Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОДИКА АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

Раскрыта роль внешнего финансового контроля в общей системе ГФК как высшего органа финансового контроля и государственного аудита ресурсов бюджетной системы. Определены основные пути совершенствования внешнего финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ»

портфелей - ключевые риски банковского сектора в 2015 г. Еще в конце прошлого года банки столкнулись с одновременной реализацией сразу двух рисков - процентного и ликвидности.

Нестабильность на валютном и фондовом рынках привела к необходимости внесения дополнительного обеспечения в рамках сделок РЕПО и валютных свопов, что вызвало резкое ухудшение ситуации с ликвидностью в банках с высокой долей данных операций в активах.[2] Повышение ключевой ставки вынудило банки в короткие сроки увеличить ставки по привлекаемым средствам с целью остановить «бегство» населения и компаний в валюту. И если риск ликвидности в значительной степени проявился в конце прошлого года, то последствия реализации риска процентной ставки будут проявляться минимум до середины текущего года. Еще одним вызовом банковскому сектору ожидается ухудшение качества кредитов, прежде всего в сегменте крупного бизнеса.

В заключение подчеркнем, что одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе на данном этапе развития экономики остается обеспечение финансовой стабильности экономики страны.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С. Система оценки финансового состояния кредитных организаций банком России. В сборнике: Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 52-54

2. Аброкова Л.С. Методы управления качеством банковских (продуктов) услуг. Научный альманах. 2015. № 11-1 (13). С. 23-25.

3. Дышекова А.А. Инновации как фактор конкурентоспособности коммерческих банков. В сборнике: Современные аспекты глобализации экономических процессов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С.

4. Дышекова А.А. Задачи социально-экономического мониторинга муниципального образования.// Экономика и социум. 2015. № 1-2 (14). С. 1186-118

Казова З. М., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М.Кокова Россия, г. Нальчик НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ В РОССИИ Аннотация: Раскрыта роль внешнего финансового контроля в общей системе ГФК как высшего органа финансового контроля и государственного аудита ресурсов бюджетной системы. Определены основные пути совершенствования внешнего финансового контроля.

Ключевые слова: институт внешнего финансового контроля,

контрольно-счетные органы, эффективность, методика анализа информационных потоков.

Мировая практика свидетельствует, что эффективность государственного управления тем выше, чем качественнее организован внешний финансовый контроль исполнения государственного бюджета. Внешний финансовый контроль - действенный механизм обеспечения реализации экономических и социальных программ органов исполнительной власти, административно-территориальных образований, отдельных отраслей и иных получателей государственных ресурсов. Масштабность, объем, многообразие и сложность задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период становления и развития рыночных отношений в России, значимость прямых потерь, потерь от нерационального использования государственных средств обусловливают необходимость модернизации внешнего финансового контроля, важнейшее предназначение которого - повышение эффективности использования государственных ресурсов.

Анализ динамики развития и современного состояния института внешнего финансового контроля в регионах Российской Федерации показывает, что многие проблемы связаны с отсутствием на федеральном и региональном уровнях Концепции его развития. Отсутствие ориентиров для долгосрочной перспективы сдерживает не только процесс институционального развития, но способствует консервации текущих ошибок и недостатков.[4] Поэтому важнейшим направлением совершенствования внешнего государственного финансового контроля является разработка Концепции его развития.

На основе общей Концепции развития необходимо разработать институциональную модель государственного внешнего финансового контроля, которая, на наш взгляд, видится основанной на процессном подходе, но при этом, должна сочетать универсальность и учет региональной специфики условий функционирования контрольно-счетных органов. Помимо этого модель должна учитывать специфику самой контрольной деятельности и ее влияние на внешнюю среду, что позволит обеспечить ее эффективное функционирование. В модели государственного внешнего финансового контроля, отвечающей современным условиям, должны обязательно учитываться поведенческие характеристики объектов проверки (юридических лиц и индивидов).

Модель, построенная на процессном подходе, воспроизводит логическую взаимосвязь во времени и пространстве всех операций и стадий контрольного процесса. Процессный подход позволяет осуществлять построение контроля на основе беспрерывного динамичного развития.[1]Учет поведенческого аспекта объекта в контрольном процессе позволяет прогнозировать поведение индивидов на различных его стадиях, препятствовать или нивелировать возникновение конфликтных ситуаций,

негативного восприятия контроля. Если же модель контроля будет воспроиз -водить на практике лишь элементы подавления и принуждения, ее эффективность в итоге будет весьма низкой, а жизненный цикл ее будет весьма коротким. Креативная составляющая модели внешнего финансового контроля, отвечающая, в т.ч. современным требованиям внешней среды — это необходимое условие развития.

В основе организации внешнего государственного финансового контроля на федеральном и региональном уровнях лежит структурный подход, который снижает его оперативность, эффективность и результативность. В тоже время модель внешнего государственного финансового контроля, основанная на процессном подходе, позволяет преодолеть большинство недостатков структурного подхода, и в силу специфики контрольного процесса, как особого вида деятельности государственного института, существенно повышает его эффективность и результативность. [2]

Модель внешнего государственного финансового контроля, отвечающая современным требованиям должна содержать в себе набор инструментов и методов, позволяющая нивелировать негативное воздействие со стороны индивидов - объектов контроля, которое возникает как сопротивление поставленным целям, параметрам и нормам.

Современная модель государственного внешнего финансового контроля должна быть ориентирована на контроль будущих результатов расходования бюджетных средств. Основанная на процессном подходе она позволяет обеспечить непрерывный контроль - от бюджетных проектировок до фактических расходов. Вместе с тем, процессный подход предполагает коренные изменения философии финансового контроля. Контроль предстает как непрерывный процесс, состоящий из стадий и этапов, и это обеспечивает его государственным институтам подобающее место. Это создает условия для реальной независимости этого государственного института от различных ветвей власти и в результате развития он трансформирует в одну из форм общественного контроля.

Модель государственного внешнего контроля должна быть адаптирована не только к конкретным условиям внешней и внутренней среды, но быть способной улавливать даже едва заметные изменения в бюджетном процессе и характере расходования бюджетных средств. Это требование приобретает особую актуальность в связи с внедрением различных форм казначейского обслуживания бюджета и внедрение автоматизированных систем исполнения региональных и муниципальных бюджетов. [3]

В качестве основных направлений модернизации внешнего финансового контроля, на наш взгляд, могло бы выступить обеспечение финансовой безопасности и использование накопленных финансовых ресурсов в интересах большинства населения. В рамках модернизации внешнего финансового контроля в России нужно решить следующие приоритетные задачи организации финансового контроля:

V осуществить правовое разграничение деятельности органов государственного финансового контроля в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий конституционных органов;

V укрепить взаимодействие между Счетной палатой РФ и органами внешнего финансового контроля субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

V создать систему качественной теоретической и практической подготовки кадров государственного финансового контроля;

V обеспечить разработку правовых механизмов, направленных на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств и государственной собственности;

V расширить практику обеспечения международного обмена идеями и опытом в рамках профессионального сообщества государственных финансовых контролеров.

В основу создания целостной системы внешнего финансового контроля должны быть положены не ведомственные интересы, а интересы общества в целом.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С.Обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств в органах федерального казначейства.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 25-29.

2. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

3. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета.//В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153 -156.

4. Дышекова А.А. Подходы к оценке социально-экономического развития муниципального образования. //Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 1083-1086.

Казова З. М., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.