Вахрамеева М.В.
к.э.н., доцент Финансового университета
Шпаковская Е.П.
к.э.н., доцент Финансового университета
Чинаева Т.И.
к.э. н., доцент Финансового университета
НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ1
Ключевые слова: система подготовки кадров, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, уровни подготовки, компетентностный подход, подготовка кадров, объекты профессиональной деятельности, образовательная программа.
Keywords: system of training, educational standard, professional standard, levels of training, objects of professional activity, educational program.
Решающим фактором роста национальной экономики является вовлечение в процесс производства товаров и услуг высокопрофессиональных кадров, которые могут обеспечить ее инновационное развитие. Хорошо известный лозунг «Кадры решают все» сегодня не утратил своей актуальности, так как профессиональные знания и умения человека позволяют ему успешно решать поставленные задачи и достигнуть намеченные цели, реализовывать самые смелые идеи и проекты. Поэтому предприятия и организации заинтересованы иметь квалифицированный персонал, проводят тщательный отбор кандидатов, инвестируют значительные средства в образование.
Реформирование образования в нашей стране было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, присоединение России к Болонскому процессу, что само по себе является важным событием с точки зрения интеграции нашей страны в международный образовательный процесс. Во-вторых, назрела острая необходимость перестроить подготовку кадров разных уровней с учетом требований рынка труда, сделать ее более гибкой и мобильной, способной оперативно реагировать на требования работодателей. В-третьих, внедрение Национальной системы квалификаций требует оптимизировать и гармонизировать образовательные и профессиональные стандарты.
Основой современного конкурентоспособного образования является образовательная программа, которая сформирована на основе компетентностного подхода, закрепленного в образовательном стандарте. Образовательная программа позволяет объединить в систему различные уровни образования, обеспечить последовательность формирования компетенций, получить и развить теоретические знания и практические навыки их применения.
Компетентностный подход к разработке образовательных стандартов предполагает соблюдение следующих принципов: определение стандартных компетенций; направленность на получение наилучшего результата от образовательной деятельности; участие работодателей в разработке и реализации образовательных программ; эффективное применение образовательных технологий и всех располагаемых ресурсов; оценка результатов по установленным критериям; признание предыдущего обучения.
В образовательном стандарте должны быть четко сформулированы результаты обучения, которые обучающиеся должны достичь. Проконтролировать и оценить эти достижения должен уполномоченный орган в рамках проведения аттестации в течение обучения (после завершения учебного курса) и после его завершения (по окончании учебного заведения). По итогам аттестации определяется квалификационный уровень, то есть приобретение обучаемым знаний, навыков, умений и других компетенций, установленных стандартом, а также уровень соответствия результатов полученного образования потребностям рынка труда.
В настоящее время научное сообщество ведет активный поиск подходов к актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом положений действующих профессиональных стандартов, к разработке и реализации образовательных программ, нацеленных на удовлетворение потребностей работодателей и соответствующих тенденциям развития экономического образования. Таким образом, необходимо решить две взаимосвязанные задачи: максимально увязать содержание образовательных программ и требования работодателей в части профессиональных знаний и умений выпускников образовательных учреждений, а также повысить уровень подготовки специалистов национальными образовательными учреждениями в соответствии с действующими международными образовательными стандартами.
Решить поставленные задачи можно с использованием Национальной системы квалификаций, в которой четко сформулированы результаты обучения, достигнутые на основе образовательных стандартов. Базой Национальной си-
1 Статья написана в рамках реализации общеуниверситетской комплексной темы «Устойчивое развитие России в условиях глобальных изменений».
стемы квалификаций должна стать Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) как система, описывающая различные квалификационные уровни и пути их достижения. НРК должна включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, критерии оценки результатов образования и сертификации. Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) установило порядок сертификации и регламент утверждения необходимых документов, механизм аккумуляции и признания квалификаций в разрезе национальных и международных требований.
Появление профессиональных стандартов дало ощутимый импульс для актуализации федеральных государственных образовательных стандартов. Свой вклад в решение этой задачи внес Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), являющийся ведущим образовательным учреждением экономического профиля. Совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей Финуниверситет создал Совет по развитию профессиональных квалификаций финансового рынка, куда вошли двадцать пять ведущих профессиональных ассоциаций и объединений работодателей.
Для оптимизации профессиональных и образовательных стандартов Финуниверситет провел статистическое исследование для оценки содержания действующих федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент», соответствия их интересам работодателей, выявления мнения научно-педагогического сообщества.
Ключевым вопросом данного обследования был вопрос о характере профессиональной деятельности выпускников университета по направлению «Экономика». Были собраны данные о типе предприятий и организаций, в которых работают выпускники; направлениях и видах их профессиональной деятельности; содержании функциональных обязанностей в соответствии с уровнем подготовки.
По результатам обследования эксперты отметили, что выпускники различных уровней подготовки могут работать в различных организациях финансового сектора экономики, в профильных финансовых структурах нефинансовых предприятий и организаций различных видов и форм собственности. Выпускники магистратуры и аспирантуры могут найти применение своим профессиональным знаниям в органах государственной власти и управления, научно-исследовательских институтах и центрах, образовательных учреждениях. Кроме того, во время обсуждения результатов обследования эксперты дополнили перечень типов организаций: аудиторские, консалтинговые компании и организации, занимающиеся оценочной деятельностью; средства массовой информации, специализирующиеся в сфере экономики; предприятия, относящиеся к малому бизнесу; международные экономические организации.
Объект профессиональной деятельности выпускников Финуниверситета зависит в первую очередь от уровня подготовки. Для бакалавров в качестве объекта может выступать анализ хозяйственной деятельности и ее результатов различных институциональных единиц, функционирования рынков, движения финансовых и информационных потоков. Для выпускников магистратуры объектом профессиональной деятельности является разработка стратегических целей развития финансово-хозяйственной деятельности институциональных единиц, принятие управленческих решений в области бизнеса, прогнозирование ситуации на рынках, управление финансовыми потоками, деятельность в сфере государственных финансов.
Выпускники Финуниверситета по направлению «Экономика» имеют возможность заниматься разнообразными видами профессиональной деятельности в зависимости от уровня подготовки. Эксперты отметили, что для бакалавров профессиональная деятельность, как правило, носит расчетно-аналитический характер, а для выпускников с более высоким уровнем квалификации — это разработка и сопровождение различных бизнес-проектов, экспертные оценки, организация деятельности и управление хозяйствующими субъектами, научные исследования.
Выполнение обязанностей в рамках осуществления своей профессиональной деятельности требует решения задач различного уровня сложности, что предполагает наличие у специалиста соответствующих компетенций. Перечень профессиональных задач относительно видов деятельности также был конкретизирован в рамках проведенного обследования: расчетно-экономические, аналитические, научно-исследовательские, организационно-управленческие и педагогические. Следует заметить, что если бакалаврам для решения профессиональных задач достаточно теоретических знаний и практических навыков, то более высокий уровень подготовки предполагает наличие умения самостоятельно организовать и провести экономические исследования, знание методологии и навыки ее разработки.
Результаты проведенного анкетирования дали следующие результаты. Подавляющее число экспертов (более 90%) высказало мнение, что для уровню подготовки бакалавров соответствует следующий перечень задач: сбор и анализ данных для проведения расчетов социально-экономических показателей, отражающих финансов-хозяйственную деятельность институциональных единиц; систематизация и структурирование массивов статистических данных; расчет социально-экономических показателей на основе установленных нормативно-правовыми актами методик; проведение сравнительного анализа социально-экономических показателей на разных уровнях национальной экономики и их международное сопоставление; подготовка аналитических отчетов по отдельным направлениям; разработка отдельных разделов проектов и программ.
По мнению экспертов (более 70%), кадры более высокого уровня подготовки должны уметь решать следующие профессиональные задачи: организация и проведение исследований по различным направлениям, обработка, представление и анализ их результатов; подготовка различного рода аналитических материалов и их публикация; систематизация и анализ данных по теме исследования, определение способов и средств для решения задач исследования; моделирование изучаемых процессов и явлений, оценка и интерпретация полученных результатов исследования; разработка системы социально-экономических показателей; выработка критериев и оценка на их основе эффективности проектов с учетом рисков; прогнозирование развития явлений и процессов в экономике по различным направлениям.
Решение задач в области организационно-управленческой деятельности предполагает наличие более высокого уровня подготовки, чем бакалавр. Выпускники магистратуры и аспирантуры в процессе осуществления этого вида профессиональной деятельности могут решить следующие задачи: разработка стратегии развития предприятий и организаций; руководство экономическими подразделениями хозяйствующих субъектов, органов государственной власти; принятие оперативных управленческих решений; проведение переговоров на различном уровне; подготовка документов для участия в торгах, тендерах, получения грантов.
Осуществление отдельных видов аналитической, научно-исследовательской и педагогической деятельности, а также решение некоторых профессиональных задач в рамках их реализации эксперты предложили отнести только к уровню подготовки «аспирантура»: разработка программ научных исследований; эконометрическое моделирование; разработка системы социально-экономических показателей и методологии их расчета по различным направлениям изучения экономики; преподавание.
В процессе проведения обследования необходимо было выяснить результаты освоения выпускниками Финуни-верситета образовательных программ бакалавриата и магистратуры с точки зрения компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Экономика». Перед экспертами было поставлено несколько задач: выявить компетенции, которыми должен обладать выпускник с позиции работодателя; оценить значимость этих компетенций для профессиональной деятельности; рассмотреть дополнительные профессиональные компетенции в разрезе профилей подготовки по направлению «Экономика».
Разработка собственных образовательных стандартов высшего образования Финуниверситета по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» проводилась с учетом результатов обследования. Стандарты Финунивер-ситета обеспечивают высокий уровень подготовки выпускников, полностью согласуются с федеральными государственными образовательными стандартами, отвечают дополнительным условиям и требованиям, направленным на совершенствование системы подготовки кадров, учитывают требования работодателей.
Список источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных
стандартов».
3. Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 г. № 92 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в монито-
ринге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования».
4. http://www.nark-rspp.ru