Научная статья на тему 'Направления налогового регулирования на современном этапе в РФ'

Направления налогового регулирования на современном этапе в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TAX REGULATION / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ / DIRECTIONS OF TAX POLICY DEVELOPMENT / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC DEVELOPMENT / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиделина С.В., Харченко В.И., Кузнецова В.В.

Статья посвящена главным тенденциям развития налоговой политики и налогового регулирования в РФ в ближайшей перспективе. Авторы рассматривают нововведения, созданные Минфином, делая вывод об изменениях налоговой системы на современном этапе и о влиянии данных преобразований на экономику РФ. Для решения проблем предлагается направить усилия на реализацию регулирующей и социальной функций налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF TAX REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

The article is devoted to the main trends in the development of tax policy and tax regulation in Russia in the short term. Authors analyze innovations developed by the Ministry of Finance, their impact on the country's economy. To solve problems of tax policy, authors propose to focus efforts on realization of the regulatory and social functions of taxes.

Текст научной работы на тему «Направления налогового регулирования на современном этапе в РФ»

УДК: 338.28

НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ

Сиделина С.В., Харченко В.И.

Научный руководитель: Кузнецова В.В., к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация. Статья посвящена главным тенденциям развития налоговой политики и налогового регулирования в РФ в ближайшей перспективе. Авторы рассматривают нововведения, созданные Минфином, делая вывод об изменениях налоговой системы на современном этапе и о влиянии данных преобразований на экономику РФ. Для решения проблем предлагается направить усилия на реализацию регулирующей и социальной функций налогов.

Ключевые слова: налоговое регулирование, направления развития налоговой политики, налоговая нагрузка, развитие экономики.

Для успешного развития дальнейшей деятельности в ФНС на протяжении ряда лет ведется работа по улучшению налоговой системы России.

Рассмотрим мероприятия, реализация которых запланирована на ближайшую перспективу, в частности на 2019 год.

В первую очередь, предполагается разработка основных направлений налоговой политики для создания условий, необходимых для устойчивой и эффективной налоговой системы.

Безусловно, экономическая ситуация в России на сегодняшний день остается достаточно непростой, при этом налоговые органы стараются сделать всё возможное для

того, чтобы стоящие перед ними задачи были решены на наивысшем уровне.

Статистические данные отражают номинальный рост заработной платы и снижение уровня инфляции до 2,5% в 2017 году.

При этом, как свидетельствует статистика, в России имеет место тенденция снижения роста реальных доходов населения, не является исключением и 2018 год.

Безусловно, это находит отражение в замедлении темпов роста НДФЛ, так как рост номинальной заработной платы не превышает динамику снижения реальных доходов. Однако это не мешает НДФЛ из года в год показывать хорошие результаты своих поступлений на фоне других налогов налоговой системы РФ.

Таблица 1 - Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ по основным видам налогов,

млрд. руб. (на 19.06.2017)

Налоги/год 2014 2015 2016

Налог на прибыль организаций 2373 2599 2770

НДФЛ 2689 2807 3019

НДС 2181 2448 2658

Акцизы 999 1014 1300

НДПИ 2904 3227 2929

Налог на имущество 955 1068 1117

Согласно данным Таблицы 1, в 2016 году наибольшие поступления в бюджет были получены от НДФЛ, в отличие от 2014-15 годов, когда лидером являлся налог на добычу

полезных ископаемых. Меньше всего из перечисленных налогов занимает доля доходов от налога на имущество, однако и его размер стабильно увеличивается с каждым годом.

Также следует отметить и рост поступлений в бюджет акцизов, НДС, налога на прибыль организаций.

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что тенденции налоговой политики реализуются через механизмы исчисления отдельных видов налогов и находят свое выражение в показателях налоговой нагрузки.

Объяснения этому могут быть разными.

Например, имеет место такая тенденция, как фиксация созданных налоговых условий для коммерции в течение 4-х лет, начавшаяся в 2014 году.

Учитывая снижение поступлений в бюджет от нефтегазового сектора, можно было наблюдать и сокращение налоговой нагрузки, т. е. уровня налогового бремени, на российскую экономику до 30% в 2015. На сегодня этот показатель уже составляет 47,4% (при этом средний по миру = 40,6%).

Странами с самым низким указанным показателем, согласно рейтингу Paying Taxes 2018, составленного Всемирным банком совместно с аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers по итогам 2017 года, признаны Казахстан и Кыргызстан, соответственно, с самым высоким -Таджикистан и Узбекистан.

Согласно данным информационного агентства ТАСС, в 2017 году консолидированный бюджет РФ получил 17,3 трлн. руб. в виде доходов от налогов, превысив аналогичный показатель 2016 года на 20%.

Также главой ФНС М.В. Мишустиным указано, что подобные темпы роста являются огромным достижением, так как подобных цифр не наблюдалось в течение последних 5 лет.

Было упомянуто, что двузначные темпы роста, в свою очередь, показали акцизы - 1,5 трлн. рублей с ростом на 17,6%, имущественные налоги - 1,2 трлн. рублей с ростом на 11,9%, НДФЛ - 3,3 трлн. рублей с ростом на 7,7%, что выше роста заработной платы, которая в 2017 году увеличилась на 7,2%.

Главой ФНС отмечено, что такой результат по нефтегазовым доходам вызван не только ростом ВВП в отличие от его уменьшения в 2015-2016 годах, но и переменами в нормативной базе. "Около 400 млрд. рублей, или 4-я часть от структуры прироста, наблюдаются благодаря налоговому администрированию, из чего следует, что значительно уменьшилась незаконная деятельность и деловая среда стала прозрачнее и эффективнее", - как указано в сообщении М.В. Мишустина.

В современных приоритетах РФ в области бюджетных расходов и бюджетных доходов в области налоговой политики содержатся следующие предложения:

1. ввести налог на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли для пилотных месторождений (как новых, так и уже разрабатываемых);

2. обеспечить содействие малому бизнесу (например, с помощью введения налоговых каникул либо снижения налогообложения их расходов на приобретение ККТ и др.);

3. внести корректировки в налоговое законодательство относительно соглашений об избежание двойного налогообложения, наладить автоматический обмен налоговыми данными с налоговыми органами других стран.

4. внести ясность в процедуру налогообложения доходов, полученных самозанятыми гражданами до подачи ими уведомлений.

Чаще всего налоговая нагрузка в рамках проводимой налоговой политики обусловлена изменением элементов налогов, а именно: налоговой ставки или базы, а также введением повышающих коэффициентов на определённый период времени.

Примерами такой политики в России могут служить имущественные налоги с использованием кадастровой стоимости, транспортный налог, земельный налог.

До сих пор наблюдается тенденция, включающая всё разнообразие путей обложения полезных ископаемых, особенно связанных с добычей нефти. В этом смысле прослеживается

тесная связь налоговой и таможенной политик, так как, снижая экспортные пошлины на нефть, налоговые органы повышают долю НДПИ. Вместе с этим увеличиваются цены на нефть в стране, но, с другой стороны, бюджет нашей страны становится менее зависим от экспортных пошлин.

Не менее сильной является взаимосвязь налоговой с бюджетной политикой.

К примеру, если раньше в федеральный бюджет от налога на прибыль организаций направлялось 2%, а 18% шли в бюджет региона, то с 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года включительно распределять налог нужно, учитывая новое соотношение ставок (п. 1 ст. 284 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ), соответственно 3% и 17%. Принято такое решение было с целью увеличения доходной части федерального бюджета.

Современная налоговая политика

подразумевает меры по поддержке малого и среднего бизнеса, в основном с помощью использования специальных налоговых режимов. Так, основные условия применения патентной системы для ИП определены в НК, но гораздо важнее здесь будет роль субъектов, которые самостоятельно определяют размер дохода за год, исходя из которого налогоплательщики исчисляют величину патента.

Также в 2016 году была введена новая льготная система налогообложения и регистрации бизнеса - патент для самозанятых граждан. Министерство финансов после выступления президента уточнило в «Основных направлениях налоговой политики» срок действия такой льготы - 2 года, также уточнив конечную дату - 31 декабря 2018 года.

Нельзя не упомянуть о такой тенденции налоговой политики, как налоговый мониторинг, которая появилась в России с 1 января 2015 года (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ). Эта тенденция подразумевает форму предварительного контроля с оперативным общением между налогоплательщиками и налоговыми органами,

указывая на процесс улучшения налогового администрирования в нашей стране.

В настоящее время Министерством финансов РФ был разработан проект, затрагивающий основные направления таможенно-тарифной и налоговой политики государства на ближайшие три года.

Главной целью экономики страны на будущие годы является увеличение потенциала сбалансированного развития государства. Для решения данной задачи требуется проведение экономической политики, которая будет направлена на обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и финансовых обстоятельств, а также на устранение преград для развития, связанных, в частности, с конкурентоспособностью и эффективностью использования ресурсов в экономике.

В предстоящий период развитие экономики России будет зависеть от относительно неблагоприятных внешнеэкономических

условий, таких как, например, слабый внешний спрос на энергоносители и снижение нефтяных котировок нефти. Также в стране имеется ряд внутренних проблем, которые в такой же степени будут влиять на экономическую политику государства, в частности на налоговую и таможенно-тарифную. Среди них низкий уровень инвестиций, высокий уровень доли расходов бюджета к ВВП, их недостаточная эффективность и несбалансированность структуры, а также слабая эффективность государственных компаний.

В связи с существенными колебаниями цен на нефть, которые могут оказать сильное влияние на эконмический рост и устойчивость государственного бюджета, уровень инфляции и прочие показатели экономики, в основу планирования федерального бюджета заложена новая система правил, которые направлены на независимость экономики России от колебаний цен на нефть. Общий механизм новых бюджетных правил дополнен периодом, предусматривающим плавный переход к новым предельным объемам расходов.

Не менее важным, чем снижение влияния экономики и нефтяных цен, являются фискальные изменения. Одним из главных принципов в реформировании налоговой системы станет принцип фискальной нейтральности (то есть, неповышение налоговой нагрузки для добросовестных

налогоплательщиков).

Главным инструментом бюджетной политики в сфере налогов и налогообложения планируется улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы. Ключевыми нововведениями для этого являются:

1) полный охват розничной торговой сети ККТ, которая обеспечивает онлайн-передачу данных в ФНС России (с 1 июля 2018 г.);

2) создание механизма прослеживания в движении товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю;

3) запуск пробного проекта по внедрению на территории ЕАЭС системы прослеживаемости со "сквозной" (от границы до розничного звена) идентификацией ввезенного товара с помощью присвоения ему уникальных классификационных признаков (с 1 февраля 2018 г.);

4) авто обмен налоговой информацией для целей противодействия уклонения от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций.

Для сокращения теневого сектора и создания равных конкурентных условий, планируются следующие меры:

1) выравнивание налоговых условий для иностранных и отечественных операторов интернет торговли за счет уточнения правил взимания таможенных платежей при ввозе товаров физическими лицами;

2) предотвращение реализации товаров-заменителей дизельного топлива без уплаты акцизов, для этого планируется уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;

3) совершенствование принципов налогообложения прибыли для контролируемых иностранных компаний;

4) пресечение злоупотреблений с использованием специальных налоговых режимов;

5) усовершенствование порядка исчисления акцизов для усиления контроля за оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции;

6) включение в объект обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений по договорам об отчуждении исключительного права на все виды результатов интеллектуальной деятельности;

7) налогообложение самозанятых граждан.

Внедрение новой системы налогообложения

для объектов, которые включают как новые, так и зрелые месторождения необходимо для стимулирования разработки новых

месторождений полезных ископаемых и рационального недроиспользования. Такая система включает уменьшение суммы налогов, которые зависят от валовых показателей, таких как экспортная пошлина на нефть и налог на добычу полезных ископаемых.

Для целей обеспечения сбалансированности бюджетов РФ будут предприниматься следующие меры:

1) продление действия увеличенной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти (плюс 428 рублей за тонну), которая установлена на период до 31 декабря 2020 года;

2) внесение изменений в порядок определения показателей, используемых при расчете налога на добычу полезных ископаемых при добыче горючего природного газа.

В отношении игорного бизнеса планируется по этапам десятикратное увеличение налоговых ставок по всем объектам налогообложения. На первом этапе с 1 января 2018 года увеличение произошло в два раза. Для игорного бизнеса планируется введение новых объектов налогообложения.

Также предусматриваются меры налоговой политики, направленные на снижение административных издержек и облегчение администрирования. К ним относятся расширение возможности уплаты налоговых платежей через МФЦ, использование института "уточнение платежа" и расширение перечня оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате платежей.

В целях повышения эффективности госкомпаний предлагается ввести минимальный норматив дивидендных выплат в размере 50% от чистой прибыли по МСФО, который будет распространяться на все публичные компании с государственным участием, в том числе Сбербанк.

В части создания комфортных налоговых условий для осуществления инвестиций предлагается предоставить налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет - то есть, право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств.

Кроме перечисленных прогнозируемых и уже внесенных изменений имеют место такие новшества и тенденции, напрямую пока не отраженные в НК РФ, но также имеющие опосредованное отношение к налогам и влияющие на их собираемость.

Рассмотрим ряд новшеств, имеющих отношение к финансовому сектору экономики, а соответственно влияющих на формирование их налоговой базы.

Рассмотрим, например, такой вид услуг как интернет-страхование. Сама отрасль

страхования начала зарождаться более 20 лет назад и на сегодняшний день стала достаточно перспективным направлением коммерческой деятельности, привлекая всё больше новых клиентов. Страховые компании активно ведут продажи полисов благодаря использованию сети всего в несколько этапов: предпродажное обслуживание потребителей, реализация полиса и постпродажное обслуживание страхователя через интернет.

Выделяют такие разновидности интернет-продаж полисов, как интернет-заявка, интернет-платеж и онлайн продажа полиса. Заявка подразумевает, что страховая компания в открытом доступе содержит свои контактные данные, которые могут быть полезны клиентам, оказывает помощь по ведению страховых документов, предполагает непосредственную оплату наличными за получение полиса. Интернет-платеж включает в себя все данные, которые могут потребоваться клиенту для исчисления выбранного им тарифа и внесения в анкету всех необходимых данных, саму оплату через сайт и доставку любым удобным способом. Онлайн продажа полиса отличается от второй разновидности лишь тем, что полис можно получить с помощью электронной подписи или же напечатать самостоятельно, если это разрешено законом.

К достоинствам онлайн реализации полисов для страхователей можно отнести уменьшение стоимости страховки, которое объясняется участием наименьшего круга лиц в заключении страхового договора. Для страховщиков один из положительных моментов - это сокращение издержек, сэкономленные средства от которых могут быть направлены на хорошую рекламную кампанию.

Интернет-страхование с каждым годом набирает всё большую популярность, его используют практически все широко известные в России страховые компании. Однако решая приобрести полис, не стоит забывать, что многие виды страховых сделок не могут быть заключены через интернет. В таком случае клиент может воспользоваться сайтом страховой компании для того, чтобы оставить заявку, далее задача страховщика - связаться со страхователем и, вероятнее всего, назначить дату консультации.

На этапе формирования онлайн-страхования главной проблемой было отсутствие законодательной поддержки на подобную деятельность без официальной процедуры заключения договора. Однако проблема была решена в 2015 году с момента введения

Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи»» от 30.12.2015 N 445-ФЗ. Для того, чтобы отрасль продолжала развиваться, планируется реализовывать меры по увеличению осведомленности граждан, демонстрируя все достоинства интернет-продаж в страховании, разрабатывать веб-сайты, делая их простыми и понятными в использовании.

Рассматривая финансовый сектор экономики, нельзя обойти сферу банковского сектора.

Банковская система РФ за последние годы характеризуется появлением на рынке банковских услуг новых крупных коммерческих банков, трансформацией многих крупных банков в банки-банкроты, вырастающих из числа средних банков, а также усиливающейся конкуренцией между различными финансовыми посредниками за средства населения и организаций.

Стоит отметить высокую динамичность изменений и значительную неопределенность в нормативно-правовых основах регулирования, что влияет на принятие рациональных управленческих решений.

Налоговая политика банков выражает последствия от реализации той или иной финансовой политики. С ее помощью можно оптимизировать налог на прибыль при формировании доходов от реализации кредитной или валютной политики и расходов, связанных с реализацией дивидендной или эмиссионной политики. Налогооблагаемая база по налогу на имущество формируется как результат инвестиционной политики, а НДС -как результат реализации процентной политики. В этом и прослеживается связь налоговой политики с остальными видами финансовой политики.

Налоговая политика коммерческих банков имеет исключительное значение для внутреннего анализа эффективности их деятельности, а также для оценки влияния налогового законодательства на формирование кредитного рынка, и, в частности, кредитование реального сектора экономики.

Рассматривая изменения в финансовом секторе экономики обратимся к нововведениям, связанным с этой сферой, а также с налогом на доходы физических лиц по ценным бумагам.

Так, с 1 января 2018 года не облагаются НДФЛ дисконты по российским рублевым обращающимся облигациям, эмитированным после 1 января 2017 года.

Также с 1 января 2018 года налоговую базу по доходам физлиц в виде процентов по отдельным обращающимся рублевым облигациям российских организаций

определяют по формуле: Сумма полученных процентов - Сумма процентов исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5%. Положительная разница облагается НДФЛ по ставке 35%. А доход от погашения облигаций НДФЛ не облагается. Данное правило установлено для облигаций, выпущенных с 1 января 2017 по 31 декабря 2020 года включительно.

Краткий анализ основных тенденций изменения налоговой системы Российской Федерации, отражающих налоговую политику государства, позволяет сделать вывод о необходимости направления усилий для достаточной реализации регулирующей и социальной функций налогов.

Для решения этой проблемы необходимо отразить в налоговой политике расширение возможностей регионов в отношении введения налоговых льгот по региональным и местным налогам, сократив до минимума их перечень, устанавливаемый федеральным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

законодательством. Необходимо также установить приоритетные направления налогового стимулирования, такие как развитие инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства с учетом территориальной специфики, рынка ценных бумаг, поддержка многодетных семей, введение моратория на изменение налогового законодательства на период от 2 до 4 лет, обеспечить более тесную увязку налоговой, бюджетной и таможенной политики. Это позволит усилить влияние

налоговой системы на рост экономики и стимулирование деловой активности.

Список используемых источников:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс]: от 13.07.2015 № 214-ФЗ, №232-ФЗ (ред. от 10.10.2016) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Гончаренко Л.И. - Налогообложение организаций финансового сектора экономики: учебное пособие. 2001 г.

3. Официальный сайт Министерства финансов РФ - [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru/ Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. Дата обращения: 02.04.2018

4. Официальный сайт Российской газеты -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/ - С.Белов: Федеральный выпуск №7513 (50) от 11.03.2018

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.nalog.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.