Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ ПРИ СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТУРПРОДУКТОВ'

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ ПРИ СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТУРПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тренд / турпродукт / туроператор / конъюнктура / культура / история / креативность / искусственный интеллект / трансфер / гастрономический опыт / бронирование / традиции.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наргиза Хикматуллаевна Лутфуллаева

Туристский продукт состоит из трѐх элементов: тур, дополнительные экскурсионные услуги, товары. Тур — первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое. Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее иной заказчик). Пакет тур, полностью подготовлен и включает в себя как минимум проезд, проживание, питание, трансфер и страховку. В отдельных случаях в программу включены экскурсии, аренда автомобиля и т. д. Продается по установленной, заранее сформированной цене[1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ ПРИ СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТУРПРОДУКТОВ»

Toshkent davlat iqtisodiyot O'zbekiston — 2030 strategiyasi:

universiteti inson salohiyatini ro'yobga chiqarish imkoniyatlari

Tashkent State University of Uzbekistan - 2030 Strategy:

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ ПРИ СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТУРПРОДУКТОВ

Наргиза Хикматуллаевна Лутфуллаева

Белорусско-узбекский межотраслевой институт прикладных технических квалификаций в городе Ташкенте старший преподаватель, к.э.н.

lutnargiza@mail. ru

Ключевые слова: тренд, турпродукт, туроператор, конъюнктура, культура, история, креативность, искусственный интеллект, трансфер, гастрономический опыт, бронирование, традиции.

Туристский продукт состоит из трёх элементов: тур, дополнительные экскурсионные услуги, товары. Тур — первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое. Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик). Пакет - тур, полностью подготовлен и включает в себя как минимум проезд, проживание, питание, трансфер и страховку. В отдельных случаях в программу включены экскурсии, аренда автомобиля и т. д. Продается по установленной, заранее сформированной цене[1].

Хотя прогнозы и рекомендации глобальных компаний-агрегаторов составлены на основе анализа поведения зарубежных путешественников, уже сейчас заметны ростки этих трендов и в Узбекистане — как во внутреннем, так и в выездном туризме. Осознание глобальных трендов поможет предвосхитить новые потребности клиентов, а также подскажет идеи для современных турпродуктов — как туроператорам, так и отельерам. Несколько трендов представляют особый интерес для тех, кто занимается въездным туризмом [3] . Тренд 1. Бюджетные путешественники готовы тратить часть средств на «красивую жизнь».

Суть. Туристы ищут способы отдохнуть комфортно и ярко без значительных трат. Например, выбирая бюджетное проживание в отеле 4*, они при этом могут баловать себя дорогими услугами: брать в аренду машины премиум-класса, посещать SPA в люксовых отелях, заказывать индивидуальные экскурсии с высококлассными гидами.

17-aprel, 2024

300

Toshkent davlat iqtisodiyot O'zbekiston — 2030 strategiyasi:

universiteti inson salohiyatini ro'yobga chiqarish imkoniyatlari

Tashkent State University of Uzbekistan - 2030 Strategy:

Как применять. Тренд требует от туроператоров и отелей сбалансированного подхода к формированию предложений. Базовые цены на поездки, доступные широкому кругу потребителей, должны дополняться широким списком услуг высокого качества. Даже покупатели среднего и экономичного ценового сегмента должны иметь возможность приобрести услуги премиального класса, чтобы устроить себе «красивую жизнь». Пусть даже на короткое время.

Тренд 2. Погружение в местную культуру. Туристы хотят участвовать в жизни, а не наблюдать ее.

Суть. Растет интерес к культуре и истории. Однако знакомиться с традициями и обычаями мест отдыха путешественники предпочитают не на экскурсиях, а общаясь с местными. В поисках необычных впечатлений они посещают ремесленные мастерские, кулинарные мастер-классы с местными шеф-поварами, участвуют в праздниках и фестивалях. Как применять. Самый лучший способ следовать этому тренду — выйти на контакт с локальными сообществами. Примеры такого взаимодействия есть и во внутреннем туризме. Один из самых ярких кейсов бережного и продуктивного взаимодействия с местными жителями

представляет Чаткальский национальны парк. Здесь, например, с традиционными местными ремеслами туристов знакомят жители из ближайших деревень.

Тренд 3. Устойчивый туризм и осознанные путешествия

Суть. Устойчивый туризм, о котором все говорят, достаточно простая история. Многие путешественники стали задумываться о влиянии туризма на окружающую среду и местные сообщества. Как следствие, повысился спрос на экологичные варианты путешествий. Туристы предпочитают поездки, которые минимально воздействуют на природу. Им также важно чувствовать, что они поддерживают экономику регионов и местных жителей. Как применять. Для отелей концепция устойчивости включает использование местных продуктов в ресторане, применение экологически чистых практик, таких, например, как экономия энергии и раздельный сбор мусора. Сюда же относится проведение мероприятий, знакомящих с местными традициями, ремеслами и т. п.

Туроператоры способствуют устойчивому туристическому развитию туристических территорий, создавая рабочие места для местных жителей. Кроме того, они могут включать в свои программы посещение особых достопримечательностей (музеев, мастерских и т. п.), поддерживающих

17-aprel, 2024

301

Toshkent davlat iqtisodiyot O'zbekiston - 2030 strategiyasi: universiteti inson salohiyatini ro'yobga chiqarish imkoniyatlari Tashkent State University of Uzbekistan - 2030 Strategy: Economics_

местные сообщества, а также дать возможность туристам подключиться к экологическим проектам. Все это позволит гостям ощутить себя причастными к сохранению культурного и природного наследия регионов отдыха. Продвижение программ, созданных с опорой на принципы устойчивого туризма, может стать уникальной фишкой, выделяющей продукт туроператора.

Тренд 4. Поиск уникального гастрономического опыта

Суть. Интерес путешественников к локальной кухне растет. Туристам уже мало просто попробовать местные блюда — они хотят получить уникальный кулинарный опыт, наслаждаясь красотой подачи, ароматом и вкусом еды, а также атмосферой места. Дегустации становятся похожи на иммерсивные спектакли. Многие туристы даже выбирают направление для поездки, ориентируясь в первую очередь на информацию об уникальных ресторанах и необычной кухне.

Как применять. Авторы прогнозов рекомендуют отелям привлекать гостей, предлагая блюда из свежих местных продуктов в своих ресторанах.

Организация кулинарных мастер-классов с шеф-поварами, по их мнению, станет хорошим способом погрузить гостей в кулинарную культуру региона. Еще одна идея для туристов, которым хочется разнообразия, — гастрономические пакеты, включающие обеды или ужины в известных местных ресторанах.[2 ].

Туроператоры, в свою очередь, могут разрабатывать (и активно это делают) гастрономические туры и экскурсии, которые предусматривают посещение местных рынков, ферм и ресторанов. Гастрономическая тематика добавляет колорита и в рекламные кампании территорий.

Тренд 5. Отправиться в путешествие, чтобы познать себя и научиться новому.

Суть. Путешествия теперь — не просто развлечение, а способ узнать больше о самом себе, получить новые знания и навыки. В такие туры часто включены занятия йогой, мастер-классы по разным видам искусства, кулинарии, семинары по личностному росту и пр. Основная их цель — помочь участникам обрести гармонию, развить креативность и навыки коммуникации, а также обогатить свой внутренний мир.

Как применять: Отели могут развивать программы wellness-отдыха, йоги и медитации, а также организовывать мастер-классы по саморазвитию. Туроператоры — туры, сфокусированные на личностном росте, ретриты, образовательные курсы, тренинги по лидерству, встречи с интересными

17-aprel, 2024

302

Toshkent davlat iqtisodiyot O'zbekiston - 2030 strategiyasi: universiteti inson salohiyatini ro'yobga chiqarish imkoniyatlari Tashkent State University of Uzbekistan - 2030 Strategy: Economics_

людьми. Думаю, вы легко узнаете тренд, изучая разноплановый ассортимент так называемых «авторских туров» и «туров со смыслом». Тренд 6. Гибкие условия бронирования и оплаты

Суть. Пандемия COVID-19 усилила фактор неопределенности при планировании путешествий. Туристы стали осторожнее, они ищут гибкие условия бронирования, чтобы минимизировать риски потери денег в случае изменения планов.

Как применять. Предлагать условия бронирования, при которых туристы могли бы изменить дату и/или направление без значительных штрафов. Также будут востребованы опции «купи сейчас, заплати позже» для уменьшения финансового бремени на путешественников. Туриндустрия в целом оперативно отреагировала на этот тренд, используя технические инновации.

Тренд 7. Поехать туда, где снимали знаменитое кино или сериалы Суть. Места, где проходили съемки «звездных» картин становятся точками притяжения туристов. Сначала приезжают поклонники кино, затем к ним присоединяются те, кто ищет новизны. Постепенно место превращается в туристический регион. Нечто подобное у нас случилось, например, с Териберкой.

Как применять. Туроператоры могут использовать волну популярности фильмов и сериалов, разрабатывая необычные программы туров, включая в экскурсии рассказы о создании кино, актерах. Интерактивные квесты и реконструкции сцен из фильмов добавят уникальности

Отели, находящиеся рядом с культовыми местами съемок, могут оформить интерьеры в стиле известных фильмов и сериалов. Также рабочие варианты — предложение специальных пакетов проживания, включающих экскурсии по местам съемок, или организация тематических вечеринок и кинопоказов. Это все даст возможность увеличить чек.

Тренд 8. Путешествия по особым поводам

Суть. Значимые личные события становятся поводом для поездок. Это могут быть маленькие победы, такие как завершение проекта или окончание курса, дни рождения, юбилеи, годовщины свадьбы и т. п.

Как применять. Возможности для организации небольшого праздника должны быть во всех турах. Ну и, конечно, имеет смысл предлагать поездки на выходные, тематические путешествия.

Тренд 9. Уехать, чтобы выспаться и восстановить эмоциональное равновесие

17-aprel, 2024

303

Toshkent davlat iqtisodiyot O'zbekiston - 2030 strategiyasi: universiteti inson salohiyatini ro'yobga chiqarish imkoniyatlari Tashkent State University of Uzbekistan - 2030 Strategy: Economics_

Суть: Исследователи отмечают растущий интерес к путешествиям для восстановления хорошего самочувствия. Появился спрос на безалкогольные туры, программы цифрового детокса с использованием практик для физического и психического восстановления. Этот тренд особенно заметен на азиатском рынке, прежде всего ему подвержены туристы из Китая. Как применять: Авторы прогнозов рекомендуют туроператорам устанавливать партнерские отношения с оздоровительными центрами и организовывать совместные программы. Также, по их мнению, будут востребованы индивидуальные туры, учитывающие особые потребности клиентов по восстановлению здоровья.

Отелям они советуют создавать пространства для релакса, предлагать средства для улучшения сна, а также оздоровительные услуги прямо на территории отеля. В Узбекистане этот тренд находит отражение в росте спроса на санаторные услуги.

Тренд 10. Спонтанные путешествия

Суть. Тренд связан с желанием путешественников исследовать неизведанные места и наслаждаться незапланированными поездками. Они отказываются от тщательного планирования маршрута в пользу импровизации и открытий.

Как применять: Туроператоры могут разрабатывать туры, дающие путешественникам свободу в выборе дополнительных активностей. Тех, кто готов на спонтанные решения, привлекают также «горящие» туры.

Тренд 11. Выбор для путешествий стран и регионов с умеренным климатом

Суть: Тренд возник в ответ на климатические изменения, из-за которого традиционные пляжные курорты становятся временами слишком жаркими для комфортного отдыха. Любители прохлады ищут места, где можно избежать жары и насладиться более умеренным климатом. Это могут быть северные страны и горные курорты.

Как применять. Тренд выгоден северным территориям, не избалованным большими туристическими потоками. Важен он и для въездного туризма в Россию, где большую часть года нет жары. Туроператорам он позволяет разработать новые маршруты и предложить туристам варианты отдыха по ценам ниже тех, что дают раскрученные пляжные курорты. Для маркетинга тренд тоже удачен, фотографии со снегом для туристов из жарких стран выглядят экзотично и привлекательно.

17-aprel, 2024

304

Toshkent davlat iqtisodiyot O'zbekiston - 2030 strategiyasi: universiteti inson salohiyatini ro'yobga chiqarish imkoniyatlari Tashkent State University of Uzbekistan - 2030 Strategy: Economics_

Хотя, конечно, любовь к северным морям для российских туристов далеко не новый тренд — достаточно посмотреть хотя бы на статистику въезда в Калининградскую область.

Тренд 12. Стремление посетить неизведанные страны и регионы вместо популярных туристических направлений

Суть. Туристы чаще стали выбирать альтернативные направления вместо привычных. Тренд в первую очередь касается мест, схожих с раскрученными по предлагаемым активностям, культурным традициям, природным достопримечательностям. Путешественников притягивает сюда в первую очередь отсутствие толп туристов и привлекательные цены как на размещение, так и на дополнительные услуги.В равной степени тренд касается как пляжных курортов, так и горных.

Как применять. Тренд делает туроператоров более свободными в плане формирования ассортимента. Однако грамотный маркетинг для успеха в следовании этому тренду имеет, пожалуй, решающее значение. В рекламной кампании важно показать преимущества нового направления, подчеркивая его уникальность и одновременно схожесть с уже известным рынку.

Тренд 13. Использование инновационных технологий при планировании поездок

Суть. Исследователи из Booking привели статистику, согласно которой 48% путешественников уже доверяют искусственному интеллекту планирование своих поездок. Цифры разнятся в зависимости от рынков — от 8% в Великобритании до 63% в США. Этот показатель отражает растущее доверие к технологиям и готовность использовать ИИ для упрощения процесса. Такое доверие к ИИ, вероятно, связано с его способностью быстро анализировать большие объемы информации, предоставлять персональные рекомендации и оптимизировать маршруты.

Как применять: Инновационные туркомпании используют ИИ в своих системах бронирования для улучшения пользовательского опыта. Кроме того, ИИ способен облегчить рутинные процессы в туркомпаниях — его можно использовать для создания картинок, текстов, видеороликов, а также для создания алгоритмов по работе с возражениями туристов.

Национальные тренды в путешествиях в 2023 г. проявились в том, что бюджетные путешественники готовы тратить часть средств на «красивую жизнь», желание погрузиться в местную культуру, проявляют склонность к устойчивому туризму и осознанным путешествиям. Современные туристы

17-aprel, 2024

305

Toshkent davlat iqtisodiyot universiteti

O'zbekiston — 2030 strategiyasi: inson salohiyatini ro'yobga chiqarish imkoniyatlari

Tashkent State University of Economics

Uzbekistan — 2030 Strategy: to Realize Human Potential

занимаются поиском уникального гастрономического опыта, отправляются в путешествие, чтобы познать себя и научиться новому, приветствуют гибкие условия бронирования и оплаты[4 ].

REFERENCES

1. Абабков Ю. Н. Маркетинг в туризме : учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 214 с.

2. Боголюбов В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций : учебник и практикум для вузов / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021.

3. Expédia, Skyscanner и Booking прогнозы по туристическим трендам на 2024 год.

4. Котанс А. Я. Технология социально-культурного сервиса и туризма : учебное пособие / А. Я. Котанс. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 384 с.

256 с.

306

^_17-aprel,_2024_

Respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.