Римская Ольга Николаевна, канд. эконом. наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе и развитию НОЧУ ДПО «Институт пластической хирургии и косметологии», г. Москва.
E-mail: [email protected] Область научных интересов: экономика образования, качество образования, вопросы дистанционного обучения, дополнительное профессиональное образование государственных служащих, управление персоналом. Кранбихлер Владислав Сергеевич, начальник тендерного отдела ООО «Иннотех», г. Томск.
E-mail: [email protected] Область научных интересов: законодательство по государственном закупкам, законодательное регулирование государственной службы, дополнительного профессионального образования государственных служащих.
УДК 378.046.4
К ВОПРОСУ ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
О.Н. Римская, В.С. Кранбихлер*
НОЧУ ДПО «Институт пластической хирургии и косметологии», г. Москва *ООО «Иннотех», г. Томск E-mail: [email protected]
Основу методологии подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих составляют нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, и современные концепции развития образования. Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам. Утверждено положение об учебнометодическом объединении высших учебных заведений, согласно которому они участвуют в разработке проектов государственных образовательных стандартов, а также образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования. Подготовлены предложения по организации учебно-методического обеспечения подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти и работников подведомственных организаций.
Ключевые слова:
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации, учебно-методические объединения, квалификационные требования, государственные требования, государственные гражданские служащие.
Основу методологии подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти и работников подведомственных им организаций составляют нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность в Российской Федерации и современные концепции развития образования и формирования образовательной среды.
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных гражданских служащих организуются в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации», и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации», а также приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1136 «О введении в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения
дополнительных квалификаций» и приказом Минобрнауки России от 29 марта 2012 г. № 239 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих».
В части образовательных программ профессиональной переподготовки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 1995 г. № 610 (в ред. постановлений Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 213) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 г. № 2571 утверждено Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов.
В соответствии с этим Положением профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам, которые устанавливаются Минобразования и науки России совместно с федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих входят в состав дополнительных профессиональных образовательных программ, по которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 установлены федеральные государственные требования.
В соответствии с п. 24 ст. 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования, отнесены к полномочиям федеральных органов власти в сфере образования. Образовательные учреждения, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования, при наличии лицензии и государственной аккредитации выдают в установленном порядке документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. С января 2011 года в связи с изменением нормативной базы функционирования ДПО возник ряд проблем концептуального и организационного характера. С одной стороны, это тема создания условий для формирования в сфере ДПО конкурентной среды, с другой - вопрос о статусе документов, выдаваемых слушателям программ ДПО по их окончании [1].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, одним из целевых ориентиров развития в стране системы образования указано становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ. Порядок участия работодателей регламентируется ст. 145 Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
В настоящее время действует Типовое положение об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.04.2001 № 1742. Согласно этому Положению учебнометодические объединения (УМО) в рамках своей компетенции участвуют в разработке проектов государственных образовательных стандартов, требований к уровню подготовки выпускников, содержанию основных и дополнительных образовательных программ, а также проектов учебных планов и образовательных программ высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования.
За более чем десятилетний период в системе образования Российской Федерации произошли значительные изменения. А именно: подписание Россией в сентябре 2003 г. Болонской Декларации, введение института общественной аккредитации образовательных программ с привлечением работодателей; разделение полномочий по управлению в образовании между
федеральными органами исполнительной власти (Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки), переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения и т. д. Вместе с тем, в действующее Типовое положение об УМО не было внесено практически никаких изменений [2].
В результате совместной работы педагогов, ученых, юристов и обсуждения в кругах заинтересованной общественности, 10 марта 2011 г. был предложен проект Типового положения об учебно-методическом объединении образовательных организаций профессионального образования [3]. Текст проекта Положения в части основных задач УМО (п. 1.6. проекта Положения) соответствует сложившимся современным требованиям к профессиональному образованию:
• координация деятельности научно-педагогической общественности образовательных организаций, представителей работодателей по обеспечению качества начального профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;
• участие совместно с объединениями работодателей в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (далее ФГОС), федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, примерных основных образовательных программ всех уровней и направленности профессионального образования;
• методическое обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ всех уровней и направленности профессионального образования, а также федеральных государственных требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования;
• разработка предложений по развитию непрерывного профессионального образования в области, отнесенной к компетенции УМО;
• разработка систем контроля качества основных образовательных программ всех уровней профессионального образования, а также участие совместно с объединениями работодателей в общественно-профессиональной аккредитации основных образовательных программ.
В составе УМО соединились две заинтересованные стороны: государство, гарантирующее качество образования, и заказчик, который должен обеспечивать контроль соответствия создаваемых программ современным требованиям. Государство нуждается в УМО как источнике экспертов, которых оно привлекает к государственной процедуре аккредитации, с одной стороны, а с другой - процедура взаимодействует внутри УМО между заказчиком и тем, кто проводит процесс образования [4].
В рамках ответственности федерального органа исполнительной власти за развитие соответствующей отрасли экономики и подготовку специалистов по основным направлениям его деятельности предполагается участие в работе учебно-методических объединений представителей министерств и ведомств. На федеральные органы исполнительной власти возлагается функция ходатайства и организации разработки государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения им дополнительной квалификации.
В соответствии с подпунктом 13 п. 1 статьи 44 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» функция обучения не относится к кадровой работе и предполагает создание специальных подразделений с полномочиями по организационному и научно-методическому обеспечению дополнительного профессионального образования, установлению квалификационных требований к специалистам с высшим профессиональным образованием и обоснованию государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам отрасли в рамках ответственности федерального органа исполнительной власти.
Подразделения научно-методического обеспечения образовательной деятельности федерального органа исполнительной власти должны заниматься организацией и координацией работы по профессиональной подготовке, профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке как государственных гражданских служащих, так и работников ведомственных организаций отрасли, обеспечивая координацию работы базовых кафедр в обра-
зовательных учреждениях страны, координировать повышение квалификации кадров по программам международного сотрудничества, обеспечивать научное сопровождение направлений развития отрасли и координировать научные исследования, проводимые в подведомственных организациях.
В целом же на подразделения научно-методического обеспечения образования федерального органа исполнительной власти могут быть возложены функции:
• определения единой политики при организации профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования государственных служащих и работников ведомственных организаций;
• разработки государственных требований к квалификации и уровню подготовки государственных служащих и специалистов применительно к занимаемым должностям и направлениям развития отрасли;
• координации работы представителей министерства или ведомства в соответствующих учебно-методических объединениях по совершенствованию подготовки специалистов в интересах развития отрасли;
• организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих ведомства и работников подведомственных организаций по основным, вспомогательным и обеспечивающим направлениям деятельности;
• организации заключения договоров о сотрудничестве с учреждениями высшего профессионального образования для проведения стажировок государственных служащих;
• проведения контроля качества обучения специалистов и учебного процесса по программам профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в соответствии с заключенными государственными контрактами на оказание образовательных услуг.
• координации научных исследований подведомственных организаций в интересах инновационного развития отрасли;
• организации участия подведомственных организаций в проведении фундаментальных и поисковых исследований по комплексным целевым программам;
• организация адаптации учебных курсов и программ обучения к содержанию и специфике деятельности ведомства, организация учебной практики и специализации студентов, обучающихся в образовательных учреждениях по направлению ведомства.
Важным направлением работы подразделения научно-методического обеспечения образовательной деятельности федерального органа исполнительной власти может стать организация и научно-методическое обеспечение подготовки и переподготовки кадров по новым направлениям (специальностям) профессиональной деятельности
С введением новых образовательных стандартов и уровневого высшего профессионального образования созданы условия для формирования требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров (магистров, специалистов) в целом и их разделов в виде компетенций в области профессиональной и социально-личностной деятельности.
На рисунке представлена схема реализации функций разработки и обновления государственных требований к минимуму содержания и уровню требований для получения квалификации по программам дополнительного профессионального образования и участия в формировании квалификационных требований к специалистам с высшим профессиональным образованием по основным направлениям деятельности ведомства.
Рисунок. Взаимодействие ведомства с Учебно-методическими объединениями
По содержанию современные образовательные программы должны носить инновационный характер и обучать слушателей в соответствии с действующей нормативной базой, применять современные образовательные методики и технологии, актуализировать знания и формировать практические навыки в соответствующей отрасли экономики. В учебной программе каждой дисциплины должны быть сформулированы конечные результаты обучения приобретения знаний, навыков и умений.
Требования к содержанию программ дополнительного профессионального образования определены приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. № 1221 и включают в себя:
• соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;
• преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;
• ориентацию на современные образовательные технологии и средства обучения;
• совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;
• соответствие учебной нагрузки слушателей нормам;
• соответствие принятым правилам оформления программ;
• соответствие содержания программ видам дополнительного образования.
Содержание дополнительных профессиональных программ определяется учебнометодическими документами: учебным планом, учебно-тематическим планом и программой учебной дисциплины.
В целом, основные предложения по организации учебно-методического обеспечения
подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных
гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти и работников подведомственных организаций заключаются в:
• создании образовательных центров дополнительного профессионального образования для обеспечения научно-методического сопровождения организации повышения квалификации и переподготовки государственных гражданских служащих и работников ведомственных организаций;
• создании базовых кафедр по основным направлениям деятельности федерального органа исполнительной власти в профильных образовательных учреждениях;
• расширении практики подготовки и заключения договоров с образовательными учреждениями по целевой подготовке специалистов по основным направлениям деятельности федерального органа исполнительной власти;
• инициации разработки государственных образовательных стандартов подготовки специалистов и организации специализации обучения студентов по направлениям подготовки кадров для ведомства;
• создании подразделений учебно-методического обеспечения образовательной деятельности ведомства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мосичева И.А. Реализация программ ДПО в условиях совершенствования нормативной базы профессионального образования // Высшее образование в России. - 2011. - № 8-9. -С. 3-6.
2. Егоров И.А. Учебно-методическое объединение: проблемы нормативного регулирования. // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психо-лого-педагогическому образованию. - 2011. - № 1.- С. 61-72.
3. Проект Типового положения об учебно-методическом объединении образовательных организаций профессионального образования от 10.05.2011 г. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. URL: http://www.fgosvpo.ru (дата обращения: 01.06.2012).
4. Глебова Л.Н. Роль УМО в модернизации высшего профессионального образования // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. - 2011. - № 1. - С 55-58.
Поступила 20.06.2012 г.