Научная статья на тему 'Направления исследований современной педагогической компаративистики'

Направления исследований современной педагогической компаративистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТРИЧНЫЙ ПОДХОД / COMPARATIVE STUDIES / NATIONAL EDUCATION / MATRIX APPROACH / PEDAGOGICAL COMPARATIVISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагунова Ирина Августовна, Шапошникова Татьяна Дмитриевна

В статье рассматриваются важнейшие проблемы педагогической компаративистики; история развития и современное состояние отечественных сравнительных исследований международных проектов; представлены прогнозы развития данной области знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Directions of Modern Pedagogical Comparativistics

The most important problems of the pedagogical comparativistics, the history of development and current state of the domestic comparative studies of international projects are considered and forecasts of development of this sphere of knowledge are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Направления исследований современной педагогической компаративистики»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ

В статье рассматриваются важнейшие проблемы педагогической компаративистики ; история развития и современное состояние отечественных сравнительных исследований международных проектов; представлены прогнозы развития данной области знаний.

Развитие и становление педагогической компаративистики с начала 90-х гг. ХХ века было связано с разработкой сравнительных исследований в области образования, с выделением в них различных направлений и научных оснований для организации и проведения совместных проектов. В это время российское образование становится гораздо более открытым к международному сотрудничеству, начинают активно разрабатываться разные направления исследования совместно с зарубежными коллегами, научными структурами, реализовываться совместные проекты.

Одним из первых совместных проектов в Российской Академии образования стал проект с международным педагогическим обществом «Фи Дельта Каппа», получивший название «10 плюс 10» и проводимый российской и американской стороной (Центр международных исследований в образовании Института теории и истории педагогики, рук. И.А.Тагунова). Проект был посвящен инновациям в образовании. С каждой стороны были выбраны 10 школ, 10 учителей, которые

И.А. Тагунова

Т.Д. Шапошникова

Ключевые слова:

педагогическая

компаративистика,

сравнительные

исследования,

национальное

образование,матричный

подход.

представляли свои идеи, новые концепции, программы развития школ и актуальные проблемы в педагогической науке и практике. Представленные материалы были опубликованы на английском и русском языках.

Для развития педагогической компаративистики совместный проект послужил стартом в разработке методологических оснований организации и проведения совместных исследований в области образования, осуществления совместных международных исследовательских проектов. В тематике института цель такой исследовательской деятельности рассматривалась в контексте интеграции России в мировое образовательное пространство, несомненно, актуальной и важной. В рассмотрении совместных проектов особое внимание российской стороны было обращено на систему грантов, которая широко распространена в США и в мире при осуществлении различного рода проектов и с которой российские педагоги - ученые и практики - не были еще достаточно ознакомлены в начале 90-х годов. Важной задачей представлялось не только рассмотрение практики осуществления международных проектов, но и ее анализ, выделение позитивных и негативных сторон.

Так, например, было определено, что в зарубежной педагогике направленность научно-педагогических исследований на десятилетия вперед определяется стратегией на повышение качества образования, воспитание ответственных граждан, способных к социально разумному поведению в меняющемся обществе, стратегией ,детализированной в конкретных задачах. Определение проблем исследований регулируется, например в США, в значительной степени государством в лице Национального института образования и соответствующих отделов департаментов образования штатов, которые публикуют приоритетную тематику финансируемых государственными грантами исследований. Принимаются также инициативные темы и проекты, актуальность которых и способность руководителя и коллектива специалистов выполнить проект на высоком уровне определяются экспертными комиссиями. Гранты под проекты представляют собой основной источник финансирования и выделяются на определенный срок для выполнения конкретной научной задачи.

Оперативность в решении актуальных задач практики, механизмы и организация деятельности по их решению являются достаточно привлекательными. Грантовая система выдвигает на первый план прикладные исследования (они составляют более 80% НИР), результаты которых носят практический характер и могут быть использованы школами и учителями в повседневной работе. Грантовая система требует от исследователя доказа-

тельности и достоверности разработанных идей. В обосновании, которое направляется в экспертную комиссию, должны быть указаны квалификация специалиста, сроки и виды поэтапных отчетов о работе. Но главное — организация исследования, его эмпирическая база, критерии оценки результатов экспериментальной работы. Обязательность экспериментальной работы, научная строгость ее организации (разработка критериев, способов проверки происходящих изменений) обеспечивают достоверность концепций, программ, моделей и их применимость в других школах и учебных заведениях.

Однако и российские, и американские ученые отметили то, что недостаточная разработанность фундаментальных проблем лишает прикладные изыскания прочной основы. Их результаты быстро появляются, подталкиваемые сроками грантовых контрактов, широко рекламируются и также быстро исчезают, не закрепляясь в массовой практике школ. Российские ученые обратили внимание на практику вовлечения учителей и руководителей школ в исследовательскую работу за рубежом. Например, в США, согласно законам большинства штатов, учителя проходят аттестацию каждые пять лет. За этот период они должны набрать установленное число «кредите» — часов занятий в системе повышения квалификации. Занятия выбираются учителем в соответствии с его интересами: в университете, на курсах, которые открывают негосударственные исследовательские институты, курсах местных отделов образования. «Кредите» дают за участие в конференциях, публикации в журналах и т.п. Такая гибкая и вариативная система повышения квалификации стимулирует творческие способности учителей. Лучшие из них получают ранг «вдохновителя» (facilitator). Они создают творческие группы, проводят дискуссии, разрабатывают программы экспериментальной работы, организуют посещение учителями семинаров в интересных для них школах, встречи с учеными. За свою работу «вдохновитель» имеет надбавку к зарплате или сокращенную учебную нагрузку. Правительство всячески поощряет поисково-творческую деятельность школ. Ежегодно 1000 школ, достигших высоких результатов в обучении и воспитании детей путем использования новых методов и приемов, получают 10 млн. долл. (10 тыс. каждой школе на развитие ее инфраструктуры).

Серьезного внимания и анализа заслуживали проекты, связанные механизмом применения принципа реформирования образования «снизу», принятого в западном, в частности, в американском обществе и требующего вовлечения в процесс обновления школы родителей и общественности. В США

это делается весьма активно и разнообразными путями. Один из них — ежегодный национальный опрос американцев об их отношении к школе, ее проблемам и возможностям их решения. Эти опросы проводят социологический центр Гэллапа совместно с педагогическим обществом «Фи Дельта Каппа». Изучение зарубежного опыта, активное участие российский ученых - сотрудников Центра международных исследований ИТИП РАО в различных международных проектах, их разработка, организация и проведение, анализ этой работы позволили рассмотреть международные исследовательские проекты как средство развития и формирования единого образовательного пространства и как средство интеграции Российского образования в мировое; выделить в мировом образовательном пространстве как объективной реальности единые подходы к его содержанию, формам, средствам и методам.

Важное направление в развитии педагогической компаративистики в ИТИП РАО было связано с разработкой теоретических основ мирового образовательного пространства под влиянием глобальных процессов, происходящих в мире в период глобализации; выделения в мировом образовательном пространстве его ядра - наднационального образования, его структуры и форм реализации (И.А.Тагунова ). Наднациональное образование рассматривается с позиций предоставления образовательных услуг - это образование, имеющее характер товара, удовлетворяющего потребности человека. Образовательные услуги, по большей части, не являются обязательным государственным образованием, а предоставляют профессиональное и дополнительное образование, результатом получения которого выступают знания и умения, признаваемые во всем мире; цели, содержание и методы обучения которым - едины во всем мировом образовательном пространстве, т.е. выражают наднациональный характер.

Наднациональное образование функционирует в рамках национальных образовательных систем, но уже стало ядром инварианта мирового образовательного пространства, с которым связаны перспективы будущего развития образования. Наднациональное образование - это образование, которое ориентировано на потребности и ценностные ориентации такого образования, которое позволяет человеку свободно передвигаться по миру и жить и работать в разных странах.1

В современных условиях, отвечая на вызовы формирующегося инфор-

1 С 2009 года центр международных исследовательских проектов в ИТИП РАО был преобразован в лабораторию методологии сравнительного образования, а в 2011 году - в лабораторию педагогической компаративистики.

мационного общества, образование трансформируется в новой логике развития мирового образовательного пространства (не столько в локальном цивилизационном контексте, сколько в общемировом); изменяется фундаментальная историческая задача образования. Ведущим фактором изменения фундаментальной задачи образования (которая в прошлом определялась как подготовка национальных кадров в целях развития национальной экономики и культуры) выступает кардинальное изменение характера интеграционных процессов в образовании, формирующегося в контексте динамичной экспансии сети Интернет. Именно масштаб этого нового типа коммуникации сказался на трансформации мирового образовательного пространства: национальные и региональные системы образования дополнились новым типом образования - наднациональным, и именно процесс развития наднационального образования сопровождается появлением новых субъектов преобразований в сфере образования (международных организаций, транснациональных компаний и самого человека), новыми формами организации образовательного процесса (фрайчайзингом, глобальными образовательными структурами образования, международными аспирантурами и кафедрами и др.), развитием образовательного туризма, в том числе он-лайн, новой познавательной установкой в образовании. Мировое образовательное пространство следует сегодня изучать на основе иного теоретического и методологического подхода, в основе которого должен лежать принцип сетевого развития образования.

В числе приоритетных задач современной компаративистики выделяются следующие:

• разработка теоретико-методологических подходов к процессу ведения сравнительного анализа в исследованиях, методов исследования в сравнительной педагогике, способов организации и проведения совместных международных исследований;

• вычленение процессов развития интернационализации, интеграции, транснационализации, глобализации и наднационализации, их взаимосвязей и отличий, сущностных проявлений и трансформаций;

• выявление факторов развития наднационального образования, истории его развития, структуры, форм организации и содержания наднационального пространства;

• моделирование процессов развития образования в мире.

Серьезное внимание сегодня в контексте исследований педагогической компаративистики уделяется также проблемам стандартизации общего среднего образования за рубежом, современным задачам социализации,

новым подходам в зарубежной дидактике, перспективам развития единого образовательного пространства в условиях развития Сети, проблеме совместимости исходных данных, методов и результатов международных исследований. К наиболее значимым понятиям педагогической компаративистики следует отнести "наднациональное образование", "мировое образовательное пространство", "метод сети" в сравнительной педагогике, "совместимость" как теоретический подход к проведению международного исследования, "матричный подход" как технология международных исследований

Становится очевидным тот факт, что сегодня для педагогической компаративистики важно изучение философских, социологических и культурологических концепций нового социально - экономического проекта развития общества, а также рассмотрение теорий коммуникации. Современное понимание развития гуманитарной науки в мире тесно связано с отказом от сциентизации знания и необходимостью постоянной рефлексии по поводу знаний о мире и человеке.

Исследования, проводимые сегодня педагогической компаративистикой, свидетельствуют о том, что развитие сравнительной педагогики как науки включает три основных этапа. Каждый из них отличается целями проведения сравнительных исследований, подходами к пониманию задач сравнительной педагогики, методами исследований. Первый этап - ознакомительный. Второй можно обозначить как период заимствований. Третий представляет международное сотрудничество. При этом необходимо отметить тот факт, что современная компаративистика в течение всей своей истории формирования не отбросила ни один из своих подходов, не изменила ни одной из своих целей или задач. Каждый из этапов ее развития характеризовался приращением новых стратегий и тактик и совершенствованием старых. Однако во все времена существования сравнительной педагогики ее ахиллесовой пятой были и остаются методы компаративистских исследований и подходы к интерпретации полученных в результате исследований данных. А между тем сравнительные педагогические исследования не терпят субъективизма. Ошибочные суждения о тенденциях развития образования, неточности в описании и объяснении новых подходов в педагогике, некорректно, неосмысленно, без деталей и уточнений охарактеризованные содержание, формы организации и методы обучения, воспитания и социализации учащихся в других странах в процессе освоения чужого опыта могут принести только вред, и, увы - никакой пользы.

Процесс объективации результатов исследований сравнительной педа-

гогики - крайне сложный момент. Это связано с тем, что образование, как и его научное обоснование - педагогика, есть продукт многовекового развития некого этноса, национальной культуры, особенностей социально-экономической жизни, наконец, географии, климата и т.д. Более того, сегодня нейронаука говорит о том, что в процессе эволюционного развития мозг разных этносов сформировался по-разному, что предполагает различное восприятие одних и тех же объектов и феноменов, а как итог - и разное отношение к ним, непонятные другой стороне реакции. Современной наукой доказано, что разум является функцией мозга, возникшей эволюционно в процессе адаптации. Это знание свидетельствует о том, что мозг генерирует процессы мышления, сознания, психики в опоре на то, что в нем заложено эволюцией.

Итак, можно ли справиться гуманитарной науке с такими сложными задачами, как (1) определение тенденций и направлений процессов интеграции и дезинтеграции, глобализации, интернационализации, кооперации в образовании; (2) выделение общего на региональном уровне и специфически национального в современных теориях обучения и моделях воспитания; (3) нахождение способов совместимости педагогических воззрений, научных парадигм, образовательных систем, практик в условиях необходимости интегрироваться, вписываться в глобальные образовательные процессы; (3) выявление педагогических подходов и средств в другой мировоззренческой культуре, иных условиях жизни, которые позволили бы решить российские проблемы образования. Именно эти вопросы, сложные и неоднозначные, ставит и пытается решить лаборатория педагогической компаративистики в своей исследовательской деятельности.

Как лабораторией реализуются поставленные задачи? Прежде всего, путем разработки соответствующих задачам методов исследования и детального продумывания процедур и подходов в проведении каждого конкретного исследования. В частности, проведение компаративистского исследования предполагает: уточнение методологической цели и характера исследования (описательное, объяснительное, прогностическое); выбор подхода к исследованию (эвристический или аналитический); определение его общей направленности (акцент на выявление схожих феноменов или специфических); рассмотрение возможностей получения новейшего материала исследования (источники: наблюдение, интервьюирование, научная литература - первоисточники, вторичные источники); выделение оснований и ориентиров, на базе которых оно будет осуществляться; очертание границ возможного осмысления исследуемого материала; определение кри-

териев достоверности полученных результатов; выявление номенклатуры и объема необходимых для верифицируемого исследования данных, научного материала; определение источников, позволяющих оценить причинно-следственную связь развития изучаемых феноменов.

Осуществление поставленных процедурных задач компаративистского исследования невозможно без обращения к междисциплинарному подходу. Знания других областей наук значительно облегчают понимание многих педагогических феноменов, помогают в интерпретации полученных данных, позволяют приблизиться к достоверности оценки полученных результатов. К таким научным областям следует, прежде всего, отнести лингвистику, нейронауку обучения, социологию, философию, теологию, политические науки, экономические науки, этнопсихологию и культурологию. Большое значение для выявления и осмысления причинно-следственных связей появления, развития, прекращения существования педагогических феноменов в компаративистском исследовании имеют результаты трудов историков, географов, литературоведов, лингвистов; а для определения закономерностей в процессе обучения, особенностей локальных педагогических подходов или понимания локальных педагогических парадигм - нейрона-уки обучения.

В процессе проведения компаративистского исследования педагогического феномена (образования или науки) педагогическую специфику можно отследить посредством анализа особенностей синтаксиса языка носителя; увидеть, выделить, системно рассмотреть и комплексно оценить педагогическую проблему можно лишь с помощью обращения к трудам выдающихся мыслителей современности в области философии, социологии, культурологи, психологии, этнобиологии. Осмыслить перспективы развития педагогического феномена крайне трудно без обращения к прогностическим работам в общественных науках.

Достоверности результатов в компаративистском исследовании невозможно достичь без предваряющего исследование этапа уточнения значений терминов, используемых в описании изучаемого феномена, осмысления понятий в контексте культурного окружения. В этих целях мало провести просто анализ имеющихся в данной культуре образования формулировок (определений) этих понятий, необходимо рассмотреть и проанализировать их в контексте многообразия практики их использования.

Осуществить корректное компаративистское исследование современных процессов в образовании и педагогике практически невозможно без погружения исследователя в среду, которую он изучает, вне его временного

присутствия в странах, образование которых он исследует.

Итак, очевидно, что компаративистское исследование предполагает серьезную методологическую и теоретическую подготовку исследователя, так как доказано, что успешность проводимого исследования связана с точностью установления научного факта, не умозрительно или экспериментально выявленного, а наличествующего в теории или практике другой культуры. Этот факт сначала необходимо увидеть, подробно описать, документально подтвердить и многофакторно объяснить; а затем сопоставить его и сравнить со схожим фактом в других культурах, выявить в них общее и различное, специфическое; осмыслить целесообразность и условия его функционирования в той культуре, где его нет; проанализировать возможности его существования в контексте другого мировоззрения и мемической предрасположенности.

Все это крайне сложные задачи, но достижимые уже сегодня. А вот главная задача, которую должен решить педагог-компаративист в ближайшем будущем - это выявить, каким должно быть в методологическом и теоретическом плане исследование в сравнительной педагогике, чтобы оно позволило выявлять и детализировать педагогические средства и способы преодоления мемической предрасположенности народа, мешающей ей достигать высоких результатов в той сфере, которую она определяет как приоритетную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.