показатели развития субъектов малого предпринимательства (СМП)

в Украине в 2006—2011 гг.

Показатель Год

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество занятых в СМП, тыс. чел. 5 737,8 6 003,7 6 308,0 6 450,9 4 960,2 4 442,2

В том числе:

— на малых предприятиях 2 339,0 2 324,7 2 319,0 2 227,4 2 145,7 2 070,8

— физических лиц — предпринимателей 3 398,8 3 679,0 3 989,0 4 223,5 2 814,5 2 371,4

Количество наемных работников в СМП, тыс. чел. 3 631,0 3 684,5 3 745,1 3 665,8 3 034,3 3 036,6

В том числе:

— на малых предприятиях 2 208,9 2 223,5 2 206,2 2 106,5 2 024,9 1 991,1

— физических лиц — предпринимателей 1 422,1 1 461,0 1 538,9 1 559,3 1 009,4 1 045,5

Объем реализованной продукции (работ, услуг) 479 250,6 593 030,6 701 634,6 657 643,6 714 811,7 734 854,0

СМП, млн гривен

В том числе:

— малыми предприятиями 360 107,5 440 011,0 496 683,0 461 691,1 484 393,5 523 638,2

— физическими лицами — предпринима- 119 143,1 153 019,6 204 951,6 195 952,5 230 418,2 211 215,8

телями

Чистая прибыль (убыток) малых предприятий, 2 709,3 2 624,1 —41 203,1 —25 438,6 —2 759,0 —12 005,6

млн гривен

получили прибыль 40 147,4 млн гривен, а 36,6 % — понесли убытки 52 153,0 млн гривен.

Значительная часть малых предприятий, независимо от региональных особенностей, функционирует в непроизводственной сфере, в частности, в области торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления.

Таким образом, приведенные показатели свидетельствуют о необходимости возобновления предпринимательской деятельности, создания эффективной конкурентной среды (в частности, путем диверсификации отраслей по наращиванию производственного потенциала) и дополнительных рабочих мест, повышения инновационной активности малого предпринимательства.

Становится все более очевидным, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития Украины невозможно без взаимовыгодного партнерства государства и субъектов малого предпринимательства.

Один из возможных вариантов взаимодействия государства и малого предпринимательства приведен на рис. 3.

Эффективная реализация проектов государственно-частного партнерства требует привлечения частного капитала и собственных разработок (ноу-хау). По результатам открытого конкурса создается совместное предприятие, являющееся исполнителем проекта (например генеральный подрядчик), в которое на правах партнеров могут входить субъекты малого предпринимательства, средние и крупные предприятия. При этом дополнительное частное финансирование обеспечивают банковские учреждения.

Следовательно, субъекты малого предпринимательства могут участвовать в государственно-частном партнерстве как непосредственно участники и опосредованно, в качестве субподрядчиков более крупных предприятий, участвующих в реализации проектов государственно-частного партнерства.

Следует также отметить, что субъекты малого предпринимательства имеют ограниченные возможности для участия в государственно-частном партнерстве по ряду сдерживающих факторов, главным из которых является недостаток собственных средств. Это обусловлено, с одной стороны, неразвитостью институтов небанковского кредитования, с другой — ограниченным доступом к банковскому кредитованию.

Государственно-частное партнерство с участием субъектов малого предпринимательства может применяться в различных секторах производственной деятельности и наиболее эффективно — в сфере жилищно-коммунального хозяйства, инноваций, промышленности и других направлениях с использованием инструментов госзаказа, венчурного финансирования, информационной поддержки и т. п.

Механизмы государственно-частного партнерства могут найти эффективное применение в первую очередь для восстановления и развития коммунальной инфраструктуры и жилищного хозяйства. Существующая ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве требует кардинальных изменений и реформирования. Во многом из-за того, что жилищно-коммунальное хозяйство традиционно находилось в ведении государства, в этом секторе экономики накопились свои проблемы, например

Субъекты малого предпринимательства

Государственный партнер

Средние предприятия

Частный партнер

Крупные предприятия

СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (исполнитель проекта)

Банковские учреждения (обеспечивают частное финансирование)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Схема одного из вариантов государственно-частного партнерства НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

недостаточное финансирование и качество самого обслуживания.

По опыту предыдущих лет можно увидеть, что бюджетные программы и повышение стоимости коммунальных услуг не в состоянии обеспечить инвестиционную потребность коммунальных предприятий. В решении этих и других проблем может помочь малое предпринимательство.

Для реализации механизмов государственно-частного партнерства приоритетными направлениями, по которым может оказываться поддержка малому и среднему предпринимательству в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являются: управление многоквартирными жилыми домами; обслуживание, содержание, ремонт и благоустройство прилегающих территорий (в том числе вывоз мусора); проведение капитального ремонта (строительные работы).

Малые строительные предприятия могут как непосредственно выполнять строительные работы, так и выступать в качестве субподрядчика у более крупных предприятий.

В 2011 г. на малых предприятиях в сфере предоставления коммунальных и индивидуальных услуг и деятельности в сфере культуры и спорта было занято 68,0 тыс. чел. (3,28 % от общего количества занятых работников малых предприятий Украины). При этом за 2011 г. предприятия в этих секторах получили убыток до налогообложения в размере 708,7 млн гривен. Из них 58,8 % малых предприятий получили прибыль до налогообложения в размере 252,0 млн гривен, а остальные 41,2 % получили убыток до налогообложения в размере 960,7 млн гривен.

Очевидно, что малые предприятия не слишком охотно идут в жилищно-коммунальное хозяйство, хотя для выхода на этот рынок предельный уровень финансовых затрат достаточно низок, однако и прибыль, которую можно получить в данной области, не столь велика, как в других сферах экономики. В 2011 г. объем реализованной продукции (работ, услуг) малых предприятий Украины в сфере предоставления коммунальных и индивидуальных услуг и деятельности в сфере культуры и спорта составил 4 739,9 млн гривен (только 0,91 % от общего объема реализации продукции малых предприятий).

В последнее время государство уделяет все больше внимания активизации инновационного потенциала экономики и в связи с этим — развитию

малых инновационных предприятий. Малый бизнес является потенциально более инновационным, поскольку он более мобилен и способен к быстрым структурным изменениям. В малое предпринимательство, как правило, идут наиболее креативные и предприимчивые работники.

Препятствиями для развития инноваций являются недостаток финансирования, высокие риски, недостаточное информирование о рынках и технологиях, нехватка квалифицированных кадров и низкий спрос на инновации.

Государственно-частное партнерство в инновационной сфере позволяет объединять на долгосрочной основе научно-технические ресурсы государства и частного сектора. Применение государственно-частного партнерства в исследованиях, разработках и инновациях в приоритетных секторах экономики с привлечением субъектов малого предпринимательства позволит им стать более конкурентоспособными не благодаря установлению низкой границы цены, а за счет производства инновационной продукции и услуг.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что для улучшения развития и функционирования малого предпринимательства в Украине необходимо осуществлять его поддержку путем применения эффективного государственно-частного партнерства. Следует отметить, что в стране для этого есть высокий потенциал для развития различных форм государственно-частного партнерства, реализация которого требует комплексного подхода в управлении процессами взаимодействия государства и малого предпринимательства. Исходя из этого, в дальнейшем возникает потребность в исследовании практических направлений, возможностей и разработок рекомендаций по применению механизмов государственно-частного партнерства, в том числе и на местном уровне.

Список литературы

1. Виступ Президента на засщанш Ради репошв вщ 25.12.2012 // Офщшне штернет представництво Президента Украши В. Ф. Януковича. URL: http:// www. president. gov. ua/news/26485.html.

2. Закон Украши вщ 01.07.2010 № 2404-VI «Про державно-приватне партнерство» ^i змша-ми i доповненнями). URL: http://zakon4.rada. gov. ua/laws/show/2404-17.

3. Закон Украши вщ 21.12.2000 № 2157-III «Про Нацюнальну програму сприяння розвитку

малого шдприемництва в Укра!ш» (3i змшами i доповненнями). URL: http://zakon2.rada. gov. ua/ laws/show/2157-14.

4. Звгг про бюджетну заборгованiсть (загальний фонд) станом на 01 ачня 2012 року: Державна казна-чейська служба Украши. URL: http://www. treasury. gov. ua/main/uk/doccatalog/list?currDir=147449.

5. 3BiT про виконання Державного бюджету Украши за 2011 рш Мшютерство фiнансiв Украши. URL: http://www. minfin. gov. ua/control/uk/publish/ category/main?cat_id=42631.

6. Мишенина Г. А. Государственное регулирование и предпринимательство в сфере использования и воспроизводства природных ресурсов // Мехашзм регулювання економши. 2006. № 4. С. 230—235.

7. Нащональна доповщь «Про стан та перспек-тиви розвитку шдприемництва в Укра!ш». 2010. URL: http://www. dkrp. gov. ua/info/746.

8. Статистичний збiрник <^яльшсть суб'ектiв малого шдприемництва за 2011 рш» / за ред. I. М. Жук. Кшв, 2012.

Вниманию руководителей органов власти, специалистов предприятий и учреждений, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»

ISSN 2073-2872

Выпускается с 2005 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 80 - 88 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34129 46573 12926

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.