Научная статья на тему 'Направления модернизации ДПО государственных служащих'

Направления модернизации ДПО государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / СТАЖИРОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / STATE REQUIREMENTS / PROFESSIONAL SKILL RAISING / RETRAINING OF GOVERNMENT PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Олег Васильевич

Статья посвящена проблемам модернизации дополнительного профессионального образования государственных служащих. В ней рассматриваются основные приоритетные направления и задачи, связанные с его модернизацией в контексте государственных требований по профессиональной переподготовке, повышению квалификации, стажировке и обучению государственных служащих за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Олег Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the additional vocational education of government personnel

The author focuses on the problems of modernization of the additional vocational education of government personnel viewed in the light of state requirements.

Текст научной работы на тему «Направления модернизации ДПО государственных служащих»

ов. кузнецов, дщем, Направления модернизации

проректор ппаа

Финансовая академия ДПО государственных

при Правительстве РФ служащих

Статья посвящена проблемам модернизации дополнительного профессионального образования государственных служащих. В ней рассматриваются основные приоритетные направления и задачи, связанные с его модернизацией в контексте государственных требований по профессиональной переподготовке, повышению квалификации, стажировке и обучению государственных служащих за рубежом.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, государственные требования, профессиональная переподготовка государственных служащих, повышение квалификации государственных служащих, стажировка государственных служащих.

Концепция модернизации российского образования предполагает: во-первых, пересмотр принципов функционирования системы образования; во-вторых, масштабные изменения в содержании, технологии и организации образовательной деятельности; в-третьих, преобразования в образовательной политике [1, с. 38]. Модернизацию ДПО государственных служащих целесообразно рассматривать не только в рамках реформирования российского образования в целом, но и с учетом особенностей обучения государственных служащих, связанных с их профессиональной деятельностью в органах государственной власти. В этой связи можно выделить следующие направления модернизации ДПО государственных служащих.

Первое направление - приведение содержания ДПО в соответствие с государственными требованиями по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих (далее - Государственные требования). Государственные требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 [2] и введены в действие с 1 января 2009 г. Реализация государственных требований в системе ДПО государственных служащих позволит обеспечить ее инновационное развитие на основе эффективного функционирования правовых, экономических, финансовых, кадровых, организационных меха-

низмов переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также ее централизованное управление посредством государственного заказа [3].

Второе направление - обновление всех звеньев образовательной системы ДПО государственных служащих, включающее целевую подготовку государственных служащих в ГОУ ВПО; формирование колледжей по подготовке государственных служащих; повышение профессионального уровня государственных служащих на основе использования современных образовательных технологий.

Третье направление - совершенствование форм и методов образовательной деятельности, предполагающее гуманитаризацию образования государственных служащих; повышение правового, финансового, материального и технического обеспечения системы ДПО государственных служащих; внедрение системы управления качеством образования; формирование инновационной модели профессиональной компетентности государственных служащих.

Четвертое направление - активное участие государства в обновлении системы ДПО на основе использования отечественного и зарубежного опыта обучения государственных служащих, а также расширения перечня специальностей и специализаций в рамках их переподготовки и повышения квалификации. Изменение отношения

146

Высшее образование в России • № 5, 2009

государства к образованию должно выразиться в конкретных шагах, прежде всего

- в увеличении объемов его финансовой поддержки. С учетом вышеназванных обстоятельств приоритетными целями модернизации ДПО государственных служащих являются: обеспечение возможностей образовательных учреждений высшего профессионального образования по качественному оказанию образовательных услуг; создание оптимальных условий для повышения профессионального уровня различных групп и категорий государственных служащих; установление социального партнерства между органами государственной власти и образовательными учреждениями по разработке совместных образовательных проектов [4, с. 116-117]. Реализация вышеназванных целей направлена на дальнейшее развитие ДПО в соответствии с Государственными требованиями, где содержатся правовые и социально-экономические положения относительно профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих Российской Федерации.

В Государственных требованиях уточнено понятие «дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Российской Федерации», под которым понимается «образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования и направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных служащих Российской Федерации» [2]. Кроме того, в них предусматривается расширение самостоятельности образовательных учреждений, реализующих программы ДПО государственных служащих, в частности указывается, что «образовательные учреждения, реализующие программы ДПО для государственных служащих, вправе самостоя-

тельно определять виды, содержание и технологию обучения».

Исходя из Государственных требований, необходимо комплексное решение следующих групп задач. Первая группа должна обеспечить совершенствование содержания ДПО, направленного на подготовку инновационно-ориентированной личности государственного служащего. Одним из основных механизмов является разработка многоуровневой системы повышения квалификации и переподготовки кадров, ориентированной на обучение различных категорий и групп государственных служащих по образовательным программам, разрабатываемым с учетом модульного принципа и накопительной системы обучения. Решение второй группы задач связано с повышением квалификации профессорско-преподавательского состава. Третья группа направлена на приведение качества дидактического обеспечения учебного процесса в соответствие с потребностями государственной службы. Для эффективной организации повышения квалификации и переподготовки кадров государственной службы необходимо наличие инновационных учебно-методических комплексов по учебным программам. Это должны быть интерактивные издания, позволяющие комплексно подойти к решению основных дидактических задач, организовать изучение теоретического материала и выполнение практических заданий.

В соответствии с Государственными требованиями обновление системы ДПО государственных гражданских служащих включает следующее.

Во-первых, определение общих требований по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих. В частности, они содержат положение об обязательном повышении квалификации гражданскими служащими один раз в три года, (ранее было один раз в пять лет), которое осуществляется с отрывом, с частичным отрывом (до трех ра-

бочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий. Таким образом, в Государственных требованиях нормативно закреплены сроки повышения квалификации, а также формы его проведения. Кроме того, определен общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю.

Новым является порядок формирования учебных групп, а также определение количества гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий (не должно превышать 6 человек). Государственные требования положили конец имевшим место дискуссиям о статусе документа, выдаваемого образовательным учреждением по окончании обучения государственных служащих. В них определена процедура итогового контроля по результатам обучения слушателей, которое завершается обязательной государственной аттестацией и выдачей документов государственного образца. Организационный механизм реализации Государственных требований составляет положение о том, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих проводятся по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с федеральными государственными требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ее реализации в сфере ДПО государственных служащих.

Во-вторых, в Государственных требованиях уточняется содержание, предназначение и организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих. Так, профессиональная переподготовка трактуется как приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной

деятельности, а также получение дополнительной квалификации.

Для организации профессиональной переподготовки существенное значение имеет определение сроков образовательных программ: более 500 аудиторных часов -для выполнения нового вида профессиональной деятельности; более 1000 часов -для получения дополнительной квалификации. Новизна Государственных требований заключается в том, что при освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки. Образовательные учреждения высшего профессионального образования обязаны завершить обучение государственной итоговой аттестацией выпускной квалификационной (аттестационной) работы и экзаменом. По результатам обучения образовательное учреждение выдает следующие документы государственного образца: а) диплом о профессиональной переподготовке - лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов; б) диплом о дополнительном (квысшему) образовании - лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1000 часов.

Повышение квалификации гражданских служащих направлено на обновление знаний в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. Следует отметить, что если раньше сроки повышения квалификации государственных служащих нормативно не определялись, то Государственные требования не только закрепляют их нормативно, но и дифференцируют следующим образом: от 18 до 72 аудитор-

148

Высшее образование в России • № 5, 2009

ных часов - в целях освоения гражданскими служащими актуальных изменений в конкретных вопросах их профессиональной деятельности; от 73 до 144 аудиторных часов - для комплексного обновления знаний в установленной сфере профессиональной деятельности.

Освоение гражданскими служащими образовательных программ повышения квалификации завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (что является новым требованием), предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний: а) по краткосрочным программам повышения квалификации - экзамен в форме тестирования; б) по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов - экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы. По результатам аттестации выдаются следующие документы государственного образца: а) удостоверение о краткосрочном повышении квалификации гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 18 до 72 часов; б) свидетельство о повышении квалификации

- по программам объемом от 73 до 144 часов. Новизна Государственных требований состоит в том, что повышение квалификации рассматривается не только как обновление знаний, но и как получение дополнительных практических навыков в установленной сфере профессиональной деятельности.

В Государственных требованиях определяется роль и предназначение такого вида ДПО, как стажировка гражданских служащих, которая имеет целью изучение ими передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданскими служащими при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации. То есть просматривается совершенно новый подход к организации стажировки государственных служащих, позволяющий им не только изучить передовой опыт, но и приобрести практические навы-

ки и умения в конкретной сфере их деятельности.

В-третьих, в Государственных требованиях определены особенности организации ДПО гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации (обучение за рубежом). Предполагается приобретение ими знаний о зарубежном опыте государственного управления, необходимых для выполнения служебных обязанностей. Следует отметить, что обучение за рубежом является совершенно новым видом обучения государственных служащих. В этой связи важно в рамках Государственных требований разработать соответствующие правовые основы и социальноэкономические механизмы обучения государственных служащих.

В-четвертых, при практической реализации Государственных требований образовательные учреждения могут столкнуться с рядом сложностей. Например, ДПО государственных служащихв соответствии с Государственными требованиями должно осуществляться на конкурсной основе. По результатам конкурсов, в которых ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (далее - Финакадемия) вышла победителем, в 2008 г. было заключено 355 контрактов (в 2007 г. - 152). Было обучено 17 869 человек, в том числе 14 122 чел. - с использованием дистанционных образовательных технологий (свыше 79%). Профессиональную подготовку прошли 143 человека, повысили квалификацию - 17 726 человек. Для сравнения: в 2007 г. эти цифры составили соответственно - 36 538 человек, 309 и 36 229 человек. Наибольшее число слушателей предоставили: Федеральная налоговая служба - 12 191 чел., Федеральное казначейство - 2516 чел., Федеральная регистрационная служба - 668 чел., Федеральное агентство по труду и занятости -500 чел. В 2008 г. поступление средств от обучения составило около 100 млн. рублей. Для сравнения: в 2007 г. - 199 млн. руб., в 2006 г. - 117 млн. руб.

Уменьшение числа лиц, прошедших обучение, а также суммы поступивших денежных средств объясняется рядом причин. Среди них наиболее существенными являются следующие: переход от планового на конкурсное распределение госзаказа на ДПО государственных гражданских служащих и, как следствие - рост конкуренции на рынке образовательных услуг; задержка в передаче бюджетных ассигнований, предусмотренных Минздравсоцразви-тием на реализацию государственного заказа, соответствующим федеральным государственным органам (заказчикам); нормативное ограничение обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, которое разрешено лишь для государственных служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей.

Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что экономические нормативы стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2008 г. № 393, даже после их примерно двукратного повышения с 1 января 2009 г. остаются незначительными - от 83,6 до 128,2 рубля за 1 человеко-час (для основной массы -105 руб.). Еще более критическими эти цифры становятся в свете Государственных требований, согласно которым 70% общего объема аудиторных занятий должны составлять практические и семинарские занятия в учебных группах. Это в несколько раз повышает потребность в преподавателях, а следовательно, ведет к увеличению фонда оплаты

их труда и повышению затратной части сметы на обучение государственных служащих. В этой связи важно подготовить методические рекомендации и регламенты по разработке и реализации образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в соответствии с Государственными требованиями; организовать разработку и обновление учебно-методических документов (учебных планов и программ) и учебно-методических материалов (текстов лекций, планов практических занятий, слайд-фильмов, тестовых заданий), в том числе их размещение в Интернете и на CD в рамках использования дистанционных образовательных технологий.

Литература

1. Силласте Г., Дудина О., Силина Н. Мо-

дернизация российского высшего образования и ее социальные последствия (Социологический анализ)/ Под ред. проф. Г. Силласте. М.: ФА, 2006. С. 38.

2. Об утверждении государственных требо-

ваний к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. №362.

3. Государственный заказ на профессиональ-

ную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2008 год. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. №484-р.

4. Можаева Г. Дополнительное образование

в инновационной образовательной программе // Высшее образование в России. 2008. №1. С. 116-117.

KUZNETSOV O.V. MODERNIZATION OF THE ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION OF GOVERNMENT PERSONNEL

The author focuses on the problems of modernization of the additional vocational education of government personnel viewed in the light of state requirements.

Keywords: additional vocational education, state requirements, professional skill raising, retraining of government personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.