Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / КОНТРОЛЬ / ИНСПЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

Обоснована необходимость совершенствования методологических основ комплексной оценки социально-экономической эффективности функционирования налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

- 1860,60 млрд. долл. Из этого следует, что из-за кризисного состояния в РФ уменьшилось количество произведённых товаров и услуг, а соответственно и их экспорт.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С. Разработка мероприятий по совершенствованию депозитной политики коммерческого банка. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 16-19.

2. Аброкова Л.С. Совершенствование стратегии управления единым

портфелем_активов_и_пассивов_коммерческого_банка

Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.

2014. № 1 (4). С. 11-15.

3. Дышекова А.А. Классификация доходов региональных бюджетов В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А..

2015. С. 159-163.

4. Дышекова А.А. Методы финансовой поддержки региональных бюджетов. В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 151-155.

Казова З.М., к. э. н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М.Кокова Россия, г. Нальчик СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Аннотация: Обоснована необходимость совершенствования методологических основ комплексной оценки социально-экономической эффективности функционирования налоговых органов.

Ключевые слова: налоговое администрирование, экономическая эффективность, налоговая служба, контроль, инспекции.

Налоговое администрирование следует рассмотреть как органическую часть управления налоговой системой. В основу утверждения может быть также положено первоначальное значение термина «администрирование». «Администрация» происходит от латинского слова, означающего служба, управление. Под администрацией понимают совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления.

Таким образом, из первоначального толкования термина «администрация» и современного его содержания следует, что налоговое администрирование — это деятельность государственных органов

управления, но не законодательных органов власти в налоговой сфере. Законодательными органами устанавливаются основные принципы, формы и методы организации налоговых отношений, что составляет содержание законодательства о налогах. Налоговое администрирование как управленческая деятельность государственных органов направлено на реализацию законодательных норм.

Следует подчеркнуть особенность налогового администрирования, заключающуюся в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исполнения доходной части бюджетов всех уровней. Налоговое администрирование должно быть построено в виде быстро реа -гирующего на внешние и внутренние факторы гибкого механизма, в связи с чем необходимо рассматривать его социально-экономическую эффективность.[4]

Заметим, что понятие «социально-экономическая эффективность налогового администрирования» содержит два вида эффективности. Экономическая эффективность налогового администрирования подразумевает минимизацию затрат на обеспечение доходной части бюджета и выполнение функций налогового контроля. Социальная эффективность налогового администрирования рассматривает категорию эффективности со стороны налогоплательщиков, юридических и физических лиц. Здесь необходимым становится введение понятия качества обслуживания налогоплательщиков, оценка которого характеризует социальную эффективность налогового администрирования.

Процесс создания и нескольких этапов реорганизации налоговой службы в Российской Федерации был нацелен на поиск наиболее эффективной системы налогового контроля, как со стороны государства, так и со стороны населения.

Система налоговых органов Российской Федерации построена в виде многоуровневой иерархической организации. Уровни иерархии этой системы соответствуют административно-территориальному делению Российской Федерации.

Следует отметить, что налоговые органы Российской Федерации являются независимой системой, осуществляющей контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Это означает, что их сотрудники обязаны исполнять только те постановления и решения местных органов власти, которые не противоречат налоговому законодательству России. В свою очередь, местные органы власти не вправе отменять или корректировать решения налоговых органов или давать им руководящие указания. Независимость такого рода является проявлением принципа разделения властей в законодательстве Российской Федерации. [3]

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов РФ.

Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим

налогоплательщикам выполняют функции учета крупнейших налогоплательщиков, оперативно- бухгалтерского учета сумм налогов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, полного налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, а также их налогового администрирования.

Необходимо заметить, что повышение экономической эффективности налогового администрирования в современном постиндустриальном обществе невозможно без внедрения новых информационных технологий (ИТ). Процессы внедрения ИТ постепенно меняют организационную структуру налоговой службы. [1]

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы России по централизованной обработке данных (МРИ по ЦОД) является сервисно-ориентированной инспекцией. Она выполняют функции, которые условно можно разбить на две группы: федеральные и региональные. Федеральные функции выполняются на федеральном уровне и включают в себя: -формирование федеральных информационных ресурсов (ФИР); -предоставление удаленного доступа в ФИР; -получение информации из ФИР. Региональные функции включают: -ввод различных документов налоговой отчетности; -хранение архивов деклараций и других документов налоговой отчетности, полученных от налогоплательщиков;

-централизованную печать и рассылку налоговых уведомлений. Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральному округу выполняют функции проверки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и организаций, подконтрольных ФНС России.[2]

Управления ФНС России по субъекту РФ осуществляют руководство за деятельностью территориальных инспекций ФНС России по следующим основным направлениям: контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведение учета плательщиков в установленном законодательством порядке, контроль за порядком возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и других обязательных платежей, контроль за взысканием недоимки и пени по налогам и сборам, контроль за предъявлением в арбитражные суды и суды общей юрисдикции исков и взыскании налоговых санкций.

Изучение и анализ содержания действующих нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что социально-экономическая эффективность налогового администрирования должна достигаться, на наш взгляд, не только за счет минимизации затрат на налоговое администрирование на всех уровнях иерархии налоговой системы. Данное понятие должно включать рост качества обслуживания налогоплательщиков, с чьей стороны производится социальная оценка эффективности деятельности налоговых споров. Поэтому первоочередными задачами для руководства

налоговой службой являются улучшение кадрового состава территориальных инспекций, создание для сотрудников ИФНС России благоприятных условий работы, максимальная автоматизация рутинных операций и процессов для обеспечения эффективного использования трудового потенциала.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С.Обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств в органах федерального казначейства.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 25-29.

2. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ.// В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

3. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета.//В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153156.

4. Дышекова А.А. Подходы к оценке социально-экономического развития муниципального образования. //Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 1083-1086.

Казова З. М., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М.Кокова Россия, г. Нальчик ОПЫТ РАЗНЫХ СТРАН ПО ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ

РАСХОДОВ

Аннотация. Проанализирован зарубежный опыт применения механизмов оптимизации государственных расходов и их эффективного использования. Рассматриваются проблемы, не позволяющие эффективно использовать накопленный зарубежный опыт в Российской Федерации.

Ключевые слова: бюджетирование, ориентированное на результат; результативность государственной политики, эффективность управления.

Первыми систему БОР применили США, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Великобритания и Швеция. Позже всех на эту модель перешли Франция и Германия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.